Сочинение сказок как средство изучения и развития личности ребенка

Сочинение сказок как средство изучения и развития личности ребенка thumbnail

Лариса Синько
Сказка как средство развития личности ребенка дошкольного возраста

Важной целью системы современного образования является воспитание человека, идентичного самому себе и несущего образ себя во всем многообразии отношений с окружающим миром. Одним из направлений в реализации этой цели является обращение к возможностям искусства в процессе воспитания и обучения. Основы личности закладываются в дошкольном возрасте, который по определению А. Н. Леонтьева, является периодом первоначального фактического склада личности. Главное назначение искусства – духовно, нравственно и эстетически обогащать человека. По характеру своего воздействия на психику, интеллект, искусство, в том числе и литература, является особым фактором развития личности ребенка. К сожалению, в последние годы происходит деформация художественного сознания, падение читательской культуры,у книги появилось много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные программы. Они, безусловно, ярки, их воздействие активно, они не требуют того внутреннего переживания, той работы ума, которые естественны при чтении художественной литературы. Сейчас актуален вопрос, как вернуть книгу в руки ребенка, как сделать компьютер союзником книги.

Через художественные образы литературы устанавливается эмоциональное взаимодействие взрослого и детей, происходит знакомство детей с окружающим миром. Среди многочисленных методов, средств и приемов педагогического воздействия особое место принадлежит сказке. Значимость сказки обусловлена ее всесторонним влиянием, как на отдельные психические процессы, так и на детскую личность в целом. (А. В. Запорожец, Л. П. Стрелкова). Эффективность и доступность целенаправленного использования сказки в образовательном процессе обусловлена рядом факторов. Среди них возможность обращения к накопленному социально-культурному опыту, учет возрастных особенностей ребенка, создание у ребенка чувства психологической защищенности. Сказка вводит ребенка в определенные воображаемые ситуации и заставляет пережить вместе с героями не только ситуации, но и ощутить чувства героев. Сказка, по мнению исследователя И. А. Ильина «есть уже искусство: ибо она укрывает и являет за словами целый мир образов, а за образами она разумеет художественно и символически глубоко духовные состояния».

Восприятие сказки оказывает значимое воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Сказка способствует развитию межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств развития ребенка.

В нашем детском саду сказка традиционно используется во всех направлениях воспитательно-образовательной деятельности, создаются условия для введения дошкольников в мир литературы и развития художественно-речевых способностей. Дети знакомятся со сказками на специально организованных занятиях по литературному образованию, герои сказок вместе с детьми учатся считать и рисовать, познают окружающий мир, поют песни и делают зарядку, а сказочные сюжеты пронизывают ролевые, подвижные игры. Интерес к сказке поддерживается созданием в групповых помещениях детского сада предметной среды, включающей в себя библиотеку для малышей, уголок театра, художественную галерею, музыкальную шкатулку. Лучшему пониманию сказки помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра, хорошо инсценируются русские народные сказки «Колобок», «Репка», «Теремок». В марте месяце в нашем детском саду традиционно проходит театральный фестиваль, где дети выступают в роли актёров и представляют вниманию зрителей любимые сказки. Через художественные образы устанавливаются эмоциональные отношения взрослого (воспитателя) и детей, происходит не только знакомство с окружающим миром, но и развитие эмоциональной сферы детей. Как показывает опыт, выразительное рассказывание, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, рассматривание иллюстраций известных художников, игры «в сказку» — все это формирует эмоциональную восприимчивость детей.

Используя сказку как средство развития личности ребенка-дошкольника,мы определяем следующие задачи:

1. Развитие способности к целостному отражению внешнего облика различных сказочных персонажей.

2. Овладение умением оценивать индивидуальные особенности сказочных героев через анализ их действий, поступков.

3. Принятие социально одобряемых форм поведения через проигрывание образно-ролевых сказочных ситуаций.

Если в младшей возрастной группе дети еще не могут делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного без помощи воспитателя, то в старшем дошкольном возрасте дети самостоятельно анализируют поступки героев, соотнося свое поведение с нравственными эталонами.

В процессе использования деятельностного принципа развивающей работы в качестве основных методов применяются драматизация отдельных сюжетов по сказкам, продуктивные методы (рисование, лепка, аппликация на темы сказок, прослушивание музыкальных произведений, точно подобранных для сказочных сюжетов, что позволяет детям узнавать сказки, их героев. Инициирование творчества в передаче ярких эмоциональных характеристик стимулирует способность самостоятельно творить художественный образ. Разнообразные формы работы со сказкой (включая игровые технологии) позволяют формировать интерес к художественной литературе, воспитывать личностные качества ребенка.

