Системный характер психического развития ребенка
Основой системного подхода является
принцип системности, который описывает
и объясняет основные виды связи между
разными сторонами психики, сферами
психического. Он предполагает, что
отдельные психические явления внутренне
связаны между собой, образуя целостность
и приобретая благодаря этому новые
свойства. Изучение психологами этих
связей и их свойств имеет длительную
историю.
Первые исследователи тех связей, которые
существуют между психическими явлениями,
рассматривали психику как сенсорную
мозаику, которая состоит из нескольких
элементов — ощущений, представлений и
чувств. По определенным законам, прежде
всего по законам ассоциаций, эти элементы
связываются между собой. Такой вид связи
назвали элементаризмом.
Функциональный подход, в котором психику
представляли как набор отдельных
функций, направленных на реализацию
различных психических актов и процессов
(зрения, обучения и т.д.), появился в связи
с теорией эволюции. Биологические
исследования показали, что существует
связь морфологии и функции, в том числе
и психической функции. Так было доказано,
что психические процессы (память,
восприятие и др.) и акты поведения могут
быть представлены как функциональные
блоки. В зависимости от вида детерминации
эти блоки действуют по законам механики
или по законам биологической адаптации,
связывая в единое целое организм и
среду. Однако этот принцип не объяснял,
каким образом при дефекте какой-то
функции происходит ее компенсация, т.
е. каким образом недостатки в работе
одних отделов могут компенсироваться
нормальной работой других.
Именно это и объясняет принцип системности,
который представляет психику как сложную
систему, отдельные структурные элементы
которой связаны между собой. Таким
образом, системность психики предполагает
ее активность, так как только в этом
случае возможна и саморегуляция, и
компенсация, присущие психическому
даже на низших уровнях развития психики.
Системность в понимании психики не
противоречит осознанию ее целостности,
идее «холизма», так как каждая психическая
система является уникальной и цельной.
Системное исследование психического
процесса возможно при выделении его
уровней, отмечает Б.Ф. Ломов. Он обозначил
три основных уровня психического
отражения: уровень сенсорно-перцептивных
процессов, уровень представлений и
уровень речемыслительных процессов,
понятийного мышления.
При изучении психического развития мы
неизбежно приходим к необходимости
соблюдения основных принципов системного
подхода. Погружение в многочисленные
элементы и их изучение как не включенных
в целостную систему, без учета действия
системообразующего фактора, не дает
целостного видения всей картины
психического развития.
Таким образом, можно сказать, что
результаты проводимых исследований в
рамках системного подхода подтверждают
его эффективность. Он помогает изучать
не только составные компоненты
разнообразных систем, но и выявлять
взаимовлияние системных элементов друг
на друга, а также на свойства и качества
всего целого. Поэтому становится
очевидным, что без исследования каждой
отдельной психической функции, являющейся
необходимым элементом интегральной
системы психики ребенка, невозможно
представить всестороннюю и целостную
картину его онтогенетического развития.
Можно также отметить, что осуществление
системного подхода к изучению психического
развития достаточно затруднительно.
Так как психика человека является
безумно сложной системой со множеством
структурных элементов и взаимосвязей
между ними. Поэтому охватить их все в
одном исследовании практически
невозможно. Однако вероятно и логично
выделение общих закономерностей, по
которым функционирует система как
единое целое. Следующим за этим этапом
может стать дальнейшее изучение этих
закономерностей, их описание и объяснение.
Это поможет использовать их для
рассмотрения частных структурных
элементов и их развития с точки зрения
системного подхода.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Появление вторичных нарушений психического развития (схема)
Весьма часто появление вторичных или системных нарушений рассматривается как почти автоматический процесс. В действительности
вторичные отклонения не появляются и не исчезают сами по себе. Их появление и формирование связано с работой многочисленных сложных механизмов
(схема 7.1).
Влияние первичного нарушения на усвоение культурного опыта
Первично поврежденная функция сама по себе еще не может вызвать появление вторичных нарушений в развитии. Психическое развитие ребенка, формирование его сознания возможны лишь в процессе общения. Общаясь с ребенком, взрослый передает ему культурно-исторический опыт человечества, усвоение которого и составляет сущность процесса формирования человеческого сознания.
