Скачать семья ребенка с отклонениями в развитии

Наталья Павлова
Семья ребёнка с отклонениями в развитии
Семья ребенка с отклонениями в развитии.
Любое нарушение или отклонение поведения члена семьи, ведет к изменению ее структуры и всех внутрисемейных взаимоотношений. Семьи детей с ограниченными возможностями также имеют другую жизненную перспективу, они по — другому проходят стадии жизненного цикла семьи – некоторые стадии могут быть удлинены, сокращены или никогда не наступят, происходит изменение ожиданий на будущее. Еще одной распространенной трудностью в семье с особым ребенком является возникающее напряжение между супругами, которое часто приводит к распаду семьи.
Н. В. Лукьяненко указывает, что у родителей детей, имеющих особенности в развитии, в большей степени обнаруживается рассогласование между идеальным образом родителя, как принимающего и любящего и реальными чувствами к ребенку. Родители, особенно матери, в таких семьях в большей мере сосредоточены на себе как на родителе, чем на ребенке и взаимодействии с ним. Переживание себя как недостаточно хорошего родителя приводит к развитию сильнейшего чувства вины, сказывающегося как на родителе, так и на ребенке.
Специфические функции семей, имеющих детей с нарушениями в развитии:
1. Реабилитационно-восстановительная функция является одной из основных специфических функций семьи ребенка с отклонениями в развитии. Родители активно участвуют в процессе реабилитации своего ребенка. Они обращаются к специалистам и руководствуются их рекомендациями с целью оптимизации физического и психического состояния ребенка. Родители используют любую возможность для восстановления соматического здоровья ребенка.
2. Функция эмоционального принятия. Каким бы не был ребенок, он принимается близкими. «Он наш, и мы его любим», — говорят родители. Ребенок полностью включается в жизнь семьи. Семьи, в которых внутрисемейная атмосфера наполнена любовью и уважением к каждому члену семьи. В таких семьях у детей легче и быстрее формируются эмоциональная стабильность, учебные навыки и знания, личностная зрелость, устойчивость к любым жизненным невзгодам.
3. Коррекционно-образовательная функция. Любовь к ребенку обязательно формирует у родителей мотивацию к его обучению. Родители ребенка участвуют в процессе его развития, обращаются к специалистам за помощью и, следуя их рекомендациям, организуют для ребенка дома специальные условия. В семье создается коррекционно-образовательная среда. Процесс образования любого ребенка, а ребенка с отклонениями в развитии особенно, не может ограничиваться лишь помощью специалистов коррекционного образовательного учреждения (детского сада или школы). Участие родителей в этом процессе обязательно, оно просто необходимо еще и потому, что этот процесс позволяет преодолевать не только проблемы ребенка, но и внутренние психологические трудности родителей.
4. Приспособительно — адаптирующая функция. Родители участвуют в процессе адаптации ребенка к жизни. Одновременно они адаптируют и окружающую среду к возможностям ребенка. С этой целью они используют уже имеющиеся или создают самостоятельно новые приспособительные устройства. Родительская любовь и чуткость позволяют приспособить ребенка и перевести его на более высокую ступень самостоятельности в самых сложных случаях.
5. Социализирующая функция. Известно, что процесс психологического взросления ребенка с отклонениями в развитии протекает с большими трудностями, в замедленном темпе, поэтапно. Первой ступенью вхождения ребенка с отклонениями в социальную среду является его адаптация в семье. Роль родителей в этом процессе является первостепенной. Как показывает практика, степень социализации ребенка зависит не только от его психофизических возможностей, но и от выбора родителями адекватной модели воспитания. Ребенок с отклонениями в развитии должен быть соориентирован родителями на активные взаимоотношения с окружающим социумом, должен стремиться к познанию мира, к контактам со сверстниками, овладению знаниями и доступной профессией.
6. Профессионально-трудовая функция. Родители ребенка участвуют в формировании у него трудовых навыков. Все начинается с элементарных требований, предъявляемых к ребенку в раннем детстве: санитарно-гигиенических, уборки игрушек, учебных принадлежностей, своих вещей, уборки в квартире и т. д. Именно такое приучение ребенка к труду формирует у него мотивацию к труду, потребность в участии в общественно-полезной деятельности.
7. Функция личностно-ориентированного подхода. Воспитывая ребенка, родители видят в нем то, что отличает его от других детей: индивидуальность, самобытность, способности, потребности. Дети с отклонениями в развитии не лишены таланта. Об этом свидетельствуют многочисленные конкурсы, которые проводятся в системе специального образования. Помощь взрослого заключается в определении, развитии и поддержке способностей ребенка с отклонениями в развитии. Именно личностно-ориентированный подход в воспитании ребенка позволяет родителям выявить его способности.