Читайте также:  Развитие ребенка в год и семь месяцев игры

Таким образом, влияние сказок на гармоничное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования нравственных представлений происходит формирование социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному.

Источник

Сказкотерапия — это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В результате активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи. (Что особенно важно для коррекционных логопедических групп.)

Сказкотерапия тесно связана с арттерапией (терапия искусством) и игровой терапией. Более того — есть связь с телесноориентированной терапией и ТРИЗом.

К методу сказкотерапии тяготеют не только детские дошкольные учреждения и школы, но и центры реабилитации инвалидов, детей с различными проблемами развития, исправительные учреждения, высшие учебные заведения. Психотерапевтические методические приемы сказкотерапии легко внедряются в любую образовательную программу, не меняя ее содержания.

Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо двигаться. Комбинируя различные приемы сказкотерапии, которые я использую в своей работе, позволяют помочь ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. Можно выделить важнейшие тезисы: глубинный смысл сказки и ее мораль; сказка — источник жизненного опыта, традиций; психологическая защищенность (счастливый конец); ореол тайны и волшебства.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение сказки как средства развития личности ребенка.

В соответствии с поставленной целью в данной работе необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть сказку как средство развития личности ребенка.

2. Охарактеризовать методы развития личности ребенка.

3. Разработать комплекс занятий с применением сказкотерапии (Проект «Сказка — как источник творчества детей»)

Сказка служит для ребёнка посредником между реальностью и внутренним миром. Она приобщает его к жизни, и к тысячелетней человеческой культуре. Это как бы мостик из прошлого в настоящее. Сказочное действо сообщает детям гораздо больше того, что содержится в сюжетных перипетиях и приключениях героев [14, 16].

На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах. Ведь в сказочных ситуациях, при всей их фантастичности, много весьма жизненных, легко распознаваемых ребёнком моментов. Не послушался Иванушка Алёнушку — и стряслась беда. Пожадничала старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» — и осталась ни с чем.

Сказки — совершенно необходимый этап в развитии ребенка. Хотя некоторые мамы и папы считают, что сказки современным детям не нужны.

— Зачем ему (ей) какие-то пустые бредни, бессмысленные, бесполезные фантазии? — говорят они. — Сейчас надо быть практичным, твёрдо стоять на ногах, а не витать в облаках. Новый век — век информации, вот пусть и набирается её с малолетства.

А кому-то народные сказки кажутся дикими, жестокими, не способными породить у ребёнка ничего, кроме многочисленных страхов. Помню, однажды я участвовала в телепередаче вместе с одной известной эстрадной певицей, и она как раз говорила о том, что не читает своей пятилетней дочке сказок, поскольку там постоянно кто-то кого-то обижает, обманывает, бросает на произвол судьбы, пытается съесть и т.п.

Однако если родители по тем или иным соображениям лишают ребёнка этого пласта культуры, они обделяют его как эмоционально, так и интеллектуально. В результате в развитии ребенка наблюдаются очень серьёзные, порой невосстановимые пробелы. Ведь сказки, как уже говорилось, являются выражением коллективного бессознательного, своего рода залежами коллективной культурной и исторической памяти, как отдельного народа, так и человечества в целом. Через них ребёнок в определённом возрасте осваивает мир, познаёт людей и нюансы человеческих отношений гораздо эффективней, чем с помощью самых занимательных энциклопедий. Проскочив этот этап развития, человек как бы уплощается, упрощается, роботизируется, утрачивает способность воспринимать мир объёмно и образно.

Сказочные образы несут в себе огромный смысловой и чувственный заряд. Например, образ зайца в русских народных сказках сцеплен с такими человеческими качествами, как трусость, нерешительность, он вызывает у детей сочувствие, сопереживание, желание помочь. Робкие дети нередко отождествляют себя с этим сказочным персонажем. Победа трусливого сказочного зайчишки над волком или лисой воспринимается ими как их собственная и может послужить стимулом к преодолению собственных страхов ребёнка.

Читайте также:  Как называется внутриутробный период развития ребенка

Кроме того, сказки закладывают в детской душе представления о добре и зле, о должном и недолжном, о жизни и смерти. Почти любая сказка — это поле напряженной битвы добра и зла. Битвы, в которой рельефно проявляются как самые высокие, так и самые низменные стороны человеческой натуры. Очень часто только в сказочной форме дошкольники могут познакомиться с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как верность и предательство, бескорыстие и алчность, самоотверженность и подлость. В сказках всё это изображено вполне доступно для восприятия ребёнка и в то же время совсем не примитивно. Это те необходимые уроки нравственности, без которых маленький человек не может сформироваться как полноценная, гармоническая личность [14, 15].

