Школа пространство развития личности ребенка

План:

1. Школа — пространство развития личности ребенка.

2. Принятие педагогом ребенка как высшей профессиональной ценности, понимание учителем самоценности личности ребенка.

3. Средства, обеспечивающие субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе.

Основные понятия:профессиональные ценности, самоценность личности, субъектность, субъектная позиция.

1. Школа — пространство развития личности ребенка.В трудах известного педагога В.А. Сухомлинского широко используется понятие “школьно-семейное воспитание”. По его мнению, воспитание, в процессе которого развивается и формируется личность, не может рассматриваться или как школьное, или как семейное, так как личность ребенка едина и процесс ее формирования носит целостный характер. И все же в этом целостном процессе воспитания школе принадлежит ведущая роль, так как она является важным социальным институтом, в котором обучение и воспитание, подготовка подрастающих поколений к жизни осуществляется людьми, специально подготовленными для педагогической деятельности, на профессиональной основе.

Будущему учителю, готовящемуся к этой деятельности и вступающему в нее, важно осознать, что школа является не только общеобразовательным учреждением, в котором дети приобщаются к основам наук о природе и обществе, формируют жизненно важные умения и навыки, но и пространством их личностного развития.

Еще в 60-х годах прошлого века эту мысль одним из первых сформулировал американский педагог, сторонник гуманистической педагогики, Роберт Бернс. В книге “Я-концепция и воспитание” он подчеркнул, что школа должна интересовать общество “не с точки зрения традиционного представления о ней как о заведении, в котором осуществляется формальное обучение и усвоение знаний, а как общественный институт, где в основном происходит эмоциональное, социальное и интеллектуальное формирование личности” [2, с. 25]. По его мнению, важнейшей частью процесса обучения в школе, передачи последующим поколениям накопленного человеческой цивилизацией опыта и знаний должно стать признание непреходящей ценности каждой личности. Познание основ наук, конечно, важно, школьники должны постигать их в определенной системе, однако педагогам в свете современной психолого-педагогической науки необходимо осознать, что “постижение знаний — не самоцель, а средство продвижения человека к новым духовным горизонтам” [2, с. 28].

Последние десятилетия ХХ века и первые годы ХХ1 внесли в жизнь школы много нового. Появились новые типы общеобразовательных учебных заведений, новые формы обучения, новые учебные планы и программы. Школа начинает постепенно возвращаться к своей изначальной цели — развитию и сохранению духовного, личностного потенциала человека. Общество постепенно как бы “прозревает”, начиная понимать, что именно школа во многом является гарантом нравственности и стабильности социальных отношений, социального прогресса, если она организована на принципах нового педагогического мышления, согласно которому ребенок является субъектом педагогического процесса, осуществляемого в стенах школы. Сущность субъектного подхода к учащемуся о раскрывается в умении школьных педагогов, во-первых, так организовать свою профессиональную деятельностть, чтобы ребенок участвовал в педагогическом процессе вместе с учителем, не был пассивным предметом обучения и воспитания. Во-вторых, педагог знает и принимает как существующую реальность все права ребенка на защиту, на помощь, на развитие в учебно-воспитательном процессе. В-третьих, отношение к ребенку как субъекту школьной жизни предполагает развитие педагогом его творческих способностей, что в свою очередь требует от учителя, как традиционного субъекта педагогической деятельности, сформированности понимания самоценности личности каждого воспитанника и ее изучения, познания. В четвертых, субъектный подход к ребенку определяет не только знание его индивидуальных свойств в целом, но и создание условий для полноценного развития индивидуальности школьника, являющейся, несомненно, ярчайшим признаком его личностного развития. И наконец, у педагога в рамкмах субъектного подхода к учащемуся должна быть установка на развитие непосредственно субъектных свойств личности ребенка: саморегуляции, саморазвития, самоконтроля, самокритики и т.п. Ведь, по определению В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева, “субъектность — это социальный, деятельностно-преобразующий способ бытия человека;как самость — субъектность есть очевидная и непосредственно данная форма самобытия человека”[8, с. 372].

