Скачать развитие ребенка в конструктивной деятельности

Скачать развитие ребенка в конструктивной деятельности thumbnail

Инфоурок

Дошкольное образование
›Презентации›Презентация «Методика организации конструктивной деятельности дошкольников»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Руководитель изодеятельности высшей квалификационной категории Кадникова Нат

Описание слайда:

Руководитель изодеятельности высшей квалификационной категории Кадникова Наталья Владимировна МБДОУ «Детский сад №116» города Кургана МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

2 слайд

КОНСТРУИРОВАНИЕ – (CONSTRUERE) CОЗДАНИЕ МОДЕЛИ, ПОСТРОЕНИЕ, ПРИВЕДЕНИЕ В ОПР

Описание слайда:

КОНСТРУИРОВАНИЕ – (CONSTRUERE) CОЗДАНИЕ МОДЕЛИ, ПОСТРОЕНИЕ, ПРИВЕДЕНИЕ В ОПРЕДЕЛЁННЫЙ ПОРЯДОК И ВЗАИМООТНОШЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ, ЧАСТЕЙ, ЭЛЕМЕНТОВ. ДЕТСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ – СОЗДАНИЕ РАЗНЫХ КОНСТРУКЦИЙ И МОДЕЛЕЙ ИЗ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА И ДЕТАЛЕЙ КОНСТРУКТОРОВ, ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОДЕЛОК И ИГРУШЕК ИЗ БУМАГИ, КАРТОНА, ДЕРЕВА И ДРУГИХ МАТЕРИАЛОВ. ПО СВОЕМУ ХАРАКТЕРУ БОЛЕЕ СХОДНО С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И ИГРОЙ.

3 слайд

Вопрос о развитии конструктивной деятельности и её значения для умственного

Описание слайда:

Вопрос о развитии конструктивной деятельности и её значения для умственного развития детей специально изучался А.Р. Лурия, В.Г.Нечаевой (1961), З.В. Лиштван (1971), Л.А. Венгер (1970, 1982). Цель — развитие у детей воображения, творчества, инициативы, самостоятельности; — развитие интегративных качеств, формирование навыков конструктивной деятельности, воспитание интереса к техническому (художественному) творчеству.

4 слайд

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ «ИГРЫ РЕБЁНКА С ИГРУШКАМИ-МАТЕ

Описание слайда:

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ «ИГРЫ РЕБЁНКА С ИГРУШКАМИ-МАТЕРИАЛАМИ, ИЗ КОТОРЫХ ОН КОНСТРУИРУЕТ, БЛИЖЕ ВСЕГО СТОЯТ К НОРМАЛЬНОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИЗ МАТЕРИАЛОВ ЧЕЛОВЕК СОЗДАЁТ ЦЕННОСТИ И КУЛЬТУРУ.» А.С. МАКАРЕНКО

5 слайд

 ТИПЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ

Описание слайда:

ТИПЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ

6 слайд

 ЭТАПЫ СОЗДАНИЕ ЗАМЫСЛА ИСПОЛНЕНИЕ

Описание слайда:

ЭТАПЫ СОЗДАНИЕ ЗАМЫСЛА ИСПОЛНЕНИЕ

7 слайд

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТСКОМУ КОНСТРУИРОВАНИЮ КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ОБРАЗ

Описание слайда:

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТСКОМУ КОНСТРУИРОВАНИЮ КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ОБРАЗЦУ (Ф. ФРЕБЕЛЬ) КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО МОДЕЛИ (А.Н. МИРЕНОВА, А.Р. ЛУРНИ) КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО УСЛОВИЯМ (Н.Н. ПОДЪЯКОВ) КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ПРОСТЕЙШИМ ЧЕРТЕЖАМ И НАГЛЯДНЫМ СХЕМАМ (С. ЛЕОНА ЛОРЕНСО, В.В. ХОЛМОВСКАЯ) КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ЗАМЫСЛУ КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ КАРКАСНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ (Н.Н. ПОДЪЯКОВ)

