Социальная педагогика развитие ребенка это
Марина Боброва
Социальное развитие детей дошкольного возраста
В настоящее время задачи социального развития детей решаются дошкольной педагогикой через осознание взаимосвязи их психических особенностей с воспитанием и обучением. Истоки этой позиции восходят к культурно-исторической теории развития личности и находят свое продолжение в исследованиях, доказывающих, что развитие индивида проходит «не внутри его организма и личности», а «вне его», т. е. посредством общения и установления контактов с другими людьми, а также в их совместной деятельности – в процессе обучения и воспитания.
Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделять свое Я среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками.
Процесс социализации является одним из важных условий формирования и развития личности и неразрывно связан с процессом ее индивидуализации, который в педагогике трактуется как организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся и позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого.
Индивидуализация «есть неизбежный результат процесса социализации, и, напротив, индивидуализация возможна лишь через социализацию, лишь на ее основе.
Среди показателей социального развития дошкольников исследователи отмечают адекватные способы общения с близкими взрослыми, умственное сотрудничество со взрослыми, социальную компетентность или социальную зрелость, ориентировку в окружающем предметном мире, в представлениях о самом себе, о явлениях собственной жизни и о своей деятельности, а также в явлениях собственной жизни.
В дошкольный период у нормально развивающихся детей речь формируется прежде всего как интенсивное средство общения и в процессе общения со сверстниками приобретает форму диалога.
В игровой деятельности дети активно используют предметы-заместители, которые позволяют им осмыслить функции и значение разных продуктов человеческой культуры.
Взаимодействие взрослых и детей строиться с ориентировкой на особую чувствительность ребенка к социальным влияниям. Развитие культуры познания взрослых и детей, социальных эмоций и мотивов, самопознания, уважения к себе, способов общения происходит путем подражания взрослому, путем следования его речевой инструкции. Так формируются навыки межличностного поведения. Беседы на межличностные темы становятся для дошкольника основным источником сведений о нормах
нравственности, об оценке его собственных поступков и поступков других людей. Появляются социальные навыки общения; умение говорить по очереди, учитывать опыт, навыки и интересы собеседника, не перебивать его; готовность переходить на невербальные формы общения.
Дошкольник способен понимать эмоционально значимые жесты и мимику, передавать свое эмоциональное состояние улыбкой, гримасой или иными мимическими движениями. Взаимодействие ребенка со сверстником строиться на интересе друг к другу, играх рядом. Так формируется «просоциальное поведение», т. е. умение делиться, проявлять заботу, сотрудничать.
Усвоение ребенком общественного опыта осуществляется в процессе становления предметно-игровой деятельности, продуктивных видов деятельности, научения. Познание жизни окружающих взрослых людей происходит благодаря играм, в том числе сюжетным.
В дошкольный период формируются поисковые способы ориентировочно-познавательной деятельности (зрительная ориентировка, малыш учится выполнять действия по образцу и речевой инструкции. Именно в дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать, что имеет индивидуальное имя, которое он слышит, узнает ласковые варианты его, а также то, как его будут называть, когда он вырастет. Благодаря имени, местоимению «я» и жесту ребенок выделяет себя как персону.
У детей формируются представления о близких людях, об окружающей действительности: они хорошо знают свои инициалы, адрес, имена и отчества родителей и других близких людей. Сформированные представления о своей семье и ее членах позволяют ребенку выделить собственную позицию в ней.
Особое место занимают процессы половой индентификации и социализации ребенка, которые включаются в структуру образа Я, осуществляются не только через семью, но и через сверстников. Так происходит осмысление наименований «мальчик» — «девочка» в связи с их половыми особенностями. Появление чувств неловкости, стыдливости – это результат своеобразия культурного развития общества. Любопытство, проявляемое ребенком в вопросах, связанное с половой принадлежностью, является в этом возрасте естественным и должно правильно удовлетворяться взрослыми.
Ближайшее окружение дошкольника не ограничивается детским садом. Как правило, он хорошо ориентируется на улице, знает как пройти до ближайшего магазина или детской площадки. У него формируются четкие представления о временных и сезонных явлениях, о временах года, днях недели. Жизнь детей наполняется информацией из животного и растительного мира, представлениями о самом себе и явлениях собственной жизни, о своей деятельности и явлениях общественной жизни.
Дошкольник усваивает нормы, связанные с правилами поведения в быту. Сначала у ребенка формируются культурно-гигиенические навыки, а потом он осознает необходимость их выполнения.
Особенностью социального поведения дошкольника является соподчинение мотивов, что придает его поведению определенную направленность: если дал игрушку, не нужно отнимать. Зачастую преобладание общественных (социальных) мотивов над личными влияет на соблюдение правил поведения в обществе, а преобладание личных мотивов над общественными приводит к серьезным нарушениям в поведении.
Умение детей подчинять свои мотивы действиям формируется в присутствии взрослого путем показа, объяснений. Взрослый – эталон поведения ребенка. Адекватное поведение в присутствии взрослого – первый этап морального развития. Знание норм и правил поведения свидетельствуют об усвоении ребенком одной из сфер социальной действительности. Однако, в дошкольном возрасте еще имеет место и неосознанность поведения, когда дети бесцельно играют с машиной, катая ее по полу и т. д.
Итак, в ходе социального развития дошкольник овладевает следующими социально значимыми умениями и навыками:
• Здоровается при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощается при расставании с ними;
• Благодарит за услугу, подарок, угощения;
• Адекватно ведет себя в знакомой и незнакомой ситуации;
• Доброжелательно относиться к знакомым и незнакомым людям и адекватно реагирует недоброжелательное и недоброжелательное отношение к себе со стороны окружающих;
• Может быть партнером в совместной игре со сверстниками, обращаться к ним с соответствующими просьбами и предложениями
• Положительно реагирует на просьбу взрослого убрать игрушки, покормить животных в живом уголке, полить растения, убрать мусор, накрыть на стол;
• Уважает труд взрослых и его результаты;
• Умеет давать элементарную оценку своим поступкам и действиям;
• Замечает изменения в настроении близкого взрослого или сверстника;
• Начинает и поддерживает диалог со сверстниками и близкими взрослыми;
• Владеет некоторыми приемами разрешения конфликтных ситуаций.
Важную социально-воспитательную роль в обучении детей в этот период помимо семьи играет детский сад. Взаимодействие с коллективом сверстников и педагогами дошкольники осуществляют с помощью уже сформированных навыков сотрудничества с новыми взрослыми и сверстниками. Дети действуют в разных видах деятельности, адекватно ведут себя в быту, во время игровых занятий в группе, на детской площадке, соблюдают режимные моменты. Владеют навыками опрятности и самообслуживания.
Дети активно используют в быту средства социальной связи со сверстниками и взрослыми: жесты, связную речь, сюжетный рисунок. У них постепенно формируются действия по подражанию, образцу, речевой инструкции. В большинстве случаев у дошкольника сформированы представления о себе, о людях и предметном мире. В этом возрасте у детей доминирует несколько типов деятельности: игровая как ведущая, рисование, конструирование, лепка, аппликация, элементы учебной деятельности.
К важным социальным навыкам, которыми овладевают дошкольники, относятся адекватное поведение в семье и общественных местах, умение обслуживать себя в быту, использовать по назначению предметы гигиены, быть опрятным.
Таким образом, социальная линия развития является важной составляющей жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста, в структуру которой органично вплетаются психологические новообразования возраста, определяющие, в свою очередь, готовность ребенка к включению в коллектив сверстников и качество созревающей личности в целом.
Источник
Здравствуйте. Тема нашей сегодняшней
лекции:
Лекция №2
«Социальная педагогика как наука».
Запишите, пожалуйста, вопросы, которые
мы рассмотрим на лекции:
Социальная педагогика как наука и
практика.Функции социальной педагогики
Связь социальной педагогики с другими
науками и ее место в системе педагогических
дисциплин.
Начнем рассматривать первый вопрос
– Социальная педагогика как наука
и практика.
Для начала давайте запишем несколько
определений социальной педагогики.
Социальная педагогика (по Мудрик) –
отрасль педагогики, исследующая
социальное воспитание в контексте
социализации. Т.е. воспитание всех
возрастных групп и социальных категорий
людей, осуществляемое как в организациях,
специально для этого созданных, так и
в организациях, для которых воспитание
не является основной функцией (предприятия,
воинские части и др.)
Социальная педагогика (по Никитину)
– теория и практика познания, регулирования
и реализации образовательно-воспитательными
средствами процесса социализации или
ресоциализации человека, результатом
которого является приобретение индивидом
ориентации и эталона поведения (убеждений,
ценностей, соответствующих чувств и
действий).
Социальная педагогика (по Мискес) –
научная дисциплина, раскрывающая
социальную функцию общей педагогики и
исследующую воспитательный процесс во
всех возрастных группах.
Наука, как известно, это сфера
человеческой деятельности, направленной
на выработку и систематизацию новых,
объективных знаний и представлений о
действительности. Так, философию называют
наукой о всеобщих законах развития
природы, общества и мышления; социологию
— наукой об обществе как целостной
системе; психологию — наукой о
закономерностях развития и функционирования
психики человека, педагогику — наукой
об образовании, воспитании и обучении
подрастающего поколения.
Чтобы понять особенности социальной
педагогики как науки, необходимо
разобраться в том, что она должна изучать,
вычленить ее собственную область
исследования. Для этого в науке существуют
понятия объект и предмет исследования.
В качестве объекта исследования той
или иной науки выступает определенная
область реально существующего мира,
реальной действительности. Предметом
же любой науки является результат
теоретического абстрагирования,
позволяющего ученым выделить те или
иные стороны, а также закономерности
развития и функционирования изучаемого
объекта. Таким образом, объект науки —
это фрагмент объективной реальности,
предмет — результат ее осмысления.
Предметом социальной педагогики
является социальное воспитание
личности, исследование воспитательных
сил общества и способов их актуализации.
Объектом являются дети и другие
люди, нуждающиеся в налаживании связей
с обществом, в успешном социальном
развитии.
Социальная педагогика как наука изучает
социально педагогические –явления в
социуме и решает следующие задачи:
— осуществление социально-педагогической
оценки (экспертизы) деятельности
государства, общественных организаций,
движений, партий, а так же учреждений и
коллективов;
— исследование влияний факторов среды
на растущую личность, группу;
— исследование влияния отдельных факторов
(например семьи, СМИ) на личность и др.
Структура социальной педагогики:
—
социология воспитания
— социально-педагогическая виктимология
(Виктимология (лат. victima — жертва,
лат. logos — учение) — раздел криминологии,
учение о жертве преступления, наука о
потерпевших, обладающих индивидуальной
или групповой способностью стать
жертвами преступного деяния)
— философия социального воспитания
— теория социального воспитания
— психология социального воспитания
— методика социального воспитания
— управление социальным воспитанием на
общенациональном, региональном,
муниципальном и локальном уровнях.
Вопросы к аудитории:
Выводы:
Переходим к рассмотрению второго
вопроса- функции социальной педагогики
Социальная
педагогика как отрасль знания обладает
рядом функций, каждая из которых
представляет собой одно из её направлений,
отражающих её содержание. Функции (от
лат. function
– отправление, деятельность) –
обязанность, круг деятельности,
назначение.
Теоретико-познавательная
функция выражается в том, что социальная
педагогика систематизирует и синтезирует
знания, стремиться составить наиболее
полную картину изучаемых ею процессов
и явлений в современном обществе,
описывает и объясняет их, вскрывает их
глубинные основания.Прикладная
функция
связана с поиском путей и способов,
выявлением условий эффективного
совершенствования социально-
педагогического влияния на процессы
социализации в организационно-педагогическом
аспектах.Гуманистическая
функция
выражается в разработке целей
совершенствования социально-педагогических
процессов, создающих благоприятные
условия для развития личности и её
самореализации.
Так
же Мардахаев Л.В. выделяет: познавательную,
научную, диагностическую, прогностическую,
объяснительную, адаптационную,
преобразующую, коррекционную,
реабилитационную, мобилизационную,
профилактическую, образовательную,
управленческую.
(Смотреть самостоятельно: учебник Лев
Владимирович Мардахаев «Социальная
педагогика»; Москва: Гардарики, 2005)
Перейдем
к рассмотрению третьего вопроса нашей
лекции – Связь социальной педагогики
с другими науками и ее место в системе
педагогических дисциплин.
Когда
мы говорим о социальной педагогике, мы
в первую очередь относим ее к системе
педагогических наук, к некоторой
совокупности взаимосвязанных частей,
или отраслей. Для педагогики такими
элементами являются педагогические
научные дисциплины. Иногда о них говорят,
характеризуя структуру педагогической
науки. В зависимости от способа и задач
рассмотрения они могут выступать и как
отрасли этой науки, и как отдельные,
относительно самостоятельные научные
дисциплины. Общее для всех таких дисциплин
— объект педагогики, т. е. педагогический
процесс. Каждая из них специально
рассматривает ту или иную сторону
целостного педагогического процесса,
выделяя свой собственный предмет.
Социальная
педагогика, будучи самостоятельной
педагогической наукой, в то же время
тесно связана с рядом других наук и
использует накопленные в них факты.
Среди них есть базисные — основные для
социальной педагогики. К их числу принято
относить философию, общую педагогику,
социальную работу, социальную психологию,
социологию, политологию.
Социальная
педагогика связана с общей педагогикой
как часть и целое. Назначение социальной
педагогики — установить направления,
содержание, формы поддержки личности
в определенных социокультурных условиях,
конкретизировать положения общей
педагогики применительно к возможностям
среды. Из общей педагогики социальная
педагогика заимствовала многие понятия
и положения: о принципах, закономерностях,
методах воспитания, формах организации
совместной деятельности, условиях
семейного воспитания и многое другое.
Однако
связь педагогики и социальной педагогики
не столь однозначна. Еще не решен в
окончательном виде вопрос о месте
социальной педагогики в общей системе
педагогической науки. Социальная
педагогика может относиться к подсистемам
первой степени, наряду с общей педагогикой,
философией образования, семейной
педагогикой. В подсистему второй степени,
иерархически подчиненную первой, могут
быть включены специальные отрасли
педагогики: дошкольная, военная,
спортивная и др. Социальная педагогика
и педагогика, по мнению Г.Н. Филонова, —
две самостоятельные науки, относящиеся
к разным областям знания, имеющие общие
границы, «сопредельные», по выражению
автора, но не связанные иерархически
как часть и целое.
Социальная
педагогика — это относительно целостная,
сложная комплексная система.
В
систему педагогических наук входят
методики обучения и воспитания школьников
различным дисциплинам: методики
преподавания языка, литературы, истории,
физики, математики, химии, биологии и
иных учебных предметов. Здесь содержатся
специфические частные закономерности
развития учащихся. Исследователи методик
преподавания обогащают науку не только
узкими предметными знаниями обучения
и воспитания конкретной дисциплине, но
и расширяют понятийный аппарат социальной
педагогики.
Социальная
педагогика тесно связана с социальной
работой. Социальная педагогика в
социальной работе выступает в роли
научного стержня потому, что информационные
задачи, вопросы формирования знаний об
обществе, отношениях в группе, социализации,
развитии готовности личности к самопомощи
решаются в основном педагогическими
методами и средствами. Решение социальных
задач во многом определяется воспитанностью
людей, поэтому социальной педагогике
принадлежит ведущая роль в определении
способов, путей и средств развития
личности, субъектов и объектов социальной
работы.
Социальная
педагогика связана с исправительно-трудовой
педагогикой, которая содержит теоретические
обоснования и разработки практики
перевоспитания лиц, находящихся в
заключении за совершенные преступления.
Другое ее название — педагогика
пенитенциарных учреждений. Существует
детская и взрослая отрасли науки по
перевоспитанию людей, отбывающих
наказание за совершенные преступления.
В связи с этим педагогические основы
исправительно-трудовой педагогики
должны включать элементы педагогической
теории о принципах, содержании, методах,
путях и средствах педагогического
воздействия, разрабатываемые в социальной
педагогике.
В
последние годы активно развивается
коррекционная педагогика, которая
изучает особенности развития детей с
ограниченными возможностями, разрабатывает
теоретические основы, принципы, методы,
формы и средства воспитания и образования
детей и взрослых, имеющих отклонения в
физическом развитии. Она обеспечивает
научные основы работы специальных
образовательных школ и дошкольных
учреждений, классов коррекции (классов
выравнивания, компенсирующего обучения),
логопедических пунктов, специальных
дошкольных групп при массовых школах
и детских дошкольных учреждений. Одной
из важных проблем коррекционной
педагогики является разработка
педагогических технологий работы с
детьми группы риска. Теории воспитания
и образования лиц без зрения, слуха, с
нарушениями в развитии мышления и
поведения являются основой для педагогики
социального развития личности (социальное
воспитание); педагогики социальной
среды как частных разделов социальной
педагогики.
Философия
является методологической основой
социальной педагогики. Будучи системой
научных знаний, социальная педагогика
состоит из двух связанных разделов:
теоретико-методологического
(методологические основы познания,
законы, научный аппарат и т. д.) и
прикладного (практического применения
общих теоретических положений). Поэтому
те или иные философские течения,
концепции, теории, методология познания
и преобразования — все это составляет
исходные методологические основания,
основы социально-педагогических теорий.
Аппарат
социальной философии содержит
универсальные категории культуры и
формы мышления: человек, культура,
социум, свобода, гуманизм, конфликт,
социальное время и пространство,
общественная деятельность, ситуация,
жизнь, смерть, субъект и объект, образ
жизни, картина мира, душа, социальная
экология и т. п. Все эти категории
осмысляются в социальной педагогике в
их конкретно-историческом проявлении
и через выявление их педагогического
содержания, смысла или потенциала.
Определенная
часть теоретических знаний в социальной
педагогике выросла из социологических
теорий, поэтому принято считать, что
социальная педагогика связана с
социологией. Исследования в области
социальной педагогики опираются на
социологические данные или методы
анализа социальной реальности.
Например,
при диагностике детей группы обычно
используются данные интервью, анкет,
опросных листов, документов архивов,
автобиографий и других источников и
методов сбора информации, которые
традиционно применяются в социологии.
Социологические методы исследования
в значительной мере используются в
прикладных исследованиях по социальной
педагогике, так же как и в других
научно-педагогических дисциплинах.
Другая
базисная для социальной педагогики
наука — психология, раскрывающая
закономерности развития личности, групп
и коллективов. Из психологии социальная
педагогика черпает сведения об
особенностях личности, социального
познания, механизмах и условиях
социализации личности, истоках отношений
личности, особенностях межличностного
общения, о социальных факторах
отклоняющегося поведения, содержании
психосоциальной работы. Многие подходы
в социальной педагогике, оформляясь в
определенные направления, обычно
опирались на те или иные психологические
воззрения.
Социальная
педагогика тесно связана с конфликтологией.
Конфликтология изучает типы, виды и
формы социальных конфликтов, их общие
закономерности; социальная педагогика
— главным образом межличностные, внутри
личностные и личностно-групповые
конфликты. Конфликтологическая теория
пронизывает большинство современных
разделов обществоведения и человекознания.
Поскольку бесконфликтного личностного
развития не бывает в природе, социальная
педагогика изучает (как часть научного
объекта) потенциально и реально
существующие конфликты между личностью
и социальной средой (социумом и
микросоциумом), взаимоотношения человека
с другими людьми, которые имеют
конфликтный, а поэтому особо значимый
как для личности, так и ее окружения
характер. Социальные педагоги имеют
дело с остроконфликтными категориями
населения (молодежью, инвалидами,
пенсионерами, безработными, беженцами
и т. п.) и призваны содействовать ослаблению
социальной напряженности. Учитывая,
что социальная конфликтность достигла
высоких качественных и количественных
параметров, конфликтологический анализ
проблематики социальной педагогики
является социально актуальным и
чрезвычайно важным. Таким образом,
содержание науки социальной педагогики,
ее объект, предмет, категории и другие
атрибуты не могут осмысляться вне
конфликтологического аспекта. В противном
случае неизбежен ее отрыв от реальных
общественных запросов, возможна
искаженная интерпретация ее функций и
предназначения.
В
последние годы социальные педагоги
стали широко использовать данные
политологии. В политологии для социальной
педагогики представляют интерес
исследования в области социальной
политики, которая как составная часть
внутренней политики государства, а
также общественного сектора, воплощенная
в их социальных программах и практике
и регулирующая отношения в государстве
и обществе в интересах и через интересы
основных социальных групп населения,
является сферой, определяющей практическую
социально-педагогическую деятельность
различных социальных институтов. Как
наука социальная педагогика не зависит
от социальной политики, так как сама
социальная политика по своему происхождению
вторична относительно экономики, которая
была и остается определяющей материальной
основой решения всех социальных задач.
Социально-педагогическая практика
представляет собой форму, технологию,
способ реализации социальной политики,
а социальная педагогика как научная
дисциплина предлагает политологии
фундаментальные теоретические положения,
позволяющие ей разрабатывать эффективные
механизмы реализации социальных доктрин.
Данным
перечнем наук и научных дисциплин не
исчерпываются связи социальной педагогики
с другими науками.
Как
развитая часть педагогической науки
социальная педагогика практически
воспроизводит структуру всей науки: в
ней выделяются фундаментальные и
прикладные разделы, научно-эмпирические
(педагогика социального развития
личности, или социальное воспитание),
интегративные (педагогика среды),
междисциплинарные (педагогика социальной
работы) и комплексные (профессиональное
образование в области социальной
педагогики) области, научные направления,
течения, школы.
Вопросы к аудитории:
Выводы:
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник