Сказка как способ развития ребенка дошкольного возраста

Лариса Синько
Сказка как средство развития личности ребенка дошкольного возраста

Важной целью системы современного образования является воспитание человека, идентичного самому себе и несущего образ себя во всем многообразии отношений с окружающим миром. Одним из направлений в реализации этой цели является обращение к возможностям искусства в процессе воспитания и обучения. Основы личности закладываются в дошкольном возрасте, который по определению А. Н. Леонтьева, является периодом первоначального фактического склада личности. Главное назначение искусства – духовно, нравственно и эстетически обогащать человека. По характеру своего воздействия на психику, интеллект, искусство, в том числе и литература, является особым фактором развития личности ребенка. К сожалению, в последние годы происходит деформация художественного сознания, падение читательской культуры, у книги появилось много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные программы. Они, безусловно, ярки, их воздействие активно, они не требуют того внутреннего переживания, той работы ума, которые естественны при чтении художественной литературы. Сейчас актуален вопрос, как вернуть книгу в руки ребенка, как сделать компьютер союзником книги.

Через художественные образы литературы устанавливается эмоциональное взаимодействие взрослого и детей, происходит знакомство детей с окружающим миром. Среди многочисленных методов, средств и приемов педагогического воздействия особое место принадлежит сказке. Значимость сказки обусловлена ее всесторонним влиянием, как на отдельные психические процессы, так и на детскую личность в целом. (А. В. Запорожец, Л. П. Стрелкова). Эффективность и доступность целенаправленного использования сказки в образовательном процессе обусловлена рядом факторов. Среди них возможность обращения к накопленному социально-культурному опыту, учет возрастных особенностей ребенка, создание у ребенка чувства психологической защищенности. Сказка вводит ребенка в определенные воображаемые ситуации и заставляет пережить вместе с героями не только ситуации, но и ощутить чувства героев. Сказка, по мнению исследователя И. А. Ильина «есть уже искусство: ибо она укрывает и являет за словами целый мир образов, а за образами она разумеет художественно и символически глубоко духовные состояния».

Восприятие сказки оказывает значимое воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Сказка способствует развитию межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств развития ребенка.

В нашем детском саду сказка традиционно используется во всех направлениях воспитательно-образовательной деятельности, создаются условия для введения дошкольников в мир литературы и развития художественно-речевых способностей. Дети знакомятся со сказками на специально организованных занятиях по литературному образованию, герои сказок вместе с детьми учатся считать и рисовать, познают окружающий мир, поют песни и делают зарядку, а сказочные сюжеты пронизывают ролевые, подвижные игры. Интерес к сказке поддерживается созданием в групповых помещениях детского сада предметной среды, включающей в себя библиотеку для малышей, уголок театра, художественную галерею, музыкальную шкатулку. Лучшему пониманию сказки помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра, хорошо инсценируются русские народные сказки «Колобок», «Репка», «Теремок». В марте месяце в нашем детском саду традиционно проходит театральный фестиваль, где дети выступают в роли актёров и представляют вниманию зрителей любимые сказки. Через художественные образы устанавливаются эмоциональные отношения взрослого (воспитателя) и детей, происходит не только знакомство с окружающим миром, но и развитие эмоциональной сферы детей. Как показывает опыт, выразительное рассказывание, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, рассматривание иллюстраций известных художников, игры «в сказку» — все это формирует эмоциональную восприимчивость детей.

Используя сказку как средство развития личности ребенка- дошкольника, мы определяем следующие задачи:

1. Развитие способности к целостному отражению внешнего облика различных сказочных персонажей.

2. Овладение умением оценивать индивидуальные особенности сказочных героев через анализ их действий, поступков.

3. Принятие социально одобряемых форм поведения через проигрывание образно-ролевых сказочных ситуаций.

Если в младшей возрастной группе дети еще не могут делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного без помощи воспитателя, то в старшем дошкольном возрасте дети самостоятельно анализируют поступки героев, соотнося свое поведение с нравственными эталонами.

В процессе использования деятельностного принципа развивающей работы в качестве основных методов применяются драматизация отдельных сюжетов по сказкам, продуктивные методы (рисование, лепка, аппликация на темы сказок, прослушивание музыкальных произведений, точно подобранных для сказочных сюжетов, что позволяет детям узнавать сказки, их героев. Инициирование творчества в передаче ярких эмоциональных характеристик стимулирует способность самостоятельно творить художественный образ. Разнообразные формы работы со сказкой (включая игровые технологии) позволяют формировать интерес к художественной литературе, воспитывать личностные качества ребенка.

