Шпора психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте

Шпора психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте thumbnail



Вопрос №1 Психология как наука, предмет ее изучения.

Психология (греч. psyche – душа, logos – учение, слово) – наука о законах порождения и функционирования психического отражения объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных.

Психология, как наука является системой теоретических, методических и экспериментальных средств познания и исследования психических явлений, их точного предметного определения, регистрации, анализа обеспечения преемственности своих результатов.

Современная научная психология, как и любая другая систематическая деятельность, представляет собой определенный этап последовательного развития человеческого знания. Результатом этого развития является общественно-исторический опыт, накопленный в процессе общения людей друг с другом в рамках этой деятельности и существующий в форме понятий норм и схем действий.

Объектом исследования психологии и объектом приложения психологических знаний является человек. Объектом познания и применения знаний общей психологии является здоровый человек. Объектом исследования клинической психологии и применения ее знаний является больной человек.

Предметом изучения общей психологии являются сущности и закономерности возникновения, развития и проявления психики человека и животных.

Психология – это наука о психике и закономерностях её проявления и развития.

Психология изучает психические процессы- это отдельные формы или виды психической деятельности. Психические процессы бывают разные:

— познавательные процессы ( ощущение, восприятие, память, мышление, воображение)

— эмоциональные процессы ( эмоции и чувства)

— волевые процессы ( воля, волевые действия)

Психология изучает ,психические св-ва личности  ,называют наиболее существенные и устойчивые психические особенности человека.

-потребности, интересы, способности, темперамент,  характер.

Психология изучает психические состояния – это особая характеристика психической деятельности за некоторый  промежуток времени (состояние, утомления, рассеянность, состояние активности, раздражительность).

Причины появления психического состояния:

Психические состояния вызываются внешней, самочувствием человека и его индивидуальными особенностями психические состояния влияют на состояние человека только  в данный, конкретный период.

Психология занимается изучением деятельности человека. В психологии принято говорить  о единстве психике и деятельности. Психология изучает разные виды деятельности человека.-игровая, трудовая, учебная, психология изучает общение.

Вопрос № 2 Понятие возраста, соотношение понятий развитие и обучение.

Возраст- это цикл детского развития имеющий свою структуру и динамику, психологический возраст может не совпадать  с хронологическим возрастом .

Возраст имеет свои  границы,  однако эти границы могут смещаться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Начальные и возрастные периоды образуют детство. Содержание детства изменялось на протяжение  веков. Специфика детства определяется уровнем социально-экономического и культурного развития общества в  котором живет и воспитывается ребенок.

Факторы развития психика ребёнка.

В психологии существует несколько теорий о факторах влияния на развитии психики ребенка, все их можно объединить в две группы:

1. биологизаторское  течение  эти психологи  рассматривают ребенка как природное существо и у которого все развитие  предопределено ( поступки, характер, темперамент, способности) среда может  либо ускорить , либо замедлить проявления.

2. социологизаторское течение: за основу  которого взяты учения Джона лока, о том , что  ребенок рождается с доской чистой, как восковая доска и на этой доске можно написать всё что угодно т.е ребенка можно научить всему  чему хочет взрослый.

Однако  оба направления страдают односторонностью, они не учитывают, что процесс развития  это не только количественное прибавление,  но и качественное изменение психике ребенка. Они не учитывают что ребенок активный.

В отечественной психологии  базируется на основе Льва. С Выготского  в единствах   биологических и социальных. Однако, по мнению Выготского значимость каждого фактора в отдельные возрастные периоды, не одинаковы. На ранних этапах развития наиболее значение и мест биологический факт, но чем старше становится ребенок, тем большую роль начинает играть социальный фактор

В настоящее время под биологическим фактором подразумевают наследственность, а именно темперамент и задатки способности. Также к биологическим фактором относится период внутриутробного  развития сам процесс родов.

Вопрос №3 закономерности психологического развития ребенка.

Развитие  каждой психической функции, каждой формы поведения подчиняется своим особенностям, но психическое развитие в целом имеет общие закономерности, которые  появляются во всех сферах психики и сохраняются на протяжении всего онтогенеза.

