Скрининг диагностика психического развития ребенка 1 года жизни фрухт

Скрининг диагностика психического развития ребенка 1 года жизни фрухт thumbnail

Э. Л. Фрухт Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни

Э. Л. Фрухт Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни

МЕТОДИКА Э. Л. ФРУХТ ФИКСИРУЕТ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ ОТ 10 ДНЕЙ ДО 12

МЕТОДИКА Э. Л. ФРУХТ ФИКСИРУЕТ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ ОТ 10 ДНЕЙ ДО 12 МЕСЯЦЕВ ПО СЛЕДУЮЩИМ КАТЕГОРИЯМ: 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) зрительные ориентировочные реакции; слуховые ориентировочные реакции; эмоции и социальное поведение; движения руки и действия с предметами; движения общие; Подготовительные этапы понимания речи; Подготовительные этапы развития активной речи; навыки и умения в режимных процессах.

В методике проводится сугубо качественная оценка развития ребенка, детально и последовательно представлены различные показатели

В методике проводится сугубо качественная оценка развития ребенка, детально и последовательно представлены различные показатели психического развития младенцев. Недостатки теста: отсутствие количественных показателей развития, оценка многих навыков до 3 -4 мес. у ребенка проводится в горизонтальном положении (возникают переходные состояния между бодрствованием и сном), неточности в технике инициации комплекса оживления.

10 дней 1) 2) Зрительно ориентированные реакции: удерживает в поле зрения движущийся предмет(ступенчатое слежение);

10 дней 1) 2) Зрительно ориентированные реакции: удерживает в поле зрения движущийся предмет(ступенчатое слежение); слуховые ориентировочные реакции: вздрагивает и мигает при звуке;

18 -20 дней 1) 2) зрительные ориентировочные реакции: удерживает в поле зрения неподвижный предмет(

18 -20 дней 1) 2) зрительные ориентировочные реакции: удерживает в поле зрения неподвижный предмет( лицо взрослого); слуховые ориентировочные реакции: успокаивается при сильном звуке;

1 месяц 1) 2) 3) 4) 5) зрительные ориентировочные реакции: плавное прослеживание движущегося предмета;

1 месяц 1) 2) 3) 4) 5) зрительные ориентировочные реакции: плавное прослеживание движущегося предмета; слуховые ориентировочные реакции: длительное слуховое сосредоточение; эмоции и социальное поведение: первая улыбка в ответ на разговор взрослого; движения общие: лежа на животе пытается поднимать и удерживать голову; Подготовительные этапы развития активной речи: издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.

2 месяца 1) 2) 3) 4) 5) зрительные ориентировочные реакции: длительное зрительное сосредоточение, длительно

2 месяца 1) 2) 3) 4) 5) зрительные ориентировочные реакции: длительное зрительное сосредоточение, длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым; слуховые ориентировочные реакции: ищущие повороты головы при длительном звуке, поворачивает голову в сторону взрослого; эмоции и социальное поведение: быстро отвечает улыбкой на разговор с ним, длительное сосредоточение на другом ребенке; движения общие: лежа на животе поднимает и некоторое время удерживает голову; Подготовительные этапы развития активной речи: повторяет отдельные звуки.

3 месяца 1) 2) 3) 4) зрительные ориентировочные реакции: зрительное сосредоточение в вертикальном положении;

3 месяца 1) 2) 3) 4) зрительные ориентировочные реакции: зрительное сосредоточение в вертикальном положении; эмоции и социальное поведение: проявляет комплекс оживления в ответ на эмоциональное общение с ним, ищет глазами ребенка издающего звуки; движения руки и действия с предметами: случайной наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью; движения общие: лежит несколько минут на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову, при поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе, удерживает голову в вертикальном положении.

4 месяца 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) зрительные ориентировочные реакции: узнает мать,

4 месяца 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) зрительные ориентировочные реакции: узнает мать, радуется; слуховые ориентировочные реакции: поворачивает голову в сторону видимого источника звука и находит его, по разному реагирует на мелодии; эмоции и социальное поведение: часто возникает комплекс оживления во время бодрствования, громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним, ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему; движения руки и действия с предметами: рассматривает, ощупывает и захватывается низко висящие над грудью игрушки; движения общие: как и в 3 месяца, но более выражены; Подготовительные этапы развития активной речи: гуление; навыки и умения в режимных процессах: во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку.

5 месяцев 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) зрительные ориентировочные реакции: отличает близких

5 месяцев 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) зрительные ориентировочные реакции: отличает близких людей от чужих по внешнему виду, по-разному реагирует; слуховые ориентировочные реакции: узнает голос матери или близкого человека, различает интонации; эмоции и социальное поведение: радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит; движения руки и действия с предметами: четко берет игрушку из рук взрослого, удерживает в руке игрушку; движения общие: долго лежит на животе, приподняв корпус и опираясь на ладони, переворачивается со спины на живот, ровно стоит при поддержке под мышки; Подготовительные этапы развития активной речи: подолгу певуче гулит; навыки и умения в режимных процессах: ест с ложки полугустую и густую пищу.

6 месяцев 1) 2) 3) 4) 5) слуховые ориентировочные реакции: по-разному реагирует на свое

6 месяцев 1) 2) 3) 4) 5) слуховые ориентировочные реакции: по-разному реагирует на свое и чужое имя; движения руки и действия с предметами: уверенно берет игрушки из разных положений и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую; движения общие: переворачивается с живота на спину, передвигается переставляя руки или немного ползая; Подготовительные этапы развития активной речи: произносит отдельные слоги(начало лепета); навыки и умения в режимных процессах: ест с ложки, пьет из чашки небольшое количество жидкости.

7 месяцев 1) 2) 3) 4) 5) движения руки и действия с предметами: игрушкой

7 месяцев 1) 2) 3) 4) 5) движения руки и действия с предметами: игрушкой стучит, размахивает, перекладывет, бросает ее; движения общие: хорошо ползает; Подготовительные этапы понимания речи: на вопрос «где? » ищет и находит взглядом предмет, неоднократно показываемый и находящийся всегда в одном и том же месте; Подготовительные этапы развития активной речи: подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги; навыки и умения в режимных процессах: пьет из чашки, которую держит взрослый.

8 месяцев 1) 2) 3) 4) 5) 6) эмоции и социальное поведение: смотрит на

8 месяцев 1) 2) 3) 4) 5) 6) эмоции и социальное поведение: смотрит на другого ребенка, смеется и лепечет; движения руки и действия с предметами: занимается игрушками, подражает действиям взрослого с игрушками; движения общие: садится, сидит, ложится, встает, придерживаясь за опору, переступает; Подготовительные этапы понимания речи: по слову взрослого выполняет разученные ранее действия, например «ладушки» ; Подготовительные этапы развития активной речи: громко, четко и повторно произносит различные слоги; навыки и умения в режимных процессах: ест корочку, сам ее держит.

9 месяцев 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) слуховые ориентировочные реакции: плясовые движения

9 месяцев 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) слуховые ориентировочные реакции: плясовые движения вод плясовую мелодию; эмоции и социальное поведение: догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает ему; движения руки и действия с предметами: различные действия с предметами; движения общие: переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь руками; Подготовительные этапы понимания речи: находит несколько предметов, знает свое имя; Подготовительные этапы развития активной речи: подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые есть в его лепете; навыки и умения в режимных процессах: формируется навык опрятности.

10 месяцев 1) 2) 3) 4) 5) 6) эмоции и социальное поведение: действует рядом

10 месяцев 1) 2) 3) 4) 5) 6) эмоции и социальное поведение: действует рядом с ребенком или одной игрушкой ним; движения руки и действия с предметами: выполняет различные действия с игрушками по просьбе взрослого, устойчивый характер действий; движения общие: входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила и сходит с нее, идет вперед с поддержкой за обе руки; Подготовительные этапы понимания речи: по просьбе «дай» находит знакомые предметы, выполняет различные действия при игре с ним; Подготовительные этапы развития активной речи: подражая взрослому, повторяет новые слоги, которых у него еще нет в лепете; навыки и умения в режимных процессах: закрепление приобретенного в 9 мес.

11 месяцев 1) 2) 3) 4) 5) 6) эмоции и социальное поведение: радуется приходу

11 месяцев 1) 2) 3) 4) 5) 6) эмоции и социальное поведение: радуется приходу детей, относится к ним избирательно; движения руки и действия с предметами: овладевает новыми разученными действиями и выполняет их по слову взрослого; движения общие: стоит самостоятельно, делает первые шаги; Подготовительные этапы понимания речи: выполняет различные действия, не подсказанные предметами, появляются первые обобщения в понимаемой речи; Подготовительные этапы развития активной речи: произносит первые словаобозначения; навыки и умения в режимных процессах: закрепление умений

12 месяцев 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) зрительные ориентировочные реакции: различает предметы

12 месяцев 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) зрительные ориентировочные реакции: различает предметы по форме, узнает на фотографии знакомые лица; эмоции и социальное поведение: протягивает другому ребенку и отдает игрушку, смеясь и лепеча, ищет игрушку, спрятанную другим ребенком; движения руки и действия с предметами: самостоятельно выполняет различные действия с игрушками, переносит действия, разученные с одним предметом, на другой; движения общие: ходи без опоры; Подготовительные этапы понимания речи: понимает названия нескольких предметов, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения( «найди» , «принеси» . . ); Подготовительные этапы развития активной речи: легко подражает новым слогам, произносит 5 -10 облегченных слов; навыки и умения в режимных процессах: самостоятельно пьет из чашки.

Качественно-количественная оценка психического развития детей при качественно-количественной оценке психического развития детей первого, творого и

Качественно-количественная оценка психического развития детей при качественно-количественной оценке психического развития детей первого, творого и третьего года жизни выделяется пять групп нервно-психического развития:

I группа 1) дети с опережением в развитии: на 2 эпикризисных срока – высокое

I группа 1) дети с опережением в развитии: на 2 эпикризисных срока – высокое развитие; на 1 эпикризисный срок – ускоренное развитие. 2) Дети с опережением в развитии: дисгармоничное развитие – часть показателей выше на 1 эпикризисный срок, часть выше на 2 эпикризисных срока. 3) Дети с нормальным развитием.

II група Дети с задержкой на 1 эпикризисный срок: 1) Дети с равномерной задержкой:

II група Дети с задержкой на 1 эпикризисный срок: 1) Дети с равномерной задержкой: I степень — задержка 1 -2 показателей; II степень — задержка 2 -3 показателей; III степень — задержка 6 -7 показателей. 2) Дети с атипичным негармоничным развитием: часть показателей выше, часть ниже на 1 эпикризисный срок.

III группа Дети с задержкой в развитии на 2 эпикризисных срока: 1) Дети с

III группа Дети с задержкой в развитии на 2 эпикризисных срока: 1) Дети с равномерной задержкой : I степень – задержка 1 -2 показателей; II степень – задержка 2 -3 показателей; III степень – задержка 5 -7 показателей. 2) Дети с атипичным дисгармоничным развитием: часть показателей ниже на 1 эпикризисный срок, часть ниже на 2 эпикризисных срока.

IV группа Дети с задержкой в развитии на 3 эпикризисных срока: 1) Дети с

IV группа Дети с задержкой в развитии на 3 эпикризисных срока: 1) Дети с равномерной задержкой: I степень – задержка 1 -2 показателей; II степень – задержка 2 -3 показателей; III степень – задержка 5 -7 показателей; 2) Дети с атипичным дисгармоничным развитием: часть показателей ниже на 1 эпикризисный срок, часть — на 2 эпикризисных срока, часть — на 3 эпикризисных срока.

V группа Дети с задержкой в развитии на 4 эпиризисных срока: 1) Дети с

V группа Дети с задержкой в развитии на 4 эпиризисных срока: 1) Дети с равномерной задержкой: I степень – задержка 1 -2 показателей; II степень – задержка 2 -3 показателей; III степень – задержка 5 -7 показателей; 2) Дети с атипичным дисгармоничным развитием: часть показателей ниже на 1 эпикризисный срок, часть — на 2 эпикризисных срока, часть — на 3 эпикризисных срока, часть — на 4 эпикризисных срока.

Ситуационная задача: Определим: 1)Уровень нервно-психического развития; 2) Группу развития. Костя, 1 г. 3 мес.

Ситуационная задача: Определим: 1)Уровень нервно-психического развития; 2) Группу развития. Костя, 1 г. 3 мес. 1. По просьбе взрослого находит игрушки, выполняет простые действия, ориентируется в комнате. 2. Пользуется облегченным лепетом, облегченными словами. 3. Различает 2 контрастные величины. 4. Воспроизводит в игре различные действия. 5. Ходит длительно не присаживаясь. 6. Самостоятельно ест густую кашу.

Результат: Сравнив показатели ребенка с показателями нормы, мы можем сказать, что Костя относится к

Результат: Сравнив показатели ребенка с показателями нормы, мы можем сказать, что Костя относится к 1 группе нервно-психического развития и является ребенком с нормальным развитием.

Скрининг диагностика психического развития ребенка 1 года жизни фрухт

Источник

Данная схема является сокращенным
вариантом методики Э. Фрухт, опубликованной
в работе: Дети — сироты. Консультирование
и диагностика. М., 1998. Она не направлена
на постановку диагноза, а лишь позволяет
распознать общую картину развития и
обратить внимание на некоторые тревожные
симптомы.

10 Дней

1. Зрительные ориентировочные реакции:удерживает в поле зрения движущийся
предмет (ступенчатое слежение): фиксирует
взглядом игрушку (следит) в течение 10
с. Движения глаз скачкообразные. Может
следить за игрушкой в одну сторону.

2. Слуховые ориентировочные реакции:вздрагивает и моргает при резком звуке;
при звуке вздрагивает и моргает или
реагирует одним способом на звук с обеих
сторон.

18-20 Дней

1. Зрительные ориентировочные реакции:удерживает в поле зрения неподвижный
предмет (лицо взрослого); движения
заторможены, фиксирует взглядом предмет
или лицо взрослого в течение 5—10 с.

2. Слуховые ориентировочные реакции:
через 5—10 с успокаивается; движения
заторможены. Слуховое сосредоточение
в течение 10—15 с.

1 Месяц

1. Зрительные ориентировочные реакции:плавное прослеживание движущегося
предмета; сосредоточивает взгляд на
игрушке, плавно следит за ней (до 30 см),
не выпускает ее из поля зрения, поворачивает
голову вправо и влево. Разрешается
следить за игрушкой в одну сторону, не
менее 2 раз.

2. Слуховые ориентировочные реакции:прислушивается во время и послезвучания
погремушки (10—15 с), движения заторможены.

3. Эмоции и социальное поведение:первая улыбка в ответ на разговор
взрослого; неярко улыбается в ответ за
3—4 обращения к нему.

4. Движения общие:лежа на животе,
пытается поднимать и удерживать голову
(в течение 5 с); сразу поднимает голову
после поглаживания спины, удерживает
ее в течение 5 с и опускает.

5. Подготовительные этапы развития
активной речи:
издает отдельные звуки
в ответ на разговор с ним; после нескольких
обращений взрослого ребенок отвечает
отдельными звуками. Допустима отсроченная
реакция (от нескольких секунд до 1 мин).

2 Месяца

1. Зрительные ориентировочные реакции:

а) длительное зрительное сосредоточение:
смотрит на привлекший внимание неподвижный
предмет или лицо взрослого; смотрит на
игрушку в течение 20—25 с, не двигается;

б) длительно следит за движущейся
игрушкой или взрослым: следит непрерывно
(10—15 с) за небольшой игрушкой (до 50 см),
поворачивая голову вправо и влево.

2. Слуховые ориентировочные реакции:

а) ищущие повороты головы при длительном
звуке: слушает в течение 5 с и после этого
или сразу поворачивает голову вправо
и влево; возможен преимущественный
поворот голову в одну сторону;

б) поворачивает голову в сторону голоса
взрослого: сосредоточенно слушает в
течение 5—10 с и поворачивает голову в
сторону голоса взрослого, ищет глазами,
пытается «увидеть».

3. Эмоции и социальное поведение.

а) быстро отвечает улыбкой на разговор
с ним: широко и длительно улыбается
после трех обращений к нему;

б) длительное зрительное сосредоточение
на другом ребенке: случайно увидев
лежащего рядом ребенка, услышав его
голос, поворачивает голову и сосредотачивает
на нем взгляд в течение 15—30 с. Движения
заторможены.

4. Движения общие:лежа на животе,
поднимает и некоторое время удерживает
голову; поднимает невысоко и удерживает
голову не менее 5 с.

5. Подготовительные этапы развития
активной речи:
повторно произносит
отдельные звуки.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Скрининг диагностика психического развития ребенка 1 года жизни фрухтДиагностика психического развития

детей раннего возраста. Часть 8

Задача взрослых, воспитывающих ребенка, заключается в том, чтобы, опираясь на возможности малыша, развивать его при активном участии его самого. Необходима ранняя и своевременная диагностика, определяющая уровень и актуальную зону его развития. Для детей раннего возраста разработаны показатели и методы диагностики психического развития. Для малышей 1-го года жизни их авторами являются Э.Л. Фрухт, Н.М. Щелованов; а для ребят 2—3-го и 4-го года жизни Н.М. Аксарина, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора.

Диагностирование отдельных сторон и уровня психического развития занимает важное место в современной педагогической практике, так как дети до 3 лет преимущественно воспитываются в семье и не охвачены системой общественного воспитания, где диагностирование является составляющей педагогического процесса. Педагоги и родители должны ориентироваться на образ ребенка как личности самоуправляемой, активной, самостоятельной и творческой.

Диагностика предполагает эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком, проходящее в непринужденной ситуации. При этом важно не только альтернативное решение предложенной задачи. Предусматриваются такие моменты, как направленность детского мышления, проявление личности ребенка (отношение к предложенной деятельности, умение принять задачу, найти способы решения, желание сотрудничать со взрослым, отношение к результатам своей деятельности).

Диагностика психического развития дает возможность определить ту сложность задания, которая вызывает интерес ребенка в связи с элементами новизны, а от сотрудничества со взрослым получить радость познавательного общения. Такое эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком определяет и зону «ближайшего развития». Это понятие использовал Л.С. Выготский, имея в виду психические процессы вообще, «область не созревших, но созревающих процессов», что можно отнести и к развитию личности в целом.

Об отклонениях в поведении детей и методы коррекции см. приложение 3.

Ниже представлены начальные показатели нервно-психического развития детей как раннего, так и дошкольного возраста, различные методы диагностики, некоторые игры и занятия с детьми табл. 7 – 14. В следующей статье расскажем, в какие развивающие игры надо играть с детьми разных возрастов.

 Показатели нервно-психического развития (НПР) детей 1 года 3 мес. до 4 лет

 Разработано Н.М. Аксариной, Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печорой

 Таблица 7

Возраст

Линия развития

Понимание речи

Активная речь

Развитие познавательной сферы (путем проб и ошибок)

Игра и действия с предметами

Движение

Навык

Конструктивная деятельность

Изобразительная деятельность

Социальное развитие

1г.3мес.

Запас понимаемых слов быстро увеличивается

Пользуется лепетом, облегченными словами

Ориентируется в 2-х величинах предметов (2 куба)

Воспроизводит в игре разученные действия

Ходит длительно, меняя положения

Самостоятельно ест густую пищу

Накладывает один кубик на другой, воспроизводит действия взрослых

Оставляет карандашом след на бумаге

Легко отвечает на контакты взрослого в совместной деятельности, иногда проявляет собственную инициативу

1г.6мес.

Отыскивает по слову взрослого однородные предметы

Пользуется словом в момент сильной заинтересованности

Ориентируется в 4-х контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма)

Отображает отдельные действия

Перешагивает препятствия приставным шагом

Самостоятельно ест жидкую пишу

Воспроизводя действия взрослых, ребенок ставит кирпичик на узкую грань (делает «забор»)

Действуя карандашом, пытается целенаправленно оставить след на бумаге

Постоянно проявляет инициативу при общении со взрослым по разным поводам

1г.9мес.

По слову взрослого отыскивает изображения знакомых действий

Пользуется двухсловными предложениями. Облегченные слова заменяет правильными

Ориентируется в трех контрастных величинах предметов

Использует в игре предметы — заместители

Умеет ходить по узкой доске (шириной 15-20 см, высотой от пола 15-20 см.)

Умеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослого

Воспроизводит несложные постройки (скамейка)

Оставляет карандашом след на бумаге, не выходя за пределы листа

Эмоционально контактирует со сверстниками

2г.

Понимает короткий рассказ без показа о событиях, бывших в опыте ребенка многократно

Пользуется трехсложными предложениями

Ориентируется в трех контрастных цветах, подбирает по образцу парные предметы одного цвета

В игре воспроизводит ряд последовательных действий

Перешагивает через препятствия чередующимся шагом

Умеет частично надевать одежду с помощью взрослого (шапку, ботинки)

Воспроизводит постройки типа «стол», «стул», «ворота»

Подражая взрослому, рисует вертикальные и горизонтальные линии

Проявляет интерес к играм сверстников, играет рядом, занимается одним видом деятельности (как другие дети, кормит кукол, втыкает грибочки в отверстие, строит)

Таблица 8

Оценка НПР детей 1 года 3 мес до 3 лет

Группы развития

I

II

III

IV

V

1. Дети с нормальным развитием.

1. Дети с отставанием в развитии на первый эпикризный срок:

1-ая степень:

по 1-2 показателям;

2-ая степень:

по 3-4 показателям;

3-я степень:

по 5-7 показателям.

1. Дети с отставанием в развитии на 2 эпикризных срока:

1-я степень:

по 1-2 показателям;

2-я степень:

по 3-4 показателям;

3-я степень:

по 5-7 показателям.

1. Дети с отставанием на 3 эпикризных срока:

1-я степень:

по 1-2 показателям;

2-я степень:

по 3-4 показателям;

3-я степень:

по 5-7 показателям.

1. Дети с отставанием на 4-5 эпикризных сроков:

1-я степень:

по 1-2 показателям;

2-я степень:

по 3-4 показателям;

3-я степень:

по 5-7 показателям.

2. Дети с опережением в развитии:

а) на эпикризный срок (на втором году жизни эпикризный срок -3 мес.,

на третьем году-6мес.) (ускоренное развитие).;

б) на 2 и более эпикризных срока (высокое развитие);

в) дети с дисгармоничным развитием, опережением на разные эпикризные сроки по одному или по многим показателям.

2. Дети с негармоничным развитием (часть показателей выше на 1-2, другая часть ниже на 1 эпикризный срок)

2. Дети с дисгармоничным развитием (часть показателей выше, часть ниже на 1-2 эпикризных срока, часть показателей может соответствовать норме)

2. Дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 1-2 эпикризных,

часть на 3 эпикризных срока, некоторые показатели могут соответствовать норме)

2. Дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже нормы на 1-3 эпикризных срока, некоторые могут соответствовать норме)

Таблица 9

Диагностика сенсорного развития детей 1 года 3 мес до 3 лет

Возраст

Форма

Величина

Цвет

1г3мес.

Путем проб и ошибок

Ориентируется в двух контрастных величинах предметов с разницей в 3 см.

1г6мес.

Ориентируется в четырех контрастных формах: шар, куб, кирпичик, призма с разницей в 3 см.

1г9мес.

Ориентируется в трех контрастных величинах с разницей в 3 см.

2г.

Ориентируется в 3-4 основных цветах (подбор к образцу однородных парных предметов – варежки)

2г6мес.

Без предварительного примеривания

Ориентируется в шести контрастных формах: призма, шар, куб, кирпичик, цилиндр, конус (подбор к образцу)

Ориентируется в четырех контрастных цветах (подбор к образцу разнообразных предметов, картинок)

3г.

