Слух и развитие речи у ребенка
ализа саидова
Развитие речевого слуха у детей раннего возраста
«Как помочь ребенку заговорить?», сегодня мне хочется поделиться о том, с чего необходимо начинать и какую работу проводим мы по развитию речи детей.
Культура речи, по мнению Ф. А. Сохина, это умение правильно излагать смысл содержания, пользоваться языковыми средствами, такими как звукопроизношение, интонация, лексическим запасом и грамматическими формами. А звуковая культура речи является составной частью речевой культуры.
Воспитание звуковой культуры — одна из важных задач развития речи детей младшего дошкольного возраста, поскольку этот период является наиболее благоприятным для ее решения. И предполагает решение следующих задач:
— Воспитывать речевой слух детей: слуховое внимание (умение определить на слух то или иное звучание и его направление, фонематический слух.
— Работать над речевым дыханием, т. е. воспитывать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами.
— Развивать артикуляционный аппарат.
— Воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения.
— Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию.
Чтобы научить детей правильно произносить звуки, отчетливо и ясно – слова, пользоваться голосовым аппаратом, прежде всего, учу их слышать и внимательно слушать речь окружающих, т. е. развивать слуховое восприятие.
Так, например, использую различные музыкальные инструменты или другие предметы, которыми можно произвести звуки (бумага, ложка, барабан, дудка и т. д.).
Провожу с детьми игры на развитие слухового внимания «Угадай, кто кричит», «Угадай, на чем играю», «Найди по звучанию такую же коробочку с крупой», «Угадай, что делаю», «Угадай, кто идет», «Солнце или дождик?», «Назови звуки улицы».
Для развития слухового восприятия использую упражнения на соотнесенность звукоподражания с определенными объектами, дети учатся различать на слух близкие и далекие по звучанию звуки и звукосочетания. Например, использую игрушки (животные). Детей спрашиваю, как мяукает кошка? (мяу-мяу). Как пищат цыплята? (пи-пи). Как лает собачка? (гав-гав, и т. п.
В дальнейшем в развитии речи большую роль играет формирование, фонематического слуха, т, е. способности четко отличать один звуки от других, благодаря чему узнаются и понимаются отдельные слова.
Играем в игры на развитие речевого слуха «Кто внимательный?», «Угадай, кто сказал», «Чей это голос?», «Коля, ты сейчас в лесу», «К кому пришел, от кого ушел волк?».
Игра «Где позвонили?»
Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания.
Для игры можно использовать любой музыкальный инструмент.
Краткое описание:
Все садятся в кружок. Выбирают водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем кто-нибудь из детей звенит звоночком. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» — и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего.
Методические указания. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.
Игра «Угадай, кто сказал»
Учить детей на слух различать низкий, средний и высокий голос. Развитие умения различать высоту голоса.
Упражнение проводить во время чтения сказки или инсценирования. Можно подобрать картинки с изображением персонажей из сказки «Три медведя» Михаила Ивановича, Анастасии Петровны и Мишутки.
Краткое описание:
Взрослый произносит фразы из текста сказки, меняя высоту голоса, а ребенок показывает соответствующие картинки.
Методические указания. Для того чтобы активизировать внимание детей, взрослый нарушает последовательность высказываний персонажей, принятую в сказке.
«Ты сейчас в лесу»
Развивать умение детей внимательно слушать и различать голоса близких людей.
Краткое описание:
Ребенок становится спиной к играющим. Все проговаривают слова стихотворения.
Коля (имя ребенка, ты сейчас в лесу
Мы зовем тебя АУ
Ну-ка глазки закрывай не робей,
Кто позвал тебя, узнай поскорей!
Один из играющих зовет ребенка по имени.
Усложнение: В дальнейшем можно менять голос.
Источник
Еще находясь в утробе матери, малыш слышит ее сердцебиение, шум, создаваемый движением крови по сосудам, громкие звуки, доносящиеся снаружи.
Анализировать звуки ребенок начинает спустя пару часов после рождения.
Итак, как развивается «слухопонимание» у ребенка на первом году жизни в норме:
* 1 месяц – прислушивается и реагирует на голос взрослого: изменяет, приглушает плач.
* 2 месяца – ищет источник звука поворотом головы.
* 3 месяца – крик с отчетливой интонацией, певучее гуление.
* 4 месяца – четко локализует источник звука в пространстве поворотом головы.
* 5 месяцев – различает близких и чужих, строгий и ласковый тон.
* 6 месяцев – по-разному реагирует на свое и чужое имя.
* 7 месяцев – на вопрос «где?» разыскивает предмет и указывает на него пальцем.
* 8 месяцев – выполняет просьбы взрослого: подает руку, машет ей на прощание, играет в «ладушки».
* 9 месяцев — по просьбе «дай», «принеси» приносит знакомые предметы. Знает свое имя, откликается на зов.
* 10 месяцев – по просьбе показывает части своего и чужого лица и тела.
* 11 месяцев – понимает первые обобщения: машинки, мячики, кубики.
* 12 месяцев – выполняет простые поручения, очень любит слушать чтение книг, показывает пальцем знакомых героев и предметы в книжке. ⠀
После года:
* 1 год 3 месяца – быстро расширяется запас понимаемых слов.
* 1 год 6 месяцев – обобщает предметы по существенным признакам.
* 1 год 9 месяцев – понимает рассказ по картинке, отвечает на простые вопросы.
* 2 года – употребляет в речи прилагательные и местоимения.
* 2 года 6 месяцев – понимает простой рассказ взрослого о событиях прошлого. ⠀
Человеческий слух имеет две формы: неречевой и речевой слух.
Неречевой слух – это способность к ориентированию в неречевых звуках, к которым относятся музыка, мелодии, шумы.
Речевой слух – это умение анализировать услышанные звуки речи, а также понимать смысл различного сочетания фонем – слова, фразы, тексты.
Речевой слух включает следующие компоненты:
* слуховое внимание (умение на слух определять то или иное звучание и его направление);
* звуковысотный слух (способность воспринимать и различать изменения голоса по высоте, чувствовать эмоциональную окраску речи);
* восприятие темпа речи и громкости голоса (способность воспринимать скорость и громкость речевого высказывания);
* ритмический слух (способность слышать и правильно воспроизводить ритмический рисунок слова, устанавливать место ударения в нем);
* фонематический слух (способность различать и воспроизводить все речевые звуки, соотнося их с «решеткой фонем» данного языка).
Для развития речи ребенка очень важным является развитие именно фонематического слуха.
Так как развитый фонематический слух позволяет:
* правильно произносить звуки и четко произносить слова;
* владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя речь);
* овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;
* успешно освоить письмо и чтение.
Речевой слух развивается, в основном, в дошкольном возрасте.
При развитии речевого слуха обязательно нужно учитывать развитие сопутствующих компонентов: голоса, дыхания, интонации, звукопроизно-шения.
Родители и специалисты должны уделять должное внимание развитию фонематического слуха.
Что ребенок должен уметь в 1 год
Про признаки задержки речевого развития
Если ребенок не понимает обращенную речь
Записаться на консультацию к специалисту тут
Автор статьи Скворцова З.А.
Источник
Слух и речь: какая связь?
Формирование и развитие речи напрямую связано с органами слуха. Человек не сможет воспринять и тем более произнести то, что никогда не слышал.
Роль слуха в развитии речи детей очень велика. Возможно вам доводилось встречать глухих или слабослышащих людей. В первом случае человек становится немой, а во втором произношение сильно искаженное и невнятное, речь понимают только близкие люди.
Глухонемое состояние постепенно приводит к умственному отставанию, трудностям в коммуникациях и личностному принятию себя.
Пониженные слуховые возможности и тугоухость также встречаются у детей разной возрастной категории.
При обнаружении подобных проблем необходимо обратиться к врачу. Не стоит пренебрегать лечением, иначе нарушения могут перерасти в полную потерю слуха.
Как понять, что у ребенка все в порядке со слухом?
Молодые родители, у которых появился первенец, задаются множеством вопросов на тему здоровья малыша. И правда, ребенок маленький и сам вам не скажет, что болит и беспокоит.
Ребенок растет, и по мере взросления у него становятся разнообразнее движения и реакции.
Сохранность слуха особо важна в сензитивный (наиболее благоприятный период для формирования важных психологических свойств) период развития речи.
В этой таблице я подробно описала те реакции, которые считаются нормой, начиная с самого рождения ребенка.
1 месяц | Малыш затихает во время того, как слышит чей-то голос. Плач становится тише. |
2 месяц | Ребенок начинает искать источник звука, потихоньку начинает крутить головой. |
3 месяц | В крике малыша слышны отчетливые интонации, свойственно певучее гуление. |
4 месяц | Уверенно поворачивает голову в ту сторону, откуда исходит звук. |
5 месяц | Ребенок умеет отличать чужих от близких людей, ко всем на ручки не пойдет. Также определяет тон взрослого: строгий или ласковый. |
6 месяц | Понимает, когда его зовут по имени |
7 месяц | Вопрос “где?” и просьба “найди” вовлекает малыша в поиск знакомого предмета. Как только предмет обнаружен, показывает на него пальцем. |
8 месяц | Выполняет простые просьбы: помахать ручкой, дать игрушку, дать руку, похлопать в ладоши и тд. |
9 месяц | Малыш может искать и приносить игрушки по просьбе. Знает и откликается на свое имя. |
10 месяц | Ребенок определяет части тела и лица: руки, ноги, уши, глаза, щеки и тд. |
11 месяц | Начинает разбираться в обобщениях: кубики, куклы, книжки. |
12 месяц | Любит, когда ему читают, самостоятельно может показать некоторых героев сказки на картинке. |
1 год 3 мес. | Активно расширяется словарный запас. |
1 год 6 мес. | Может объединять игрушки и предметы по отличительным признакам. |
1 год 9 мес. | Малыш понимает рассказ по картинке. |
2 года | В речи появляются местоимения и прилагательные. |
2 года 6 мес. | Из рассказа ребенок может понять, что происходило в прошлом времени. |
3 года | Словарный запас значительно увеличился. Ребенок выражает свои мысли в предложениях, используя от 3 до 6 слов. |
В школьном возрасте при нормальном развитии речи у детей и слухе, ребенок полностью овладевает языком.
Достаточно сложный процесс развития может быть нарушен при возникновении даже самого незначительного снижения слуха, ведь это влечет за собой нарушения речи.
С какими трудностями встречаются слабослышащие дети
При наличии дефектов в развитии речи у ребенка с нарушенным слухом возникает ряд следующих проблем (в школьные годы):
- Трудно дается обучение письму и грамоте.
- Допускаются нестандартные ошибки в диктантах и сочинениях.
- Ребенку тяжело понять объяснения учителя в ходе занятия.
- Возникают трудности в понимании написанного в учебных пособиях.
- В сравнении со сверстниками скудный словарный запас.
- Нарушен лексико-грамматический строй речи.
- Снижены функции приема, переработки и использования полученной информации.
Как правило, такие детки не понимают значения большинства слов. Конечно, чем хуже ребенок слышит, тем хуже он говорит.
Насколько будет нарушена речь зависит от тяжести нарушения органов слуха.
Развитие речи ребенка с нарушением слуха
Какая методика будет необходима в конкретном случае, зависит от следующих причин:
- Возраст, в котором ребенок стал терять слух.
- Степень и скорость снижения слуховых функций.
- Семейные обстоятельства: в окружении ребенка есть слабослышащие или глухие взрослые (родители, бабушки и тд).
- Возраст протезирования слуха или кохлеарной имплантации (медицинский протез, компенсирующий потерю слуха).
- Наличие других проблем со здоровьем.
Существует три метода, которые используются в обучении детей со слабым слухом.
Устный (классический) метод | Данная методика развития речи детей включает в себя произношение звуков с помощью зрительных, осязательных, тактильных ощущений. На таких занятиях звуки связаны с движениями. Важно, чтобы родители обучились всем техникам развития речи для того, чтобы заниматься с ребенком дома. |
Жестовый метод | Это обучение высказывания с помощью жестов рук. |
Слуховой метод | Метод начали применять вместе с появлением слуховых аппаратов. Кохлеарный имплант и слуховой аппарат способствуют развитию речи. За счет того, что ребенок начинает лучше слышать, он начинает больше понимать и произносить. |
Важным условием в приемах по развитию речи у детей является организация подобных занятий. Они должны носить систематический характер и соответствовать всем требованиям, исходя из результатов диагностики.
На занятиях выполняются следующие задачи:
- Обогащение словаря и проведение работы над пониманием значения слов.
- Формирование разных речевых активностей: слуховое восприятие, слухо-зрительное, чтение, письмо, развитие устной речи ребенка.
- Развитие связной речи.
- Навыки составления вопросов и умения их задавать.
- Принимать участие в диалоге.
Самым сложным во всем рабочем процессе является обучение навыкам высказывания: как правильно изложить свою мысль и составить полноценный рассказ.
С самого рождения ребенка внимательно относитесь ко всем его новым умениям, особенно к его реакциям на происходящее вокруг. Если у вас возникают подозрения по поводу здоровья, обязательно обращайтесь к специалистам.
Источник
Светлана Сидорова
Педагогический совет: «Особенности развития речевого слуха у детей с ОНР».
Что такое речевой слух?
Речевой слух – это способность человека воспринимать и различать все нюансы звучащей речи.
Речевой слух подразделяется на:
-фонематический слух – способность различать и воспроизводить звуки речи;
-физический слух – способность улавливать звучащую речь различной громкости и высоты;
-звуковысотный слух – способность слышать, улавливать мелодику речи;
-тональный слух – способность слышать и воспроизводить изменения тембра голоса;
-ритмический слух – способность ощущать внутренний темп речи и воспроизводить её.
При помощи речевого слуха осуществляется контроль произносимого текста, приспособление к тону партнёра, слуховые восприятия речи, контроль над звучанием своего голоса. Несовершенство фонематического слуха может стать одной из причин появления трудностей при обучении чтению и письму, а в ряде случаев привести к стойким нарушениям чтения (дислексия) и письма (дисграфия).
В начальный период формирования речи развитие основных компонентов речевого слуха идёт неравномерно. Особая роль отводится слуховому вниманию, хотя основную смысловую нагрузку несёт звуковысотный слух. Дети умеют узнавать изменения голоса по высоте в соответствии с эмоциональной окраской речи и тембру, а также правильно воспринимать ритмичный рисунок слова, т. е. особенности звукового строения слова, зависящие от количества слогов и места ударного слога в единстве с темпом речи. Они плачут в ответ на сердитый тон и улыбаются на доброжелательный и ласковый тон, отличают по голосу мать и других близких.
В дальнейшем в развитии речи большую роль играет формирование фонематического слуха, т. е. способности чётко отличать одни звуки от других, благодаря чему узнаются и понимаются отдельные слова.
Хорошо развитый речевой слух обеспечивает чёткое, ясное и правильное произношение всех звуков родного языка, даёт возможность правильно регулировать громкость произношения слов, говорить в умеренном темпе, интонационно выразительно. Развитие речевого слуха тесно связанно с развитием ощущений, возникающих при движениях органов артикуляционного аппарата.
На что должно быть направлено воспитание речевого слуха?
Воспитание речевого слуха должно быть направленно на выработку у детей умения воспринимать в речи разнообразные тонкости её звучания:
-правильность произношения звуков;
-чёткость, ясность произношения слов;
-повышение и понижение голоса;
-усиление или ослабление громкости;
— ритмичность, плавность, ускорение и замедление речи;
-тембральную окраску речи, когда ребёнок различает, с просьбой ли к нему обращаются или с повелением.
На первой стадии коррекции речевого слуха ребёнок должен научиться различать:
-далёкие между собой по звучанию звуки;
-близкие по звучанию звуки;
-узнавать звуки изолированно;
-узнавать звуки в слогах;
-узнавать звуки в словах.
«Упражнения и игры для развития речевого слуха у дошкольников»
1. «Далеко- близко». Попросите ребёнка отвернуться, а сами на разном от него расстоянии попытайтесь произнести какой-либо звук. Это может быть как звучащая игрушка, так и звук вашего голоса или какого-либо музыкального инструмента, к примеру, барабана, колокольчика или дудочки. Ребёнок должен отгадать, далеко или близко находится источник звучания.
2. «Угадай, что звучит». Покажите ребёнку барабан, губную гармошку, колокольчик и покажите, как они звучат. Затем зайдите за ширму или занавеску и попросите ребёнка отгадать, что звучит, воспроизводя звучание этих предметов, когда он их не видит.
3. «Оркестр». Предложите ребёнку поиграть на разных музыкальных инструментах. Затем попросите его отвернутся, и узнавать по звучанию, на каком инструменте играете вы.
4. «Овощи». Предложите ребёнку картинки, где изображены овощи: лук, тыква, огурец. Произнесите названия этих овощей вслух с демонстрацией перед ребёнком картинок несколько раз. Затем предложите ему узнать по количеству хлопков, название какого овоща вы задумали сказать. Количество хлопков должно соответствовать количеству слогов в слове. Лук – один хлопок, тыква – два хлопка, огурец – три хлопка. Постепенно добавляйте количество картинок и меняйте их тематику.
5. «Угадай рифму». Прочитайте ребёнку стихотворение. Попросите его подсказать слово в конце следующего предложения:
Я взял муку и взял творог,
Испёк рассыпчатый… (пирог).
6. «Найди звук». Выберите какой-нибудь звук. Произнесите его несколько раз и попросите ребёнка хлопнуть в ладоши, когда он услышит нужный звук в словыах, которые вы будете называть.
Например, звук (О). К примеру, можно называть следующие слова: слон, нет, нос, мяч, он, стол, стул, табуретка.
7. «Робот». Предложите ребёнку поиграть в «робота». Вы даёте указания, а он исполняет. Например, ребёнку предлагается положить книжку на коробку, а карандаш за коробку. При успешном выполнении задание усложняется, темп упражнения увеличивается.
8. «Слова могут звучать громко и тихо». Предложите ребёнку заучить чистоговорку, стихотворение, потешку или считалку. Затем произнести текст сначала шёпотом, затем тихим голосом, а потом громче обычного. Это может быть любой текст, который используется для автоматизации или дифференциации звуков.
К примеру:
«В уголок Алёнка села,
У Алёнки много дела».
9. «Слова могут звучать быстро и медленно». Предложите ребёнку произнести текст любой скороговорки сначала быстро, потом медленно и наоборот.
10. «Какой звук есть в этих словах?» Произнесите три-четыре слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь – и спросите у ребёнка, какой звук есть во всех этих словах. Ребёнок должен назвать звук (Ш). Затем предложите определить, какой звук есть во всех ниже приведённых словах:
-жук, жаба, лыжи – (Ж);
-чайник, ключ, очки – (Ч);
-щётка, ящик, щавель – (Щ);
— коса, усы, нос – (С);
— селёдка, Сима, лось – (Сь);
— коза, замок, зуб – (З);
-зима, зеркало, вазелин – (Зь);
-цветок, яйцо, курица – (Ц);
-лодка, стул, лампа – (Л);
-липа, лес, соль – (Ль);
-рыба, ковёр, крыло – (Р);
-рис, крепость, букварь – (Рь).
11. «Назови первый звук в слове». Покажите ребёнку игрушку, например Буратино, и предложите определить, с какого звука начинается его имя. Потом спросите, с какого звука начинаются названия тех или иных животных, предметов, изображения которых есть у вас, или других игрушек.
12. «Назови последний звук в слове». Найдите или нарисуйте картинки, на которых могут быть изображены автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот. Покажите ребёнку картинку и попросите назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук.
13. «Подумай и не торопись». Предложите ребёнку несколько заданий на сообразительность и одновременно проверьте, может ли он слышать и выделять определённые звуки в словах:
А) Подбери слово, которое начинается на последний звук слова — стол (К примеру – лиса).
Б) Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова — сыр. (К примеру, воробей, грач)
В) Подбери слово, чтобы первый звук был бы (К, а последний – (Ш). (К примеру, карандаш, камыш)
Г) Какое получится слово, если к НО – прибавить один звук? (К примеру, нож, нос)
Д) Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука (М). (Мама моет Машу мочалкой).
Е) Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук (У). (К примеру, бумага, дудочка, Буратино).
Источник