В свете вышесказанного, по мнению В.С. Кукушина, всем, кто связал свою жизнь со школой, с обучением и воспитанием детей, важно осмыслить профессиональную учительскую деятельность, работу в школе с разных сторон:

Читайте также:  Таблица индивидуальный маршрут развития ребенка в детском саду образец

— как явление культуры;

— как педагогическое воздействие;

— как организацию деятельности детей, в которой осуществляется их личностное развитие;

— как общение, диалог, сотрудничество с воспитанниками;

— как сотворчество учащихся друг с другом и с учителем;

— как жизнетворчество (и учащихся, и педагога) [4].

Такое осмысление педагогом своей профессиональной деятельности является основой для превращения современной школы в пространство личностного развития учащихся.

2. Принятие педагогом ребенка как высшей профессиональной ценности, понимание учителем самоценности личности ребенка.Развитие в педагогике гуманистических идей обучения и воспитания способствовало появлению новой педагогической парадигмы, нового взгляда на ребенка как на субъект педагогического процесса. На современном этапе развития школы это особенно ярко проявляется в разработке и внедрении в обучение и воспитание новых технологий, призванных обеспечить личностное развитие учащегося. Однако, как отмечает А.И. Левко, “слепая вера в методику (обучения и воспитания — прим. автора Т.С.), которая сформировалась на протяжении многих десятилетий, стала важнейшей предпосылкой особого типа профессионального сознания учителя, в основе которого лежит твердая уверенность, что педагогу всегда точно известно, что для ребенка благо, а что вред”[5, с. 17]. Профессиональное сознание такого характера не предоставляет достаточных возможностей для понимания педагогом самоценности личности самого учащегося в организуемом педагогическом процессе. С такой точки зрения учащийся рассматривается как объект учебного процесса. Целью воздействия на данный объект является формирование в сознании учащегося определенной суммы информации, знаний. Таким образом, самоценным в профессиональной деятельности для большинства педагогов являются все же знание, информация, к которым они должны приобщить своих учеников. Процесс образования рассматривается многим учителями прежде всего как дело просвещения. Их представление о культуре связано только со знаниями, информацией как некой интеллектуальной матрицей, с которой они должны сообразовывать свою профессиональную деятельность. Между тем в свете исследований многих современных ученых (философов, педагогов, психологов, социологов) становится ясно, что культура и процесс приобщения к ней подрастающих поколений (образование) — это особое социальное пространство, в котором важны не только знания, информация, но и тип самосознания человека, его личностно усвоенное и пережитое богатство ценностей той социокультурной действительности, в которой он приобщается к определенным знаниям, в которой он формируется как личность.

Само знание является значимым, обеспечивает образование человеческой личности только в том случае, если оно “предполагает еще и идеальную объяснительно-описательную конструкцию, направленность на разгадку тайны бытия, выступает как основа духовного совершенствования, развитие внутреннего самосознания человека” [ 5, с. 24].

Таким образом, для того, чтобы гуманистическая парадигма обучения и воспитания стала преобладающей в педагогической практике и обеспечила высокую эффективность обучения и воспитания, полноценное личностное развитие школьников, современному учителю важно осознать, что высшей ценностью его профессиональной деятельности является ребенок как развивающаяся личность.

В чем же сущность самого понятия “ “профессиональная ценность”? Ценность вообще выступает как жизненный смысл человека, который определяет выбор им целей, средств, результатов и условий деятельности [5, с. 125]. Следовательно, профессиональная ценность понимается как личностный смысл выполняемой учителем в рамках профессии деятельности. От того, каковы профессиональные ценности педагога, каково его личностное отношение к ней, во многом зависит ее характер и результативность.

Гуманизация педагогического процесса как основное направление реформирования современной школы требует, чтобы высшей профессиональной ценностью педагога сегодня был ребенок, воспитанник. Главным критерием результативности работы учителя в современной педагогике определен учащийся с запущенным механизмом личностного саморазвития, то есть ученик как субъект педагогического процесса.

Ребенок является высшей профессиональной ценностью учителя, если смысл педагогической деятельности связан с позитивным отношением к воспитаннику, если ученик не рассматривается педагогом только как средство достижения каких-либо иных, кроме создания условий для развития его личности, целей выполняемой работы.

Однако в реальной жизни школы мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда, например, смыслом работы учителя могут быть предметные знания, которые должны быть усвоены школьниками; главным смыслом деятельности могут являться профессиональные достижения самого учителя; известны и достаточно широко распространены ситуации, когда учитель вообще не задумывается над тем, какими профессиональными ценностями он руководствуется в своей работе. Пропагандируемые в современной школе идеи гуманизации педагогического процесса так и останутся только декларациями, если основой работы учителя не станет осознание им самоценности личности ребенка в процессе обучения и воспитания, поэтому будущему учителю так важно познать и принять на личностном уроне эту основополагающую идею гуманистической педагогики.