Использование геометрических фигур в своей деятельности (путем наложения, подбор к образцу)

Называет четыре цвета

Таблица 10

Игра-занятие для сенсорного развития детей от года 1года 3мес до 3лет

Возраст

Форма

Величина

Цвет

Матрешки

Пирамида

1г3мес.

Игра со строителем. Прокатывание шариков

Две контрастные матрешки: одна раскладывается, вторая – нет.

Пирамида из 4-5 колец одного размера

Называние всех цветов

1г6мес.

Занимательные коробки; соотнесение формы предмета к форме отверстия; две формы (круг, квадрат)

Две раскладывающиеся матрешки контрастной величины

Кольца (4-5 штук) двух контрастных величин

1г9мес.

То же, четыре формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)

Три контрастные матрешки. Две раскрываются, одна – нет

Кольца (6 штук) контрастных величин

Дидактические игры на цвет. Найти однородную пару «Оденем куклу»

2г.

Подбор к образцу предметов близкой формы

Три контрастные раскрывающиеся матрешки

Кольца (4-5 штук) контрастных величин (через кольцо: 1-е, 3-е, 5-е, 7-е, 2-е, 4-е, 6-е, 8-е)

Сортировка (подбор по образцу)

Называние всех оттенков

2г6мес.

Соотнесение формы плоскостных предметов к изображению

Дидактические игры с матрешками из 4-6 частей

Пирамида из 6-8 колец

Цветное лото

3г.

Составление разрезных картинок их двух частей. Мешочек сыпучих материалов

Пирамида из 8-10 колец

Дидактические игры: принеси, назови

Кроме того, дидактические игры: с природным материалом;  на развитие слухового внимания;

загадки на уточнение свойств предметов, обобщение («что белое?», «кто плавает?», «кто летает?»

Таблица 11

Диагностика игровых навыков и действий с предметами детей от 1 года 3 мес до 3 лет

Возраст

Диагностика

Игры и занятия

1г3мес.

Воспроизводит ряд разученных действий.

1. Кормит куклу (кукла, чашка)

2. Строит башню, поезд (по 2 кубика, кирпичика).

3. Нанизывает на стержень кольца одной величины.

1.Показ предметов и действия с ними.

2. Сюжетные показы

1г6 мес.

Отображает отдельные действия.

1.Кукла, расческа.

2. Кукла, носовой платок.

1. Наблюдения.

2. Руководство играми с проблемной ситуацией.

1г9мес.

Воспроизводит несложные постройки типа «ворот», «скамейки», «перекрытия»

Предложение использовать в игре предметы-заместители

2г.

Отображает ряд последовательных действий, решает «проблемную ситуацию».

«Купание куклы» (кукла, ванночка, губка, полотенце, мыло)

Воображаемые предметы

2г6мес.

Игра носит сюжетный характер (мама, врач, парикмахер, шофер, продавец)

Несколько действий, игры вдвоем, планирует, воображает

1. Кукольный театр

2. Игры с ролями.

3. Настольные игры с сюжетными игрушками

3г.

Начало ролевой игры

1. Дидактические игры.

2. Строительные материалы

Таблица 12

Диагностика речевого развития детей от 1 года 3 мес до 3 лет

Возраст

Диагностика

Игры и занятия

Понимание речи

Активная речь

1г3мес.

Запас понимаемых слов быстро растет.

Предметы:

1. Игрушки: часы, машина, мячик, собака.

2. Одежда.

3. Ориентировка в окружающем

Лепет, облегченные слова в обычной ситуации, двигательной активности

1. «Чудесный мешочек» (предметы с называнием).

2 Отдельные картинки

1г6мес.

Обобщает отдельные однородные предметы в понимаемой речи (в конфликтной ситуации) Предметы:

1.Кошка белая, черная, маленькая.

2. Ложка игрушечная, десертная, совок

Пользуется словом в момент сильной заинтересованности. Ответы на вопрос «Кто это?». Слово облегченное и правильное.

Материал: кукла, зайчик, машина, котенок

1.Экскурсии в помещении.

2. Игры со звуками.

3. Игры с пальчиками.

4. Показ предметов в действии.

5. Обобщения ?