Слова для развития речи ребенка 2 класса

Слова для развития речи ребенка 2 класса thumbnail

2 КЛАСС

1. Деление сплошного текста на отдельные предложения

Разделите текст на предложения. Поставьте в конце каждого предложения нужный знак.

1 Скоро весна

Ярче светит солнышко потемнели в полях дороги посинел на реке лед прилетели белоносые грачи скоро оденется лес листвою зацветет на опушке черемуха.(22)

2

Солнце село стало темнеть на западе разгоралась заря с криком пронеслись журавли пролетели на ночлег утки в озере заквакали лягушки затрещали ночные кузнечики. (23)

3

Наступило чудесное теплое утро подул свежий ветерок журчал по камням ручей в тенистых кустах звонко пели со­ловьи яркое солнце поднималось все выше и выше. (24)

4 Ненастье

Поздняя осень ветер сорвал с деревьев последние лис­тья целый день льет дождь только воронье карканье слыш­но во дворе скоро наступит пора морозов и вьюг. (24)

5 Весна в лесу

Ты бывал в лесу в начале весны хороша ранняя весна ярко светит солнце тает последний снег мягкий ветерок торопит тучки весело поет соловей. (25)

6 Наш двор

Все дети любят рисовать Юра принес краски Леня взял кисти он налил в банку воду папа дал бумагу мальчики стали красить флаги какие яркие флаги.(26)

7 Встречай весну

Пригревает солнышко наступили теплые деньки сосульки плачут на крышах снег сделался грязным забулькали веселые ручьи у крыльца стоят лужи шумный воробей трещит весь день. (26)

8 Вечером

На дворе стоят сильные морозы гулять нельзя дети сидят дома они стали играть в школу старший брат учит маленькую Свету писать мама готовит чай папа пишет другу письмо. (29)

9 Прогулка

Егор и Саша побежали в рощу там река за рекой лесок в лесочке мальчики стали искать грибы Егорка нашел крепкий гриб с большой шляпкой у Саши забавная находка у него в фуражке ежик. (33)

10 Вьюга

Утром Коля вышел из дома дул сильный ветер выла вьюга малыш боялся идти в школу один он заметил Сашу тот испугался пурги и стоял под липой мальчики взялись за руки и побежали в школу дети были рады. (38)

2. Составление связного текста из данных предложений

Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.

1 Лоси

Вдруг раздался громкий лай.

Дети пришли в лес.

Лоси пили воду.

Около лесного озера они увидели лосей.

Лоси быстро скрылись в лесу. (22)

—————————————————————————————————————

2 В лесу

Там укрылись серые ежики.

Рядом бежит пес Бимка.

По веткам скачут рыжие белки.

Мальчики Юра и Ваня идут в лес.

Под елкой норка. (25)

—————————————————————————————————————

3 В роще

Они зашли в глухую чащу.

Они пошли на шум и вышли из чащи на дорогу

Дети пошли в рощу.

Ребята слышат шум машин.

Шура стал кричать.(26)

—————————————————————————————————————

4 Ливень

В воздухе пахло цветами и медом.

От земли после дождя шел пар.

Набежала темная туча.

Стоял жаркий день.

Хлынул ливень.

Первые капли дождя упали на землю. (26)

—————————————————————————————————————

5 Зима

Замерзли реки и озера.

Теперь можно играть в снежки, ходить на лыжах, бегать на коньках по льду.

Наступила зима.

Снег покрыл поля, тропинки в лесу.

Ребятишки рады зиме. (28)

—————————————————————————————————————

6

Вдруг под большими широкими листьями мальчики заметили ежика.

Теперь ежик живет у Саши.

Малыши Гриша и Саша строили в лесу шалаш.

Ребята взяли его с собой.

Мыши боятся ежа. (29)

—————————————————————————————————————

7

Котенок

Котенок погнался за ними.

В нашем дворе жил котенок.

Утята спокойно шли к воде.

Один раз он увидел утят.

Котенок мигом влез на дерево.

Утята побежали к собачьей будке.

Из нее выскочил пес. (33)

—————————————————————————————————————

8 Совенок

В лесу мы нашли гнездо.

Мы пожалели совенка.

Глаза ее блестели.

Там был совенок.

Сова налетела на нас.

Совенок не умел летать.

Витя посадил совенка на дерево.

Мы взяли совенка из гнезда.

Совенок громко пищал. (35)

—————————————————————————————————————

9 Васька

Одна муха села на шляпу.

Вот какой шалун котенок Васька!

Шляпа упала и накрыла котенка.

Котенок прыгнул на стол.

На столе лежала шляпа.

Видны только лапки да хвост.

Котенок Васька сидел на полу и ловил мух. (36)

—————————————————————————————————————

10

Слон

Он большой и сильный.

Этот слон живет в доме со ступеньками.

Сторож Иван Петрович принес ему сено и воду.

Напился воды и затрубил.

Значит рад.

У слона умные и добрые глаза. (37)

—————————————————————————————————————-

3. Составление связного текста из деформированных предложений

Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений. Подберите к тексту название.

1

жалобно, в, деревья, стонут, лесу

голым, мчится, по, холодный, ветер, ветвям

зима, уже пришла настоящая

верхушки, он, деревьев, качает (19)

2

подарил, детям, ежика, дедушка

летом, сенях, он, в, жил

еж, в, уснул, норе, зимой

ежик, голодный, весной, придет

берегитесь, мыши! (19)

3

мягкие, стояли, дни, серые

зима, снежком, завалила, легким, город

деревья, все, снегу, стоят

утром, к, расчистили, беседке, дорожку, мы, узкую (20)

4

часто, резкий, дует, ветер

деревьев, листья, желтые, с, опадают

днем, частый, и, ночью, дождь, моросит

небе, грустный, крик, раздается, в, журавлей (21)

5

парке, в, стоит, памятник, воинам, павшим

в, бою, они, погибли, не, пустили, но, врагов

отдали, за, бойцы, жизнь, Родины, свободу, нашей

часто, к, съезжаются, родные, памятнику, их (27)

6

лес, после, стал, вьюги, удивительным

ель, кольчуге, в, стояла, хвойной

макушке, снежная, на, сосны, шапка

полянке, на, тропинки, у, возвышался, сугроб (21)

7

в, птенцы, гнезде, сидят

пищат, они, громко

есть, малыши, хотят

к, мама, ним, летит

она, маленького, несет, червяка

детей, накормить, птичка, своих, спешит (23)

8

пушистый, накрыл, деревья, снег

снегу, много, следов, видно, на.

ночью, вот, проскакал, хорек.

следы, медвежьи, к, берлоге, ведут

полянке, оставлены, на, следы, заячьи (23)

4. Составление связного текста из неполных предложений

Дополните предложения так, чтобы получился связный рассказ.

1 Подберезовик

Мама срезала ножом _________ . У гриба _________ маленькая, _______ длинная, мохнатая. Это гриб — _________ . Он растет под ________ . (18)

Слова для справок: гриб, шляпка, ножка, подберезовик, березой.

—————————————————————————————————————

2

Дедушка подарил внуку _______ . Внук был рад _________ . Он заботился ________, часто гулял с ________ .

Слова для справок: щенок, собачка, о нем, с ним.

—————————————————————————————————————

3 Птичья столовая

Под окном стоит ________ . Её сделали __________. Они насыпали __________ . Сюда слетелись __________ . Птицы _________ .

Слова для справок: кормушка, ребята, крошки хлеба, синицы, снегири, рады.

—————————————————————————————————————

4

Вечером поднялась _________ . Засвистал в соснах ___________ . Сухой ________ закружился по земле белыми змейками. С неба повалили белые _________ .

Читайте также:  Солнцева о в педагогическая диагностика развития ребенка старшего

(По Кононову)

Слова для справок: вьюга, ветер, снег, хлопья.

—————————————————————————————————————

5

Пришла ________ _______ . зима. Стоят _________ морозы. Земля _________ снегом.

Спит лес. Деревья _________ узорами инея. В снег спрятались ______ ______ ёлочки.

Слова для справок: снежная, холодная, сильные, по­крылась, украшены, зеленые, молоденькие.

—————————————————————————————————————

6 Рыбная ловля

___________ день. Мальчики __________ на речку. У воды _________ камыши. Волны тихо __________ на берег. Боря поймал ___________ карасей и _______ окуня. Хороши рыбы!

