Скульптура и архитектура как факторы развития личности ребенка

Знакомство с профессиональным искусством предполагает определенный уровень психического, интеллектуального и эстетического развития и вместе с тем способствует этому развитию. Ребенку среднего возраста и старшего дошкольного возраста уже должно быть доступно понимание терминов, понятий, истории искусства, средств выразительности, а также непосредственного восприятия произведений искусства (всевозможных выставок, театральных спектаклей).

Важным элементом знакомства с искусством являются самостоятельная художественная деятельность ребенка, организация специальных выступлений. Выставок детского творчества и т.п., где ребенок мог бы проявить свои чувства, мысли, отношение, способности и художественные умения.

Сообразно концепции эстетического воспитания искусство в педагогическом процессе используется в трех направлениях: в эстетическом оформлении развивающей среды детского учреждения, в котором протекает жизнь и деятельность детей; в ознакомлении детей с произведениями искусства как явлением отечественной и мировой художественной культуры; в развитии художественного творчества и способностей детей.

Искусство занимает особое место среди других эстетических ценностей и предстаёт перед воспринимающими его людьми в виде художественных произведений, созданных живописцами, скульпторами, писателями, музыкантами – всеми художниками в различные периоды исторического развития общества. Оно несёт в себе отражение как существующих, так и давно исчезнувших вещей, явлений природы и людей, сохраняет их образы для новых поколений. Искусство расширяет социальный опыт человека, его взаимодействие с природой и обществом, другими людьми. В этом проявляется коммуникативная функция искусства. Оно способствует также познанию окружающего мира через художественные образы в живописи, графике, скульптуре, архитектуре. В процессе обучения, образования детей возрастает просветительская роль искусства.. Изобразительное искусство обладает своим «языком», который помогает художнику выразить свои мысли, чувства, своё отношение к действительности. Образы искусства, благодаря знанию «языка», воспринимаются ярко, живо, формируются чувства, вызывают эмоциональное отношение к событиям и явлениям, помогают глубже воспринимать окружающую действительность.

Приобщение к изобразительному искусству начинается уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок получает первые художественные впечатления. В этот период он эмоционально воспринимает произведения искусства (картину, скульптуру, иллюстрацию, декоративные изделия), постепенно постигает их художественный «язык». Психологи отмечают возможности раннего зарождения у детей эстетического восприятия, которое в своём развитии проходит определённый путь становления. Эстетическое отношение к предмету предусматривает ряд познавательных моментов и в соответствии с этим умение соотносить форму и содержание, художественный образ и изображаемый предмет, умение, которое может возникнуть только на определённом этапе развития ребёнка. По данным психологов, восприятие произведений искусства проходит несколько ступеней развития: от поверхностного, чисто внешнего схватывания очертаний и бросающихся в глаза качеств, до достижения сути и глубины художественного содержания. Только к старшему дошкольному возрасту, в связи с накоплением впечатлений от знакомства с широким кругом явлений, с появлением жизненного опыта, способности к наблюдению, анализу, классификации, сравнению и другим мыслительным операциям, ребёнок способен оценить предмет искусства, увидеть разницу между реальностью и её изображением. Необходимо активно развивать у ребёнка эстетическое восприятие произведений искусства, учить его выделять выразительные средства художественного произведения, разных видов и жанров.

Источник

Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте. Возраст от 4 до 7 лет наиболее благоприятен для творческого развития, а именно для становления процессов восприятия, памяти, воображения, мышления.

Проблема развития творческого начала, художественных способностей человека всегда волновала как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми.

Основанием для творческого развития является процесс деятельности. Наиболее благоприятными для творческого развития являются игра и изобразительная деятельность.

Творчество — естественная природная функция, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия специальных способностей к той или иной конкретной деятельности. А. В. Петровский пишет: «Способность не существует вне конкретной деятельности человека, а формирование ее происходит в условиях обучения и воспитания». Отсюда ясно, что в процессе развития творче­ских способностей, в том числе и художественных, важнейшую формирующую роль приобретают познавательный фактор, знания.

Рост творчества у дошкольников и развитие способностей будут осуществляться эффективно при соблюдении следующих условий:

1. неустанное накопление разностороннего жизненного опыта;

2. подбор соответствующих возрасту эмоционально-насыщенных заданий;

3. формирование устойчивого интереса к предмету;

4. создание игровой ситуации обучения;

5. использование разнообразных художественных материалов;

6.применение в работе разнообразных художественных техник.

Детям для выполнения заданий следует предлагать разнообразные материалы: простой карандаш, цветные карандаши, акварель, гуашь, пастель, восковые мелки, уголь, сангина, фломастер, восковые мелки.

Читайте также:  Развитие ребенка в год на даче

В каждом случае выбор художественного материала должен быть обусловлен конкретной задачей. Сначала педагог предлагает детям тот или иной художественный материал. По мере взросления и накопления опыта, формирования навыков изобразительной грамоты, к выбору материала все более привлекаются сами дети. Соответствующие вопросы побуждают их сделать правильный выбор. Постепенно дошкольники овладевают умением самостоятельно выбирать наиболее подходящий для воплощения замысла художественный материал.

Введение новых художественных материалов и техники, как известно, активизирует процесс художественного творчества дошкольников.

Например: применение смешанной техники (акварель с белилами, сочетание рисования восковыми мелками и акварелью, рисунок поролоном, сочетание пастели и акварели и др.) не только позволяет детям добиваться большой образной выразительности, но и содействует развитию художественного творчества.

Следует отметить исключительную роль произведений изобразительного искусства в формировании творческой личности ребенка (важен грамотный подбор произведений для рассматривания в ДОУ).

Для того чтобы выработать у дошкольников свободу творческого реше­ния, необходимо научить их формообразующим движениям, движе­ниям рук, направленным на создание изображений предметов разно­образных форм, сначала простых, а затем более сложных, во всех видах деятельности (в рисовании, в лепке и в аппликации). Это поз­волит детям изображать разнообразные предметы и явления окружа­ющего мира. Чем лучше ребенок овладеет формообразующими дви­жениями во второй младшей, а затем в средней группе, тем легче и свободнее он будет в старших группах создавать изображения любых предметов, проявляя творчество. Известно, что всякое целенаправлен­ное движение может быть произведено на основе имеющихся пред­ставлений о нем. Представление о движении, производимом рукой, формируется в процессе зрительного, а также кинестетического (двигательно-осязательного) восприятия. Формообразующие движения ру­ки в рисовании и лепке различны: пространственные свойства изоб­ражаемых предметов в рисунке передаются линией контура, а в лепке — массой, объемом.(Перед изображением чего либо описываем предмет в воздухе рукой).

ВОПРОС №12. Живопись, живописные средства выразительности, цветовое единство. Характеристика живописных материалов, используемых в ДОУ, значение их использования в работе с дошкольниками. Развитие цветового восприятия у детей на занятиях ИЗО в ДОУ.

Живопись – живое письмо, выполняется красками. Живописные материалы: Акварель – краска на водной основе. Гуашь – кроющая краска, необходимо использование белил. Масляная и акриловая краски не используется в ДОУ из — за запахов, токсичности и сложностей техники работы.

Виды живописи: станковая, миниатюра, монументальная, театрально — декорационная.

Живописные средства выразительности – это мазок, пятно, цвет.

Колорит – цветовое единство.

Цвет— понятие основных и дополнительных, умение из ос­новных получить составные: оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый, а также светлые и темные оттенки, различать хо­лодные и теплые цвета, учиться эмоциональности прояв­ления чувств при взаимодействии с цветом. Необходимо учить отражать в рисунках впечатления, от наблюдений окружающей действительности своего эмоционального настроения

На занятиях живописью каждому ребенку необходимо иметь промокашки и палитры, баночку с водой.

Спецификой организации занятий по рисованию в ДОУ является сочетание индивидуальных форм работы и групповых. Использование живописных средств позволяет применять в работе нетрадиционные способы изображения (пальчиковая и ладошковая техники; штампы, печатки, монотипия и т.д.).

На занятиях рисованием следует подвести детей к восприятию понятия жанра в изобразительном искусстве.

Создавать изображения предметов (с натуры, по представлению); Сюжетные изображения.

Использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.

Живописные техники: акварель по сырому, по сухому в полную силу – а-ля-прима, раздельный мазок, монотипия, лессировка (послойная живопись).



Источник

Наталья Стародубцева
Ознакомление с архитектурой и скульптурой детей старшего дошкольного возраста

Доклад по теме «Ознакомление с архитектурой и скульптурой детей старшего дошкольного возраста«.

Человека во многом формирует и воспитывает окружающая среда. Предметно-архитектурное пространство города, в котором живёт ребенок, играет важную роль в развитии у него ценностного отношения к родному городу, в воспитании патриотизма, бережного отношения к культуре родного края, к его историческому наследию, в воспитании уважения к художественному творчеству мастеров. Организация работы по развитию детей на архитектурных образцах родного города имеет огромный потенциал в эстетическом развитии ребенка, в формировании художественного вкуса дошкольника, в развитии его познавательной сферы.

