Система развития ребенка по зайцеву
На сегодня существует множество педагогических методик. Родители, для которых интеллектуальное развитие собственных детей не является пустым звуком, теряются перед разнообразием систем и технологий обучения. Большое количество предложений — это неплохо, есть вероятность сделать оптимальный выбор. Но с другой стороны, сначала нужно понять, как работает та или иная методика. Сегодня мы расскажем вам о методике Николая Зайцева.
Кто такой Николай Зайцев?
Родители Николая Александровича Зайцева работали в сельской школе. Закончив учебу в школе, Николай проработал 2 года на заводе, после чего пошел по стопам своих родителей. В 1958 году он поступает в педагогический институт на филологический факультет. На пятом курсе его отправляют проходить практику в Индонезию, где он работает переводчиком.
Методика развития детей раннего возраста Николая Зайцева занимает особое место в педагогике. Российский учитель и воспитатель одним из первых начал практиковать раннее обучение детей счету, чтению, музыке, иностранным языкам (в частности английскому) и другим познавательным дисциплинам.
Известный педагог Николай Зайцев создал собственную учебную систему для детей 3-5 лет, по которой дети учатся читать и решать математические задачи. Действительно, благодаря этой системе множество малышей овладело и усвоило новые для себя навыки абсолютно без принуждения и привычной для школы зубрежки.
Основные принципы методики Зайцева
Методика Зайцева имеет следующие основные принципы:
- От общего к частному и от частного к общему.
- От конкретно-образного через наглядно- действенное к словесно-логическому.
- Обеспечение наглядности (не только от слова глядеть) с использованием различных каналов восприятия.
- Системная подача материала.
- Алгоритмизация учебных действий.
- Учет физиологии восприятия учебной информации.
- Охрана здоровья учащихся.
Кубики Зайцева
Зайцев дает нам новую модель обучения: склады. Он смоделировал свои кубики, на сторонах которых написаны склады. В комплектах, которые вы можете встретить в продаже, могут немного отличаться: по размеру, весу, материалу, из которых изготовлены, и наполнителям. Это 52 кубика, в которых 7 повторяются слоги для таких слов, например, как мама.
Склад, в отличие от слога, это не только сочетание согласной и гласной, это может быть и отдельная буква, как в слове С-ЛО-Н или сочетание буквы и знака (мягкого или твердого) например ТЬ или НЬ.
Таким образом, ребенку понятнее, так как он в недалеком прошлом учился выговаривать первые слова. Например, МА-МА, МА-ШИ-НА. Так ребенок начинает говорить, так ему легче учиться читать.
Особенность кубиков:
- Они могут быть деревянные или железные. И неспроста. Железные обозначают звонкие склады, деревянные глухие.
- Все буквы на них разных цветов, например, гласные голубые, согласные синие. Таким образом, мы можем отличать гласные от согласных.
- Знаки (твердый и мягкий) обозначены зеленым цветом.
- Большие и маленькие кубики тоже имеют различия: на больших склады твердые, на маленьких мягкие.
- Нет складов ЖЫ, ШЫ, ЖЯ, ЩЯ, что позволит ребенку не делать в словах грубые ошибки.
- Белый кубик со знаками препинания.
Так ребенок по складам знакомится со словами и начинает читать, лучше говорить. Затем можно переходить к обучающим таблицам.
Методика обучения чтению
Методика чтения Зайцева и его обучение чтению известны по всему миру. Зайцев ввел такое понятие, как слог, который представляет собой пару громкий + согласный, а также согласный с твердым знаком + согласный с мягким знаком, плюс одна отдельная буква. Многие родители знают о Зайцевских кубиках, на которые нанесены слоги.
В основе системы Зайцева лежит принцип: от простого к сложному. И этот принцип взят из самой жизни, ведь малыш, когда начинает говорить, не говорит целые слова, а произносит отдельные звуки или слоги. Это и означает — идти от простого к сложному.
