Сказки для развития мышления ребенка

Сказки для развития мышления ребенка thumbnail

Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возрастаМышление – это основа интеллекта, хотя иногда эти два понятия объединяют.

   Существуют несколько типов мышления: наглядно-действенное, наглядно–образное, словесно-логическое.

Наиболее ранее – наглядно-действенное мышление, когда ребенок познает мир, сталкиваясь напрямую с различными предметами. Далее развивается наглядно-образное мышление, когда для усвоения новой информации необходима наглядность. Постепенно формируется словесно-логическое мышление, когда ребенок осваивает понятия, абстрагированные от определенного предмета или его образа, а предмет или его образ замещает понятие, выраженное словом.

  Сказки – прекрасное средство для развития мышления у детей. Над сказкой «трудятся» миллионы людей, отвергая неважные детали, добавляя значимые. Это делает сказку сгустком человеческой мудрости и опыта.

  Язык сказки доступен ребенку, стиль сказки понятен ему. Ребенок еще не умеет логически мыслить, а сказка требует от него рассуждений и косвенно его обучает. Сказка определяет нравственные проблемы и помогает их решать. Сказочные герои имеют определенный моральный оттенок и совершают соответственные поступки,

тем самым помогая ребенку усвоить информацию, которая пригодится ему в жизни.

   Наблюдения показывают, что часто традиционное обучение дошкольников строится на подражательной основе. Функция ребенка на таком занятии исполнительская, а не развивающая. Дети отчуждены от самостоятельного выбора, личной оценки, способов исправления ошибок. Это препятствует развитию таких свойств личности ребенка, как самостоятельность, активность, творчество.

   Шаблонное, однообразное повторение одного и того же зачастую убивает у ребенка интерес к обучению. И дети лишаются радости открытия, постепенно теряя творческую активность. Поэтому  главная задача – научиться  развивать у дошкольников творческое мышление.

И эту задачу помогут решить любимые сказки.

    На основе знакомых сказочных сюжетов и с помощью любимых сказочных героев можно придумать упражнения, которые вызывают у ребенка интерес, требуют немалых умственных усилий, отличаются многоаспектностью, дают наиболее развивающий эффект.

    Помимо речевой деятельности, такие задания позволяют совершенствовать логическое мышление, воображение, память, внимание, познавательную активность и творческие способности ребенка.

Задания на основе знакомых сказок можно включать в любые занятия и использовать для детей всех возрастов.

Хочу предложить Вам несколько примеров упражнений с использованием знакомых сказок.

1. Изменение ситуации в знакомых сказках.

   Как изменится сказка «Маша и медведь», если  в этой сказке появится служебный пес Мухтар?

Ответы детей:

— Мухтар пойдет с Машей в лес и они, конечно, не заблудятся. Ведь у собак хороший нюх, они быстро находят дорогу домой. Маша наберет полное лукошко ягод. Принесет ягоды бабушке и дедушке. А если встретится Медведь, то Маша и Мухтар пригласят его в гости  на пирожки с ягодами.

-Когда Маша потеряется в лесу, бабушка и дедушка пошлют на ее поиски Мухтара. Пес быстро найдет избушку. Медведя Мухтар прогонит, а Машу отведет домой.

-Мухтар приведет к избушке Медведя бабушку и дедушку. Они скажут Медведю спасибо, за то, что  он приютил Машеньку и не обижал ее. Попьют все вместе чаю с тортом. И, наверное, будут дружить, ходить в гости, угощать вкусненьким, играть вместе.

-Мухтар прибежит к избушке, уговорит Медведя  отпустить Машу и пригласит его в гости к бабушке и дедушке. А бабушка с дедушкой подарят Медведю телевизор, чтобы он передачи интересные смотрел. Медведь тогда скучать не станет и будет людей, которые заблудились, сам домой провожать.

Как изменится сказка про Незнайку, если  в этой сказке появиться волшебная Щука?

Как изменится сказка «Царевна-Лягушка», если в этой сказке появится Доктор Айболит?

Как изменится сказка «Гуси-Лебеди», если в этой сказке появится Карлсон?

Как изменится сказка «Три поросенка», если в этой сказке появится Буратино?

Как изменится сказка «Волк и семеро козлят», если в этой сказке появится Знайка?

Ит.д.

2.  Я придумала начало сказок ( рассказов) и предложила детям закончить их. Такую работу после предварительной подготовки можно предложить для совместной работы с родителями.

Например.

  В одном городе жила-была девочка Оля. В комнате у Оли  в шкафу, на полках, на столе  стояли разные игрушки, книги с картинками, карандаши, паззлы, мозаика и даже большая морская раковина. Но все это богатство тихонько скучало и  пылилось, потому что Оля больше всего любила смотреть телевизор.

-Оля выходи гулять, — приглашали ее подружки.

-Что вы, девочки, мне фильм досмотреть нужно!

-Оленька, давай, книжку почитаем, — уговаривала мама.

-Потом, мамочка, мультики начались!

-Сходи за хлебом, внученька, — просила бабушка.

-Бабулечка, некогда, передача интересная идет!

-Оля, выключай телевизор, спать пора!- сердился папа.

-Папулечка, я еще минуточку посмотрю!..

Проходили дни за днями, а Оля никак от телевизора оторваться не могла. И вот однажды в доме отключили электричество…

Ответы детей.

«Телевизор сломался».

  …Оля пощелкала пультом, но телевизор не заработал. Оле стало скучно, подошла она к маме и попросила: «Мама, научи меня что-нибудь делать, а то я ничего не умею!».

Мама стала учить Олю читать, крестиком вышивать, пироги печь, лепить из пластилина.

Скоро телевизор заработал опять, но Оля решила, что не всегда его смотреть будет, потому что вокруг много интересного.

«В доме выключили свет».

   …Оля сначала не знала, чем ей заняться. Потом она собрала мозаику, ей это понравилось. Потом Оля решила сделать из ракушки большого лебедя. Она сходила в магазин и купила не только хлеб, но и вкусный торт. Когда мама и папа пришли в работы, все пили чай с тортом. Бабушка хвалила Олю. Всем понравилась ее поделка. Папа сказал, что как только отключили электричество, Оля сразу выросла.

«Телевизор».

   …Мама позвонила мастеру, но он сказал, что придет только завтра. Оля заплакала.

Чтобы ее успокоить, мама повела Олю в зоопарк, потом в магазин игрушек. И там Оля играла в игровые автоматы. А на улицы прыгала через скакалку с девочками. Ей так все понравилось, что она решила – на улице все интересней, чем в телевизоре. С тех пор Оля смотрит телевизор нечасто, ведь у нее много интересных занятий и без него.

«Чудесный день».

   …Оля поскучала немного и вышла на улицу. А там ребята в разные игры играют. Оля  тоже захотела поиграть, но ни одного правила игры не знала. Подошел к ней Мальчик Ваня и все объяснил. Оля тоже стала играть вместе с ребятами до самого вечера. Так ей гулять понравилось, что Оля пожалела, что день закончился.

— Я еще бабушке не помогла, с мамой не почитала, с папой не поговорила,- грустно подумала Оля.

С тех пор Оля смотрит телевизор только один час в день, а то всех дел не успеет переделать.

   Летом папа и Петя приехали к бабушке  в деревню. Погода стояла чудесная! После недолгих сборов папа и Петя пошли в лес за грибами.

Папе почему-то грибы попадались, а Петя никак не мог их найти. Он и палкой листву разгребал, и по пням стучал, даже рычать пробовал. Но ничего не помогало.

А тут еще споткнулся Петя, упал на еловую шишку, больно стукнувшись коленкой.

— Пап, ну зачем эти шишки нужны?!- проворчал Петя. Только лес засоряют, да ходить мешают.

-Что ты, Петя, шишки-то волшебные! Загляни-ка под чешуйку. Видишь семечко? В каждом маленьком семечке спрятано могучее дерево! В лесу, Петя, много чудесного и интересного, только ты внимательно присмотрись.

Стал Петя внимательно присматриваться да приглядываться. И, правда…

   Наступила осень. На большой развесистой яблоне созрели яблоки. Когда ветер стихал, яблоки тихонько переговаривались между собой.

-Мы хотим стать душистым вареньем,- мечтали краснобокие соседки, висевшие на самой нижней ветке.

-А я непременно превращусь в сладкий яблочный сок, — хвасталось большое круглое яблоко.

-На праздничном столе мы будем самым вкусным угощением,- говорили самые спелые яблоки.

Однажды в сад пришли люди. Они стали бережно срывать яблоки и укладывать их в плетеные корзины.

Вскоре все яблоки были собраны. Осталось только одно. Оно висело на самом верху, среди густой листвы, и никто его не заметил. Яблоку было очень грустно и одиноко, оно готово было расплакаться густым яблочным соком. Как вдруг!..  

3.Можно предложить детям придумать свою сказку, взяв за основу уже знакомую.

   Предварительно нужно вспомнить сюжет выбранной за основу сказки и предложить детям (на выбор) несколько ситуаций и героев.

   Так, взяв за основу сказку «Репка»,используя фигурки из киндер-сюрпризов, совместно с детьми мы придумали сказку «Лесная яблоня».

Героями сказки дети выбрали Медведя, Волка, Лису, Зайца, Белку и Ежика.

Распределяли роли и озвучивали своих героев сами ребята. Такое задание так понравилось детям, что они проигрывали сказку самостоятельно после занятия, меняясь ролями, изменяя реплики и ситуацию.

Например:

   Собрались на лесной опушке звери про лесные новости узнать. Вдруг видят – бежит Ежик, а на колючках несет спелые яблоки.

Медведь: Где ты, Ежик, такие яблоки взял?

Ежик: Я в деревню бегал. Там в саду много яблок.

Заяц: Очень мне яблочка хочется! В деревню бежать страшно, там собаки! А у нас в лесу  не растут яблони.

Лиса: Давайте посадим у нас на поляне яблоньку!

Так и решили звери. Ежик угостил их спелым яблочком. Звери яблоко съели, а семечко в землю посадили.

Медведь: Я ямку копал.

Лиса: Я семечко сажала.

Волк: Я воду из речки носил.

Зайка. А я  семечко поливал.

Белка. Я землю рыхлила.

   Скоро выросла на полянка высокая яблонька. А к осени созрели на яблоньке спелые яблоки.

Стали звери думать о том, как  урожай собрать. Пусть Белка за яблоками лезет.

Белка: Я яблоки сорву, да на землю брошу. Они разобьются.

Волк: Я по деревья лазить не умею.

Заяц. А я боюсь.

Лиса: Медведю нельзя на яблоню лезть. Он большой. Все ветки поломает.

Медведь: А Лиса самая хитрая. Я ее на ветку посажу, а она самые спелые яблоки сама съест.

   Подумали звери и решили. Лиса заберется на спину Волку, Волк

встанет на плечи Медведю. Белка яблочко сорвет, Лисе отдаст. Лиса передаст Волку, Волк протянет Медведю, Медведь Зайцу в лапки положит. А Заяц яблоки в корзинку соберет.

   Собрали звери урожай. Сами досыта наелись, Ежика угостили. Да еще, и варенья яблочного на зиму наварили. (Заготовили яблочного сока, напекли пирожков с яблоками, испекли яблочную шарлотку, уложили яблоки на хранение медведю в берлогу и т.д.)

4 .В процессе многократного прочтения сказок дети привыкают к тому, что Волк обязательно злой, Лиса – хитрая, Заяц – трусливый и добрый.

Это создает у них определенные стереотипы. Но для разнопланового развития ребенка, полезно стереотипы ломать.

   Детям интересно слушать и рассказывать сказку «по-новому». За основу можно взять хорошо знакомый сюжет, а главных героев наделить противоположными качествами. Заяц  может стать храбрым и хитрым, Волк — умным и добрым, Лиса – скромной и глупой, и т.д.

5.Для развития у ребенка мышления, воображения фантазии можно предложить перенести героев знакомой сказки в новую ситуацию.

 Например.

    Героев сказки «Теремок» поселить в многоэтажный дом, героев сказки «Гуси-лебеди»- в детский сад, героев сказки «Маша и медведь» — в большой город.

Обстоятельства могут быть невероятными, фантастическими (Заяц построил не лубяную избушку – самолет, а Лиса всего лишь самокат).

Конечно, такие задания должны выполняться при контроле педагогов (взрослых), чтобы они не превращались в болезненное фантазирование.

6. Увлекательным и интересным методом, является «Перевирание сказок».

  «Перевираемая» сказка должна быть максимально знакома ребенку.

Например.

    Катится Колобок по лесной опушке, а навстречу ему слон…Жила-была девочка и звали ее Желтая Шапочка.

 Маленький сказочник сразу поправит, что шапочка была красной, а Колобок повстречал Медведя. Детям, конечно, хочется услышать знакомый сюжет, но и новые правила их тоже заинтересуют. Перевирание сказок заставляет ребенка сосредоточиться для исправления ошибок, развивает внимание, мышление, превращая занятия в увлекательную игру. Стоит только разумно перевирать сюжет сказки, поменяв лишь отдельных героев или действия.

7. Для большей самостоятельности при придумывании сказок (рассказов)  и в выборе героев, ситуаций, сюжетов можно использовать  элементы песочной терапии.

Для такой работы я использую большую подборку предметов из киндер-сюрпризов.

   В «песочнице» можно построить город (остров, сказочную страну, посадить волшебный лес). Добраться туда можно на самолете (корабле, ковре-самолете, на драконе). Сказочных героев и сюжет из предложенного мной разнообразия выбирают сами дети. Они с удовольствием работают на таких занятиях.

Сказка хороша тем, что всесторонне влияет на воспитание и развитие ребенка. И это возможности необходимо использовать.

Источник

Марина Поплавская
Влияние сказки на развитие воображения и словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста

Сказка для ребенка – это не что иное, как средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка не утруждает ребенка какими — то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка никогда не прибегает к психологическому усложнению, что благотворно влияет на ее восприятие. К. Д. Ушинский писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. Благодаря сказкам, с логической мыслью срастается прекрасный поэтический образ, развитие ума идет дружно с развитием фантазии и чувства. Необходимость широкого использования устного народного творчества для развития ребенка неоднократно подчеркивала Е. И. Тихеева. Организация детской деятельности, связанная с восприятием сказки, способствующая развитию у детей мышления, речи, воображения и чувственной сферы, остается и на сегодняшний день актуальным вопросом. Учителя начальных классов отмечают, что в первый класс приходят дети, имеющие различные нарушения речи и других психических функций.

Познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Сказка развивает мышление и воображение ребенка, что делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной. Сказка обогащает его эмоции, развивает умственную активность, сообразительность, формирует умение, строить связное монологическое высказывание.

Если в старину, «погружение» в сказку протекало для ребенка как бы само собой, естественным путем, то сейчас в городском детском саду оно осуществляется в специально организованной среде. Начинаю свою работу с того, что знакомлю детей со сказками: выразительно читаю или рассказываю сказку, не просто рассказываю, а проговариваю и пою песенки героев, тогда дети и слушают, и заучивают, и сами подпевают. Привлекаю дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей. После рассказывания сказки задаю детям вопросы, направленные на констатацию (что? где? когда) и поискового характера (почему? отчего? по какой причине? как ты думаешь). Использую метод аналогий, который помогает формировать ассоциативное мышление (В каких сказках встречаются эти герои? Кто из героев сказки, по-вашему, самый добрый и почему? Назовите таких же добрых, трудолюбивых героев. В каких словах, поступках проявляется доброта героев сказки? На кого из героев сказки вы хотите быть похожими, кому подражать? Кому ты больше сочувствуешь). Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, делать выводы.

Затем рассматриваем иллюстрации, совместно с детьми показываем разные виды театра. Драматизируя сказку, ребёнок приучается переводить образы воображения на язык жестов, мимики, слов. То, что первоначально он только слышал, становится его собственным достоянием. В драматизации сказки «Колобок» дети легко воспроизводят образ храброго и задорного колобка. А для изображения персонажей, скупо очерченных в сказке: зайчика, волка, медведя, дети должны привлечь свой опыт и знания. Драматизация той или иной роли не требует предварительной тренировки детей, это непроизвольное запоминание — результат непосредственного влияния художественного образа. Игра-драматизация завершает процесс восприятия сказки, придаёт ей новую форму.

Чтобы помочь детям уяснить идею сказки, к каждому произведению предлагаю специально подобранные пословицы. Разбирая их вместе с малышами и обсуждая смысл каждой из них, помогаю детям запомнить их.

Творческие задания, которые учат детей оригинально, непривычно воспринимать содержание и творчески преобразовывать ход повествования, включают в себя различные методы работы со сказкой:

Метод «начало после конца» позволяет изменить конец сказки, направить внимание ребенка в нужное педагогическое русло; развивает воображение ребенка. (Репку вытащили, а как ее делили — кто им мешал при этом, кто больше всего потрудился для этого). Варианты будут своеобразными, в зависимости от уровня творческого воображения детей.

Метод «перевирание сказки» используется, если сказка знакома детям. Перевирание сказки воспитывает чувство юмора, лукавство, понимание иронии. Метод ставит ребенка в активную позицию, заставляют сосредоточиваться, исправлять запрограммированные ошибки взрослых. Нужно только разумно перевирать сказку, меняя существенное в героях, действиях. Вот один пример перевирания сказки «Колобок»: «Катится колобок, а навстречу ему ежик (нет, не ежик, а заяц и т. д.)». Важно во время демонстрации этого метода быть по возможности актером.

Метод «сказки с новым концом» позволяет детям придумывать свои варианты окончаний к знакомым, логически завершенным сказкам («Три медведя» — Маша помирилась с медведями. «Петушок и бобовое зернышко» — Петушок сам себе помог).

При использовании метода «изменение ситуации в знакомых сказках» я рассказываю детям знакомую сказку и предлагаю что то изменить («Гуси-лебеди» — На пути девочки встречается серый волк. «Волк и семеро козлят» — Волку мешает медведь).

Привычные, любимые образы, много раз слышанные и виденные детьми, уже с детства формируют стереотипы. И как полезно и нужно бывает их ломать. Для этого предлагается метод «Сказка, но по-новому». Вроде бы сказка берется за основу старая, но малышам предлагается наделить главных героев противоположными качествами. (Предположим, Лиса перерождается в послушную и скромную, а зайчик становится хитрым и злым).

Использование в работе метода «противоречий» учит детей понимать, думать и придумывать, то есть оригинально творить. В сказке «Петушок и бобовое зернышко» петушок очень хотел съесть зернышко, но ведь видел, что оно очень большое для его горлышка. Это и есть противоречие — хочется, но нельзя. А ведь можно было решить вопрос безопасно для героя: смазать горлышко или раздробить зернышко на мелкие кусочки. Решению противоречий в значительной степени помогают продуманные вопросы, которые побуждают помогать любимым героям выходить из сложной ситуации, («Репка» Проблемный вопрос: А если бы не прибежала мышка)

Свою работу строю во взаимодействии с семьей. Это подготовка костюмов и атрибутов к спектаклям и праздникам, участие в них. Выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера (придумывание загадок; изготовление книжек — малышек детского творчества «Заяц и лиса», «Платочек», «Репка», «Загадки», «Снегурочка», «Сказки по мотивам сказок о медведях» и др.). Организация выставки работ детей и родителей «Наши любимые сказки«.

Использование данных приемов позволяет поэтапно подвести ребенка к индивидуальному сочинению сказок. Дети начинают более логично и последовательно излагать свои мысли, более глубоко понимать значения слов, активнее используют в речи художественные достоинства родного языка, проявляют желание самостоятельно создавать их.

В данном подходе оправдала себя предусмотренная взаимосвязь фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм организации работы детей. Обучение детей дошкольного возраста сочинению сказок является базовым этапом работы по успешной подготовке ребенка к школе. По тому, как ребенок строит свое высказывание, насколько связно, интересно, живо умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития.

Источник