1)Неравномерность  детского развития – каждая психическая функции имеет свой темп и ритм развитие одни идут впереди и создают свою базу, а другие отстают, затем которые отставали, начинают опережать, а те которые шли впереди замедляют свой ход. Для каждой функции существует сензитивный период .

Сензитивный период- это наиболее приятный период для развития функции.

2). Стадиальность – развитие ребенка идет по стадии каждая стадия имеет свой темп и ритм. Они следует друг за другом в определенной последовательности. Пожелание взрослого их нельзя переставить местами. Они  разные по длительности и по содержанию. Однако все стадии имеют три основные характеристики.

Ведущая деятельность – это деятельность внутри, которой развиваются новообразование личности, а также развиваются другие  виды деятельности, в том числе и новая ведущая деятельность.

Социальная ситуация развитие – соотношения внешнего  и внутреннего развития условий психики ребенка.

Новообразование – это – то новое что появляется в развитие психики ребенка и позволяет перейти на новую стадию психического развития. Можно обогатить содержание каждой стадии.

3) пластичность – это способность изменяется ,пластичность проявляется в двух вариантов подражание – ребенок подражает взрослому, благодаря этому  изменяется, обучается. Компенсация – одни психические функции могут компенсировать другие психические функции.

4) Детерминанты детского развития существует две детерминанты развитие биологическое и социальное. На раннем этапе развития  превалирует биологические детерминанты, но чем старше становится ребенок, тем больше роль начинает играть социальная детерминанты. А биологический  отходит на второй план. Существует в социальный факторов ,два  детерминантов,   взрослый и ребенок, в зависимости от возрастного этапа они являют разное на  развитие психики ребенка.

Читайте также:  Закономерность развития и воспитания ребенка

5) Дифференциация – это отделение функции друг от друга.

Интеграция – это установление связи между отдельными функциями.

Вопрос № 4 Периодизация психологического развития ребенка.

Основой периодизации являются три критерии:

1.        Ведущая деятельность.

2.        Социальная ситуация развития.

3.        центральное новообразование.

В процессе свое развитие ребенок осваивает две системы отношение:1) человек-вещь или ребенок –предмет . Осваивая эту систему отношений ребенок знакомится с миром предмета, осваивает их свойства, учится употреблять.

2) человек-человек или ребенок –взрослый-сверстник. Осваивая  эту систему отношений, ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, осваивает правила и нормы поведение в обществе.

Эльконин условно все виды ведущий деятельности разделили на две большие группы. В первую группу вошли деятельность, в которых ребенок большой степени осваивает систему отношений человек-человек. В эту группу вошли такие виды деятельности как эмоциональное отношение со взрослым, сюжетно-ролевая игра, интимноличностное общение со сверстниками. Во вторую группу вошли виды деятельности, в который ребенок осваивает большой степени человек- вещь к ним относится предметная деятельность, учения, учебно-профессиональное, что когда разница в усвоение системы отношение становится наибольшей у ребенка, возникает кризис. Существует разное мнение по поводу кризисных периодов. Одни психологи утверждают, что детское развитие должно быть гармонично без кризиса. Кризис это не нормально болезненно явление, результат не правильного воспитания. Другие психологии считают, что наличие кризиса в развитие закономерно. Более того ребенок не переживший по настоящему кризис не будет полноценно развиваться дальше.

По  мнению Л.С. Выготского чередование стабильность и кризисных период есть закон  детские кризисы в отличие от стабильных периодов длятся не долго ( обычно несколько месяцев в особых случаях могут, длится от 1 до 2 лет) . это краткие но  бурные стадии в течение которых происходит значительные сдвиги в развитие и ребенок резко меняется во многих своих чертах. Кризис начинается и завершается не заметно. Обострение начинает середине периода обычно оно связана с изменение поведение появление трудно воспитуемые ( капризы, конфликты с близкими эмоциональные вспышки, снижении работы способности переживание). Но главные изменение которые происходит это внутренний на первый план выдвигается инволюционные процессы, исчезает то что образовалось на предыдущий  стадии  ( интересы ценности, мотивы)      появляются  новообразование то есть то новое что позволит ребенку перейти на новый этап развитие.