Во время обучения дети работают с отдельными слогами, они поют их или в такт ритмично хлопают в ладошки. Все кубики звучат по-разному, благодаря чему дети быстро понимают разницу и различия между гласными и согласными слогами, звонкими и мягкими согласными. Николай Зайцев вывел 46 признаков, по которым его кубики различаются между собой. Например, для деревянных кубиков характерный звук постукивания, а для золотых — звонкий.
Математика за Зайцевым
Сначала дети учатся считать от 0 до 100. В этом малышам помогает разноцветная лента, на которой кружочками, квадратиками или специальной матрицей нанесены числа. Матрица наглядно демонстрирует число относительно 100. Например, 65 — это 65 закрашенных карточек, а еще оставшиеся 35 карточек не окрашены.
Следующая ступень после освоения азов сложнее. Дети учатся складывать числа, вычитать, оперировать трехзначными числами. Для этого используют кубики во время чтения, а также специальные таблицы, игровые наборы.
Для какого возраста подходит методика Николая Зайцева?
Система также не привязана к конкретному возрасту. Вы можете начинать ее осваивать и в год, и в два, и в пять лет.
Для деток от 1 года: ребенок быстрее заговорит и одновременно освоит азы чтения. Но на первых порах лучше с ним играть в простые игры: найди большой или маленький кубик, разложи по цветам или звукам.
От 3 лет и старше дети начинают читать уже через несколько уроков. Занятия можете моделировать сами и смотрите по своему ребенку, если ему интересно, можете заниматься чаще, если не привлекает, отложите. Обычно детям нравится играться с кубиками порой не по назначению.
Преимущества методики
- могут учиться дети младших возрастных групп 3-5 лет;
- игровая форма обучения интересна маленьким детям;
- первые результаты появляются уже через несколько занятий;
- дети быстро запоминают склады и начинают читать;
- ваш ребенок никогда не сделает грубых ошибок в словах;
- методика доступна как для работы в коллективе, так и в домашнем индивидуальном использовании;
- можете обучаться в своем заданном темпе;
- довольно простой и наглядный материал.
Недостатки методики
- отсутствует развитие творческих способностей;
- могут возникнуть сложности с вычленением отдельного звука из слова, что повлияет на письмо;
- методика больше подходит детям, у которых правое полушарие мозга развито лучше;
- в школе вам придется переучивать ребенка, так как малыш, используя в составе слова склады, не сможет правильно сделать фонетический состав слова. Так как склады не соответствуют слогам, ребенок будет путаться и ошибаться;
- методические пособия не из дешевых, могут позволить не каждые родители;
- для проведения занятий в домашних условиях самим родителям придется потратить достаточно времени, чтобы прочитать и самим освоить материал, а потом уже преподнести его для ребенка. Просто так сесть и позаниматься у вас не получиться! А если вы еще решите изготовить кубики своими руками, то придется потратить не один вечер на мастерство. И далеко не каждая мама располагает ресурсом времени (хотя для изготовления кубиков можно привлечь всех домочадцев);
- некоторые дети проглатывают окончания в словах.
Зайцев и его методика произвели настоящий фурор в области развития интеллектуальных особенностей ребенка. Выдающийся ученый Николай
Зайцев внес неоценимый вклад в развитие педагогики. С помощью его разработок дети быстро обучаются чтению и счету, но этого мало для реализации умственного потенциала детей.
Источник
Биография
Николай Александрович Зайцев родился в 1939 г. в с. Холмы (Новгородская обл.) в семье потомственных учителей. Его детство пришлось на трудные военные годы. После войны семья переехала в Ленинград. Николай был активным ребенком: ходил в секции по плаванию и легкой атлетике, занимался рисованием и резьбой по дереву. В 1956 г. он окончил школу и 2 года работал на заводе шлифовщиком, формовщиком. Занялся борьбой и боксом.
В 1958 г. поступил на филфак в пединститут им. Герцена (русский и английский язык). В годы учебы Зайцев начал заниматься предметами более углубленно из-за непонимания многих вещей. Уже тогда он начал чертить таблицы, строить графики, облегчая себе понимание предметов.
В 1963 г., пятикурсником, Николай проходил практику как переводчик в Индонезии. Там молодой педагог положил начало своей оригинальной образовательной системе. Первый опыт преподавания родного языка по своей методике был удачным.
Диплом он так и не получил, т.к. его дипломная работа не отвечала стандартам. После института Зайцев работал воспитателем детского дома, в детской колонии, интернате для особых детей. Он пробовал свою методику на особых детях. Успех был переменный, но это давало толчок к дальнейшим исследованиям.
Затем Зайцев стал учителем словесности в школе. В этот период он разработал наглядную и без громоздких правил систему преподавания родного языка для средней школы. Результаты тестирования были отрицательным: ученики не чувствовали родного языка, им проще было зазубрить правила, их так учили…
К концу 70-х гг. Зайцев постепенно определил для себя направление экспериментов: обучающие наглядные программы и пособия для малышей от 1,5 лет. Все подавалось в игровой форме.
И тут его ждал успех. Его обучение через кубики легко воспринималось малышами.
Педагогика того времени не терпела никаких отклонений от традиционной, поэтому до перестройки (80-е гг.) все разработки и пособия Зайцева были не востребованы. И только с развалом СССР она стала применяться в детсадах и школах. Хотя Минобразования не признавала ее официально.
В 1989 г. было создано АО «Мазай» (методические альтернативы Зайцева), где новатор стал ведущим специалистом. С этого началось активное распространение методик и пособий Зайцева. Впервые был налажен выпуск кубиков.
С 1991 г. методика была уже адаптирована на детей от 1,5-4 лет.
С 1992 г. автор стал видоизменять методику так, чтобы она стала доступна родителям для применения дома.
В 1993 г. на базе петербургского детсада №74 Зайцеву позволили применить свои методики. С тех пор это его творческая лаборатория. Здесь в 1994 г. он впервые ввел адаптированный для малышей курс анатомии, физиологии и гигиены человека, экологии и за пять лет наблюдений констатировал стабильный положительный результат. Детям была интересна и доступна системная, наглядная информация о человеке, его здоровье, об окружающей среде.
В 1995 г. профессором Рувинским была основана Академия творческой педагогики (АТП). Она объединила разрозненных педагогов-новаторов, позволила им меняться опытом, обнародовать свои методики, повышать квалификацию. Зайцев стал профессором этой академии.
В 1996 г. АО «Мазай» трансформировалось в ООО «Методики Зайцева», задачи которого остались прежними: разрабатывать, издавать и внедрять пособия и методики автора. Это объединение успешно работает и поныне. Оно выпускает «Кубики Зайцева», «Сточет», «Пишу красиво» и т.п.
Профессор Зайцев живет в Петербурге, читает лекции по всей стране, разрабатывает новые пособия. У него множество учеников-единомышленников. Он по-прежнему ведущий специалист негосударственного учреждения дополнительного образования «Методики Н. Зайцева». Несмотря на популярность, его система так и не признана официально.
Истоки и основы методики
При разработке своей системы Зайцев опирался на исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.М. Бехтерева.
Он использовал такие их выводы:
- разделение сенсорного потока на элементы, а потом связывание этих элементов в группы очень хорошо воспринимается мозгом;
- усилить восприятие можно подачей информации с четко заданным ритмом.
Это открытие в нейрофизиологии Зайцев сделал основой своей системы. Главная идея его методики базируется на том, что процесс познания должен опираться на все формы восприятия ребенка:
- мышление;
- слух;
- зрение;
- двигательную и тактильную память.
Учебный материал Зайцева активизирует восприятие ребенка, поскольку он системный (от частного к общему и наоборот), собран в одном месте и привлекательный, притягивающий внимание. По сути, эта методика опирается на основы педагогики сотрудничества. Роль учителя сводится:
- к организации веселой игровой обучающей среды;
- наставнической помощи ребенку при обучении чтению, счету, письму, грамматике.
Другой базой его метода стало использование склада, как элементарной частицы речи. Склад — это слияние согласной и гласных буквы, просто гласная, согласная в открытом слоге. Это более естественное деление слова, чем слог. Так начинают говорить младенцы. И так легче научиться читать.
Истоки этого лежат все в той же нейрофизиологии, поскольку склад — это осознанное усилие мускулов речевого аппарата. Эти усилия легко определить, если слегка обхватить рукой шею под основанием челюсти и что-то громко сказать. Идея сама по себе не нова. Обучение грамоте по методике Зайцева очень схоже с букварем Федота Кузьмичева (XIX в.) и азбукой Л. Толстого (он учился по букварю Кузьмичева). Эти книги основаны на складовом методе, а не слогах.
Через 200 лет Зайцев, восприняв прежний опыт, пошел дальше. По его методике вообще не надо целенаправленно учить буквы. Они просто выучатся сами в процессе игры с пособиями, на которых написаны склады. Впервые он опробовал метод быстрого овладения языком с помощью складов на своих кубиках.
Затем были таблицы. Здесь Зайцев опирался на опыт Шаталова (система опорных сигналов) и Эрдниева (укрупненную единицу дидактики). Он создал таблицы, через которые огромное количество информации передавалось минимальным количеством символов. Правильное расположение этих таблиц на стенах позволяло информации быстро проявляться в памяти.
Методика Зайцева сломала главный стереотип традиционного обучения: правило-упражнение, ушла от разбросанности и несистемности материала. Причем такой нейрофизиологический подход обеспечил высокую произвольную подвижность ребенка во время обучения с минимальной нагрузкой на зрение.
Общее описание методики Зайцева
Педагог-новатор поставил себе целью обучать детей чтению, письму, грамотности и счету без зубрежки и навязывания. Учась в институте, он уже понял, что традиционное образование не эффективно. В этом же направлении разработана его система. Он ушел от традиционной схемы обучения: упражнение-задание. Только игра, только то, что интересно и никакого насилия. Николай Александрович заложил в свою систему такие принципы:
- ребенок не учиться жить, а живет здесь и сейчас, поэтому он будет учиться тому, что ему интересно сейчас;
- обучение должно идти в ногу с развитием ребенка, не опережая его;
- ребенку доступны любые сложные задания, если они ему доступны и актуальны;
- ребенок — это активная личность, а не объект обучения;
- ребенок изучает окружающий мир всем телом, движение для него — дополнительный источник информации.
Они позволяют давать мощный толчок естественным способностям ребенка, подталкивая его к саморазвитию.
Особенности методики
«Суть в простоте и системности!»
Зайцев
Методика очень лояльна к детям. Поскольку занятия проходят в виде игры, то отсутствуют:
- страхи перед ошибкой;
- двоечники и неудачники;
- замечания;
- принуждения;
- нотации;
- звонки;
- оценки.
Уроки у Зайцева очень шумные и непринужденные. Автором разработаны сотни игр, поэтому каждый новый урок не похож на предыдущий.
Классы оборудованы по-особому:
- парты расставлены по периметру, чтобы не заслонять наглядный материал;
- по стенам развешены таблицы на высоте 170 см от пола.
Материал дается ребенку сразу целиком на таблицах, а усваивать он может его в своем темпе. Все склады систематизированы на кубиках и настенных таблицах. Для каждого кубика есть строка и столбец в таблице. Поработав с кубиками, дети бегут с указкой к таблицам в поисках нужных складов. Они невольно перебирают десятки вариантов, легко их запоминая. Высокая системность пособий дает возможность детям быстро уловить их алгоритм.
Между таблицами со складами вывешены таблицы «Стосчета», по которым дети учатся складывать и вычитать двухзначные числа.
Уроки носят естественный соревновательный характер: каждый хочет скорее дать правильный ответ и всматривается в таблицу с любой точки класса. Так вынуждено начинается считывание таблиц с разного расстояния, и непроизвольно тренируется зрение. Большую часть урока ученики проводят в движении с поднятой головой (смотрят на таблицы), укрепляя свою осанку. В такой среде дети активнее мыслят, и процесс обучения идет эффективно.
Знаменитые кубики Зайцева: что это такое?
Кубики предназначены для обучения чтению, начальной грамотности и письму. В комплекте 52 кубика (7 повторяющихся, для слов типа дя-дя). На каждый кубик нанесены склады, всего их 200. Кубики в наборе отличаются по разным признакам:
- размеру;
- цвету (12);
- материалу;
- звучанию;
- по наполнителю;
- по весу.
Эти особенности помогают детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими и запоминать разные по характеру склады:
- Большие кубики — с твердыми складами, маленькие — с мягкими.
- Белый кубик — со знаками препинания.
- Есть сдвоенные кубики с согласными, которые дружат не со всеми гласными (жа, жу, жи).
- Складов жы, шы, чя, щя на кубиках нет.
- Звонкие склады — кубик металлический, глухие склады — деревянный.
- Золотой кубик — это гласные.
- Склады с твердым знаком поселены на железно-деревянных кубиках, а с мягким знаком — на деревянно-золотых.
- Все буквы разных цветов: гласные — голубые, согласные — синие,
- Твердый и мягкий знак — зеленые.
Дети в процессе игры запоминают склады и особенности кубиков. Из складов легко складывать слова. Потом все это выстраивается в стройную грамматическую систему. Знакомство со складами начинается с кубиков, а заканчивается таблицами.
Таблицы Зайцева
Таблицы Зайцева — это наглядные обучающие пособия высокой системности, на которых смоделирован весь учебный материал.
Таблицы подают сразу весь материал и вывешиваются на стены.
Они создают обучающую информационную среду. Таблицы являются многофункциональными посредниками между учениками и наставниками:
- учат;
- дают информацию;
- являются путеводителями по учебному материалу;
- отрабатывают нужные навыки;
- помогают взаимообучению.
По содержанию таблицы делятся:
- на складовые (для сопоставления качеств звуков — мягкости, глухости, звонкости, твердости, мягкости и для составления слов);
- на стосчетовые (для обучения счету в пределах 100 — это 4-хцветная лента с числами от 0-99, группами квадратов и кружков для изучения десятков, четности-нечетности);
- на математические (показывает, из чего состоят числа, их свойства, действия над ними, происхождение цифр, дробей, степеней).
Таблицы и кубики неразъединимые части обучающего процесса.
Модель детсадов по Зайцеву
Система Зайцева часто применяется в детсадах для обучения детей:
- чтению;
- математике;
- пению хором;
- синтезу рисования и письма;
- азам грамматики;
- анатомии;
- географии;
- экологии;
- ботанике;
- зоологии.
На все эти направления у Зайцева разработаны и опробованы специальные методики и пособия. Помимо обучения ребенка письму, чтению, счету, зайцевские методики предполагают знакомство малышей с окружающим миром.
В 3 года у детей возникает кризис в формировании личности, который связан со становлением собственного Я. Малыш, который не понимает, чего от него требуют и зачем, отказывается выполнять правила, предлагаемые взрослыми. Ребенок начинает пренебрегать собственной безопасностью.
Введение в программу детсадовского обучения таких направлений как анатомия, экология, география вполне оправдано. Знакомясь с собой, малыши уже осознанно выполняют правила, предлагаемые взрослыми. Именно в 4-7 лет ребенок легко ориентируется:
- на ведение здорового образа жизни;
- на не курение;
- не питие алкоголя;
- не употребление наркотиков;
- на сохранения окружающего мира;
- на сохранение своего здоровья;
- на свою безопасность.
А для этого малыш должен понимать свое устройство, знать о полезных и вредных для него вещах. Причем после анатомии, появляется ботаника, а затем зоология. Так обозначается значимость человека в природе. А география — это путь к миру.
Здесь все завязано: анатомия — путь от себя к миру, а география — от мира к себе и от себя к миру.
В детсадах с такими предметами редко встречается травматизм, дети не бояться медиков, стремятся к физкультурным занятиям, неагрессивны, аккуратны, правильно едят и стремятся еще больше узнать об окружающем мире.
Педагогика сотрудничества Зайцева очень неагрессивна и бережна к ребенку:
- Наставник предлагает детям сразу весь материал, которые осваивают его в удобном темпе.
- Наставник работает по программе ребенка, не принуждая его ни к чему.
- Отсутствие оценивания детей исключает появление отстающих. У детей исчезает страх, они просто играют, а в игре возможен и проигрыш.
- Обстановка на занятиях очень демократичная, дети не замечают самого процесса обучения, они просто играют, а наставник их направляет в нужное русло.
Роль родителей
Методика Зайцева является частью педагогики сотрудничества. Главным в ней является создание обучающей среды и наставник.
- Образовательная среда создается совместно с родителями, что дает мощный импульс к развитию ребенка.
- Родители также должны поддерживать авторитет наставников у детей.
- Если из системы ребенок-наставник-родители, выпадает хоть одно звено, обучение становится бесполезным.
- Родители должны сами увлечься обучением, помогать ребенку с удовольствием. Это будет залогом успеха их ребенка.
- Если родители решили обучать своего ребенка по методике Зайцева дома, они должны создать творческую развивающую среду, разобраться в основах системы, а потом начинать системные занятия. Только тогда можно надеяться на успех. Надо помнить, что кубики Зайцева — это не просто игрушки, а учебные пособия.
Достоинства методики Зайцева
О методике Зайцева хорошо отзываются и медики, и психологи, и валеологи, и физиологи, и учителя. Система основана на природных, естественных реакциях организма, она очень легко адаптируется к условиям детсада, школы или дома, разным по возрасту и составу группам детей. Неплохо себя показывает при работе с особенными детьми.
Вот ее плюсы:
- быстрое осваивание чтения, письма и счета (10-12 уроков для дошколят и неделя для первоклассников);
- не привязанность к определенному возрасту;
- каждый ребенок обучается в индивидуальном темпе;
- возможность успешного домашнего обучения;
- грамотность на всю жизнь;
- отсутствие гиподинамии и сохранение зрения;
- отсутствие конфликтов ученик-учитель-родитель;
- развитие самоорганизованности ребенка;
- простота, системность, наглядность;
- сочетание игры и строгой внутренней логики.
Недостатки методики Зайцева
Многогодичное применение системы Зайцева в детсадах, развивающих и реабилитационных центрах, школах выявило некоторые недостатки:
- Есть жалобы от логопедов и дефектологов на пропуск окончаний в речи.
- У детей возникают трудности с фонетикой.
- Пособия достаточно дорогие.
- Трудности употребления буквы Э.
- При домашнем обучении для достижения результата требуется сочетание с традиционными методами.
- При раннем обучении чтению дается мощный толчок развития центров для восприятия письма, что может привести к задержке развития устной речи.
- Методика эффективна только для правшей.
- Дети могут не различать на слух отдельно взятые звуки речи, что может сказаться на письме.
- Система не развивает творческие способности.
Популярность системы Зайцева
Парадокс нашей страны: методика, которая не признана государственной образовательной системой, широко известна и применяется не только в России и странах СНГ, но и по всему миру (в Европе, Австралии, США, Израиле). В 86 странах мира открыты специализированные центры по подготовке педагогов-зайчистов.
Автор методики может легко ее приспособить к любому языку мира, а значит, возможно создание международного педкомплекса. Уже существуют методики по русскому, английскому, украинскому, белорусскому, казахскому, татарскому, армянскому и французскому языкам.
У Зайцева сотни единомышленников и последователей. Например, Афанасова Елена Григорьевна, валеолог из Москвы, сама разрабатывает методички по системе Зайцева, 10 лет успешно обучает детей, готовит педагогов.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
Источник