Сложность структуры аномального развития ребенка

Сложность структуры аномального развития ребенка thumbnail

Сложность структуры аномального развития ребенка

i

Р А З Д Е Л 2

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ КОМПЛЕКСНЫХ (СЛОЖНЫХ) НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

ТЕМА 2.1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

УЧЕНИЯ О СЛОЖНОЙ СТРУКТУРЕ АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

П р о г р а м м н о е с о де рж а н и е

1.Сложность структуры аномального развития ребенка, различение первичных нарушений и вторичных отклонений.

2.Причины возникновения нарушений в развитии.

На протяжении всей истории становления специальной педагогики важное место в ней занимали вопросы теории изучения, обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии.

Психика человека формируется и функционирует как единая сложная система, в которой все составляющие звенья теснейшим образом взаимосвязаны друг с другом.

В основе рассматриваемых взглядов на психическое развитие ребенка, имеющего отклонения, лежат законы, описанные Л.С.Выготским. Согласно положению Л.С.Выготского, наличие дефекта какого-то одного анализатора или интеллектуального нарушения вызывает не только изолированное выпадение одной функции, но и приводит к ряду взаимосвязанных отклонений, в результате чего складывается целостная картина атипичного, своеобразного развития. Сложность структуры аномального развития заключается в наличии первичного дефекта, обусловленного биологическими факторами, и вторичных отклонений, сформировавшихся как следствие первичного.

Процесс развития детей, имеющих такие нарушения, может быть правильно раскрыт только на основе детерминированности особенностей всех факторов, отражающих влияние той или иной патологии. Важно выявить характер первичного дефекта и особенности его участия в образовании вторичных отклонений, которые в свою очередь определяют последующее своеобразие психического развития ребенка.

Первостепенное значение имеет время возникновения дефек-

та. Ранняя патология обусловливает наибольшую тяжесть вторич-

I 14

Сложность структуры аномального развития ребенка

ных отклонений, нарушает весь ход психического развития ребенка. Например, глухота в раннем возрасте влечет за собой отсутствие или недоразвитие речи в отличие от детей с поздней глухотой, имевших возможность речевого развития, ибо сохранный слух является непременным условием формирования речи.

Значимым фактором, определяющим особенности психического развития ребенка, является степень выраженности нарушения: чем глубже и обширнее первичный дефект, тем тяжелее оказываются проявления вторичных и третичных отклонений.

Структура развития любого ребенка, в том числе и имеющего отклонения в развитии, зависит от совокупности социальных факторов, от условий воспитания, в которых формируются его психика и личность. Неблагоприятные условия воспитания могут усилить патологические явления, и наоборот, положительное социальное воздействие может в определенной степени предупредить последствия первичного нарушения и способствовать преодолению уже возникших отклонений. Основываясь на этом, следует подчеркнуть, что наблюдаемые у таких детей психические или физические нарушения — слуха, зрения, речи, опорно-двигатель- ной системы и др. — имеют крайне сложную структуру, что предопределяет многообразие их взаимного влияния и воздействия на формирующийся организм и психику.

Правильное понимание особенностей развития детей, име — ющих различные нарушения, основывается на знании этиологии, патогенеза первичного дефекта, его локализации, так как именно эти факторы определяют своеобразие клинической картины.

Проблемы в развитии ребенка могут быть обусловлены множеством причин, которые необходимо рассматривать с различных позиций: времени возникновения нарушения — внутриутробное развитие (пренатальный период), период родовой деятельности (натальный), после рождения (постнатальный период); степени его выраженности; характера и тяжести нарушения, вызванного как органическими (поражение ЦНС), так и функциональными (социально-педагогическая запущенность, эмоциональная депривация и др.) причинами. Для обоснования медицинских и психо — лого-педагогических мероприятий, направленных на коррекцию нарушенных функций, необходимы медико-психологический анализ структуры дефекта и выявление причин, обусловливающих нарушение, определение степени его тяжести.

Наглядное представление о структуре дефекта некоторых наРУШений дают схемы на рисунке 1.

