Скрининг диагностика психического развития ребенка 1 года жизни фрухт
Э. Л. Фрухт Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни
МЕТОДИКА Э. Л. ФРУХТ ФИКСИРУЕТ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ ОТ 10 ДНЕЙ ДО 12 МЕСЯЦЕВ ПО СЛЕДУЮЩИМ КАТЕГОРИЯМ: 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) зрительные ориентировочные реакции; слуховые ориентировочные реакции; эмоции и социальное поведение; движения руки и действия с предметами; движения общие; Подготовительные этапы понимания речи; Подготовительные этапы развития активной речи; навыки и умения в режимных процессах.
В методике проводится сугубо качественная оценка развития ребенка, детально и последовательно представлены различные показатели психического развития младенцев. Недостатки теста: отсутствие количественных показателей развития, оценка многих навыков до 3 -4 мес. у ребенка проводится в горизонтальном положении (возникают переходные состояния между бодрствованием и сном), неточности в технике инициации комплекса оживления.
10 дней 1) 2) Зрительно ориентированные реакции: удерживает в поле зрения движущийся предмет(ступенчатое слежение); слуховые ориентировочные реакции: вздрагивает и мигает при звуке;
18 -20 дней 1) 2) зрительные ориентировочные реакции: удерживает в поле зрения неподвижный предмет( лицо взрослого); слуховые ориентировочные реакции: успокаивается при сильном звуке;
1 месяц 1) 2) 3) 4) 5) зрительные ориентировочные реакции: плавное прослеживание движущегося предмета; слуховые ориентировочные реакции: длительное слуховое сосредоточение; эмоции и социальное поведение: первая улыбка в ответ на разговор взрослого; движения общие: лежа на животе пытается поднимать и удерживать голову; Подготовительные этапы развития активной речи: издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.
2 месяца 1) 2) 3) 4) 5) зрительные ориентировочные реакции: длительное зрительное сосредоточение, длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым; слуховые ориентировочные реакции: ищущие повороты головы при длительном звуке, поворачивает голову в сторону взрослого; эмоции и социальное поведение: быстро отвечает улыбкой на разговор с ним, длительное сосредоточение на другом ребенке; движения общие: лежа на животе поднимает и некоторое время удерживает голову; Подготовительные этапы развития активной речи: повторяет отдельные звуки.
3 месяца 1) 2) 3) 4) зрительные ориентировочные реакции: зрительное сосредоточение в вертикальном положении; эмоции и социальное поведение: проявляет комплекс оживления в ответ на эмоциональное общение с ним, ищет глазами ребенка издающего звуки; движения руки и действия с предметами: случайной наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью; движения общие: лежит несколько минут на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову, при поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе, удерживает голову в вертикальном положении.
4 месяца 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) зрительные ориентировочные реакции: узнает мать, радуется; слуховые ориентировочные реакции: поворачивает голову в сторону видимого источника звука и находит его, по разному реагирует на мелодии; эмоции и социальное поведение: часто возникает комплекс оживления во время бодрствования, громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним, ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему; движения руки и действия с предметами: рассматривает, ощупывает и захватывается низко висящие над грудью игрушки; движения общие: как и в 3 месяца, но более выражены; Подготовительные этапы развития активной речи: гуление; навыки и умения в режимных процессах: во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку.
5 месяцев 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) зрительные ориентировочные реакции: отличает близких людей от чужих по внешнему виду, по-разному реагирует; слуховые ориентировочные реакции: узнает голос матери или близкого человека, различает интонации; эмоции и социальное поведение: радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит; движения руки и действия с предметами: четко берет игрушку из рук взрослого, удерживает в руке игрушку; движения общие: долго лежит на животе, приподняв корпус и опираясь на ладони, переворачивается со спины на живот, ровно стоит при поддержке под мышки; Подготовительные этапы развития активной речи: подолгу певуче гулит; навыки и умения в режимных процессах: ест с ложки полугустую и густую пищу.
6 месяцев 1) 2) 3) 4) 5) слуховые ориентировочные реакции: по-разному реагирует на свое и чужое имя; движения руки и действия с предметами: уверенно берет игрушки из разных положений и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую; движения общие: переворачивается с живота на спину, передвигается переставляя руки или немного ползая; Подготовительные этапы развития активной речи: произносит отдельные слоги(начало лепета); навыки и умения в режимных процессах: ест с ложки, пьет из чашки небольшое количество жидкости.