Таким образом, влияние сказок на гармоничное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования нравственных представлений происходит формирование социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному.

Источник

Cалтанат Ивакина
Доклад «Сказка как средство развития дошкольников»

«Детство — это особый период в жизни человека,

который нужно прожить содержательно, радостно,

а сказка — надёжный, добрый спутник в жизни

каждого ребёнка».

Д. Родари.

К сожалению, в последние годы происходит деформация художественного сознания, падение читательской культуры, у книги появилось много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные программы. Они, безусловно, ярки, их воздействие активно, они не требуют того внутреннего переживания, той работы ума, которые естественны при чтении художественной литературы. Сейчас актуален вопрос, как вернуть книгу в руки ребенка, как сделать компьютер союзником книги. Через художественные образы литературы устанавливается эмоциональное взаимодействие взрослого и детей, происходит знакомство детей с окружающим миром.

Среди многочисленных методов, средств и приемов педагогического воздействия особое место принадлежит сказке. В течение тысячелетий сказка открывала и открывает ребенку дорогу в мир. Едва начав осознавать самого себя, ребенок осмысливает окружающее, усваивает законы общения, устанавливает различие между «хорошо» и «плохо» именно через сказку. «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» — эти слова мы знаем с детства.

Сказка универсальный учитель. С точки зрения процесса воспитания, сказка облекает в художественную форму, эстетически расцвечивает для ребенка правила жизни человека, пробуждает любознательность и интерес к огромному миру, учит наслаждаться искусством. Пренебречь этим — значит лишиться прочной основы развития личности вступающего в жизнь человека. В большинстве своем ребенок знакомится со сказкой традиционными методами: чтением, рассказыванием, драматизацией и т. д. В работе с дошкольниками мы используем различные виды сказок: народные, авторские, поэтические. Я организую свою работу так, чтобы сказка продолжала жить в группе в виде различных игр, драматизации, бесед, творческих заданий. Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовал сказку.

Читайте также:  Ребенок рожденный в 32 недели последствия развитие

Формы организации работы со сказкой могут быть самыми разнообразными:

использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной деятельности дошкольников, на прогулке, в кружковой работе и самостоятельной художественной деятельности детей, любой совместной с педагогом деятельности;

организация сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр-путешествий, занятий-праздников на материале сказок;

широкое использование произведений сказочного жанра в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой в повседневной жизни и на специально организованных занятиях;

включение сказочного материала в занятия по изобразительной деятельности детей в качестве художественного слова, проведение конкурсов рисунков на сказочные темы и т. п. ;

использование отрывков из сказок на занятиях по познанию окружающего мира в качестве иллюстративного материала;

включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетов в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, физкультминутки, физкультурные досуги и праздники

Одна из любимых мною форм работы — составление собственной книги сказок. Она помогла моим воспитанникам поверить в свои силы и способности. Во время презентации книги всем авторам вручались «Удостоверения сказочника». Заслуживает внимания и такая форма работы как проведение викторин, выявляющих уровень знаний, систематизирующих представления, позволяющих педагогам увидеть результаты своей работы и наметить перспективы. Большое внимание уделяется подбору заданий сказочной викторины. Непременным условием является разнонаправленность заданий с разным уровнем сложности.

Большое влияние на детей оказывает и просмотр детских спектаклей совместно с родителями. Это сближает нас. После посещения мы обсуждаем постановку, выслушиваем мнение и взрослых и детей. Для того чтобы активизировать детей, выяснить, кому они сопереживают в том или ином эпизоде, использую карточки-символы:

1. красный — радуюсь,

2. синий — мне жалко,

3. жёлтый — хочу помочь,

4. белый — справедливо,

5. чёрный – несправедливо

Для развития речи, воображения, фантазии часто использую метод придумывания новых названий для известных сказок. Дети с удовольствием включаются в эту игру. Так для сказки «Рукавичка» были придуманы новые названия: «Дружный домик для зверей», «Как дед рукавичку потерял», «Происшествие в лесу». Но, к сожалению, в настоящее время используется не весь потенциал сказки. Ребенок чаще сидит у телевизора, т. к. смотреть сказку легче и интереснее, чем читать или слушать. При просмотре сказки у ребенка не возникает потребности представить какой-то образ, не возникают ассоциации. К работе со сказкой рекомендуется подходить не традиционно, так как развитие всех психических процессов у ребенка происходит взаимосвязано. То мы учим детей мыслить оригинально и не привычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования; то придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д. Этим мы оказываем целенаправленное влияние на развитие ребенка.

Необходимо отметить, что сказка на всем протяжении обучения должна оставаться для ребенка художественным произведением и ни в коем случае не должна редуцироваться в сугубо дидактическое средство. Такой ошибки удается избежать, если воспитатель выступает на занятии не как педагог — дидакт, а как сказитель, актер и режиссер сказочного действования.

Таким образом, дети, знакомясь со сказками, учатся сопереживать чужой беде, выражать своё отношение к добру и злу, стараются мыслить творчески: самостоятельно придумывать концовки, вводить непредвиденные ситуации, дополнительных героев, не боятся высказывать собственные предположения. Они с удовольствием включаются в игры-драматизации, как под моим руководством, так и самостоятельно, используя различные виды театров, предметы-заместители. Благодаря использованию различных нетрадиционных методов и приёмов при работе со сказкой, дети научились видеть происходящие события с различных сторон. Проживая вместе с персонажами любимых сказок различные ситуации, они получают маленькие крупицы мудрости, терпения, доброты, творческой мысли, которые станут основой их взрослой жизни, надёжными спутниками. И именно поэтому, я считаю, сказка является одним из социально-педагогических средств формирования личности ребенка.

Источник

Наталья Петрова
Сказка как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

Автор: Петрова Н. В.

«…. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем».

В. А. Сухомлинский.

Сказка как средство всестороннего развития

детей дошкольного возраста.

Мир сказки чудесен. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок! Это выражение знакомо каждому человеку с детства.

Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это и стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребенка появляются не только новые знания, но и самое главное – новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.

Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными.

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.

Опыт работы

Считаю, что именно с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста, сказка является незаменимым средством воспитания и образования ребенка. Ведь сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для малыша рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети именно этого возраста глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. И именно этот импульс и позволяет сделать сказку в работе с дошкольниками базовым основанием при построении образовательного процесса. «Пережив» волшебную историю сказки всей душой, ребенок сделает для себя определенные выводы, приобретет жизненный опыт.

Читайте также:  Книги развитие ребенка epub скачать

Конечно же, каждый педагог в своей работе использует сказку: ежедневно читает детям, использует сказочные сюжеты при организации НОД и многое др. Но задумываемся ли мы о педагогическом потенциале сказки?

Именно этому вопросу и посвящен мой опыт работы.

Цель: использование педагогического потенциала сказки для всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели решила ежедневно использовать сказку для развития всех сторон личности ребенка дошкольного возраста с помощью следующих методов и приемов:

• построение НОД на основе сказочных сюжетов.

• использование сказки как средства мотивирования на деятельность.

• использование сказки как средства духовно-нравственного воспитания детей;

• использование сказки как средства интеллектуального развития детей;

• использование сказки как средства художественно-эстетического развития детей;

• использование сказки как средства речевого развития детей;

• использование драматизации как активного способа восприятия сказки.

Работу начала с малышами.

Построение НОД на основе сказочных сюжетов.

Эмоциональная отзывчивость детей младшего дошкольного возраста на появление сказочного героя дает нам возможность сделать процесс обучения для них мотивированным и интересным. (давайте сравним установку воспитателя – «так детки, сегодня мы с вами будем лепить домик» или после прочтения сказки «Заюшкина избушка» воспитатель предлагает детям: «Ребята, а как вы думаете, что чувствует лисичка, когда ее выгнали из дома?. А давайте поможем лисичке стать доброй и, построим ей домик? А как это можно сделать)

При организации НОД я часто использую такие методы активного обучения, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков предметов и явлений, установления взаимозависимостей.

Использование сказки как средства мотивирования на деятельность.

Практика дошкольного воспитания показала, что на успешность обучения детей, влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей.

Включая сказки в непосредственно образовательную деятельность, даю возможность детям приобрести опыт познания, создаю ситуации переживания и преобразования окружающей реальности.

Такая организация непосредственно образовательной деятельности способствует тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника образовательного процесса.

Особый всплеск эмоций вызывает общение персонажа сказки с детьми, когда он ищет у детей поддержки, просит совета. От лица героя, преобразовываю сложные ситуации в педагогические задачи, подвожу к решению проблемы. Дети вместе с героем ищут альтернативные способы действия, спорят с ним или соглашаются, предлагают свои решения.

Данному вопросу посвящено множество педагогических изданий, но, конечно же, педагог может и должен сам учиться использовать потенциал сказок как средства мотивирования на деятельность.

Например, придумать задачи для решения детьми по сказке «Теремок». И задачи эти, конечно же, должны быть открытого типа! Какие же варианты открытого типа можно использовать при работе по этой сказке?

Конечно же, это зависит от поставленных нами задач. Например:

1. Педагогическая задача – учить детей совместно строить из модульного крупного конструктора постройки.

Вопрос детям: Нужно помочь сделать зверям новый теремок. Из чего мы с вами можем сделать зверям теремок? Но так, чтобы все звери поместились в нем?

2. Педагогическая задача – учить делать детей постройки из деревянного конструктора.

Вопрос детям: Нужно помочь сделать зверям новый теремок. Из чего мы с вами можем сделать зверям теремок (варианты детей). Можно сделать много маленьких домиков для каждого зверя и получится целый город или поселок. (+знакомство с понятием город).

3. Педагогическая задача — обучение рисованию предметов квадратной формы. (аппликация «дом»).

Вопрос детям: Нужно помочь сделать зверям новый теремок. Но прежде, чем приступить к его постройке, звери попросили вас нарисовать, как будет выглядеть этот дом. (+знакомство с понятие план, проект, архитектор – в старшем возрасте).

Использование сказки как средства интеллектуального развития детей.

Сказка способствует интеллектуальному развитию детей, овладению конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развивает познавательный интерес, умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев.

Даже названия сказок способствуют развитию математических способностей, а именно счету. Например: «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов». А в сказках «Теремок», «Рукавичка» дети не просто считают, а на протяжении всей сказки занимаются сложением, суммируя жителей …и стали они жить вдвоём, …. втроем…, сравнивают по величине медведя и теремок (рукавичку) и т. д.

При работе с сюжетами уже знакомых сказок использую такие приемы:

составление сказки по картинкам в правильной последовательности;

составление сюжетной картины по сказке из разрезных картинок;

конструирование из бумаги;

настольно-печатные игры.

Использование сказки как средства духовно-нравственного воспитания

детей.

Сказка помогает формировать основы нравственности и морали. Дети познают что такое «хорошо» и что такое «плохо». У ребенка формируется опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Так как положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам.

Например, сказка «Репка» учит быть дружными, трудолюбивыми. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович»). Сказка «Теремок» учит дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказке «Лиса и журавль» и т. д.

Использование сказки как средства художественно-эстетического

развития детей.

Сказка играет большую роль в формировании у детей художественно вкуса и творческих способностей. На занятиях по изобразительной деятельности активно использую сказочные сюжеты, сказочных героев, которых дети изображают способом рисования (в различных техниках, лепки, аппликации.

Дети охотно выполняют коллективные работы: рисование по сказке «Маша и медведь» (старшая группа); аппликация по сказке «Три медведя» (средняя группа, «Репка» (старшая группа, «Гуси-лебеди» (подготовительная группа). В рамках работы над проектом «Что за прелесть эти сказки» был оформлен журнал «Наши любимые сказочные герои», в котором собраны детские рисунки с изображениями любимых сказочных героев.

Использование сказки как средства речевого развития детей.

Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству. В своей работе с детьми часто использую такие приемы:

Читайте также:  Псих и физ развития ребенка 3 лет

Придумаем сказке продолжение;

Изменим конец сказки;

Сочиним сказку.

В прошлом учебном году в рамках работы над проектом «Что за прелесть эти сказки» была создана книга сказок, сочиненными воспитанниками подготовительной группы и их родителями. Семья каждого воспитанника приняла участие в создании этой удивительной книги: сказки длинные и короткие, смешные и грустные, иллюстрированные красками, цветными карандашами, мелками, пастелью, компьютерными картинками, но все интересные и поучительные. А главное, действительно сочинённые либо на новый лад, либо новые, сочиненные самостоятельно.

Следующим важным этапов в работе со сказкой является драматизация.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. Ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет не просто пассивным слушателем, а непосредственным участником сказочного сюжета.

В настоящее время, по моему мнению, особенно важно использовать драматизацию как способ раскрепостить ребенка, как средство воспитания таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, инициативность, общительность, ведь с каждым годом все больше и больше в сад приходит детей с различными психологическими, поведенческими, речевыми проблемами и комплексами.

Главным показателем хорошей работы педагога, считаю, умение детей самостоятельно организовывать игры-драматизации в свободное время.

Но формированию этого навыка, конечно, предшествует планомерная, целенаправленная работа педагога по организации игр-драматизаций.

В связи с этим, в первую очередь возникает необходимость научить детей способом воплощения и передачи сказочного образа, сформировать навыки использования средств выразительности образа на сцене (речевая и интонационная выразительность, пантомима: жест, поза, походка, мимика и др.). Здесь помогают дидактические игры, которые можно использовать на прогулке, в вечерние и утренние часы, например: «Посмотри и повтори», «Узнай, чей это жест», «Кто как двигается», «Откуда я?» (описание героев) и другие. Подвижные игры, где требуется имитация движений животных.: «Вороны и пес», «Сова и воробушки», «Курочка-хохлатка», «Кот и мыши» и другие игры.

В своей работе я знакомлю детей с различными видами театра:

настольный,

варежковый,

кукольный,

пальчиковый.

Одну и ту же сказку мы часто проигрываем во всех видах театра – т. к. это способствует обогащению сенсомоторного опыта детей, учит их владеть своим телом, что лежит в основе развития интеллектуальной деятельности и речи.

С детьми подготовительной группы мы показывали кукольные спектакли малышам по сказкам «Теремок», «Маша и медведь», «Сказка про лень».

На примере настольного театра из фетра «Рукавичка» можно показать широкий спектр педагогических задач, направленных на познавательное развитие ребенка, решаемых при работе с данным видом театра.

1. Сенсорное развитие – работа с мягкими куклами (тактильные ощущения, закрепление знаний основных и дополнительных цветов.

2. Ознакомление с окружающим – лес, дикие животные, внешний вид животных, рукавичка (варежка,руки без рукавички мерзнут, собака испугала диких животных.

3. Развитие логического мышления – Почему звери разбежались?

4. Математическое развитие:

Закрепление счета (стали они жить вдвоем)

Ориентировка в пространстве – располагаем куклы выше или ниже, за или перед, вперед, в разные стороны в соответствии с текстом.

Величина (мышка маленькая, медведь большой – не уберется)

5. Речевое развитие – использование определений, рифмы (мышка-норушка, лисичка-сестричка и т. д., построение предложений, подражание голосам животных.

6. Нравственное воспитание – умение дружить, жить вместе, желание помочь (собачка вернула рукавичку дедушке).

Взаимодействие с родителями.

В своей работе по данному направлению использую все многообразие форм работы с родителями:

размещение информации в уголке для родителей;

беседы;

привлечение к изготовлению атрибутов и костюмов к спектаклям;

участие в работе по образовательным детско-родительским проектам;

участие в драматизациях, спектаклях;

участие в организации выставок.

В прошедшем учебном году родители принимали активное участие в образовательном проекте «Что за прелесть эти сказки», что позволило сплотить коллектив родителей, укрепить детско-родительские отношения, а детям этот проект подарил мир прекрасного, обогатил их жизнь новыми добрыми впечатлениями.

В новом 2018-2019 учебном году, работая с малышами ясельной группы, познакомившись с родителями, предложила пополнить наш театрализованный уголок новыми сказочными театрами. Родители с удовольствием приняли активное участие: рисовали фоновые картинки для сказок, изготовили деревянную подставку для пальчикового театра, оказывали помощь в изготовлении кукол-персонажей и смастерили самостоятельно различные театры из подручных средств.

Родители принимают активное участие в Днях открытых дверей, подготовке праздничных утренников, развлечений, участвуют в драматизациях, исполняют роли сказочных героев на праздничных представлениях.

Результат:

В результате проведенной работы у дошкольников и их родителей повысился интерес к сказкам.

По итогам работы отмечено:

• укрепление сотрудничества родителей с детским садом;

развитие у детей познавательного интереса;

• дети самостоятельно драматизируют знакомые сказки, обогащая сюжеты знакомых сказок и придумывая новые;

• активизировался активный словарь детей, происходит развитие диалогической речи, совершенствуется звуковая сторона детской речи;

• дети овладели конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими;

• у детей сформированы:

основы нравственности и морали;

умение понимать содержание сказки;

умение оценивать поступки сказочных героев и свои;

умение последовательно пересказывать текс, выразительно передавая речь персонажей;

умение анализировать, делать выводы и обобщения.

Без сказки у ребенка нет ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания. Сказка позволяет ребенку, да и взрослому пофантазировать. Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только глазами, но и сердцем? Что бы я сделал, обладай волшебством? Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.

В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Список использованной литературы:

1. З. А. Гриценко. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. — М.:Издательский центр «Академия», 2004-320с.

2. З. А. Гриценко. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. — М:.Линка-пресс, 2003 – 176с.

3. Большунова Н. Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки: Учебное пособие. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2000 — 372 с.

4. Додокина Н. В., Евдокимова Е. С. Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей. –М.: Мозайка-синтез, 2008- 64с.

5. Интернет-ресурсы

https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-rol-skazki-v-razviti-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/12/28/rol-narodnoy-skazki-v-poznavatelnom-razvitii-doshkolnikov

https://www.adou.ru/conference_notes/55

Источник