Смешанные специфические расстройства развития у ребенка

Смешанные специфические расстройства развития у ребенка thumbnail

Группа расстройств, характеризующаяся наличием у одного лица специфических расстройств развития речи, школьных навыков, двигательных функций без значительного преобладания одного из дефектов, необходимого для постановки первичного диагноза. Общий признак для этой категории расстройств — их сочетание с некоторой степенью нарушения когнитивных функций. Эта плохо определяемая и недостаточно чётко очерченная в МКБ-10 диагностическая рубрика по клиническим описаниям приближается к широко использовавшейся и продолжающей использоваться в отечественной психиатрии диагностической категории «задержка психического развития» с выделением её дизонтогенетических и энцефалопатических форм.

Код по МКБ-10

F83 Смешанные специфические расстройства психологического развития.

Эпидемиология

Наиболее часто отечественные психиатры приводят среди учащихся начальных классов такую статистику: 4,6-5,8% детей с задержкой психического развития.

Причины и патогенез

В генезе указанных расстройств ведущую роль отводят биологическим факторам, в том числе наследственной предрасположенности и негрубым тканевым повреждениям мозговых структур в результате экзогенно-органических воздействий с последующим нарушением формирования межанализаторных связей. Социальные факторы, такие как дефицит информации, связанный с низким уровнем семьи, безнадзорность, усугубляют проявления смешанного расстройства развития. Патогенез изучен недостаточно. Предполагают, что в одних случаях преобладает механизм задержки созревания и функциональной незрелости соответствующих мозговых структур, в других — механизм выпадения структурных и функциональных элементов, обеспечивающих более высокий уровень интеллектуального развития.

Симптомы

Клиническая картина носит полиморфный характер, включает как признаки лёгкого общего психического недоразвития, так и в различных сочетаниях специфические расстройства развития речи, школьных навыков. Дислексии — нарушения чтения, дисграфии — различные виды нарушения письма, в том числе орфографической дисграфии, проявляющейся в неспособности логически употреблять и контролировать на письме хорошо усвоенные правила орфографии, дискалькулии — расстройства счёта. При энцефалопатических формах указанные расстройства сочетаются с различной осложняющей симптоматикой (психопато-подобными, неврозоподобными расстройствами, явлениями церебральной астении др.).

Лечение

Дети с данной формой расстройств должны находиться под наблюдением детского психиатра. Это необходимо не только для проведения адекватного медикаментозного лечения, психотерапии, но и решения совместно с психологами и дефектологами вопроса о форме обучения. Дети с задержкой психического развития традиционно в нашей стране обучаются в специализированных классах коррекции с облегченной программой в общеобразовательных школах. Перевод в школу VIII вида (вспомогательную) осуществляют в тех случаях, если уровень общего психического недоразвития соответствует умственной отсталости.

Прогноз

При отчётливой тенденции к уменьшению расстройств с возрастом более низкий уровень когнитивной продуктивности сохраняется в подростковом возрасте и в течение всей взрослой жизни.

trusted-source[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7]

Источник

Введение. Смешанные специфические расстройства психического развития включены в МКБ-10 под кодом F83.В данную рубрику отнесены сочетания специфических нарушений развития школьных навыков, речи, двигательной функции, проявляющиеся в равной степени, что не позволяет выделить какой-либо из них как основной диагноз. Как правило, у таких детей выражена общая недостаточность познавательных и интеллектуальных функций, однако не у всех пациентов [1].

Для детей с данной патологией характерны некоторые особенности: недостаточный запас знаний и представлений об окружающем, пониженная познавательная активность, замедленный темп формирования высших психических функций, нарушения различных сторон речи. Однако до 3-х лет ребенку ставится диагноз задержка психического развития. Среди расстройств развития речи встречаются истинная дисфазия, аутистическая эхолалия, речевая диспраксия, селективный мутизм, синдром Ландау–Клеффнера и другие. В группу расстройств моторики объединяются диспраксическая дисграфия, детская неуклюжесть, нарушение координации [2].

По данным зарубежного статистического исследования, на долю больных с диагнозом «смешанное специфическое расстройство психического развития» приходится от 10 до 30% всех пациентов, страдающих патологией личности [3]. В Российской Федерации распространенность поведенческих расстройств детского и подросткового возраста составляет 18,6% [4]. Наиболее изучены и освещены в литературе расстройства речи, ведь их оценка наиболее проста, в отличие от нарушений поведения, развития школьных навыков, так как необходимо подробно и тщательно собрать анамнез, а также в течение некоторого времени наблюдать за ребенком.

Причины возникновения специфических расстройств многообразны – это различные поражения ЦНС во внутриутробном периоде, во время родов, а также неблагоприятные условия воспитания [5]. В большинстве случаев основной диагноз у данной группы детей – резидуально-органическое поражение ЦНС, который, по мнению авторов, соотносится с рубрикой МКБ-10 F83. Кроме того выделяют два варианта энцефалопатических синдромов в структуре резидуально-органического поражения ЦНС: астеногипердинамический и астеногиподинамический [6].

Концепция нашего исследования заключается в анализе особенностей клиники и данных инструментальной диагностики только в рамках комбинаций специфических расстройств речи, поведения, моторики, так как причины данных состояний не ограничиваются резидуально-органическим поражением ЦНС. Вероятность для таких детей в некой степени адаптироваться к учебному процессу, общению в социальной среде снижается с каждым годом без адекватно подобранного лечения и программ специального обучения. Таким образом, необходимо как можно раньше выявить нарушения и принять меры для своевременной коррекции.

Целью данного исследования явилось изучение клинико-диагностических особенностей детей со смешанными специфическими расстройствами психического развития.

Материалы и методы. Проведен клинический анализ историй болезни 95 детей. Контрольную группу (№1) составили 50 (27 мальчиков и 23 девочки) детей с темповой задержкой развития. В опытную группу (№2) включены 45 детей (32 мальчика и 13 девочек) с диагнозом смешанные специфические расстройства психического развития. Возраст варьировал от 3 до 9 лет. Проанализированы данные анамнеза, неврологического статуса, электроэнцефалографии (ЭЭГ), магнитно-резонансной томографии (МРТ) головного мозга. Визуальным и количественным методом, проведена оценка отдельных параметров ЭЭГ, которые позволяют определить биологическую активность головного мозга, выявить очаги повышенной активности.

Статистическую значимость различий параметров ЭЭГ оценивали с помощью точного критерия Фишера с уровнем достоверности p≤0,01 и p≤0,05. Статистический анализ полученных данных выполняли с использованием пакета программ Microsoft Exсel (2010), STATISTICA 7.0.

Читайте также:  Отставание в психоэмоциональном развитии ребенка

Полученные результаты и их обсуждение. Проанализированы анамнестические данные детей группы №2: течение беременности, интранатального периода, постнатального развития ребенка. Ведущие травмирующие факторы обнаружены у 36 детей (81%). Угроза прерывания отмечалась у 10 детей (23%), перинатальная энцефалопатия – у 10 детей (23%), внутриутробная гипоксия – у 6 (14%), гестоз беременных – у 5 (12%), обострение хронических заболеваний матери в период беременности – у 4 (9%), обвитие пуповины – у 4 (9%), асфиксия плода – у 2 (5%) и другие – внутриутробная инфекция, анемия, родовые травмы.

Учитывались анамнестические данные опытной группы о нервно-психических навыках детей: захват игрушки, гуление, лепет, фиксация взгляда на каком либо объекте. По данным литературы первое гуление появляется к 1-2-му месяцу жизни ребенка, а лепет – к 6 месяцам [7]. У 31 ребенка (69%) на первых годах жизни наблюдалась задержка речевого развития. А у 15 (35%) детей наблюдалась позднее формирование навыка по длительной фиксации взгляда на предмете.