7 месяцев 1) 2) 3) 4) 5) движения руки и действия с предметами: игрушкой стучит, размахивает, перекладывет, бросает ее; движения общие: хорошо ползает; Подготовительные этапы понимания речи: на вопрос «где? » ищет и находит взглядом предмет, неоднократно показываемый и находящийся всегда в одном и том же месте; Подготовительные этапы развития активной речи: подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги; навыки и умения в режимных процессах: пьет из чашки, которую держит взрослый.
8 месяцев 1) 2) 3) 4) 5) 6) эмоции и социальное поведение: смотрит на другого ребенка, смеется и лепечет; движения руки и действия с предметами: занимается игрушками, подражает действиям взрослого с игрушками; движения общие: садится, сидит, ложится, встает, придерживаясь за опору, переступает; Подготовительные этапы понимания речи: по слову взрослого выполняет разученные ранее действия, например «ладушки» ; Подготовительные этапы развития активной речи: громко, четко и повторно произносит различные слоги; навыки и умения в режимных процессах: ест корочку, сам ее держит.
9 месяцев 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) слуховые ориентировочные реакции: плясовые движения вод плясовую мелодию; эмоции и социальное поведение: догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает ему; движения руки и действия с предметами: различные действия с предметами; движения общие: переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь руками; Подготовительные этапы понимания речи: находит несколько предметов, знает свое имя; Подготовительные этапы развития активной речи: подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые есть в его лепете; навыки и умения в режимных процессах: формируется навык опрятности.
10 месяцев 1) 2) 3) 4) 5) 6) эмоции и социальное поведение: действует рядом с ребенком или одной игрушкой ним; движения руки и действия с предметами: выполняет различные действия с игрушками по просьбе взрослого, устойчивый характер действий; движения общие: входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила и сходит с нее, идет вперед с поддержкой за обе руки; Подготовительные этапы понимания речи: по просьбе «дай» находит знакомые предметы, выполняет различные действия при игре с ним; Подготовительные этапы развития активной речи: подражая взрослому, повторяет новые слоги, которых у него еще нет в лепете; навыки и умения в режимных процессах: закрепление приобретенного в 9 мес.
11 месяцев 1) 2) 3) 4) 5) 6) эмоции и социальное поведение: радуется приходу детей, относится к ним избирательно; движения руки и действия с предметами: овладевает новыми разученными действиями и выполняет их по слову взрослого; движения общие: стоит самостоятельно, делает первые шаги; Подготовительные этапы понимания речи: выполняет различные действия, не подсказанные предметами, появляются первые обобщения в понимаемой речи; Подготовительные этапы развития активной речи: произносит первые словаобозначения; навыки и умения в режимных процессах: закрепление умений
12 месяцев 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) зрительные ориентировочные реакции: различает предметы по форме, узнает на фотографии знакомые лица; эмоции и социальное поведение: протягивает другому ребенку и отдает игрушку, смеясь и лепеча, ищет игрушку, спрятанную другим ребенком; движения руки и действия с предметами: самостоятельно выполняет различные действия с игрушками, переносит действия, разученные с одним предметом, на другой; движения общие: ходи без опоры; Подготовительные этапы понимания речи: понимает названия нескольких предметов, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения( «найди» , «принеси» . . ); Подготовительные этапы развития активной речи: легко подражает новым слогам, произносит 5 -10 облегченных слов; навыки и умения в режимных процессах: самостоятельно пьет из чашки.
Качественно-количественная оценка психического развития детей при качественно-количественной оценке психического развития детей первого, творого и третьего года жизни выделяется пять групп нервно-психического развития:
I группа 1) дети с опережением в развитии: на 2 эпикризисных срока – высокое развитие; на 1 эпикризисный срок – ускоренное развитие. 2) Дети с опережением в развитии: дисгармоничное развитие – часть показателей выше на 1 эпикризисный срок, часть выше на 2 эпикризисных срока. 3) Дети с нормальным развитием.
II група Дети с задержкой на 1 эпикризисный срок: 1) Дети с равномерной задержкой: I степень — задержка 1 -2 показателей; II степень — задержка 2 -3 показателей; III степень — задержка 6 -7 показателей. 2) Дети с атипичным негармоничным развитием: часть показателей выше, часть ниже на 1 эпикризисный срок.
III группа Дети с задержкой в развитии на 2 эпикризисных срока: 1) Дети с равномерной задержкой : I степень – задержка 1 -2 показателей; II степень – задержка 2 -3 показателей; III степень – задержка 5 -7 показателей. 2) Дети с атипичным дисгармоничным развитием: часть показателей ниже на 1 эпикризисный срок, часть ниже на 2 эпикризисных срока.
IV группа Дети с задержкой в развитии на 3 эпикризисных срока: 1) Дети с равномерной задержкой: I степень – задержка 1 -2 показателей; II степень – задержка 2 -3 показателей; III степень – задержка 5 -7 показателей; 2) Дети с атипичным дисгармоничным развитием: часть показателей ниже на 1 эпикризисный срок, часть — на 2 эпикризисных срока, часть — на 3 эпикризисных срока.
V группа Дети с задержкой в развитии на 4 эпиризисных срока: 1) Дети с равномерной задержкой: I степень – задержка 1 -2 показателей; II степень – задержка 2 -3 показателей; III степень – задержка 5 -7 показателей; 2) Дети с атипичным дисгармоничным развитием: часть показателей ниже на 1 эпикризисный срок, часть — на 2 эпикризисных срока, часть — на 3 эпикризисных срока, часть — на 4 эпикризисных срока.
Ситуационная задача: Определим: 1)Уровень нервно-психического развития; 2) Группу развития. Костя, 1 г. 3 мес. 1. По просьбе взрослого находит игрушки, выполняет простые действия, ориентируется в комнате. 2. Пользуется облегченным лепетом, облегченными словами. 3. Различает 2 контрастные величины. 4. Воспроизводит в игре различные действия. 5. Ходит длительно не присаживаясь. 6. Самостоятельно ест густую кашу.
Результат: Сравнив показатели ребенка с показателями нормы, мы можем сказать, что Костя относится к 1 группе нервно-психического развития и является ребенком с нормальным развитием.
Источник
Данная схема является сокращенным
вариантом методики Э. Фрухт, опубликованной
в работе: Дети — сироты. Консультирование
и диагностика. М., 1998. Она не направлена
на постановку диагноза, а лишь позволяет
распознать общую картину развития и
обратить внимание на некоторые тревожные
симптомы.
10 Дней
1. Зрительные ориентировочные реакции:удерживает в поле зрения движущийся
предмет (ступенчатое слежение): фиксирует
взглядом игрушку (следит) в течение 10
с. Движения глаз скачкообразные. Может
следить за игрушкой в одну сторону.
2. Слуховые ориентировочные реакции:вздрагивает и моргает при резком звуке;
при звуке вздрагивает и моргает или
реагирует одним способом на звук с обеих
сторон.
18-20 Дней
1. Зрительные ориентировочные реакции:удерживает в поле зрения неподвижный
предмет (лицо взрослого); движения
заторможены, фиксирует взглядом предмет
или лицо взрослого в течение 5—10 с.
2. Слуховые ориентировочные реакции:
через 5—10 с успокаивается; движения
заторможены. Слуховое сосредоточение
в течение 10—15 с.
1 Месяц
1. Зрительные ориентировочные реакции:плавное прослеживание движущегося
предмета; сосредоточивает взгляд на
игрушке, плавно следит за ней (до 30 см),
не выпускает ее из поля зрения, поворачивает
голову вправо и влево. Разрешается
следить за игрушкой в одну сторону, не
менее 2 раз.
2. Слуховые ориентировочные реакции:прислушивается во время и послезвучания
погремушки (10—15 с), движения заторможены.
3. Эмоции и социальное поведение:первая улыбка в ответ на разговор
взрослого; неярко улыбается в ответ за
3—4 обращения к нему.
4. Движения общие:лежа на животе,
пытается поднимать и удерживать голову
(в течение 5 с); сразу поднимает голову
после поглаживания спины, удерживает
ее в течение 5 с и опускает.
5. Подготовительные этапы развития
активной речи: издает отдельные звуки
в ответ на разговор с ним; после нескольких
обращений взрослого ребенок отвечает
отдельными звуками. Допустима отсроченная
реакция (от нескольких секунд до 1 мин).
2 Месяца
1. Зрительные ориентировочные реакции:
а) длительное зрительное сосредоточение:
смотрит на привлекший внимание неподвижный
предмет или лицо взрослого; смотрит на
игрушку в течение 20—25 с, не двигается;
б) длительно следит за движущейся
игрушкой или взрослым: следит непрерывно
(10—15 с) за небольшой игрушкой (до 50 см),
поворачивая голову вправо и влево.
2. Слуховые ориентировочные реакции:
а) ищущие повороты головы при длительном
звуке: слушает в течение 5 с и после этого
или сразу поворачивает голову вправо
и влево; возможен преимущественный
поворот голову в одну сторону;
б) поворачивает голову в сторону голоса
взрослого: сосредоточенно слушает в
течение 5—10 с и поворачивает голову в
сторону голоса взрослого, ищет глазами,
пытается «увидеть».
3. Эмоции и социальное поведение.
а) быстро отвечает улыбкой на разговор
с ним: широко и длительно улыбается
после трех обращений к нему;
б) длительное зрительное сосредоточение
на другом ребенке: случайно увидев
лежащего рядом ребенка, услышав его
голос, поворачивает голову и сосредотачивает
на нем взгляд в течение 15—30 с. Движения
заторможены.
4. Движения общие:лежа на животе,
поднимает и некоторое время удерживает
голову; поднимает невысоко и удерживает
голову не менее 5 с.
5. Подготовительные этапы развития
активной речи:повторно произносит
отдельные звуки.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Диагностика психического развития детей раннего возраста. Часть 8 Задача взрослых, воспитывающих ребенка, заключается в том, чтобы, опираясь на возможности малыша, развивать его при активном участии его самого. Необходима ранняя и своевременная диагностика, определяющая уровень и актуальную зону его развития. Для детей раннего возраста разработаны показатели и методы диагностики психического развития. Для малышей 1-го года жизни их авторами являются Э.Л. Фрухт, Н.М. Щелованов; а для ребят 2—3-го и 4-го года жизни Н.М. Аксарина, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора. Диагностирование отдельных сторон и уровня психического развития занимает важное место в современной педагогической практике, так как дети до 3 лет преимущественно воспитываются в семье и не охвачены системой общественного воспитания, где диагностирование является составляющей педагогического процесса. Педагоги и родители должны ориентироваться на образ ребенка как личности самоуправляемой, активной, самостоятельной и творческой. Диагностика предполагает эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком, проходящее в непринужденной ситуации. При этом важно не только альтернативное решение предложенной задачи. Предусматриваются такие моменты, как направленность детского мышления, проявление личности ребенка (отношение к предложенной деятельности, умение принять задачу, найти способы решения, желание сотрудничать со взрослым, отношение к результатам своей деятельности). Диагностика психического развития дает возможность определить ту сложность задания, которая вызывает интерес ребенка в связи с элементами новизны, а от сотрудничества со взрослым получить радость познавательного общения. Такое эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком определяет и зону «ближайшего развития». Это понятие использовал Л.С. Выготский, имея в виду психические процессы вообще, «область не созревших, но созревающих процессов», что можно отнести и к развитию личности в целом. Об отклонениях в поведении детей и методы коррекции см. приложение 3. Ниже представлены начальные показатели нервно-психического развития детей как раннего, так и дошкольного возраста, различные методы диагностики, некоторые игры и занятия с детьми табл. 7 – 14. В следующей статье расскажем, в какие развивающие игры надо играть с детьми разных возрастов. Показатели нервно-психического развития (НПР) детей 1 года 3 мес. до 4 лет Разработано Н.М. Аксариной, Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печорой Таблица 7
Таблица 8 Оценка НПР детей 1 года 3 мес до 3 лет
Таблица 9 Диагностика сенсорного развития детей 1 года 3 мес до 3 лет
Таблица 10 Игра-занятие для сенсорного развития детей от года 1года 3мес до 3лет
Таблица 11 Диагностика игровых навыков и действий с предметами детей от 1 года 3 мес до 3 лет
Таблица 12 Диагностика речевого развития детей от 1 года 3 мес до 3 лет
|