Слуховой анализатор и его значение в развитии ребенка

Слуховой анализатор и его значение в развитии ребенка thumbnail

Слуховой
анализатор (СА) – это единая система,
берущая начало от наружного уха и
заканчивающаяся в коре головного мозга.
Каждому участку этой системы свойственно
определенная ф-ция, нарушение которой
на любом ур-не ведет к частичной или
полной потери. Адекватным раздражителем
СА явл-ся звук. Восприятие звуков
начинается во внутреннем ухе, в рецепторном
отделе улитки – в спиральном органе с
последующей передачей импульсов по
нервным проводникам в кору височной
доли мозга. Этим процессом предшествует
проведение звуковой волны через структуры
наружного и среднего уха и жидкостные
системы лабиринта. Значение:
слуховой орган позволяет чел-ку
воспринимать и соответствующим образом
реагировать на изменение среды,
происходящее на том или ином расстоянии
от него. Кроме того слух у чел-ка явл-ся
необходимым фактором речевого развития.

38. Факторы риска по тугоухости и глухоте у детей.

1)
неблагоприятные ф-ры, влияющие на
слуховую ф-цию плода в гестационном
периоде (врожденная тугоухость и
глухота): токсикоз, угроза выкидыша и
преждевременных родов, резус-конфликт,
нефропатия, опухоли матки, заб-я матери
во время беременности (краснуха, грипп),
лечение ототоксическими пр-тами; 2)
патологические роды; 3) патология раннего
неонатального периода: гипербиллирубинемия
связанная с гемолитической болезнью
новорожденных, недоношенность, врожденные
пороки развития; 4) перенесенные в грудном
и раннем детском возрасте сепсис,
лихорадочное состояние после рождения,
вирусные инфекции, менингоэнцефалит,
осложнения после прививок, воспалительные
болезни уха, ЧМТ; 5) отягощенная
наследственность по глухоте.

39. Физиология вестибулярного анализатора.

При
раздражении рецепторов вестибулярного
аппарата возникают рефлекторные р-ции
на м-цы, способствующие сохранению
равновесия тела. 2-а вида рецепторов: на
вращение реагируют нейросенсорные
клетки ампул полукружных каналов
(ампулярные рецепторы), на прямолинейные
движения реагируют сенсорные клетки
мешочков преддверия (отолитовые
рецепторы). Вестибулярный анализатор
реагирует только на движение, происходящее
с ускорением или замедлением. На
равномерное движение вестибулярный
аппарат не реагирует. Р-ция возникает
в начале любого вращения => костные
стенки полукружного канала приходят в
движение, эндолимфа отклоняет купулярные
рецепторы ампулы. Если дальше движение
равномерно, эндолимфа двигается с той
же скоростью, что и костные стенки, и
раздражение прекращается. Раздражение
в преддверии происходит примерно так
же. В начале прямолинейного движения
отолитовые кристаллы с рецепторными
клетками натягиваются, это и становится
раздражителем нейросенсорного эпителия.
Основное назначение вестибулярного
анализатора – координация всех движений
и обеспечение статического равновесия.
Ф-ция вестибулярного аппарата рефлекторно
связана с подкорковой деятельностью
головного мозга, зрительного анализатора
и мышечного аппарата, симпатической и
парасимпатической НС. При раздражении
анализатора неадекватными нагрузками
(напр., работа в космосе) или заб-ми
(лабиринтит) возникают симптомы,
обусловленные многообразием связей
анализатора: головокружение, нистагм,
нарушение походки, статики, движений
конечностей, тошнота, рвота и т.д. (эти
же симптомы м.б. при раздражении проводящих
путей центрального отдела вестибулярного
анализатора; сходные симптомы и при
поражении мозжечка => важно определить
локализацию пат. процесса).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Слуховой анализатор (СА) — это единая система, берущая начало от наружного уха и заканчивающаяся в коре головного мозга. Каждому участку этой системы свойственно определенная ф-ция, нарушение которой на любом ур-не ведет к частичной или полной потери. Адекватным раздражителем СА явл-ся звук. Восприятие звуков начинается во внутреннем ухе, в рецепторном отделе улитки — в спиральном органе с последующей передачей импульсов по нервным проводникам в кору височной доли мозга. Этим процессом предшествует проведение звуковой волны через структуры наружного и среднего уха и жидкостные системы лабиринта. Значение: слуховой орган позволяет чел-ку воспринимать и соответствующим образом реагировать на изменение среды, происходящее на том или ином расстоянии от него. Кроме того слух у чел-ка явл-ся необходимым фактором речевого развития.