Теоретические положения о сложной структуре аномального развития существенно конкретизируют и уточняют общее понимание нарушения. При этом каждый вид аномального развития характеризуется определенными системными проявлениями, среди

15

Сложность структуры аномального развития ребенка

Структура дефекта

при нарушении слуха

Причины1

Нарушения слухового восприятия

• Инфекционные заболевания

(менингит, отит, грипп)

Нарушения в овладении

•Родовые травмы

словесной речью

• Интоксикации

• Прием антибиотиков

• Наследственность

Особенности развития личности

(выразительность движений, мимики)

Структура дефекта при ДЦП

Причины

•Инфекционные заболевания матери во время беременности

•Родовые травмы

•Интоксикации

•Несовместимость крови матери и плода по резус-

фактору __________________

Двигательные нарушения

Задержки формирования основных моторных функций, речевые расстройства, нарушения пространственных представлений

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы

Структура дефекта при нарушении зрения

Причины

Нарушения зрительного восприятия

• Внутриутробные инфекции

• Асфиксия

• Родовые травмы

Недостаточность ориентировки

в пространстве;

• Недоношенность

ограниченность адекватных

Наследственность

предметных представлений;

Токсоплазмоз

замедленное развитие различных

форм деятельности

Особенности характера,

своеобразие мимики

Структура дефекта при нарушении речи

Причины

Речевые нарушения

• Инфекционные заболевания

Задержка психического развития;

матери во время беременности

нарушения в овладении звуковым

• Внутриутробная гипоксия

составом слова;

• Родовые травмы

нарушения письма

• Эндокринные заболевания

Своеобразие черт характера,

негативизм

Рис. 1. Структуры дефекта при различных нарушениях

1 В дальнейших схемах в связи с описанием сложных нарушений развития

подробное перечисление причин повторяться не будет.

»

Сложность структуры аномального развития ребенка

Сложность структуры аномального развития ребенка

которых выделяются первичные и вторичные отклонения, т.е. имеет сложную структуру.

Вопросы и задания

1.Чем объясняется актуальность теории Л.С.Выготского о сложной структуре аномального развития?

2.Назовите причины, которые в большей степени предопределяют те или иные отклонения в развитии.

3.Постройте схему указанных видов нарушений.

4.Охарактеризуйте специфику деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I—VIII видов.

Литература

Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. — М., 1994.

Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. — М.,

1973.

Выготский Л. С. Собр, соч.: в 6 т. — М., 1983. — Т. 5.

Коррекционная педагогика: учеб. пособие / под ред. Б. П. Пузанова. — М., 1999.

Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. — М., 1990. Лубовский В. И. Общие и специфические закономерности развития

психики аномальных детей // Дефектология. — 1971. — № 6.

ТЕМА 2.2. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ

КОМПЛЕКСНОГО (СЛОЖНОГО) ДЕФЕКТА

Программное содержание

1.Развитие взглядов на особенности психического развития детей

скомплексными (сложными) нарушениями.

2.Этиология комплексных (сложных) нарушений. Понятие «комплексный (сложный) дефект».

3.Проблема дифференциальной диагностики детей с комплексными дефектами развития.

4.Понятие об осложненном нарушении развития.

Всовременной специальной педагогике повышенное внимание к категории детей с комплексными нарушениями развития можно объяснить, как мы уже отмечали, возрастающим их количеством, а также отсутствием разработок по оказанию им квалифицированной помощи. Дети, имеющие сочетания различных отклонений, встречаются практически во всех специальных учреждениях.

17

Сложность структуры аномального развития ребенка

Проблема сложных нарушений достаточно трудна. Само понятие «сложный дефект» или, как сейчас принято определять, «сложные нарушения развития», в различных литературных источниках трактуется по-разному. Терминологическая неясность возникает, когда в сложный дефект наряду с первичными включают вторичные отклонения в развитии, связанные с воздействием конкретного первичного нарушения, или когда незначительные нарушения оцениваются как основные структурные элементы, в то время как их следует рассматривать как осложненные. На наш взгляд, неверным является отождествление понятий «дети со сложной структурой дефекта» и «дети со сложным дефектом». Опираясь на концепцию Л.С.Выготского, можно утверждать, что любое стойкое нарушение обладает иерархической структурой первичности и вторичности. Правильное решение практических вопросов требует четкого понимания оснований при определении сложного и осложненного нарушения. Вопрос о комплексных нарушениях можно рассматривать только в контексте знаний об основных положениях сложной структуры аномального развития. Попробуем уточнить эти термины, исходя из обозначенных нами позиций.