Кризис обостряется основные противоречия с одной стороны между  возросшими потребностями ребенка и его ограниченными возможностями. Между  новыми потребностями и сложившиеся отношение со взрослыми эти противоречия являются движущими силами развития

Вопрос № 5 наблюдение как основной метод психологии.

Основные методы психологии – наблюдение. Наблюдение как метод изучения психики человека в психологии.  Наблюдения – целенаправленное прослеживание психики человека в определенных условиях.

Наблюдаемый не знает, что он является объектом наблюдения. Наблюдение реализуется с помощью специальной методики, которая содержит описание всей процедуры наблюдения:

1)       выбор объекта наблюдения и ситуации, в которой он будет наблюдаться;

2)       программа наблюдения: перечень тех сторон, свойств, признаков объекта, которые будут фиксироваться;

3)       способ фиксации получаемой информации.

При наблюдении должен соблюдаться ряд требований; наличие плана наблюдения, набор признаков, показателей, которые  должны фиксироваться  и оцениваться наблюдателем, желательно несколькими наблюдателями – экспертами, оценки которых можно будет сравнивать, построенные гипотезы, объясняющие наблюдаемые явления, проверка гипотезы в последующих наблюдениях. На основе наблюдений может быть дана экспертная оценка. Результаты наблюдения фиксируются в специальных протоколах, выделяются определенные показатели, признаки, которые следует выявить при наблюдении в поведении испытуемого согласно плану наблюдения. Протокольные данные подвергаются качественной и количественной обработке.

Вопрос № 6 Эксперимент как основной метод психологии.

Эксперимент — предполагает  изучение психических особенностей в специально созданных условиях .

Условия необходимые для проведения эксперимента.:

1)       цель эксперимента.

2)       выбираем объект место.

3)       методика проведения эксперимента.

4)       приготовить материал. Исследователь  должен выучить наизусть инструкцию, которую  он будет  предлагать объекту исследования. Перед  тем как проводить эксперимент необходимо выбрать испытуемою и установить с ним дружеские отношения, на успехи и неудачи ребенка исследователь реагирует ровно и сдержанно, если только иное не предусмотрено методикой исследования, темп проведения исследования должен соответствовать индивидуально психологическим особенностям ребенка. Эксперимент должен длиться 15-20 мин. Не больше. Необходимо предусмотреть каким образом будет вестись протокол.

в любом научном исследованным выделяют три этапы эксперимента :

констатирующий – он направлен на то ,чтобы определить уровень имеющихся у человека, знания, умения, навыков в настоящий момент.

Формирующий – он направлен на то ,чтобы сформировать у ребёнка, какие либо знания, умения и навыки.

— контрольный он направлен на то, чтобы выяснить, насколько эффективным оказался формирующийся эксперимент в формирование умений и навыков, знаний у ребенка.

Положительные качества :

1.        позволяет выявить закономерности и механизмы изучаемого психологического факта

2.        исследователь не выжидает , когда у испытуемого возникнет психическое явления которое он изучает.

3.        эксперимент можно повторить, т.есть ещё раз вызвать изучаемое явление.

4.        эксперимент позволяет быстро собрать большой фактический материал.

5.        есть четкие критерии фиксации и обработки в данных.

6.        изучаемое явление отдельно от ряда жизненных обстоятельств.

7.        анализ эксперимента может быть выражен в числовых показателях.

Недостатки:

1.        объект ведется себя не естественно, == можем получить необъективные данные.

2.        не создается целостное представление о психики ребенка.

3.        эксперимент требует более длительной  подготовки. Чем наблюдение и определенного мастерства и умения экспериментатора..

