Систематика и статистика нарушений в психическом развитии ребенка
Нарушение психического развития представляет собой психическое состояние, которое характеризуется замедленными темпами формирования личности и психических функций, а также нарушениями в умственной и познавательной способности.
Нарушения психического развития проявляются наиболее часто в младенческом и детском возрасте. Эти психологические нарушения связаны с различными факторами, травмами и патологиями. Основными причинами нарушений психического развития являются: наследственные патологии головного мозга; хромосомные заболевания; пороки головного мозга; эпилептический синдром; поражения и патологии центральной нервной системы; опухоли головного мозга; гидроцефалия; тяжелые заболевания нервной системы и нейрокожные синдромы; наследственные эндокринные заболевания; соматические патологии; нарушения и заболевания органов чувств; отсутствие воспитания и педагогическая запущенность. Наиболее серьезными причинами нарушений психического развития являются наследственные, биологические, социальные и психогенные факторы.
Нарушения психического развития у детей проявляются в виде недоразвития, повреждений личностного развития и отсутствия самоопределения, невозможности умственного развития и проблем с познанием, психопатии и искажений (аутизм). Нарушения психического развития у детей выражаются в значительном отставании в развитии от сверстников, замедлении психического становления, несоответствии в поведении и восприятии с возрастными нормами.Эти нарушения начинают проявляться с раннего возраста, и они часто связаны с мозговой дисфункцией.При определении причин нарушений психического развития необходимо учитывать темперамент ребенка, наличие соматических и церебральных патологий, эмоциональное состояние и депривацию. К биологическим причинам нарушений относятся патологии в период беременности, недоношенность, родовые и послеродовые травмы, соматические заболевания и мозговые травмы. Нарушения психического развития могут быть вызваны социальными факторами, в том числе недостатком во внимании и отрывом от матери, социальной изоляцией, дефицитом воспитания, обучения и развития, неблагоприятными условиями в семье и обществе.
Нарушения психического развития классифицируются на несколько типов. К основным типам нарушений психического развития можно отнести: дизонтогенез, в том числе поврежденное, замедленное и искаженное развитие; необратимое психическое недоразвитие; дисгармоничное психическое развитие; дегенеративное психическое развитие, связанное с эпилепсией и другими заболеваниями; патологическое психическое развитие, вызванное психическими и соматическими патологиями.Также выделяют типы нарушений психического развития по шизофреническому процессу: асинхронию, ретардацию и умственную отсталость. В некоторых случаях проявляются клинические формы нарушений, в том числе акселерация, инфантилизм, аутизм и соматопатия. Отдельно в медицине выделяют нарушения психического развития, связанные с видом олигофрении – неосложненная, нейродинамическая, анализаторная и психопатическая форма.
Особое значение в препятствовании развитию психических нарушений выполняет комплексная система профилактических мер. Профилактику психических нарушений необходимо начинать проводить с регулярного осмотра и консультаций у педиатра, а также проверки психомоторных реакций у ребенка. Состояние психического развития должны определять логопед, детский психолог, педиатр и дефектолог. Точный диагноз ребенка и тип нарушений психического развития можно определить с помощью диагностического обследования. Профилактика нарушений психического развития основана на использовании специальных медицинских, педагогических, психологических и социальных методов проверки ребенка. Для создания правильной среды для психического развития используется благоприятное коррекционное пространство, в котором ребенок развивает познавательную функцию, логическое мышление и приобретает учебные навыки. Важным фактором профилактики является соблюдение безопасности, а также проведение медицинских и педагогических консультаций с первых месяцев беременности. После рождения ребенка и в течение первого года его жизни можно выявить первые признаки психических нарушений. Отсутствие реакций на звук и свет могут первыми признаками таких нарушений. У детей дошкольного возраста нарушения психического развития часто проявляются в виде проблем с речью и письмом, отставании в моторном развитии и слабой памяти. Для проведения эффективной профилактики нарушений психического развития необходимо исключить конфликты в семье, избегать физических и психологических травм во время беременности, а также следует создать благоприятную среду для развития ребенка.
Лечением нарушений психического развития занимаются педиатры, психологи, неврологи, логопеды, психиатры и дефектологи. Терапия должна быть направлена на гармоничное взаимодействие этих специалистов и их методов. Для назначения точного вида лечения необходимо установить причины нарушений и их тип. Основной задачей лечения является длительная коррекция развития ребенка. В состав медикаментозной терапии должны входить следующие препараты: ноотропы, сосудистые и противосудорожные, противовоспалительные и иммуностимулирующие. В качестве дополнения назначают витаминную терапию.
При нарушениях психического развития назначают определенные виды реабилитации. К ним можно отнести: коррекцию психологического характера, включающую занятия с дефектологом и психологом, направленную на восстановление познавательной функции, речи и памяти, эмоционального восприятия, коммуникации и социальной адаптации; коррекцию логопедического типа, включающую занятия с логопедом, направленные на формирование правильной речи и звукообразование, устранение дефектов произношения, вырабатывание навыков и способностей для содержательной речи; сенсорные упражнения с психологом для восстановления чувствительности, улучшения восприятия и психологической разгрузки; аппаратные занятия с биологической обратной связью, направленные на тренировку внимания и запоминания, регулирование ребенком собственного восприятия; релаксационные упражнения; лечебную физкультуру и гимнастику для стимулирования физического и психического развития; физиотерапию, включающую тепловые, водные и электропроцедуры. Важным этапом лечения нарушений психологического развития является индивидуальная учебная и развивающая программа для ребенка. Эта программа должна быть разработана педагогами и психологами, а в ее состав должны входить специальные интеллектуальные упражнения, художественные задания, музыкальные и хореографические занятия.
Рекомендуемые источники информации:
1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 61-66
2. https://www.neboleem.net/narushenie-psihicheskogo-razvitija.php
Источник
Нарушения в соматическом развитии ребенка, их систематика и статистика
Понятие соматического нарушения относится к болезням и явлениям, связанным с телом ребенка (человека).
Замечание 1
Соматический (от греч.) – телесный.
Соматические нарушения – это различного рода телесные заболевания.
Развитие является основной чертой живой материи, так как именно благодаря ему, осуществляются процессы по увеличению числа и массы клеток, их дифференциация, строение и функция. Процесс развития запрограммирован в клетках ДНК.
Определение 1
Соматическое развитие ребенка – это индивидуальное развитие, которое начинается с момента попадания сперматозоида в яйцеклетку и продолжается на протяжении всей жизнедеятельности.
Таким образом, нарушение соматического развития может быть начато еще до момента рождения, то есть внутриутробно, в силу различных негативных факторов и причин, отрицательно влияющих на организм беременной женщины.
В настоящее время врожденные пороки занимают первое место среди причин нарушений соматического развития ребенка.
Врожденные пороки разнообразны. Принято выделять следующие нарушения соматического развития ребенка, причинами которых являются врожденные пороки:
- Нарушения, связанные с внутриутробной мутацией клеток плода.
- Нарушения, вызванные первичными пороками развития органов и их функций (например, спинномозговая грыжа)
- Нарушения, вызванные вторичными пороками (косолапость).
Таким образом, врожденные пороки оказывают отрицательное влияние на соматическое развитие ребенка. Они могут быть причиной различных аномалий развития отдельных органов и их функций.
Помимо врожденных пороков, соматические нарушения в развитии ребенка могут быть вызваны внешними факторами, такими как травмы (ожоги, ранения и т.п.) и разнообразные заболевания (инфекционные, инвазионные и т.п.).
Признаки и симптомы соматического нарушения зависят от того, что послужило причиной его возникновения, а также от индивидуальных особенностей и свойств организма ребенка.
Соматические нарушения, проявляющиеся в поражении внутренних органов и систем, довольно часто становятся причинами психических расстройств.
Основными условиями соматически обусловленных психозов являются:
- Выраженная клиническая картина соматического нарушения
- Наличие заметной связи между соматическим и психическим развитием
- Раздельное (параллельное) течение соматических и психических нарушений
- Возможное появление и проявление органической симптоматики
Таким образом, необходимо понимать, что организм ребенка является целостным и единым. Понимание функционирования его отдельных частей следует рассматривать в совокупности всей системы.
Понятие и виды нарушений в психическом развитии ребенка
Замечание 2
Нарушение психического развития ребенка – это психическое состояние, обусловленное замедлением темпа формирования личности и ее психических функций, а также различными нарушениями умственных и познавательных способностей.
Чаще всего нарушения психического развития проявляются в младенческом и детском возрасте.
Причинами нарушений психического развития могут быть различные травмы и патологии.
Основные причины нарушения психического развития ребенка:
- наследственные патологии головного мозга
- различные хромосомные заболевания
- пороки развития и опухоли головного мозга
- эпилептические синдромы
- патологии, поражения, тяжелые заболевания ЦНС
- гидроцефалия
- разнообразные соматические нарушения
- заболевания и нарушения развития (функционирования) внутренних органов
- педагогическая запущенность.
Наиболее серьезными причинами нарушений психического развития ребенка являются следующие факторы:
- Наследственные
- Социальные
- Биологические
- Психогенные
Нарушения в психическом развитии детей имеет несколько признаков проявлений, чаще всего это недоразвитие, повреждение личностного развития, отсталость умственного развития, невозможность самоопределения, психопатии и различного рода искажения (например, аутизм).
В целом же нарушения психического развития детей проявляются в отставании в развитии от сверстников, замедлении психического становления личности, несоответствии восприятия и поведения с возрастными нормами.
Чаще всего нарушения психического развития диагностируют в раннем возрасте, и связаны они в основном с мозговой дисфункцией.
Важным в определении нарушения психического развития является учет темперамента ребенка, наличие у него церебральных и соматических патологий.
Выделяют следующие типы нарушений психического развития:
- дизонтогенез: искаженное или замедленное развитие ребенка;
- необратимые психические недоразвития;
- дисгармоничные психические развития;
- асинхрония и ретардация развития;
- умственная отсталость;
- клинические формы: инфантилизм, аутизм, акселерация и т.п.
Своевременно выявленные нарушения психического развития требует немедленного реагирования со стороны родителей и специалистов. В зависимости от вида и типа нарушения с ребенком должны работать логопед, психиатр, дефектолог, психолог и педиатр.
Терапия должна быть направлена на гармоничное взаимодействие этих специалистов и их методов.
При нарушениях психического развития назначают определенные виды реабилитации.
К ним можно отнести:
- психологическая коррекция (занятия с психологом и дефектологом, по восстановлению речи, памяти, познавательной функции и т.д.)
- логопедическая коррекция (работа с логопедом по формированию правильной речи и устранение ее дефектов);
- сенсорные занятия (работа с психологом по восстановлению чувствительности, психологической разгрузки и т.л.);
- лечебная физкультура;
- релаксационные занятия;
- физиотерапия.
Замечание 3
Важным этапом лечения нарушений психологического развития является индивидуальная учебная и развивающая программа для ребенка.
Источник
Все
нарушения физической и психической
областей человека во всем мире принято
называть ограничениями. Вследствие
того что нарушения или ограничения
могут иметь множественные вариации,
трудно создать однозначную классификацию.
Различные профессиональные сферы дают
различные классификации.
Так,
например, в педагогике принято
классифицировать
лиц с ограниченными возможностями
согласно характеру нарушений или
отклонений, а именно: глухие;
слабослышащие; позднооглохшие; незрячие;
слабовидящие; лица с соматическими
нарушениями; лица с нарушениями
интеллекта; с нарушениями эмоционально-волевой
сферы; с задержкой психического развития;
с тяжелыми нарушениями речи; лица со
сложными недостатками развития.
В
медицинской среде более значима
классификация, в которой нарушения
обобщаются в соответствии с локализацией
их в организме человека: соматические
заболевания
(нарушения опорно-двигательного
аппарата); сенсорные
нарушения
(зрение и слух), нарушения
мозговой деятельности.
В
социально-правовой сфере ограничения
классифицируются по причине возникновения
нарушения: врожденное
отклонение развития;
несчастный
случай
или стихийное
бедствие;
производственная
травма;
профессиональное
заболевание,
повлекшее за собой ограничение
возможностей жизненной и трудовой
деятельности; дорожно-транспортное
происшествие;
участие
в боевых действиях;
заболевание
и т.д. Также существует классификация
по последствиям нарушений, значимая
для педагогической, медицинской,
социальной и психологической сфер
деятельности. Также свои предметные
классификации имеют предметные отрасли
специальной педагогики. Английским
специалистом М. Варлоком была предложена
перекрестная классификация, позволяющая
определять характер потребностей
каждого индивидуума с ограниченными
возможностями. Во всем мире ведется
сбор статистических данных о частоте
и видах возникновения нарушений развития.
Каждая страна имеет собственный подход
к определению лиц с ограниченными
возможностями, поэтому невозможно
создать полную и точную картину статистики
возникновения нарушений во всем мире.
Тем не менее, статистика позволяет
наблюдать достаточно устойчивую картину
процентного соотношения нарушений
среди различных возрастных групп.
Так,
например, среди детей более 40 % страдают
образовательными затруднениями,
приблизительно у 20 % наблюдаются нарушения
интеллекта, также около 20 % занимают
дети с нарушениями речи, оставшиеся 20
% составляют все остальные виды нарушений.
В России примерно 4,5 % детей имеют
ограниченные возможности развития и
требуют специального образования.
ТЕМА
№ 4
Предметные области современной специальной педагогики
Исторически
сложилось, что специальная педагогика
складывается из предметных
областей,
интегрированных по клинико-физиологическим
психолого-педагогическим параметрам,
согласно традициям создания образовательных
учреждений для детей, имеющих особые
образовательные потребности.
В
начале XIX в. в нашей стране появились
сурдопедагогика
и тифлопедагогика,
в конце XIX в. – олигофренопедагогика.
В
середине XX в. в Советском Союзе
разрабатывается научно-методическая
основа дифференцированной системы
образования, существует 8
видов спецшкол,
а именно:
1)
для слабослышащих;
2)
глухих;
3)
слабовидящих;
4)
незрячих;
5)
детей с нарушениями речи;
6)
умственно отсталых;
7)
детей с задержкой развития;
8)
детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата.
На
сегодняшний день к предметным
областям специальной педагогики
относятся сурдопедагогика
(плохослышащие, позднооглохшие, глухие),
тифлопедагогика
(слабовидящие и слепые), тифлосурдопедагогика
(слепо-глухие), логопедия
(нарушения речи), олигофренопедагогика
(нарушения интеллекта и образовательные
затруднения), специальная
педагогика
применительно к лицам с нарушениями
опорно-двигательного аппарата и
специальная
педагогика
применительно к лицам с нарушениями
эмоционально-волевой сферы.
Каждая
из предметных областей специальной
педагогики имеет собственную структуру
аналогично общей педагогике: свои
принципы, задачи, методологию, приемы
и принципы воздействия, возрастную
дифференциацию. В возрастном разрезе
самыми изученными считаются дошкольный
и школьный возрастные периоды, остальные
периоды требуют тщательного изучения
и рассмотрения.
Специальная
педагогика выступает как объединяющая
эти предметные области теоретическая
и методологическая основа.
Специальная
педагогика активно использует для
решения своих задач знания смежных
с ней наук, таких как педагогика,
психология, медицина, история, философия,
социология, информатика, физика
и др. Предметные области специальной
педагогики находятся в тесном
сотрудничестве со смежными науками.
Развитие
специальной педагогики, все более тонкая
дифференциация накопленного материала
способствуют постепенному возникновению
и становлению новых сфер педагогического
познания. Так, в стадии разработки
находятся сферы специальной педагогики,
ранее не охваченные, субъектом которых
являются хронически больные лица и лица
с тяжелыми и сложными недостатками.
ТЕМА
№ 5
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
Лекционный материал
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА: ПЕДАГОГИКА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 44.02.01 (050144) ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ЗАОЧНАЯ
КУРС
Нарушения в соматическом развитии человека (ребенка), их систематика и статистика
Соматический — телесный; понятие относится к явлениям и болезням, связанным с телом. Соматическое нарушение (от греческого «soma» — тело) — телесное заболевание, противоположное психическому нарушению.
Развитие — основная черта живой материи; благодаря ему происходят процессы увеличения числа и массы клеток, а также дифференцировка их строения и функции. Течение этих процессов запрограммировано в ДНК. В процессе внутриутробного развития основное значение имеет соответствующее количество питательных веществ, регулируемое плацентой. Плацента выделяет в организм матери большое количество стероидных гормонов, главным образом эстрогенов, и белков: гонадотропина, плацентарного лактогена.
Соматическое развитие – это индивидуальное развитие, начиная от попадания сперматозоида в яйцеклетку, строение и деятельность тканей, органов, их особенности запрограммированы в генотипе каждой личности. Генетическая программа становится потенциалом развития, который может, даже вынужден реализоваться. Гармоничное развитие зависит при соответствующих условиях внутренней среды от четкой деятельности нейрогормональной системы, которая так руководит распределением обмена веществ и энергии, чтобы обеспечивать актуальные потребности роста и развития отдельных органов, при этом всегда отдавая приоритет потребностям нервной системы. Остальной уровень физического и психического развития зависит от того, какова была возможность реализации генетического потенциала данной личности в условиях среды. Многочисленными исследованиями установлено, что для нормального развития плода необходимо динамическое постоянство условий внутриутробного развития (специфический гомеостаз), которое регулируется нейроэндокринными и нейрогуморальными механизмами, как материнского организма, так и плода и осуществляется в рамках функциональной системы мать – плацента — плод.
Нарушения внутриутробного развития возникают, как правило, в процессе взаимодействия организма с неадекватными условиями внешней и внутренней среды, обусловливающими нарушения гомеостаза плода. В ранние периоды антенатального развития(антенатальный период (от лат. ante — перед + natalis — относящийся к рождению) — период внутриутробного развития плода от момента образования зиготы до начала родов — 40 недель) у эмбриона в силу незрелости жизненно важных органов и систем почти полностью отсутствуют механизмы адаптации в ответ на действие патогенных агентов. Поэтому изменения условий внутриутробного развития в это время приводят к серьезным нарушениям развития зародыша, вплоть до его гибели. Позднее у плода происходит созревание важнейших органов и систем, т.е. возникают морфологические и функциональные предпосылки для формирования адекватных компенсаторных реакций, направленных на поддержание гомеостаза. К ним, прежде всего, относятся увеличение ритма сердечных сокращений и усиление скелетно-мышечных обобщенных двигательных реакций, следствием чего является увеличение количества крови, протекающей через капилляры плаценты в единицу времени, а, следовательно, повышается оксигенация крови плода и возрастает обмен веществ между двумя организмами. Однако, диапазон приспособительных реакций у плода ограничен. В связи с этим, действие различных чрезвычайных по силе и продолжительности повреждающих факторов даже в конце беременности отрицательно сказывается на развитии потомства.
Врожденные пороки занимают одно из первых мест, как в структуре детской заболеваемости, так и в перинатальной и ранней детской смертности. Благодаря достижениям тератологии, специалисты уже сегодня предлагают целый ряд действенных мер профилактики врожденных пороков. Так, в настоящее время во всех крупных медицинских центрах осуществляется медико-генетическое консультивирование и перинатальная диагностика, позволяющие определить прогноз потомства, рекомендации родителям и лечащему врачу. В настоящее время под врожденными пороками понимаются стойкие морфологические изменения органа или организма, выходящих за пределы вариаций их строения.
Врожденные пороки очень многообразны.В связи с этим нет единой общепризнанной классификации нарушений внутриутробного развитияИх различают по этиологическому признаку (связанный с причиной возникновения), локализации, времени и объекту воздействия тератогенного фактора (фактора, нарушающего нормальное развитие), последовательности возникновения.
Итак, врожденные пороки (аномалии развития) могут быть:
— связаны с мутацией, изменением наследственных структур (генов, хромосом), перезреванием клеток;
— первичными (спинномозговая грыжа) и вторичными (косолапость)
Все врожденные пороки формируются в результате задержки формирования органов, нарушения зачатков органов или даже полного подавления их развития. Например, при формировании головного мозга сначала происходит смыкание краев нервного желобка на головном конце зародыша, в результате чего здесь затем образуется зачаток головного мозга — мозговой пузырь. В ряде случаев не происходит полного замыкания краев нервной пластинки, поэтому этот участок дальше не развивается и полушария головного мозга из него образоваться уже не могут (т.е. недоразвитие полушарий головного мозга), что приводит к формированию анэнцефалии.
В других случаях закладка органа подавляется частично (не полностью), что приводит к недоразвитию или образованию иной ткани органа. Это сопровождается уменьшением или увеличением размеров и массы органа. Что обусловливает нарушение функций органа. Например, достаточно часто встречающееся недоразвитие мозжечка приводит к нарушениям координации движения и мышечного тонуса. Другим примером является макроцефалия, то есть увеличение массы и размеров головного мозга, что сопровождается слабоумием.
Врожденные пороки проявляются также увеличением и уменьшением отдельных частей органов или самих органов: уменьшение или увеличение числа пальцев (полидактилия), появление добавочных органов (надпочечников, матки, мочеточников).
Любой орган или любая система в своем развитии могут пойти по неправильному пути. При этом различные аномалии по-разному сказываются на жизнеспособности развивающегося организма. Например, при анэнцефалии, то есть при отсутствии больших полушарий головного мозга, костей свода черепа и мягких тканей плод жизнеспособен только в течение внутриутробного периода, а переход к самостоятельному существованию после рождения практически не возможен. В то же время декстрокардия (аномалия расположения сердца) или полидактилия (увеличенное или уменьшенное (по сравнению с нормой) количество пальцев на ногах или руках) практически не влияют на жизнеспособность плода и ребенка.
На течение различных элементов развития и процессов роста воздействуют все гормоны. На рост и массу тела главное влияние оказывают гипофизарный гормон роста, андрогены (стероидные мужские половые гормоны), инсулин, гормоны щитовидной железы. Гипофизарный гормон роста и инсулин увеличивают синтез белка и проницаемость клеток для аминокислот: инсулин — для глюкозы, гормон роста — для свободных жирных кислот. Гормон роста способствует образованию другого гормона — соматомедина, который обусловливает рост хрящевых отделов длинных трубчатых костей. В случаях недостатка этого гормона рост будет очень низким (карликовым).
При недостатке гормонов щитовидной железы происходит замедление роста, дифференцировки и созревания тканей и органов. Следствием этих нарушений в костной, нервной, кроветворной (красного кроветворения) системе является недостаточное физическое и умственное развитие, а также анемия (малокровие).
Андрогены усиливают рост костей и мягких тканей, в основном мышечной, в период полового созревания до развития оволосения (период бурного роста). Кроме этого, андрогены ускоряют процесс созревания хрящевых зон роста костей, что приводит к окостенению хрящей и окончанию процесса роста длинных трубчатых костей.
Избыток андрогенов в раннем возрасте вызывает сначала ускорение роста, а потом преждевременное окостенение хрящевых зон роста и развитие карликовости.
К эндогенным факторам, обусловливающим нарушения внутриутробного развития, прежде всего, относятся мутации половых клеток.
Кроме того, на развитие плода существенное влияние оказывает состояние здоровья матери, в том числе многочисленные экстрагенитальные заболевания. Имеются многочисленные данные, указывающие на то, что на плод может оказывать неблагоприятное влияние патология сердечно-сосудистой,гепатобилиарной,эндокринной, выделительной систем материнского организма.Клиническими наблюдениями установлено, что вышеперечисленные заболевания матери могут приводить к рождению детей со сниженной резистентностью и жизнеспособностью, с пороками развития,нередко приводящими к их гибели. Такие дети, как правило, имеют измененный вес, у них выявляются признаки нарушения гормонального гомеостаза, сердечно-сосудистой системы, неврологические изменения. Немаловажным является возраст родителей, особенно матери, Например, выявлена корреляционная связь между возрастом женщины и частотой рождения детей с синдромом Дауна,а также трисомией (хромосомная болезнь). Установлено, что если мать находится в возрасте 35-36 лет, риск трисомии у плода составляет 0,9%. В то же время, у женщин в возрасте 43-44 года риск данной патологии увеличивается до 7,8%. Эти нарушения внутриутробного развития обусловлены, прежде всего, увеличением с возрастом мутаций половых клеток. Однако хромосомная патология человека зависит не только от интенсивности мутационного процесса, но и от эффективности «отбора естественного». Дело в том, что у человека более 95% возникающих мутаций элиминируются внутриутробно, то есть рассасываются или удаляются путем самопроизвольного выкидыша. Именно поэтому на ранних стадиях развития беременности самопроизвольный выкидыш рассматривается как выработанная в эволюции защитная реакция, направленная на предупреждение рождения неполноценных детей.
К экзогенным факторам относятся физические, химические и биологические.К биологическим факторамотносятся вирусы, хламидии, бактерии, грибы и простейшие. Так, например, вирус краснухи может приводить к мертворождаемости, врожденным порокам: катаракте глаз, порокам сердца, нарушениям развития центральной нервной системы. К физическим факторам, нарушающим внутриутробное развитие, прежде всего, относятся температурные и механические воздействия, а также ионизирующее облучение. Так, взрыв атомной бомбы в Японии привел в подавляющем числе случаев (более 70%) к нарушениям внутриутробного развития: выкидыши, пороки развития скелета, мертворождаемость. Наиболее многочисленными являются химические факторы, к которым относятся неполноценное питание, авитаминозы, различные лекарственные препараты, токсические соединения, алкоголь, наркотики, никотин и др Нарушения внутриутробного развития могут вызываться такими широко распространенными лекарственными препаратами, как антибиотики, сульфаниламиды, аспирин, наркотические препараты (аспирин может привести к порокам сердца, антибиотик стрептомицин может вызвать нарушения вестибулярного и кохлеарного аппаратов, а, следовательно, снижении слуха).
Одним из «актуальных» эмбриотоксических факторов на сегодняшний день является алкоголь, который беспрепятственно проходит через плацентарный барьер и оказывает непосредственное влияние на процессы морфогенеза.Большинство ученых считают, что нельзя рассчитать минимальный уровень алкоголя в крови матери, который был бы безвредным для плода. В настоящее время проблема, связанная с влиянием курения матери на организм плода, имеет не только медицинское, но и важное социальное значение, так как по ряду исследований около 50% женщин детородного возраста курят. Установлено, что никотин оказывает эмбриотоксическое воздействие на плод. У детей, матери которых курят, наблюдается подавление поведенческих реакций, снижается их жизнеспособность, в органах и тканях уменьшается диаметр кровеносных сосудов микроциркуляторного русла, что не может не сказаться на интенсивности метаболических процессов.. В последние годы эмбриологи обращают внимание на отрицательное влияние пассивного курения, то есть табачного дыма, под влиянием которого в крови плода также накапливается никотин и карбоксигемоглобин в концентрации, существенно превышающей таковую в крови женщины, что обусловливает развитие гипоксии плода. Таким образом, на всех сроках антенатального развития эмбрион и плод являются чувствительными к действию неблагоприятных факторов.
Наличие или отсутствие в процессе развития тяжелых нарушений пищеварительного тракта, почек, гормональной регуляции также оказывает влияние.Медицинское вмешательство в случаях нарушения роста и развития необходимо с целью диагностики причины нарушения: генетический дефект, внешнее воздействие или болезнь и т. д. Так как нельзя непосредственно исследовать генетическую программу личности, ее оценивают опосредованно, опираясь на признаки, характерные для родственников, расы или данной популяции. Для оценки роста или массы тела в определенном возрасте используют таблицы норм. Параметры, указанные в таких таблицах, позволяют ориентироваться в признаках, характерных для данной популяции и данного ребенка. В большинстве случаев низкий рост ребенка, беспокоящий родственников или самого ребенка, является генетически обусловленным, поэтому нет потребности и возможности менять врожденный путь развития.
Соматическое заболевание (от др.-греч. σῶμα — тело) — телесное заболевание, в противоположность психическому заболеванию. В данную группу заболеваний объединяют болезни, вызываемые внешними воздействиями или же внутренними нарушением работы органов и систем, не связанные с психической деятельностью человека. В целом значительная часть болезней является именно соматическими, так, например, все травмы и генетические наследственные болезни являются соматическими.
К соматическим заболеваниям относятся:
— заболевания сердца и сосудов;
— заболевания дыхательной системы;
— поражения печени и почек, ряд поражений желудочно-кишечного тракта;
— травмы, ожоги и ранения;
— наследственные генетические заболевания;
— органические поражения нервной системы;
— инфекции и спровоцированные ими поражения внутренних органов;
— паразитарные инвазии;
— эндокринные заболевания
Симптомы соматического нарушения зависят от характера основного заболевания, степени его тяжести, этапа течения, уровня эффективности терапевтических воздействий, а также от таких индивидуальных свойств заболевшего, как наследственность, конституция, преморбидный склад личности (преморбидный тип личности обусловливает ее базисные черты, тип характера до того момента, как возникло психическое расстрой