Скачать мамайчук помощь психолога ребенку с задержкой психического развития
Добавил:
Upload
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз:
Предмет:
Файл:
plany_sem_zanyatiy_po_ps_detey_s_ZPR_novye_0.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
22.11.2018
Размер:
183.81 Кб
Скачать
Блинова Л.Н.
Диагностика и коррекция в образовании
детей с задержкой психического развития:
Учеб. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
– 136 с.Вильшанская
А.Д. Условия формирования приемов
умственной деятельности у младших
школьников с ЗПР // Дефектология. –
2005. — №2. С. 57-65.Диагностика
и коррекция задержки психического
развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко.
– М.:АРКТИ, 2001. – С. 105-143.Калмыкова З.И.
Особенности генезиса продуктивного
мышления у детей с задержкой психического
развития // Дефектология. — 1978. — № 3.Петрунек
В., Таран Л. Младший школьник: заметки
врачей-психоневрологов. – М.: Знание,
1981. – 93 с.Шамарина
Е.В., Чернухина Е.Е. Особенности
познавательной деятельности и
эмоциональной сферы младших школьников
с ЗПР: Учебно-методическое пособие. –
М.: Книголюб, 2006. – 208 с.Семинарское
занятие №15
(2 часа)
Тема:
Развитие личности и эмоционально-волевой
сферы детей с ЗПР в младшем школьном
возрасте
План:
Особенности
поведения и эмоционально-волевой сферы
младших школьников с ЗПР.Особенности
формирования самосознания младших
школьников с ЗПР.
Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов:
В чем состоят
аффективные нарушения младших школьников
с ЗПР?Раскройте понятие
произвольной регуляции психической
деятельности и поведения и опишите
особенности нарушения данной регуляции
у детей с ЗПР.Охарактеризуйте
3 группы детей с ЗПР в зависимости от
их психических особенностей и поведения
– уравновешенные, заторможенные и
возбудимые (по наблюдениям Т.А. Власова,
М.С. Певзнер).Дайте
определение самосознания, охарактеризуйте
структуру самосознания, возрастные
особенности его формирования в норме
и при задержанном психическом развитии.
Литература
Асмолов
А. Г. Психология личности. – М., 1990.Белопольская
Н.Л. Психологическая диагностика
личности детей с задержкой психического
развития. – М.: Изд-во УРАО, 1999. – 148 с.Блинова
Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании
детей с задержкой психического развития:
Учеб. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
– 136 с.Власова
Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями
в развитии // Хрестоматия по психологии
/ Под ред. А.В. Петровского. – М.:
Просвещение, 1987.Гарбузов
В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у
детей и их лечение. – М.: Медицина, 1977.
– С.14-24.Лебединский
В.В., Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг
М.М. Эмоциональные нарушения в детском
возрасте и их коррекция. – М., 1985.Основы
специальной психологии.: Учеб. пособие
для студ. сред. пед. учеб. заведений /
Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И.
Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой.
– М.: Издательский центр «Академия»,
2002. – 480 с.Общая психология
/ Под ред. А.В. Петровского. – М., 1986.Психология
детей с задержкой психического развития.
Хрестоматия: Учебное пособие для
студентов факультетов психологии. –
СПб.: Речь, 2004. – С. 210-217, 229-240.Шамарина
Е.В., Чернухина Е.Е. Особенности
познавательной деятельности и
эмоциональной сферы младших школьников
с ЗПР: Учебно-методическое пособие. –
М.: Книголюб, 2006. – 208 с.Семинарское
занятие №16
(2 часа)
Тема:
Развитие межличностных отношений у
детей с ЗПР в младшем школьном возрасте
План:
Общее
понятие о личности, межличностных
отношениях и общении в психологической
науке.Возрастные
особенности развития личности и
межличностных отношений в младшем
школьном возрасте.Особенности
развития личности детей с ЗПР в младшем
школьном возрасте.Особенности
коммуникативной деятельности и
коммуникативных качеств младших
школьников с ЗПР.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Консультация психолога
Психологическая помощь детям с задержкой психического развития
С каждым годом увеличивается процент детей с задержкой психического развития (ЗПР). Такие дети посещают дошкольные учреждения общеразвивающего типа. Команда специалистов таких как педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог разрабатывает индивидуальную программу развития, помогают воспитателям адаптировать образовательную программу детского сада, учитывая степень нарушения в развитии данной категории детей. Дети с тяжелыми формами ЗПР могут быть зачислены в структурное подразделение Лекотека.
А теперь рассмотрим 4 основных варианта ЗПР. В работах К.С. Лебединской выделяют следующие типы:
- конституционального происхождения;
- соматогенного происхождения;
- психогенного происхождения;
- церебрально-органического генеза.
Клинико-психологическая структура каждого варианта ЗПР отличается соотношением интеллектуальных и эмоционально-волевых нарушений. ЗПР конституционного происхождения характерны для детей с психофизическим инфантилизмом (личностная незрелость). Эмоциональная сфера таких детей соответствует психическому развитию ребенка более раннего возраста. Их эмоции яркие и живые. В поведении, игре преобладают эмоциональные реакции, а так же характерна недостаточная самостоятельность. Таким детям трудно сосредоточить внимание, подчиниться правилам дисциплины.
У детей с соматогенной формой ЗПР так же наблюдается эмоциональная незрелость, причиной которой являются длительные хронические заболевания. Это тормозит развитие активных форм деятельности, что в последствии приводит к таким личностным особенностям как робость, неуверенность в собственных силах, боязливость, а так же к снижению умственной работоспособности. У детей данног варианта ЗПР неустойчивое внимание, снижен объём памяти, нарушена динамика мыслительной деятельности.
ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания ребенка: неблагополучные семьи, психотравмирующие условия воспитания. Ранняя психическая и социальная депривация (негативное психическое состояние, вызванное лишением возможности удовлетворения самых необходимых жизненных потребностей, т.е. лишение чего-либо) приводит к выраженному снижению познавательной активности, что отражается на интеллектуальной продуктивности. Психотравмирующие ситуации способствуют формированию робости, боязливости, неуверенности как и при ЗПР соматогенного происхождения. Ребенок беъзинициативен, не самостоятелен, что так же сказывается на познавательной активности.
ЗПР церебрально-органического генеза отличается большей выраженностью нарушений психических функций в сравнении с вышеперечисленными формами. В следствие мозговых инфекций и травм, органического поражения головного мозга у детей наблюдается интеллектуальная недостаточность, связанная с нарушением интеллектуальной деятельности и предпосылок интеллекта, а именно памяти, внимания, пространственного мышления, речи. У детей наблюдается нарушение сенсомоторной интеграции, темпа восприятия.
Психологическая помощь детям с ЗПР
С учетом перечисленных выше особенностей можно определить основные задачи коррекционно-педагогической работы с такими детьми:
- совершенствование двигательных функций (развитие общей и мелкой моторики, формирование элементарных моторных навыков);
- сенсорное воспитание (совершенствование оптико-пространственных и слуховых функций, сенсорно-перцептивной деятельности);
- формирование и развитие предметной деятельности как ведущей деятельности раннего возраста. Важно не только совершенствовать зрительно-моторную координацию, необходимо побуждать детей к решению наглядных задач в тактических играх и в быту, развивая мышление;
- формирование навыков эмоционального и ситуативно-делового общения со сверстниками;
- целенаправленное развитие речи, ее функций.
Разрабатывая программу коррекционной работы с детьми, следует ориентироваться на следующие направления работы:
1. Развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.
2. Формирование психологического базиса для развития высших психических функций:
- обеспечение полноценного физического развития, оздоровление организма;
- коррекция недостатков в двигательной сфере;
- развитие общей и мелкой моторики;
- формирование чувства ритма;
- создание условий для полноценного межанализаторного взаимодействия через систему специальных игр и упражнений.
3. Целенаправленное формирование высших психических функций:
- развитие сенсорно-перцептивной деятельности и формирование эталонных представлений;
- формирование мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (мыслительной активности, наглядности форм мышления, мыслительных операций, конкретно-понятийного и элементарного умозаключающего мышления);
- развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;
- развитие творческих способностей.
4. Формирование ведущих видов деятельности, операционных и регуляционных компонентов:
- всестороннее развитие предметно-практической деятельности;
- целенаправленное формирование игровой деятельности;
- формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью: умений программировать, контролировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий учебного типа.
5. Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере:
- формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
- преодоление негативных качеств формирующегося характера, предупреждение и устранение аффективных, негативистских, аутических проявлений, отклонений в поведении.
6. Преодоление недостатков в речевом развитии:
- целенаправленное формирование функций речи;
- особое внимание следует уделить развитию словесной регуляции действий у детей с ЗПР.
7. Формирование коммуникативной деятельности:
- обеспечение полноценных эмоциональных и «деловых» контактов со взрослыми и сверстниками;
- формирование механизмов психологической адаптации в коллективе сверстников, формирование полноценных межличностных связей.
Литература
- Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии, Санкт-Петербург: Речь, 2008.
- Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2006.
- Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии). — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
Источник
Вид работы:
Дипломная (ВКР)
Предмет:
Психология
Язык:
Русский
,
Формат файла:
MS Word
45,8 Кб
Скачать
Опубликовано:
2012-04-25
Все дипломные работы по психологии
Скачать дипломную работу
Читать текст online
Заказать дипломную
*Помощь в написании!
Посмотреть все дипломные работы
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!
Похожие работы
… детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
В настоящее время проблеме особенностей развития психических процессов и в частности внимания отводится большое значение. Особенно это актуально применительно к детям с задержкой психического развития .
СкачатьСкачать документ
Читать onlineЧитать onlineМежличностные отношения детей с задержкой психического развития
… психического развития у ребенка . Основная цель программы – оказание помощи дошкольникам с задержкой психического развития , у которых отмечаются отклонения в социально — психологической и эмоциональной сферах (повышенная тревожность, агрессия).
СкачатьСкачать документ
Читать onlineЧитать onlineОсобенности работы педагога с детьми , имеющими задержку психического развития
М., 1999. 13.Мамайчук И. И., Ильина Н. М. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития .
.Мустаева Л.Г. Коррекционно-педагогические и социально — психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развитияСкачатьСкачать документ
Читать onlineЧитать onlineПсихологические особенности детей с задержкой психического развития …
К детям с задержкой психического развития относятся дети , не имеющие выраженных отклонений в развитии (умственной отсталости, тяжелого речевого недоразвития, выраженных первичных недостатков в функционировании отдельных анализаторных систем…
СкачатьСкачать документ
Читать onlineЧитать online… детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического …
. Социально — психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с задержкой психического развития . . Профилактическая работа с родителями, педагогами и другими специалистами, имеющими дело с такими детьми .
СкачатьСкачать документ
Читать onlineЧитать onlineОсобенности звукопроизношения у детей с задержкой психического развития
…на определенной стадии развития [40]. Психологическая адаптация детей с задержкой психического развития представляет собой проблему, актуальность которой обусловлена сегодня традиционными запросами психолого-педагогической, клинико- социальной …
СкачатьСкачать документ
Читать onlineЧитать onlineМетодика коррекции осанки у детей 7-8 лет с задержкой психического развития
…коррекции осанки у детей ЗПР способствует всестороннему гармоничному развитию личности и социально — психологической адаптации детей . 3.2 Эффективность методики коррекции осанки у детей с задержкой психического развития 7-8 лет на занятиях ЛФК.
СкачатьСкачать документ
Читать onlineЧитать online
Источник
Авторы:
И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина, Ю. М. Миланич
Издательство:
Эко-Вектор
ISBN: 9785906648495
Год: 2017
В данном учебном пособии рассматриваются теоретико-методологические, методические подходы к психологической помощи детям и подросткам с задержкой психического развития. Авторы используют комплексный клинико-психолого-педагогический подход к анализу задержки психического развития, раскрывают специфику психологической диагностики детей с учетом клинической формы ЗПР и возрастных особенностей. В издании описаны основные направления психологической помощи детям и их родителям с учетом формы, степени тяжести ЗПР, особенностей социальной ситуации развития детей. Особое внимание уделяется проблемам нейропсихологической диагностики и коррекции детей с ЗПР, раскрываются этапы, динамика психологического сопровождения детей и подростков с ЗПР и специфика психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ЗПР. В учебном пособии приведены психокоррекционные технологии и техники, используемые при работе с детьми с ЗПР, а также представлены многочисленные клинико-психолого-педагогические примеры диагностики и коррекции детей с различными формами ЗПР. Пособие рекомендуется не только студентам, обучающимся по специальностям клиническая и коррекционная психология, но и специалистам в области возрастной, детской клинической психологии, а также педагогам-дефектологам и родителям детей с ЗПР. Обо всём этом и не только в книге Помощь психолога детям с задержкой психического развития (И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина, Ю. М. Миланич)
- Эти книги могут быть Вам интересны
- Рецензии (0)
- Написать рецензию
Рецензий на «Помощь психолога детям с задержкой психического развития» пока нет. Уже прочитали? Напишите рецензию первым
- Отзывы (0)
- Оставить свой отзыв
Отзывов о «Помощь психолога детям с задержкой психического развития» пока нет. Оставьте отзыв первым
- Цитаты (0)
- Добавить цитату
Цитат из «Помощь психолога детям с задержкой психического развития» пока нет. Добавьте цитату первым
- Где купить?
Книгу «Помощь психолога детям с задержкой психического развития» И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина, Ю. М. Миланич можно приобрести или скачать:
в 2 магазинах по цене
от 1019
до 1653 руб.
- Объявления
- Разместить объявление
Предложений от участников по этой книге пока нет. Хотите обменяться, взять почитать или подарить? Добавьте объявление первым!
- Читали (0)
- Хотят прочесть (0)
Интересные посты
Интересная рецензия
Дворник-убийца
— Мне нужен детектив, но я люблю такие, чтоб загадка, сюрприз, и до конца непонятно кто преступник…
Источник
Ирина Кацюба
Психологическая помощь детям с задержкой психического развития
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР определяется в соответствии с их образовательными потребностями, обусловленными возрастом, степенью и многообразием нарушений, а также социально-культурными условиями жизни и воспитания.
Е. А. Стребелева выделяет специфические образовательно-воспитательные потребности детей с ЗПР. Прежде всего, необходимо учитывать, что такие дети особо нуждаются в постоянно поддерживаемой взрослыми ситуации успеха. Она должна относиться как к предметно-практической деятельности, в которой ребенок смог бы усваивать и переносить способы и навыки в новые ситуации, так и к межличностному взаимодействию. Неразвитость и специфичность коммуникативных потребностей детей с ЗПР требует параллельного ведения индивидуальной и коллективной работы. Наравне с познавательным должно идти эмоциональное развитие детей с ЗПР, что обусловлено незрелостью эмоционально-нравственной сферы личности этих детей.
Учет таких специфических потребностей будет способствовать безболезненной социализации детей.
Работа психолога строится с учетом специфики учреждения. Если в нем есть учитель-дефектолог, психолог акцентирует свое внимание на коррекции и развитии эмоциональной сферы и поведения детей, на развитии потребности в общении. В другом случае в индивидуальную работу включаются и занятия по коррекции познавательной сферы в соответствии с результатами диагностики.
Одно из основных мест в коррекционной работе должно отводиться всем формам ручной деятельности, включая рисование, лепку, аппликацию, конструирование, работу с мозаикой, пальчиковую гимнастику, шитье и т. д.
В рисовании можно использовать следующие игры-упражнения:
— срисовывание с образца;
— работа с трафаретами;
— обведение контура, обведение по внешнему и внутреннему контуру;
— раскрашивание и штриховка.
В аппликации можно использовать как метод отрыва (без использования ножниц, так и метод вырезывания. Развитие навыков работы с ножницами может выступать как самостоятельный вид деятельности.
Обосновывая взаимосвязь развития движений пальцев и интеллекта детей, А. Л. Сиротюк1 предлагает использовать пальчиковую гимнастику как метод коррекции интеллекта детей. Цель занятий — синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие потенциальных способностей, памяти, внимания, речи, мышления. Кроме того, методика А. Л. Сиротюк включает дыхательные упражнения и упражнения, развивающие мышцы языка. Автор также предлагает программу развития интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии.
Детям с ЗПР полезны игры-упражнения, направленные на развитие тактильной чувствительности:
— в емкости с крупой (например пшеном или рисом) прячется какая-нибудь мелкая игрушка, задача ребенка — найти ее и описать, не доставая;
— сортировка смешанных круп по отдельным коробочкам;
— выкладывание фигурок из круп;
— игры с кусочками различных материалов и тканей и т. д.
Кроме того, можно играть с различными видами конструктора, палочками, пазлами, мозаикой и т. д.
Особого внимания требует развитие речевого опосредования действий детей. Можно использовать следующие приемы:
— поощрение и поддержка правильных ответов на этапе ориентировки в задании;
— проговаривание вместе с ребенком того, что он будет делать, а также последовательности действий;
— повторение ребенком задания вслух;
— вспомнить и повторить задание после того, как оно выполнено;
— привлечение ребенка в качестве помощника другим детям.
В работе с детьми с ЗПР широко должны применяться дидактические игры, которые способствуют формированию самоконтроля, освоение сенсорных эталонов и навыков учебной деятельности. В книге А. А. Катаевой и Е. А. Стребелевой представлены дидактические игры, с помощью которых специалисты могут решать различные коррекционные задачи:
— формирование сотрудничества ребенка со взрослым и овладение способами усвоения общественного опыта;
— развитие ручной моторики;
— сенсорное воспитание;
— развитие мышления;
— развитие речи.
Ценность дидактической игры состоит в том, что сам процесс обучения она делает эмоциональным, при достаточно большом количестве повторений сохраняет интерес ребенка к заданию. Это особенно важно в работе с детьми с ЗПР.
Необходимо отметить, что выбор коррекционных методов зависит, прежде всего, от возраста и степени нарушения, выявленных в ходе диагностического обследования ребенка. Но не менее важным аспектом выбора являются уровень квалификации и опыт профессиональной деятельности самого специалиста.
Рекомендации родителям.
Значимость налаживания тесного взаимодействия с семьей определяется тем, что именно она, как важнейший институт, обуславливает особенности социального развития ребенка.
Формирование и зоны ближайшего развития, и социальной ситуации развития определяется сложившейся в семье системой отношений ребенка с близкими взрослыми, системой ценностей, норм и правил. Поэтому ро-дители должны стать необходимым звеном в системе коррекционно-развивающей работы с ребенком.
Основными задачами работы психолога с родителями можно считать:
— помощь в осознании и принятии особенностей развития ребенка;
— обучить способам и приемам эффективного взаимодействия и коррекции познавательной сферы в соответствии с культурным уровнем родителей;
— ознакомление с направлениями и содержанием программы работы специалистов дошкольного образовательного учреждения.
Начинать коррекционную работу необходимо с изучения родительских установок, их отношения к особенностям своего ребенка. Важно «стабилизировать» стиль воспитания, помочь родителям адекватно относиться к проблемам своего ребенка. Такая необходимость обусловлена частыми нарушениями стиля воспитания по линии гипо- или гиперопеки в семьях, в которых есть ребенок с ЗПР. С одной стороны, родители, считая своего ребенка серьезно больным, начинают опекать его, ограничивать и так неразвитую самостоятельность, чем еще более усугубляют ситуацию. С другой, родители не замечают или не знают своеобразия своего ребенка, думают, что с возрастом ситуация улучшится сама по себе. Такие семьи обычно характеризуются низким культурным уровнем. От особенностей родителей будет зависеть стратегия работы с ними и с ребенком.
Также необходимо помнить, что полноценный коррекционный эффект достигается при переносе положительных сдвигов со специальных занятий в реальную повседневную жизнь ребенка. А это возможно лишь тогда, когда родители знают о позитивной динамике и знают способы и методы закрепления выработанных навыков. Поэтому основной акцент в работе психолога и родителей будет сделан на просвещении.
Источник