Читайте также:  Что значит гармоничное развитие ребенка

Ознакомление детей с архитектурой зданий.

Рассматриваем как художественное творчество (в камне, дереве, глине) через выявление особенностей архитектуры – функциональной, конструктивной и эстетической.

Функциональность характеризуем следующими качествами — удобство, польза. Конструктивные свойства — прочность, экономичность.

Эстетические — красота.

Данный блок включает в себя следующие темы:

А) «Москва-город храмов». Знакомим детей с культовыми зданиями как памятниками архитектуры.

Б) «Жилые здания». Тема рассматривается через призму истории (прошлое,настоящее: изба, особняки купцов, коттеджи, дома)

В) «Общественные здания». Тема предполагает ознакомление детей с архитектурой зданий,имеющих общественное назначение: магазины, кинотеатры, детские сады…

Г) «Промышленные здания». Тема предполагает ознакомление детей с архитектурой заводов и фабрик города.

Садово-парковая архитектура.

Предполагает ознакомление детей с особенностями благоустройства площадей, парков, улиц города. При отборе содержания учитываем его доступность детям.

1. Рассматривание зданий на иллюстрациях, репродукциях картин, фотографиях, открытках, видеофильмах. Задача показать разнообразие архитектурных стилей в нашем городе. Подборка изображений зданий с учетом поставленных задач, например, где представлены разные крыши, окна разной формы, украшения зданий и т. д.

2. Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением сказочных зданий. Можно показать необычность формы этих зданий, их крыш, окон, украшений; определить элементы сказочности.Это: избушки разного типа, теремки, дворцы положительных и отрицательных героев (Снежной Королевы, Золушки, Весны, Змея-Горыныча и пр.); сравнение современных зданий и сказочных; определение, как от героя сказки зависят цвет, украшения избушки, дворца (добрый-яркие, злой-темные, холодные и пр.).

3. Использование художественного слова (рассказ, сказка, стихотворение, где дано описание зданий, домов, теремов, подбор образных сравнений.

Ознакомление детей со скульптурой.

Скульптура (латинское слово – вырезать, высекать) – один из видов изобразительного искусства, передаёт богатство и многогранность человеческого образа, с его пропорциями, пластикой движения, мимикой, внутренним содержанием и настроением. При знакомстве дошкольников со скульптурными произведениями необходимо обращать внимание, что скульптура – это объёмное изображение,выполненное из разных материалов: камня, металла, гипса, дерева, глины и т. д.

Дать детям понятие, что она обладает глубиной, сюжетом, формой и цветом, развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. При подборе скульптурных произведений педагогу, необходимо заботиться о том, чтобы они оказывали на детей положительное влияние. Рассмотрев с дошкольниками несколько произведений, подвести их к пониманию того, что скульптура может быть выполнена из разного материала, важно обратить внимание детей на средства выразительности, передающие характер образа.

При знакомстве детей со скульптурой выделяем два основных ее вида – это круглая скульптура и рельеф. Давая детям понятие о круглой скульптуре отмечаем, что у данного вида скульптуры обычно обработаны все её стороны и поэтому зрителю хочется обойти её кругом и осмотреть со всех точек окружности, чтобы полнее воспринять содержание образа. Обращаем внимание, что круглая скульптура всегда связана с определённой пространственной средой, освещена естественным или искусственным светом. При знакомстве с монументальной скульптурой даем понятие, что к данному виду скульптуры относятся монументы, памятники, скульптурные ансамбли, имеющие общественное значение и посвящённые известным историческим событиям. Все они устанавливаются в общественных местах, чаще всего на открытом воздухе. Они всегда бывают обобщенными по замыслу и художественной форме, отличаются крупными размерами (обычно в две-три натуральные величины). Обращаем внимание дошкольников, что монументальную скульптуру рассматривают с большого расстояния, чтобы чётко выделялся ее силуэт, а скульптор создавая данный вид скульптуры, использует материалы твёрдые,на века: различные породы камня, мрамор, бронзу, сталь и пр. При ознакомлении с памятниками, даем понятие, что данное произведение искусства, создано для увековечивания людей или исторических событий, он должен восприниматься и с первого взгляда и при движении мимо памятника, или вокруг него с многих точек зрения. Давая понятие станковая скульптура отмечаем, что она отличается соразмерностью, передаёт индивидуальность пропорций, оттенки движений. Обращаем внимание, что она называется так потому, что устанавливается на станке или подставке и предназначается для выставок, музеев, общественных и жилых помещений. Станковая скульптура изображает конкретного человека (портрет) или обобщённый образ. По своим размерам она обычно бывает или меньше натуральной величины, или немного превышает её. При знакомстве с бюстом говорим, что это портретный жанр, отражающий характер человека, отношение к нему скульптора; обращаем внимание, что бюст — это может быть только голова и даже маска. Знакомя дошкольников со скульптурными произведениями выделяем такие разновидности скульптур как торс, статуя, группа, ансамбль, скульптурные группы.

Читайте также:  Что такое кризис развития ребенка

Скульптура малой формы – это вид станковой скульптуры. При ознакомлении детей с Рельефом –даем понятие, что это изображение на плоскости и по своим задачам он близок к живописной картине, имеет несколько планов отмечаем,что рельеф подразделяется на:

— барельеф, в котором изображение выступает менее чем на половину своего объёма;

— горельеф, где изображение выступает над плоскостью основы более чем на половину своего объёма;

— контррельеф, здесь изображение не выступает над основной частью, а напротив углубляется в неё. В работе с детьми, мы знакомим их с филимоновской и дымковской игрушкой.

Но есть ещё один вид народной лепки, который по праву может стать одним из любимых детских занятий – это изразцы.Да мы все привыкли думать:

— изразцы – это музейный экспонат, отголосок прошлого тем не менее техника создания образцов настолько увлекательна, что и дети могут мастерить нечто подобное. Конечно же, получаются не настоящие изразцы, а скорее лепные картины, выполненные по мотивам декоративно-прикладного искусства. Дети дошкольного возраста уже замечают особенности плоскостных и объёмных видов изобразительного искусства. Им нужно только помочь увидеть в 3 рельефном изображении сочетание объёма и плоскости. Рельефный образ нельзя увидеть со всех сторон (как скульптуру, так как он всегда располагается на какой-либо основе. Знакомство детей со скульптурой имеет место во всех возрастных группах. Для этого при рассматривании скульптуры учим детей движениям руки, просим в воздухе показать линию перехода одного объёма в другой. Подводим детей к заключению, каким же образом можно добиться плавного перехода одной формы в другую –например: — путём заглаживания формы в другую; — путём заглаживания формы пальцами; — путём постепенного наращивания объёма.

Какие же знания должны получить дети о скульптуре?

— В первой младшей группе. Проявлять интерес к народным игрушкам, иметь желание играть с ними.

— Во второй младшей группе. Не только проявлять интерес к народным игрушкам, но и видеть разнообразие формы, цвет росписи, понимать, что это не игрушка, а предмет для украшения группы.

— В средней группе. Знать некоторые народные игрушки (дымковская, богородская, уметь рассказать о них; относится к скульптуре которая находится в группе как к произведению искусства; знать, что скульптуру создаёт скульптор.

— В старшей группе. Знать из какого материала делают народные игрушки, понимать их выразительные средства (уметь рассказать о форме, пропорциях, движении, дополнительных деталях, которые делают игрушку красивее и интереснее). Уметь внимательно слушать воспитателя во время экскурсии; узнавать скульптуру на фотографиях, слайдах; включаться в беседу о скульптуре.

— В подготовительной к школе группе. Понимать и любить народную игрушку; знать и различать между собой отдельные промыслы, уметь самостоятельно рассказывать о народной игрушке, её содержании и выразительных сторонах; знать, какая бывает скульптура (народная, малых форм, монументальная); уметь рассматривать скульптуру (обходить со всех сторон, обращать внимание на е выразительные средств. Для ознакомления дошкольников со скульптурой придерживаемся строгой последовательности её обследования.

1. Целостное восприятие скульптуры: привлечь к ней внимание детей, вызвать интерес, положительное отношение; определить содержание скульптуры.

2. Анализ скульптуры: определить общий объём фигурки, дать словесное описание объёмов, подержать её в руках, в ладонях; пальцами выделить наиболее крупные части, потрогать их, обвести, назвать, выделить движение, позу фигурки ; кончиками пальцев почувствовать мелкие детали,фактуру поверхности: гладкая, колючая (иголки у ежа, шерсть у собаки, чешуя у рыбы и пр.).

3.Целостность восприятия: рассмотреть фигурку и определить её выразительность; найти слова, которые наиболее точно характеризуют образ. Таким образом, раннее приобщение детей к настоящему искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Скульптура своим глубоким содержанием, выразительными средствами обогащает ребёнка социальным опытом, развивает умение воспринимать прекрасное, закладывает первоначальные основы художественного вкуса. Элементарные знания о скульптуре дают дошкольникам возможность делать выводы, рассуждать, сравнивать пластические образы.

Источник