8 слайд

 КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ОБРАЗЦУ

Описание слайда:

КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ОБРАЗЦУ

9 слайд

 КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО МОДЕЛИ

Описание слайда:

КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО МОДЕЛИ

10 слайд

 КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО УСЛОВИЯМ

Описание слайда:

КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО УСЛОВИЯМ

11 слайд

 КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ПРОСТЕЙШИМ ЧЕРТЕЖАМ И НАГЛЯДНЫМ СХЕМАМ

Описание слайда:

КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ПРОСТЕЙШИМ ЧЕРТЕЖАМ И НАГЛЯДНЫМ СХЕМАМ

12 слайд

 КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ЗАМЫСЛУ

Описание слайда:

КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ЗАМЫСЛУ

13 слайд

 КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ

Описание слайда:

КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ

14 слайд

 КАРКАСНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ

Описание слайда:

КАРКАСНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ

15 слайд

Виды конструирования в детском саду Конструирование из природного и бросовог

Описание слайда:

Виды конструирования в детском саду Конструирование из природного и бросового материала Конструирование из крупногабаритных модулей Компьютерное конструирование Конструирование из строительного материала Конструирование из бумаги, картона Конструирование деталей конструкторов

16 слайд

 Конструирование из строительного материала

Описание слайда:

Конструирование из строительного материала

17 слайд

 Конструирование деталей конструкторов

Описание слайда:

Конструирование деталей конструкторов

18 слайд

 Конструирование из бумаги, картона

Описание слайда:

Конструирование из бумаги, картона

19 слайд

 Конструирование из природного и бросового материала

Описание слайда:

Конструирование из природного и бросового материала

20 слайд

 Конструирование из крупногабаритных модулей

Описание слайда:

Конструирование из крупногабаритных модулей

21 слайд

 Компьютерное конструирование

Описание слайда:

Компьютерное конструирование

22 слайд

 ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Описание слайда:

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

23 слайд

На третьем году жизни детей учат воспроизводить элементарные постройки по по

Описание слайда:

На третьем году жизни детей учат воспроизводить элементарные постройки по показу и слову, пользоваться строительным материалом для сооружения построек в игре. Дети усваивают некоторые технические приёмы работы: накладывание четырёх-пяти кирпичиков или кубиков друг на друга, укладывание кирпичиков в ряд большой плоскостью на столе, постановка кирпичиков вертикально на меньшую плоскость, образование, располагая в ряд, простейших перекрытий. При знакомстве с деталями строительного набора детей учат осязательно-действенному обследованию.

24 слайд

Дети четвёртого года жизни в процессе обучения могут уже различать и называт

Описание слайда:

Дети четвёртого года жизни в процессе обучения могут уже различать и называть строительные детали, делать постройки путём комбинирования знакомых форм, знакомятся с зависимостью устойчивости деталей от их расположения на плоскости. Могут располагать кирпичики, пластины вертикально по кругу, по четырёхугольнику, ставя их плотно друг к другу или на определённом расстоянии (загородка, забор, ворота), изменять постройки двумя способами, надстраивая их высоту, длину. Детей учат определять и называть, какие части есть у постройки, из каких деталей они сделаны, с чего начинать создавать постройку. В этом возрасте больше требований предъявляется аккуратности и точности действий.

25 слайд

Читайте также:  Образец индивидуальная программа развития ребенка с овз в доу по фгос образец

Средний дошкольный возраст (пятый год жизни): От детей добиваются хорошего к

Описание слайда:

Средний дошкольный возраст (пятый год жизни): От детей добиваются хорошего качества выполнения сооружений, их учат создавать более сложные постройки, а также украшать их мелкими деталями. Обращается внимание детей на группировку деталей по цвету для постройки отдельных частей объекта (стены, крыша). Детей учат употреблять слова, обозначающие пространственные отношения (дверь впереди, крыльцо справа, окно слева от двери). Происходит знакомство с новыми деталями: брусками, цилиндрами разного размера, пластинами короткими и длинными, узкими и широкими. Анализируя постройки детей, педагог обращает внимание на прочность конструкции, следование образцу, проявление творческого подхода при строительстве дополнительных сооружений. Конструктивная задача выступает на первый план, а игра развёртывается по мере завершения постройки. Обогащается конструктивный опыт, дети знакомятся с различными видами архитектуры.

26 слайд

Старший возраст (5 – 6 лет) возрастает интерес к конструктивной деятельности

Описание слайда:

Старший возраст (5 – 6 лет) возрастает интерес к конструктивной деятельности: ребёнок стремится научиться тем или иным способам конструирования, экспериментирует. Дети способны проявлять старание и упорство. Проявляются элементы самоконтроля. Дети учатся анализировать постройку, рассказывать о ней. Методы и приёмы работы с детьми несколько изменяются: образец часто используется примерный ,в качестве образца могут использоваться фотографии, рисунки, иллюстрации или игрушки; предлагается преобразовать образец по условиям, по теме, по замыслу. Основными становятся словесные методы обучения: описание, напоминание, краткая беседа и др.

27 слайд

Подготовительная к школе группа(6 – 7 лет) выдвигаются более сложные задачи

Описание слайда:

Подготовительная к школе группа(6 – 7 лет) выдвигаются более сложные задачи в обучении. Программа по конструированию предусматривает дальнейшее умственное развитие детей, формирование элементарных навыков учебной деятельности (планирование, контроль, анализ, оценка своей работы). Возрастает роль коллективной работы; больше требований предъявляется к умению детей распределять обязанности, планировать деятельность и работать в соответствии с замыслом. Образец даётся лишь для того, чтобы показать на нём какой-то конструктивный приём. Шире используются чертежи, схемы, фотографии, рисунки. Дети много конструируют по темам, по условиям, которые становятся значительно сложнее. Больше внимания отводится конструированию по замыслу. Возможно конструирование по собственным рисункам-чертежам. Дети должны уметь представить и рассказать, какой будет конструкция, какова последовательность её изготовления, какой материал потребуется, мотивируя свои предложения. После завершения работы они способны проанализировать результат своей конструктивной деятельности вначале с помощью педагога, постепенно переходя к самостоятельному анализу (самоанализу) её. Занятия конструированием по-прежнему тесно связаны с игрой, которая возникает уже по инициативе детей.

28 слайд

Скачать развитие ребенка в конструктивной деятельности

Выберите книгу со скидкой:

Скачать развитие ребенка в конструктивной деятельности

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Скачать развитие ребенка в конструктивной деятельности

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Скачать развитие ребенка в конструктивной деятельности

Курс повышения квалификации

Скачать развитие ребенка в конструктивной деятельности

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Презентация представляет краткую наглядную методическую разработку по организации конструктивной деятельности дошкольников на занятиях по конструированию.

Данный материал содержит информацию по организации конструктивной деятельности детей в разных возрастных группах: второй группе раннего возраста, младшей, средней, старшей и подготовительной к школе. Так же рассмотрены типы, виды конструирования и формы организации обучения. Презентация наглядно поможет представить весь материал по организации конструктивной деятельности с детьми дошкольного возраста в системе детского сада.

Общая информация

Номер материала:

ДБ-818236

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Татьяна Поршина
Развитие детей в конструктивной деятельности

В дошкольном возрасте развиваются различные виды продуктивной деятельности детей, в том числе конструирование, поскольку оно направлено на получение определенного продукта.

Детское конструирование, в силу самой его созидательно — преобразующей природы, при определенной организации обучения может носить подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения ярких и «умных» эмоций, что и позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творчества у дошкольников.

Читайте также:  Отклонения в развитии грудного ребенка

Целостную развивающую систему обучения конструированию разработала Л. А. Парамонова. В процессе творческого конструирования из разных материалов у детей формируются обобщенные средства построения деятельности. Ее исследования доказали, что конструирование в дошкольном возрасте может быть подлинно творческой, развивающейся и развивающей деятельностью, если в ее процессе у ребенка формируется универсальная способность к построению новых конструкций и наделению их индивидуальным смыслом. По ее мнению, формирование творческого подхода к конструированию предполагает разработку целостной системы обучения детей двух — семи лет,в которой:

реализуется общая направленность обучения от общего к частному;

создаются условия для самостоятельного экспериментирования с различными материалами;

организуется обучения в разных формах в зависимости от вида конструирования;

обеспечивается связь конструирования с другими видами детской деятельности.

Взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности (игрой, сочинением сказок и др.) и включение его в широкий спектр событий детской жизни.

Выделяются два вида конструирования: техническое и художественное.

В техническом конструирование дети в основном отображают реально существующие объекты, а также свои ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют основные структурные и функциональные признаки объектов и образов; здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т. п.Существует множество наборов деталей для всех возрастных групп детского сада: настольных, для игр на полу, во дворе. Среди них есть наборы тематические («Архитектор», «Подъемные краны», «Юный кораблестроитель», «Мосты» и другие, которые используют как самостоятельный вид материала для конструирования, а иногда и в качестве дополняющих основной строительный набор, где отдельные элементы накладывают друг на друга или приставляют один к другому. Кроме строительных наборов рекомендуются конструкторы, имеющие более прочные способы соединения.

Использование крупногабаритных мягких модулей, появившихся сравнительно недавно в качестве средства конструирования, наиболее соответствует умственным и физическим возможностям детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).Крупные модули делятся на два типа: объемные и плоскостные, что позволяет создать крупномасштабные как объемные, так и плоскостные конструкции. В отличие от мелких настольных материалов крупногабаритные модули позволяют детям создать конструкции для игр, спортивных соревнований и т. п., соответствующие их росту. Переключение внимания детей с игрушек на людей (самих себя, других детей, взрослых) существенно влияет на изменение характера самих конструкций – в них предусматриваются прочность, удобство.

Конструирование из крупных цветных мягких модулей является лишь относительно плоскостным, поскольку все его блоки имеют небольшую высоту. Однако создание конструкций из таких блоков отображает один из видов объемной фигуры. Поэтому детям необходимо четко определить характер их деятельности: они выкладывают из блоков ни сам объемный предмет,а только его изображение. Такое конструирование способствует развитию у детей не только комбинаторных навыков, но и умение видеть в плоскостном изображении фигуры и ее объемность, что важно для успешной дизайнерской деятельности и компьютерного конструирования.

Природный материал (песок, снег, вода) для строительной деятельности можно использовать в играх детей уже с младших групп. Дети с удовольствием занимаются конструированием на прогулке, используя, как разный природный материал, таки всевозможные упаковки, пенопласт, пластиковые бутылки и т. п.

В педагогической практике используются и другие виды конструирования- компьютерное, из плоскостных геометрических форм. Компьютерное конструирование, а также создание конструкций из бросового материала могут носить как технический, так и художественный характер. Это зависит от цели, которую ставит перед собой сам ребенок либо взрослый перед ним.

На современном этапе развития технологии конструктивной деятельности появилась тенденция к объединению художественного и технического конструирования. Ярким примером синтеза технического и художественного конструирования может служить искусство оригами.

Детское конструирование, особенно техническое, тесно связано с игровой деятельностью. Дети сооружают постройки и играют с ними, неоднократно перестраивая их по ходу игры.

Динамика взаимосвязи игры и конструирования на протяжении всего дошкольного периода была выявлена Л. А. Парамоновой. Сначала, в раннем возрасте, конструирование слито с игрой; затем игра становиться побудителем к конструированию, которое начинает приобретать самостоятельное значение для детей; в старшем дошкольном возрасте сформированное полноценное конструирование стимулирует развитие сюжетной линии игры и само иногда приобретает сюжетный характер (создавая несколько конструкций, объединенных одним сюжетом).

Читайте также:  Влияние семьи на нравственное развитие ребенка

Учет особенностей игры и конструирования, и взаимосвязи этих разных видов детской деятельности. Так, требования к качеству конструкций, предъявляемые даже старшим детям в процессе ролевой игры, неоправданны, поскольку это может ее разрушить, существенно изменить характер. И наоборот, нельзя довольствоваться только примитивными детскими постройками, поделками и не формировать целенаправленно полноценное конструирование как деятельность- это существенно обедняет развитие детей.

В своей работе с детьми, в возрасте от 5 до 7 лет, мною используются следующие формы организации обучения технического конструирования. При их характеристике я опираюсь на работы Л. А.Парамоновой:

конструирование по образцу;

конструирование по модели;

конструирование по условиям;

конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам;

конструирование по замыслу;

конструирование по теме.

Каждая программа по конструированию оказывает развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности формируют их готовность к творчеству. Однако, я понимаю,что это возможно при определенных условиях:

наполнение новым развивающим содержанием каждой формой обучения с учетом специфики вида конструирования (из деталей конструкторов, бумаги, из природного материала и др.) ;

обеспечение органической взаимосвязи всех форм обучения с целью разработки целостных взаимообогащающих видовых подсистем конструирования и выстраивание на этой основе общей системы формирования детского творческого конструирования.

Каждый вид конструирования имеет свою специфику, связанную с особенностями материала, из которого дети создают конструкции. Учет этой специфики позволяет, во — первых, разработать развивающие технологии обучения детей для каждого вида конструирования; во- вторых, определить существенные взаимосвязи видов с целью создания целостной системы формирования технического конструирования.

В работе с детьми я также отталкиваюсь от характеристик технического конструирования:

создание «образов» (конструкций) – их количество, вариативность, новизна, оригинальность, выразительность, степень удаленности создаваемого «образа» от исходных данных;

умение строить разные «образы» на одной основе, видеть целое раньше частей;

интеллектуальная активность и увлеченность детей поисковой деятельностью, их эмоциональная включенность;

Выяснила, что формирование технического конструированиястроится на основе трех взаимосвязанных составляющих:

развитие самостоятельного детского экспериментирования с новыми деталями;

развитие образного мышления и воображения;

формирование обобщенных способов деятельности.

Не последнее место занимает воспитание дружеских взаимоотношений в коллективном конструировании. В своей работе с детьми я поняла, что этот фактор стоит не на последнем месте, поэтому уже в старшей группе формирование взаимоотношений в коллективной деятельности приобретает особенно важное значение. В условиях хорошо организованных процессов дошкольники должны быть более дисциплинированными, организованными, способными контролировать свое поведение и поступки товарищей, правильно оценивать результаты деятельности. В подготовительной к школе группе воспитание дружески отношений в строительной игре находится в тесной связи с занятиями по обучению стройки. Поэтому, у меня в планах предложить детям учиться коллективно, выполнять постройки, используя умения, полученные ранее.

На первых занятиях в этой группе я планирую предложить дошкольникам несложные по возможности симметричные постройки для выполнения вдвоем («театр», «домик для куклы»).

Чтобы закрепить умение строить один объект вдвоем, втроем и т. д., можно использовать постройки сказочных домиков. Интересные по оформлению, они напоминают детям о любимых героях, вызывают желание организовывать игры — драматизации.

Для лучшего усваивания принципов конструирования одной подгруппе будет предложено понаблюдать за строительной игрой другой группы. Затем все вместе будем обсуждать результат конструирования (пояснять, что построили, можно ли всем интересно играть и как именно). Я раскрою тему, связывающую будущей игрой и в своих объяснениях буду излагать краткий план этой игры.

В результате наблюдения и работы, у детей складывается мнение, что любая постройка, которая выполнена коллективно, получается наиболее интересной и красивой. И мое мнение по поводу того, что игры со строительными материалами, занятия по конструированию требуют согласованности действий, совместного обслуживания, умения считаться с мнением товарищей, подтвердится. Отсюда, я считаю, начинается коллективное творчество.

Источник