Сюжетно ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками

Татьяна Самборецкая
Опыт работы «Сюжетно-ролевая игра как средство развития навыков общения у детей дошкольного возраста»

Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

В настоящее время проблема развития навыков общения стоит особенно остро: многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто — либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют согласовывать свои действия с партнёрами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание.

Актуальность изучения игры и ее роли в развитии общения детей дошкольного возраста определяется особенностями игровой деятельности детей, значимыми для разработки адекватной стратегии педагогического сопровождения развития ребенка- дошкольника средствами игры как ведущей для данного возраста деятельности. Игра для дошкольника является универсальной формой деятельности, в которой происходят основные изменения в психике. В игре определяются отношения ребенка с окружающими людьми, происходит подготовка к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности.

В сюжетно-ролевой игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными они ни были.

На первом этапе была изучена литература о роли сюжетно-ролевой игры в развитии навыков общения у детей дошкольного возраста, что помогло мне выстроить собственную работу по развитию навыков общения детей через игровую деятельность. В ежедневной работе с детьми своей группы я обязательно использую игры. Ознакомилась с особенностям общения детей дошкольного возраста в работах отечественных педагогов и психологов М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, А. Б. Добрович и др. Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, А. П. Усовой, Д. В. Менджерицкой и др.

Работа по данной теме началась с диагностики детей и анкетирования родителей. Было отмечено, что не все дети проявляют умения организовать общение, то есть умение слушать собеседника, сопереживать друг другу, различать эмоциональное состояние сверстника, слабо развито так же знание норм и правил поведения при общении. Все это проявлялось в частых конфликтах между детьми.

Поставлена цель — развитие навыков общения детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.

Для решения цели поставила в своей работе следующие задачи:

развивать у детей желание вступать в контакт со сверстниками и взрослыми;

• воспитывать позитивное отношение друг к другу;

развивать умение взаимодействовать;

• формировать умение распознавать эмоции других, сопереживать, владеть своими чувствами, выражать свои потребности с помощью вербальных средств;

• с помощью игры донести до детей знания о нормах и правилах в общении со сверстниками и взрослыми.

Основные цели и задачи, которые я выполняла при проведении сюжетно – ролевых игр: развивать умения ребёнка играть, содействовать объединению детей в игре; тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности. Для того чтобы игра развивалась необходимо дать детям знания об окружающем, способствовать развитию воображения.

В плане воспитательной работы уделяла большое внимание формированию самостоятельной, более развёрнутой сюжетно-ролевой игры детей с разными игрушками, намечала специальные мероприятия по развитию сюжетно – ролевых игр.

В группе для проведения сюжетно-ролевых игр была создана предметно-развивающая среда, которая наполнена всеми необходимыми игрушками и атрибутами. Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных знаний и впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Обогащению игровых сюжетов способствовали проводимые экскурсии и целевые прогулки, тематические беседы, рассказы о профессиях, показ иллюстраций, дидактические и театрализованные игры. Все эти формы взаимодействия с детьми становились содержанием предварительной работы, которая подготавливала детей к игре. Моя задача была направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью я проводила наблюдения с детьми за работой няни, повара, врача, организовали целевые прогулки, на которых обращали внимание на трудовые действия шофёра, дворника. Во время наблюдения обращала внимание детей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин. Знакомила детей с названиями блюд. Впоследствии играя, дети не просто ставили кастрюли на плиту, а «варили» суп, компот и т. д.

В начале были выбраны более простые по содержанию игры такие как «Угостим подружек чаем», «Уложим кукол спать», «День рождения Степашки», «Кукла Катя заболела», «Купание куклы» и т. д. Это игры с куклами и кукольными персонажами. Их я использовала как средство наглядного примера каких- либо действий. Эти игры не продолжительны по времени и позволили мне создать эмоциональный настрой в группе, вызвать желание у детей вступать в контакт со сверстниками, положительное отношение друг к другу. Особое внимание уделялось детям, у которых отмечалось не желание вступать в контакт.

Затем я проводила игры, направленные на умение организовать общение со сверстниками и взрослыми («В гости в Калсону», «Строим дом для Мишки», «Принимаем гостей»). Эти игры более продолжительны по времени и богаты по содержанию. Здесь я уже не использовали куклы и другие игрушки, а дети принимали роли на себя, таким образом, дети были включены в прямое, направленное друг на друга, общение. Детям данного возраста свойственна подражательность, поэтому роль воспитателя заключалась в показе действий, эмоций, объяснении правил (нельзя выходить из автобуса, если он не остановился, нельзя ехать без билета). Особое внимание уделялось ситуациям, как и что нужно сделать, чтобы твоему товарищу было приятно; как правильно обращаться к взрослому; как помочь другу, взрослому; как благодарить за оказанную услугу. Так же уделялось внимание таким моментам, как поочередное высказывание детей и выслушивание друг друга.

Читайте также:  Карта развития ребенка в школе образец заполнения

На протяжении всей работы отмечалось активное включение детей в игру, контакты стали более продолжительными и устойчивыми, дети начали самостоятельно включаться в игру, развивать сюжет, выбирать необходимые атрибуты. Взаимоотношения стали менее конфликтны, наблюдалось стремление следовать правилам и требованиям в игре. Кроме того, наблюдалась положительная динамика в повседневной жизни: дети стали обращаться к взрослым на «вы», употреблять в речи такие слова как «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», отношения со сверстниками стали более доброжелательными.

Положительных результатов в работе можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащение их знаниями об особенностях игровой деятельности ребенка. Мною был разработан план взаимодействия с родителями, включающий анкетирование, консультации по вопросам игровой деятельности дошкольников – «Ребенок и его игрушки», «Играйте вместе с детьми», «Роль игры в развитии ребенка и участие родителей в организации игры», беседы, оформление папок передвижек, привлечение к участию в досугах и развлечениях, помощь в изготовлении атрибутов для игр. Вся эта работа способствовала развитию у родителей интереса к игровой деятельности детей.

Игровая деятельность является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игровая деятельность создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей эффективной работы воспитателя с каждым ребёнком. Постоянный акцент на положительные поступки, добрые дела помогают формировать у детей позитивное отношение к миру, добрые взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, что является одной из задач ФГОС ДО.

Свой опыт работы представила на педагогическом совете, родительском собрании. Для педагогов ДОУ показала открытый просмотр сюжетно-ролевую игру «Купание куклы Маши».

Работа по развитию навыков общения средствами сюжетно-ролевой игры будет продолжена и далее. Совместно с родителями будут организовываться родительские собрания, дни открытых дверей, консультаций. В беседах будем предлагать родителям примеры игр направленных на развитие навыков общения доступных для детей дошкольного, это своего рода домашние задание.

Список литературы:

1. Воронова, А. П. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. Для детей от 3 до 6 лет. — М.: Детство-Пресс, 2008. — 384 с.

2. Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте: учебное пособие — СПб: Питер, 2008. — 272 с.

3. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. — 1966. № 6. С. 62 — 68.

4. Галигузова, Л. Н., Смирнова, Е. О. Ступени общения: от года до шести. — М.: Просвещение, 1996. — 160с.

5. Жуковская, Р. И. Игра и ее педагогическое значение – М.: Педагогика, 1975. – 111 с.

6. Калиниченко, А. В. [и др. ] Организация игровой деятельности дошкольников: методическое пособие. — М.: Айрис-Пресс, 2004. — 112 с.

7. Клюева, Н. В., Касаткина, Ю. В. Учим детей общению.: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.

8. Краснощёкова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста: методическое пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. — 251с.

9. Карабанова, О. А. [и др. ] Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет – М.: Просвещение, 2010. – 96 с.

10. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребёнка – М.: Педагогика, 1997. — 384с.

11. Лисина, М. И. Развитие общения дошкольников со сверстниками -М.: Педагогика, 1989. — 239 с.

12. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения — М.: Педагогика, 1986.- 144 с.

13. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность. — М: Педагогика, 1975. — 265 с.

14. Михайленко, Н. Я., Короткова, Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 96с.

15. Михайленко, Н. Я. Короткова, Н. А. Как играть с ребенком: пособие для воспитателя. — М.: Гном, 1990. – 160 с.

16. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1982. – 128 с.

Источник

Людмила Остроушко
Использование сюжетно-ролевой игры для социального развития навыков общения дошкольников в ДОУ

Использование сюжетно-ролевой игры для социального развития навыков общения дошкольников в ДОУ № 9

В младшей группе у детей уже были сформированы основные игровые умения, позволяющие им развертывать в процессе игры ряд взаимосвязанных условных предметных действий, относить их к определенному персонажу (роли). Поэтому перед нами стояла задача – стимулировать творческую активность детей в игре. Этому способствует развертывание игры с включением в нее различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных персонажей. Например, воспитатель детского сада и милиционеров, пожарник и баба-яга, Буратино и врач.

Включение в общий сюжет таких ролей активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает придумывать новые неожиданные повороты событий, которые объединяют и делают осмысленным совместное существование и взаимодействие таких различных персонажей. При этом мы учитывали игровые интересы детей, которые в обычных совместных играх часто не могут реализоваться. В совместной с детьми игре мы показывали, как можно развернуть сюжет с такими, казалось бы, несоединимыми ролями. Мы всячески поощряли детей, которые вводили в предварительный план игры новые ситуации, события и действующих лиц, так как это является показателем свободного владения игровыми способами деятельности и творческой активности ребенка.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка в казани

Создание обстановки для сюжетно-ролевой игры или конструирование недостающих предметов в ходе уже развернувшегося сюжета помогало четче обозначить игровую ситуацию интереснее осуществить игровые действия, точнее согласовать замысел игры между ее участниками. Обычно для этой цели использовался строительный материал, готовые детали игрушек. При этом мы учитывали то, что обстановка должна быть не только удобной для игры, но и похожей на настоящую, так как не все дети сразу могут воспринимать чисто символическую, воображаемую ситуацию. Особенно это относилось к групповым играм, где важно для всех участников обозначить ситуацию игры и предметы.

В процессе формирования навыков общения средствами сюжетно-ролевой игры мы использовали психотерапевтические функции игры. В процессе совместной ролевой игры отношения детей и отношения к детям проявляются в том виде, как они воспринимаются самими детьми. Именно вследствие единства психологической природы общения и игры последняя может иметь высокий психотерапевтический эффект. Применение игры как психотерапевтического средства нами основывалось на следующих положениях:

1) теории деятельности А. Н. Леонтьева, состоящей в том, что позитивно влиять на процесс развития — значит управлять ведущей деятельностью, в данном случае воздействуя на ведущую деятельность дошкольника — игру;

2) Д. Б. Эльконина о том, что коррекционный потенциал игры заключается в практике новых социальных отношений, в которые включается ребенок в процессе специально организованных игровых занятий;

3) разработанных в теоретической концепции В. Н. Мясищева, согласно которым личность является продуктом системы значимых отношений.

Психотерапевтические функции игры заключаются в том, что она может изменить отношение ребенка к себе и другим: изменить психическое самочувствие, социальный статус, способы общения в коллективе. Помимо терапевтической игровая психотерапия выполняет также диагностическую и обучающую функции. Терапевтические игры ставят своей целью устранение аффективных препятствий в межличностных отношениях, а обучающие — достижение более адекватной адаптации и социализации детей.

В процессе игровой коррекции нами использовались специально разработанные приемы и методы игровых занятий, содержание которых соответствует коррекционным задачам.

На занятиях детям был предложен большой выбор сюжетно-ролевых игр:

специальные игры-драматизации;

игры, снимающие барьеры в общении;

игры, направленные на развитие операций.

Многие из предложенных в работе игр являются полифункциональными, т. е. при их применении решались самые разные задачи, причем одна и та же игра для одного ребенка была средством повышения самооценки, для другого — оказывала тонизирующий эффект, для третьего — являлась уроком коллективных отношений.

Общие принципы игровой коррекции были следующие:

а) безоговорочная симпатия к ребенку;

6) минимальное количество ограничений;

в) активность самого ребенка.

Коррекционный этап проводился в форме игровой терапии. Длительность одного игрового занятия составляла 50-60 минут. Смена видов коррекционной работы позволяет избежать проблемы переутомления детей на занятиях. Занятия проводились 2 раза в неделю. Всего было организовано 12 занятий; 11-е и 12-е занятия — совместно с родителями и воспитателями.

В процессе игровой психокоррекции были использованы разнообразные игровые и неигровые приемы, которые развлекают детей, проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию, рефлексии и контролю своего поведения, а также направлены на совершенствование операциональной стороны игровой деятельности детей, на осознавание детьми своего места в группе сверстников. В курсе игротерапии выделяются три направления работы, которые имеют свои методические приемы, обеспечивающие решение поставленных задач.

Первое направление (2 занятия) включало объединение детей в подгруппы. Большинство предлагаемых приемов обеспечивает создание доброй, безопасной ситуации, где участник чувствует взаимопонимание, поддержку, желание помочь в решении проблем (развлекательные, предметные и подвижные игры).

Использовались в основном развлекательные (контактные) игры.

Второе направление (7 занятий) осуществляло основную коррекционную работу в подгруппах детей. Помимо коррекции негативных личностных черт и обучения социально желаемым формам общения собирались диагностические данные, касающиеся прихологических особенностей детей. Эти данные в процессе формирующего эксперимента позволяли нам дополнять, изменять запланированные методы и приемы коррекции, чтобы учитывать индивидуальные проблемы каждого ребенка.

Мы в своей работе использовали игровые (с принятием ролей, правил и т. д., а также неигровые приемы (совместная деятельность, чтение сказок, рассказов, изобразительная деятельность и т. п.).

В основном использовались коррекционно-направленные и обучающие игры.

Третье направление (3 занятия) включали в себя закрепление полученных навыков и форм общения в совместных играх детей. Использовались разнообразные игровые и неигровые приемы, которые развлекают детей, проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию детей и взрослых, вырабатывают навыки рефлексии и контроля своего поведения.

Основные игры этого направления — развлекательные, обучающие и контрольные. В целях закрепления позитивного опыта, полученного ребенком в процессе участия в коррекционной группе, два последних занятия проводялись с родителями и воспитателями, которые, в свою очередь, учились понимать и распознавать трудности в общении у ребенка.

Примерный план игротерапии с детьми

1 этап. 1 занятие: Кукла Петрушка приглашает играть. Знакомство с участниками игры с помощью куклодраматизации: лисичка, петушок, кот, заяц. Дети рассказывают куклам и участникам игры о своих игрушках, любимых занятиях, о любимых сказках. Игра «Кошки-мышки» на объединение участников. Игра в оркестр. Предметная игра с музыкальными инструментами: металлофон, гармошка, детское пианино, бубен. Танцы с куклами, хоровод.

Читайте также:  Образовательная программа центра развития ребенка скачать

2 занятие: Предметная игра с игрушками — овощами и фруктами. Беседа о любимых овощах и фруктах (дома, в детском саду и т. д.). Игра «Съедобное-несъедобное». Подвижная игра «Паровоз». Игра «Кто так работает?» (на совершенствование невербальных навыков общения). Игра » Море волнуется, раз!» (на раскрытие творческих возможностей каждого ребенка).

2 ЭТАП. 3 занятие: Игра-драматизация с Котом (познакомить Кота с ребятами). Игра «Ласковое имя» (на развитие умения входить в контакт). Этюд «Котенок» (мимика, пантомимика). Этюд «Дракончики» (мимика, пантомимика). Этюд «Страх» (мимика). Театрализованная игра «Кот, петух и лиса» (последняя часть сказки). Игра-лабиринт «Лисичкина нора». Песня про котят (хоровое пение).

4 занятие: Этюд » Пеппи Длинныйчулок» (мимика). Этюд «Очень худой ребенок » (пантомимика). Игра «Кто пришел?» (идентификация эмоций). Этюд «Эгоист». Беседа «Кого зовут эгоистом?» Модель желательного поведения в этюде «Эгоист». «Минута шалости». Игра «Групповой рисунок». Игра «Кто за кем?» (наблюдательность). Комплекс «Колокола» (саморасслабление).

5 занятие: Игра «Приятные слова». Игра подвижная «Иголочка и ниточка». Чтение русской народной сказки «Небылица». Игра «Покажем сказку». Игра «Маленький скульптор» (мимика, пантомимика). «Дракон кусает свой хвост» (подвижная игра). Этюд на расслабление «Все спят».

6 занятие: Этюд «Робкий ребенок». Этюд «Смелый ребенок». Беседа «Кто чего или кого боится». Рисование своего страха. Игра «В темной норе» (снятие страха темноты). Игра «Запомни свою позу» (память). Этюд «Неваляшка» (релаксация, чувство группы).

7 занятие: Этюд на сострадание «Зайку бросила хозяйка». Этюд «Веселые котята» (на веселое настроение). Игра «Цветик-семицветик» (на цветовое восприятие, внимание). Рисование на тему: «Чего или кого я уже не боюсь» (закрепление). Игра «Разговор по телефону» (для развития умения вести диалог). Упражнение «Как говорят части тела?»

8 занятие: Сочинение всеми детьми совместно с ведущим «общей волшебной истории, небылицы». Инсценировка «обшей волшебной истории». Игра «Слепец и поводырь». Этюд «Что слышно?» Игра «Оркестр» (на развитие внимания к партнеру по общению). Комплекс «На волшебном острове» (саморасслабление).

9 занятие: Этюд «Злой ребенок» (мимика). Этюд «Упрямый мальчик» (мимика). Беседа об упрямстве. Игра «Ну и ну!» (на развитие нравственных качеств личности). Этюд «Вежливый ребенок» (пантомимика: используются куклы из театра, вспоминаются «волшебные слова»). Рисование пальцами на тему: «Веселое настроение» (материал: тушь, зубная паста, большой длинный лист бумаги).

10 занятие: Театрализованная игра «Два жадных медвежонка». Этюд «Жадный» (мимика, пантомимика). Беседа о жадности. Модель желательного поведения в этюде «Жадный». Игра «Салочки-выручалочки» (на развитие нравственных качеств). Игра «Зеркало» (на умение согласовывать действия с группой).

3 ЭТАП. 11 занятие: Игра «Кошки-мышки». Игра «Передача чувств». Игра «Вредное колечко» (на сопоставление положительных и отрицательных черт характера). В игре используется этюд «Тише», «Провинившийся», «Хорошее настроение» (мимика, пантомимика). Игра «Тише едешь, дальше будешь, стоп! » (на развитие волевых качеств). Соревновательная игра «Совместный рисунок в волшебном экране». Игра-тест «Угадай, что скажу».

12 занятие: Игра «Летает — не летает» (на объединение, развлечение). Игра «Лисонька, где ты» (подвижная игра с правилами на развитие волевых качеств). Ролевая игра «Василиса Прекрасная». Обсуждение роли каждого участника игры (каждый делится своими впечатлениями и получает обратную связь от всех участников игры). Соревновательные игры на собирание фигур из частей. Танцы с детьми. Награждение детей «медалью» с памятными рисунками, подписями всех участников игровой терапии.

На каждом занятии курса игровой терапии для снятия агрессии использовался бубен, а для психологической разгрузки детей «Минутка шалости».

В процессе игровой терапии с детьми особенности поведения детей, их эмоциональные реакции, включенность в игры, отношения с другими детьми, отношение к занятиям, а также все возникающие и проявляющиеся проблемы ребенка фиксировались в протоколах. На каждого ребенка заводилась папка-скоросшиватель для протоколов, результатов тестов, рисунков и других записей психолога.

В заключение хотелось бы отметить следующее. Общение положительно влияет на детские отношения, если оно насыщается социально значимой мотивацией, выражающейся в стремлении развить общую игру, сохранить общность детей в игровом объединении, и если предметом осознания ребенка в игре выступает другой ребенок — партнер по игре, а также область отношений с ним. Владение способами общения — важное условие налаживания отношений между детьми в игре.

Проведенная коррекция нарушений отношений со сверстниками у дошкольников позволяет сделать следующие выводы:

1. Одного лишь совершенствования игровой деятельности у ребенка и изменений в мотивационной стороне детской деятельности, а также организации взаимодействия ребенка с детьми в процессе совместного ее выполнения (внешнего плана) недостаточно для налаживания полноценных (по характеру) взаимоотношений с детьми.

Внутри игровой деятельности уже в младшем дошкольном возрасте складываются межличностные отношения достаточно жесткой и ригидной структуры. Поэтому необходимым условием коррекции детских отношений становится переориентация негативизма (или равнодушия) сверстников, возможная лишь при включении ребенка в специальную систему игровых отношений, какой в данном случае являлась разработанная программа игротерапии.

2. Имеющийся конфликт не во всех случаях удается устранить полностью. Налаживание положительных отношений со сверстниками особенно осложняется длительным неблагополучием ребенка в детском коллективе. Особенно важна ранняя диагностики таких конфликтных отношений.

3. При конфликте в операциях блокируется существенная для младших дошкольников потребность в совместной игре. Однако вынужденная »изоляция» от нее (в связи с неуспехом в игре) не притупляет указанной потребности, о чем свидетельствует активное участие этих детей в экспериментальных игровых упражнениях.

4. Переориентация эгоистических мотивов и противопоставление им общественно-полезных, поддержка индивидуальных специфических потребностей стабилизирует деловые взаимоотношения этих детей со сверстниками, расширяет сферу игрового общения.

Игротерапия, направленная на устранение нарушений отношений со сверстниками у дошкольника, способствует устранению аффективных препятствий в межличностных отношениях детей, а также достижению более адекватной адаптации и социализации дошкольников.

Источник