8. Рекреационная функция. Совместный отдых всей семьей, проведение досуга вместе с друзьями ребенка, в театре, на выставке или в кино на виду у всех — это форма достижения полной свободы от предубеждений в отношении возможностей инвалидов. Такие контакты очень полезны ребенку. Они повышают жизненный тонус, помогают раскрыть его способности.
Следует отметить, что перечисленные функции родителей нередко искажаются.
Аномалии в воспитании детей встречаются и в обычных семьях. Причиной этого часто являются систематическое нарушение супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Воспитание ребенка с отклонениями в развитии требует от родителей особых усилий, терпения и любви.
Классификации стилей семейного воспитания. Детско-родительские взаимоотношения в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
По принятию той или иной роли родителями по отношению к детям, можно выделить на четыре группы стилей воспитания:
Первая группа — родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания — гиперопека, когда ребенок является центром всей жизнедеятельности семьи, в связи с чем коммуникативные связи с окружением деформированы. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребенка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряженности. В качестве главной причины нарушений семейного микроклимата в этих семьях можно назвать систематические супружеские конфликты.
Такой стиль семейного воспитания оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка, что проявляется в эгоцентризме, повышенной зависимости, отсутствии активности, снижении самооценки ребенка.
Вторая группа семей характеризуется стилем холодного общения — гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребенком, проекцией на ребенка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребенка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счет эмоционального отвержения ребенка.
Подобный стиль общения в семье ведет к формированию в личности ребенка эмоциональной неустойчивости, высокой тревожности, нервно-психической напряженности, порождает комплекс неполноценности, эмоциональную беззащитность, неуверенность в своих силах.
Третью группу семей характеризует стиль сотрудничества — конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребенка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребенка и сильные стороны его природы, при последовательном осмыслении необходимого объема помощи, развитии самостоятельности ребенка в процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром.
В этих семьях отмечаются устойчивый познавательный интерес родителей к организации социально-педагогического процесса, ежедневные содружество и диалог в выборе целей и программ совместной с ребенком деятельности, поощрение детской самостоятельности, постоянная поддержка и сочувствие при неудачах. Родители этой группы обладают наиболее высоким образовательным уровнем по сравнению с представителями других групп, имеют опыт переживания стрессогенных ситуаций. Такой стиль семейного воспитания способствует развитию у ребенка чувства защищенности, уверенности в себе, потребности в активном установлении межличностных отношений как в семье, так и вне дома.
Четвертая группа семей имеет репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребенка, в постоянном ограничении его прав, в жестких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от ребенка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают к физическим наказаниям.
При таком стиле воспитания у детей отмечаются аффективно — агрессивное поведение, плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость. Это в еще большей степени осложняет их физическое и психическое состояние.
Таким образом, семья – особая социальная группа. Её члены не равны между собой по значимости и обязанностям. Они выполняют определённые роли по отношению друг к другу. В семьях с дошкольниками с отклонениями в развитии роли изменены. Интересы семьи сосредоточены на ребенке. Мать, занятая его воспитанием, зачастую становится формальным лидером. В то же время сам особый ребёнок обладает значительно меньшей свободой и социальной значимостью, чем обычные дети.
Следует отметить, что дети, у которых возможности контактов затруднены в результате нарушений нервной системы или моторики, значительно меньше контактируют не только с посторонними сверстниками, но и с близкими по возрасту своими родственниками, поскольку такие контакты лежат вне сферы интересов и притязаний обычных детей.
Таким образом, в результате исследования, можно сделать вывод, что:
– уровень личностной самооценки дошкольника, имеющего отклонения в развитии, повысится, если его взаимоотношения с родителями будут построены согласно компенсирующей модели воспитания (стиль сотрудничества);
– отношения дошкольника, имеющего отклонения в развитии, с родителями будут способствовать его совершенствованию, если: родители примут проблему дошкольника, построят модель семейных взаимоотношений с дошкольником, основанную на компенсирующем воспитании.
Благоприятная психологическая атмосфера в семье, психолого-педагогическая грамотность родителей влияет на нравственное поведение, формирование поведенческой компетентности дошкольника, имеющего отклонения в развитии.
Источник
234
Мастюкова
Е. М., Московкина А. Г.
Семейное
воспитание детей с отклонениями в
развитии: Учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений / Под ред. В.И.Селиверстова.
— М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. —
408 с.
ISBN
5-691-01100-6.
Учебное
пособие содержит сведения о современных
технологиях воспитания в семье
ребенка с отклонениями в развитии:
сенсорными нарушениями, интеллектуальной
недостаточностью, речевыми расстройствами,
нарушениями опорно-двигательного
аппарата, эмоционально-волевой сферы
и поведения. Особое внимание уделяется
взаимодействию специалистов и родителей
детей младенческого, раннего и дошкольного
возраста, формам его организации.
Помимо
практических вопросов рассматриваются
теоретические обоснования семейного
воспитания детей с отклонениями в
развитии.
УДК
37.0(075.8) ББК74.90я73
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………
3
Теории
семейных систем, социально-экологическая
модель
семьи……………….6
Структура
семьи
…………………………………………………….7
Модели
семейных взаимодействий……………………………….9
Жизненный
цикл семьи
………………………………………….17
Семейные
функции………………………………………………..18
Вопросы
и
задания………………………………………………………..
20
Глава II. Концепции семейного воспитания детей с отклонениями в развитии…….21
Исторический
аспект……………………………………………..22
Современные
подходы к проблеме семейного
воспитания…..28
Концепция
нормализации семейной
жизни…………………..30
Концепция
семейного воспитания «Особые дети
в
России»…………………………….33
Вопросы
и
задания………………………………………………………..
36
Глава III. Методы изучения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями……………………………3 7
Информация,
которую можно получить от родителей
………….38
Информация,
которую можно получить от
ребенка…………..45
Информация,
которую можно получить
при
обследовании семьи …………………..48
Вопросы
и
задания………………………………………………………..
52
Глава IV. Семья нестандартного ребенка………………………………53
Интеграционные
тенденции……………………………………..54
Реакции
родителей………………………………………………..55
Общие
проблемы…………………………………………………..58
Семьи
группы риска
………………………………………………73
Семейный
алкоголизм и алкогольный синдром
плода
(АСП)……………………….73
Особенности
воспитания ребенка в многодетной
семье…………. 74
Семья
ребенка с
шизофренией…………………………………..75
Приемный
ребенок в семье……………………………………….
76
Семья
аутичного
ребенка…………………………………………78
Одаренный
ребенок
в семье ………………………………………80
Проблема
жестокого
обращения с ребенком в семье…………..81
Вопросы
и задания…………………………………………………89
Глава
У. Психотерапия в коррекционной работе
с
детьми с отклонениями в
развитии…………………………………….91
Психотерапия
детей дошкольного возраста…………………..92
Арттерапевтические
методы психотерапии
и
психокоррекции……………………..94
Психотерапевтическая
работа с семьей……………………… 101
Психогигиена
семейного воспитания…………………………
104
Другие
виды помощи
семье……………………………………. 111
Медико-генетическое
консультирование (МГК)……………. 111
Общественные
организации, центры ранней помощи………..
115
Вопросы
и
задания………………………………………………………
118
Глава VI. Основы компенсирующего воспитания в семье детей с отклонениями в развитии……………………………………….119
Роль
семьи в коррекционном воспитании
ребенка…………. 120
Основные
положения коррекционной
работы………………. 121
Новые
технологии обучения и воспитания детей
с
отклонениями в
развитии……………………….-………….. 123
Основные
формы взаимодействия специалистов
и
родителей………………………….. 135
Задачи
и формы коррекционного воспитания
ребенка
с
отклонениями в развитии в семье
……………………137
Режим
для ребенка раннего возраста с отклонениями
в
развитии ………………….. 145
Развитие
у ребенка навыков самообслуживания……………
148
Обучение
малыша навыкам опрятности……………………..
149
Развитие
сенсорных функций и различных видов
памяти ..153
Развитие
познавательной деятельности, речи
и
навыков общения……………………. 158
Развитие
игровых навыков…………………………………….
160
Помощь
ребенку в совершенствовании двигательных
функций
и ориентации в пространстве……………………….
164
Формирование
предпосылок к обучению чтению и письму
…. 167
Психомоторно-ориентированное
стимулирование
при
помощи лечебно-педагогической
вольтижировки…..168
Организация
ранней лечебно-педагогической помощи
детям
с отклонениями в
развитии…………………………….171
Вопросы
и
задания………………………………………………………
174
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник

Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии

«… Именно в семье создаются уникальные условия для формирования
ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к другим людям, что создает основу для развития личности ребенка в целом» Е.А. Стребелева, А.В Зацепина (Дефектология, 1, 2005, с. 4)

С самого рождения каждый человек для своего нормального развития
долгое время нуждается не только в уходе и удовлетворении своих физических потребностей в еде, тепле, безопасности, но и в общении с близкими, любящими его людьми.

Семейные ценности:
Способность сопереживать; любить; понимать себя и других людей; контролировать свои агрессивные импульсы и не наносить вреда себе и окружающим; добиваться поставленных целей; уважать свою и чужую жизнь.

Воспитание — это процесс систематического и целенаправленного
оспитание — это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности.
Цели воспитания ребенка в семье -всестороннее развитие личности. В семье воспитание осуществляется постоянно при помощи авторитета взрослых, их примера, семейных традиций.

Семейное воспитание — это одна из форм воспитания подрастающего
емейное воспитание — это одна из форм воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающая целенаправленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи, то есть стихийным.

Ведущими в формировании личности ребенка являются нравственная
едущими в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Внутрисемейные отношения для ребенка — первый специфический образец общественных отношений.

Семья и «особенный» ребенок

Рождение малыша с отклонениями в развитии, независимо от характера и
сроков его заболевания или травмы, нарушает весь ход жизни семьи.

Периоды жизненного цикла семьи:
Рождение ребенка; дошкольный возраст ребенка; школьный возраст ребенка; подростковый возраст ребенка; период «выпуска»; постродительский период.

Типы реагирования семьи в связи с появлением «особенного» ребенка

Психологический уровень
Причины затруднения приобретения новых жизненных ценностей: психологические особенности личности самих родителей (способность принять или не принять больного ребенка); комплекс расстройств, характеризующих ту или иную аномалию развития; воздействие социума при контактах с семьей, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.

Социальный уровень
Семья малообщительна, избирательна в контактах; более чем в 30% матерями оставляет работа по избранной до рождения ребенка специальности; деформация взаимоотношений между родителями.

Соматический уровень
Переживания, выпавшие на долю матери ребенка с отклонением в развитии, часто превышает уровень переносимых нагрузок, что проявляется в различных соматических заболеваниях, астенических и вегетативных расстройствах.

Группы матерей со специфическими индивидуально-типологическими
характеристиками:
Невротичный тип; авторитарный тип; психосоматический тип.

Проявления невротичного типа :
Пассивная личностная позиция, оправдание собственной бездеятельности в отношении развития ребенка и непонимание того, что некоторые недостатки, возникающие у него, вторичны и являются результатом уже не биологического дефекта, а собственной личностной несостоятельности матери; стремление оградить ребенка от всех проблем, даже от тех, которые он может решить собственными силами; проявление слабости или инертности при реализации поставленной воспитательной цели; постоянно тревожный фон настроения, наличие излишних опасений о чем-либо, что, в свою очередь, передается ребенку и может явиться причиной формирования у него невротических черт характера.

Проявления авторитарного типа:
Активная жизненная позиция, стремление руководствоваться своими собственными убеждениями, вопреки уговорам со стороны, стойкое желание найти выход из создавшегося положения как для себя, так и для своего ребенка; неумение сдерживать свой гнев и раздражение, отсутствие контроля над импульсивностью собственных поступков, склонность к участию в ссорах и скандалах; холодность или отстраненность от проблем ребенка при установлении с ним контакта; неравномерный характер применения воспитательных мер: частое использование жестких форм наказания (окрик, подавление личности, избиение).

Проявления психосоматического типа:
Им свойственны более частые смены полярных настроений (то безудержная радость, то глубокая депрессия). У некоторых из них в большей степени прослеживается тенденция к доминированию, характерная для авторитарных родительниц.

Характеристика семей, имеющих детей с отклонениями в развитии
Признакам семьи, имеющие детей со значительными отклонениями развития, можно дифференцировать на четыре группы.

Первая группа (родители с выраженным расширением сферы родительских
чувств. )
Характерный стиль воспитания – гиперопека. Стиль поведения взрослых членов семьи : сверхзаботливое отношением к ребёнку, мелочная регламентация образа жизни семьи в зависимости от самочувствия ребёнка, ограничением от социальных контактов. Этот стиль семейного воспитания характерен для большинства семей матерей – одиночек.

Вторая группа
Характерный стиль общения –холодное общение: гипопротекцией, снижение эмоциональных контактов родителей с ребёнком, проекция на ребёнка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребёнка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счёт эмоционального отвержения ребёнка. Отношение к стрессовой ситуации накладывает сильный отпечаток на способ выхода из неё, который избирает семья.

Третья группа
Характеризуется стилем – сотрудничества. Конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребёнка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при: вере родителей в успех своего ребёнка и сильные стороны его природы, последовательном осмыслении необходимого объёма помощи, развития самостоятельности ребёнка в процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром.

Четвёртая группа
Четвёртая группа
Стиль семейного общения — репрессивный, который характеризуется родительской установки на авторитарную лидирующую позицию. Как образ отношений проявляется в: пессимистическом взгляде на будущее ребёнка; постоянном ограничении его прав; жестоких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от ребёнка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают к физическим наказаниям.

Модели семейного воспитания «особенного ребенка»
«Охранительного воспитания»; «равнодушного воспитания».

Влияние нарушений развития ребенка на родителей
лияние нарушений развития ребенка на родителей.

Дети с умственной отсталостью
Рождение ребенка с интеллектуальным дефектом дестабилизирует психологическое состояние родителей. В бытовом сознании это событие часто воспринимается как признак наличия несвойственных человеку характеристик «Он не такой, как все», «Он не похож на нас, значит, он чужой».

Особенности поведения родителей:
Неумение создавать ситуацию совместной деятельности; неэмоциональный характер сотрудничества; неадекватность позиции по отношению к ребенку и неадекватный стиль воспитания; недостаточная потребность в общении с ребенком.

Дети с детским церебральным параличом
ети с детским церебральным параличом.
Наиболее фрустрирующими психику родителей детей с ДЦП являются двигательные расстройства. Во-первых, они сопровождаются внешней уродливостью: обезображенная фигура ребенка, гримасы, характерные нарушения речи, модуляции голоса, постоянная саливация. Во-вторых, обездвиженность или особые трудности при передвижении предполагают необходимость постоянной физической помощи больным детям, постоянного ухода за ними, что требует от самих родителей особых усилий.

Преобладающий стиль воспитания – гиперопека
Такое отношение к ребенку сопровождается возникновением у родителей эмоционально-волевых проблем (тревожности, фрустрированности), матери фиксируются на физической и психической беспомощности их детей. Среди семей, воспитывающих детей с двигательной патологией, существуют и такие, в которых имеет место эмоциональное отвержение больного ребенка, проявляющееся в жестоком обращении.

Аутичные дети
Травмирующим фактором, влияющим на эмоциональный статус родителей, является нарушение способности ребенка к установлению адекватного контакта с окружающим социумом и с ними лично. Родители тяжело страдают из-за отсутствия потребности у ребенка к адекватному контакту (прижаться, приласкаться к матери или отцу, посмотреть им в глаза, побеседовать). Особая недостаточность энергетического потенциала ребенка травмирует личность родителя, повышает его собственную ранимость и часто превращает родителя в эмоционального донора.

Дети с недостатками речевого развития
ети с недостатками речевого развития
Проблемы речевого развития ребенка выступают как фактор, снижающий возможности социального общения ребенка. Такой ребенок может рассматриваться родителями как имеющий меньшие социальные перспективы в будущем.

Дети с сенсорными нарушениями
ети с сенсорными нарушениями
В группе родителей детей с нарушениями слуха можно выделить две категории: родители с нормальным слухом и родители, страдающие нарушением слуховой функции.

Первая группа
Фрустрирующее препятствие к установлению естественного социального контакта и межличностных связей.
Провоцирует негативное отношение глухих детей к близким
Деформирующее влияние на развитие личности глухих детей
Искажение внутрисемейных отношений и родительских позиций

Вторая группа
Не испытывает особых переживаний в силу идентификации нарушений ребенка с их собственными.

Предметом особого беспокойства для родителей детей с нарушениями
редметом особого беспокойства для родителей детей с нарушениями зрения являются трудности пространственной ориентировки детей, вследствие чего транспортная проблема становится одной из наиважнейших. Они постоянно тревожатся о том, как их дети смогут преодолевать эту проблему самостоятельно.

Модели семейного воспитания:
Гиперопека; противоречивое воспитание; воспитание по типу повышенной моральной ответственности; авторитарная гиперсоциализация; воспитание в «культе» болезни; модель «симбиоз»; модель «маленький неудачник»; гипоопека; отвержение ребенка.

Социально-психологическая помощь семье «особенного» ребенка
Социальная помощь понимается как содействие личности и семье в трудной жизненной ситуации. Психологическая помощь понимается как установление благоприятных внутрисемейных отношений во благо детей.

Главные цели в работе с семьей:
Поддержка и укрепление семьи как социального института; адаптация всех членов семьи к новым социально-психологическим условиям и их реабилитация.

Социально-психологическая помощь ориентирована не только на решение
многочисленных проблем семьи, но и на: восстановление, укрепление; развитие внутреннего потенциала для выполнения общественно значимых функций семьи. Образовательная помощь направлена на повышение адаптивных возможностей индивида через обучение (формирование новых знаний, умений, навыков) и воспитание (изменение ценностей, установок).

Модель организации помощи семье
Первый этап направлен на привлечение родных к учебно-образовательному процессу ребенка. На втором этапе предполагается формирование увлечения родителей процессом развития ребенка. Главной задачей работы становится формирование у них активной позиции в воспитании малыша. Третий этап характеризуется раскрытием перед членами семьи возможности личного поиска творческих подходов к обучению малыша и личного участия в исследовании его возможностей. Значимым является обучение родителей разнообразным формам взаимодействия с ребенком наблюдению и оценке его реакций и поведения.

Направления посреднической помощи:
Активизация поддерживающих систем, как формальных (специальные службы и учреждения), так и неформальных, в которые входят люди из ближайшего окружения; координация всех специалистов в решении проблем воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья; социальное адвокатирование — защита прав семьи и ребенка в широкой социальной среде, от официального уровня до кругов неформального общения.

Методы оказания психологической помощи подразделяются на
индивидуальные и групповые.
Методы психодиагностики психологическая консультация методы психологической адаптации социально-психологический тренинг и аутотренинг методы коррекции поведения, мотивации, общения, самооценки методы психотерапии ориентированы на психологические преобразования в структуре целостной личности

Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является
важнейшим условием развития ребенка с особыми образовательными потребностями.