Читайте также:  Вакансия воспитатель в центр развития ребенка

Содержание педагогической позиции учителя-гуманиста можно в обобщенном виде представить в трех направлениях:

— понимание педагогом уникальности и неповторимости личности каждого ученика, принятие воспитанника таким, каков он есть, со всеми его индивидуальными проявлениями;

— забота педагога о сохранении психофизического здоровья учеников;

— обеспечение учителем максимально благоприятных условий для раскрытия творческих способностей учащихся, способствование их профессиональному самоопределению.

К.В. Гавриловец подчеркивает важность сформированности гуманной профессионально-педагогической позиции учителя в совершенствовании обучения и воспитания школьников. “Задача педагога и смысл гуманистического воспитания в школе заключаются в том, — пишет она, — чтобы помочь учащимся открыть в себе лучшее, поверить в свои силы и приобщиться к подлинным духовным ценностям. Решение этих поистине великих образовательных задач требует большой духовной самоотдачи. Такой труд под силу лишь тем учителя, которые осознали величие своей миссии — через гуманистическое воспитание учащихся поддерживать и обогащать духовный пласт отечественной культуры” [3, с. 116].

Дата добавления: 2014-02-09; просмотров: 2733; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8855 — | 8374 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Слайд 1

Образовательное пространство школы как фактор развития личности ученика

Слайд 2

МБОУ « Заиграевская с редняя общеобразовательная школа »

Слайд 3

Основной целью школы — является создание образовательного пространства для выявления способностей каждого ученика, формирования духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями средней школы и способной адаптироваться к условиям современной жизни.

Слайд 4

Всероссийского конкурса «100 лучших школ России» -2013 г. Всероссийского конкурса Элита Российского образования, (диплом II степени) в номинации «Лучшее учреждение общего образования по раскрытию потенциала личности учащихся – 2013». Всероссийского конкурса «Учитель , перед именем твоим…» в номинации «Инновация » (серебряная медаль). Школа — лауреат:

Слайд 5

Кадровый состав . В 2017 году всего в школе работают 69 сотрудников, из них 5 человек — административного персонала, 4 человека — учебно- вспомогательного персонала, 19 человек– обслуживающего персонала, 41 человек — педагогического персонала ( в т.ч. внешних совместителей – 1чел.)

Слайд 6

Образование педагогических кадров : высшее – 94 % среднее специальное – 6 % Тарифно-квалификационные категории педагогических кадров: высшая –13% первая – 78 % соответствует занимаемой должности – 3 % б/к – 6%

Слайд 7

Педагогический стаж : до 2-х лет – 0 % от 2 до 5 лет – 5 % от 5 до 10 лет – 5 % от 10 лет до 20 лет — 17% свыше 20 лет – 73 % Средний возраст учителей — 45 лет

Слайд 8

МБОУ « Заиграевская СОШ» является центром всех социально значимых процессов, протекающих в общественной жизни района и поселка.

Слайд 9

Наименование учреждений-социальных партнеров Направления совместной деятельности Детская школа искусств , Районный детский и юношеский дом творчества Реализация дополнительных программ с целью развития у детей индивидуальных способностей, творческой и социальной активности. ДЮСШ Совместная деятельность по укреплению физического здоровья детей. Районная центральная библиотека Совместная деятельность в области литературного развития, воспитания творческого читателя, восприятия чтения. Районная газета «Вперед» Совместная работа по отображению жизнедеятельности школы, формирование имиджа школы в социальной среде поселка и района. Сетевое взаимодействие и сотрудничество МБОУ «Заиграевская СОШ» с другими институтами образования и воспитания, ведомствами и учреждениями.

Слайд 10

Сетевое взаимодействие и сотрудничество МБОУ «Заиграевская СОШ» с другими институтами образования и воспитания, ведомствами и учреждениями Районная комиссия по делам несовершеннолетних, ПДН Профилактика асоциального поведения детей, подростковых правонарушений МУЗ «Заиграевская ЦРБ» Профилактическая работа по предупреждению заболеваний, по формированию здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, проведение совместных классных часов, конференций по ЗОЖ. Центр социальной защиты населения Организация и проведение благотворительных акций. Совместный учёт и помощь многодетным и малоимущим семьям, детям-инвалидам. РОВД, ГИБДД, райвоенкомат Совместная работа по военно-патриотическому направлению и формированию гражданской позиции учащихся. Профилактическая работа по правилам дорожного движения. Наименование учреждений-социальных партнеров Направления совместной деятельности МУЗ «Заиграевская ЦРБ» Профилактическая работа по предупреждению заболеваний, по формированию здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, проведение совместных классных часов, конференций по ЗОЖ. Центр социальной защиты населения Организация и проведение благотворительных акций. Совместный учёт и помощь многодетным и малоимущим семьям, детям-инвалидам. РОВД, ГИБДД, райвоенкомат Совместная работа по военно-патриотическому направлению и формированию гражданской позиции учащихся. Профилактическая работа по правилам дорожного движения.

Читайте также:  Степени развития ребенка в утробе

Слайд 11

В каждом ребенке спит величайший гений, творец. Работа учителя состоит в том, чтобы разбудить этого Великого спящего .

Слайд 12

Совершенствование преподавания учебных дисциплин средствами современных образовательных технологий

Слайд 13

Новые Федеральные государственные стандарты предполагают использование современных педагогических технологий Проектная деятельность Личностно-ориентированное обучение Интерактивное обучение

Слайд 14

В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество — вот имя этой волшебной птицы

Слайд 15

Республиканская стажировочная площадка «Виртуальная экскурсия по просторам Бурятии» «Государственно-общественное управление школой»

Слайд 16

М еждународный проект: Многоуровневое обучение немецкому языку . В 2015 году школа вступила в м еждународный проект « Многоуровневое обучение немецкому языку» при поддержке Института Гёте (Германия) и школ DSD. В рамках проекта дети получат не просто углубленную подготовку по немецкому языку, но и возможность бесплатной сдачи языкового экзамена, который позволит обучаться в вузах Германии (в т.ч . на бюджетной основе). Учителя получат возможность пройти стажировку на базе DSD школы в г . Улан-Удэ , в БГУ , в Германии. Опорным школам будет оказана методическая и организационная поддержка, предоставлены УМК. Для участия в проекте германская сторона изначально приглашала 5 городских и 3 сельские школы. МБОУ Заиграевская СОШ оказалась в числе рекомендованных. В данном проекте участвуют Власова Татьяна Николаевна и Бурлакова Ольга Васильевна.

Слайд 17

« Байкальчонок – 2017»

Слайд 18

«Эрудит – 2017»

Слайд 19

Научно-практическая конференция

Слайд 20

Наши проекты 1. Благотворительный проект «Спешите делать добрые дела» ( 2011-2017 г.). Дети, для которых был задуман наш проект – особые: это дети, попавшие в трудные жизненные обстоятельства, больные дети, дети-инвалиды. Они более чувствительны и восприимчивы, именно поэтому им требуется особая забота и помощь. Наша задача — помочь ребёнку поверить в свои силы, оказать ему духовную поддержку. На протяжении нескольких лет проводятся различные акции, концерты в поддержку детей, страдающих сложными заболеваниями. Главная цель — сочувствие, сопереживание чужой беде. 2. Военно-патриотический проект « Жить-Родине служить » (ВПК «Орленок») Учащиеся физически развиваются, выезжают на соревнования, конкурсы, чувствуя свою значимость; посещая военно-патриотический клуб в школе учащиеся духовно обогащаются, руководитель клуба прививает любовь к Родине, развивает патриотические качества учащихся.

Слайд 21

Наши проекты 3. Социальный проект «Мы вместе » (2014 -17 г.) — для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и стоящих на внутришкольном учете . В проекте принимают участие дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, стоящие на внутришкольном учете. С ними проводятся различные игры на сближение, викторины, спортивные состязания, чаепития, вручение призов. Главная задача проекта – социализация детей. 4. Экологический проект «Чистая улица, чистый поселок, чистая планета » (2013-2017) 5. Проект «Лучший в школе» 2017 г.

Слайд 22

Учитель – личность творческая

Слайд 23

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель А.Дистерве г

Слайд 24

Спасибо за внимание! Творческих успехов в новом учебном году!!!

Источник