Слух в психическом развитии ребенка

Слух в психическом развитии ребенка thumbnail

С помощью слухового
анализатора человек ориентируется в
разнообразных звуковых сигналах
окружающей среды. Звуки окружающего
мира разнообразны: одни из них являются
неотъемлемым свойством определенных
предметов и явлений, а другие возникают
при взаимодействии одних предметов с
другими. Восприятие звуков является
необходимым условием восприятия и
понимания разговор­ной речи, речевых
интонаций, музыкальных произведений,
что делает слухо­вой анализатор
необходимым средством познания мира и
общения с другими людьми.

При восприятии окружающего
мира человек, в первую очередь, использует
зрение, ориентируясь на видимые глазом
характеристики предмета. Однако в ряде
случаев необходимая информация не может
быть получена с помощью зрения. Так,
восприятие звуков музыки и восприятие
слышимой (разговорной) речи возможно
только с помощью слуха. Кроме того, в
условиях ограниченных возможностей
зрения человек использует свой слух.
Например, в темноте мы можем узнать по
звуку, где расположен телефон или
тикающие часы, можем понять, что к дому
подъехал автомобиль, что в комнату
кто-то вошел, мы ориентируемся в лесу
по звуку человеческих голосов или машин
и т.д. Иногда только с помощью слуха
можно воспринять сигналы опасности:
гудок машины, которую человек не может
видеть, шорох опасного зверя в лесу,
звук от упавшего предмета и т.п.

Все звуки, окружающие человека, по своему
характеру делятся на несколько видов.
В зависимости от вида звуков принято
различать и соответствующие виды слуха:

предметный слух– обеспечивает
восприятие звуков, исходящих от конкретных
предметов и от их взаимодействия (звук
автомобиля, звук скрипящей двери, звук
от падения предмета на пол, шум деревьев
или ручья и мн. др.);

речевой слух– обеспечивает
восприятие речи, а также смысловое
различение речевых звуков; этот вид
слуха получил также названиефонематического
слуха. В любом языке есть звуки, имеющие
сходное звучание, но разный смысл, их
называютфонемами. В русском языке,
в котором имеется 44 фонемы, важно
различать мягкость и твердость звука
(лиль,тить), звуки в
ударном слоге и безударном слоге (молокои молока), глухие и звонкие звуки (киг,бип). Для восприятия
речи очень важно иметь хороший слух,
так как многие звуки в предложениях
произносятся без ударения, «проглатываются»,
нечетко произносятся слияния слов,
особенно с предлогами и союзными словами,
а также окончания слов. Различение этих
звуков является крайне важным для
понимания смысла слова или словосочетания
(ср., например слова «молоток» и «молотка»,
«ложкой» и «ложки»);

интонационный слух– обеспечивает
восприятие и понимание интонации речи,
что очень важно для понимания эмоциональных
оттенков речи, характеристик говорящего
человека, ведь в нашей речи зачастую
интонация и содержание высказывания
различаются, и приходится учитывать не
только содержание, но и его интонационную
окраску, поэтому понимание интонации
является необходимым в процессе
человеческого общения;

музыкальный слух– обеспечивает
восприятие и понимание музыки, различение
и узнавание разных музыкальных мелодий.

Для того чтобы понять, как
работает слуховая система человека,
обеспечивающая полноценное «слышание»
звуков окружающего мира, необходимо
прежде всего разобраться, какова природа
звука, или акустического
сигнала,
который
является адекватным раздражителем для
слухового анализатора. Сейчас уже хорошо
известно, что звук представляет собой
упругие колебания среды, в которой он
распространяется в виде волн в самых
различных средах, включая воздушную
среду, которые воспринимаются ухом.
Определенные характеристики звуковой
волны (физические параметры) соотносятся
с определенными характеристиками
слуховых ощущений (физиологические
параметры). Эти соотношения представлены
в следующей таблице.

Таблица 9.1 – Соотношение
физических параметров звука и
физиологических параметров слуховых
ощущений

Физические
параметры звука

Физиологические
параметры ощущений

Частота звуковых
волн

Высота
звука.
Человек
различает звуковые волны с частотой
от 20 до 20 000 Гц (1 Гц – 1 колебание в
секунду). Звуки, частота которых ниже
20 Гц (инфразвуки) и выше 20 000 Гц
(ультразвуки), человеком не ощущаются

Интенсивность
звука, которая зависит от амплитуды
звуковых волн

Громкость
звука.
Ощущение
громкости нарастает при усилении
звука и зависит также от частоты
звуковых колебаний, то есть громкость
звучания определяется взаимодействием
интенсивно­сти (силы) и высоты
(частоты) звука. Единицей измерения
громкости звука является бел,
в практике обычно
используется деци­бел
(дБ), т.е. 0,1 бела*

Продолжительность
звуковой волны

Продолжительность
звучания

Звуковой спектр,
или состав основных и дополнительных
тонов

Тембр,
или окраска звука. По тембру можно
различить звуки одинаковой громкости
и высоты, на чем основано узнавание
людей по голосу

*Примечание.
Примеры
интенсивности (громкости) отдельных
звуков
:
шелест листьев при ветре – 10 дБ; обычный
шепот около уха – 25–30 дБ; шум спокойной
улицы днем – 50-60 дБ; речь средней громкости
– 60-70 дБ; оркестр, громкая музыка по
радио – 80 дБ; шум поезда в метро – 90 дБ;
шум реактивного самолета (расстояние
25 м) – 140 дБ.

Чувствительность слухового
анализатора
опреде­ляется
минимальной силой звука, достаточной
для возникнове­ния слухового ощущения.
В области звуковых колебаний от 1000 до
3000 в секунду, то есть 1000–3000 Гц, что
соответствует человеческой речи, ухо
обладает наибольшей чувствительностью.
Эта совокупность ча­стот получила
название речевой зоны.
Различение частоты
зву­ка характеризуется той минимальной
разницей по частоте двух близких зву­ков,
которая еще улавливается человеком.
При низких и средних частотах человек
способен заметить различия в 1–2 Гц.
Встречаются люди с абсолютным слухом:
они способны точно узнавать и обозначать
любой звук даже при отсут­ствии звука
сравнения.

Слух имеет важное значение
при ориентации человека в пространстве.
Благодаря слуху человек может «выстраивать»
карту окружающего его пространства
только по источникам звука. Так, если
человек находится в своей квартире, он
по звуку делает вывод, кто из соседей
находится дома, кто вышел и пришел,
определяет, приехала или уехала машина,
слышит, что на дороге двигаются машины,
в соседний магазин привезли товар, а на
площадке дети затеяли игру в футбол и
т.д. Восприятие пространства с помощью
звуков возможно благодаря наличию у
человека бинаурального
слуха,
то есть
способности слышать двумя ушами
(приставка би-
обозначает «два»). Острота бинаурального
слуха у человека очень высока: положение
источника зву­ка определяется с
точностью около 1 углового градуса.
Основой этого служит способность
нейронов слуховой системы оценивать
различия времени прихода зву­ка на
правое и левое ухо и различия интенсивности
звука на каждом ухе. Если источник зву­ка
находится в стороне от средней линии
головы, то звуковая волна приходит на
одно ухо несколько раньше и имеет большую
силу, чем на другом ухе. Оценка удаленности
источника звука от тела человека связана
с восприятием ослабления звука и
измене­ния его тембра.

Слуховой анализатор,
ответственный за слуховое восприятие,
состоит из следующих отделов:

– рецепторный отдел
представлен кортиевым
органом
, расположенным
в улитке среднего уха; он превращает
энергию звуковых волн в энергию нервного
воз­буждения;

– проводниковый отдел
проводит импульсы от рецепторного
отдела к центральному;

– центральный, или корковый
отдел, располагается в височных долях
обоих полушарий головного мозга.

Наружное и среднее ухо
являются звукоулавливающим,
звукопроводящим и звуковоспринимающим
аппаратом
слухового
анализатора.

Внутреннее ухо
(звуковоспринимающий аппарат), а также
сред­нее ухо (звукопередающий аппарат)
и наружное ухо (звукоулав­ливающий
аппарат) объединяются в понятие орган
слуха

Работа органа слуха приводит
к трансформации энергии звуковых волн
в нервный импульс. Сигналы от волосковых
клеток поступают в мозг по 32 000
афферентным нервным волокнам, входящим
в состав восьмой пары черепно-мозговых
нервов. По волокнам слухового нерва
даже втишине следуют
спонтанные импульсы с частотой до 100
импульсов в секунду. При звуковомраздражении частота
импульсации в волокнах увеличивается
и остается повышенной в течение всего
периода, когда действует звук.

Проводниковый отделслухового анализатора
представлен несколькими подкорковыми
структурами: слуховой нерв, ядра
продолговатого мозга, нижние бугры
четверохолмия среднего мозга, внутренние
ядра таламуса, слуховое сияние. Часть
волокон ответвляется и поступает в
мозжечок, что доказывает связь слуха с
чувством равновесия. Структуры
проводникового отдела доставляют
информацию в центральный отдел слухового
анализатора.

Центральный, или
корковый, отделслухового анализатора
находится в верхней части височной доли
переднего мозга (верхняя височная
извилина, поля 41 и 42 по Бродману). Большое
значение для функции слухового анализатора
имеют поперечные височные извилины
(извилины Гешля). В центральном отделе
слухового анализатора происходит
первичный и вторичный анализ поступающей
слуховой информации, что выражается в
появлении у человека слуховых ощущений
и слухового восприятия, которое
обеспечивает предметную или смысловую
окраску воспринятых звуков.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Психическое развитие ребенка с нарушенным слухом

В настоящее время проблемы воспитания и обучения детей с нарушениями слуха приобретают все большую актуальность.

Следует понимать, что нарушение слуха – это не просто количественное снижение возможности слухового восприятия, а качественные необратимые стойкие изменения слуховой системы, влияющие на всё психическое развитие ребенка. Это объясняется ролью слуха в развитии человека.

Психическое развитие ребенка с нарушенным слухом происходит в особых условиях ограничения внешних воздействий и контактов с окружающим миром. В результате этого психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными.

Таким образом, нарушение слуха приводит к особенностям развития познавательной и личностной сферы. При работе с детьми, имеющими нарушения слуха, педагогу необходимо знать и учитывать характерные для них особенности познавательной и личностной сферы.

Особенности познавательной сферы.

Особенности внимания.

  • сниженный объем внимания – дети с нарушениями слуха могут одномоментно воспринять меньшее количество элементов;

  • меньшая устойчивость, а, следовательно, большая утомляемость, так как получение информации происходит на слухо-зрительной основе. У слышащего школьника в течение занятия/урока происходит смена анализаторов – при чтении ведущий зрительный анализатор, при объяснении материала – слуховой. У ребенка с нарушением слуха такой смены нет – постоянно задействованы оба анализатора;

  • низкий темп переключения: ребенку с нарушением слуха требуется определенное время для окончания одного учебного действия и перехода к другому;

  • трудности в распределении внимания: школьник с сохранным слухом может одновременно слушать и писать, ребенок с нарушениями слуха при этом испытывает серьезные затруднения.

Особенности памяти.

  • образная память развита лучше, чем словесная (на всех этапах и в любом возрасте);

  • уровень развития словесной памяти зависит от объема словарного запаса ребенка с нарушением слуха. Ребенку требуется гораздо больше времени на запоминание учебного материала, практически при всех степенях снижения слуха словесная память значительно отстает.

Работа психолога также должны быть комплексной и проводиться в сфере личностного восприятия, а также в сфере коммуникации с окружающими людьми.

Особенности личностной сферы.

Особенности развития эмоциональной сферы.

  • плохослышащий ребенок не всегда понимает эмоциональные проявления окружающих в конкретных ситуациях, а, следовательно, не может сопереживать им;

  • ребенок с нарушением слуха не может дифференцировать тонкие эмоциональные проявления очень долго, и в подростковом возрасте это проявляется особенно ярко.

Особенности коммуникации с окружающими людьми.

  • плохослышащему ребенку воспринимать речь окружающих легче, если он хорошо видит лицо говорящего;

  • нередко ошибочные ответы или затруднения в ответах детей вызваны незнанием лексических значений отдельных слов, незнакомой формулировкой высказывания, непривычной артикуляцией собеседника;

  • при ответе на вопрос: “Все ли понятно?” ребенок с нарушением слуха чаще ответит утвердительно, даже если он его не понял;

  • ребенку с нарушением слуха трудно воспринимать и понимать продолжительный монолог;

  • испытывает значительные трудности в ситуации диалога;

  • у ребенка с нарушением слуха имеются психологические барьеры в общении со слышащими [1].

Своевременно организованные медицинская коррекция нарушенного слуха и психолого-педагогическое сопровождение позволяют в значительной степени компенсировать отклонения в психическом развитии глухих и слабослышащих детей.

Основы психологии детей с нарушением слуха.

Психологическое обследование должно быть всесторонним, поэтому включает в себя изучение всех сторон психики: познавательных процессов, речи, эмоционально-волевой сферы, личностных особенностей.

При предположении о нарушениях слуха кроме его состояния особое внимание следует обратить на: развитие движений, работу вестибулярного аппарата, особенности развития речи.

Целостное изучение ребенка с нарушением слуха будет успешным, если оно осуществляется в процессе деятельности – эмоционального общения, предметной, игровой, учебной, трудовой. Эти условия помогут лучше выявить особенности познавательной сферы ребенка, мотивации, интересов, направленности личности.

Всесторонний характер психолого-педагогического обследования дает возможность выявить и определить характер других отклонений в развитии: зрения, интеллекта, движений, если развитие ребенка со снижением слуха осложнено дополнительными нарушениями [2].

Целостный системный анализ результатов психолого-педагогического обследования позволяет не только выявить отдельные нарушения в развитии, но и установить иерархические связи между ними, выявив систему первичных и вторичных отклонений.

Важно то, что основанием для педагогического прогноза и определения для ребенка типа дошкольного учреждения является не изолированное исследование слуха или познавательных процессов, а целостная характеристика и заключение, составленные на основании учета всех данных, полученных в процессе психолого-педагогического изучения.

Также важен учет возраста ребенка при организации психолого-педагогического изучения. Психолого-педагогическое обследование и по форме, и по содержанию организуется в соответствии с возрастом ребенка. В плане организации обследования это предполагает создание условий для проведения обследования:

— удобное расположение ребенка за детским столом,

— подбор дидактического материала в зависимости от возраста,

— использование соответствующих возрасту методов.

Важным фактором в развитии ребенка с нарушением слуха является принцип динамического изучения. Большое значение для понимании сути нарушения слуха и его влияния на ход психического развития ребенка имеет принцип динамического изучения, согласно которому важно выяснить не только то, что дети знают и умеют в настоящее время, но и их потенциальные возможности, «зону ближайшего развития». Предлагаемые для выполнения задания должны быть доступны для ребенка, ведь если он все задания будет выполнять неправильно, мы не поймем, какого уровня психического развития он достиг.

Если ребенок не в состоянии выполнить задания, доступные его сверстникам, надо предложить ему задания, ориентированные на младших по возрасту детей.

Для выяснения «зоны ближайшего развития», ее величины целесообразно включить в программу обследования один из вариантов психологического обучающего эксперимента. Если такой возможности нет, то на разных этапах обследования при ошибках ребенку оказывается помощь. Виды помощи, особенности ее принятия или непринятия ребенком – все это даст материал для анализа его обучаемости. Результаты самостоятельного решения задач разной степени сложности и оценка влияния оказываемой помощи позволяют судить не только об уровне развития познавательных процессов ребенка, но и о возможных путях их дальнейшего совершенствования в условиях специально организованного обучения и воспитания [3].

Необходимо не только учитывать конечный результат деятельности, но и анализировать процесс ее выполнения – способы действий, их рациональность, последовательность, логичность, настойчивость в достижении целей, отношение к избранным способам решения, критичность.

Динамическое изучение детей проводится в течение года, с наблюдениями за развитием ребенка в образовательном учреждении, обсуждениями особенностей развития с родителями и педагогами, повторными консультациями.

Важным моментом в развитии ребенка с нарушением слуха является также индивидуальный подход к ребенку.

Данный принцип предполагает учет возраста, индивидуальных особенностей ребенка, создание во время обследования доброжелательной обстановки. Особенно это важно при работе с детьми раннего возраста, дошкольниками со сложной структурой нарушений развития. Индивидуальный подход предполагает полное предварительное знакомство с историей развития: характером раннего моторного и речевого развития, перенесенными заболеваниями, особенностями воспитания ребенка в семье, характером общения с ним.

Нередко у детей в ходе обследования, особенно в его начале, возникают беспокойство, настороженность, испуг, влекущие за собой замкнутость, отказ от выполнения заданий, желание уйти. В таких случаях необходимо перестроить систему предъявления задания, предпочесть вначале игровые задания, интересные и доступные для ребенка, а более сложные, например проверку состояния слуха, провести позже [4].

В некоторых случаях при отказе ребенка от выполнения заданий целесообразно привлечение к участию в предъявлении задании родителей ребенка, оказание помощи ребенку, поддержание его попыток действовать самостоятельно.

Помимо выяснения результативности выполнения задания ребенком во внимание должны приниматься показатели, характеризующие качество выполнения: интерес к заданию, самостоятельность, использование предложенной помощи, обучаемость в процессе исследования. При оценке результатов надо учитывать способы выполнения задании, их соответствие возрасту ребенка. Именно учет способов выполнения задания ребенком является важнейшим показателем уровня его психического развития. В процессе психолого-педагогического обследования выявляется высший уровень возможностей ребенка, т.е. то, что он может сделать с помощью взрослого. Это характеризует «зону ближайшего развития», потенциальные возможности ребенка, учет которых имеет важное значение в процессе воспитания и обучения.

Психическое развитие детей с недостатками слуха свидетельствует о том, как велика роль слуха в развитии речи и роль речи в формировании всех познавательных процессов, особенно словесно-логического (понятийного) мышления, а также в развитии эмоций и чувств, волевых действий и черт личности. Изученные закономерности психического развития детей с недостатками слуха позволяют полнее и точнее понять формирующуюся структуру психической деятельности любого ребенка.

Список литературы

  1. Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Развитие речи дошкольников с нарушением слуха. — М.: Гардарики, 2004. – 58 с.

  2. Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. — М.: Академия, 2004. – 135 с.

  3. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование и развитие дошкольников с нарушениями слуха. — М.: Владос, 2003. – 122 с.

  4. Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука: учеб. пособие: пер. с нем. — М.: Академия, 2003.

Источник