На ранних этапах развития передача культурно-исторического опыта состоит в том, что взрослый раскрывает ребенку способы действия с теми или иными предметами (ложка, вилка, карандаш и пр.), ибо
открыть эти способы самостоятельно ребенок не может
. Овладевая способами действия с предметами и, тем самым, входя в мир человеческой культуры, ребенок обретает и человеческое сознание.
Отсюда не сложно понять, что
- любое первичное нарушение в разной степени
и с разных сторон затрудняет процесс передачи
и усвоения культурного опыта и тем самым - замедляет процесс психического развития,
формируя различные системные отклонения.
Фазы становления высших психических функций (ВПФ)
В процессе своего становления
высшие психические функции проходят последовательно 2 фазы:
- Интерпсихическая фаза — характерно то, что
сама функция существует не самостоятельно и всецело
не принадлежит ребенку, а в разделенном виде.
Какая-то часть функции реализуется взрослым,
а какая-то — ребенком. - Интрапсихическая фаза — только пройдя предыдущую фазу,
психическая функция становится
внутренней принадлежностью ребенка.
Коммуникативный механизм формирования системных отклоений
Говоря об этом, становится понятна исключительная роль взрослого и общения с ним ребенка в процессе формирования ВПФ. Любое первичное нарушение способно серьезно осложнить процесс общения ребенка со взрослым, тем самым замедляя темпы формирования ВПФ. Не случайно неоднократно в научной литературе указывается на то, что
в детском возрасте элементарные психические функции чаще подвергаются повреждению, а высшие — недоразвитию
. Описанные механизмы формирования системных отклонений можно обозначить как коммуникативные.
Депривационный механизм формирования системных отклоений
Еще один механизм формирования системных отклонений обозначается как депривационный (от лат. «deprivatio» — потеря, лишение).
Негативное влияние разных форм депривации на характер психического развития ребенка известен давно.
- Своеобразие жизненной ситуации
детей с отклонениями в развитии таково,
что большинство из них неизбежно вынуждено
находиться в депривационной ситуации длительное время. - Нарушения слуха, зрения, речи,
опорнодвигательного аппарата и пр.
можно рассматривать как первичные
клинические формы депривации,
сами по себе замедляющие
процесс возрастного развития. - Для многих детей с отклонениями в развитии
характерными являются ситуации
социальной и эмоциональной депривации,
типичные для образа их жизни,
особенно в дошкольном детстве.
Это дополнительно осложняет условия их психического развития.
Деятельностный механизм формирования системных отклоений
Наконец, следует указать на деятельностный механизм формирования вторичных отклонений.
- Психика выступает в роли внутреннего
регулятора внешней предметной деятельности.
Именно поэтому нарушение процесса ее развития
как первичное явление обязательно
практически при всех формах дизонтогенеза
сказывается на развитии моторной сферы,
предметных действий и разных форм деятельности. - Но тут же срабатывает и обратная связь.
Сама психика, регулируя
внешнюю предметную деятельность изнутри,
выступая в качестве ее внутреннего плана,
в то же время только в этой предметной
деятельности и формируется.
Все новообразования в процессе психического развития формируются лишь в рамках ведущего вида деятельности. Поэтому замедление в темпах формирования разных видов предметной деятельности является одной из причин отставания в развитии и возникновения вторичных отклонений.
Речевой механизм формирования системных отклоений
Мы должны также назвать еще одно направление в процессе формирования вторичных отклонений — назовем его речевым. Характеризируя основные свойства высших психических функций,
Л. С. Выготский указывал на:
- прижизненность развития,
- осознанность,
- произвольность,
- опосредствованный характер строения.
В качестве опосредующего элемента в структуре ВПФ выступает речь — внешняя и внутренняя, в зависимости от этапа возрастного развития. Дальнейший ход рассуждений вполне ясен. Отставание в речевом развитии, характерное для разных форм дизонтогенеза, является еще одной из причин замедления формирования ВПФ.
Вывод о опосредованности первичного нарушения ко вторичному
Таким образом, возвращаясь к началу нашего анализа, мы можем сделать вывод о том, что
само наличие первично нарушенной функции автоматически не вызывает появления вторичных отклонений
.
Вторичные отклонения являются результатом ограничений:
- общения,
- предметной деятельности,
- речевого развития,
- воздействия депривационного фактора.
Но сказанное отнюдь не означает, что первичное нарушение вообще не причастно к появлению вторичных отклонений.
- «Пусковое» влияние первичного нарушения, помимо
- качества,
- глубины,
- времени возникновения,
во многом опосредуется степенью включенности
ребенка в сферу общения и деятельности.
Вот почему при одном и том же первичном нарушении мы можем наблюдать разные вторичные отклонения с точки зрения их выраженности и качественного разнообразия.
Источник
Психическое
развитие — процесс накопления количественных
и качественных прогрессивных изменений
психики, обусловливающие формирование
личности.
Особенности
психического развития человека
1)
противоречия как основа психического
развития. В основе психического развития,
как и любого другого, лежат противоречия,
которые бывают внутренними (между
составляющими психики самого индивида)
и внешними (между индивидом и социумом)
2)
непрерывность психического развития.
Начавшись еще до рождения ребенка и
бурно разворачиваясь после рождения,
психическое развитие продолжается
каждый день без перерывов.
3)
дискретность — распределение онтогенеза
человека на отдельные возрастные периоды
со спецификой психического развития в
каждом.
4)
необратимость. Т.е. прогрессивные
изменения, которые сформировались
вследствие психического развития, уже
не исчезают, а остаются достоянием
личности и влияют на дальнейшее
психическое функционирование.
5)
взаимосвязь психического с другими
направлениями развития — физическим,
социальным, физиологическим. Например,
у подростков процесс полового созревания
приводит изменения образа «Я»,
начинается осознание себя как взрослого
— это является подтверждением связи
физиологического и психического
развития. Взаимообусловленность
психического и социального развития
легко проследить на примере вступления
6-летнего ребенка к школе — новый социальный
статус школьника вызывает существенные
изменения психики.
6)
неравномерность. В определенном
возрастном периоде одни компоненты
психики развиваются ускоренно, а другие
— замедленно, а в следующем возрастном
периоде они чередуются (те функции,
которые развивались медленно, ускоряются,
а те, ускоренно — замедляются) Так, по
развитию познавательной сферы ребенка
можно проследить следующую динамику:
в младенчестве интенсивно развиваются
ощущения и восприятия, активизируется
память, а мышление и воображение только
зарождаются в следующем — раннем возрасте
мощное развивается память и мышление,
в дошкольном на первое место по темпам
развития выходит воображение;
7)
«спиралевидный» характер развития
психики. Признание прогрессивной
направленности онтогенеза человеческой
психики как переходов от менее к более.
8)
планомерность и преемственность
психического развития. Планомерность
становления личности проявляется через
систематический, упорядоченный характер
психических изменений, которые являются
стойкими во времени и независимыми от
вариативных факторов (вроде настроения,
внешности человека). Преемственность
психического развития имеет место как
взаимосвязь предыдущих и перспективных,
будущих психических изменений в общей
динамикой эти становления личности,
наслоения новообразований психики на
ее предыдущие прогрессивные проявлениеви.
Таким
образом, психическое развитие представляет
собой не последовательность отдельных,
несогласованных между собой изменений,
а носит целостный, системный характер,
вследствие чего изменения в одной
области психики вызывают изменения
других психических проявлении.
Развитие
— процесс перехода из одного состояния
в другое, более совершенное, переход от
старого качественного состояния к
новому качественному состоянию, от
простого к сложному, от низшего к высшему.
Развитие
психики —
закономерное изменение психических
процессов во времени, выраженное в их
количественных, качественных и структурных
преобразованиях.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
После своего
рождения человеческий ребенок является
бессознательной, беспомощным и
бессловесным существом, вполне зависимой
от взрослых в выживании Психические
проявления и физические реакции
новорожденного являются простыми,
адаптаций ия к миру только начинается
результате длительной социализации
ребенка и развертывания его психического
развития происходит становление зрелой,
автономной и аутентичной личноститі.
Психическое
развитие —
процесс накопления количественных и
качественных прогрессивных изменений
психики, обусловливающие формирование
личности
Таким
образом, психическое развитие является
процессом, так как имеет динамический
характер — начавшись еще до рождения
ребенка, разворачивается и продолжается,
по мнению большинства ученых, вся жизнь
человека В ходе психически ого развития
происходит накопление количественных
и качественных преобразований психики,
обеспечивающих формирование и
функционирование личностии.
Обучение
и развитие — Обучение
и развитие не совпадают непосредственно,
а представляют собой два процесса,
находящиеся в сложном взаимоотношении.
Обучение
– это специально организованный,
управляемый процесс взаимодействия
учителей и учеников, направленный на
усвоение знаний, умений, навыков,
формирование, мировоззрения, развитие
умственных сил и потенциальных
возможностей обучаемых, закрепление
навыков самообразования в соответствии
с поставленными целями.
Обучение
только тогда эффективно, когда оно идет
впереди развития. Тогда оно пробуждает
и вызывает к жизни целый ряд функций,
находящихся в стадии созревания, лежащих
в зоне ближайшего развития. В этом и
заключается главнейшая роль обучения
в развитии. Обучение оказывается наиболее
плодотворным только тогда, когда оно
совершается в пределах периода,
определяемого зоной ближайшего развития.
Когда мы
наблюдаем за ходом развития ребенка в
школьном возрасте и за ходом его обучения,
мы действительно видим, что всякий
предмет обучения требует от ребенка
больше, чем он может дать на сегодняшний
день, т. е. ребенок в школе осуществляет
деятельность, которая заставляет его
подыматься выше самого себя. Это, конечно,
относится к здоровому школьному обучению.
Правильное
решение вопроса о соотношении развития
и обучения имеет центральное значение
не только для психологии, но н для
педагогики. Каждая концепция обучения,
которой руководствуется педагог,
включает в себя (сознает он это или нет)
определенную концепцию развития. Точно
так же каждая концепция психического
развития, которой придерживается
психолог (сознает он это или нет),
заключает в себе и определенную теорию
обучения.
Ребенок
развивается, воспитываясь и обучаясь.
Это значит: воспитание и обучение
включается в самый процесс развития
ребенка, а не надстраиваются над ним.
Задача воспитания и обучения не в том,
чтобы приспосабливать педагогический
процесс к будто бы независимой от него
природе ребенка, а в том, чтобы формировать
развитие. Личностные психические
свойства ребенка, его способности, черты
характера и т. д., а также различные на
разных ступенях развития и у разных
индивидов особенности психических
процессов (восприятия, памяти и т. д.) не
только проявляются, но и формируются в
ходе собственной деятельности ребенка,
посредством которой он под руководством
учителя активно включается в жизнь
коллектива, осваивая правила и овладевая
знаниями, добытыми в ходе исторического
развития познавательной деятельности
человечества.
Педагогический
процесс как деятельность учителя-воспитателя
формирует развивающуюся личность
ребенка в меру того, как учитель руководит
деятельностью ребенка, а не подменяет
ее. Всякая попытка воспитателя-учителя
<внести> в ребенка познание и
нравственные нормы, минуя собственную
деятельность ребенка по овладению ими,
подрывает самые основы здорового
умственного и нравственного развития
ребенка.
Формирующиеся
в ходе развития, на основе задатков как
предпосылок развития личностные свойства
ребенка, его способности и характерологические
особенности являются не только
предпосылкой, но и результатом его
деятельности; их развитие в холе ее не
только проявляется, но и совершается.
Если школьник
понимает, на доступном ему уровне,
основания тех операций, которыми он
овладевает, то их изучение вносит
определенный вклад в фонд его развития.
Если же путем немало кратных упражнений
ребенок научается производить те или
иные операции, не осознавая их логики,
это не продвигает его в общем развитии.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник