Сказка в познавательном развитии ребенка

Сказка в познавательном развитии ребенка thumbnail

Виктория Панкратова
Роль народной сказки в познавательном развитии дошкольников

Детство — счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения. И обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс- мотивированным. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.

Взрослые иногда недооценивают роль сказки, в формировании личности, в развитии ребенка. В современном обществе русские народные сказки отходят на второй план, они заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой. Это аргументируется тем, что дети должны познавать реальный окружающий мир, а не знакомиться с небылицами. В действительности дошкольный возраст – это возраст сказки.

На самом деле, сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей. В ней сочетается не только занимательный сюжет с удивительными героями, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту.

Трудно переоценить роль детских сказок в развитии детей. Сказки являются неотъемлемым элементом в воспитании ребенка, развивая фантазию, знакомя малыша с удивительным миром, в котором есть свои правила, законы, свои отношения. Именно в сказке доступным для ребенка языком легче всего объяснить малышу, где добро, а где зло. Ведь дети гораздо легче воспринимают язык сказки, чем взрослые нотации.

Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством передачи этих качеств из поколения в поколение.

Именно через сказку, сохраняется преемственность поколений в рамках культуры, потому что сказка – это педагогический опыт и творческий гений народа.

Сказки позволяют ребенку реализовать свои потребности в активности, независимости. Равняясь на героев, которые всегда в действии, стремятся к цели, преодолевая препятствия на своем пути, дети учатся понимать, что успеха можно добиться, лишь приложив усилия, волю, проявив настойчивость и целеустремленность. Герои сказок по сюжету нередко должны узнавать что-то новое, справляться с трудным заданием, что формирует у ребенка познавательную активность и интерес к обучению. Кроме того, поучительный сказочный опыт поневоле откладывается в сознании слушателя. Сказка расширяет и обогащает используемые ребенком способы познания окружающей действительности.

Поэтому, на мой взгляд, следует в воспитании детей находить время «для общения со сказкой». Именно «общение», потому что детские сказки – это волшебный мир, в который ребенок погружается всеми эмоциями и чувствами. Только «пережив» волшебную историю всей душой, ребенок сделает для себя определенные выводы, приобретет жизненный опыт.

Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.

Через сказку происходит:

• интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

развивается познавательный интерес;

• расширяется представление детей о целостной картине мира посредством введения их в литературную культуру;

развивается свободное общение с взрослыми и детьми (сказки не только способны расширить словарный запас ребенка, но также помогают научиться правильно строить диалог с собеседником, а также помогают развивать логическую связную речь. Очень важно делать речь малыша красивой, образной, эмоциональной — и в этом также может помочь сказка. Помимо всего прочего, во время прочтения сказки у малыша формируется и закрепляется умение задавать вопросы);

• формируется интерес к книгам и потребность в чтении;

• воспитывается умение слушать.

В моей группе создана соответствующая развивающая среда: книжный уголок с подбором необходимой литературы, подобраны дидактические, настольно- печатные игры, набор карточек «Герои русских народных сказок», различные виды тетра.

Я в группе целенаправленно и планомерно провожу работу по ознакомлению детей со сказками посредством разнообразных форм и видов деятельности в образовательном пространстве:

-Чтение сказок с последующей драматизацией.

— Рассматривание иллюстраций.

— Беседы, беседы-обсуждения.

Как же читать (рассказывать) сказку детям? Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. При чтении я слежу не только за своим исполнением, но и за восприятием, за вниманием слушателей. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались. Рассказывая сказку, я вижу лицо ребенка, его жесты, мимику, как они изменяются в процессе слушания. Наблюдая за ребенком, я замечаю, какие моменты его взволновали. По мере развития сюжета сопереживания героям у детей усиливается, появляется эмоциональная оценка событий.

Особый всплеск эмоции вызывает общение персонажа сказки с детьми, когда он ищет у детей поддержки, просит совета. От лица героя, я преобразовываю сложные ситуации педагогические задачи, подвожу к решению проблемы. Дети вместе с героем ищут альтернативные способы действия, спорят с ним или соглашаются, предлагают свои решения.

