Систематика и статистика нарушений в развитии человека ребенка

Систематика и статистика нарушений в развитии человека ребенка thumbnail

        Множественность вариаций нарушений у человека затрудняет создание их      универсальной классификации. Нарушение, недостаток развития может возникнуть внезапно после несчастного случая, болезни, а может развиваться и усиливаться на протяжении длительного времени, например, вследствие воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, вследствие длительно текущего хронического заболевания. Недостаток, нарушение могут устраняться (полностью или частично) медицинскими и (или) педагогическими средствами или уменьшаться в своем проявлении.
        Как было установлено в предыдущем разделе, в качестве универсального, собирательного, применяемого в широком смысле термина, обозначающего недостаток физической или психической сферы человека, сегодня принят термин ограничение (возможностей), в англоамериканской профессиональной речевой среде — handicap (ограничение, препятствие). Понятие ограничения рассматривается с разных точек зрения и соответственно по-разному обозначается в разных профессиональных сферах, имеющих отношение к человеку с нарушенным развитием: в медицине, социологии, сфере социального права, педагогике, психологии. В соответствии с разными профессиональными подходами к данному предмету и разными основаниями для систематики существуют разные классификации. Наиболее распространенными основаниями являются следующие:
      причины нарушений;
      виды нарушений с последующей конкретизацией их характера;
      последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни.
      В основе последней педагогической классификации (М. Варнок,
1979) лежат характер особых образовательных потребностей лиц
с ограниченными возможностями здоровья и степень ограничения
возможностей.
      Итак, в педагогике в соответствии с исторически сложившейся системой образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии, а также в соответствии с системой предметных областей специальной педагогики в основу классификации по традиции положен характер нарушения, недостатка. Соответственно различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями:
    глухие;
    слабослышащие;
    позднооглохшие;
    незрячие;
    слабовидящие;
    лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; лица с                                       нарушениями эмоционально-волевой сферы;
    лица с нарушением интеллекта;
    дети с задержкой психического развития (труднообучаемые); лица с        тяжелыми нарушениями речи;
    лица со сложными недостатками развития.
    Существует и более обобщенная классификация, в основе которой лежит группировка указанных выше категорий нарушений в соответствии с локализацией нарушения в той или иной системе организма:
телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания); сенсорные нарушения (слух, зрение);
нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения).

       Данная классификация значима для педагогики лишь как обобщенная системная организация всей совокупности нарушений развития. Для медицинской сферы эта классификация более значима, она имеет в медицине более тонко дифференцированную классификацию.
       В сфере социальной защиты, социально-трудового права значимой является классификация по причинам возникновения нарушения, недостатка. Это связано с особенностями предоставления материальной и иной социальной помощи, компенсационных выплат, льгот и др.:
      врожденное нарушение развития;
      несчастный случай, стихийное бедствие;
      производственная травма;
      профессиональное заболевание, приведшее к возникновению ограничения               возможностей;
      дорожно-транспортное происшествие;
      участие в боевых действиях;
      экологические преступления;
      болезнь;
      прочие причины.
      Классификация по причинам нарушений имеет значение и для педагогики, так как знание происхождения того или иного недостатка развития, в том числе его биологической или социальной обусловленности, а также времени и особенностей возникновения предоставляет педагогу необходимые исходные данные для планирования индивидуальной программы специальной педагогической помощи.
     Значимой для социальной сферы и для педагогики является классификация по последствиям недостатков, которые влияют на дальнейшую жизнь человека — на его потребность в специальном образовании, реабилитации (медицинской, психологической, социальной, профессиональной), уходе, обеспечении специальными техническими средствами и др.
      Английские специалисты (М. Варнок, 1979) предложили перекрестную классификацию, в которой указаны не только нарушенные сферы организма и функций человека, но и степень их поражения. Это позволяет не только более тонко дифференцировать различные категории лиц с ограниченными возможностями, но и на основе этой классификации более точно определять характер и объем особых образовательных и социальных потребностей каждого конкретного человека с проблемами в развитии.
       Исходя из этой классификации, можно с достаточно большой долей вероятности определить социально и образовательно-значимые особые потребности того или иного человека с ограниченными возможностями и соответственно направления коррекционно-образовательной деятельности: ориентировка в окружающей физической и социальной среде, физическая независимость, подвижность, возможность различных видов деятельности, возможность занятости, возможность социальной интеграции и социально-экономической независимости.
       Свои, частные классификации имеет каждая предметная область специальной педагогики.

 Статистика специальной педагогики
       Международные общественные организации (ЮНЕСКО, ВОЗ) ведут систематическую работу по сбору статистических данных о частоте и видах нарушений развития. Большинство цивилизованных стран также ведет свой статистический учет в соответствии с принятой в данной стране терминологией и классификационными признаками ограниченных возможностей здоровья и жизнедеятельности.
        Тем не менее, абсолютно точных и исчерпывающих мировых статистических данных нет, так как многие страны имеют свои, отличающиеся от других критерии выделения лиц с ограниченными возможностями. Особенно сложен сбор статистических данных в развивающихся странах, где специфические социокультурные условия и недостатки обеспечения медицинской и педагогической помощью не позволяют получать точные и адекватные, например европейским критериям, данные о количестве различных категорий лиц с ограниченными возможностями.
       Характер статистических данных той или иной страны определяется также уровнем ее цивилизованности, качеством медицинской, социальной и педагогической помощи в ней. Замечено, что в странах с низким уровнем развития первое место по частоте занимают грубые органические нарушения, нарушения зрения и слуха. В странах, где планка образовательного уровня поднята высоко (Финляндия, Швеция, США, Германия), одно из первых мест по частоте занимают специфические образовательные затруднения — нарушения речи, затруднения при чтении, письме, в математике. В развивающихся странах наличие таких нарушений статистика не отражает, так как преобладающая неграмотность детского населения не позволяет выделить эту проблему.
       Тем не менее, сегодня статистика свидетельствует о достаточно устойчивом процентном соотношении между различными категориями отклонений в развитии в пределах основных возрастных групп. Так, по степени распространенности в пределах детской возрастной группы первое место по численности занимают дети с образовательными затруднениями (более 40%); второе место — с нарушением интеллекта (около 20%), третье — с нарушениями речи (также около 20%), остальные нарушения в совокупности составляют менее 20%. Сами недостатки физической или психической сферы человека также имеют относительно стабильные показатели, что позволяет опираться на статистические данные при определении направлений в социальной политике государства, в организации системы образования, здравоохранения, социальной защиты, в финансировании и планировании развития этих социальных сфер. Так, в мире (кроме Африки) на 1 тыс, человек приходится З слепых, а более 5% населения испытывают проблемы со слухом. На каждые 100 школьников в возрасте от 7 до 15 лет приходится 4—5 человек, имеющих нарушение интеллекта или испытывающихобразовательные затруднения. На каждые 800 новорожденных приходится один ребенок с синдромом Дауна.
         В разных возрастных категориях разный (больше—меньше) процент тех или иных нарушений развития (это изменения, обусловленные возрастом, т. е. физиологическими закономерностями развития человека в различные возрастные периоды). Так, в возрастной группе людей после 50 лет заметно возрастает число страдающих нарушением слуха.
         В нашей стране также ведется статистический учет лиц с ограниченными возможностями. Применительно к сфере образования учет проводится по посещаемости образовательных учреждений детьми и подростками с особыми образовательными потребностями. О детях дошкольного возраста относительно полные статистические данные имеются только по линии здравоохранения, т. е. на этапе диагностики. Сфера дошкольного образования имеет статистические данные только о тех детях, которые посещают дошкольные образовательные учреждения.
         Приведем некоторые статистические данные Министерства образования Российской Федерации.
         В настоящее время 1,7 млн детей, проживающих в Российской Федерации, т.е. 4,5% всей детской популяции, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. В это число входит более 353 тыс. детей дошкольного возраста; 63,6% таких детей находятся в дошкольных образовательных учреждениях вместе с обычными детьми.
         Почти 272 тыс. детей школьного возраста обучается в 1905 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
        К системе школьного специального образования России относятся: 1461 школа для детей с нарушением интеллекта, где обучаются 207836 учащихся; 84 школы-интерната для глухих детей с 11413 учащимися; 75 школ-интернатов для слабослышащих детей с 10963 учащимися; 3040 незрячих учеников обучаются в 18 школах-интернатах для слепых детей, 61 школа-интернат для слабовидящих, где обучаются 8605 учеников; 44 школы-интерната для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые оказывают помощь 6171 учащемуся; 69 учреждений для детей с задержкой психического развития, где обучаются 12562 учащихся; 60 учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи, где обучаются 11 362 ребенка.
        В 15% случаев нарушений интеллекта речь идет о детях с тяжелыми формами умственной отсталости, осложненными другими недостатками развития — нарушениями слуха, зрения, опорнодвигательного аппарата и др. до недавнего времени эта категория детей квалифицировалась как необучаемая (в общепринятом смысле школьного обучения). Поэтому часто эта категория лиц с ограниченными возможностями остается вне образовательного пространства, хотя сегодня доказано, что при систематической и профессионально выполняемой коррекционно-педагогической работе эти дети способны к освоению простейших форм социального поведения, общения, культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, что, безусловно, также является обучением. Тем не менее, эти дети находятся в большинстве случаев в закрытых интернатных учреждениях — интернатах социальной защиты, где получают лишь уход, но не необходимую для них коррекционно-педагогическую помощь. Сегодня в нашей стране около 32 тыс. таких детей и подростков.
       К системе специального образования относятся специальные классы в образовательном учреждении (школе) общего назначения, предназначенные для разных категорий учащихся с нарушениями развития, преимущественно для детей с нарушениями интеллекта. В настоящее время число обучающихся в них детей составляет около 200 тыс. человек. Около 34 тыс, детей и подростков с ограниченными возможностями обучается на дому или в школах индивидуального (надомного) образования.
        Таким образом, более 500 тыс, детей и подростков школьного возраста обучается в системе специального образования. Часть детей и подростков не имеет возможности обучаться в связи с отсутствием специальных профильных образовательных учреждений на своей территории (в крае, области, республике). Так, почти каждый второй ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата лишен возможности получить образование в профильном специальном образовательном учреждении, а образовательные учреждения общего назначения не имеют сегодня условий и специалистов для обучения детей этой категории.

         Среди детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности преобладают лица мужского пола (55%), особенно в городах. Ведущей возрастной группой являются дети в возрасте 8—1З лет (это связано с поздним сроком выявления отклонения в развитии, в основном связанным с началом школьного обучения).
         В детской популяции существует не поддающаяся точному учету обширная группа детей, которые не имеют официального статуса инвалида, но возможности здоровья которых ограничены вследствие хронических заболеваний.
         Среди взрослого населения России около 8 млн человек имеет официальный статус инвалида, кроме того, насчитывается еще несколько миллионов человек, не имеющих такого статуса, хотя возможности их здоровья также ограничены. В общей сложности около 15 млн человек населения России имеет ограниченные возможности здоровья и жизнедеятельности, а значит, и трудоспособности.

Источник

Все
нарушения физической и психической
областей человека во всем мире принято
называть ограничениями. Вследствие
того что нарушения или ограничения
могут иметь множественные вариации,
трудно создать однозначную классификацию.
Различные профессиональные сферы дают
различные классификации.

Так,
например, в педагогике принято
классифицировать
лиц с ограниченными возможностями
согласно характеру нарушений или
отклонений, а именно: глухие;
слабослышащие; позднооглохшие; незрячие;
слабовидящие; лица с соматическими
нарушениями; лица с нарушениями
интеллекта; с нарушениями эмоционально-волевой
сферы; с задержкой психического развития;
с тяжелыми нарушениями речи; лица со
сложными недостатками развития
.

В
медицинской среде более значима
классификация, в которой нарушения
обобщаются в соответствии с локализацией
их в организме человека: соматические
заболевания

(нарушения опорно-двигательного
аппарата); сенсорные
нарушения

(зрение и слух), нарушения
мозговой деятельности
.

В
социально-правовой сфере ограничения
классифицируются по причине возникновения
нарушения: врожденное
отклонение развития
;
несчастный
случай

или стихийное
бедствие
;
производственная
травма
;
профессиональное
заболевание
,
повлекшее за собой ограничение
возможностей жизненной и трудовой
деятельности; дорожно-транспортное
происшествие
;
участие
в боевых действиях
;
заболевание
и т.д. Также существует классификация
по последствиям нарушений, значимая
для педагогической, медицинской,
социальной и психологической сфер
деятельности. Также свои предметные
классификации имеют предметные отрасли
специальной педагогики. Английским
специалистом М. Варлоком была предложена
перекрестная классификация, позволяющая
определять характер потребностей
каждого индивидуума с ограниченными
возможностями. Во всем мире ведется
сбор статистических данных о частоте
и видах возникновения нарушений развития.
Каждая страна имеет собственный подход
к определению лиц с ограниченными
возможностями, поэтому невозможно
создать полную и точную картину статистики
возникновения нарушений во всем мире.
Тем не менее, статистика позволяет
наблюдать достаточно устойчивую картину
процентного соотношения нарушений
среди различных возрастных групп.

Так,
например, среди детей более 40 % страдают
образовательными затруднениями,
приблизительно у 20 % наблюдаются нарушения
интеллекта, также около 20 % занимают
дети с нарушениями речи, оставшиеся 20
% составляют все остальные виды нарушений.
В России примерно 4,5 % детей имеют
ограниченные возможности развития и
требуют специального образования.

ТЕМА
№ 4

Предметные области современной специальной педагогики

Исторически
сложилось, что специальная педагогика
складывается из предметных
областей
,
интегрированных по клинико-физиологическим
психолого-педагогическим параметрам,
согласно традициям создания образовательных
учреждений для детей, имеющих особые
образовательные потребности.

В
начале XIX в. в нашей стране появились
сурдопедагогика
и тифлопедагогика,
в конце XIX в. – олигофренопедагогика.

В
середине XX в. в Советском Союзе
разрабатывается научно-методическая
основа дифференцированной системы
образования, существует 8
видов спецшкол
,
а именно:

1)
для слабослышащих;

2)
глухих;

3)
слабовидящих;

4)
незрячих;

5)
детей с нарушениями речи;

6)
умственно отсталых;

7)
детей с задержкой развития;

8)
детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата.

На
сегодняшний день к предметным
областям специальной педагогики

относятся сурдопедагогика
(плохослышащие, позднооглохшие, глухие),
тифлопедагогика
(слабовидящие и слепые), тифлосурдопедагогика
(слепо-глухие), логопедия
(нарушения речи), олигофренопедагогика
(нарушения интеллекта и образовательные
затруднения), специальная
педагогика

применительно к лицам с нарушениями
опорно-двигательного аппарата и
специальная
педагогика

применительно к лицам с нарушениями
эмоционально-волевой сферы.

Каждая
из предметных областей специальной
педагогики имеет собственную структуру
аналогично общей педагогике: свои
принципы, задачи, методологию, приемы
и принципы воздействия, возрастную
дифференциацию. В возрастном разрезе
самыми изученными считаются дошкольный
и школьный возрастные периоды, остальные
периоды требуют тщательного изучения
и рассмотрения.

Специальная
педагогика выступает как объединяющая
эти предметные области теоретическая
и методологическая основа.

Специальная
педагогика активно использует для
решения своих задач знания смежных
с ней наук, таких как педагогика,
психология, медицина, история, философия,
социология, информатика, физика

и др. Предметные области специальной
педагогики находятся в тесном
сотрудничестве со смежными науками.

Развитие
специальной педагогики, все более тонкая
дифференциация накопленного материала
способствуют постепенному возникновению
и становлению новых сфер педагогического
познания. Так, в стадии разработки
находятся сферы специальной педагогики,
ранее не охваченные, субъектом которых
являются хронически больные лица и лица
с тяжелыми и сложными недостатками.

ТЕМА
5

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник