Школа развития научить ребенка читать
С какого возраста учить ребенка читать?
Единого мнения нет. Одни родители убеждены, что ребенка нужно учить чтению в 4-5 лет. Другие снижают планку до 2-3-х лет. Третьи же и вовсе настаивают, что ребенка не стоит «мучить» до школы. Мол, обучение чтению — это задача школьных учителей. Кому верить?
Каждый ребенок развивается в своем темпе. Поэтому не привязывайтесь к конкретному возрасту, а оценивайте, насколько будущий читатель «созрел» к обучению.
Ребенок точно готов учиться читать, если он:
- умеет строить целостные предложения, говорит четко и связно;
- легко произносит и различает звуки речи, не путает созвучные слоги (жа-за, да-та) и буквы в созвучных словах (код-кот);
- различает понятия право-лево, верх-низ;
- правильно выговаривает буквы;
- проявляет интерес к буквам и чтению.
Если ребенок в чем-то не соответствует критериям, но проявляет интерес к буквам, и книгам — это нормально. Речь не такая связная как хотелось бы — больше общаемся с ребенком, спрашиваем и отвечаем на его вопросы. Вместо [c] получается [ш] — находим логопедические упражнения, выполняем специальные гимнастики или идем к логопеду.
Ребенок уже не просто рассматривает книжки с иллюстрациями, а просит или даже требует что-то прочитать или пытается разобраться сам?
Время пришло. Не упускайте момент.
Методики обучения чтению, их плюсы и минусы
Существуют десятки методик, по которым можно научить ребенка читать. Мы коротко расскажем о нескольких самых популярных, обозначим не всегда очевидные плюсы и минусы.
Чтение по слогам (фонетический метод)
Классическая методика, которой пользуются в детских садах и начальной школе. Сначала ребенок учится произносить звуки (фонетика) и буквы, затем объединять их в слоги и целые слова.
Типичный арсенал: азбука, букварь, карточки с буквами и слогами.
- «+» Ребенок с легкостью слышит звуки в словах и произносит их, избавляется от дефектов речи в случае, если они у него есть.
- «-» Метод не подходит для младших дошкольников (3-4 года) и детей помладше, т.к. требует определенного уровня знаний и занимает много времени.
Кубики Зайцева
На специальных кубиках ребенок видит все частоупотребляемые слоги, одиночные буквы и пары из согласной буквы и твердого или мягкого знака.
Каждый кубик имеет определенный размер, цвет, звучание, чтобы ребенок вместе с буквами и складами запоминал их характеристики. К примеру, железные кубики обозначают звонкие слоги, деревянные — глухие, на больших кубиках размещены твердые гласные, а на маленьких — мягкие.
- «+» Методика не привязана к возрасту, обучение проходит в виде игры, которая развивает музыкальный слух, мелкую моторику и др.
- «-» У кубиков Зайцева есть недоработки, которые ведут к тому, что дети «проглатывают» окончания слов и неправильно понимают фонетический состав слова (в школе им приходится переучиваться).
Карточки Глена Домана (чтение целых слов)
Способ заключается в том, что ребенку уже с грудного возраста начинают показывать карточки с картинками и словами, внятно проговаривая их. Дети воспринимают слова не по частям, а как цельные единицы.
- «+» Возможность начать обучение с раннего детства, развитие феноменальной памяти.
- «-» Побочный эффект методики Глена Домана — проблемы с грамотностью, трудности при разборе слов по составу.
Методика Марии Монтессори
Ребенок играет с буквами из шероховатой бумаги, которые наклеены на картонные таблички.
Он повторяет за взрослыми звук, а потом пальчиком обводит контур буквы. Затем из букв в специальные рамки складываются слова и фразы.
- «+» Игровое обучение, развитие мелкой моторики.
- «-» Методика требует материальных затрат и больше рассчитана на групповые занятия.
Какую методику выбрать?
Пробуйте разные подходы, чтобы найти «свой». Но помните, что какую бы методику вы ни выбрали, нельзя сводить обучение к строгим урокам. Пусть это будет увлекательная игра, к которой захочется возвращаться. Тогда чтение для ребенка будет ассоциироваться с удовольствием, а не мукой.
