Социальная адаптация и развитие ребенка
Особенности социальной адаптации ребенка значительно отличаются от того же процесса у взрослых. Тем не менее именно детство – самый важный период для того, чтобы получить эти навыки и научиться взаимодействовать с обществом во всех сферах жизни.
Конечно, этим занимаются психологи, социальные работники, воспитатели и многие другие, но эффективность будет значительно снижена, если в процессе не примут участие родители, ведь именно они регулируют и направляют жизнь ребенка, и без них он вряд ли найдет помощь на стороне раньше, чем проблемы примут серьезный характер.
Что такое социальная адаптация?
Социальная адаптация – это способность человека жить в социуме, выстраивать с окружающими людьми правильные и уместные отношения, умение вести себя в обществе соответственно особенностям ситуации. То есть если процесс социализации прошел успешно, то индивид сможет комфортно чувствовать себя в окружении любой компании, независимо от возраста, пола, профессии и прочих параметров составляющих ее людей.
Такой человек будет вести себя в соответствии с принятыми нормами, при этом не подавляя свои личные качества, что поможет ему грамотно взаимодействовать с окружающей средой, иметь возможность добиваться своих целей без психологического дискомфорта.
Социальная адаптация ребенка
Сложность детской социальной адаптации заключается в том, что ребенок еще мало знает и о мире и о действующих в нем механизмах, поэтому не представляет, как себя вести в той или иной ситуации.
Даже если ему объяснить, как действовать в одном случае, то в следующий раз он может забыть эту модель поведения или же использовать ее в абсолютно другой ситуации, когда это неуместно. Поэтому задача взрослых помочь маленькому человеку адаптироваться в обществе и интуитивно чувствовать нормы поведения в разных типах общества.
Важную роль в этом процессе играют детский сад, школа, двор или игровая площадка, где гуляет ребенок, различные кружки, которые он посещает. Это те места, где человек с ранних лет вынужден взаимодействовать с большим количеством людей, что позволяет ему развить навыки коммуникации.
Но при этом встает вопрос психологической адаптации ребенка в социуме, ведь далеко не всегда он может чувствовать себя комфортно, и не всегда эту проблему можно решить сменой окружения. Что же делать?
Первые годы
Сразу после рождения человек “общается” с малым количеством людей: в основном это только родители, их близкие друзья и родственники. В это время первостепенную роль играет безопасность.
Ребенок хорошо знает своих родителей, поэтому у них на руках чувствует себя защищенным. Этот фактор нужно использовать для того, чтобы показать ему окружающий мир: чаще носить его по квартире, улице и другим окружающим местам. Тогда ребенок изучает мир, начинает интуитивно его понимать, но при этом не боится нового, потому что знает, что мама рядом и не боится, а значит, ничего из окружающего не враждебно.
Казалось бы, это малозначимые действия, но на самом деле они важны для развития человека, ведь психика ребенка совсем не такая, как у взрослых, а жизненного опыта у него вовсе нет, поэтому следует организовать знакомство с той средой, где ему предстоит жить.
То же самое и с первыми шагами ребенка и самостоятельными прогулками: чтобы он чувствовал себя комфортно, следует держать его за руку или хотя бы не отходить далеко – тогда он будет исследовать мир без страха.
Выход в социум
В семье ребенок общается не только с родителями, но и с родственниками, соседями, друзьями, часто ходит с мамой в магазин или поликлинику. Это первые люди, с которыми он взаимодействует за пределами квартиры. Очень важно, чтобы он видел, что его родители относятся к ним доброжелательно – тогда это “безопасные” люди.
Затем происходит знакомство со сверстниками, первая дружба, детские игры… Родители должны контролировать это общение, но ненавязчиво, не показывая своей роли.
Ребенок должен учиться самостоятельно выстраивать отношения, а роль мамы или папы заключается в том, чтобы вовремя уловить тот момент, когда что-то пошло не так, и скорректировать его. Ни в коем случае нельзя решать проблемы за ребенка, можно только помочь ему, но не заменять его.
Важно создать ребенку условия общения со сверстниками: детский сад, игровая площадка, дети друзей. Взаимодействие с родственниками важно, но социальный мир намного шире, чем даже самая большая и дружная семья.
Дети с ограниченными возможностями
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями сложнее ввиду отличия их от большинства. Здесь все зависит от особенностей отклонения.
Какие-то недуги незаметны окружающим и практически не играют роли в общении, какие-то требует работы с психологом. Тем не менее нельзя оставлять таких детей вне процесса социализации, но контролировать это придется сложнее и с учетом всех нюансов.
Это только общие советы о том, как помочь ребенку в социальной адаптации, на деле же каждый человек – личность, которая требует индивидуального подхода. Кто-то без специальной помощи родителей будет общительным и самостоятельно заведет много друзей и поклонников, кто-то же несмотря на все старания замкнется в себе и начнет испытывать сложности среди чужих людей.
Нужно обратить внимание на особенности конкретного маленького человека и с их учетом помогать ему, при необходимости консультируясь с психологом.
Фото социальной адаптации детей
Также рекомендуем просмотреть:
- Почему ребенок дерется
- Гиперактивность у детей
- Хобби для детей
- Проблема отцов и детей
- Страхи детей
- Синдром дефицита внимания
- Ребенок кусается
- Избалованный ребенок
- Детская агрессия
- Переходный возраст
- Плохой сон у ребенка
- Плохое поведение ребенка
- Почему дети врут
- Ребенок боится темноты
- Стеснительный ребенок
- Ребенок ворует
- Психология развития ребенка
- Поощрение детей
- Общий язык с ребенком
- Депрессия у подростков
- Адаптация к школе
- Депрессия у детей
- Кризис у детей
Источник
Виктория Комарова
Социальная адаптация детей дошкольного возраста
Социальная адаптация детей дошкольного возраста.
Актуальность. В процессе становления личности ребенка и его социализации большое значение имеет то, как он в первые годы жизни адаптируется в мире людей (взрослых и сверстников) в образовательных детских дошкольных учреждениях, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Проблема социальной адаптации детей и педагогических условий ее успешного протекания в ДОУ в настоящее время вызывает большой интерес у педагогов и психологов, т. к. дошкольное учреждение является институтом социализации детей на первой ее стадии, а группа сверстников представляет собой микроформу общества, где ребенок дошкольного возраста знакомится с социальными нормами, приобретает определенные социальные навыки взаимодействия с социумом.
Итак, прежде чем говорить о социальной адаптации дошкольников, хотелось бы дать определение, что же такое адаптация и социальная адаптация в целом.
Адаптация — это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке.
Понятие социальная адаптация будет рассматриваться в рамках темы доклада.
Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу, принятие норм, правил поведения существующие в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.
Как уже отмечалось выше социальная адаптация является условием формирования более широкого и значимого понятия «социализация».
Социализация — процесс и результат усвоения ребёнком социального опыта. В результате социализации ребёнок становится культурным, образованным и воспитанным человеком.
А результатом социализации детей дошкольного возраста является готовность ребенка к школе.
Рассмотрим теперь социальную адаптацию дошкольников. Как известно дошкольный возрастделится на два периода: младший дошкольный возраст и старший дошкольный возраст. Поэтому рассматривать социальную адаптацию будем в рамках данных периодов.
Итак, младший дошкольный возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. И от того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное пребывание в детском саду и в семье.
К основным критериям социальной адаптацииребенка к условиям ДОУ относятся:
* поведенческие реакции;
* уровень нервно — психического развития;
* заболеваемость и течение болезни;
* главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).
Различают степени тяжести прохождения социальной адаптации к детскому саду у младших дошкольников:
1. Легкая адаптация:
-временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);
-аппетита (норма по истечении 10 дней);
-неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. д.) приходит в норму за 20-30 дней;
-характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;
-функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).
Слайд 7.
2. Средняя адаптация:все нарушения выражены более и длительно : сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, эмоциональное состояние (30 дней, двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).
3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении, резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.
4. Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, — стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.
Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации:
эмоциональное состояние ребенка;
социальные контакты ребенка;
послеполуденный сон;
аппетит ребенка.
ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО РЕБЕНОК АДАПТИРОВАЛСЯ:
хороший аппетит;
спокойный сон;
охотное общение с другими детьми;
адекватная реакция на любое предложение воспитателя;
нормальное эмоциональное состояние.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сферы личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду.
Факторы, приводящие к нарушению социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста:
1. Заболевания, нарушающие работу нервной системы. Например, при СДВГ дети невнимательны, импульсивны, слишком активны, что является причиной отвержения их окружающими;атопический дерматит и бронхиальная астма изменяют общий нервный фон: такие дети более капризны, плаксивы, несдержанны.
2. Особенности эмоционально-волевой сферы, среди которых можно выделить повышенный уровень тревожности, агрессии, медлительность, застенчивость.
3. Несформированность коммуникативных умений, трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Именно этот фактор чаще всего является причиной нарушения социальной адаптации.
4.Неумение самостоятельно разрешать конфликтные ситуации: нетерпимость к сопротивлению со стороны партнеров по деятельности, уход от ситуации и т. д.
Слайд 10.
К основному методу преодоления и предотвращения трудностей социальной адаптации относится – игра, т. к. игра – является ведущей деятельностью дошкольников.Выделяют три класса игр:
1) игры, возникающие по инициативе ребенка (детей,- самостоятельные игры:
игра-экспериментирование;
самостоятельные сюжетные игры:
— сюжетно-отобразительные,
— сюжетно-ролевые,
— режиссерские,
— театрализованные;
2) игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной
и воспитательной целями:
игры обучающие:
— дидактические,
— сюжетно-дидактические,
— подвижные;
досуговые игры:
— игры-забавы,
— игры-развлечения,
— интеллектуальные,
— празднично-карнавальные,
— театрально-постановочные;
3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей.
Игры для формирования у детей дошкольного возраста культуры общения
«Жизнь в лесу»
«Добрые эльфы»
«Птенцы»
«Театр теней»
Игры на развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
«Назови себя»
«Позови ласково»
«Волшебный стул»
«Подарок другу»
«Скульптор»
«Пирамида любви»
Слайд 12.
Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста
Учим контролировать движения и работать по инструкции
«Холодно — горячо, право — лево»
«Замри!»
Воспитываем доверие друг к другу, чувство ответственности за другого
«Поводырь»
Развиваем умение активно слушать:
Учимся общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства
«Пантомимические этюды»
«Сказки наизнанку»
Развиваем слуховое восприятие
«Телефон»
«Сундучок»
«Пум — пум — пум»
Формируем умение выделять основную идею высказывания, подводить итог
«Зеркало движений»
Развиваем умение понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации
«Магазин игрушек»
Развиваем умение устанавливать логические, причинно-следственные связи, делать умозаключения
«Я бросаю тебе мяч»
Игры на преодоление негативных эмоций, гнева
«Изобрази животное»
«Уходи, злость, уходи»
Источник
Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения
Социализация – процесс и результат усвоения ребёнком социального опыта. В результате социализации ребёнок становится культурным, образованным и воспитанным человеком. А результатом социализации детей дошкольного возраста является готовность ребенка к школе.
Первые признаки того, что ребенок адаптировался: хороший аппетит; спокойный сон; охотное общение с другими детьми; адекватная реакция на любое предложение воспитателя; нормальное эмоциональное состояние.
Процесс социализации начинается с появлением человека на свет и продолжается вплоть до конца его жизни.
Приход в детский сад коренным образом меняет положение ребенка. Вся его жизнь, поступки, отношения со сверстниками и с взрослыми рассматриваются теперь через призму норм, моралей, обязанностей. У ребенка в процессе социализации складывается определенная модель мира, система социальных представлений и обобщенных образов, например, образ Родины, образ хорошей семьи, образ счастливой жизни.
Адаптация — это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Поэтому темпы адаптации у разных детей будут различны.
Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников, принятие норм, правил поведения, существующие в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.
Причины, приводящие к нарушению социальной адаптации детей дошкольного возраста:
Заболевания, нарушающие работу нервной системы. Дети невнимательны, импульсивны, слишком активны, что является причиной отвержения их окружающими; атопический дерматит и бронхиальная астма изменяют общий нервный фон: такие дети более капризны, плаксивы, несдержанные.
Особенности эмоционально-волевой сферы, среди которых можно выделить повышенный уровень тревожности, агрессии, медлительность, застенчивость.
Неумение самостоятельно разрешать конфликтные ситуации: нетерпимость к сопротивлению со стороны партнеров по деятельности, уход от ситуации и т.
Несформированность коммуникативных умений, трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Именно этот фактор чаще всего является причиной нарушения социальной адаптации.
Решению задач социальной адаптации помогает раздел ФГОС социально-коммуникативное развитие для детей дошкольного возраста. Оно включает в себя следующие параметры:
уровень развития общения ребенка со взрослыми и сверстниками;
Уровень сформированности чувства принадлежности к своей семье, уважительного отношения к окружающим;
Уровень готовности ребенка к совместной деятельности со сверстниками;
Уровень формирования позитивных установок по отношению к труду и творчеству;
Уровень формирования знаний в области безопасности жизнедеятельности (в различных социально-бытовых и природных условиях);
Уровень усвоения социальных норм и правил, нравственное развитие ребенка; уровень развития целенаправленности и самостоятельности;
Уровень интеллектуального развития (в социальной и эмоциональной сфере) и развитие эмпатийной сферы (отзывчивость, сострадание).
Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительное отношение к детскому саду. Чтобы облегчить ребенку адаптацию в детском коллективе, необходимо обращать внимание на развитие его коммуникативных навыков задолго до поступления в детский сад.
Для облегчения социальной адаптации детей родители должны с ранних лет учить малышей искусству общения со сверстниками и взрослыми, придерживаться правильного режима дня. С самого младшего возраста ребенка необходимо поощрять его самостоятельность, тогда он будет расти здоровой и полноценной личностью. Адаптироваться к детскому саду ребенку может помочь и воспитатель, который должен заранее изучить особенности своего нового подопечного и, согласовав свои действия с родителями ребенка, подобрать к нему индивидуальный подход. Благожелательная и уютная атмосфера, создаваемая воспитателями в группах, является тем необходимым условием, которое помогает детям легко адаптироваться к новому месту. В целом, социальная адаптация является сложным процессом как для здорового ребенка, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Работники дошкольных учреждений, семьи и общество в целом должны предпринимать все необходимые меры, позволяющие любому ребенку войти в социум и стать его полноценным участником. От целенаправленности и слаженности деятельности взрослых, направленных на социальную адаптацию детей, зависит будущее подрастающего поколения.
Развитие навыков общения с детьми
Создавать ему время от времени своего рода безопасные трудности. Например, иногда над ребенком можно подтрунивать — добродушно. Необходимо научить малыша не пасовать перед проблемами, не бежать сразу за помощью, но и не отвечать на обиду агрессией.
Способствовать его контактам с детьми во дворе и дома.
Стараться не вмешиваться в его общение с другими детьми (по крайней мере, пока нет открытого конфликта).
Развитие навыков общения со взрослыми
Для безопасности ребенка важно научить его не идти за незнакомыми взрослыми и сообщать родителю о любом случае, когда кто-то его просит о чем-то «папе с мамой не говорить» — за этой просьбой может скрываться опасность.
Научить ребенка говорить «нет», особенно тем взрослым, которые предлагают ему неприемлемые для него вещи.
И сверстникам, которые могут его подбивать на какой-нибудь неблаговидный поступок, тоже нужно уметь отказать.
Не отгораживать ребенка от реальной жизни. Развивать его устойчивость к стресс-факторам, случающимся в повседневной жизни, способствовать формированию уверенности в себе.
Подробности прогулки или поездки с кем-то из родителей непременно обсуждать дома (попросить ребенка рассказать другому родителю о прогулке).
Вводить запреты и правила, начиная с конца первого года жизни.
Самым эффективным способом социализации детей в детском коллективе являются коммуникативные игры. Игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.
С помощью игр у детей проявляются:
— умение ?