Скачать бесплатно программу развития одаренный ребенок

Скачать бесплатно программу развития одаренный ребенок thumbnail

Муниципальное образовательное учреждение

Сараевская средняя общеобразовательная школа

муниципального образования – Сараевский муниципальный район
Рязанской области

ПРОГРАММА

«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

р.п. Сараи

2019

1.Пояснительная записка

Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны, области, района в ближайшей перспективе

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними.

  Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми учащимися становится все более актуальной и очевидной, так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета личности.

    Анализ участия учащихся школы в различных конкурсах, смотрах, муниципальных и региональных олимпиадах показывает, что в коллективе имеется категория одаренных детей. Вместе с тем, возможности и способности творческих учащихся не всегда в полной мере удается реализовать.

    Целенаправленная и систематическая работа с одарёнными детьми позволяет более эффективно управлять формированием комплексных характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность и познавательную деятельность учащихся.

2.Концепция работы с одарёнными детьми.

Настоящая программа базируется на понимании того, что сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами сохранения и развития себя как личности способной, реализуя свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества. «Развивая себя – развиваешь общество» — тезис, отражающий в некоторой степени характерный признак нового социального заказа. Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций.

В своей работе мы опираемся на следующее определение одарённых детей:

К группе одарённых детей могут быть отнесены обучающиеся, которые:

1)      имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

2)      имеют доминирующую, активную познавательную потребность;

3)      испытывают радость от умственного труда.

Для одарённых детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определённом этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одарённости.

Можно условно выделить 3 категории одарённых детей:

1)      дети с высоким общим уровнем развития при прочих равных условиях;

2)     дети с признаками умственной одарённости – одарённости в определённой области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте);

3)     учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).

Создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы нашего образовательного учреждения.

3.Цели программы

1.Развитие системы личностно-ориентированного образования детей как условие формирования личности с высоким уровнем интеллекта, способной к творческой самореализации.

2.Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

3.Формирование действующей системы психолого-педагогических условий выявления и работы с одаренными детьми.

4.Формирование системы социально-психологической поддержки и защиты детей.

4. Задачи программы

1.Выбор рациональных форм управления интеллектуальной деятельностью учащихся. Отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

2.Выявление и развитие возможности одаренных детей в различных областях знаний.

3. Создание благоприятной интеллектуальной атмосферы для достижения максимальной самореализации творческих учащихся.

4. Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных, российских олимпиадах, конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

5. Принципы программы

 1. Оптимально ориентированный уровень сложности и трудности заданий для учеников.

2. Акцент на решающую роль теории.

3. Развитие у учащихся обобщенных умений (способов) познавательной деятельности.

4. Обучение рациональным приемам познавательной деятельности.

5. Поддержание интереса, любознательности.

6. Формирование мотивов познавательного интереса с использованием особо актуального содержания, занимательности, необычности; широкое применение познавательных игр, учебных дискуссий, диспутов, конкурсов, школьных научных конференций, викторин и т.д.

7. Создание педагогических условий формирования интереса учащихся к творческой самореализации.

6.Основные направления работы

1. Диагностика – как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало.

2. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одарённых детей.

Читайте также:  Психология и психофизическое развитие ребенка

3. Развитие творческих способностей учащихся.

4. Поощрение – стимулирование дальнейшей творческой деятельности.

7.Стратегия работы с одаренными детьми

I. Диагностика

1. Изучение диагностических методик, основанных на доступности, информативности емкости.

2. Создание банка методик для диагностирования учащихся с 1 по 11 классы по определению интеллектуальных способностей; банка одарённых талантливых детей.

3. Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования.

4. Изучение личностных потребностей одарённых учащихся путем собеседования.

5. Изучение работы учащихся на уроке путем посещения занятий учителем.

6. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.

II. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей

1. Организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.

2. Информирование учащихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности.

3. Знакомство учащихся с новинками литературы. Организация помощи ученикам в подборе литературы.

4. Привлечение творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.

5. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.

6. Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся.

7.Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.

III. Развитие творческих способностей

1. Доступность и широкое привлечение учащихся к проведению школьных олимпиад, конкурсов, конференций.

2. Проведение школьных олимпиад.

3. Использование в практике работы с одарёнными детьми следующих приемов:

— творческие ответы;

— выполнение творческих тематических заданий;

— выполнение проблемных поисковых и исследовательских работ;

— выполнение проектов;

— приобщение (в различных формах) к работе учителя;

— повышение степени сложности заданий.

5. Углубленное изучение отдельных предметов.

4. Введение широкого круга разнообразных по тематике элективных курсов; кружков различной направленности.

IV. Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности

1. Создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам – медалистам, победителям и призерам районных, областных олимпиад.

2.Выносить на публичное своевременное поощрение успехов учащихся (линейки, молнии-объявления).

3. Отправление благодарственных писем родителям.

4.Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.

8.Формы работы с одаренными учащимися

— групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
— факультативы;
— конкурсы;
— спецкурсы;
— участие в олимпиадах;
— работа с индивидуальным планом;

9.Кадровое обеспечение программы

Группа

Функции

Состав

Административно-координационная

Осуществление общего контроля и руководства.

Руководство деятельностью коллектива.

Анализ ситуации и внесение корректив.

Директор школы.

Консультативная, Научно-методическая

Координация реализации программы.

Проведение семинаров, консультаций.

Аналитическая деятельность.

Заместитель директора по ВР,

Заместители директора по УВР.

Педагоги школы

Осуществление программы в системе внеклассной работы

Использование новых педагогических технологий

Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся

Классные руководители,

Учителя

Учителя

 10. Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися в школе

Направление деятельности

Содержание

Информационное обеспечение

1. Нормативно-правовое обеспечение:

  • О проведении школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников.

  • О проведении предметной недели (декады)

  • О конкурсах, викторинах и т.п.

2. Программное обеспечение ( программы кружков, факультативов и т.п.)

Организационно-методическое обеспечение

1. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров.

2. Изучение обобщения опыта работы педагогов.

3. Мониторинг работы системы.

11.Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы

Форма

Задачи

Предметная неделя (декада)

  • Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.

  • Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.

  • Развитие творческих способностей учащихся.

Кружки, студии, объединения

  • Развитие творческих способностей учащихся.

  • Содействие в профессиональной ориентации.

  • Самореализация учащихся во внеклассной работе.

12. Этапы работы

1 этап: диагностико- прогностический, методологический 2015-2016 годы)

*     пополнение банка данных по одаренным детям;

*    банка творческих работ учащихся;

*     банка текстов олимпиад и  интеллектуальных конкурсов;

2 этап: деятельностный (2016-2019 годы)

*     Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.

*     Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.

*     Активное использование метода проектов.

*     Проведение выставок детского творчества

3 этап: констатирующий (2020год)

*    Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными.

*    Аналитический отчет «Опыт работы с одаренными детьми».

13. План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»

на 2015-2020 г.г.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Диагностика одаренных детей

Создание и пополнение базы данных одаренных детей школы.

ежегодно

педагог-психолог

учителя- предметники

2.

Внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление

ежегодно

Зам.директора по УВР

3.

Организация патронажа между способными учащимися и учителями-предметниками

ежегодно

Зам.директора по УВР

4

Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников

ежегодно

Зам. директора по УВР

педагог-психолог

5.

Расширение сети курсов по выбору с учетом способности и запросов учащихся

Май,

Администрация

6.

Организация и проведение школьных олимпиад.

Октябрь — ноябрь

Читайте также:  Волнообразная динамика развития ребенка это

Зам. директора по УВР

7.

Участие в районных, областных олимпиадах

Декабрь-январь 

Зам.директора по УВР

8.

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми

Постоянно

Зам.директора по УВР

9.

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

2015 г

Администрация

10.

Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей

Ежегодно

Администрация

11.

Проведение предметных недель и декад

Ежегодно

Зам. директора по УВР

12

Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми

Ежегодно

Руководители ШМО

13

Аналитический отчет

Ежегодно май

Зам.директора по УВР

14

Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. Формирование раздела «Одаренные дети»

Зам.директора по УВР

13.Ожидаемые результаты

  1. Развитие системы работы с одаренными и талантливыми детьми.

  2. Увеличение количества одаренных детей, поощрения одаренным детям за успехи в области культуры и искусства, образовательной деятельности, технического творчества и спорта.

  3. Повышение качества подготовки специалистов, работающих с одаренными детьми.

  4. Оснащение и материально-техническая поддержка учреждений по работе с одаренными детьми.

  5. Проведение школьных фестивалей и конкурсов.

  6. Проведение ежегодных мероприятий по обеспечению досуга одаренных детей.

  7. Создание системы широкого освещения проблем и направлений работы с одаренными детьми, в том числе в средствах массовой информации.

Источник

         Пояснительная записка.

  1. Выявление одаренных детей.

 Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности любого учителя. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Условно мы выделяем три категории одаренных детей:

  1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области языка и литературы.
  3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

2. Принципы работы  с одаренными детьми: 

  1. принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  2. принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  3. принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  4. принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  5. принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

3.Стратегия работы с одаренными детьми

I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности.
Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности – в области художественного развития. В связи с этим целесообразно использовать часы вариативной части в обучении школьников на организацию творческих мастерских.
Творческие мастерские: 

  1. мастерская художественного слова;
  2. мастерская юных исследователей языка
  3. «В мире прекрасного» (изобразительная деятельность);
  4. Мастерская «Проба пера»

II этап – диагностический (5-9-е классы) – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.
На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.

III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.
С 2008 года мною организован клуб «Юные исследователи языка», куда вошли самые активные, самые творческие, самые любознательные, самые трудолюбивые и способные в разных областях знаний ребята, объединенные любовью к родному языку ( 8-11 классы).

Деятельность клуба разнообразна. Ребята занимаются исследовательской деятельностью, готовят научные выступления и презентации.

Самые талантливые ребята, участвовавшие и победившие в олимпиадах, конференциях, смотрах и конкурсах, составляют свой портфолио

Условия успешной работы с одаренными учащимися

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Формы работы с одаренными учащимися

  1. факультативы;
  2. конкурсы и конференции;
  3. интеллектуальный марафон;
  4. участие в олимпиадах;
  5. спецкурсы;
  6. работа по индивидуальным планам;

Источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

С редняя общеобразовательная школа №9 им,М.И.Неделина

Индивидуальная программа развития одаренного ребёнка

Гущина Татьяна ученица 2 «А» класса

Разработала: учитель нач. классов

Нетылева И.В.

Одинцово 2016г.

1

Пояснительная записка.

Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальность-это неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей. К индивидуальным особенностям относится своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Их конкретное сочетание создает уникальную целостную структуру переживающего и действующего индивида. Считается, что воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход в воспитании опирается на глубокие знания черт личности и его жизни.

Читайте также:  Развитие ребенка 5 лет что должен

Актуальность проблемы.

Данная программа помогает решить одну из актуальных задач — индивидуальный подход и помощь каждому ученику, развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика.

Современная реальность открывает перед ребенком разнообразные перспективы развития, постижения мира, совершенствования взаимоотношений с другими и самим собой. Однако мир, в котором живет ребенок, предъявляет особые требования к его адаптивным способностям, психическим резервам: психологическому здоровью, толерантности (терпимости, снисхождению) и психологической готовности строить конструктивные отношения с окружающей действительностью.

Нормативно-правовые основания программы: 2

Конвенция о правах ребенка,

Закон об образовании.

Основания для составления индивидуальной программы развития ребёнка.

В каждом классе есть один или двое детей, которые выделяются среди остальных своей сообразительностью, быстротой мысли, высокой трудоспособностью. Часто бывает, что в ходе учебного процесса, чтобы не быть среди остальных «выскочкой» и не казаться самым умным, ребёнок замыкается в себе, больше молчит, становится менее активным на уроках. Первостепенной задачей учителя становиться поддержать такого ребёнка, дать возможность раскрыться в полной мере.

В моём классе есть ученица, которая уже в первом классе привлекла моё внимание. Гущина Татьяна старательна, её отличает интерес к чтению, математике, сочинительству. Её ответы всегда логичны и последовательны.

Работая с ребёнком, я старалась пробудить в ребёнке потребность в саморазвитии и открыть девочке пути реализации этой потребности.

Программа индивидуального развития

Цель программы:

Создание условий, способствующих полноценному развитию личности ребенка.

Задачи программы:

1. поддерживать высокую учебную мотивацию;

2. поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

3.формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

4. содействовать творческому развитию;

3

5. создать условия для активного сотрудничества родителей, ребёнка, педагога

Рабочая гипотеза:

Если с учетом имеющихся способностей и осуществлением индивидуальной программы развития ребёнка, активно включать ребёнка в творческую деятельность, развивать мотивацию обучения и познавательные интересы, вовлекать в самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, то, возможно, повысить: качество знаний, уровень самостоятельности ребёнка, развивать мыслительную деятельность, речь ученика, развивать творческие возможности учащегося.

Принципы программы:

1. Индивидуальность.

2. Учет возрастных особенностей детей.

3. Последовательность.

4. Преемственность.

5. Сотрудничество.

6. Успешность.

Направления программы:

1. Познавательная деятельность учащихся.

2. Эмоционально-личностная сфера.

3. Межличностные отношения.

4. Психологическое и физическое здоровье.

Сроки реализации программы:

2016-2018 учебные годы.

4

Этапы работы над программой:

1 этап — информационно-аналитический.

На данном этапе собирается и анализируется фактическая информация. Используются различные методы (наблюдение, анкетирование учащегося и родителей, собеседование). По результатам работы составляется «Характеристика учащегося». Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план на год, в котором предполагается:

— постановка цели на предстоящий учебный год;

— выявление проблем и имеющихся ресурсов;

-составление банка данных о ребенке

2 этап — организационно-деятельностный.

Цель: составление и реализация индивидуального плана развития одарённого ребёнка

Задачи:

1. формирование познавательных интересов;

2. развитие творческих и умственных способностей личности;

3. воспитание патриотизма;

4. воспитание здорового ребенка;

5. воспитание трудолюбия;

5

6. воспитание любви к природе;

7. адаптация ученика к современным условиям жизни.

Промежуточные результаты :

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Сомневается в своих силах, не уверена при ответах.

2. Не всегда проявляет инициативу, не всегда является зачинателем новых дел.

3. Не всегда решительна, иногда колеблется перед ответственным решением.

4. Быстро утомляется.

Возможности

1. Имеется возможность участвовать и проявить себя в городских, школьных конкурсах и олимпиадах.

2. Есть возможность развивать творческие способности через сотрудничество и организацию занятий с классным руководителем.

6

3 этап — коррекционно-развивающий.

Цель: реализация индивидуальных программ развития.

Задачи:

1. создание мотивационного поля;

2. дифференцированный подход к формированию мотивации;

3.сотрудничество родителей, учеников, педагогов;

4.ведение документации (индивидуальный план, карта успешности, матрица коллективных дел, портфолио).

5.предупреждение нервно-психического утомления, нежелательного поведения.

Пути реализации.

Включение ребёнка во внеклассные и внеурочные мероприятия, согласно интересам и желанию. Составлен план работы на год.

Включение в коллективно-творческие дела класса. После каждого проведённого КТД классный руководитель оценивает, какой статус занимал ребёнок в этом деле.

Включение в систему дополнительного образования.

Индивидуальные занятия c ребенком.

4 этап саморазвитие.

Цель– научить ребёнка самостоятельно добывать знания.

Задачи:

 1.развивать активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

2.формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

3. развивать рефлексивную и оценочную деятельность;

4. воспитывать ребёнка, способного к сопереживанию;

5.формировать культуру межличностных отношений.

Источник