Словесные игры как средства развития ребенка

Вероника Чекальдина
Словесно-развивающие игры как средство развития речи детей дошкольного возраста

Мир, окружающий нас, устроен интересно и сложно. Все в природе кажется загадочным. Но любознательный ум человека всегда стремился к разгадке природных явлений. Разгадав то или иное явление, человек придумывал, как использовать полученные знания для обеспечения своей жизни и труда. Любознательность способствовала рождению знаний.

Для интеллектуального развития маленького человека, для уточнения его знаний об окружающем мире имеет большое значение игровой вид деятельности, который в силу своей специфики обеспечивает детскую активность и самовыражение. Словесно- развивающие игры способствуют всестороннему развитию детей, особенно важны они в развитии речи детей, здесь дидактический элемент сочетается с занимательностью эмоциональностью, игровой замысел с непринужденностью выполнения заданий. Для удобства использования словесно- развивающих игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы. В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Магазин», «Да – нет» и др. Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: «Похож — не похож», «Кто больше заметит небылиц?». Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом» и др. В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает — не летает» и др.

Из словесных игр очень интересными для развития словаря являются игры – предложения. Игры – предложения «Что было бы?» или «Что бы я сделал…» и др. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии, игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Игра типа «Что бы я сделал, если бы был волшебником» — это игры, зовущие к осуществлению мечты, пробуждающие воображение. Особая ценность этих игр происходит активизация и обогащение словаря. Игры – загадки широко используют, как словесные игры при словарной работе с детьми. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры при организации словарной работы. В ходе игр – загадок у детей развивается активный словарь, происходит обогащение словарного запаса.

Словесно – развивающая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания, то в словесно- развивающей игре детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов, в ходе игровой деятельности у детей происходит обогащение и активизация словаря. Таким образом, словесно- развивающие игры являются широко распространенным методом развития речи детей дошкольного возраста.

Таким образом, развитие речи детей дошкольного возраста будет эффективным, если успешно использовать словесно- развивающие игры, как на занятиях, так и вне учебной деятельности.

Развитие речи детей дошкольного возраста через словесно- развивающие игры велось на занятиях кружка «Развивай-ка».

Задачи:

обогащение словарного запаса через исполнение словесно- развивающих игр;

развитие связной речи.

Возраст детей посещающих кружок: 5-6 лет

Продолжительность программы кружка: 3 года.

Количество занятий: 1 раз в неделю

Длительность занятий: 20-25 мин.

Ожидаемые результаты: через словесно- развивающие игры повысится уровень развития речи детей.

Составлен план работы кружка «Развивай-ка».

Он был рассчитан с октября по июнь месяц. Ежемесячно проводилось четыре занятия один раз в неделю. Все занятия направлены на развитие речи именно в игре. Игры давались с усложнением. Если в начале года дети играли в простые словесно- развивающие игры («Назови детеныша», «Закончи слово» и др., то в конце года проводились литературные викторины, словесно- развивающие игры «Словесный поезд», «Наоборот», «Слово за слово» и др. Приводим игры, которые проведены с детьми на занятиях кружка.

Словесные игры просты, полезны и очень удобны, ведь они не требуют наличия специального инвентаря, играть в слова можно когда угодно и где угодно.

Игра «Шаги». С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься расширением словарного запаса и развитием речи в общем.

Ход игры: Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). Оговаривают тему шагов. Например, «Игрушки». Ребенок может сделать шаг, назвав какую-нибудь игрушку. Дается минута на размышление, подается команда: «Старт!».

Подбор синонимов – антонимов.

Игра «Наоборот», «Скажи по-другому». Действенное упражнение – подбор синонимов и антонимов к заданным словам. Выполнение таких заданий увеличивает лексический запас ребенка. Пример: большой — огромный (синоним, большой – маленький (антоним).

Многие игры в слова знакомы всем с детства. Самый простой и известный вариант – игра, в которой участники по очереди называют слова, начинающиеся на последнюю букву в слове, названном предыдущим игрокам. Игра «Словесный поезд» где один вагончик (слово) прикрепляется к другому одной и той же буквой. Если в конце стоит мягкий знак, он отсекается, и следующее слово называется на ту букву, которая была перед мягким знаком. Например, первый игрок называет слово «балкон», второй – «ночь», третий «чеснок» и т. д. Эта игра способствует обогащению активного словарного запаса ребенка.

Читайте также:  Как распознать у ребенка отставание в развитии

Игра «Быстрей, еще быстрей!». Детям предлагается составить как можно больше слов на определенную букву за установленное время (например, за минуту, или за 5 минут). Более сложное задание – составление слов не на заданную букву, а на слог (мо-,ми-,ра-,ро-, и др). Другой вариант игры – составление слов, которые не начинаются, а заканчиваются на определенную букву или слог.

Составление предложений по модели из вопросов. Ребенку предлагается составить предложение, соответствующее схеме, построенной на вопросах. Например: «Кто? Когда? Что делал (а? Что? Что делает?». Чем старше ребенок, тем сложнее должна быть модель. Пример: Модель: «Какой? Кто? Где? Что делал?». Предложение составленное игрой: «Добрый мальчик в детской саду играл».

Следовательно, словесно – развивающие игры способствуют уровню развития речи детей: увеличивается словарный запас, совершенствуются речевые высказывания в диалогической и монологической речи, растет их эмоциональная насыщенность.

Список литературы:

1. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч: М., 1982. Т. 2.

2. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под редакцией С. Л. Новоселовой. -М.: Просвещение, 1985.

3. Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи: Методическое пособие для воспитателей / А. Г. Арушанова. -М.: Мозаика – Синтез, 2004.

4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду., М., Просвещение, 1991.

5. Жуковская Р. И. «Игра и её педагогическое значение»-М., 2000 г.

6. Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи», М., Просвещение, 1988 г.

7. Комплексные занимательные занятия в средней и старшей группах / авт. — сост. Ю. А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2009.

8. Сохин Ф. А. Психолого – педагогические основы развития речи дошкольников. М. ; Воронеж, 2002.

Источник

Лена Деменцева
Словесные игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

С кем чаще всего общается современный ребёнок? С кем он говорит? С другими детьми (только если он ходит в детский сад, постоянно и свободно гуляет на улице, часто бывает в гостях у соседей или родственников, у которых есть дети, или если сам живёт в большой многодетной семье.

Современные родители не просто не имеют достаточно времени, что бы по душам разговаривать с ребёнком. Часто они даже не знают толком, как и зачем это делается. Много ли матерей сегодня умеют петь, например, колыбельные песни?

Тема увеличения количества детей с нарушениями речевой и слуховой способности более чем актуальна.

На третьем году жизни ребёнка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного существа. Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Частое обращение к взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, использую различные части речи простые и распространённые предложения.

Речь детей под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется.

Развитие речи малышей осуществляется воспитателем при помощи различных средств, в том числе и словесных игр.

Использование словесных игр я начала в период адаптации. Это были пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика, так как это всё близко и знакомо детям-с ними играли так дома. Родители тоже были ознакомлены с теми играми, в которые мы играли с детьми, поэтому малыши очень быстро стали узнавать «Сороку-сороку…», «Козу рогатую», «Петушка», «Пальчик-мальчик…»

По мере освоения и запоминания словесных игр с пальчиками я стала вводить игры на формирование словаря :«Большой — маленький» (использование прилагательных, «Назови ласково» (образование уменьшительного названия предмета, «Отгадай и назови» (называние предметов и их качеств, «Отгадай кто к нам пришёл?» (закрепление в речи названия отдельных предметов).

Затем я начала использовать словесные игры на грамстрой и формирование связной речи. Это такие игры как «Кто ушёл, кого не стало?» (на согласование слов в предложении, «Кто что ест» (составление предложений из 2-3 слов, «Отгадай, кто к нам пришёл?», «Передай куклу Катю».

Словесные игры я включала в разные режимные моменты: утром — как работу с рано пришедшими детьми, перед занятием- как речевую гимнастику и организующий момент, днём – индивидуально на прогулке, перед обедом — чтобы успокоить детей перед дневным сном. Вечером вводила словесные игры в сюжетно — ролевую игру, а так же занималась индивидуально с робкими, стеснительными детьми, или с теми, у кого не получалось сложить пальчики.

Хочется отметить, что словесные игры, вообще речевое общение с детьми, не только развивает активную речь, но и делает ребёнка более уверенным в своих силах, коммуникабельным, общительным.

Я не могу сказать, какую именно игру любят малыши в моей группе, но если я планирую им 1-2 игры, то мы можем проиграть 5-6 игр. Детям это очень нравится.

Приведу примеры пальчиковой и словесной игр.

Пальчиковая игра «Комарики».

Читайте малышу потешку, сопровождая её действиями:

Дарики – дарики,

(хлопаем в ладоши)

Вот летят комарики, з-з-з!

(складываем пальцы рук в щепоть)

Вились, вились,

(вращаем кистями рук)

Вились, вились,

Раз! Ив ушко (носик, ручку) нам вцепились!

(пощипываем малыша за ушко).

Словесная игра «Кто пришёл?»

Читайте также:  Роль потешки в развитии речи ребенка

Предложите ребёнку поиграть в игру «Кто пришёл?». Выйдите за дверь, постучите: тук- тук – тук,- «Кто пришёл?». Изобразите какое-нибудь животное. Например: «Это я, корова. Му- у-у». «Заходи, корова. Здравствуй, корова. Откуда, ты, корова, идёшь!» Меняйтесь ролями с ребёнком, поочерёдно представляйте различных зверей, людей, сказочных персонажей. Пытайтесь вести диалог с простыми вопросами и ответами.

Источник

Пацина Татьяна
Консультация «Словесные игры как средство развития речи детей»

Тема: «Словесные игры как средства развития речи детей»

Актуальность:

Игра основной вид деятельности дошкольного возраста. В игре ребенок живет действиями и чувствами изображаемого героя. Дети не играют молча. Даже тогда, когда ребенок один, он разговаривает с игрушкой, ведет диалог с воображаемом участником игры. Речь объединяет детей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения.

Словесный сговор в игре выполняет организующую функцию, содействует возникновению и укреплению взаимопонимания и дружбы между детьми. Взаимосвязь образа игрового действия и слова составляет стержень игровой деятельности.

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми. И не редко накладывается тяжелый отпечаток на его характер.

Словесные игры — замечательное средство привить детям любовь к родному языку, к двигательной активности и даже к литературному творчеству. Главное правильно выбрать содержание игры, чтобы оно соответствовало возрасту детей и их интеллектуальным возможностям.

Изучая методическую литературу, наблюдая за играми детей, пришла к выводу, что через, игру у детей дошкольного возраста развитие речи происходит быстрее. Именно с помощью игр детям передаются определенные знания, формируется преставление об окружающем мире, развивается речь.

Публикации по теме:

Консультация «Логоритмика как средство развития речи у детей с ОНР»
Пространство и время наполнены материей, Подчиненной законам вечного ритма. Э. Жак-Далькроз, родоначальник ритмики, швейцарский педагог.

Консультация «Пальчиковые игры как средство развития речи»
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных.

Консультация для родителей «Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей»
Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе,.

Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи младших дошкольников»
Все знают, что в дошкольном возрасте основным видом деятельности является ИГРА. Во время игры ребёнок накапливает значительный опыт. Игра.

Консультация для воспитателей «Речь воспитателя как средство развития речи детей»
Одной из самых важных составляющих речевой развивающей среды является грамотная речь педагога. И это не случайно, поскольку именно педагог.

Консультация «Использование сюжетно-ролевой игры как средство речевого развития детей дошкольного возраста»
Игра — наиболее доступный ребёнку, интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций. Сюжетная игра -любимый.

Презентация «Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста»
Слайд 1 Я хочу с вами поделиться опытом работы «Пальчиковые игр как средство развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста».

Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей
Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей. Речь — инструмент развития высших отделов психики растущего человека.

Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей
Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе,.

Театрализованные игры как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст – это период, когда ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать.

Источник

Ольга Романова
Консультация для родителей «Словесные игры»

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ

Одной из основных задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Это два неразрывно связанных между собой психических процесса формируются, развиваются при познании ребенком окружающего мира.

«Самое важное для развития мышления – уметь пользоваться знаниями. Это значит – отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи. Для этого ребенок должен овладеть методом умственной работы: умением думать, правильно анализировать и синтезировать».

Научить ребенка думать, приучать его к умственному труду – нелегкая задача для взрослых. Чтобы приучать ребенка к умственному труду, необходимо сделать его интересным, занимательным. Занимательность умственного труда достигается разным методами, среди которых на особом месте стоит словесная дидактическая игра, содержащая в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как игра – вид деятельности, присущий этому возрасту. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат.

В словесной дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах, а «представление – это все равно, что обобщенное воспоминание. Этот переход к мышлению в общих представлениях есть первый отрыв ребенка от чисто наглядного мышления». Словесная игра требует использования приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. В этих играх ребенок должен решать самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы с включением небылиц ит. д.

Читайте также:  Упражнения на развитие логики ребенка 8 лет

Игры без игрушек и без картины, игры со словом давно известны в педагогике, как в народной, так и в классической. Всем известны народные игры — потешки «Ладушки», «Сорока-ворона», и другие. Они являются первыми и любимыми «уроками» маленьких детей по родному слову.

Для более старших — народная педагогика создала другие игры, пословицы, как, например, «Каравай», «Гуси-гуси», «Краски», в которых дети, играя со словом, упражняются в произношении слов, в правильном их использовании.

Словесные игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве. Лишь незначительная часть игр направлена на развитие мыслительной способности детей. В старшем же дошкольном возрасте, когда у детей начинает формироваться словесно – логическое мышление, необходимо больше использовать словесные игры именно с целью развития самостоятельности мышления, формирования мыслительной деятельности. Словесная дидактическая игра – доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания самой игры.

Предлагаем игры, в которые вы можете поиграть с ребенком.

Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем.

Водящий, обращаясь к детям, говорит; «Сегодня мы поиграем в игру. Тот из нас кого мы выберем водящим, выйдет из комнаты (или закроет глаза, а мы договоримся, что будем делать. Когда водящий вернется, он спросит: «Где вы были? Что вы делали?» Мы ему ответим: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Выбирается водящий.

Взрослый изображает как будто – бы он пилит дрова. «Что я делаю?»— спрашивает он у детей. «Дрова пилите».- «Давайте все будем пилить дрова».

Приглашают водящего. «Где вы были? Что вы делали?» — спрашивает он. Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Дети и взрослый изображают пилку дров, водящий отгадывает: «Вы пилите дрова». Для продолжения игры выбирают другого водящего.

Когда выходит новый водящий, взрослый и дети придумывают новое действие, которое они будут показывать: умываться, танцевать, рисовать, играть на пианино, и др.

Так бывает или нет

Взрослый обращается к детям, объясняя правила игры: «Сейчас я буду вам о чем – то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот пусть, после того как я закончу, скажет, почему так не может быть. Примерные рассказы:

«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках».

«Наступила весна. Все птицы улетели. Грустно стало детям. «Давайте сделаем скворечники для птиц!»— предложил Петя. Когда повесили скворечники, птицы поселились в них, и стало опять весело детям».

«У Вити сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощение для своих друзей: яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье.

Дети ели и удивлялись».

Все дети обрадовались наступлению зимы. «Вот теперь мы покатаемся на санках, на лыжах, на коньках», — сказала Света. «А я люблю купаться в реке, — сказала Люда, мы с мамой будем ездить на речку и загорать».

Зеркало

Дети становятся в круг. Выбранный ребенок становится в центр круга. Все остальные произносят.

Ровным кругом, друг за другом,

Эй, ребята, не зевать!

Что нам Ванечка покажет,

Будем дружно выполнять.

Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети повторяют их.

Какое время года

Подготовьте карточки, на которых выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку, взрослый спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?» — и, открывая карточку, читает текст. Дети отгадывают.

Загадки:

Дел у меня не мало, я белым покрывалом

Всю землю укрываю, в лед реки убираю.

Белю поля, дома, Зовут меня (зима)

Я раскрываю почки в зеленые листочки

Деревья одеваю, посевы поливаю

Движения полна, зовут меня (весна).

Я соткано из зноя, несу тепло с собою

Я реки согреваю, «Купайтесь!»-приглашаю

И любите за это, вы меня. Я (лето)

Несу я урожаи, поля вновь засеваю

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю

Но не касаюсь сосен и елочек. Я (осень)

«Что подарили Наташе»

Взрослый рассказывает: «Прислала бабушка Наташе подарок. Смотрит Наташа лежит в корзиночке что-то круглое, гладенькое, зеленое, а с одного бока красное, откусишь его – вкусное, сочное. Растет на дереве. «Забыла, как это называется»,- подумала Наташа. Дети, кто поможет ей вспомнить, как называется то, что ей бабушка прислала?»

Другой вариант: «Однажды в детский сад пришел гость. Одет он был в красивую шубу, шапку, валенки. У него была длинная белая борода, белые усы, брови. Глаза добрые. В руках он держал мешок. Как вы думаете, кто был нашим гостем? Что у гостя в мешке? Какой был праздник?

Такие разговоры – загадки можно вести о разных предметах и явлениях.

Источник