Скачать программу радуга развития ребенка в детском саду

Скачать программу радуга развития ребенка в детском саду thumbnail

Примерная основная образовательная программа «Радуга» создана как психологически ориентированная программа.

Программа соответствует ФГОС ДО и направленна на развитие ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет во всех образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках в условиях детского сада.

Содержание Программы «Радуга» охватывает все предусмотренные ФГОС образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

развитие ребенка

Реализация программы «Радуга» в различных условиях

Программа «Радуга» полностью методически обеспечена, она задумана и реализована как охватывающая все основные стороны образования детей в условиях детского сада и предусматривает возможность широкой вариативности условий функционирования. В Программе «Радуга» показано, как её можно использовать, если детский сад находится в любом регионе РФ, расположен как в городском, так и в сельском поселении, имеет любое количество групп и т.д.

Вы имеете в руках удобный инструмент творческой работы по созданию уникальной основной образовательной программы вашей образовательной организации. В этой новой редакции Программа «Радуга» — программа-конструктор. И вы сможете максимально эффективно использовать все возможности и ресурсы, которыми располагаете.

Примерная основная образовательная программа «Радуга» / Авторы: С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, Е. А. Екжанова. Научный руководитель: Е. В. Соловьёва. 2014

Цели

Программа «Радуга» ориентирует образовательную организацию на достижение следующих общих ключевых целей:

  • сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни;
  • содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка;
  • обеспечивать каждому ребёнку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Общие цели Программы «Радуга» раскрываются и конкретизируются через цели образовательной работы в каждой возрастной группе. Они представлены в содержательном разделе. Каждая цель раскрывается через систему образовательных задач.

Представленные в содержательном разделе программы цели и задачи по возрастным группам образуют обязательную часть, которая используется при написании дошкольной организацией основной образовательной программы.

Программа «Радуга» предлагает включать в часть основной образовательной программы, реализуемую участниками образовательных отношений, разработанные на основе региональных исследований методики:

  • укрепления здоровья и физического развития детей с учётом особенностей климата и экологии региона;
  • приобщения детей к национальным культурам; воспитания любви и уважения к малой родине.

Также в рамках методического комплекта предлагаются модульные (парциальные) программы по нескольким образовательным направлениям, которые могут быть использованы образовательной организацией для наполнения этой части основной образовательной программы.

образовательные области

Принципы и подходы к формированию Программы

Методологической основой Программы «Радуга» являются:

  • общепсихологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева;
  • культурно-исторический подход Л. С. Выготского.

Центральная идея отечественной психологической школы — представление о творческом характере развития. Мы рассматриваем ребёнка как субъект индивидуального развития, активно присваивающий культуру. С этих позиций определены направления и границы педагогического воздействия взрослого.

Реализуя принцип развивающего образования, авторский коллектив стоит на позиции содействия психическому развитию ребёнка. Психическое развитие рассматривается авторами в русле теории А. Н. Леонтьева как становление деятельности, сознания и личности. Эти структурные единицы положены в основу формулирования целей деятельности педагогов.

Содержание

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

  • Общая характеристика Программы «Радуга»
  • Цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы «Радуга»
  • Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Планируемые результаты освоения Программы «Радуга»

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание образовательной деятельности

  • Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
  • Образовательная область «Познавательное развитие»
  • Образовательная область «Речевое развитие»
  • Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
  • Образовательная область «Физическое развитие»

Технологии реализации содержания Программы «Радуга» в соответствии с образовательными областями

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Физическое развитие

Технологии создания атмосферы радостного проживания дошкольного детства
Поддержка детской инициативы
Взаимодействие с семьёй

  • Цели, задачи и формы взаимодействия с семьёй
  • Информационная политика образовательной организации, работающей по Программе «Радуга»
  • Творческое сотрудничество с семьёй

Педагогическая диагностика

  • Подходы к педагогической диагностике

Коррекционная работа

  • Организация коррекционной/инклюзивной работы
  • Содержание коррекционной работы в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
  • Содержание коррекционной работы в образовательной области «Познавательное развитие»
  • Содержание коррекционной работы в образовательной области «Речевое развитие»
  • Содержание коррекционной работы в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
  • Содержание коррекционной работы в образовательной области «Физическое развитие»

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Распорядок дня

  • Основные режимные моменты

Организация жизни группы

  • Формы реализации Программы «Радуга»
  • Нормы жизни группы
  • Традиции жизни группы и праздники
  • Традиции-ритуалы
  • Стиль жизни группы
  • Интерьер группы

Формы реализации дошкольного образования

  • Группы кратковременного пребывания
  • Малокомплектный детский сад. Разновозрастные группы

Дополнительные платные образовательные услуги
Методическое обеспечение Программы «Радуга»
Кадровая политика образовательной организации, реализующей Программу «Радуга»

  • Коммуникативная компетенция
  • Представление о свободе
  • Представление о творчестве
  • Представление об ответственности и взрослой позиции
  • Учебно-вспомогательный и технический персонал
  • Сотрудничество и коллегиальность
  • Критерии отбора кадров

Развивающая предметно-пространственная образовательная среда

  • Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей младенческого и раннего возраста
  • Стиль «радужной» группы

Примерные расчёты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации Программы «Радуга»

Просмотреть/Скачать программу Радуга.

Источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

«РАДУГА» Примерная основная образовательная программа дошкольного образования

Описание слайда:

«РАДУГА» Примерная основная образовательная программа дошкольного образования Презентация программы для слушателей курса переподготовки воспитателей ДОУ Подготовила Беликова Надежда Михайловна воспитатель МДОАУ д/сад №3 г. Зея

2 слайд

Авторский коллектив: С.Г.Якобсон Т.И.Гризик Т.Н.Доронина Е.А.Екжанова Научны

Описание слайда:

Авторский коллектив: С.Г.Якобсон Т.И.Гризик Т.Н.Доронина Е.А.Екжанова Научный руководитель Е.А Соловьева

3 слайд

Ключевые цели Сохранение и укрепление физического и психического здоровья де

Описание слайда:

Ключевые цели Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни Содействие своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка Обеспечение каждому ребенку возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства Цели образовательной работы по возрастам Ключевая цель Система образовательных задач

Читайте также:  Развитие ребенка год и четыре мес

4 слайд

Содержание программы «Радуга» охватывает все предусмотренные ФГОС образовател

Описание слайда:

Содержание программы «Радуга» охватывает все предусмотренные ФГОС образовательные области Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно – эстетическое развитие Физическое развитие

5 слайд

Социальнокоммукативное развитие Моральное воспитание Социализация Труд Позна

Описание слайда:

Социальнокоммукативное развитие Моральное воспитание Социализация Труд Познаваельное развитие Мир природы Мир человека Математические представления Речевое развитие Лексическая сторона речи Грамматическая сторона речи Произносительная сторона речи Связная речь Подготовка к обучению грамоте Художественно эстетическое развитие Художественная литература Изобразительное искусство Музыка Физическое развитие Охрана здоровья Физическая культура Безопасность

6 слайд

«Радуга» - психологически ориентированная программа Основополагающие принципы

Описание слайда:

«Радуга» — психологически ориентированная программа Основополагающие принципы – принципы ФГОС: Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в развитии человека; самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; Личностно развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников организации) и детей; Уважение к личности ребенка; Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка.

7 слайд

Структура Программы «Радуга» Целевой раздел Пояснительная записка Общая харак

Описание слайда:

Структура Программы «Радуга» Целевой раздел Пояснительная записка Общая характеристика Программы «Радуга» Цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы «Радуга» Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста Планируемые результаты освоения Программы «Радуга» Содержательный раздел Содержание образовательной деятельности Технологии реализации содержания Программы «Радуга» в соответствии с образовательными областями Поддержка детской инициативы Взаимодействие с семьей Педагогическая диагностика Коррекционная работа Организационный раздел Распорядок дня Организация жизни группы Формы реализации дошкольного образования Дополнительные платные услуги Методическое обеспечение Программы «Радуга» Кадровая политика образовательной организации реализующей Программу «Радуга» Развивающая предметно – пространственная образовательная среда Примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации Программы «Радуга»

8 слайд

«Радуга» полностью методически обеспечена и предоставляет педагогу поддержку

Описание слайда:

«Радуга» полностью методически обеспечена и предоставляет педагогу поддержку в виде комплекта Описание педагогической работы по реализации в образовательном процессе содержания всех образовательных областей; Описание взаимодействия педагогов с детьми в основных формах детской деятельности: игровой, творческой, изобразительной, речевой, музыкальной, театрализованной, исследовательской; общении; познании; начальных формах трудовой и учебной деятельности; Формы организации жизни детей в детском саду и систему планирования образовательной деятельности по всем возрастным группам; Комплект пособий для детей по всем возрастным группам; Описание системы управления образовательной организацией, которая позволяет обеспечить создание в образовательной организации требуемых Стандартом психолого – педагогических условий. «Радуга» — примерная основная образовательная программа, соответствующая ФГОС дошкольного образования и направленная на развитие ребенка от 2 месяцев до 8 лет во всех образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках в условиях детского сада.

9 слайд

Методологическая основа Программы «Радуга» Общепсихологическая теория деятель

Описание слайда:

Методологическая основа Программы «Радуга» Общепсихологическая теория деятельности А.Н.Леонтьева Культурно — исторический подход Л.С.Выготского Центральная идея отечественной психологической школы – творческий характер развития. Ребенок – субъект индивидуального развития, активно присваивающий культуру. Принцип развивающего образования – содействие психическому развитию ребенка, как становление деятельности, сознания и личности. Деятельность в психологии понимается как активность, которая побуждается мотивом, направлена на достижение более или менее осознаваемой и сформулированной цели, предполагает владение необходимыми для этого способами. Деятельность имеет конечный продукт или результат.

10 слайд

Виды деятельности как психологической категории подразделяются в зависимости

Описание слайда:

Виды деятельности как психологической категории подразделяются в зависимости от мотива, лежащего в основе деятельности Познавательная деятельность. Результат – первичная связная картина мира Формирование первичных навыков работы с информацией, получаемых из разных источников (вербальные, невербальные); Формирование мыслительных операций анализа, обобщения, нахождения закономерностей; Овладение начальными способами исследования и наблюдения. Деятельность общения, которая может иметь разное содержание ( личное, деловое) и характер (ситуативный, внеситуативный); Разнообразную продуктивную деятельность, направленную на получение продукта или результата — труд; Игровую деятельность – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста; Учебную деятельность, которая становится основным видом в младшем школьном возрасте. В дошкольном возрасте необходимо сформировать её предпосылки.

11 слайд

Новизна Программы «Радуга» Специально поставленная цель поддержания у детей б

Описание слайда:

Новизна Программы «Радуга» Специально поставленная цель поддержания у детей базовых мотиваций: познания, общения, созидания, а в старшем дошкольном возрасте –формирования мотивации учения Целеполагание оценка результата волевой контроль

12 слайд

Сознание – это представления, знания, ценности, мысли Для становления сознани

Описание слайда:

Сознание – это представления, знания, ценности, мысли Для становления сознания ключевым фактором является развитие речи. Личность – система трех основных отношений человека: к окружающему миру, к человеку, к самому себе (В.Н.Мясищев) Формирование первичной эдентичности личности как носителя национальной, российской и мировой культуры Отношение ко взрослому Формирование доверия, как источнику помощи, защиты, поддержки. Возникает привязанность. Формируется авторитет в сфере знаний и культуры, Навыков и способов деятельности. Формируется позиция будущего ученика

13 слайд

Отношения к сверсникам -равные права всех детей Установление определенных нор

Описание слайда:

Отношения к сверсникам -равные права всех детей Установление определенных норм жизни группы, основанных на уважении взрослого к ребенку и детей друг к другу. Введение добрых традиций. Отношение к самому себе – формирование образа Я Уверенность в себе, в своих силах, способностях, возможностях – важная предпосылка успешности в дальнейшей деятельности и обучении Работа носит системный характер и обеспечивает социально коммукативное развитие ребенка Результат – готовность к обучению в школе

Читайте также:  Книга о развитии ребенка до года fb2

14 слайд

Скачать программу радуга развития ребенка в детском саду

Выберите книгу со скидкой:

Скачать программу радуга развития ребенка в детском саду

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Скачать программу радуга развития ребенка в детском саду

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Скачать программу радуга развития ребенка в детском саду

Курс повышения квалификации

Скачать программу радуга развития ребенка в детском саду

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-085737

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Авторы программы «Радуга»: Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева, Т.И. Гризик, В.В. Гербова. Научный руководитель Т.Н. Доронова.

Программа ‘Радуга’ рекомендована Минобразования РФ, прошла апробацию в различных регионах страны. В настоящее время переработана с учетом предложений педагогов-практиков. Программа направлена на воспитание, образование и развитие детей от 2 до 7 лет. В ней даны возрастные характеристики ребенка, определены задачи работы с детьми и пути их решения, обозначены главные направления взаимодействия ДОУ с родителями.

Программа ‘Радуга’ содержит семь разделов: изобразительная деятельность, математика, развитие речи, конструирование, музыка, движение, окружающий мир.

Структура программы отражает закономерности появления и становления в психике ребенка важнейших психических новообразований: от 2 до 4 лет — целенаправленная деятельность, от 4 до 5 — переход сознания ребенка за пределы окружающей его действительности, от 5 до 7 лет — произвольность психических процессов, развиваются воображение, творчество.

Программа ‘Радуга’ задумана и реализована:

  • как комплексная, т.е. охватывающая все основные стороны развития детей в дошкольном возрасте;
  • массовая, т.е. предназначенная для использования во всех регионах России в городских и сельских детских садах;
  • личностно-ориентированная система воспитания, образования и развития детей, основанная на классических подходах и основных достижениях современной российской педагогической и психологической науки.

Авторы рассматривают ребенка как субъекта индивидуального развития, активно присваивающего культуру, подчеркивают неправомерность переноса акцента дошкольного образования на школьную модель обучения.

Педагогическая работа в рамках программы строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка и становлении его личности. Существенный момент в педагогической работе — создание у детей мотивации. Авторы предлагают использовать три ее типа: игровую, общения и личной заинтересованности.

Внимание! На этой странице описан устаревший вариант. Новый, рабочий вариант программы «Радуга» по ФГОС вы найдете здесь.

Авторы назвали программу «Радуга», образно сравнивая с настоящей радугой семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка: физическая культура; игра; изобразительная деятельность и ручной труд; конструирование; занятие музыкальным и пластическим искусством; занятие по развитию речи и ознакомление с окружающим миром; математика.

Так, например, разделы «Ребенок и окружающий его мир», «Обучение родному и иностранному языкам» обозначены синим цветом. Их цель — помочь научиться общению со взрослыми и сверстниками, понятно для окружающих выражать свои мысли, уметь слушать и понимать других, вступать в разговор, поддерживать его, высказывать свои суждения, формировать простейшие выводы. С синим цветом ассоциируется все то, что необходимо как воздух и окружает ребенка в быту и природе, что позволяет ему установить связи между живым и неживым, познать самого себя.

Одно из положений, на которых базируется программа, — личность представляет собой систему, основанную на отношении человека к окружающему миру, другим людям, к себе самому. В программе поставлены задачи формирования бережного и уважительного отношения к окружающему миру рукотворных предметов и сфере человеческого труда, экологического отношения к природе, разработаны и предложены эффективные технологии создания в группе спокойных и доброжелательных взаимоотношений.

Авторы преследуют цель — сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиться ее решения и др., которые позволяют ребенку, не потеряв интереса к учению, полноценно овладевать знаниями не только в школе, а постоянно. В связи с этим решение воспитательно-образовательных задач в первую очередь направлено на воспитание и общее психическое развитие ребенка. При этом формирование знаний, умений и навыков рассматривается не как самоцель, а как одно из средств развития ребенка.

Перед воспитателями ставятся следующие задачи:

  • создать ребенку возможность радостно и содержательно прожить эти годы;
  • обеспечить охрану и укрепление его здоровья (физического и психического);
  • способствовать всестороннему и своевременному психическому развитию;
  • формировать активное и бережное уважительное отношение к окружающему миру;
  • приобщать к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали и др.).

Раздел программы «Радуга» «Мир природы» является составляющей познавательного развития детей, в рамках которого они все вместе получают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношение к окружающему миру. В методическом материале программы предусмотрено значительное количество занятий о растениях, животных, планете Земля и строении Солнечной системы. Детям дают знания из области географии, сведения об экзотических явлениях (о природе Африки, динозаврах и др.), на основе сезонных наблюдений составляются «портреты» каждого месяца, детей знакомят с историей создания часов, календарей, глобуса.

Читайте также:  Презентация игра как средство развития ребенка

Дети учатся созерцать природу, эмоционально откликаться на ее состояние, но важно и осмысливать увиденное, понимать, что оно означает. В программу включены привлекательные в познавательном отношении факты о мире и природе, но они не могут обеспечить детям понимания природы, непосредственно окружающей ребенка, выработать ценностное отношение к ней. Не может способствовать этому и частое использование словесного метода — рассказа воспитателя, объяснения вместо наблюдений.

В процессе воспитательно-образовательной работы с детьми закладываются основы познавательного, бережного, созидательного отношения к миру, уважительное, заинтересованное отношение к культуре других народов; формируется эмоциональная отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.

Структурно-содержательная характеристика

Основное содержание представлений о природе формируется в совместной с воспитателем деятельности в повседневной жизни и на занятиях.

Программа «Радуга» предлагает разделить работу по экологическому воспитанию на два раздела: «Живая природа» и «Неживая природа». На занятиях дети получают знания о растениях и животных как о царствах: царство растений и царство животных. Царство растений в свою очередь делится на дикие и культурные растения.

Дикие растения — те, которые живут, растут и развиваются без усилий со стороны человека, а культурные — те, в росте, развитии и жизни которых человек принимает активное участие. Авторы рекомендуют при ознакомлении детей с растениями учитывать специфику края, местности, где живут дети. Например, следует знакомить с морскими растениями тех, кто живет на морском побережье; при классификации комнатных растений следует начать с тех, которые есть в группе, детском саду и т.д. Проводятся занятия для расширения у детей представлений о мире растений через занимательные рассказы (исторические факты, «язык цветов», растения, занесенные к Красную книгу). С детьми рекомендуется проводить систему занятий по ознакомлению с растениями.

Темы занятий: «Царство растений», «Культурные растения», «Дикие растения», «Удивительные и прекрасные».

Царство животных авторы подразделяют не по классам и видам, а по их взаимосвязям с человеком, т.е. на диких и домашних животных. Детям даются знания о том, что к домашним животным относятся виды, живущие рядом с человеком не одну тысячу лет (коровы, овцы, свиньи, козы), а дикие животные — те, которые не могут жить с человеком. Они сами заботятся о себе, живут по своим законам.

Таким образом ребенка подводят к пониманию особой роли и места человека в природе:

  • человек не хозяин природы, а лишь ее часть;
  • обязан считаться со всеми живущими на Земле;
  • должен рационально использовать дары и богатства природы.

Темы занятий: «Царство животных», «Домашние животные», «Дикие животные», «Удивительное о животных».

В старшем дошкольном возрасте дети только накапливают познавательный багаж, содержащий знания и информацию о неживой природе. Авторы предлагают передавать детям на занятиях конкретные факты и сведения через крупные познавательные темы: «Атмосферные явления» — происхождение облаков, туч, дождя, молнии; «Разнообразие природы» — рассказы о разных климатических зонах; «Времена года» — обобщающие беседы о зиме, весне, лете, осени; «Солнечная система» — познавательные рассказы о планетах и других небесных телах, о зависимости наступления дня, ночи, вечера и утра от положения Земли по отношению к Солнцу; «Удивительное в камне» — познавательные рассказы о различных камнях, их происхождении, роли в жизни людей в разные времена.

Программа «Радуга» ориентирует педагогов на осуществление трудовой деятельности, но не на занятиях, а в повседневной жизни. Авторы рекомендуют выращивать в группе культурные растения (из семян и луковиц), даже разрешают детям, которые проявляют явный интерес и любовь к уходу за комнатными растениями, принести в группу свои цветы (при условии, что ухаживать за ними дети будут самостоятельно).

Авторы считают беседы на познавательные темы одной из форм получения информации, они рекомендуют строить их таким образом, чтобы вопросы педагога помогали детям упорядочивать имеющиеся представления, уточнять и расширять их. В итоге бесед ребенок должен осознать, понять различные закономерности нашего мира, получить новую информацию (беседа о фруктах, «Мой любимый день недели, года», «Животные, которых мы знаем» и др.).

«Радуга» предусматривает значительное количество занятий о растениях, животных, строении Солнечной системы. Дошкольники получают много знаний, но недостаточно экологических. Предполагается частое использование словесного метода: рассказ воспитателя, объяснение вместо наблюдения, совсем не присутствует опытническая работа, мало внимания уделено труду в природе. Детям все дается в готовом виде, т.е. всю информацию они черпают из рассказа воспитателя. Эта программа рассчитана в основном на получение готовых знаний, а не на практическую деятельность детей.

В программе «Радуга» в арсенал педагогического руководства познавательной активностью детей входят разбор, обсуждение проблемных ситуаций, но конкретно опытническая работа отсутствует.

Предметно-развивающая среда

Педагогам даются конкретные рекомендации по созданию развивающей среды для каждой возрастной группы, позволяющие более качественно и эффективно решать программные задачи.

Учебно-методическое обеспечение

Программа имеет комплект методического обеспечения по каждой возрастной группе для педагогов, детей, родителей. Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. — М.: Сфера, 2009.

Источник