При объективном исследовании учитывались такие показатели как: реакция ребенка на осмотр врачом, мышечный тонус, состояние сухожильных рефлексов, форма головы, изменения со стороны черепно-мозговых нервов, а также речь, моторика, эмоционально-познавательная сфера. В группе №2 около 42% детей охотно вступают в контакт с врачом, 24% — частично, возможно быстрое истощение, отвлечение ребенка, а 34% на осмотр не реагируют.

У большинства детей 2-й группы мышечный тонус не изменен (60,4%), снижен у 31,6% и дистоничен у 8%. Более чем у половины пациентов (58%) оживлены сухожильные рефлексы. Гидроцефальная форма головы встречается у детей (45%), уплощенный затылок у (5%) и у половины больных правильная неизмененная форма. У детей (76,3%) не наблюдается патологии черепно-мозговых нервов, однако на долю расходящегося косоглазия приходится 18,4%, а сходящееся косоглазие встречается в 5,3%.

Нарушения речи – это ключевое отклонение у детей со смешанными специфическими расстройствами развития, которые представлены разнообразными симптомами от заикания до вокализаций. Лишь у 5,3% детей опытной группы не обнаруживаются нарушения развития речи. У данных пациентов клинический синдромокомплекс складывается за счет нарушений эмоционально-познавательной и двигательной сфер.

Нарушения речи (у 94,7% детей) в опытной группе представлены выраженной дизартрией (63,1%), отсутствием экспрессивной речи (13,2%), эхолалией (10,5%), заиканием (7,9%) (рис 1).

Рис. 1. Структура нарушений речи у детей со смешанными специфическими расстройствами психического развития.

Познавательная сфера страдает у детей 2-1 группы наблюдения в более чем половине случаев (55%), а именно — снижена познавательная активность, концентрация внимания, игровая активность, недостаточный объем усвоенных понятий для своего возраста. Когнитивная (интеллектуальная) функция страдает у 15,8% детей. Эмоциональный фон у ребенка с данным диагнозом также нарушен (29%), наблюдается дурашливость, негативизм, агрессия, либо, напротив, боязливость, аутичные черты: отсутствие контакта глаза в глаза, отсутствие разнообразия в игре, неумение создавать эмоциональные дружеские отношения со сверстниками, кратковременная фиксация взора. Кроме того, у 7,9% детей не сформировались навыки опрятности. Эмоционально-познавательная сфера развита в соответствии с возрастом лишь у 21% больных.

Одним из широко используемых методов оценки биоэлектрической активности головного мозга у детей является регистрация электроэнцефалограммы (ЭЭГ). В группе контроля при анализе результатов электроэнцефалографии у 12 детей наблюдаются общие диффузные изменения биоэлектрической активности коры головного мозга, во 2-й группе обнаружены данные изменения у 40 детей (p<0,01). Доброкачественные эпилептиформные разряды детского возраста (ДЭРД) в 1-й группе встречаются у 6 детей, в опытной группе – у 25 (p<0,01). Одиночные и групповые полифазные дельта-волны в группе контроля наблюдаются у 3 детей, в опытной группе у 17 детей (p<0,01), медленноволновая активности тета-диапазона в контрольной группе у 2-х детей, у детей со смешанными специфическими расстройствами психического развития у 14 (p<0,01).

Регистрировались также: высокоамплитудный заостренный неустойчивый альфа-ритм, а также его фрагментация, в группе контроля у 8 детей, в опытной группе у 14 (p<0,05) (рис. 2), признаки заинтересованности срединно-стволовых структур (ЗССС) в 1-й группе у 7 детей, во 2-й – у 10. Бета активность высокой представленности в 1-й группе у 1 ребенка, в опытной у 3-х детей, веретена сна наблюдаются во 2-й группе у 3-х детей.

Рис. 2. Ранжирование показателей электроэнцефалограмм в опытной и контрольной группах.

Детям, у которых регистрировались ДЭРД, проводилось лечение противосудорожным препаратом «Кеппра» с целью редукции эпилептической активности. Ряд авторов утверждает, что в незрелом гиппокампе располагаются участки с высокой плотностью NMDA-рецепторов, которые обеспечивают высокую степень готовности к эпилептической активности, посредством избыточного притока кальция. Препарат «Кеппра» частично опосредует свои эффекты через каналы N-типа, снижая концентрацию ионов кальция, что тем самым способствует редукции эпи-активности. Через 6 месяцев приема препарата у детей наблюдалась положительная динамика, угасание эпилептической активности при повторном ЭЭГ-исследовании.

По данным литературы ДЭРД связаны с незрелостью коры, данные доброкачественные явления возраст-зависимые, что объясняется повышенной чувствительностью головного мозга детей. Такое состояние детерминировано некоторыми факторами: особенностями строения и функции «эпилептогенных областей» — гиппокампа, миндалевидного тела, неокартекса; преобладанием возбуждающих нейротрансмиттеров (глутамат); незрелостью ГАМКергической системы. Локализация очагов эпи-активности в нашем исследовании преобладала в лобной области, что по данным ряда авторов является менее типичным для ДЭРД [8, 9].

Высокоамплитудный альфа-ритм, который наблюдается у детей со смешанными специфическими расстройствами психического развития указывает на возбуждение коры головного мозга и функциональные нарушения в его глубоких отделах. Кроме того, умеренные общие диффузные изменения и нарушение параметров альфа-ритма возможны вследствие дисфункции подкорковых и стволовых структур вследствие постгипоксических процессов, неустойчивости механизмов регуляции функционального состояния ЦНС, а также причиной может служить незрелость коры головного мозга. Однако в основе данных электрофизиологических изменений могут выступать нарушения церебральной гемодинамики, особенно в вертебро-базилярном бассейне [10, 11].

Читайте также:  Влияние стиля воспитания на личностное развитие ребенка

По мнению ряда авторов, медленноволновая тета-активность может быть обусловлена недостатотком миелинизации нервных волокон, что и может повлиять на распространение электрических импульсов. Многие авторы отмечают, что регистрация дельта-волн – это результат постгипоксических изменений в структурах головного мозга, а также расстройств метаболизма и дисциркуляторных процессов в сосудах [10, 11].

В ходе онтогенеза здорового ребенка уменьшается выраженность дельта-, тета-волн и увеличивается интенсивность альфа-ритма. Известно, что существуют реципрокные связи между осциляторными системами, в том числе альфа- и тета-ритмы могут регулировать дельта-осцилляции. Так альфа-волны обладают тормозным влиянием на структуры головного мозга, в том числе и на дельта-ритм. Однако у детей со смешанными специфическими расстройствами психического развития наблюдается фрагментация альфа-волн, что может свидетельствовать о десинхронизации нейрофизиологических процессов, таких как речь, поведенческие навыки [12, 13].

При исследовании МРТ головного мозга в опытной группе у 24 детей (53%) наблюдаются очаги глиоза, а у 22 детей (49%) – вентрикуломегалия. Таким образом, можно предположить, что у половины детей в основе нарушений психоречевого развития лежит органический процесс.

Выводы:

  1. Факторы риска (угроза прерывания беременности, внутриутробная гипоксия, гестоз матери, обвитие пуповиной, ПЭП), которые преимущественно встречаются у детей со смешанными специфическими расстройствами психического развития, инициируют гипоксические процессы в головном мозге плода или новорожденного, что может привести в том числе к отдаленным последствиям в виде нарушений психоречевого развития.
  2. Одно из ключевых нарушений у детей со смешанными специфическими расстройствами психического развития – это дефект формирования экспрессивной и импрессивной речи. Следовательно, таким пациентам необходимо организовывать занятия с дефектологом по методике М. Монтессори, рекомендовать ABA-терапию, применение вербально-поведенческого подхода в работе с детьми.
  3. Сравнительный анализ параметров ЭЭГ выявил, что данные опытной группы статистически значимо (p≤0,01, p≤0,05) отличались от контрольной. Таким образом, ряд показателей (доброкачественные эпилептиформные разряды детского возраста, дельта-волны и т.д.) необходимы для ранней диагностики смешанных специфических расстройств психического развития, выбора адекватного лечения, которое позволит предотвратить отдаленные последствия поражения нервной системы и поможет в социальной адаптации детей.

Метод электроэнцефалографии является значимым в диагностике расстройств психоречевого развития у детей, в связи с чем появляется необходимость проведения качественной ЭЭГ-регистрации во сне у детей групп риска на первом году жизни.

Источник

В эту группу
расстройств входят смешанные случаи
специфических нарушений развития речи
и школьных навыков без значительного
преобладания какого-либо одного из них.

У всех больных
отмечается снижение интеллектуальной
деятельности.

11.1.4.Общие расстройства психологического (психического) развития

Среди большой
группы нарушений, которая отнесена к
общим расстройствам развития, наибольший
интерес для будущих специалистов, по
мнению авторов, представляет детский
аутизм — как наиболее часто встречающееся
заболевание, со своеобразной клиникой,
течением и непредсказуемым поведением
ребенка.

Детский
аутизм (синдром Каннера)

заболевание, характеризующееся
нарушением, а зачастую неспособностью
формирования эмоционального контакта
с окружающими, замкнутостью, уходом в
себя, в мир собственных переживаний и
ощущений.

Впервые
описан в 1943 г. Каннером (Kanner)
и
обозначен им как детский аутизм (early
infantile autism).
Основными
причинами детского аутизма являются
следующие:

  • генетическая
    предрасположенность;

  • патология первой
    половины беременности;

  • постнатальные
    нейроинфекции и др.

Это расстройство
чаще встречается у мальчиков, но более
тяжело протекает у девочек.

Детский аутизм
начинается в возрасте до 3 лет, постепенно
прогрессируя, приводит больного к
тяжелым психическим проявлениям в виде
нарушения свойств личности и
интеллектуальной недостаточности.

Клиника заболевания
характеризуется множеством разнообразных
проявлений, среди которых наиболее
часто отмечаются следующие:

  • физические аномалии
    (отставание в росте, патологические
    изменения внутренних органов,
    непропорциональность скелета и др.);

  • снижение порога
    болевой чувствительности, в связи с
    чем больные не ощущают боли при нанесении
    им травм или увечий;

  • снижение интереса
    к звуку человеческого голоса, при
    повышении его;

  • замкнутость,
    постепенный уход в себя, в мир собственных
    ощущений и переживаний;

  • нереагирование
    на обращенную к ним речь;

  • задержка или
    полное отсутствие развития разговорной
    речи;

  • недостаточная
    гибкость, нарушение интонационной
    стороны
    речи,
    ее стереотипы в использовании фраз и
    слов;

  • отсутствие контакта
    взглядом, мимикой, позой или жестами;

  • отсутствие
    творчества и фантазии в мышлении;

  • нарушение сна и
    приема пищи;

  • внезапное появление
    вспышек гнева и агрессивности;

  • отсутствие чувства
    привязанности к родным и близким;

  • холодность при
    общении даже с самыми дорогими людьми
    (родители, братья, сестры);

  • избегание
    сверстников;

  • безразличие к
    интересам окружающих;

  • отсутствие
    сопереживания другим.

Характерной
особенностью таких детей является
появление у них неадекватного страха
совершенно в нормальной ситуации и
состояния безразличия в случаях реальной
опасности.

Типичная в детстве
двигательная активность в подростковом
возрасте сменяется малоподвижностью,
нелепыми движениями, застываниями в
мечтательной позе.

В связи с
неоднородностью внутренних переживаний
и воображений собственного мира поведение
больных носит неадекватный, а часто
непредсказуемый характер — от депрессивных
проявлений до аффективных агрессивных
вспышек, вплоть до суицидальных попыток.

Больных с детским
аутизмом выделяет среди детей с другими
психическими расстройствами высокая
степень лабильности (неустойчивости)
эмоциональной сферы. Они могут засмеяться
и буквально через минуту заплакать.
Особенно это выражено у девочек.

Личностные нарушения
часто сочетаются с нарушениями высших
мозговых функций (речь, мышление, память).

Речевые расстройства
характеризуются задержкой развития и
специфическими нарушениями разговорной
речи в виде монотонности, аграмматичности,
фрагментированности, искаженности и
др. В тяжелых случаях, кроме моторных
нарушений разговорной речи, у больных
выявляются и сенсорные расстройства в
виде непонимания обращенной к ним речи.
При легких формах заболевания выявляется
превосходство сенсорных речевых
расстройств над моторными, т.е. больные
больше говорят, чем понимают.

Читайте также:  Поведение ребенка при задержке развития

Нарушение мышления
проявляется в виде вязкости речи и
снижения аналитическо-синтетической
деятельности.

Умственная
отсталость при детском аутизме может
варьироваться от легкой до глубокой
степени с проявлением соответствующей
клинической симптоматики.

Больные детским
аутизмом должны находится под постоянным
наблюдением врача-психиатра, специального
психолога, логопеда и педагога.

Реабилитационные
мероприятия должны быть направлены на
стимуляцию речевого и интеллектуального
развития ребенка, с одной стороны, и на
коррекцию поведения — с другой.

Помимо классического
детского аутизма, специалистам различного
профиля приходится сталкиваться и со
случаями детского аутизма, обусловленного
органическим заболеванием головного
мозгами, — атипичным аутизмом, при
котором аутистические проявления менее
выражены, чем при синдроме Каннера, и
появляются они после 3-летнего возраста.

Программа
поведенческой терапии должна быть
составлена строго индивидуально для
каждого больного с учетом тяжести
заболевания и степени его психических
расстройств. В основе данной программы,
помимо основных психотерапевтических
приемов, должен лежать постоянный
контроль над дезадаптивным поведением
больного ребенка.

Синдром
Ретта

психопатологическое состояние,
характеризующееся замедлением роста
головы, частичной или полной потерей
приобретенных двигательных и речевых
навыков.

Причина синдрома
Ретта точно не установлена, однако
имеется ряд гипотез, относящих его к
наследственной патологии.

Описаны случаи
данного синдрома только у девочек. В
клинической картине синдрома Ретта
отмечаются следующие проявления:

  • задержка увеличения
    размеров черепа (6—18 месяцев);

  • потеря намеренных
    движений рук и приобретенных тонких
    манипуляционных моторных навыков (1-2
    года);

  • утрата имевшихся
    речевых навыков (1,5—2 года);

  • стереотипные
    движения по типу заламывания или «мытья
    рук»;

  • стереотипные
    смачивания рук слюной;

  • слюнотечение и
    выпячивание языка;

  • неполное
    пережевывание пищи при еде;

  • нарушение контроля
    за функциями тазовых органов;

  • бруксизм (скрежетание
    зубов);

  • искривления
    позвоночника и изменения суставов;

  • диффузная мышечная
    гипотония;

  • общая кахексия;

  • нарушения
    дыхательной функции (периодическая
    задержка
    дыхания
    — апноэ, одышка);

  • судорожные
    приступы.

В
подростковом и зрелом возрасте у многих
больных развиваются выраженные
двигательные расстройства в виде
параличей
рук
и ног.

На фоне вышеописанной
клинической картины у больных в конечной
стадии развивается тяжелая психическая
инвалидизация в виде различных нарушений
психической сферы, и прежде всего
интеллектуальной деятельности.

Другие
дезинтегративные расстройства детского
возраста.
К
этой рубрике психических расстройств
относятся общие расстройства развития,
характеризующиеся утратой ранее
приобретенных навыков и развитием
аномальных проявлений социальных,
коммуникативных, поведенческих сфер
личности.

Характерно, что
до начала этих нарушений у больных
отмечается нормальный период
психологического (психического) развития
(до 2—3 лет), после чего происходит четкая
прогрессирующая утрата ранее приобретенных
навыков, вплоть до проявлений глубокого
слабоумия.

Среди ряда
расстройств данной группы авторы сочли
необходимым выделить два основных
синдрома (Геллера и Краммера— Полльнова)
как наиболее важные для будущих
специалистов.

Синдром
Геллера
(детская
деменция — dementia
infantilis)

дезинтегративное
расстройство детского возраста,
характеризующееся прогрессирующим
развитием дементного синдрома.

Синдром
впервые описан в 1909 г. немецким врачом
Геллером (In.
Heller) и
австрийским врачом Заппертом (J.
Zappert) в
1911г. Причиной заболевания является
какая-то неустановленная, неврологическая
дисфункция, однако отмечено, что началу
заболевания часто предшествует
стрессорный фактор.

В начальной стадии
заболевания (2—6 лет) отмечаются изменения
речи в виде нечеткости и смазанности
ее, вплоть до лепетания. В дальнейшем
полностью теряются навыки воспроизведения
и понимания речи. Утрата двигательных
навыков проявляется появлением
стереотипных движений, гримас и тиков,
часто присоединяются эпилептические
припадки. Утрачивается контроль за
самостоятельным питанием, а также за
функциями тазовых органов. Изменяется
эмоциональное состояние ребенка. Он
становится раздражительным, иногда
отмечаются вспышки гнева и агрессии.

Перечисленные
клинические проявления, как правило,
сопровождаются псевдобульбарными
расстройствами (насильственные смех и
плач).

В дальнейшем —
полная утрата навыков и знаний,
проявляющаяся клиникой глубокого
слабоумия.

Продолжительность
заболевания (от начальной до конечной
стадии — стадии деменции) — от одного
года до нескольких лет.

Прогноз неблагоприятный
из-за отсутствия регресса клинических
проявлений.

Синдром
Краммера—Полльнова

психопатологический симптомокомплекс,
включающий в себя своеобразный
гиперкинетический психоз с развитием
интеллектуальной недостаточности.
Впервые описан немецкими невропатологом
и психиатром Краммером и Полльновым
(F.
Krammer, H. Pollnov) в
1930—1932 гг.

Клиника синдрома
характеризуется стремительным и тяжелым
развитием бесцельного двигательного
беспокойства («ртутные движения»,
ребенок ни на мгновение не остается
спокойным). Часто выявляются стереотипные
ритмические двигательные акты. Отмечаются
изменения эмоциональной сферы (приступы
гнева, ярости, лабильность настроения,
раздражительность). Четко прослеживается
приостановка или замедление дальнейшего
моторно-речевого развития.

Характерной
особенностью данной патологии является
то, что после максимальной выраженности
симптоматики (к 6 годам) у больных
отмечается ее регресс (в течение 1—2
лет), иногда до полного восстановления.
Но в большинстве случаев у детей остаются
интеллектуальные нарушения и склонность
к эпилептиформным припадкам.

Гиперактивное
расстройство, сочетающееся с умственной
отсталостью и стереотипными движениями.

Данное расстройство
характеризуется следующими клиническими
проявлениями:

  • стойкое и практически
    постоянное двигательное беспокойство;

  • часто повторяемые
    двигательные стереотипы (например,
    хлопанье в ладоши);

  • тяжелая степень
    умственной отсталости.

В подростковом
возрасте часто отмечаются случаи
перехода гиперактивности в состояние
заторможенности.

Синдром Аспергера.

Синдром Аспергера
клинически напоминает детский аутизм
и характеризуется выраженной неловкостью
в общении, молчаливостью, замкнутостью,
отсутствием интереса к речи собеседника,
бедностью мимики и жестов, изменением
грамматической стороны речи, снижением
интеллекта. В отличие от аутизма при
синдроме Аспергера нет общей задержки
или отсталости в речи и отмечается более
высокий уровень интеллектуального
развития.

Впервые
описан в 1944 г. венским детским психиатром
Гансом Аспергером (Hans
Asperger), который
обозначил его как аутистическая
психопатия.

Соседние файлы в папке Литература

  • #
  • #
  • #
  • #

Источник