Слова для справок: летний, пошли, росли, набегали, больших, маленького.

—————————————————————————————————————

7

_________ весна. В полях _________ первые проталины. _________ грачи. Они _______ носами поля, _________ из земли червей. Жаворонки _______ в поле зёрнышки. Скворцы _________ оживших насекомых.

Слова для справок: наступила, появились, примчались, ковыряют, вытаскивают, собирают, ловят.

—————————————————————————————————————

8

Скоро зима. Замелькают в воздухе первые _________. Теплым одеялом укроют они _________ землю.

Метели заметут _________ тропинки. А детям радости! Будут лепить ________, строить крепости из ________ .

Слова для справок: снежинки, холодную, лесные, снеговика, снега.

—————————————————————————————————————

9 Полянки

Полянки надели ________ платья. На первой распустились _________ незабудки. Н а солнечной полянке расцвела __________ гвоздика. Третья полянка стала ________ от ромашек. Четвёртая полянка была ________ от колокольчиков.

(По Э. Шиму)

Слова для справок: разноцветные, сиреневая, нарядные, красные, белая, голубые.

5. Письменные ответы на вопросы

Записать ответы на вопросы.

1 Пастушок

Пастушок Гриша живет в степи. Утром он приводит телят к ручью. Телята пьют вкусную воду. Потом они щиплют сочную траву. (20)

Вопросы.

1.Где живет пастушок Гриша?

2.Куда он приводит телят?

3.Что делают телята у ручья?

—————————————————————————————————————

2 Буква «Ты»

Девочку звали Иринушка, было ей четыре года пять месяцев. Была она большая умница. За десять дней мы одолели всю русскую азбуку… (22)

(По Л. Пантелееву)

Вопросы:

1. Как звали девочку?

2. Сколько ей лет?

3. Что изучала девочка?

—————————————————————————————————————

3 Как гадюка зимой ожила

Катались ребята на лыжах и озябли. Зашли они на ферму погреться.

Сторож усадил их на душистом сене. Вдруг из сена выползла змея. Девочки закричали.

Это гадюка отогрелась и проснулась.

Сторож убил змею палкой. (33)

(По П. Дудочкину)

Вопросы:

1. На чем сидели ребята?

2. Кто выполз из сена?

3. Почему гадюка ожила?

—————————————————————————————————————

4 Когда не скучают

Играли ребята в детском саду. Потом все ушли гулять. Светлана осталась одна. У нее кашель.

Сначала Светлана скучала. Потом взялась за работу. Убрала Света игрушки и книги. Уложила кукол спать. И цветы полила девочка.

Вернулись ребята. Спасибо сказали подруге. (36 )

(По С. Баруздину)

Вопросы:

1. Почему Света скучала?

2. Какую работу девочка сделала?

3. Что сказали ребята? (Последнее предложение можно списать с доски.)

—————————————————————————————————————

5 Дары леса

Лес кормит людей, зверей, птиц.

Люди любят ходить в лес. Часами ищут грибы, ягоды. Они приносят из леса полные лукошки лесных даров.

Белка сушит грибы, грызет шишки. Ежик запас дикие груши. Птицы клюют ягоды. (36 )

Вопросы:

1. Кого кормит лес?

2. Что собирают люди в лесу?

3. Что дает лес животным?

————————————————————————————————————

6 Оляпка

Был мороз. На льду реки весело пела птичка. Вот птичка прыгнула в прорубь. Там она искала пищу. Через минуту птичка выскочила на лед. Она снова весело запела. Это оляпка. Ей не холодно. Перья птички покрыты слоем жира. (37)

Вопросы:

1. Что делала на берегу реки оляпка?

2. Куда птичка прыгнула?

3. Что она там делала?

4. Почему оляпке зимой не холодно?

—————————————————————————————————————

7 Девочка и птица

Утром Леля пошла к морю. Девочка увидела в белой пене волн птицу. Ее захлестнуло водой. Леля вбежала в воду и выхватила у волн птицу. Девочка принесла ее домой. Она назвала ее Прошей. Леля кормила ее кашей и семенами.(38)

(По Л. Седугину)

Вопросы:

1. Где Леля гуляла утром?

2. Кого она увидела в пене волн?

3. Что случилось с птицей?

4. Как девочка спасла птицу?

5. Чем кормила Леля Прошу?

—————————————————————————————————————

8 Наступление зимы

Наступила холодная зима. Все вокруг покрылось снегом. С дорог и крыш снег убирают. А на полях его берегут, собирают. Под снегом спрятался будущий хлеб. На улице стоит мороз и холод. А хлеб под снегом не_мерзнет, ему тепло. Снег бережет урожай! (41)

Вопросы:

1. Какое время года наступило?

2. Чем покрылось все вокруг?

3. Откуда убирают снег?

4. Что делают со снегом на полях?

5. Что спряталось под снегом?

6. Что стоит снаружи?

7. Как чувствует себя хлеб под снегом?

8. Что бережет снег?

—————————————————————————————————————

9 Медвежонок

Медвежонок упал с обрыва в реку и попал в сеть. Лесник вытащил медвежонка. Зверь стонал. Лесник принес медвежонка домой. Врач сделал медведю укол. Внучка лесника Маша стала ухаживать за больным. Скоро медвежонок поправился. Лесник увез его в лес. Там медвежонок встретил свою маму медведицу. (44)

Вопросы:

1. Что случилось с медвежонком?

2. Кто спас медвежонка?

3. Кто ухаживал за больным?

4. Куда после выздоровления увезли медвежонка?

—————————————————————————————————————

10 Храбрость

Я возвращаюсь с охоты. Вдруг собака уменьшила шаги и стала красться. На тропе сидел молодой воробушек. Он еще не умел летать. Вдруг с дерева камнем упал перед собакой старый воробей. Он громко пищал и дрожал от страха.

Какой храбрый воробей!

Как бесстрашно он защищал воробышка! (46)

Вопросы:

1. Кто сидел на тропе?

2. Что стала делать собака?

3. Как вел себя старый воробей?

—————————————————————————————————————

6. Составление связного текста по вопросам

Составьте текст по вопросам.

1

1. Как твоя фамилия и имя?

2. В каком классе ты учишься?

3. Как зовут твою учительницу?

2

1. В каком городе ты живешь?

2. Как называется улица, на которой ты живешь?

3. Какая река протекает по близости?

3 т Моя семья

1. Какая твоя семья?

2. Как зовут маму, папу?

3. Как ты помогаешь своим родителям?

4 Моя школа

1. На какой улице находится твоя школа?

2. Далеко или близко от вашего дома?

3. Сколько этажей в твоей школе?

5 Мой друг (подруга)

1. Как зовут твоего друга (подругу)?

2. Как давно вы дружите?

3. Как вы проводите свободное время?

6 Моя любимая сказка

1. Как называется твоя любимая сказка?

2. Кто главный герой?

3. Чем она тебе нравится?

7 Осенью

1. Какое время года наступило?

2. Какая стоит погода?

3. Как изменились деревья?

Читайте также:  Тест умственного развития для ребенка 10 лет

4. Что делают птицы?

8 Новогодний праздник

1. Какое сейчас время года?

2. Какой любимый праздник у детей?

3. Чем он тебе нравится?

9 Зимой

1. Какое время года наступило?

2. Чем покрылась земля?

3. Что появилось на реке?

4. Чем занимаются ребята?

10 На каникулах

1. Как ты провел каникулы?

2. Куда и с кем ты ходил?

3. Что больше всего тебе запомнилось?

7. Составление связного текста по опорным словам

1

Белка

Лес, рыжая белка, пушистый хвост, дупло, грибы, орехи.

2

Игра

После школы, во дворе, прятки, водил, быстро нашел, долго искал, интересная игра.

3

Мы рисуем

Урок рисования, кисти, краски, альбом, задание, нарисовал, раскрасил, красивые рисунки, выставка.

4

В лесу

Осень, деревья, золотой наряд, оделись, птицы прощаются, готовятся к отлету.

5

Моя кошка.

Кошка, мягкая шерстка, лапки, длинные усы, острые ко­готки, молоко, беспомощные котята

6

Поздняя осень

Осенью, льет, деревья, холодный дождь, голые ветки, павшие листья, воробьи, жалобное чириканье.

7

Забота о птицах

Зима, лютые морозы, сделали кормушки, насыпали зе­рен, прилетели гости.

8

Зимой

Пришла, пушистый снег, тонкий слой, идут в парк, весело катались

9

Весна

Солнечная весна, кудрявая берёзка, пёстрый дятел, звонкие голоса птиц, первые весенние цветы.

10

В огороде

Работали дружно, много собрали, листья салата, щавель, лук, потрудились на славу

8. Свободные диктанты

Прочитайте (прослушайте) текст по абзацам. Запишите каждую часть рассказа так, как запомнили.

1

Бумажный змей

1. Петя Сомов купил клей. Мама дала сыну нитки.

2. Юра Громов принес бумагу и картон.

3. Вот и змей. Он большой и красивый.

4. Дети идут пускать змея (27)

2

Лось

1. В наших лесах живут лоси. Лось очень красив.

2. В пищу лосю идут ветки и трава. Ему нужна соль.

3. Учитель дал совет носить в лес соль.

4. Мальчики кладут соль на камень.

5. Лоси часто приходят лизать соль. (35)

3

Грибы

1. После дождя пахнет в лесу грибами.

2. В траве прячутся крепкие боровики, розовеют сыроежки, краснеют мухоморы.

3. Между стволами берез разросся молодой ельник. Тут прячутся душистые грузди, подосиновики.

4. А на лесных полянах показались первые рыжики, желтеют золотые лисички. (36)

4

Кошка и котята

1. У кошки шесть котят. Они живут на печке

2. Слепые котята пищат, плачут, ищут мать. Мать кормит их молоком.

3. Скоро глаза у котят откроются. Котята подрастут. Мать научит их ловить мышей.

4. Они сами будут находить себе пищу. (37)

5

Одуванчики

1. Одуванчик похож на солнышко с золотыми лучами. А рядом белеет пушистый шарик.

2. Таня дула на шарик. Полетели пушинки. Потому и называется одуванчик.

3. Танюша пришла домой с золотым веночком на голове.

4. Вечером уснула девочка. И одуванчики закрыли свои цветочки до утра. (38)

6

Митина шляпа

1. Весной Митя забыл в лесу свою шляпу.

2. Через месяц пошел Митя за ландышами. На суку он увидел шляпу.

3. Над ней летали птички. А в шляпе пищали птенчики.

4. Мальчик не тронул гнездо. Он покрошил на траву хлеб и тихо отошел. (38)

7

Чудо

1. Однажды зимой Лида кормила кроликов. Под снегом она нашла мерзлого мышонка.

2. Мышонок был маленький, розовый. Мороз превратил малютку в льдинку.

3. Девочка в кулаке понесла показать находку маме.

4. Вдруг мышонок шевельнулся. Еще толчок, еще.

5. Лида испугалась. Она поняла: мышонок ожил. (40)

8

Лакомка

1. Мурка была странная кошка. Любила она сладкий мед.

2. Раз Мурка грелась на солнышке. Тут она почуяла знакомый запах. Мурка открыла зеленые глаза и двинулась к заветной цели.

3. Перед ульем лакомка встала на задние лапки. Сунула сластена мордочку в улей.

4. И вдруг раздался громкий кошачий визг. Мурка бросилась в кусты. (49)

9

Волчишко

1. Человек поймал в лесу волчишку. Он принес его домой. Утром человек ушел.

2. Волчишка спал под креслом. Проснулись кот и пес. Они бросились к чашке с молоком. Дверь была открыта.

3. Волчишка выбежал на крыльцо, а потом в огород. За огородом был лес.

4. В лесу его ждала мать. Волчишка и мать скрылись в лесу. (52)

10

Куда спряталось лето?

1. Когда-то на земле не было зимы. Круглый год зеленели листья на деревьях.

2. Однажды пришла суровая зима. Она стала лето гнать. Лето искало укрытие.

3. Оно бросилось к земле. Мороз сковал землю.

4. Лето кинулось к реке. Река покрылась льдом.

5. Лето погибало. Почки на деревьях укрыли бедняжку.

6. Засветило солнышко. Стало тепло. Лопнули почки. Зашумели деревья листвой. Выкатилось лето на волю. (58)

Источник

«Я сделала всё для запуска речи ребёнка»- так я могу сказать спустя два года. Сейчас Ване почти 2,2 и он говорит фразами. Но, конечно, о полноценной речи говорить рано.

Мой случай доказывает то, что даже если ты занимаешься развитием речи с рождения, то это ещё не значит, что ребёнок будет опережать норму или хотя бы дотягивать до неё.

У нас не уникальная история, не было серьезных родовых травм, страшных диагнозов и прочего. Я тут не для хайпа, а для помощи другим мамам. Я сама всегда в поиске золотой середины в развитии ребёнка-чтобы не вдаваться в панику и придумывать 100500 новых занятий, но в то же время не пускаю развитие на самотёк.

С чего все началось? Не с рождения ребёнка и не с момента, когда я поняла, что у него задержка в речевом развитии. А с рассказов моей мамы.

Моя мама — педагог с тридцатилетним стажем работы. И 20 лет она работает воспитателем в логопедической группе детского сада. Так вот, статистика действительно пугает, мы это видим и по детям друзей и знакомых — то, что 30 лет назад дети умели делать в 1,5 года, сейчас мало кто умеет делать в 2,2. Особенно это заметно по речи. И моя мама, конечно, часто говорит о разнице в отношении родителей к воспитанию детей. В половине случаев с нарушением речевого развития виновата не генетика и особенности родовспоможения, а так называемая педагогическая запущенность, когда родители мало общаются с ребёнком. Наша всеми «любимая» тема гаджетов — мультфильмы и планшеты вместо живой речи. Поэтому я ещё до рождения ребёнка была подкована в вопросах создания речевой среды и развития речи в целом.

Конечно, я много читала и слушала неврологов, логопедов, психологов. И на основе этого составила небольшой список правил для запуска и развития речи ребёнка:

Читайте также:  Развитие ребенка в 2 месяца комаровский видео на русском

????Телевизор/мультики на компьютере/ телефоне не смотрим. Табу на это нет. Конечно, ребёнок бывает в гостях и общественных местах, где может посмотреть мультфильмы или телевизор.

????Если играет музыка, то стараемся не разговаривать. Либо речь, либо музыка, либо аудиосказка. Никакого фона.

????Много говорим. Стараемся проговаривать все бытовые действия. Но если сил на это нет, не заставляем себя. Никакого напряжения

????Если не хватает фантазии на разговоры-читаем вслух книги. Это обычно вариант для папы

????Потешки, песенки, стишки. Используем во время купания, еды, одевания, массажа.

????Зрительный контакт при разговоре. Эмоционально стимулируем, чтобы ребёнок обращал внимание на лицо говорящего. Для этого и подходят потешки, потому что они эмоционально окрашены. Логопеды также советуют красить губы яркой помадой.

????Игры на развитие мелкой моторики.

????Поощрение подвижных игр. Ведь учеными давно доказано, что физическая активность напрямую влияет на активность работы мозга. И крупная моторика важнее мелкой.

И вот ещё несколько советов от логопедов, которые я выписывала для себя:

  • Режим радио «Что вижу, то пою» — нужно озвучивать свои действия и называть все предметы. Например, когда моем руки ребёнку, говорим: «я открываю кран, течёт вода, я мою руки, левую руку, правую руку и тд.»
  • Стараться избегать сюсюканий. Ребёнок должен слышать пример красивой и грамотной речи.
  • До определенного времени упрощать некоторые слова: машина — би-би, котик — мяу, собака — ав-ав. На первых порах так легче ребёнку повторить слово. Но к 1,5-2 годам эти слова должны уже быть заменены полноценными.
  • Про чтение вслух. Для детского восприятия лучше всего подходят детские стихи Барто, Маршака, Чуковского, а не чтение Достоевского, например. (Слышала от родителей и такие версии)
  • К потешкам и песенкам добавлять пальчиковые и подражательные игры, они очень хорошо развивают пространственную координацию.

И после всего этого к концу первого года у ребёнка было около 10-15 слов в обиходе. В принципе, это соответствует норме.

Но после года изменений в речи практически не происходило. Мне даже казалось, что в 11 месяцев ребёнок говорил больше, чем в 1,5.

И это был урок мне, маме с комплексом отличницы-как ты ни старайся, как ни выстраивай занятия, природа сильнее.

Тем не менее, мы занимались по логопедическим тестам, я старалась больше говорить (ну, насколько мне комфортно), обращалась к знакомым логопедам, которые лишь подтвердили то, что я все делаю правильно. И никакой грубой задержки нет.

К слову, когда ребёнку исполнился год, я стала часто болеть, поэтому понемножку начала включать мультфильмы. На самом деле, от мультиков даже есть положительный эффект-когда он развивающий, короткий и мама комментирует происходящее. Но, конечно, мы чаще всего используем гаджеты, когда нам надо ребёнка нейтрализовать. И я до сих пор считаю, что это крайний случай, но, согласитесь, порой без этого никуда.

Сначала в моей голове было представление о том, что нормально развивающиеся дети должны в 1,5 -1,7 уже говорить предложениями (по Выготскому).

Но сопоставив между собой около пяти источников и проконсультировавшись с логопедами, определила все-таки самую распространённую на сегодня норму: к двум годам ребёнок должен произносить 200-300 слов и говорить фразами, состоящими хотя бы из двух слов.

В 1,10 (как я потом узнала, это самый распространённый возраст для речевых скачков) Ваня стал все больше и больше повторять слова, но, кроме меня, его почти никто не понимал. В итоге я завела дневник речи и выписала где-то 170 слов (записывала несколько раз в неделю все, что вспомню). Некоторые слова состояли из двух букв (слога), но в основном, двусложные, и до двух лет Ваня вообще не произносил трёхсложные слова. И наверное 1/4 часть были слова-заменители (гав-гав вместо собаки, к примеру). И начались фразы типа: «Мама, дай», «Дядя топ-топ». Получилось, что эта норма вполне выполнима. Хотя мне казалось, что мой ребёнок — молчун. Знаю, что есть множество примеров, что дети начинают говорить и в три года, при этом у них нет отклонений в развитии. Но я сейчас исключительно о своей истории.

Смысл в регулярных занятиях такой- я всегда знала, что мой ребёнок развит на пределе своих возможностей. То есть, никогда не могла сказать про него: «Он может сказать, но ленится» (я часто слышу эту фразу про неговорящих детей или «он все понимает»). Нет, если он не говорит, значит, он не может, и дело не в лени. И давить на ребёнка тоже нельзя. Ваня всегда отвечал на вопросы, пусть на своём языке или словом-подражанием, но я видела, как он старался. Поэтому моя совесть спокойна.

Просто действительно у каждого человека (ребёнка) заложен свой собственный потенциал, своя уникальная нервная система, своя генетика (очень часто мальчики начинают говорить так, как начинали говорить их папы), свои особенности родов (у Ивана было двойное обвитие). Я консультировалась с нейрофизиологом, которая посоветовала родителям детей с родовыми травмами (звучит ужасно, но многих было не все идеально в родах) обязательно показываться остеопату или вертебрологу. Мы пока не обращались к этим специалистам. Я не вижу оснований для паники.

А вот разобраться в вопросе, когда нужна паника и самое главное-какие занятия подходят для развития речи, мне помогли три книги:

  • Елена Янушко «Помогите малышу заговорить»-в ней разложены по полочкам все виды занятий на развитие речи. Мало воды, все по сути.
  • О.А. Новиковская «Малыш учится говорить»-книга, похожая по содержанию на книгу Янушко. Хорошо сказано про причины задержки речи и про нормы развития. Ну и конечно приложен огромный перечень упражнений и занятий для детей.
  • Е.Ершова «Без паники! Мой ребёнок не говорит». Эта книга о том, что очень много упражнений для речи мы неосознанно проводим в быту, а также в ней автор делится примером развития речи своего ребенка. Ссылку на обзор книги можно найти в конце статьи.

Мой вывод один — пускать на самотёк речь ребёнка нельзя. Сенситивный период развития речи от 0 до 3 лет. Поэтому времени мало. Но в то же время, переживать и давить на ребёнка тоже не стоит. Главное, стараться регулярно заниматься, читать книги про развитие речи, не ждать быстрых результатов, но и вовремя обратиться к логопеду. Многие нарушения видны уже до двух-трёх лет.

По теме:

Статья с примерами подражательных потешек

Обзор книги «Без паники! Мой ребенок не говорит»

Источник