Учимся читать играючи
Занимательные игры помогают детям научиться читать легче и быстрее, чем целенаправленные занятия.
Держите на заметку несколько нескучных активностей и просто играйте с ребенком.
«Живые буквы»
Видеть и читать буквы — интересно, брать буквы в руки — еще интереснее! Не ограничивайтесь карточками и кубиками, создавайте буквы вместе с ребенком: лепите их из пластилина, вырезайте из бумаги, выкладывайте из теста буквы-печеньки.
Упражнения в игровой форме
Команда ЛогикЛайк регулярно создает интересные задания для развития у детей логического мышления и других важнейших способностей.
Занимательные игры и задания для развития мышления у детей с 5 лет.
Есть у нас и авторский набор упражнений, которые помогут ребенку с интересом развить навыки чтения:
- изучать буквы и звуки;
- научиться читать по слогам;
- читать целыми словами.
Настольные игры
Карточки с буквами, слогами и словами — это занимательно, но ещё сильнее ребенка увлекают развивающие настольные игры на чтение, в которые интересно играть в компании. Для начала можно рассмотреть такие настольные игры, как «Зверобуквы» и «Читай-хватай».
«Тайные письма»
Попробуйте писать ребенку письма от имени его любимого персонажа или игрушки, чтобы ему захотелось на них ответить. Можно приобрести в книжном и готовые материалы для таких писем.
Пример: блокнот «Я научу тебя читать» с письмами гномика Гоши.
Типичные ошибки родителей в обучении ребенка чтению
Упор на запоминание букв, а не звуков
Казалось бы, что плохого в том, чтобы запомнить букву «В» как [вэ], а букву «М» как [эм] или [мэ]? Но когда вместо «метро», ребенок скажет «мэетэрэо», ошибка станет очевидна. Необходимо учить ребенка называть буквы только соответствующими им звуками: «В» — [в], «М» — [м] и т.д.
Изнуряющие занятия
Дети 3-4 лет не могут долго быть внимательными, поэтому им будет достаточно 10-минутного занятия. С ребятами 5-6 лет оптимально заниматься по 15-20 минут. Если видите, что ребенок стал рассеянным, занятие стоит прекратить.
Психологическое давление
«Тебе уже 5 лет, а ты все еще не умеешь читать! Как же тебя в школу возьмут?» Запугивания лишь отобьют у ребенка желание заниматься. Или вовсе вызовут страх перед чтением.
Английский писатель Эйдан Чамберс в своей книге «Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем» писал, что маленького читателя важно хвалить за каждое достижение. Вот он подошел посмотреть на книжки, взял одну из них, а потом вдруг решил переключиться на другую. И каждый из этих шагов важен.
Отсутствие у родителей привычки читать
Дети во всем стараются подражать взрослым. И если они видят, что мама или папа садятся за книгу, им непременно захочется ее почитать. Поэтому важно, чтобы в семье существовала культура чтения.
Как развить живой интерес ребенка к чтению и учебе вообще?
Читайте книги вместе с ребенком
Обсуждайте и пересказывайте их содержание, чтобы ребенок понимал и запоминал текст. Можно зачитывать вслух интересные отрывки из книг и предлагать ребенку узнать, о чем речь пойдет дальше, дочитав книгу самостоятельно.
Покажите детям, что чтение — это ключ к двери, за которой кроется множество волшебных миров. Увлеченный книгами ребенок будет с интересом учиться и узнавать новое каждый день. Будьте для ребенка наставником, который всегда поддержит и даст совет.
Предложите развивающие задания в форме игры
Источник
Здравствуйте, дорогие родители!
Если ваши дети медленно и с трудом читают, обучаясь в начальной школе, то эта статья будет вам полезна.
Основные показатели скорости чтения
В 7, 8, 9, 10 лет могут возникать проблемы со зрением ребенка, его вниманием и восприятием, и как следствие – трудности при чтении.
Но в 1-4 классах дети должны научиться хорошо, быстро читать, потому что в начале учебы необходимо получать много информации из учебников, иначе в дальнейшем проблемы могут усугубиться.
В школе быстрота чтения измеряется количеством слов, прочитанных за минуту.
Средние показатели для детей начальной школы
- 1 класс – 30-40;
- 2 класс – минимум 50-60;
- 3 класс – 70-90;
- 4 класс – 100-120 слов в минуту.
Техника скорочтения позволит увеличить быстроту чтения ребенка до 600 слов в минуту.
Показатель для взрослых
Стоит отметить, что средний показатель у взрослых составляет примерно 200.
А скорость чтения Вашего школьника достаточно высокая для нормального обучения?
Если Ваш ответ – «нет», то я расскажу Вам, как исправить эту ситуацию с помощью нескольких методик в домашних условиях и понять, нет ли у ребенка более серьезных проблем, а также дам парочку полезных рекомендаций.
Возрастные особенности и трудности при чтении
Вы спросите: «Что не так, почему мой ребенок медленно читает?»
Важно понимать, что дети не виноваты в своих трудностях, и относиться к их возрастным особенностям лояльно.
Ваш ребенок сейчас находится в младшем школьном возрасте.
Этот период характеризуется некоторыми особенностями психики и организма.
- Ведущий вид деятельности сменился с игры на учебу, осталось стремление к физической активности, отвлекаемость, неусидчивость.
- Внимание и восприятие непроизвольны, то есть ребенок не может заставить себя читать, если ему это не интересно и в книге ничто ему не привлекательно
- Произвольная память также еще не сформирована, поэтому школьник запоминает лучше всего то, что имеет эмоциональное подкрепление (таким образом, ребенок может забыть что-то, что прочитал минуту назад, если эта информация была скучной, и это отразится на скорости чтения, так как придется каждый раз возвращаться к уже прочитанному).
- Сравнительно низкие данные остроты и поля зрения в этом возрасте осложняют процесс чтения.
- Относительно небольшой лексический запас ребенка не позволяет ему ускорить действие без потерь для понимания смысла текста.
Серьезные проблемы, нарушающие процесс быстрого чтения
Нельзя не отметить, что ребенок может медленно читать из-за каких-либо более серьезных проблем.
Очень важно вовремя их заметить и обратиться к специалисту!
СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
Данный синдром проявляется в постоянной отвлекаемости и неустойчивости внимания, невозможности запомнить информацию надолго, суетливости и резкости движений ребенка.
Это заболевание, которое нуждается в своевременном лечении, иначе оно может привести к осложнениям.
Дислексия
При данном нарушении ребенок неправильно распознает прочитанные символы, вследствие чего и в понимании смысла текста появляются сложности.
Синдром нуждается в коррекции, иначе ребенок не сможет нормально читать.
Медлительность
Нет, это не просто отрицательное качество ребенка, а действительно особенность нервной системы, поэтому не ругайте и не торопите малыша, — это ему не поможет, а лишь помешает.
Нарушения слуха и зрения
Эти заболевания должны диагностироваться во время медосмотра в школе (либо еще до поступления в нее).
Дальнейшая коррекция особенностей здоровья или приспособление к ним может решить проблему с чтением.
Дизартрия
Из-за слабого артикуляционного аппарата (рот, горло) ребенка при чтении вслух может показаться, что он плохо читает.
Заболевание определяется как патология нервной системы, при которой ребенок не может правильно произносить слова.
Перейдем к основной части, в которой будут рассмотрены средства достижения нашей цели.
Правила совершенствования навыков чтения
Есть такие вещи, о которых не стоит забывать при обучении скорочтению.
- Выбранная Вами литература должна соответствовать возрасту Вашего чада.
Не стоит торопиться и усложнять ему задачу, заставляя читать нечто более взрослое и «умное», дабы расширить словарный запас и чему-то научить малыша.
Всему свое время!
- Занимайтесь скорочтением только если ребенок сам этого хочет и заинтересован в чтении.
Обеспечьте ему комфортные условия.
Если малыш не захочет развивать свои навыки или что-то будет его отвлекать, об успехе этого дела можно забыть.
Кроме того, начинать занятия следует только тогда, когда ребенок уже научился читать не по слогам, а по словам.
- Во время занятий не забывайте регулярно устраивать перерывы.
Пусть ребенок сделает зрительную гимнастику (я расскажу Вам немного о ней в конце), разомнется, отдохнет и с новыми силами приступит к покорению новых вершин!
- Поощрение, подбадривание – неотъемлемая часть процесса, которая способствует успеху в развитии навыков Вашего чада.
Акцентируйте его внимание лишь на положительных установках и никогда не сравнивайте с другими детьми!
Если есть желание сравнить своего ребенка с кем-то, то сравните его с ним вчерашним!
Пусть у младшего школьника появится желание побивать собственные рекорды, а не оценивать себя в соответствии с чужими.
- Будет замечательно, если ребенок увидит пример любви к чтению в Вашем лице!
Пусть малыш почаще видит своих родителей (авторитетных для него людей) с книгой в руках (не только в процессе вытирания пыли).
Развитие способностей психики и организма
Произвольное внимание
Наши дорогие младшие школьники еще не умеют длительное время концентрировать свое внимание на нужной информации, но это необходимо для процесса обучения.
Данный навык можно тренировать с помощью простых упражнений.
Например, игра «Лабиринт»
Ребенку требуется с помощью взгляда найти выход из лабиринта.
Поле зрения
Очень хорошо, когда ребенок умеет за мгновение распознавать не одно, а сразу несколько слов, тогда в его голове будет формироваться целостный образ.
Например, он не будет сначала представлять себе человека, а затем уже действие, которое он выполняет, — ребенок будет сразу видеть человека, делающего что-то.
Для расширения поля зрения также существуют различные упражнения, «Клиновидные таблицы» — одно из них.
Требуется смотреть в центр строчки, параллельно называя цифры, которые он видит на ее начале и конце.
Упражнение будет выполнено успешно тогда, когда малыш дойдет до последней строчки и сможет увидеть обе боковые цифры одновременно.
Возвратные движения глаз
Чтобы отучиться постоянно возвращаться к одним и тем же словам, ребенку нужно при чтении вести пальцем вдоль строки, и чем быстрее он будет это делать, тем быстрее будет и читать, понимая при этом текст.
Методики развития быстрого чтения
В действительности методов развития данного навыка очень много, но я расскажу Вам о тех, которые больше всего мне приглянулись.
Разминка
Прежде чем приступить к чтению, будет полезно сделать дыхательную разминку, чтобы весь организм успокоился и настроился, сконцентрировался на процессе чтения.
1) Вдохнуть носом и выдохнуть через рот;
2) Вдохнуть, задержать дыхание и выдохнуть;
3) Вдохнуть и выдохнуть порциями.
Упражнения для четкости произношения (артикуляционная гимнастика)
Затем ребенку нужно прочитать несколько чистоговорок.
- М:
Ра-ра-ра – начинается игра,
Ры-ры-ры – у нас в руках шары,
Ру-ру-ру – бью рукою по шару.
- Тихо и умеренно:
Арка, арца, арта, арда, арла, арча, арса, аржа.
- Громко и быстро:
Гарь – парь – жарь, дверь – зверь – червь.
- Выдыхая:
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦСКВМСПЛБШГРДБЛСТПРЛГНТВСЧЦФБХНМВМРГКТБДЗЩЗБЧВНФЩМЖДШХЧМКПБРВСПТКЗРМВДГБФКЗРЧ
Упражнения для быстрого чтения
- Чтение на время
В этой технике нет ничего сложного, принцип прост и знаком нам.
Нужно сначала объяснить ребенку задание, затем дать ему текст посильного размера и сложности, установить на таймере (или засечь по секундомеру) одну минуту и начать чтение.
Когда минута пройдет, зафиксировать, где ребенок остановился, и подсчитать количество прочитанных слов.
Далее повторяйте чтение того же самого текста на время.
Скорость чтения постепенно будет больше и больше – укажите на это, пусть ребенок замечает свои успехи и стремится к новым!
- Выделение главного в тексте
Очень важно научить ребенка не просто быстро читать, но и понимать при этом, о чем говорится в тексте, что им хотел донести автор и какие выводы можно сделать на его основе.
Скажите ребенку прочитать какой-нибудь текст настолько быстро, насколько он может.
После прочтения задайте ему пару-тройку вопросов по тексту.
Повторяйте упражнение до тех пор, пока ребенок не сможет ответить на Ваши вопросы.
- «Буксир»
Как уже было сказано, следование пальцем по тексту упрощает и ускоряет процесс чтения.
Только теперь помогите своему ребенку!
Пусть он читает, пока Вы будете вести пальцем вдоль текста, постепенно набирая скорость.
Своеобразный соревновательный элемент, стимул извне, заставит школьника стремиться к ускорению процесса.
- Восстановление деформированных предложений
Попросите малыша исправить предложения, в которых перемешаны слова.
Пусть это будет 5-8 несложных предложений, увеличивайте нагрузку постепенно.
Примеры:
1) «Снег и дома спокойно на опускался» — «Снег спокойно опускался на дома»;
2) «Манной Маше дали каши нашей» — «Нашей Маше дали манной каши»;
3) «До электричке мы доехали на станции» — «Мы доехали до станции на электричке»;
4) «Рыбалке ловят рыбаки на рыбу» — «Рыбаки на рыбалке ловят рыбу» и так далее.
Упражнение хорошо тренирует речевую гибкость, внимательность, память и поле зрения.
- Ролевое чтение
С целью вовлечь ребенка в занятие, внести разнообразие и вызвать интерес, предложите ему читать тот или иной текст, пародируя интонации различных мультипликационных персонажей или животных.
- Соединение частей слова
Приготовьте для данного упражнения 10-15 слов.
Разбейте каждое из них на 2 части и обе части напишите на отдельных карточках.
Оформите их ярко и привлекательно, чтобы заинтересовать малыша.
Пусть он найдет и соединит две части одного слова, а Вы каждый раз перемешивайте карточки.
Давайте ребенку сначала слова из двух слогов, шаг за шагом усложняйте задачу.
Эта тренировка развивает зрительную память, мышление и словарный запас школьника.
Памятка про зрительную гимнастику
Разумеется, нельзя забывать о здоровье глаз школьника!
Чтение очень напрягает глаза, поэтому я хочу Вам посоветовать упражнения для зрительной гимнастики.
1) В начале разминки нужно закрыть глаза и недолго, без надавливания, помассировать веки пальцами.
2) Свести глаза к центру (посмотреть на нос), а затем вверх (на потолок), повторять чередующиеся действия.
3) Затем повращать глазами в направлениях, указанных на изображении, опустив/подняв веки.
4) Потом ребенку следует смотреть на какие-либо близкие и дальние предметы, чередуя действия.
5) В завершение разминки следует помассировать глазки так же, как это было сделано в начале.
Бонус
Невозможно обойти стороной, такую книгу, как «Скорочтение для детей 6-9 лет.
Как научить ребенка быстро читать и понимать прочитанное?» Шамиля Ахмадуллина.
Если Вы хотите еще лучше помочь своему школьнику, то обязательно познакомьтесь с ней!
Данная методика получила огромное распространение и множество наград.
Шамиль Ахмадуллин – детский психолог, он настоящий профи в проблемах эффективности детского обучения!
Только представьте – он разработал более 40 собственных методик, направленных на решение таких проблем, и основал целые школы скорочтения и развития памяти!
Этому человеку можно доверить развитие своего ребенка!
Вы можете помочь своему ребенку раскрыть его потенциал!
В заключении посмотрите водеоролик
Как обучить ребенка быстро читать в домашних условиях?
Надеюсь, что у Вас все получится! Если статья показалась Вам полезной и интересной, поделитесь ей с друзьями, подписывайтесь на мой блог и ждите новостей!
Всем хорошего дня
С уважением,
Анастасия
Источник