Следующим этапом работы со сказкой является драматизация. Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа.

Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Участвуя в сказке, дети, как правило, знают, что и кого они изображают, но не всегда знают, как это нужно делать. В результате может возникнуть неудовлетворенность ребенка своими действиями, разочарование, потеря интереса к театрализации и к сказке в целом. В связи с этим возникает необходимость научить детей способом воплощения и передачи сказочного образа, сформировать навыки использования средств выразительности образа на сцене (речевая и интонационная выразительность, пантомима: жест, поза, походка, мимика и др.) Здесь помогают дидактические игры, например: «Посмотри и повтори», «Узнай, чей это жест», «Кто как двигается», «Отгадай мою сказку», «Один начинает – другой продолжает», «Откуда я?» (описание героев) и другие.

Дидактическая игра «Пропущенный кадр»

Цель: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки.

Читайте также:  Система тихеевой в развитии речи ребенка

Оборудование: серии картин для рассказывания сказок.

Ход: по порядку перед ребенком раскладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом становится задача вспомнить, какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.

Использованием драматизации, как приема, я привлекаю к занятиям, прежде всего, менее активных детей, таких, которые медленнее запоминают текст. Участие в представлении настольного театра активизирует даже самых молчаливых детей.

Ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет не просто пассивным слушателем, а непосредственным участником сказочного сюжета. Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» — нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями.

Слушая сказку, ребенок проигрывает ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Ему видится целый спектакль. Оживляя «куклу», ребенок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Ребенок становится волшебником, заставляет неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным.

Драматизация является одним из элементов сказкотерапии.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Драматизация в сказкотерапии или, как говорят психологи, игровое действие – это вспомогательное условие. Это способ раскрепостить ребенка, помочь процессу общения стать более доверительным.

В своей работе пользуюсь еще таким распространенным приемом, как рассматривание иллюстраций в книге, который усиливает воздействие текста и способствует лучшему его пониманию. Иллюстрации показываю детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.

Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения.

Во время заключительной беседы я акцентирую внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.

В работе со сказками не обходится без родителей. Родители принимают активное участие в Днях открытых дверей, подготавливают атрибуты и костюмы к спектаклям и праздникам, участвуют в них. Совместно с родителями пополнили библиотеку группы новыми красочными книгами со сказками, стихами.

В уголке для родителей помещаю советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях.

Для закрепления знаний в группе провожу литературные досуги. Цель которых является: учить детей узнавать сказки по иллюстрациям, по отрывку, предметам, куклам (т. е. по характерным признакам и действиям героев). Продолжать развивать диалогическую и монологическую речь детей, артикуляцию и дикцию, мимику; развивать артикуляционный аппарат и интонационную выразительность речи. Учить сочетать движения и речь. Развивать интерес к русским народным сказкам и театральной деятельности, творческое воображение, фантазию. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность.

Без сказки у ребенка нет ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания. Сказка позволяет ребенку, да и взрослому пофантазировать. Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только глазами, но и сердцем? Что бы я сделал, обладай волшебством? Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.

В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Источник

Наталья Гусева
Использование сказок в познавательном и речевом развитии старших дошкольников

Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги! Я, Гусева Наталья Валерьевна, воспитатель группы дошкольного образования Можарской средней школы хочу предложить Вашему вниманию опыт своей работы!

А начать мне хотелось бы с маленького четверостишия:

Картину пишут красками,

У красок яркий цвет.

Жизнь украшают сказками,

У сказок дивный свет.

Тысячи лет сказки у всех народов мира являлись наиболее доступной

и эффективной формой передачи опыта поколений, формирования

определенных ценностей и картины мира людей.

Современные дошкольные учреждения ищут новые личностно-ориентированные подходы в образовании. Сегодня многие педагоги озадачены поиском нетрадиционных путей, как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным. Просто и ненавязчиво, легко и играючи обучать дошкольника. Как подойти к обучению нетрадиционно, а значит оригинально и непривычно?

Рассматриваемый мною вопрос – обучение детей дошкольного возраста посредством сказки – является, на мой взгляд, интересным и актуальным. Сказка сама по себе, пожалуй, не оставляет равнодушным ни одного человека.

Актуальность данной темы связана с тем, что в настоящее время стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания и обучения детей. Сказка может служить целям обучения и воспитания, так как обучение посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений, присутствует образность и метафоричность языка, психологическая защищённость (хороший конец, имеется наличие тайны и волшебства.

Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. Сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.

С помощью сказки можно в увлекательной форме познакомить ребёнка с окружающим миром, помочь лучше осознать и понять его.

В работе со сказкой я использую информационно-коммуникационные технологии. Использование в работе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, активизирует интерес к обучению.

При работе с интерактивной доской у детей формируется положительная мотивация к выполнению заданий, повышается эмоциональный фон занятия.

Ребенок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является активным участником творческой деятельности.

Образовательная деятельность с использованием ИКТ является комплексной, так я сочетаю традиционные и компьютерные средства обучения, а также интеграцию образовательных областей.

В работе со сказкой я использую следующие приемы и методы:

-Чтение сказок.

-Элементы театрализации. После прочтения сказки демонстрация кукольных героев, позволяет вызвать еще больший интерес детей.

-Творческие задания.

Проблемные ситуации и вопросы.

Игровые задания.

Экспериментирования с предметами и материалами.

Можно использовать моделирование сказочных сюжетов.

Например, в сказке «Заюшкина избушка» перед детьми ставится задача: «каким образом зайчик может спрятаться от лисы?» Для обозначения зайчика используем кружочек серого цвета. Пришла зима, выпал снег (на фоне белого листа («снега») демонстрируется серый кружочек). — Ребята, как вы думаете, что нужно сделать зайчику, чтобы спрятаться от лисы? Дети предлагают различные варианты ответов, в том числе и поменять шубку. — Дети, а если зайчик поменяет шубку, то какого цвета кружок будет обозначать зайчика? — Давайте посмотрим, сможет зайчик спрятаться или нет. Наложите белые кружочки на «снег». Делаем вывод, зачем зайчик меняет шубку.

Читайте также:  Центр развития ребенка 1678 сайт

Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, развитию речи, формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям, с помощью которых осуществляется творчество.

Опыт моей работы показывает, что использование сказок способствует более эффективному формированию у дошкольников математических представлений, развитию речи, закреплению экологических знаний, экономических представлений.

Воспитание сказкой способствует воспитанию уверенности в себе и своих силах. Роль сказки очень велика и доступна восприятию детей дошкольного возраста. В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что, занятия, построенные на сказочном сюжете, очень широко влияют на развитие личности ребенка, помогают эффективно решать задачи обучения и воспитания, развивать врожденные таланты. А также воспитывать важное личное качество, которое несет в себе и национальное и общечеловеческое свойство. Это чувство доброты.

Спасибо за внимание, всем творческих успехов!

Источник

Мастер-класс «Использование сказок в познавательно-речевом развитии дошкольников»

Цель: Создать условия для формирования знаний у педагогов о методе использования сказок в познавательно-речевом развитии дошкольников , использование которого в условиях позволит развить умственные способности, развить психические и физические функции у ребенка

Задачи:
1. Передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм использования сказок в познавательно-речевом развитии дошкольников ;

2. Совместная отработка методических подходов и приемов использования сказок в познавательно-речевом развитии в деятельности с детьми;

3. Рефлексия собственного опыта участниками мастер-класса.

Добрый день, Уважаемые коллеги!

— Тема моего мастер-класса «Использование сказок в познавательно-речевом развитии дошкольников». ФГОС ДО реализует современные прогрессивные идеи развивающего обучения , которые направлены на личность в целом и предъявляют высокие требования к выбору методов обучения. Современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. Воспитательный образовательный процесс ДОО должен быть направлен на накопление, расширение субъективного опыта дошкольников.

— Посмотрите, пожалуйста, на экран, как вы думаете, что изображено на экране? (Ответы)

— Верно, это сказки! Сказки являются средствами познавательно- речевого развития дошкольника, выработанными и проверенными народом в течение столетий. Они несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение. В настоящее время значительно увеличился поток разнообразной информации и,соответственно, усложняются процессы восприятия этой информации детьми. Эффективным средством решения таких проблем в моей педагогической деятельности всегда было использование сказок в разных образовательных областях и видах деятельности детей.

— Давайте вспомним, что же такое познавательно-речевое развитие дошкольников? (Ответы)

— Я рассматриваю это как владение речью, средством общения и культуры; развитие связной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества, знакомство детской литературой и устным творчеством, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование предпосылок обучения грамоте. Актуальностьиспользования сказок в познавательно-речевом развитии дошкольников в моей работе состоит в том, что это эффективное средство развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей у детей дошкольного возраста. Я считаю, что использование сказок в познавательно- речевом развитии строится на интегративном подходе в воспитательно-образовательном процессе ДОО.

— Как вы думаете, на что следует основываться, используя этот метод? (Ответы- Дети любят слушать сказки, сочинять, рисовать персонажей сказок и прочее)

— Хочется отметить, что цель использования сказок в познавательно-речевом развитии , заключается в том , что следует изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей темы он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка.

— Скажите, пожалуйста, что же формируется в ходе использования данного метода? (Ответы)

— В процессе познавательно- речевого развития с использованием сказок формируются высшие психические процессы : внимание, память, воображение, мышление, способность к понятийному мышлению , а так же создаются необходимые условия для развития различных форм деятельности : игровой, трудовой, учебной. А для того, чтобы работа в этом направлении стало эффективной, педагогический процесс должен быть: мотивированным, занимательным, построенным на личностно-ориентированном подходе, с учетом требований ФГОС ДО и интеграции образовательных областей, единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, с введением культурных и региональных компонентов.

— Как вы думаете, какие приемы в работе можно использовать, применяя сказки в познавательно — речевом развитии? (Ответы)

— Все верно! В своей работе я так же как и вы использую словесный, игровой, наглядный приемы. Сфера применения сказок в познавательно-речевом развитии детей охватывает 13 самых различных видов человеческого мышления и интегрируется во всех пяти областях воспитательно-образовательного процесса, а также в работе с родителями и в формировании предметно-развивающей среды.

В заключение, хочется отметить, что технология использование мною в работе сказок в познавательно-речевом развитии дошкольников дает положительные результаты и в достаточном его изучении он с успехом применяется во всех разделах дошкольного воспитания, что я сегодня постараюсь показать.

Практическая часть

Слайд 1

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам отправиться в путешествие по сказке. А догадаться по какой сказке мы будем путешествовать, помогут вам подсказки.

Работая по подсказкам, дети вспоминают сказку, включаются в работу, увлекаются.

Слайд 2

Психологическая эмоциональная игра «Скажи ласковое слово»

Каждое новое дело нужно начинать с хорошим настроением, для этого я сначала предлагаю детям улыбнуться и пожелать друг другу радостного настроения. Попробуйте и вы, пожалуйста, повернитесь к соседу справа, улыбнитесь и скажите ему доброе слово. А теперь повернитесь к соседу слева и также улыбнитесь и скажите доброе слово. Вот видите, настроение немного поднялось. И пусть рад сопровождает вас весь день!

Используя этот прием, у детей формируются положительные чувства и эмоции, а также развивается сплочённость группы. А ещё мы вспоминаем ориентирование в пространстве и такие понятия как «справа» и «слева».

Слайд 3

Дидактическая игра по круга Эйлера»Животные»

Подсказка первая! Посмотрите, пожалуйста, на экран перед вами кругиЭйлера. Обобщите — о ком говорится в сказке? (Ответ) А какие это животные дикие или домашние ? (Ответ) Скажите, козу можно отнести к этим животным (Ответ) Почему? (Ответ) Совершенно верно!

Эта игра помогает уточнить и закрепить обобщающие понятия у детей, упражнять в подборе однородных членов предложения.

Слайд4

Дидактическая игра « «Кто главный герой сказки?» .

Зимой белый, летом серый, он пушистый, с усами и длинными ушами, с маленьким хвостиком, трусливый Кто это? (Ответ )

Игра направлена на развитие речи с опорой на мнемотаблицы.

Слайд 5

В этой сказке говорится о зайце который с мешком пошел в лес.

Слайд 6

Дидактическая игра «Что же собирал в мешок заяц в лесу»

Посмотрите на картинку и ответьте, пожалуйста, что собрал заяц в лесу? (Ответы) Вспомните, пожалуйста, чем питаются зайцы? (Ответы) Назовите сказку, по которой мы будем путешествовать…?

В ходе игры развивается речь с опорой на наглядные картинки

Слайд 7 Совершенно верно Владимир Сутеев «Мешок яблок» И так начнем…

Слайд 8

Речевые игры и упражнения с учетом решения доминантных

Читайте также:  Психологическое развития ребенка в 1 года до 3 лет

коррекционно-развивающих задач

Жил-был заяц, была у него семья. Назовите членов семьи зайцев ( Ответы: Папа — заяц…мама…зайчиха…дети- зайчата.) Один заяц, много…(зайцев) Скажите как папа- заяц ласково называет своих детей… (зайчата, зайчики, зайчонки). А разложите и расскажите о зайцах в порядке убывания, а теперь в порядке возрастания? (Ответы) А что может делать заяц? (Ответыпрыгать бегать, скакать..)

Работа по данной картинке позволяет решать ряд задач , таких как расширение предметного , глагольного словаря и словаря прилагательных Практическое овладение навыками словообразования и словоизменения. Закрепление умения выстраивать сериационной ряд и выполнять арифметических действий

Слайд 9

Ходил заяц по лесу, ходил ничего не нашел, увидел дикую яблоню набрал мешок яблок. А тут ворона: «КАР-КАР, если все будут приходить и набирать , то ничего не останется…» Заяц ответил, что его дома ждут детки его, 4 сыночка и лапочка дочка: Ушастик, Пушистик, Звонок, Прыгунок- все по лавкам скок –поскок.

Слайд 10

Дидактическая игра «Расскажи о яблоке»

(Лучевая структура рассказа)

А кто расскажет о яблоке, какое оно? По цвету? (Ответ) По форме? (Ответ) По размеру? (Ответ ) Какой вкус у яблок?(Ответ) Запах? (Ответ) Какое оно на ощупь?(Ответ) Как можно использовать яблоко? (Ответ)

Данная игра направлена на развитие умения составлять рассказ по лучевой структуре с опорой на мнемотаблицы.

Слайд 11 Встретил заяц медведя , угостил его яблоками, прискакали бельчата и с ними заяц поделился .Как можно сказать о зайце , если он раздает всем яблоки то он ? (Ответ)

Слайд 12

Дидактическая игра «Что такое…(доброта)?»

А что такое доброта? Посмотрите у меня есть круг и он обозначает доброту и похож на солнышко, но у него нет лучиков .Давайте каждый его лучик отметим словами обозначающими доброту. Начнем ? Доброта это—

Слайд13

В словаре Сергея Ивановича Ожегова : « Доброта-это проявление искренних чувств, полезных другим и не требующих вознаграждения» Посмотрите, какое доброжелательное солнышко у нас получилось!

Такая игра направлена на формирование социального опыта детей в духовно-нравственном развитие

Слайд 14-15

Физкультурная минутка «Поиграем-отдохнем!»

Шел заяц домой и повстречал козу с козлятами, угостил их яблоками, наткнулся на норку крота и ему дал яблок. А ворона все «Кар, да кар.. Всем раздает, а у самого мало остается.» Устал заяц и решил немного отдохнуть

В ходе проведения такой физминутки формируем желание детей выполнять двигательные действия с использованием схем

Слайд 16

Пошел заяц дальше по дороге домой встретил ежа, его угостил. А Ворона: «КАР- КАР… уже темнеет , а ты все ходишь и мешок пуст , а дома дети тебя ждут ….»

Слайд 17

Дидактическая игра «Схема времени суток»

Давайте вспомнить время суток по схеме. Вышел из дома заяц когда солнышко взошло и это было (Ответ), ходил, ходил заяц по лесу солнце светит ярко (Ответ), А когда солнышко начинает опускаться , как называется время суток? (Ответ) .А когда его совсем не видно? (ответы)

Закрепление знаний о времени суток по схеме.

Слайд18

Видит Заяц, что у него мешок совсем пуст, побежал он назад к яблоне, поторопился и упал в озеро. На его счастье рядом оказался Еж, он и помог Зайцу выбраться. И предложил Зайцу вспомнить правила поведения в лесу. Слайд 19,20

Дидактическая игра «Правила поведения в лесу»

Давайте поможем Зайцу для этого у вас есть кружочки – запрещающие знаки. Нарисуйте, что в лесу делать нельзя. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Используя данный прием , мы даем представления детям об опасных для человека ситуациях в лесу и способах поведения в них

Слайд 21

А мешок –то у Зайца совсем пустой, побежал он к яблоне. Стало совсем темно Пошел дождь , прибежал заяц к яблоне, а там волк. Заяц хоть и трусливый , но хитрый накинул он пустой мешок волку на голову и побежал обратно .В лесу темно потерял дорогу домой заяц, расплакался. Помогите зайцу вспомнить обратную дорогу домой.

Слайд 22

Дидактическая Игра «Помоги Зайцу вернуться домой »

Чтобы вернуться ему домой, нужно пройти мимо озера, где он встретил ежа, затем мимо норы крота, мимо того места где встретил козу и козлят, затем бельчат, медведя и так он сможет прибежать домой. Пока заяц вспоминал дорогу домой, к нему в дом приходили гости, с которыми он поделился яблоками и несли подарки. Посмотрите на схемы и угадайте, какие подарки принесли зайцам гости.

В ходе игры мы закрепляем знание сказки в обратном порядке по схеме и формируем умение ориентироваться в пространстве по плану

Слайд 23, 24

Дидактическая игра «Гостинцы для семьи Зайца »

Первыми прискакали в дом зайца белки . У кого такая схема Определите, что принесли белки . Это круглое, коричневого цвета, сладкий на вкус, растет на дереве? (Ответ) Затем постучался ежик и принес то, что имеет две части шляпку полуовалом и ножку овал , это съедобное , можно кушать, растет в лесу под деревом в траве. Это? (Ответ)

Формируем связную речь с опорой на мнемосхемы.

Слайд 25

Теперь уважаемые коллеги у кого такая схема, составьте небольшой рассказ с опорой на мнемосхемы (Ответ) А у кого вот такая? А сейчас задача на усложнение у кого-то есть схема с изображением вороны. Как вы думаете, если бы прилетела ворона в дом зайца, то что она принесла бы? Придумайте сами, нарисуйте. А мы отгадаем!

Используя эти схемы, можно предложить детям задание на усложнение, поработать в паре, по цепочке , в кругу .

Слайд 26

Прибежал заяц домой, а там на столе пир горой!

Слайд 27

Дидактическая игра «Эмоции»

Посмотрите, пожалуйста, на схему и вспомните, какие эмоции испытал заяц за целый день. Он ушел из дома в состоянии.. (Ответ) Пока ходил и ничего не нашел он…. (Ответ) Увидел яблоню и… (Ответ) Когда раздавал яблоки был радостный, а вот когда упал в озеро и встретил волка то он… (Ответ). Ничего заяц не набрал , побежал домой , … (Ответ) А дома увидев пир горой…. (Ответ) .

Игра позволяет снять психоэмоциональное напряжение детей , развивать способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого лица

Слайд 28

А тут и сказочке конец, каждый был здесь молодей!

Психологическая эмоциональная игра «Аплодисменты»

Чаще всего люди аплодируют на концертах и собраниях. С помощью аплодисментов они выражают свое отношение . Сегодня вы активно работали, так давайте наградим себя аплодисментами. А я вас хочу поблагодарить всех за поддержку, за терпенье, за улыбки, за веселье.

Этот прием снимает психоэмоциональное напряжения группы, закрепляет сплоченность всей группы

Слайд 29

В заключение я хочу вам сказать «Учите – играя, а воспитывайте детей любя!» Спасибо вам за внимание!

Источник