Конечно, не стоит читать маленьким детям неадаптированных народных сказок. В «неприглаженном» фольклоре действительно много первобытной жестокости. Но литературно обработанные сказки содержат ту необходимую дозу знаний о дурном, без которой ребёнок будет расти в чересчур стерильной обстановке. Как в барокамере. И при первом же соприкосновении с жизнью может пострадать, потому что у него не будет выработано «психического иммунитета» к отрицательным явлениям жизни. Вот что пишет на эту тему доктор психологических наук Л. В. Стрелкова, много лет занимающаяся сказкотерапией: «Наши малыши не живут под стеклянным колпаком, они не всё время находятся под спасительной защитой папы или мамы. Совершенно внезапно во дворе или на улице они могут столкнуться с чем-то «страшным», незнакомым, непонятным. Ребёнок должен быть, хотя бы в самой малой степени, готов к подобной встрече. Однако чтение страшных сказок и работа с ними требуют абсолютного доверия ребёнка к взрослому; если вы не уверены в том, что в ваших отношениях с ребёнком существует полная доверительность, подождите более благоприятного момента».

Использование сказок не только в педагогических, по и в лечебно-психологических целях даёт прекрасный эффект. Механизм воздействия сказочных образов и метафор на сознание и подсознание ребёнка изучен пока ещё мало, однако уже очевидно, что они гораздо сильнее активизируют эмоционально-волевой потенциал ребёнка, чем любые объяснения и призывы изменить своё поведение.

В настоящее время в области сказкотерапии успешно работают специалисты в Москве, Петербурге, Иркутске, Новосибирске, Туле и других российских городах. Так, например, М.В. Яковлева из Иркутского центра медико-социальной, психологической и психотерапевтической помощи населению сочетает сказкотерапию с занятиями по методу символдрамы, разработанному известным немецким психотерапевтом Ханскарлом Лейнером. Основу метода составляет свободное фантазирование, создание внутренних образов, «внутренних картин» на заданную психологом тему. Дети представляют образы, а психолог выполняет контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию.

«Процедура коррекционного занятия при применении метода символадрамы, — пишет М.В. Яковлева, — детально описана в работах X. Лейнера, Г. Хорна и Я.Л. Обухова. Сидящего с закрытыми глазами в удобном кресле ребёнка вводят в состояние расслабления… Однако в работе со многими детьми даже и это часто бывает излишним. Можно просто попросить ребёнка лечь или сесть, закрыть глаза и расслабиться. После достижения ребёнком состояния расслабления ему предлагается представить образы на заданную психологом тему… Представляя образы, ребёнок рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психологу, который как бы «сопровождает» его в образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией коррекционного занятия. Участие психолога внешне выражается в том, что через определённые промежутки времени при помощи комментариев «Да», «Угу», восклицаний типа «Вот как!», повторения описаний ребёнка, а также при помощи вопросов о деталях и свойствах образа он сигнализирует о внимательном наблюдении за ходом развития образов ребёнка. Чтобы обеспечить наиболее полное и глубокое самораскрытие личности ребёнка, необходимо свести до минимума суггестивное воздействие психолога. В частности, его вопросы должны быть открытыми, так как уже в самом вопросе могут быть некоторые элементы внушения. Например, вместо того, чтобы спросить: «Дерево большое?» или «Далеко ли это дерево?», что уже предполагает определённое ожидание ответа, следует спрашивать: «Какого размера дерево?» или «На каком расстоянии находится это дерево?» [15, 123].

Сочетая символдраму со сказкотерапией, психолог предлагает ребёнку представить себе, что он находится в определённой сказке («Теремок», «Курочка Ряба», «Спящая красавица», «О пряничном домике» и др.) и рассказать, какие образы возникают перед его внутренним взором. «Принципы сказкотерапии, — пишет Яковлева, — заключаются в знакомстве ребёнка со своими сильными сторонами, в «расширении» поля сознания и поведения ребёнка… в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, обмене позитивным жизненным опытом с ребёнком». Этот метод, добавлю, развивает творческие способности и умение слушать себя и других, учит принимать и создавать новое.

Читайте также:  Мониторинг индивидуального развития ребенка по фгос

В сказкотерапии по методике Л.В. Стрелковой взрослому, наоборот, отводится самая активная роль. Он должен не только сам подбирать художественные тексты, но и затевать обсуждение прочитанного, побуждая ребёнка ответить на вопросы, выразить свое мнение, проанализировать описанную ситуацию. В рамках занятий по её методике предлагаются различные формы заданий — для ребёнка и для его родителей. Например, ребёнок должен сочинять письма тем или иным сказочным персонажам. Или в одной из частей книги в качестве персонажа появляется и сам ребёнок. А взрослые должны вести дневник наблюдений за эмоциональными проявлениями ребёнка, за его продвижениями в нравственном развитии.

Стрелкова стремится к тому, чтобы научить ребёнка осознанно относиться к своим чувствам, внутреннему миру, к умению управлять своими чувствами.

В Туле также проводятся развивающие занятия со сказками (методика Ю.Л. Линецкого): устраиваются диалоги с обсуждением прочитанного, показываются репродукции картин известных художников, иллюстрирующие тему занятия, используются элементы музыкотерапии. Возьмём, к примеру, урок, который называется «Быть честным с самим собой». На нём читается отрывок из любой сказки (например, «Сказка о трёх топорах»), где героя выручает его честность. Затем задаются вопросы:

— Как вы понимаете слова: «Надо быть всегда честным, тогда на душе будет спокойно и радостно». А если кто-то другой обманывает, то на душе у него неспокойно и тяжело?

— Как вы думаете, может ли быть источником настоящей радости чужое горе?

— Как вы понимаете фразу: «Честным в первую очередь нужно быть с самим собой»?

Затем предлагается ряд игр и упражнений, после чего рассказывается ещё одна сказочная история — притча про мальчика-пастуха, который от скуки кричал: «Волки! Волки!» И односельчане, поначалу сбегавшиеся на его крики, перестали ему верить. Так что, когда действительно появился волк, мальчику ни-

кто не помог защитить овец. После рассказа вновь задаются вопросы, с разных сторон «разминающие» тему честности:

— Как вы думаете, почему люди не прибежали к мальчику на подмогу?

— Чем рискует человек, говорящий неправду?

— А если человек внутренне сильный, будет он кого-то обманывать?

Дальше тема усложняется. Школьникам предлагается рассмотреть ситуации, когда обман оправдан (так называемая «ложь во спасение»). В конце урока происходит работа с ассоциациями, то есть ещё сильнее активизируется сфера бессознательного: детей просят придумать, с каким цветом (запахом, формой) ассоциируются у них слова «обман» и «правда», а также зарисовать свои ассоциации.

Весьма результативна сказкотерапия и в работе с «особыми» (в частности, умственно отсталыми) детьми. «Сказка оказывает колоссальное коррегирующее воздействие на эмоциональную сферу детей с тяжёлой умственной отсталостью, — утверждает О. Смирнова. — Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту». Конечно, необходимо при этом учитывать особенности детей. Гиперактивного ребёнка, который постоянно отвлекается, лучше заинтересовывать иллюстрациями, подбирать сказки в стихах. Пассивных детей необходимо вводить в мир сказок таинственно, осторожно, говорить шёпотом.

Занятия по сказкотерапии по методике О.Смирновой проходят индивидуально и в подгруппах по 2-3 человека. Широко используется работа с карточками, отгадывание загадок, различные игры, помогающие усвоить содержание и смысл сказок. Дети учатся распознавать эмоциональные состояния сказочных персонажей, изображённых на картинках, пересказывать сказки (для детей с отклонениями в умственном развитии это представляет очень серьёзную трудность). Естественно, для таких дошкольников даже самые простые, знакомые с младенчества сказки должны быть адаптированы. Используются и элементы куклотерапии. Например, игрушечная ворона загадывает детям загадки, а отгадки-куклы появляются в окошке теремка в случае правильного ответа. В наше время, когда детей с мультидефектами становится всё больше, подобные методики пользуются повышенным спросом. сказка ребенок занятие развитие

Интересен и опыт психологической помощи тяжело болеющим детям, о котором рассказали в своей брошюре «Доктор Кукла» А.Греф и Л.Соколова. Доктор Кукла — это большая, ростом с ребёнка, кукла клоуна-врача по имени Лука Лукич. Этот «доктор» приходит к детям в больницу, старается поднять им настроение, снизить стрессы, тревожность или агрессивность, в игровой форме приучить к необходимым, часто неприятным медицинским процедурам.

Источник