Сказка как средство познавательно речевого развития ребенка

Сказка как средство познавательно речевого развития ребенка thumbnail

Мастер-класс «Использование сказок в познавательно-речевом развитии дошкольников»

Цель: Создать условия для формирования знаний у педагогов о методе использования сказок в познавательно-речевом развитии дошкольников , использование которого в условиях позволит развить умственные способности, развить психические и физические функции у ребенка

Задачи:
1. Передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм использования сказок в познавательно-речевом развитии дошкольников ;

2. Совместная отработка методических подходов и приемов использования сказок в познавательно-речевом развитии в деятельности с детьми;

3. Рефлексия собственного опыта участниками мастер-класса.

Добрый день, Уважаемые коллеги!

— Тема моего мастер-класса «Использование сказок в познавательно-речевом развитии дошкольников». ФГОС ДО реализует современные прогрессивные идеи развивающего обучения , которые направлены на личность в целом и предъявляют высокие требования к выбору методов обучения. Современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. Воспитательный образовательный процесс ДОО должен быть направлен на накопление, расширение субъективного опыта дошкольников.

— Посмотрите, пожалуйста, на экран, как вы думаете, что изображено на экране? (Ответы)

— Верно, это сказки! Сказки являются средствами познавательно- речевого развития дошкольника, выработанными и проверенными народом в течение столетий. Они несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение. В настоящее время значительно увеличился поток разнообразной информации и,соответственно, усложняются процессы восприятия этой информации детьми. Эффективным средством решения таких проблем в моей педагогической деятельности всегда было использование сказок в разных образовательных областях и видах деятельности детей.

— Давайте вспомним, что же такое познавательно-речевое развитие дошкольников? (Ответы)

— Я рассматриваю это как владение речью, средством общения и культуры; развитие связной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества, знакомство детской литературой и устным творчеством, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование предпосылок обучения грамоте. Актуальностьиспользования сказок в познавательно-речевом развитии дошкольников в моей работе состоит в том, что это эффективное средство развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей у детей дошкольного возраста. Я считаю, что использование сказок в познавательно- речевом развитии строится на интегративном подходе в воспитательно-образовательном процессе ДОО.

— Как вы думаете, на что следует основываться, используя этот метод? (Ответы- Дети любят слушать сказки, сочинять, рисовать персонажей сказок и прочее)

— Хочется отметить, что цель использования сказок в познавательно-речевом развитии , заключается в том , что следует изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей темы он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка.

— Скажите, пожалуйста, что же формируется в ходе использования данного метода? (Ответы)

— В процессе познавательно- речевого развития с использованием сказок формируются высшие психические процессы : внимание, память, воображение, мышление, способность к понятийному мышлению , а так же создаются необходимые условия для развития различных форм деятельности : игровой, трудовой, учебной. А для того, чтобы работа в этом направлении стало эффективной, педагогический процесс должен быть: мотивированным, занимательным, построенным на личностно-ориентированном подходе, с учетом требований ФГОС ДО и интеграции образовательных областей, единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, с введением культурных и региональных компонентов.

— Как вы думаете, какие приемы в работе можно использовать, применяя сказки в познавательно — речевом развитии? (Ответы)

— Все верно! В своей работе я так же как и вы использую словесный, игровой, наглядный приемы. Сфера применения сказок в познавательно-речевом развитии детей охватывает 13 самых различных видов человеческого мышления и интегрируется во всех пяти областях воспитательно-образовательного процесса, а также в работе с родителями и в формировании предметно-развивающей среды.

В заключение, хочется отметить, что технология использование мною в работе сказок в познавательно-речевом развитии дошкольников дает положительные результаты и в достаточном его изучении он с успехом применяется во всех разделах дошкольного воспитания, что я сегодня постараюсь показать.

Практическая часть

Слайд 1

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам отправиться в путешествие по сказке. А догадаться по какой сказке мы будем путешествовать, помогут вам подсказки.

Работая по подсказкам, дети вспоминают сказку, включаются в работу, увлекаются.

Слайд 2

Психологическая эмоциональная игра «Скажи ласковое слово»

Каждое новое дело нужно начинать с хорошим настроением, для этого я сначала предлагаю детям улыбнуться и пожелать друг другу радостного настроения. Попробуйте и вы, пожалуйста, повернитесь к соседу справа, улыбнитесь и скажите ему доброе слово. А теперь повернитесь к соседу слева и также улыбнитесь и скажите доброе слово. Вот видите, настроение немного поднялось. И пусть рад сопровождает вас весь день!

Используя этот прием, у детей формируются положительные чувства и эмоции, а также развивается сплочённость группы. А ещё мы вспоминаем ориентирование в пространстве и такие понятия как «справа» и «слева».

Слайд 3

Дидактическая игра по круга Эйлера»Животные»

Подсказка первая! Посмотрите, пожалуйста, на экран перед вами кругиЭйлера. Обобщите — о ком говорится в сказке? (Ответ) А какие это животные дикие или домашние ? (Ответ) Скажите, козу можно отнести к этим животным (Ответ) Почему? (Ответ) Совершенно верно!

Эта игра помогает уточнить и закрепить обобщающие понятия у детей, упражнять в подборе однородных членов предложения.

Слайд4

Дидактическая игра « «Кто главный герой сказки?» .

Зимой белый, летом серый, он пушистый, с усами и длинными ушами, с маленьким хвостиком, трусливый Кто это? (Ответ )

Игра направлена на развитие речи с опорой на мнемотаблицы.

Слайд 5

В этой сказке говорится о зайце который с мешком пошел в лес.

Слайд 6

Дидактическая игра «Что же собирал в мешок заяц в лесу»

Посмотрите на картинку и ответьте, пожалуйста, что собрал заяц в лесу? (Ответы) Вспомните, пожалуйста, чем питаются зайцы? (Ответы) Назовите сказку, по которой мы будем путешествовать…?

В ходе игры развивается речь с опорой на наглядные картинки

Слайд 7 Совершенно верно Владимир Сутеев «Мешок яблок» И так начнем…

Слайд 8

Речевые игры и упражнения с учетом решения доминантных

коррекционно-развивающих задач

Жил-был заяц, была у него семья. Назовите членов семьи зайцев ( Ответы: Папа — заяц…мама…зайчиха…дети- зайчата.) Один заяц, много…(зайцев) Скажите как папа- заяц ласково называет своих детей… (зайчата, зайчики, зайчонки). А разложите и расскажите о зайцах в порядке убывания, а теперь в порядке возрастания? (Ответы) А что может делать заяц? (Ответыпрыгать бегать, скакать..)

Работа по данной картинке позволяет решать ряд задач , таких как расширение предметного , глагольного словаря и словаря прилагательных Практическое овладение навыками словообразования и словоизменения. Закрепление умения выстраивать сериационной ряд и выполнять арифметических действий

Слайд 9

Ходил заяц по лесу, ходил ничего не нашел, увидел дикую яблоню набрал мешок яблок. А тут ворона: «КАР-КАР, если все будут приходить и набирать , то ничего не останется…» Заяц ответил, что его дома ждут детки его, 4 сыночка и лапочка дочка: Ушастик, Пушистик, Звонок, Прыгунок- все по лавкам скок –поскок.

Слайд 10

Дидактическая игра «Расскажи о яблоке»

(Лучевая структура рассказа)

А кто расскажет о яблоке, какое оно? По цвету? (Ответ) По форме? (Ответ) По размеру? (Ответ ) Какой вкус у яблок?(Ответ) Запах? (Ответ) Какое оно на ощупь?(Ответ) Как можно использовать яблоко? (Ответ)

Данная игра направлена на развитие умения составлять рассказ по лучевой структуре с опорой на мнемотаблицы.

Слайд 11 Встретил заяц медведя , угостил его яблоками, прискакали бельчата и с ними заяц поделился .Как можно сказать о зайце , если он раздает всем яблоки то он ? (Ответ)

Слайд 12

Дидактическая игра «Что такое…(доброта)?»

А что такое доброта? Посмотрите у меня есть круг и он обозначает доброту и похож на солнышко, но у него нет лучиков .Давайте каждый его лучик отметим словами обозначающими доброту. Начнем ? Доброта это—

Слайд13

В словаре Сергея Ивановича Ожегова : « Доброта-это проявление искренних чувств, полезных другим и не требующих вознаграждения» Посмотрите, какое доброжелательное солнышко у нас получилось!

Такая игра направлена на формирование социального опыта детей в духовно-нравственном развитие

Слайд 14-15

Физкультурная минутка «Поиграем-отдохнем!»

Шел заяц домой и повстречал козу с козлятами, угостил их яблоками, наткнулся на норку крота и ему дал яблок. А ворона все «Кар, да кар.. Всем раздает, а у самого мало остается.» Устал заяц и решил немного отдохнуть

В ходе проведения такой физминутки формируем желание детей выполнять двигательные действия с использованием схем

Слайд 16

Пошел заяц дальше по дороге домой встретил ежа, его угостил. А Ворона: «КАР- КАР… уже темнеет , а ты все ходишь и мешок пуст , а дома дети тебя ждут ….»

Слайд 17

Дидактическая игра «Схема времени суток»

Давайте вспомнить время суток по схеме. Вышел из дома заяц когда солнышко взошло и это было (Ответ), ходил, ходил заяц по лесу солнце светит ярко (Ответ), А когда солнышко начинает опускаться , как называется время суток? (Ответ) .А когда его совсем не видно? (ответы)

Закрепление знаний о времени суток по схеме.

Слайд18

Видит Заяц, что у него мешок совсем пуст, побежал он назад к яблоне, поторопился и упал в озеро. На его счастье рядом оказался Еж, он и помог Зайцу выбраться. И предложил Зайцу вспомнить правила поведения в лесу. Слайд 19,20

Дидактическая игра «Правила поведения в лесу»

Давайте поможем Зайцу для этого у вас есть кружочки – запрещающие знаки. Нарисуйте, что в лесу делать нельзя. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Используя данный прием , мы даем представления детям об опасных для человека ситуациях в лесу и способах поведения в них

Слайд 21

А мешок –то у Зайца совсем пустой, побежал он к яблоне. Стало совсем темно Пошел дождь , прибежал заяц к яблоне, а там волк. Заяц хоть и трусливый , но хитрый накинул он пустой мешок волку на голову и побежал обратно .В лесу темно потерял дорогу домой заяц, расплакался. Помогите зайцу вспомнить обратную дорогу домой.

Слайд 22

Дидактическая Игра «Помоги Зайцу вернуться домой »

Чтобы вернуться ему домой, нужно пройти мимо озера, где он встретил ежа, затем мимо норы крота, мимо того места где встретил козу и козлят, затем бельчат, медведя и так он сможет прибежать домой. Пока заяц вспоминал дорогу домой, к нему в дом приходили гости, с которыми он поделился яблоками и несли подарки. Посмотрите на схемы и угадайте, какие подарки принесли зайцам гости.

В ходе игры мы закрепляем знание сказки в обратном порядке по схеме и формируем умение ориентироваться в пространстве по плану

Слайд 23, 24

Дидактическая игра «Гостинцы для семьи Зайца »

Первыми прискакали в дом зайца белки . У кого такая схема Определите, что принесли белки . Это круглое, коричневого цвета, сладкий на вкус, растет на дереве? (Ответ) Затем постучался ежик и принес то, что имеет две части шляпку полуовалом и ножку овал , это съедобное , можно кушать, растет в лесу под деревом в траве. Это? (Ответ)

Формируем связную речь с опорой на мнемосхемы.

Слайд 25

Теперь уважаемые коллеги у кого такая схема, составьте небольшой рассказ с опорой на мнемосхемы (Ответ) А у кого вот такая? А сейчас задача на усложнение у кого-то есть схема с изображением вороны. Как вы думаете, если бы прилетела ворона в дом зайца, то что она принесла бы? Придумайте сами, нарисуйте. А мы отгадаем!

Используя эти схемы, можно предложить детям задание на усложнение, поработать в паре, по цепочке , в кругу .

Слайд 26

Прибежал заяц домой, а там на столе пир горой!

Слайд 27

Дидактическая игра «Эмоции»

Посмотрите, пожалуйста, на схему и вспомните, какие эмоции испытал заяц за целый день. Он ушел из дома в состоянии.. (Ответ) Пока ходил и ничего не нашел он…. (Ответ) Увидел яблоню и… (Ответ) Когда раздавал яблоки был радостный, а вот когда упал в озеро и встретил волка то он… (Ответ). Ничего заяц не набрал , побежал домой , … (Ответ) А дома увидев пир горой…. (Ответ) .

Игра позволяет снять психоэмоциональное напряжение детей , развивать способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого лица

Слайд 28

А тут и сказочке конец, каждый был здесь молодей!

Психологическая эмоциональная игра «Аплодисменты»

Чаще всего люди аплодируют на концертах и собраниях. С помощью аплодисментов они выражают свое отношение . Сегодня вы активно работали, так давайте наградим себя аплодисментами. А я вас хочу поблагодарить всех за поддержку, за терпенье, за улыбки, за веселье.

Этот прием снимает психоэмоциональное напряжения группы, закрепляет сплоченность всей группы

Слайд 29

В заключение я хочу вам сказать «Учите – играя, а воспитывайте детей любя!» Спасибо вам за внимание!

Источник