Вопрос № 14 Общение как ведущая деятельность в младенчестве

Условно весь период младенчества можно разделить на два этапа:

1этап с рождение до 6 месяцев. В этом период он абсолютно беспомощный и не может обойти без взрослого. Условно это социальное развитие создали «мы». Взрослый начинает разговаривать, так как будто ребенок понимает,  что говорит взрослый, но на самом деле смысл слов ребенок не принимает, вместе с тем принимает эмоции взрослого. Постепенно ребенок начинает отвечать такими же эмоциональными проявлениями. Появляется первая социальная потребность, потребность в общение.

Читайте также:  Развитие личности ребенка в трудовой деятельности по фгос

Источник

Лена Свидрик
Психическое развитие ребенка дошкольного возраста

В период раннего детства 1-3 года ребенок уже не является беспомощным существом. Он очень активен в действиях и своем стремлении общаться с взрослыми, следовательно, он поражает взрослым. Так, малыш готовится к общению с окружающими к доверительным отношениям с ними. В это время формируется предметная деятельность, а также происходит овладение телом и речью [2].

В дошкольном возрасте 3-7 лет малыш начинает овладевать социальным пространством отношений между людьми. Это происходит во время общения и игр с родителями и сверстниками. Ребенок осваивает функции предметов и открывает ценностное отношение к ним. В это время малыш овладевает общепринятыми формами общения, которые важны во взаимодействии с окружающими людьми. В этом ему помогает формирование речи и общения через выразительные движения

Дошкольный возраст – это также то время, когда ребенок активно овладевает собственным телом и интересуется вопросами телесной конструкции людей. Ребенок начинает осознавать себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о различных стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными и смелыми, а девочки – аккуратными и т д [2].

Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает настоящее и имеет представление о будущем. Так же формируется самосознание благодаря интеллектуальному и личностному развитию, на основе эмоций и оценки чужого поведения [2].

Психическое развитие дошкольника происходит через формирование следующих психических функций:

1. Восприятие. Оно становится более осмысленным, совершенным и целенаправленным. Дошкольник рассматривает и наблюдает. Так же формируется сенсорное восприятие.

2. Мышление. У детей дошкольного возраста оно наглядно-образное. Детская логика не мешает дошкольникам рассуждать правильно и успешно решать достаточно сложные задачи. Для этого ребенок должен запомнить задачу, а также ясно себе представить и понять её условия. Наилучшие результаты дети демонстрируют, когда делают определенные выводы, основываясь на собственном опыте.

3. Память. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для её развития. Если в младшем дошкольном возрасте детская память непроизвольна (скорее, эмоциональна, то, начиная со среднего дошкольного возраста, формируется произвольная память.

4. Речь. С ростом словарного запаса формируется звуковая сторона речи, усваиваются правила грамматики и особенности произношения.

Психическое развитие дошкольников нередко связано с повышенной ранимостью. Воздействие окружающего мира на ребенка может оказаться слишком сильным и стать причиной нежелательных нервных реакций. Важно оберегать его от воздействия слишком сильных раздражителей.

В дошкольном возрасте дети бурно протестуют против барьеров, которые возникли при познавательной деятельности. Слишком строгие запреты порождают психотравмы, которые серьезно дезорганизуют детские мысли, чувства и могут привести к неврозам.

Важно заботиться об организации оптимального ритма жизни дошкольника, который представляет собой разумное сочетание и чередование интеллектуальных, физических и эмоциональных нагрузок.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является игровая деятельность. Дети играют с взрослыми и сверстниками, вступают в определенные отношения, используя правила игры. В каждой игре есть свои правила, тема, сюжет, роль, игрушки, игровые действия [1].

Младший дошкольник действует не думая для чего это нужно. Средним дошкольникам важно отношение между людьми.

Роль игры в развитии психики:

1. В игре ребенок учиться общаться со сверстниками

2. Учиться подчинять свои желания правилам игры

3. В игре формируются первые нравственные чувства

4. Формируются новые мотивы и потребности (соревнования, самостоятельность)

5. Зарождаются новые виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, аппликация [3].

Список литературы:

1. Ермолаева М. В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения, М. : Московский психолого-социальный институт, 2003, 376 с

2. Сорокоумова Е. А. Возрастная психология. / Е. А. Сорокоумова. – Спб. : Питер, 2007, 208с.

3. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М. : Издательский центр «Академия», 2001, 336 с.

Источник

3

Вопрос № 18

Особенности
психического развития детей дошкольного
возраста

Дошкольный возраст заканчивается
поступлением ребенка в школу. То есть
3-6,7 лет.

В результате кризиса 3-х лет происходит
психологическое отделение ребенка от
взрослого, что создает предпосылки для
создания новой социальной ситуации
развития. Расширяются рамки семьи
(теперь есть еще и улица, город) и ребенок
открывает для себя мир человеческих
отношений.

Потребность в общении со взрослыми и
сверстниками определяет становление
личности ребенка. В этом возрасте ведущим
средством общения становится речь.
Младшие дошкольники задают тысячи
вопросов. Выслушивая ответы, ребенок
требует, чтобы взрослый всерьез относился
к нему как к товарищу, партнеру. Такое
сотрудничество получило название
познавательного общения. Если
ребенок не встречает такого отношения,
у него возникают негативизм и упрямство.

В дошкольном возрасте возникает и другая
форма общения — личностная,
характеризующаяся тем, что ребенок
активно стремится к обсуждению со
взрослым поведения и поступков других
людей и своих собственных с точки зрения
нравственных норм.

К старшему дошкольному возрасту в
совместной деятельности дети уже
осваивают следующие формы сотрудничества:
чередуют и согласовывают действия;
совместно выполняют одну операцию;
контролируют действия партнера,
исправляют его ошибки; помогают партнеру,
выполняют часть его работы; принимают
замечания партнера, исправляют свои
ошибки. В процессе совместной деятельности
ребята приобретают опыт руководства
другими детьми, опыт подчинения.

Читайте также:  Сайт новохоперский центр развития ребенка

Центром социальной ситуации является
взрослый как носитель общественной
функции (взрослый — мама, врач и т.д.). В
тоже время ребенок не в состоянии реально
участвовать в жизни взрослых. Данное
противоречие
разрешается в игре,
как в ведущей деятельности. Это
единственная деятельность, которая
позволяет смоделировать жизнь взрослых
и действовать в ней.

Игра, как ведущая деятельность в
дошкольном возрасте.

Игра — ведущий вид деятельности
ребенка дошкольного возраста. Предметом
игровой деятельности является взрослый
человек как носитель определенных
общественных функций, вступающий в
определенные отношения с другими людьми,
использующий в своей деятельности
определенные правила.

Виды игр не возникают спонтанно, они
возникают одна за другой, медленно
сменяя друг друга.

Предметная игра. Этап предметной
игры связан преимущественно с овладением
специфическими функциями предметов,
еще недоступных ребенку в практической
деятельности («кормить куклу», «резать
хлеб»).

Сюжетно-ролевая игра. В этой игре
дети воспроизводят человеческие
отношения и роли.

Игры с правилами. Они появляются к
концу дошкольного возраста. В них роль
отходит на второй план и главным является
четкое выполнение правил (подвижные
спортивные игры, настольные игры).

Компоненты игры (Д.Б.Эльконин):

  1. Игровые условия – это участвующие в
    игре дети, куклы, другие игрушки и
    предметы.

  2. Сюжет – это та сфера действительности,
    которая отображается в игре.

  3. Содержание игры – это те моменты в
    деятельности и отношениях взрослых,
    которые воспроизводятся ребенком.

Ребенок 3-4 лет может посвятить игре
10-15 минут. 4-5 лет игра может продолжаться
40-50 минут. А старшие дошкольники могут
играть в игру по несколько часов или
даже по нескольку дней.

Роль игры в развитии психики ребенка.

1) В игре ребенок учится полноценному
общению со сверстниками.

2) Учиться подчинять свои импульсивные
желания правилам игры. Появляется
соподчинение мотивов – «хочу» начинает
подчинятся «нельзя» или «надо».

3) В игре интенсивно развиваются все
психические процессы, формируются
первые нравственные чувства (что плохо,
а что хорошо).

4) Формируются новые мотивы и потребности
(соревновательные, игровые мотивы,
потребность в самостоятельности).

