Слуховой анализатор и его значение для развития ребенка

Слуховой анализатор и его значение для развития ребенка thumbnail

Слуховой анализатор (СА) — это единая система, берущая начало от наружного уха и заканчивающаяся в коре головного мозга. Каждому участку этой системы свойственно определенная ф-ция, нарушение которой на любом ур-не ведет к частичной или полной потери. Адекватным раздражителем СА явл-ся звук. Восприятие звуков начинается во внутреннем ухе, в рецепторном отделе улитки — в спиральном органе с последующей передачей импульсов по нервным проводникам в кору височной доли мозга. Этим процессом предшествует проведение звуковой волны через структуры наружного и среднего уха и жидкостные системы лабиринта. Значение: слуховой орган позволяет чел-ку воспринимать и соответствующим образом реагировать на изменение среды, происходящее на том или ином расстоянии от него. Кроме того слух у чел-ка явл-ся необходимым фактором речевого развития.

Факторы риска по тугоухости и глухоте у детей.

1) неблагоприятные ф-ры, влияющие на слуховую ф-цию плода в гестационном периоде (врожденная тугоухость и глухота): токсикоз, угроза выкидыша и преждевременных родов, резус-конфликт, нефропатия, опухоли матки, заб-я матери во время беременности (краснуха, грипп), лечение ототокси чески ми пр-тами; 2) патологические роды; 3) патология раннего неонатального периода: гипербиллирубинемия связанная с гемолитической болезнью новорожденных, недоношенность, врожденные пороки развития; 4) перенесенные в грудном и раннем детском возрасте сепсис, лихорадочное состояние после рождения, вирусные инфекции, менингоэнцефалит, осложнения после прививок, воспалительные болезни уха, ЧМТ; 5) отягощенная наследственность по глухоте.

Физиология вестибулярного анализатора.

При раздражении рецепторов вестибулярного аппарата возникают рефлекторные р-ции на м-цы, способствующие сохранению равновесия тела. 2-а вида рецепторов: на вращение реагируют нейросенсорные клетки ампул полукружных каналов (ампулярные рецепторы), на прямолинейные движения реагируют сенсорные клетки мешочков преддверия (отолитовые рецепторы). Вестибулярный анализатор реагирует только на движение, происходящее с ускорением или замедлением. На равномерное движение вестибулярный аппарат не реагирует. Р-ция возникает в начале любого вращения => костные стенки полукружного канала приходят в движение, эндолимфа отклоняет купулярные рецепторы ампулы. Если дальше движение равномерно, эндолимфа двигается с той же скоростью, что и костные стенки, и раздражение прекращается. Раздражение в преддверии происходит примерно так же. В начале прямолинейного движения отолитовые кристаллы с рецепторными клетками натягиваются, это и становится раздражителем нейросенсорного эпителия. Основное назначение вестибулярного анализатора — координация всех движений и обеспечение статического равновесия. Ф-ция вестибулярного аппарата рефлекторно связана с подкорковой деятельностью головного мозга, зрительного анализатора и мышечного аппарата, симпатической и парасимпатической НС. При раздражении анализатора неадекватными нагрузками (напр., работа в космосе) иди заб-ми (лабиринтит) возникают симптомы, обусловленные многообразием связей анализатора: головокружение, нистагм, нарушение походки, статики, движений конечностей, тошнота, рвота и т.д. (эти же симптомы м.б. при раздражении проводящих путей центрального отдела вестибулярного анализатора; сходные симптомы и при поражении мозжечка => важно определить локализацию пат. процесса).

Фурункул наружного слухового прохода (этиология, клиника, дифф. диагностика, лечение).

Этиология.1) инфицирование волосяных фолликулов хрящевого отдела слухового прохода; 2) предрасполагающие факторы: общие заб-я (сахарный диабет), небольшие ссадины слухового прохода; 3) вторичное инфицирование возможно при постоянном или рецидивирующем гноетечении при хр. или остром воспалении среднего уха. Клиника.Повышение температуры тела, сильная боль в ухе, усиливающаяся при жевании, разговоре; иногда болезненно только надавливание на козелок; чаще барабанная перепонка не изменена, м.б. слегка гиперемирована. Дифф. диагностика:1) мастоидит — снижение слуха, рентген, исследование слуховой ф-ции; 2) гнойный паротит — припухлость и болезненность книзу и кпереди от наружного слухового прохода + гноетечение из уха, связанное с прорывом абсцесса околоушной железы. Лечение.Консервативное — введение турунд со спиртовыми р-рами, физиотерапия; аппликации 30% р-ра диметилсульфоксида + а/б. Если за 2-3 дня не излечивается — вскрытие полости фурункула и введение турунд с гипертоническим р-ром.

Источник

метки: Ребенок, Овладение, Восприятие, Развитие, Общение, Произношение, Окружающее, Слово

Нормальное функционирование слухового анализатора имеет огромное значение для развития всех психических функций ребёнка, поскольку слуховой канал является одним из основных источников получения сведений об окружающем мире. Трудно переоценить роль устной речи как универсального средства общения, познания окружающего мира. Известно, что в жизни человеческого общества языку как средству общения принадлежит ведущая роль. Общение — одна из наиболее значительных сторон взаимодействия людей в процессе их деятельности. Оно имеет прежде всего социальную природу. Для осуществления полноценного общения необходима способность собеседников к обмену информацией. Основная роль в общении отводится устной речи. Особенно велика роль устного слова в процессе развития мышления ребёнка, становления его личности. Овладение словом Л.С. Выготский называл «речевым и интеллектуальным феноменом».

Устная речь с самого начала формируется как средство коммуникации, так как дети обучаются общению с окружающими в устной форме. В процессе овладения общением они овладевают лексикой, грамматикой языка. Отсутствие слуха побуждает проводить специальную работу в направлении обучения восприятию устной речи и развитию навыка произношения .

развитие слухового восприятия и произносительной стороны речи происходит в единстве.

Нарушения слухового анализатора, особенно полное врожденное отсутствие слуха, крайне неблагоприятно отражаются на психосоматическом развитии ребенка. Для полноценного овладения ребенком речью как средством общения и познания окружающего необходима высокая степень сохранности слуха. Овладение значениями слов, различение их по звуковому составу требует слуха, позволяющего слышать с достаточной четкостью каждое обращенное к нему слово, чтобы ребенок мог не только понять его, но и пытался повторить вслед за окружающими. Если ребенок не слышит речевые звуки с достаточной отчетливостью и постоянством, повторяющиеся слова могут каждый раз казаться ему иными, поэтому он не связывает их с теми предметами, которые они обозначают, и, следовательно, не усваивает их значения.

16 стр., 7992 слов

Вопрос. Роль слуха в развитии речи Ре

… слухов.контроля может совершаться за счет увеличения роли зрительн.восприятия и кожной чувствительности. Значима роль движ-й в овладении устной речью … речи возрастает слуховая способность ее восприятия, овладение речи способствует более продуктивному развитию слухового восприятию речи, … определенные неблагоприятные факторы. Нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающих …

Значительно труднее ребенку с неполноценным слухом научиться произношению звуков и слов. В норме ребенок усваивает произношение по подражанию на основе слуха. Сравнивая свое произношение с произношением окружающих, пользуясь слуховым контролем, ребенок постепенно достигает тех артикуляционных движений, которые требуются для реализации определенного звукового комплекса, исправляет свое дефектное произношение. Это оказывается невозможным при неполноценном слухе, а, следовательно, и достаточное накопление словарного запаса и овладение грамматическим строем речи. У детей с недостатками слуха слуховые представления или отсутствуют, или носят фрагментарный нестойкий характер, речь не может развиваться спонтанно, они не в состоянии овладеть ею самостоятельно, без специальной помощи.

На фоне снижения слухового восприятия и слуховых ощущений у детей с нарушением слуховой функции также развиваются и обостряются зрительные, двигательные, тактильно-вибрационные ощущения, проявляются специфические особенности в формировании таких психических процессов, как память, мышление, речь. При этом в связи с отсутствием звуковой речи у детей развиваются своеобразные формы общения: мимика, чтение с губ, дактилология, жестовая речь. Поэтому нарушения слуха не только ограничивают возможности общения ребенка с окружающими и обедняют диапазон его чувственных восприятий (сенсорная депривация), но и могут обусловить недоразвитие интеллекта (особенно вербального), недостаточность обретения языкового и понятийного опыта, и в целом социальную дезадаптацию.

Анатомия наружного уха. Его значение в формировании слуха.

Наружное ухо включает ушную раковину и наружный слуховой проход. Ушная раковина имеет сложный рельеф, образованный за счет выступов и вдавлений, что делает восстановление утраченной ушной раковины хирургическим путем весьма сложной проблемой пластической хирургии. В норме высота ушной раковины для людей европейской расы равняется длине спинки носа. Отклонения от этого стандарта могут расцениваться как макро- или микроотия, требующая (особенно макроотия) хирургической коррекции.

Слуховой анализатор и его значение для развития ребенка

Наружное, среднее и внутреннее ухо: 1 — ушная раковина; 2 — хрящевая часть наружного слухового прохода; 3 — костная часть наружного слухового прохода; 4 — барабанная перепонка; 5 — барабанная полость; 6 — костный отдел слуховой трубы; 7 — хрящевой отдел слуховой трубы; 8 — улитка; 9 — полукружные каналы

10 стр., 4662 слов

Слуховая сенсорная система

… (organum vestibulo-cochleare) Фронтальный разрез через наружный слуховой проход. 1-ушная раковина; 2-наружный слуховой ироход; 3-барабанная перепонка; 4-барабанная … Тема: «ОБЩИЕ СВОЙСТВА СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ»……………..………………………………………………………………………………22 Слуховая сенсорная система…………………………………………………………………………………………………………………………….22 Зрительная сенсорная система…………………………………………………………………………………………………………………………..27 …

Элементами ушной раковины являются козелок, завиток с его ножкой, противозавиток, противокозелок, треугольная ямка, полость и челнок ушной раковины — ладья (scapha), мочка ушной раковины. Такое подробное подразделение ушной раковины необходимо в практических целях, так как позволяет уточнять место проявления патологического процесса.

Слуховой анализатор и его значение для развития ребенка

Ушная раковина: 1 — противокозелок; 2 — полость ушной раковины; 3 — противозавиток; 4 — ладья; 5 — ножки противозавитка; 6 — завиток; 7 — треугольная ямка; 8 — челнок раковины; 9 — козелок; 10 — наружный слуховой проход; 11 — мочка

Основу, или «скелет», ушной раковины составляет волокнистый хрящ с надхрящницей. Хрящ отсутствует в мочке, которая является как бы дупликатурой кожи с выраженной жировой клетчаткой.

Кожа, выстилающая ушную раковину, неоднородна: на передней поверхности она очень тесно сращена с надхрящницей, здесь нет жировой прослойки, кожу нельзя собрать в складку. Задняя поверхность ушной раковины покрыта эластичной, нежной кожей, в норме хорошо собирающейся в складку, что используется при пластических операциях на ухе.

Полость ушной раковины, воронкообразно углубляясь, переходит в наружный слуховой проход диаметр которого вариабелен, что, однако, не влияет на остроту слуха. Длина наружного слухового прохода у взрослого человека 2,5—3 см.

У детей в возрасте до 2 лет наружный слуховой проход состоит только из перепончато-хрящевого отдела, так как костный каркас развивается позже. Этим объясняется тот факт, что у маленьких детей при надавливании на козелок усиливается боль в ухе, хотя воспаление может быть только в среднем ухе, за барабанной перепонкой (давление непосредственно на воспаленную барабанную перепонку).

25 стр., 12424 слов

Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями слуха

/ Введение ребенок восприятие слух Дети рождаются с большими потенциальными возможностями познавать мир во всей его красоте, жить, развиваться и творить в нем. Это касается и тех, кто по каким-то причинам потерял, в той или иной степени, способность видеть, слышать, двигаться. Организм человека, в частности ее «главнокомандующий» — мозг, вся нервная система готова к преодолению последствий …

Наружный слуховой проход представляет собой изогнутую кпереди трубку, наклоненную книзу. Наружный слуховой проход состоит из двух частей. Наружная часть представлена хрящом, продолжающимся с ушной раковины.

Хрящевой наружный слуховой проход имеет вид желоба, задневерхняя стенка слухового прохода состоит из мягких тканей. В нижней, хрящевой, стенке имеются поперечно расположенные щели (санториниевы щели), что обусловливает распространение гнойных процессов из слухового прохода на околоушную слюнную железу.

В наружном слуховом проходе различают следующие стенки: верхнюю, в основном граничащую со средней черепной ямкой; переднюю, обращенную в сторону височно-нижнечелюстного сустава и граничащую с ним; нижнюю, граничащую с капсулой околоушной слюнной железы; заднюю, частично граничащую с пещерой и ячейками сосцевидного отростка.

Такая взаимосвязь слухового прохода с окружающими зонами предопределяет появление ряда типичных клинических признаков воспалительных или деструктивных процессов в ухе: нависание задневерхней стенки наружного слухового прохода при мастоидите, болезненность при жевании в случае возникновения фурункула на передней стенке слухового прохода. Кожа слухового прохода неоднородна на всем его протяжении. В наружных отделах кожа содержит волосы, много потовых и видоизмененных сальных (церуменозных) желез, вырабатывающих ушную серу.

В глубоких отделах кожа тонкая, является одновременно периостом и бывает легко ранима при протирании слухового прохода, различных дерматозах. Кровоснабжение наружного уха осуществляется ветвями наружной сонной и внутренней челюстной артерий. Лимфоотток происходит в лимфатические узлы, располагающиеся впереди и над козелком, а также позади ушной раковины, верхушки сосцевидного отростка.

Это необходимо учитывать при оценке возникшей припухлости и болезненности в данной области, что бывает связано как с поражением кожи слухового прохода, так и с поражением среднего уха. Иннервация кожи наружного уха осуществляется ветвями тройничного нерва (ушно-височный нерв — ветвь от нижнечелюстного нерва), ушной ветвью блуждающего нерва, большим ушным нервом из шейного сплетения, задним ушным нервом от лицевого нерва. Наружный слуховой проход в глубине заканчивается барабанной перепонкой, которая разграничивает наружное и среднее ухо.

6 стр., 2763 слов

Предмет, метода задачи курса «Методика развитие слухового восприятия»

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ (группа глухих) Первые сведения связанные с проблемами слуха относятся к 1600 г до н.э. Сведения были найдены в Эберс-Папирус, где описаны болезни уха, простейшие методы обследования слуха и описание лечения глухоты. Медицина первая наука заинтересовавшаяся слухом. В настоящее время ряд наук занимаются проблемами слухового восприятия. медицина (отолярингология) …

Слуховой анализатор и его значение для развития ребенка

Наружное ухо

Наружное ухо. Ушная раковина у живых организмов работает как приемник звуковых волн, которые затем передаются во внутреннюю часть слухового аппарата.

Значение ушной раковины у человека намного меньше, чем у животных, поэтому у человека она практически неподвижна. Но вот многие звери, поводя ушами, способны гораздо точнее, чем человек, определить нахождение источника звука.

Складки человеческой ушной раковины вносят в поступающий в слуховой проход звук небольшие частотные искажения, зависящие от горизонтальной и вертикальной локализации звука.

Таким образом, мозг получает дополнительную информацию для уточнения местоположения источника звука. Этот эффект иногда используется в акустике, в том числе для создания ощущения объёмного звука при использовании наушников. мозг местоположения источника звукаакустике наушников

Функция ушной раковины улавливать звуки; ее продолжением является хрящ наружного слухового прохода, длина которого в среднем составляет мм.

Хрящевая часть слухового прохода переходит в костную, а весь наружный слуховой проход выстлан кожей, содержащей сальные, а также серные железы, представляющие собой видоизмененные потовые.

Этот проход заканчивается слепо: от среднего уха он отделен барабанной перепонкой. Уловленные ушной раковиной звуковые волны ударяются в барабанную перепонку и вызывают ее колебания. Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Ушная раковина сложной формы упругий хрящ, покрытый кожей, его нижняя часть, называемая мочкой, — кожная складка, которая состоит из кожи и жировой ткани. Ушная раковина очень чувствительна к любым повреждениям, поэтому у борцов эта часть тела очень часто деформирована.

8 стр., 3694 слов

Музыкальный звук как знак

Музыкальный звук как знак Сергей Шип Одесса Музыкальный звук — предмет, удостоенный многих фундаментальных теоретических исследований (работы Г. Гельмгольца, Ч. Тейлора, П. Шаффера, Н. Гарбузова, Е. Назайкинского, Ю. Рагса и др.). К основным и в настоящее время активно обсуждаемым вопросам изучения музыкального звука относится вопрос о его знаковых (семиотических) функциях. Задача нашей статьи: …

Среднее ухо. Анатомия, физиология. Участие в формировании воздушной проводимости.

Среднее ухо состоит из барабанной полости, объем которой не превышает 1 см кубического. Внутри барабанной полости расположены три слуховые косточки: молоточек, стремечко и наковальня. Благодаря им осуществляется передача звуковых колебаний от барабанной перепонки. Колебания, при этом, усиливаются.
Интересным является тот факт, что вышеуказанные косточки — самые мелкие во всем скелете человека. Молоточек имеет рукоятку, благодаря которой соединен с барабанной перепонкой, и головку, которая связывает его с наковальней. Наковальня связана со стремечком, которое закрывает овальное окошко уже внутреннего уха. Не стоит забывать о том, что среднее ухо имеет соединение с носоглоткой благодаря евстахиевой трубе.
Основной функцией трубы является выравнивание давления с наружной и внутренней части барабанной перепонки.

Слуховой анализатор и его значение для развития ребенка

Строение среднего и внутреннего уха

В случае воздушной проводимости звуковые волны попадают в наружный слуховой проход и вызывают колебания барабанной перепонки, передающиеся на слуховые косточки — молоточек, наковальню и стремечко; смещение основания стремечка, в свою очередь, вызывает колебания жидкостей внутреннего уха и затем — колебания основной мембраны улитки.

6.3.5. Воздушная проводимость звука

Воздушные звуковые волны от источника звука, распространяясь, по наружному слуховому проходу достигают барабанной перепонки и вызывают ее колебания, которые через систему слуховых косточек передаются на овальное окно. Смещение стремени в полость лестницы преддверия вызывает колебания перилимфы, которые через геликотрему передаются перилимфе барабанной лестницы, и происходит смещение мембраны круглого окна в сторону барабанной полости среднего уха (рис. 56).

11 стр., 5232 слов

Анализ особенностей восприятия инфразвуковых колебаний психикой человека

Министерство образования Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Амосова» Институт психологии Кафедра общей психологии КУРСОВАЯ РАБОТА по общей психологии на тему: Анализ особенностей восприятия инфразвуковых колебаний психикой человека Студента ИП-ПС-09-1 …

Слуховой анализатор и его значение для развития ребенка

Рис. 56. Схема распространения звуковых колебаний в улитке:

1 — наружное ухо, 2 — среднее ухо, 3 — улитка

Упругость мембраны круглого окна позволяет перилимфе смещаться между овальным и круглым окнами при воздействии звуковых волн. Колебания перилимфы верхнего канала улитки через тонкую вестибулярную мембрану передаются на эндолимфу улиткового протока. В результате перемещений перилимфы и эндолимфы приводится в движение основная мембрана с расположенным на ней кортиевым органом, что вызывает колебание волосковых клеток. Волоски этих клеток, касаясь покровной мембраны,деформируются, что является причиной возникновения возбуждения (потенциала действия) в рецепторных слуховых клетках. Таким образом, во внутреннем ухе происходит преобразование физической энергии звуковых колебаний в возбуждение слуховых клеток, возникающие нервные импульсы по волокнам слухового нерва и проводящим нервным путям поступают в подкорковые отделы, а затем — в слуховую сенсорную зону коры головного мозга. Экспериментально установлено, что в улитке при звуковом раздражении возникают переменные электрические токи, которые по своему ритму и величине полностью повторяют частоту и силу звуковых колебаний. Улитка как бы играет роль микрофона, преобразующего механические колебания в электрические потенциалы.

Источник