Системный подход в диагностике психического развития ребенка

Системный подход в диагностике психического развития ребенка thumbnail

Психологическая диагностика отклонений развития является составной частью комплексного клинико-психолого-педагогического и социального обследования.

Цельпсиходиагностического обследования детей с проблемами развития – выявление структуры нарушения психической деятельности для поиска оптимальных и эффективных путей коррекционной помощи и компенсации дефекта.

Психологическая диагностика основана на принципах сформулированных Л.С.Выготским, В.И.Лубовским, С.Я.Рубинштейн, С.Д.Забрамной и др.

Правила проведения психодиагностического обследования детей с проблемами развития:

— обследование должно носить системный характер;

— организовываться с учетом возраста и предполагаемого уровня развития ребёнка;

— диагностические задания должны быть доступны и интересны ребёнку; при анализе результатов учитывается то, с заданиями для какой возрастной группы справился ребёнок;

— в ходе обследования выявляются не только актуальные возможности ребёнка, но и его потенциальные возможности;

— при обработке и интерпретации полученных результатов необходимо использовать систему качественных и количественных показателей, одинаковых для всех детей;

Система качественных показателей позволяет выявить своеобразие психического развития ребёнка и его потенциальные возможности, а количественные оценки используются для определения степени выраженности того или иного качественного показателя; выбор качественных показателей не должен быть случайным, он должен отражать уровни сформированности психических функций, нарушение которых является характерным для детей с отклонениями в развитии;

С.Д.Забрамнаяубеждена, что для организации процедуры обследования необходимо соблюдать следующие требования:

1. содержание заданий не должно вызывать у ребёнка негативных реакций и способствовать установлению контакта с ним;

2. при подборе заданий необходимо учитывать влияние аффективной сферы ребёнка на результаты его деятельности;

3. отбор заданий должен носить строго научный, а не интуитивно-эмпирический характер;

4. следует предусмотреть обязательное теоретическое обоснование системы диагностических заданий;

5. необходимо дозировать нагрузку на ребёнка с учётом его индивидуальных возможностей;

6. чтобы оценить уровень развития психической деятельности ребёнка, его необходимо включить в активную деятельность, ведущую для его возраста;

Порядок предъявления диагностических заданий:

А). По степени возрастания сложности, от простого – к сложному (А.Анастази, В.М.Блейхер и др.)

Б). Чередование простых и сложных заданий для профилактики утомления (И.А.Коробейников, Т.В.Розанова).

Принципы диагностики нарушенного развития (Л.С.Выготский, В.И.Лубовский, С.Д.Забрамная):

1. Комплексное изучение развития психики ребёнка. Предполагает вскрытие глубоких причин внутренних причин и механизмов возникновения отклонения. Осуществляется группой специалистов: врачи, психолог, дефектолог, социальный педагог).

2. Системный подход к диагностике психического развития ребёнка опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности на каждом из её этапов. Предполагает не только выявление отдельных нарушений, Нои установление взаимосвязи между ними, иерархии выявленных нарушений. Необходимо также выявление сохранных функций, положительных сторон личности, которые составят основу коррекционных мероприятий.

3. Динамический подход к изучению ребёнка с нарушением развития предполагает возможность проследить изменения, которые происходят в процессе развития и учесть его возрастные особенности. Это важно и на этапе выбора диагностических процедур, и при анализе результатов диагностики, и осуществлении диагностического обучения.

4. Выявление и учёт потенциальных возможностей ребёнка.Принцип опирается на положение Л.С.Выготского о зонах актуального и ближайшего развития. Потенциальные возможности ребёнка в виде зоны ближайшего развития определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребёнка со взрослым при усвоении новых способов действий.

5. Качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребёнка включает ряд параметров: отношение ребёнка к ситуации обследования и заданиям; способы ориентации в заданиях и способы их выполнения; соответствие действий ребёнка условиям задания и инструкции; продуктивное использование помощи взрослого; умение выполнять задание по аналогии; отношение к результатам своей деятельности; критичность при оценке своих достижений.

6. Необходимость раннего диагностического изучения ребёнка. Позволяет предотвратить появление вторичных наслоений социального характера.

7. Единство диагностической и коррекционной помощи детям с нарушениями развития. Успех обеспечивает качественная диагностика, точное определение прогноза психического развития и оценка потенциальных возможностей ребёнка.

Этапы психодиагностики нарушенного развития:

Первый этап — «скрининг» (от англ. screen – просеивать, сортировать). Выявляется наличие отклонений в психофизическом развитии, без точной квалификации характера и глубины этих отклонений.

Второй этап– дифференциальная диагностика отклонений в развитии. Цель этого этапа – выявление типов нарушения развития. По его результатам определяется оптимальный педагогический маршрут- направление обучения ребёнка, вид и программа образовательного учреждения. Ведущая роль принадлежит психолого-медико-педагогическим комиссиям (ПМПК). Задачи этапа: разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребёнка; выявление первичного и вторичного нарушений, то есть системный анализ структуры нарушения; оценка особенностей нарушения психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двизательного аппарата; определение и обоснование педагогического прогноза.

Третий этап –феноменологический. Цель этапа – выявление индивидуальных особенностей человека: работоспособности, характеристик познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личности. В ходе этого этапа на основе диагностики разрабатываются программы индивидуальной коррекционной работы.

В процессе обследования используется сочетание методов психологической диагностики (наблюдения, эксперимента, тестовых испытаний, метода изучения продуктов деятельности) и разнообразных методик и многочисленных диагностических процедур.

Рекомендуемая литература по теме:

Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., Педагогика, 1989.

Сорокин В.М. Специальная психология. СПб., 2003.

Шаповал И.А. Специальная психология. Учебное пособие. М., 2005.

https:// chuprov.boom.ru

http: // www.autism. ru /read. Asp?id=82 &vol=0

http: // www pedlib ru /Books2/0243/2_0243-63.shtml

http: // www.dislexia.ru/index.php?id=156

http: //psyholog. Pomorsu.ru/spec.htm

Источник

    1)
    Психодиагностическое обследование
    должно быть системным, то есть включать
    в себя изучение всех сторон психики
    (познавательную деятельность, речь,
    эмоционально-волевую сферу, личностное
    развитие). Психодиагностическое
    обследование организуется с учетом
    возраста и предполагаемого уровня
    психического развития ребенка. Именно
    эти показатели определяют организационные
    формы диагностической процедуры, выбор
    методик и интерпретацию результатов.

    2)
    Диагностические задания должны быть
    доступны для ребенка. В ходе обследования
    ребенку необходимо предложить задание,
    которое он сможет успешно выполнить, а
    при анализе результатов учитывается,
    с заданиями для какой возрастной группы
    справился ребенок.

    3)
    При обследовании важно выявить не только
    актуальные возможности ребенка, но и
    его потенциальные возможности в виде
    «зоны ближайшего развития» (Л.С.
    Выготский).

    4)
    При обследовании следует использовать
    те задания, которые могут выявить, какие
    стороны психической деятельности
    необходимы для выполнения данного
    задания и как они нарушены у обследуемого
    ребенка.

    5)
    При обработке и интерпретации результатов
    необходимо дать их качественную и
    количественную характеристику, при
    этом система качественно-количественных
    показателей должна быть однозначной
    для всех обследуемых детей.

    6)
    Основная цель психодиагностического
    исследования ребенка с нарушениями
    развития — выявление структуры нарушения
    психической деятельности для нахождения
    оптимальных путей коррекционной помощи.
    Конкретная задача определяется возрастом
    ребенка, наличием или отсутствием
    нарушений зрения, слуха, опорно-двигательного
    аппарата, социальной ситуацией, этапом
    диагностики (скрининг, дифференциальная
    диагностика, углубленное психологическое
    изучение ребенка для разработки
    индивидуальной коррекционной программы,
    оценка эффективности коррекционных
    мероприятий).

    7)
    Комплексное изучение развития психики
    ребёнка. Предполагает вскрытие глубоких
    причин внутренних причин и механизмов
    возникновения отклонения. Осуществляется
    группой специалистов: врачи, психолог,
    дефектолог, социальный педагог).

    8)
    Динамический подход к изучению ребёнка
    с нарушением развития предполагает
    возможность проследить изменения,
    которые происходят в процессе развития
    и учесть его возрастные особенности.
    Это важно и на этапе выбора диагностических
    процедур, и при анализе результатов
    диагностики, и осуществлении
    диагностического обучения.

    9)
    Выявление и учёт потенциальных
    возможностей ребёнка.

    10)
    Необходимость раннего диагностического
    изучения ребёнка. Позволяет предотвратить
    появление вторичных наслоений социального
    характера.

    11)
    Единство диагностической и коррекционной
    помощи детям с нарушениями развития.
    Точное определение прогноза.

    1. Современный подход к психологической диагностике нарушений развития детей в специальной психологии.

    Психолого-педагогическая
    диагностика нарушенного развития
    является дифференциальной и прогностической.
    В процессе диагностики должны определяться
    и оптимальные организационные формы
    обучения ребенка, и рекомендации
    индивидуального планового обучения.

    Диагностика
    нарушенного развития на современном
    этапе должна строиться с опорой на ряд
    принципов, ранее описанных в трудах
    ведущих специалистов (Л.С.Выготский,
    В.И.Лубовский, С.Д.Забрамная).

    Комплексное
    изучение развития психики ребенка,
    предполагающее вскрытие глубоких
    внутренних причин и механизмов
    возникновения того или иного отклонения,
    осуществляется группой специалистов
    (врачи, педагоги-дефектологи, логопед,
    психолог, социальный педагог). Используется
    не только клиническое и
    экспериментально-психологическое
    изучение ребенка, но и другие методы:
    анализ медицинской и педагогической
    документации, наблюдение за ребенком,

    социально-педагогическое
    обследование, а в наиболее сложных
    случаях — нейрофизиологическое,
    нейропсихологическое и другие
    обследования.

    Системный
    подход к диагностике психического
    развития ребенка опирается на представление
    о системном строении психики и предполагает
    анализ результатов психической
    деятельности ребенка на каждом из ее
    этапов. Системный анализ в процессе
    психолого-педагогической диагностики
    предполагает не только выявление
    отдельных нарушений, но и установление
    взаимосвязей между ними, иерархии
    выявленных нарушений. Очень важно, чтобы
    были обнаружены не только явления
    негативного характера, но и сохранные
    функции, и положительные стороны
    личности, которые составят основу для
    коррекционных мероприятий.

    Динамический
    подход к изучению ребенка с нарушением
    развития предполагает прослеживание
    изменений, которые происходят в процессе
    развития, а также учет возрастных
    особенностей ребенка. Это важно при
    организации обследования, выборе
    диагностического инструментария и
    анализе результатов изучения. Необходим
    учет текущего состояния ребенка,
    возрастных качественных новообразований,
    а также их своевременная реализация.
    Очень важен учет возрастного фактора
    при осуществлении диагностического
    обучения, которое организуется только
    в пределах тех заданий, которые доступны
    детям данного возраста.

    Выявление
    и учет потенциальных возможностей
    ребенка. Этот принцип опирается на
    теоретическое положение Л.С. Выготского
    о зонах актуального и ближайшего
    развития.

    Качественный
    анализ результатов психодиагностического
    изучения ребенка включает следующие
    параметры:

    • отношение
    к ситуации обследования и заданиям;

    • способы
    ориентации в условиях заданий и способы
    выполнения заданий;

    • соответствие
    действий ребенка условиям задания,
    характеру экспериментального материала
    и инструкции;

    • продуктивное
    использование помощи взрослого;

    • умение
    выполнять задание по аналогии;

    • отношение
    к результатам своей деятельности,
    критичность в оценке своих достижений.

    Качественный
    анализ результатов психодиагностики
    не исключает количественной оценки
    результатов выполнения отдельных
    диагностических заданий.

    Необходимость
    раннего диагностического изучения
    ребенка. Именно раннее выявление
    отклонений в развитии позволяет
    предотвратить появление вторичных
    наслоений социального характера на
    первичное нарушение, своевременное
    включение ребенка в коррекционное
    обучение.

    Единство
    диагностической и коррекционной помощи
    детям с нарушениями развития. Задачи
    коррекционно-педагогической работы
    могут быть решены только на основе
    диагностики, определения прогнозов
    психического развития и оценки
    потенциальных возможностей ребенка.

    Источник

      1) Психодиагностическое
      обследование должно быть системным, то
      есть включать в себя изучение всех
      сторон психики (познавательную
      деятельность, речь, эмоционально-волевую
      сферу, личностное развитие).
      Психодиагностическое обследование
      организуется с учетом возраста и
      предполагаемого уровня психического
      развития ребенка. Именно эти показатели
      определяют организационные формы
      диагностической процедуры, выбор методик
      и интерпретацию результатов.

      2) Диагностические
      задания должны быть доступны для ребенка.
      В ходе обследования ребенку необходимо
      предложить задание, которое он сможет
      успешно выполнить, а при анализе
      результатов учитывается, с заданиями
      для какой возрастной группы справился
      ребенок.

      3) При обследовании
      важно выявить не только актуальные
      возможности ребенка, но и его потенциальные
      возможности в виде «зоны ближайшего
      развития» (Л.С. Выготский).

      4) При обследовании
      следует использовать те задания, которые
      могут выявить, какие стороны психической
      деятельности необходимы для выполнения
      данного задания и как они нарушены у
      обследуемого ребенка.

      5) При обработке и
      интерпретации результатов необходимо
      дать их качественную и количественную
      характеристику, при этом система
      качественно-количественных показателей
      должна быть однозначной для всех
      обследуемых детей.

      6)
      Основная цель психодиагностического
      исследования ребенка с нарушениями
      развития — выявление структуры нарушения
      психической деятельности для нахождения
      оптимальных путей коррекционной помощи.
      Конкретная задача определяется возрастом
      ребенка, наличием или отсутствием
      нарушений зрения, слуха, опорно-двигательного
      аппарата, социальной ситуацией, этапом
      диагностики (скрининг, дифференциальная
      диагностика, углубленное психологическое
      изучение ребенка для разработки
      индивидуальной коррекционной программы,
      оценка эффективности коррекционных
      мероприятий).

      7) Комплексное
      изучение развития психики ребёнка.
      Предполагает вскрытие глубоких причин
      внутренних причин и механизмов
      возникновения отклонения. Осуществляется
      группой специалистов: врачи, психолог,
      дефектолог, социальный педагог).

      8) Динамический
      подход к изучению ребёнка с нарушением
      развития предполагает возможность
      проследить изменения, которые происходят
      в процессе развития и учесть его
      возрастные особенности. Это важно и на
      этапе выбора диагностических процедур,
      и при анализе результатов диагностики,
      и осуществлении диагностического
      обучения.

      9) Выявление и учёт
      потенциальных возможностей ребёнка.

      10) Необходимость
      раннего диагностического изучения
      ребёнка. Позволяет предотвратить
      появление вторичных наслоений социального
      характера.

      11) Единство
      диагностической и коррекционной помощи
      детям с нарушениями развития. Точное
      определение прогноза.

      1. Современный подход к психологической диагностике нарушений развития детей в специальной психологии.

      Психолого-педагогическая
      диагностика нарушенного развития
      является дифференциальной и прогностической.
      В процессе диагностики должны определяться
      и оптимальные организационные формы
      обучения ребенка, и рекомендации
      индивидуального планового обучения.

      Диагностика
      нарушенного развития на современном
      этапе должна строиться с опорой на ряд
      принципов, ранее описанных в трудах
      ведущих специалистов (Л.С.Выготский,
      В.И.Лубовский, С.Д.Забрамная).

      Комплексное изучение
      развития психики ребенка, предполагающее
      вскрытие глубоких внутренних причин и
      механизмов возникновения того или иного
      отклонения, осуществляется группой
      специалистов (врачи, педагоги-дефектологи,
      логопед, психолог, социальный педагог).
      Используется не только клиническое и
      экспериментально-психологическое
      изучение ребенка, но и другие методы:
      анализ медицинской и педагогической
      документации, наблюдение за ребенком,

      социально-педагогическое
      обследование, а в наиболее сложных
      случаях — нейрофизиологическое,
      нейропсихологическое и другие
      обследования.

      Системный подход
      к диагностике психического развития
      ребенка опирается на представление о
      системном строении психики и предполагает
      анализ результатов психической
      деятельности ребенка на каждом из ее
      этапов. Системный анализ в процессе
      психолого-педагогической диагностики
      предполагает не только выявление
      отдельных нарушений, но и установление
      взаимосвязей между ними, иерархии
      выявленных нарушений. Очень важно, чтобы
      были обнаружены не только явления
      негативного характера, но и сохранные
      функции, и положительные стороны
      личности, которые составят основу для
      коррекционных мероприятий.

      Динамический подход
      к изучению ребенка с нарушением развития
      предполагает прослеживание изменений,
      которые происходят в процессе развития,
      а также учет возрастных особенностей
      ребенка. Это важно при организации
      обследования, выборе диагностического
      инструментария и анализе результатов
      изучения. Необходим учет текущего
      состояния ребенка, возрастных качественных
      новообразований, а также их своевременная
      реализация. Очень важен учет возрастного
      фактора при осуществлении диагностического
      обучения, которое организуется только
      в пределах тех заданий, которые доступны
      детям данного возраста.

      Выявление и учет
      потенциальных возможностей ребенка.
      Этот принцип опирается на теоретическое
      положение Л.С. Выготского о зонах
      актуального и ближайшего развития.

      Качественный анализ
      результатов психодиагностического
      изучения ребенка включает следующие
      параметры:

      • отношение к
      ситуации обследования и заданиям;

      • способы ориентации
      в условиях заданий и способы выполнения
      заданий;

      • соответствие
      действий ребенка условиям задания,
      характеру экспериментального материала
      и инструкции;

      • продуктивное
      использование помощи взрослого;

      • умение выполнять
      задание по аналогии;

      • отношение к
      результатам своей деятельности,
      критичность в оценке своих достижений.

      Качественный анализ
      результатов психодиагностики не
      исключает количественной оценки
      результатов выполнения отдельных
      диагностических заданий.

      Необходимость
      раннего диагностического изучения
      ребенка. Именно раннее выявление
      отклонений в развитии позволяет
      предотвратить появление вторичных
      наслоений социального характера на
      первичное нарушение, своевременное
      включение ребенка в коррекционное
      обучение.

      Единство
      диагностической и коррекционной помощи
      детям с нарушениями развития. Задачи
      коррекционно-педагогической работы
      могут быть решены только на основе
      диагностики, определения прогнозов
      психического развития и оценки
      потенциальных возможностей ребенка.

      Соседние файлы в папке 6 семестр

      • #
      • #
      • #
      • #
      • #
      • #
      • #
      • #
      • #

      Источник