Читайте также:  Игры на развитие логическое мышление у ребенка 10 лет

М.Г.Блюмина (1989), проводя анализ распространенности, этиологии и особенностей проявления сложных дефектов, а также отмечая характер взаимозависимости проявления разных дефектных функций у одного и того же ребенка, приходит к выводу, что «к сложным дефектам надо относить только такие аномалии развития, при которых имеются два или более первичных дефектов и каждый существует в этом комплексе с характерными для него вторичными расстройствами, что чрезвычайно усложняет общую структуру дефекта и затрудняет его компенсацию. Аномалии развития, входящие в состав сложных дефектов, связаны с повреждениями разных систем; происхождение они могут иметь

общее или смешанное, т.е. могут быть вызваны патогенными агентами»1.

В.И.Лубовский (1989) указывает, что нарушения развития бывают особенно значительными в случае одновременного поражения нескольких анализаторов (слухового и зрительного) или сочетания дефекта одного из ведущих анализаторов с диффузным поражением коры мозга (например, слепота или глухота в сочетании с умственной отсталостью). Нарушения, вызванные несколькими поражениями, называются сложными дефектами.

Е.М.Мастюкова (1988) подчеркивает, что в ряде случаев может иметь место одновременное поражение нескольких функциональных систем организма или сочетание тотального недоразви-

1 Блюмина М.Г. Распространенность, этиология и некоторые особенности клинических проявлений сложных дефектов // Дефектология. — 1989. — № 3. — С. 5.

18

Сложность структуры аномального развития ребенка

тия коры головного мозга с поражением отдельных функциональных систем, или поражение отдельных мозговых структур с нарушением последующего их созревания, а иногда и мозга в целом.

Различные сочетания симптомов повреждения (энцефалопатических) и недоразвития (дизонтогенетических) мозговых структур приводят к проявлениям сложного или осложненного дефекта.

Далее автор дает определения сложного и осложненного дефекта. Сложный дефект охватывает сочетание двух и более нарушений, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности социальной адаптации ребенка. Дети со сложным дефектом нуждаются в специальной программе обучения.

Например, дети с одновременным нарушением слуха и зрения (слепоглухота); с сочетанием ДЦП и тяжелых нарушений слуха; олигофрении и слепоты и т. п.

В.Н.Чулков (2001) к сложным нарушениям детского развития относит сочетание двух и более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка.

Например, сочетания глухоты и слабовидения, умственной отсталости и слепоты, нарушений опорно-двигательного аппарата

иречи.

Всовременной специальной литературе в номинации сложных нарушений обозначаются только так называемые первичные нарушения, например слепоглухота. Если в название включаются вторичные отклонения в развитии, как, например, в слове «слепоглухонемота», где «немотой» обозначено отсутствие речи, являющееся лишь следствием глухоты ребенка, лишь социально обусловленным, т. е. вторичным нарушением, то такой термин следует признать неточным и устаревшим.

Приведенные суждения виднейших отечественных ученых позволяют принять эти теоретические позиции за основу при понимании и формулировании сущности сложного (комплексного)

нарушения. В качестве синонимического понятия сложного нарушения используется «множественное нарушение», когда имеется три и более нарушений (первичных), каждое из которых имеет определенные отрицательные последствия, усугубляющие отклонения в развитии ребенка, например умственно отсталые слепоглухие.

«Ко множественным дефектам, в частности, можно отнести и сочетание у одного ребенка целого ряда небольших нарушений, которые имеют отрицательный кумулятивный эффект, например, при сочетании небольших нарушений моторики, зрения и слуха у Ребенка может иметь место выраженное недоразвитие речи»1.

‘ Чулков В. Н. Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития // Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. — М., 2001. — С. 33.

19

Сложность структуры аномального развития ребенка

Основываясь на этом, можно прийти к следующему заключению.

К сложным (комплексным) нарушениям относятся такие, кото — рые представлены несколькими первичными нарушениями, каждое из которых, будучи взятым отдельно, определяло бы характер и структуру аномального развития. Все имеющиеся нарушения оказывают многообразное воздействие друг на друга и взаимно усиливаются. Вследствие этого отрицательные последствия таких дисфункций ка — чественно и количественно значительно грубее, чем простое суммарное сложение отдельных нарушений.

Схема, представленная на рисунке 2, наглядно отражает структуру комплексного (сложного) нарушения при слепоглухоте.

Существующие ныне программы специального обучения не могут быть эффективно использованы в работе с такими детьми из-за качественного своеобразия структуры нарушений в каждом конкретном случае.

Клинические, нейропсихологические исследования (Г.П.Бертынь, М.Г.Блюмина, Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина) показывают, что комплексные нарушения могут быть вызваны одной или несколькими причинами, весьма различными по своему происхождению — экзогенными или эндогенными. Среди них наибо-

Причины

Нарушение слуха

Нарушение зрения

1

1

Нарушения слухового

Нарушения зрительного

восприятия

восприятия

1

г

Нарушения в овладении

Недостаточность ориентировки

словесной речью

в пространстве;

1

ограниченность адекватных

предметных представлений;

замедленное развитие различных

форм деятельности

Особенности развития

Особенности характера,

личности (выразительность

своеобразие мимики

движений, мимики)

Рис. 2. Структура комплексного (сложного) нарушения при слепоглухоте

20

Сложность структуры аномального развития ребенка

лее часто встречаются тяжелые инфекционные заболевания, которые мать перенесла во время беременности — краснуха на ранних сроках беременности, вирусный грипп, цитомегаловирусная инфекция, врожденный токсоплазмоз и др. Причинами комплексных нарушений могут стать хронические соматические заболевания матери (диабет, заболевания щитовидной железы, тяжелое нарушение сердечной деятельности и др.). Особое место среди причин, вызывающих множественные нарушения развития, занимают факторы генетического происхождения, различные заболевания, наследственные синдромы (синдром Маршалла, синдром Ушера, синдром Альпорта, синдром Лоу и др.). Отмечается увеличение числа детей, у которых на возникновение множественных нарушений развития повлияла глубокая недоношенность. Знание этих причин позволяет специалисту наиболее верно раскрыть структуру дефекта, правильно диагностировать нарушение и, следовательно, выявить особенности развития ребенка (Бертынь Г.П., 1985).

Диагностика комплексных нарушений чрезвычайно затруднительна, так как они могут проявляться в сенсорной, двигательной, речевой, познавательной сферах ребенка. Дифференциальная диагностика детей, имеющих такие нарушения, осуществляется с учетом всех факторов, определяющих их психическое развитие.

Изучение детей с множественными нарушениями предусматривает глубокое всестороннее комплексное исследование. Такой подход к выявлению и анализу психолого-педагогических особенностей ребенка, его потенциальных возможностей требует высокой квалификации специалиста. Кроме того, правильное решение этих вопросов требует понимания основ структуры нарушений, которые были рассмотрены в предыдущем разделе.

Читайте также:  Программа раннего эстетического развития ребенка

В ряде случаев может иметь место осложненный дефект. На практике существует немало примеров, когда весьма нелегко дать однозначный диагноз отклонениям в развитии, трудно устано — вить структуру дефекта. Происходит это чаще всего тогда, когда патология выражена неярко, а аномалии в развитии имеют негрубые формы.

При осложненном нарушении, как отмечает Е.М.Мастюкова (1988), необходимо выделить ведущий дефект и осложняющие его расстройства. Например, олигофрении, задержке психического развития, ДЦП могут сопутствовать различные формы не резко выраженных нарушений зрения, слуха, дизартрические расстройства речи и т. д. При многих формах аномального развития наблюдаются двигательные нарушения, нередко в виде отдельных слабо выраженных синдромов детского церебрального паралича, проявляющихся в изменениях мышечного тонуса, нарушениях равновесия, неловкости движений. Основной вид аномального развития приобретает особую структуру при его осложнении различ-

21

Источник

РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

I

Программное содержание

1. Сложность структуры аномального развития ребенка, различение
первичных нарушений и вторичных отклонений.

2. Причины возникновения нарушений в развитии.

На протяжении всей истории становления специальной педа-
гогики важное место в ней занимали вопросы теории изучения,
обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии.

Психика человека формируется и функционирует как единая
сложная система, в которой все составляющие звенья теснейшим
образом взаимосвязаны друг с другом.

В основе рассматриваемых взглядов на психическое развитие
ребенка, имеющего отклонения, лежат законы, описанные
Л.С.Выготским. Согласно положению Л.С.Выготского, наличие
дефекта какого-то одного анализатора или интеллектуального на-
рушения вызывает не только изолированное выпадение одной
функции, но и приводит к ряду взаимосвязанных отклонений, в
результате чего складывается целостная картина атипичного, свое-
образного развития. Сложность структуры аномального развития
заключается в наличии первичного дефекта, обусловленного био-
логическими факторами, и вторичных отклонений, сформиро-
вавшихся как следствие первичного.

Процесс развития детей, имеющих такие нарушения, может
быть правильно раскрыт только на основе детерминированности
особенностей всех факторов, отражающих влияние той или иной
патологии. Важно выявить характер первичного дефекта и особен-
ности его участия в образовании вторичных отклонений, которые
в свою очередь определяют последующее своеобразие психичес-
кого развития ребенка.

Первостепенное значение имеет время возникновения дефек-
та. Ранняя патология обусловливает наибольшую тяжесть вторич-

ных отклонений, нарушает весь ход психического развития ре-
бенка. Например, глухота в раннем возрасте влечет за собой от-
сутствие или недоразвитие речи в отличие от детей с поздней
глухотой, имевших возможность речевого развития, ибо сохран-
ный слух является непременным условием формирования речи.

Значимым фактором, определяющим особенности психического
развития ребенка, является степень выраженности нарушения: чем
глубже и обширнее первичный дефект, тем тяжелее оказываются
проявления вторичных и третичных отклонений.

Структура развития любого ребенка, в том числе и имеющего
отклонения в развитии, зависит от совокупности социальных фак-
торов, от условий воспитания, в которых формируются его пси-
хика и личность. Неблагоприятные условия воспитания могут уси-
лить патологические явления, и наоборот, положительное соци-
альное воздействие может в определенной степени предупредить
последствия первичного нарушения и способствовать преодоле-
нию уже возникших отклонений. Основываясь на этом, следует
подчеркнуть, что наблюдаемые у таких детей психические или
физические нарушения — слуха, зрения, речи, опорно-двигатель-
ной системы и др. — имеют крайне сложную структуру, что пред-
определяет многообразие их взаимного влияния и воздействия на
формирующийся организм и психику.

Правильное понимание особенностей развития детей, име-
ющих различные нарушения, основывается на знании этиоло-
гии, патогенеза первичного дефекта, его локализации, так как
именно эти факторы определяют своеобразие клинической кар-
тины.

Проблемы в развитии ребенка могут быть обусловлены множе-
ством причин, которые необходимо рассматривать с различных
позиций: времени возникновения нарушения — внутриутробное
развитие (пренатальный период), период родовой деятельности
(натальный), после рождения (постнатальный период); степени
его выраженности; характера и тяжести нарушения, вызванного
как органическими (поражение ЦНС), так и функциональными
(социально-педагогическая запущенность, эмоциональная депри-
вация и др.) причинами. Для обоснования медицинских и психо-
лого-педагогических мероприятий, направленных на коррекцию
нарушенных функций, необходимы медико-психологический ана-
лиз структуры дефекта и выявление причин, обусловливающих
нарушение, определение степени его тяжести.

Наглядное представление о структуре дефекта некоторых на-
РУШений дают схемы на рисунке 1.

Теоретические положения о сложной структуре аномального
развития существенно конкретизируют и уточняют общее пони-
мание нарушения. При этом каждый вид аномального развития
характеризуется определенными системными проявлениями, среди

Структура дефекта при нарушении слуха
Причины1   Нарушения слухового восприятия
 
• Инфекционные заболевания (менингит, отит, грипп) •Родовые травмы  
Нарушения в овладении словесной речью
• Интоксикации • Прием антибиотиков • Наследственность  
Особенности развития личности (выразительность движений, мимики)

Структура дефекта при ДЦП

Причины

Двигательные нарушения

• Инфекционные заболевания
матери во время беременности

• Родовые травмы

• Интоксикации
•Несовместимость крови

матери и плода по резус-
фактору ___________________

Задержки формирования основных
моторных функций, речевые

расстройства, нарушения
пространственных представлений

Особенности развития личности
и эмоционально-волевой сферы

Структура дефекта при нарушении зрения

Причины   Нарушения зрительного восприятия
• Внутриутробные инфекции • Асфиксия • Родовые травмы • Недоношенность • Наследственность • Токсоплазмоз  
  Недостаточность ориентировки в пространстве; ограниченность адекватных предметных представлений; замедленное развитие различных форм деятельности

Особенности характера,
своеобразие мимики

Структура дефекта при нарушении речи

Причины

Речевые нарушения

• Инфекционные заболевания
матери во время беременности

• Внутриутробная гипоксия

• Родовые травмы

• Эндокринные заболевания

Задержка психического развития;
нарушения в овладении звуковым
составом слова;
нарушения письма

Своеобразие черт характера,
негативизм

Рис. 1. Структуры дефекта при различных нарушениях

1 В дальнейших схемах в связи с описанием сложных нарушений развития
подробное перечисление причин повторяться не будет. »

которых выделяются первичные и вторичные отклонения, т.е. имеет
сложную структуру.

Вопросы и задания

1. Чем объясняется актуальность теории Л.С.Выготского о сложной
структуре аномального развития?

2. Назовите причины, которые в большей степени предопределяют те
или иные отклонения в развитии.

3. Постройте схему указанных видов нарушений.

4. Охарактеризуйте специфику деятельности специальных (коррекци-
онных) образовательных учреждений I—VIII видов.

Литература

Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и пато-
психологии. — М., 1994.

Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. — М.,
1973.

Читайте также:  Развитие правильной речи ребенка в семье скачать

Выготский Л. С. Собр, соч.: в 6 т. — М., 1983. — Т. 5.

Коррекционная педагогика: учеб. пособие / под ред. Б. П. Пузанова. —
М., 1999.

Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. — М., 1990.

Лубовский В. И. Общие и специфические закономерности развития
психики аномальных детей // Дефектология. — 1971. — № 6.

ТЕМА 2.2. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ
КОМПЛЕКСНОГО (СЛОЖНОГО) ДЕФЕКТА

Программное содержание

1. Развитие взглядов на особенности психического развития детей
с комплексными (сложными) нарушениями.

2. Этиология комплексных (сложных) нарушений. Понятие «ком-
плексный (сложный) дефект».

3. Проблема дифференциальной диагностики детей с комплекс-
ными дефектами развития.

4. Понятие об осложненном нарушении развития.

В современной специальной педагогике повышенное внима-
ние к категории детей с комплексными нарушениями развития
можно объяснить, как мы уже отмечали, возрастающим их коли-
чеством, а также отсутствием разработок по оказанию им квали-
фицированной помощи. Дети, имеющие сочетания различных от-
клонений, встречаются практически во всех специальных учреж-
дениях.

Проблема сложных нарушений достаточно трудна. Само поня-
тие «сложный дефект» или, как сейчас принято определять, «слож-
ные нарушения развития», в различных литературных источниках
трактуется по-разному. Терминологическая неясность возникает,
когда в сложный дефект наряду с первичными включают вторич-
ные отклонения в развитии, связанные с воздействием конкрет-
ного первичного нарушения, или когда незначительные наруше-
ния оцениваются как основные структурные элементы, в то вре-
мя как их следует рассматривать как осложненные. На наш взгляд,
неверным является отождествление понятий «дети со сложной
структурой дефекта» и «дети со сложным дефектом». Опираясь на
концепцию Л.С.Выготского, можно утверждать, что любое стой-
кое нарушение обладает иерархической структурой первичности
и вторичности. Правильное решение практических вопросов тре-
бует четкого понимания оснований при определении сложного и
осложненного нарушения. Вопрос о комплексных нарушениях мож-
но рассматривать только в контексте знаний об основных положе-
ниях сложной структуры аномального развития. Попробуем уточ-
нить эти термины, исходя из обозначенных нами позиций.

М.Г.Блюмина (1989), проводя анализ распространенности,
этиологии и особенностей проявления сложных дефектов, а так-
же отмечая характер взаимозависимости проявления разных де-
фектных функций у одного и того же ребенка, приходит к выво-
ду, что «к сложным дефектам надо относить только такие анома-
лии развития, при которых имеются два или более первичных
дефектов и каждый существует в этом комплексе с характерными
для него вторичными расстройствами, что чрезвычайно усложня-
ет общую структуру дефекта и затрудняет его компенсацию. Ано-
малии развития, входящие в состав сложных дефектов, связаны с
повреждениями разных систем; происхождение они могут иметь
общее или смешанное, т.е. могут быть вызваны патогенными аген-
тами»1.