5) В игре зарождаются новые виды
продуктивной деятельности (рисование,
лепка, аппликация)

Развитие психических функций.

Центральное новообразование дошкольного
возраста – соподчинение мотивов.

Другими важнейшими новообразованиями
является сформированная правильная
речь, развитая произвольная память,
начинает развиваться непроизвольная
память, наглядно-образное мышление,
творческое воображение, расширение
круга эмоций, формирование плана
действий.

Восприятие. Утрачивает аффективный
характер. Восприятие становится
осмысленным, целенаправленным и
анализирующим. Это возраст «почемучек».
В нем выделяются произвольные действия:
наблюдение, рассматривание, поиск. На
вопросы надо отвечать, ни в коем случае
нельзя блокировать этот интерес. Дети
знают основные цвета и их оттенки, могут
описать предмет по форме и величине.
Они усваивают систему сенсорных эталонов
(круглый как яблоко).

Мышление. Для дошкольного
возраста характерен переход от
наглядно-действенного к наглядно-образному
мышлению. Мышление и восприятие связаны
настолько тесно, что говорят о
наглядно-образном мышлении, наиболее
характерном для дошкольного возраста.

Память. Дошкольное детство —
возраст, наиболее благоприятный
(сензитивный) для развития памяти. Пока
память непроизвольна, то есть ребенок
не ставит цели запомнить какой-либо
материал. Ребенок запоминает информацию
тогда, когда он ее переживает. Если ему
читают сказку, то он сопереживает герою
этой сказки (потом он рисует, отвечает
на вопросы) + ребенок запоминает. В этом
возрасте развита механическая память,
то есть путем многократных разнообразных
повторений материала, ребенок запоминает.
В среднем дошкольном возрасте (между 4
и 5 годами) начинает формироваться
произвольна память.

Развитие личности.

Эмоциональная сфера. Характерна
спокойная эмоциональность, отсутствие
сильных аффективных вспышек и конфликтов
по незначительным поводам. Если раньше
эмоциональность ребенка зависела от
конкретной ситуации, в которой он
находится, то теперь ребенок может
отвлечься от непосредственной ситуации
и у него возникают переживания.

Мотивационная сфера. Развивается
соподчинение мотивов. У ребенка
развивается самосознание (изучение
самого себя, своих потребностей,
способностей, возможностей, переживаний,
мыслей и т.д.)

Самосознание. Активное формирование
самосознание начинается только к концу
дошкольного возраста благодаря
интенсивному интеллектуальному и
личностному развитию.

Имя – это отношение к своему
собственному имени. В этот период ребенок
идентифицирует себя не только с именем,
но и с фамилией (как неким отличительный
признак). Ребенок любит, когда его
называют уменьшительно-ласкательными
именами. Но это изменится, когда он
пойдет в школу.

Притязание на признание – это
желание ребенка быть признанным,
уважаемым другими людьми, то есть он
хочет, чтобы его считали личностью. В
рамках притязания на признание можно
говорить о самооценке. Это возраст
завышенной самооценки: ребенок хочет
играть самые главные роли, так как он
хороший и лучше справится. Высокие
ожидания от окружающих. Сначала ребенок
учится оценивать действия других детей,
а потом уже и самого себя. К 7 годам у
большинства детей самооценка становится
более адекватной.

Психологическое время личности
это отношение человека к прошлому,
будущему и настоящему времени. Дети
достаточно плохо помнят период раннего
детства. Настоящее: он живет сегодняшним
днем, но ребенок уже начинает воображать
себя представителем какой-либо редкой
профессии. То есть пока не особо понимает,
что такое будущее.

Половая идентификация – это
идентификация себя с тем полом, к которому
человек принадлежит биологически.
Ребенок осознает себя как мальчика или
как девочку в этом периоде. Они приобретают
представление о стиле поведения того
или иного пола. Дети начинают проявлять
те качества, которые свойственны тому
или иному полу. ПРИМЕР: Если мальчик
в 6 лет зарыдал – над ним начинают
смеяться и обзывать «девченкой».

Источник