Факторы риска по тугоухости и глухоте у детей.

1) неблагоприятные ф-ры, влияющие на слуховую ф-цию плода в гестационном периоде (врожденная тугоухость и глухота): токсикоз, угроза выкидыша и преждевременных родов, резус-конфликт, нефропатия, опухоли матки, заб-я матери во время беременности (краснуха, грипп), лечение ототокси чески ми пр-тами; 2) патологические роды; 3) патология раннего неонатального периода: гипербиллирубинемия связанная с гемолитической болезнью новорожденных, недоношенность, врожденные пороки развития; 4) перенесенные в грудном и раннем детском возрасте сепсис, лихорадочное состояние после рождения, вирусные инфекции, менингоэнцефалит, осложнения после прививок, воспалительные болезни уха, ЧМТ; 5) отягощенная наследственность по глухоте.

Физиология вестибулярного анализатора.

При раздражении рецепторов вестибулярного аппарата возникают рефлекторные р-ции на м-цы, способствующие сохранению равновесия тела. 2-а вида рецепторов: на вращение реагируют нейросенсорные клетки ампул полукружных каналов (ампулярные рецепторы), на прямолинейные движения реагируют сенсорные клетки мешочков преддверия (отолитовые рецепторы). Вестибулярный анализатор реагирует только на движение, происходящее с ускорением или замедлением. На равномерное движение вестибулярный аппарат не реагирует. Р-ция возникает в начале любого вращения => костные стенки полукружного канала приходят в движение, эндолимфа отклоняет купулярные рецепторы ампулы. Если дальше движение равномерно, эндолимфа двигается с той же скоростью, что и костные стенки, и раздражение прекращается. Раздражение в преддверии происходит примерно так же. В начале прямолинейного движения отолитовые кристаллы с рецепторными клетками натягиваются, это и становится раздражителем нейросенсорного эпителия. Основное назначение вестибулярного анализатора — координация всех движений и обеспечение статического равновесия. Ф-ция вестибулярного аппарата рефлекторно связана с подкорковой деятельностью головного мозга, зрительного анализатора и мышечного аппарата, симпатической и парасимпатической НС. При раздражении анализатора неадекватными нагрузками (напр., работа в космосе) иди заб-ми (лабиринтит) возникают симптомы, обусловленные многообразием связей анализатора: головокружение, нистагм, нарушение походки, статики, движений конечностей, тошнота, рвота и т.д. (эти же симптомы м.б. при раздражении проводящих путей центрального отдела вестибулярного анализатора; сходные симптомы и при поражении мозжечка => важно определить локализацию пат. процесса).

Читайте также:  Когда будет легче в развитии ребенка

Фурункул наружного слухового прохода (этиология, клиника, дифф. диагностика, лечение).

Этиология.1) инфицирование волосяных фолликулов хрящевого отдела слухового прохода; 2) предрасполагающие факторы: общие заб-я (сахарный диабет), небольшие ссадины слухового прохода; 3) вторичное инфицирование возможно при постоянном или рецидивирующем гноетечении при хр. или остром воспалении среднего уха. Клиника.Повышение температуры тела, сильная боль в ухе, усиливающаяся при жевании, разговоре; иногда болезненно только надавливание на козелок; чаще барабанная перепонка не изменена, м.б. слегка гиперемирована. Дифф. диагностика:1) мастоидит — снижение слуха, рентген, исследование слуховой ф-ции; 2) гнойный паротит — припухлость и болезненность книзу и кпереди от наружного слухового прохода + гноетечение из уха, связанное с прорывом абсцесса околоушной железы. Лечение.Консервативное — введение турунд со спиртовыми р-рами, физиотерапия; аппликации 30% р-ра диметилсульфоксида + а/б. Если за 2-3 дня не излечивается — вскрытие полости фурункула и введение турунд с гипертоническим р-ром.

Источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Функции слухового анализатора, его возрастные особенности и гигиена.

Описание слайда:

Функции слухового анализатора, его возрастные особенности и гигиена.

2 слайд

Слуховая сенсорная система – второй по значению дистантный анализатор челов

Описание слайда:

Слуховая сенсорная система – второй по значению дистантный анализатор человека, играет важную роль именно у человека в связи с возникновением членораздельной речи. Функция слухового анализатора: превращение энергии звуковых волн в энергию нервного возбуждения и слуховое ощущение. Как любой анализатор, слуховой анализатор состоит из периферического, проводникового и коркового отделов.

3 слайд

ЗВУК ЭТО КОЛЕБАНИЯ МОЛЕКУЛ УПРУГОЙ СРЕДЫ, РАСПРОСТРАНЯЮЩИЕСЯ В НЕЙ В ВИДЕ ПРО

Описание слайда:

ЗВУК ЭТО КОЛЕБАНИЯ МОЛЕКУЛ УПРУГОЙ СРЕДЫ, РАСПРОСТРАНЯЮЩИЕСЯ В НЕЙ В ВИДЕ ПРОДОЛЬНОЙ ВОЛНЫ ДАВЛЕНИЯ СКОРОСТЬ – 340 м/с ЗВУКОВОЕ ДАВЛЕНИЕ – АМПЛИТУДА ИЗМЕНЕНИЯ ПЛОТНОСТИ «УПАКОВКИ» КОЛЕБЛЮЩИХСЯ МОЛЕКУЛ

4 слайд

Периферический отдел Включает в себя: наружное ухо (звукоулавливающий аппарат

Описание слайда:

Периферический отдел Включает в себя: наружное ухо (звукоулавливающий аппарат); среднее ухо (звукопроводящий аппарат); внутреннее ухо (звуковоспринимающий аппарат). Превращает энергию звуковых волн в энергию нервного возбуждения – рецепторный потенциал (РП). Составляющие этого отдела объединяются в понятие орган слуха.

5 слайд

Слуховой анализатор и его значение в развитии ребенка

6 слайд

Функции отделов органа слуха Наружное ухо:	 звукоулавливающая (ушная раковина

Описание слайда:

Функции отделов органа слуха Наружное ухо: звукоулавливающая (ушная раковина) и направляющая звуковую волну в наружный слуховой проход; проведение звуковой волны через слуховой проход к барабанной перепонке; механическая защита и защита от температурных воздействий окружающей среды всех остальных отделов органа слуха. Среднее ухо (звукопроводящий отдел) – это барабанная полость с 3-мя слуховыми косточками: молоточек, наковальня и стремечко.

7 слайд

Среднее ухо усиливает звук примерно в 60-70 раз, а если учитывать усиливающий

Описание слайда:

Среднее ухо усиливает звук примерно в 60-70 раз, а если учитывать усиливающий эффект наружного уха, то эта величина возрастает в 180-200 раз.

8 слайд

Внутреннее ухо: представлено улиткой – спирально закрученным костным каналом

Описание слайда:

Внутреннее ухо: представлено улиткой – спирально закрученным костным каналом (2,5 завитка у человека). Этот канал разделен по всей его длине на три узкие части (лестницы) двумя мембранами: основной мембраной и вестибулярной мембраной (Рейснера).

9 слайд

Внутреннее ухо: На основной мембране расположен спиральный орган – кортиев о

Описание слайда:

Внутреннее ухо: На основной мембране расположен спиральный орган – кортиев орган – это собственно звуковоспринимающий аппарат с рецепторными клетками – это и есть периферический отдел слухового анализатора. Геликотрема (отверстие) соединяет верхний и нижний канал на вершине улитки. Средний канал является обособленным. Над кортиевым органом расположена текториальная мембрана, один конец которой закреплен, а другой остается свободным. Волоски наружных и внутренних волосковых клеток кортиевого органа соприкасаются с текториальной мембраной, что сопровождается их возбуждением, т.е. энергия звуковых колебаний трансформируется в энергию процесса возбуждения.

10 слайд

Строение кортиевого органа

Описание слайда:

Строение кортиевого органа

11 слайд

ПРОВОДНИКОВЫЙ ОТДЕЛ Представлен в височной доле коры больших полушарий – верх

Описание слайда:

ПРОВОДНИКОВЫЙ ОТДЕЛ Представлен в височной доле коры больших полушарий – верхняя височная извилина, поперечные височные извилины Гешля. С этой проекционной зоны коры связаны корковые гностические слуховые зоны – зона сенсорной речи Вернике и праксическая зона – моторный центр речи Брока (нижняя лобная извилина). Содружественная деятельность трех зон коры обеспечивает развитие и функцию речи. КОРКОВЫЙ ОТДЕЛ СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА Проводниковый отдел слухового анализатора представлен слуховым нервом. Он образован аксонами нейронов спирального ганглия (1-й нейрон проводящего пути). Дендриты этих нейронов иннервируют волосковые клетки кортиевого органа (афферентное звено), аксоны образуют волокна слухового нерва. Волокна слухового нерва заканчиваются на нейронах ядер кохлеарного тела (VIII пара ч.м.н.) (второй нейрон). После частичного перекреста, волокна слухового пути идут в медиальные коленчатые тела таламуса, где опять происходит переключение (третий нейрон). Отсюда возбуждение поступает в кору (височная доля, верхняя височная извилина, поперечные извилины Гешля) – это проекционная слуховая зона коры.

Читайте также:  Развитие ребенка беременности фото узи

12 слайд

Возрастные особенности слухового анализатора. 3 неделя внутриутробного развит

Описание слайда:

Возрастные особенности слухового анализатора. 3 неделя внутриутробного развития — зачаток перепончатого лабиринта. 4 неделя- слуховая ямка, слуховой пузырек6 неделя — дифференцовка 3 месяц — перепончатый лабиринт, начинает формироваться кортиев орган, сенсорные клетки. 5 месяц – слуховая капсула, барабанная полость, ушная раковина.  У новорожденного ушная раковина уплощена, хрящ мягкий, кожа тонкая, наиболее быстро ушная раковина растет в течение первых 2 лет и после 10 лет. Наружный слуховой проход у новорожденного узкий (15 мм.), круто изогнут, имеет сужение. У ребенка 1 года — 20 мм., у 5-летнего –22мм. Барабанная перепонка у новорожденного относительно велика. Высота – 9, ширина 8 мм. Наклон -35-40 градусов.

13 слайд

Наружный слуховой проход. Наружный слуховой проход у маленьких детей короче и

Описание слайда:

Наружный слуховой проход. Наружный слуховой проход у маленьких детей короче и уже, чем у детей старшего возраста и взрослых. У новорожденного он имеет вид узкой щели и может быть заполнен первородной смазкой. По мере роста наружный слуховой проход ребенка из щелевидного становится овальным с более стойким просветом и отличается от взрослого только размерами. Его длина у новорожденного около 15 мм, у ребенка 1 – года 20 мм, у ребенка 5 лет – 22 мм. У 10-12 летних детей его длина и форма близких к их величинам у взрослого.

14 слайд

Барабанная перепонка Барабанная перепонка у взрослого имеет овальную форму, а

Описание слайда:

Барабанная перепонка Барабанная перепонка у взрослого имеет овальную форму, а у детей – круглую. У новорожденного она наклонена по отношению к оси наружного слухового прохода на 20-30 градусов, этот угол с возрастом увеличивается на 40-45 градусов. У новорожденного размеры барабанной перепонки те же, что и у взрослого, но толщина ее больше. У новорожденного ее высота 9 мм, ширина 8 мм. Постепенно плотная неоформленная соединительная ткань в центре барабанной перепонки замещается коллагеново – волокнистой тканью.

15 слайд

Барабанная полость(среднее ухо) Барабанная полость у детей первых лет жизни н

Описание слайда:

Барабанная полость(среднее ухо) Барабанная полость у детей первых лет жизни не отличается по абсолютным размерам от полости у старших детей и взрослых, однако в строении некоторых элементов барабанной полости ребенка имеются возрастные отличия. Барабанная полость имеет форму неправильной пирамиды объемом от 0, 75 до 2 мм³. Передний отдел ее лежит латеральнее, чем у взрослых. К моменту рождения полость среднего уха плода заполнена зародышевой соединительной тканью. С первым вздохом воздух проходит в барабанную полость через слуховую трубу. Происходит распад зародышевой ткани и превращение ее в зрелую соединительную ткань.

16 слайд

Барабанная полость ограничена шестью стенками. У детей первого года жизни в в

Описание слайда:

Барабанная полость ограничена шестью стенками. У детей первого года жизни в верхней стенке имеется незакрытая щель, толщина стенки очень незначительна – 1-1, 15 мм. Нижняя стенка (дно) барабанной полости у детей тоже очень тонкая от 0,7 до 2 мм. Она отделяет полость от луковицы внутренней яремной вены, на которую при гнойном воспалении среднего уха может распространиться инфекция, и привести к сепсису. Передняя стенка барабанной полости у новорожденных и детей первого года жизни постепенно и незаметно переходит в нижнюю и внутреннюю. Верхняя часть ее занята устьем евстахиевой трубы. Задняя стенка (самая длинная 12-15 мм) имеет широкое отверстие, ведущее в сосцевидную пещеру – антрум. Сосцевидные ячейки у новорожденного отсутствуют из-за слабого развития сосцевидного отростка. Наружная стенка в большей степени состоит из барабанной перепонки. В строении внутренней стенки барабанной полости у детей и взрослых существенных отличий нет. У детей в первые дни жизни слуховые косточки почти тех же размеров , что и у взрослых.

17 слайд

Евстахиева труба Евстахиева (слуховая) труба новорожденного и грудного ребенк

Описание слайда:

Евстахиева труба Евстахиева (слуховая) труба новорожденного и грудного ребенка (17-22 мм) значительно короче, чем у детей старшего возраста (около 35 мм), без кривизны и изгибов, а просвет значительно шире. Длина слуховой трубы у ребенка 1 – го года жизни равна 20 мм, а 2-х лет 30, 5 лет – 35, у взрослого – 35-38 мм. Глоточное устье у маленьких детей расположено на высоте нижнего края носовых полостей. Далее с ростом лицевого скелета и опусканием твердого неба глоточное устье евстахиевой трубы поднимается до уровня нижней носовой раковины, при этом глоточное отверстие в раннем детском возрасте постоянно зияет, чего не бывает у детей 5-6 лет. Просвет слуховой трубы суживается постепенно: от 2,5 мм в 6 месяцев до 2 мм в 2 года и до 1-2 мм у 6 –летнего ребенка. Именно поэтому у детей до 3 лет на фоне респираторных инфекций часто возникают воспаления среднего уха. Барабанное устье у младенцев находится в верхней части передней стенки барабанной полости и постепенно с возрастом перемещается в нижнепередний отдел.

Читайте также:  Роль гормонов в развитии ребенка

18 слайд

Внутреннее ухо Внутреннее ухо у новорожденного развито хорошо, его размеры бл

Описание слайда:

Внутреннее ухо Внутреннее ухо у новорожденного развито хорошо, его размеры близки к размерам взрослого. Костные стенки полукружных каналов тонкие. Постепенно утолщаются за счет слияния ядер окостенения в пирамиде височной кости. В постнатальном онтогенезе продолжаются миелинизация аксонов многих нейронов и синаптогинез специализированные функциональные контакты между клетками, служащие для передачи и преобразования сигналов) центральных слуховых путей и центров Важным этапом в росте поверхности коры височной области является возраст 2 года, когда височная область приближается по величине височной области мозга взрослого (к 2-3 годам наблюдается значительный скачок в развитии речи у ребенка). К 7 годам височная область к величине почти достигает размеров взрослого (93-96%); 7 лет – важный этап развития сложной аналитоко – синтетической деятельности мозга. Таким образом, развитие слуховой системы не заканчивается с рождением ребенка, а окончательное формирование ее элементов охватывает длительный период жизни.