В.И.Лубовский (1989) указывает, что нарушения развития
бывают особенно значительными в случае одновременного пора-
жения нескольких анализаторов (слухового и зрительного) или
сочетания дефекта одного из ведущих анализаторов с диффузным
поражением коры мозга (например, слепота или глухота в сочета-
нии с умственной отсталостью). Нарушения, вызванные несколь-
кими поражениями, называются сложными дефектами.

Е.М.Мастюкова (1988) подчеркивает, что в ряде случаев мо-
жет иметь место одновременное поражение нескольких функцио-
нальных систем организма или сочетание тотального недоразви-

1Блюмина М.Г. Распространенность, этиология и некоторые особенности
клинических проявлений сложных дефектов // Дефектология. — 1989. — № 3. —
С. 5.

тия коры головного мозга с поражением отдельных функциональ-
ных систем, или поражение отдельных мозговых структур с нару-
шением последующего их созревания, а иногда и мозга в целом.
Различные сочетания симптомов повреждения (энцефалопатиче-
ских) и недоразвития (дизонтогенетических) мозговых структур
приводят к проявлениям сложного или осложненного дефекта.
Далее автор дает определения сложного и осложненного дефекта.
Сложный дефект охватывает сочетание двух и более нарушений,
в одинаковой степени определяющих структуру аномального раз-
вития и трудности социальной адаптации ребенка. Дети со слож-
ным дефектом нуждаются в специальной программе обучения.
Например, дети с одновременным нарушением слуха и зрения
(слепоглухота); с сочетанием ДЦП и тяжелых нарушений слуха;
олигофрении и слепоты и т. п.

В.Н.Чулков (2001) к сложным нарушениям детского развития
относит сочетание двух и более психофизических нарушений (зре-
ния, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка.
Например, сочетания глухоты и слабовидения, умственной от-
сталости и слепоты, нарушений опорно-двигательного аппарата
и речи.

В современной специальной литературе в номинации сложных
нарушений обозначаются только так называемые первичные на-
рушения, например слепоглухота. Если в название включаются
вторичные отклонения в развитии, как, например, в слове «сле-
поглухонемота», где «немотой» обозначено отсутствие речи, яв-
ляющееся лишь следствием глухоты ребенка, лишь социально обус-
ловленным, т. е. вторичным нарушением, то такой термин следует
признать неточным и устаревшим.

Приведенные суждения виднейших отечественных ученых по-
зволяют принять эти теоретические позиции за основу при пони-
мании и формулировании сущности сложного (комплексного)
нарушения. В качестве синонимического понятия сложного нару-
шения используется «множественное нарушение», когда имеется
три и более нарушений (первичных), каждое из которых имеет
определенные отрицательные последствия, усугубляющие откло-
нения в развитии ребенка, например умственно отсталые слепо-
глухие.

«Ко множественным дефектам, в частности, можно отнести и
сочетание у одного ребенка целого ряда небольших нарушений,
которые имеют отрицательный кумулятивный эффект, например,
при сочетании небольших нарушений моторики, зрения и слуха у
Ребенка может иметь место выраженное недоразвитие речи»1.

Чулков В. Н. Развитие и образование детей со сложными нарушениями раз-
вития // Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. — М., 2001. — С. 33.

Основываясь на этом, можно прийти к следующему заключе-
нию.

К сложным (комплексным) нарушениям относятся такие, кото-
рые представлены несколькими первичными нарушениями, каждое
из которых, будучи взятым отдельно, определяло бы характер и струк-
туру аномального развития. Все имеющиеся нарушения оказывают
многообразное воздействие друг на друга и взаимно усиливаются.
Вследствие этого отрицательные последствия таких дисфункций ка-
чественно и количественно значительно грубее, чем простое суммар-
ное сложение отдельных нарушений.

Схема, представленная на рисунке 2, наглядно отражает струк-
туру комплексного (сложного) нарушения при слепоглухоте.

Существующие ныне программы специального обучения не
могут быть эффективно использованы в работе с такими детьми
из-за качественного своеобразия структуры нарушений в каждом
конкретном случае.

Клинические, нейропсихологические исследования (Г.П.Бер-
тынь, М.Г.Блюмина, Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина) пока-
зывают, что комплексные нар