19 слайд

Гигиена слуха ребенка Ушные раковины и, в целом, все части строения уха выпол

Описание слайда:

Гигиена слуха ребенка Ушные раковины и, в целом, все части строения уха выполняют очень важные функции в организме. Гигиена уха занимает минимум времени и усилий. Проводить гигиенические мероприятия можно не каждый день, так как слишком частое или неаккуратное очищение ушной раковины может стать причиной неприятных последствий. Если слишком часто удалять серные отложения в ухе, то это может привести к тому, что железы начнут работать в усиленном режиме, вырабатывая еще больше серы. Кроме того, нередко при прочищении ушного прохода от серы человек, напротив, заталкивает ее еще глубже, что провоцирует развитию серных пробок, удалить которые может только отоларинголог.

20 слайд

Гигиена ушей включает в себя элементарные манипуляции: ушные раковины необхо

Описание слайда:

Гигиена ушей включает в себя элементарные манипуляции: ушные раковины необходимо тщательно мыть теплой водой с мылом. Если во время водных процедур вода попала в ухо, ее надо убрать оттуда, промокнув ватной палочкой. Глубину, на которую можно погружать ватную палочку в ухо, чтобы не нанести повреждений барабанной перепонке, каждый человек должен ощущать самостоятельно. Следует обратить особое внимание на то, чтобы во время данных процедур рядом с ребенком и взрослым, не находился кто-либо, способный нечаянно толкнуть или совершить другое резкое действие. Именно в таких ситуациях часто случаются повреждения барабанной перепонки в процессе проведения гигиенических мероприятий. Существует также и другой уход, который лучше назвать заботой. В настоящее время наиболее распространена картина, когда дети слушают музыку в наушниках. Подобная практика ведет к невритам, и статистика показывает, что в последнее время к врачам обращаются с этой проблемой в разы чаще. Следует также обратить внимание на состояние здоровья органов слуха во время зимних морозов, так как переохлаждение головы может, в числе прочего, привести к развитию воспалений органов слуха. Еще одна сторона гигиены ушей – прокалывание с целью украшения серьгами. Данная процедура, казалось бы, опасности не представляет. Тем не менее, следует знать, что на ушной раковине расположено огромное количество точек, которые связаны с разными внутренними органами и системами организма. Поэтому проводить даже эту простую процедуру необходимо у специалиста.

21 слайд

Спасибо за внимание!

Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Функции слухового анализатора, его возрастные особенности и гигиена.

Слуховая сенсорная система – второй по значению дистантный анализатор человека, играет важную роль именно у человека в связи с возникновением членораздельной речи.

Функция слухового анализатора: превращение энергии звуковых волн в энергию нервного возбуждения и слуховое ощущение.

Как любой анализатор, слуховой анализатор состоит из периферического, проводникового и коркового отделов.

ЗВУК

uЭТО КОЛЕБАНИЯ МОЛЕКУЛ УПРУГОЙ СРЕДЫ, РАСПРОСТРАНЯЮЩИЕСЯ В НЕЙВ ВИДЕ ПРОДОЛЬНОЙ ВОЛНЫ ДАВЛЕНИЯ

uСКОРОСТЬ – 340 м/с

uЗВУКОВОЕ ДАВЛЕНИЕ – АМПЛИТУДА ИЗМЕНЕНИЯ ПЛОТНОСТИ «УПАКОВКИ» КОЛЕБЛЮЩИХСЯ МОЛЕКУЛ

Общая информация

Номер материала:

ДБ-825886

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник