Шкала умственного развития ребенка 3 лет
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 октября 2018;
проверки требуют 5 правок.
Шкала́ интелле́кта Стэ́нфорд — Бине́ (англ. Stanford-Binet Intelligence Scale) — шкала для оценки интеллекта, разработанная в 1916 году. В тесте используется единый показатель уровня интеллекта — IQ. Коэффициент интеллекта равен частному умственного возраста испытуемого и его реального возраста, умноженному на 100. Оба возраста измеряются в месяцах.
В настоящее время шкала Стэнфорд — Бине используется преимущественно в западных странах для оценки готовности к школе, распределения учеников в школы разного уровня и при поступлении в вузы.
История[править | править код]
Первая редакция. Шкала Бине — Симона[править | править код]
В начале 1900-х годов во Франции было введено обязательное всеобщее образование. В связи с этим возникла необходимость отделения детей потенциально способных к обучению от детей с врождёнными дефектами, для которых создавались специальные школы. Альфреду Бине было поручено создать методики, по которым можно было бы оценивать будущих учеников[1].
А. Бине вместе с Т. Симоном провели эксперименты[2] по изучению внимания, памяти и мышления у детей разных возрастов. Они определили, какие требования предъявляются детям в начальной школе (повторять фразы, знать название частей тела, сравнивать между собой отрезки и т. д.), предложили задания по этим пунктам детям разных возрастов, а потом отобрали те задания, с которыми справлялись 50—80 % детей каждого возраста. В итоге было отобрано 10 наборов по 6 заданий, каждый набор соответствовал возрасту от 3 до 12 лет.
Сам А. Бине вначале предлагал[3] лишь сравнивать два показателя — реальный или хронологический возраст и умственный. Умственным возрастом называется показатель успешности выполнения тестовых заданий, которые сгруппированы по возрастам. Определяется «базовый возраст», то есть максимальный возрастной уровень, ниже которого ребёнок может выполнить все задания. За каждое выполненное задание выше «базового возраста» прибавляется определённое количество месяцев. Умственный возраст — сумма «базового возраста» и дополнительных месяцев. Абсолютной мерой интеллекта является[3] разница между умственным возрастом и хронологическим.
Первое представление шкалы интеллекта получило название Шкала Бине — Симона, она была опубликована[4] в 1905 году. В этой шкале присутствовали и перцептивно-сенсорные задания, и вербальные, которые позволяли выявить способности к суждению, понимаю, рассуждению. Именно вербальные способности А. Бине считал основными компонентами интеллекта.
Немного позже У. Штерн заметил[3], что в разных возрастах различия между умственным и хронологическим возрастом имеют разное значение. Например, для 5-летного ребёнка разница в 30 месяцев означает различия в половину реального возраста, а для 12-летнего это различие составляет лишь пятую часть реального возраста. Для 5-летного это различие более значительно. В связи с этим немецкий психолог в 1912 предположил вычислять соотношение хронологического и умственного возраста. Так появилась формула для расчёта коэффициента IQ. В этом случае IQ=100 считается средним, стандартное отклонение σ = 16. То есть, если ребёнок набирает меньше 84 баллов, он считается умственно-отсталым, а если больше 116, то — одарённым.
Вторая редакция[править | править код]
Вторая редакция шкалы была выпущена[2] в 1916 году, когда тесты Бине попали в США, где были адаптированы Льюисом Терменом под американскую выборку. Исследование было проведено в Стэнфорском университете, поэтому полученную шкалу назвали шкалой Стэнфорд — Бине. Л. Термен впервые разработал подробную инструкцию о проведении теста и интерпретации результатов.
Вторая редакция шкалы Стэнфорд — Бине подвергалась критике. В частности, критиковалось следующее[3]:
- Акцент делается на вербальные способности, что приводит к низким результатам у людей, язык тестирования для которых не является родным;
- Задания в тесте очень короткие, что не даёт возможность оценить настойчивость ребёнка при их решении;
- Отсутствует уровень 11 лет. Могут возникнуть трудности при интерпретации, если ребёнок справился со всеми заданиями для 10 лет, но не смог выполнить ни одного для 12 лет;
- Также возникают трудности при интерпретации ситуации, когда правильные ответы ребёнка равномерно распределены на нескольких возрастах;
- Сам Л. Термен отмечал, что тестовые задания слишком лёгкие для младших возрастов, а для старших слишком сложные.
Несмотря на критику, в целом к шкале сохранялось положительное отношение. Работа Л. Термена считалась образцовой на протяжении двух десятилетий.
Третья и четвёртая редакции[править | править код]
Некоторые пункты критики были учтены в следующей, третьей версии шкалы, выпущенной в 1937 году.
Четвёртая редакция[5] шкалы Стэнфорд — Бине была выпущена в 1986 году. Она охватывала возраста от 2 до 23 лет. Состояла из 15 заданий, сгруппированных в четыре группы по когнитивным способностям. Термины «интеллект», «умственный возраст» и «IQ» уже не используются для измерения интеллекта, вместо них употребляются «когнитивное развитие» и «стандартный возрастной балл». Стандартный возрастной балл и является результатом теста, вместо коэффициента IQ.
Пятая редакция[править | править код]
Пятая редакция шкалы Стэнфорд — Бине была опубликована[6] в 2003 году. С её помощью можно тестировать детей с 2 лет. В пятой редакции шкалы подразумевается наличие 5 факторов интеллекта, взятых из теории Кэттелла-Хорна-Кэрролла. Это флюидный (подвижный) интеллект, знания, количественный интеллект, визуально-пространственное восприятие и рабочая память.
Тест включает в себя 10 субтестов с вербальными и невербальными заданиями. У каждого вербального субтеста есть своя невербальная «копия». Это такие двигательные реакции, как наведение на объект или манипулирование объектами. Они были включены в тест, чтобы выделить индивидуальные различия у носителей разных языков в мультикультурных обществах. В зависимости от возраста и возможностей человека тест может длиться от 15 минут до 1 часа 15 минут.
Также в пятой редакции был изменён[6] способ подсчёта баллов. В связи с этим стало возможным получать информацию о 4 составляющих интеллекта человека, 5 вышеуказанных факторах и 10 различных субтестах. Для повышения точности процесс подсчёта автоматизирован.
Ещё одним отличием пятой редакции шкалы является интерпретация[6] баллов. Так, средним результатом считается коэффициент IQ от 90 до 109, от 80 до 89 и от 110 до 119 — показатели ниже или выше среднего. Пограничными значениями нормы считаются интервалы 70-79. А люди с коэффициентом 130 и выше считаются, согласно 5 редакции, одарёнными.
Применение[править | править код]
Тест состоит[7] из четырёх частей:
- Вербальные рассуждения;
- Количественные рассуждения (вычисления);
- Абстрактно-визуальные рассуждения;
- Кратковременная память.
Суммарный балл представляется в виде коэффициента IQ.
Обработка теста должна выполняться сразу после его предъявления, так как следующие задания даются в зависимости от того, выполнил ли ребёнок предыдущие. Тестирование детей младших возрастов обычно занимает 30-40 минут.
Кроме балла IQ, тест Стэнфорд — Бине позволяет получить представление о некоторых личностных качествах ребёнка[7] (активность, способность сосредоточиться, усердие, уверенность в себе). Качественные наблюдения должны фиксироваться, а затем интерпретироваться независимо от результатов теста.
Тест Стэнфорд — Бине может использоваться как для оценки способностей нормальных детей, так и для детей с особенностями развития. Г. Лефрансуа пишет[8], что тест может служить ранним диагностическим тестом для выявления аутизма, так же для выявления одарённых детей.
Квалификация экспериментатора очень важна[7] для проведения теста Стэнфорд — Бине. Для того, чтобы получить достоверные результаты необходим исключительно опытный экспериментатор, так как медлительность, нерешительность или незначительные изменения в формулировках заданий могут значительно повлиять на результаты теста.
Литература[править | править код]
- Бине А., Симон Т. Методы изучения умственной одарённости. ГИЗ. Украина, 1923
- Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил. — (Серия «Учебник нового века»)
- Венар Ч., Кериг П. Психопатология развития детского и подросткового возраста. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. — 672 с.
- Годфруа Ж. Что такое психология? Том 2. — М.: Мир, 1992. — 376 с
- Ильина М. Н. Психологическая оценка интеллекта у детей. — СПб.: Питер, 2006. — 368 с.
- Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. — 576 с.
- Bain, S. K., & Allin, J. D. (2005). Book review: Stanford-Binet intelligence scales, fifth edition. Journal of Psychoeducational Assessment, 23, 87-95.
Примечания[править | править код]
- ↑ Шкала интеллекта Стэнфорд-Бине. psy-diagnoz.com. Дата обращения 17 декабря 2017.
- ↑ 1 2 История IQ тестирования — Практическая психология на Aboutyourself.ru. aboutyourself.ru. Дата обращения 17 декабря 2017.
- ↑ 1 2 3 4 Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов.. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с с.
- ↑ История возникновения тестов интеллекта | Контент-платформа Pandia.ru (неопр.). pandia.ru. Дата обращения 17 декабря 2017.
- ↑ Венар Ч., Кериг П. Психопатология развития детского и подросткового возраста. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. — 672 с.
- ↑ 1 2 3 Bain, S. K., & Allin, J. D. Book review: Stanford-Binet intelligence scales. — fifth edition. — Journal of Psychoeducational Assessment, 23, 2005. — С. 87—95.
- ↑ 1 2 3 Ильина М.Н. Психологическая оценка интеллекта у детей. — СПб: Питер, 2006. — 368 с.
- ↑ Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология. — СПб: Прайм-Еврознак, 2007. — 576 с.
См. также[править | править код]
- IQ
- Интеллект
- Тест Векслера (WISC)
- Тест Айзенка
- Тест Амтхауэра
- Тест Равена
- Эффект Флинна
Ссылки[править | править код]
- Шкала интеллекта Стэнфорд — Бине
- История IQ тестирования
- История возникновения тестов интеллекта
Источник
Новый
шаг в развитии метода тестов был сделан
французским врачом и психологом Альфредом
Бине (1857—1911), создателем самой
популярной серии тестов.
До
А. Бине определялись, как правило,
различия в сенсомоторных качествах —
чувствительности,
быстроте реакции и т.д. Но практика
требовала информации о высших
психических функциях, обозначаемых
обычно терминами «ум», «интеллект».
Именно
эти функции обеспечивают приобретение
знаний и успешное выполнение сложной
приспособительной деятельности [8].
В
1904 г. министерство образования поручило
Бине заняться разработкой методик, с
помощью которых можно было бы отделить
детей, способных к учению, но ленивых и
не
желающих учиться, от страдающих
врожденными дефектами и не способных
учиться в
нормальной школе. Нужда в этом возникла
в связи с введением всеобщего образования.
Одновременно потребовалось создание
специальных школ для умственно
неполноценных
детей. А. Бине в сотрудничестве с Анри
Симоном провел серию экспериментов
по изучению внимания, памяти, мышления
у детей разного возраста (начиная
с трех лет). Проведенные на многих
испытуемых экспериментальные задания
были проверены по статистическим
критериям и стали рассматриваться как
средство определения
интеллектуального уровня.
Первая
шкала (серия тестов) Бине—Симона
появилась в 1905 г.Затем
она несколько
раз пересматривалась авторами, которые
стремились изъять из нее все задания,
требующие специального обучения. А.
Бине исходил из представления о том,
что развитие интеллекта происходит
независимо от обучения, в результате
биологического созревания.
Задания
в шкалах Бине были сгруппированы по
возрастам (от 3 до 13 лет). Задания
подбирались путем исследования большой
группы детей (300 чел.). Для
каждого
возраста свои определенные тесты. Они
считались соответствующими данной
возрастной ступени, если их решало
большинство детей данного возраста
(80— 90%).
Детям до 6 лет предлагалось по 4 задания,
а детям старше 6 лет — 6 заданий.
Показателем
интеллекта в шкалах Бине был умственный
возраст, который мог расходиться
с хронологическим. Умственный возраст
определялся по успешности выполнения
тестовых заданий. Испытание начиналось
с предъявления тестовых заданий,
соответствующих хронологическому
возрасту ребенка. Если он справлялся
со всеми
заданиями, ему предлагались задания
старшей возрастной группы. Если он решал
не все, а некоторые из них, испытание
прекращалось. Если же ребенок не
справлялся
со всеми заданиями своей возрастной
группы, ему давались задания, предназначенные
для младшего возраста. Испытания
проводились до тех пор, пока не
выявлялся возраст, все задания которого
решались испытуемым.
Если кроме того ребенок выполнял также
некоторое количество заданий,
предназначенных
для более старших возрастных групп, то
каждое задание оценивалось числом
«умственных» месяцев. Тогда к числу
лет, определяемых базовым умственным
возрастом,
прибавлялось и некоторое число месяцев
[8].
Несовпадение
умственного и хронологического возраста
считалось показателем либо
умственной отсталости (если умственный
возраст ниже хронологического), либо
одаренности
(если умственный возраст выше
хронологического).
Вторая
редакция шкалы Бинепослужила
основой работы по проверке и стандартизации,
проведенной в Стэндфордском университете
(США) коллективом сотрудников
под руководством Л. М. Термена. Этот
вариант тестовой шкалы Бине был предложен
в 1916г. и имел так много серьезных изменений
по сравнению с основным, что
был назван шкалой Стэнфорд—Бине.
Основных отличий от тестов Бине было
два: введение в качестве показателя по
тесту коэффициента интеллектуальности
(IQ)
и применение
критерия оценки тестирования, для чего
вводилось понятие статистической нормы.
Коэффициент
IQ
был предложен В. Штерном, считавшим
существенным недостатком
показателя умственного возраста то,
что одна и та же разность между умственным
и хронологическим возрастом для различных
возрастных ступеней имеет неодинаковое
значение. Чтобы устранить этот недостаток,
Штерн предложил определять частное,
получаемое при делении умственного
возраста на хронологический. Этот
показатель,
умноженный на 100, он и назвал коэффициентом
интеллектуальности. Используя
этот показатель, можно классифицировать
нормальных детей по степени умственного
развития.
Другим
нововведением стэндфордских психологов
явилось использование понятия
статистической нормы. Норма стала тем
критерием, с которым можно было сравнивать
индивидуальные
тестовые показатели и тем самым оценивать
их, давать им психологическую
интерпретацию.
Шкала
Стэнфорд—Бине была рассчитана на детей
в возрасте от 2,5 до 18 лет. Она состояла
из заданий разной трудности, сгруппированных
по возрастным критериям. Для каждого
возраста наиболее типичный, средний
показатель выполнения (х)
был
равен 100,
а статистическая мера рассеяния,
отклонения индивидуальных значений от
этого среднего
(<т) равнялась 16. Все индивидуальные
показатели по тесту, попадавшие в
интервал х
±
<т,
(ограниченные числами 84 и 116), считались
нормальными, соответствующими
возрастной норме выполнения. Если
тестовый показатель был выше тестовой
нормы (более 116), ребенок считался
одаренным, а если ниже 84, умственно
отсталым.
Итак,
детям предлагаются следующие задания:
1.
Показать свои глаза, нос, рот.
2.
Повторить предложение длиной до шести
слов («Я очень люблю свою добрую маму»).
3.
Повторить по памяти два числа.
4.
Назвать нарисованные предметы.
5.
Назвать свою фамилию.
В
диагностический журнал, на страницу,
отведенную для младшей группы, вносятся
условные обозначения, позволяющие
быстро фиксировать результаты выполнения
заданий (таблица 1):
—
задание выполнено –
«+»;
—
задание выполнено не полностью –
«+?»;
—
задание не выполнено –
«-».
Таблица
1
№ п/п | Фамилия, имя | Глаза | Нос | Рот | Предложение | Числа | Предметы | Фамилия | ||||||
3 | 5 | корова | лошадь | собака | мишка | белка | ||||||||
1. | ||||||||||||||
2. | ||||||||||||||
3. |
Затем
проводится диагностика познавательных
процессов: внимания, восприятия, памяти,
мышления и речи. Психолог может оценить
уровень развития внимания и речи,
используя наблюдения за ребенком в ходе
обследования, анализируя его деятельность
и ответы на поставленные вопросы.
Для
исследования внимания малыша используется
игра
«Что
изменилось?».Перед
ребенком в ряд выставляют три цветных
пластмассовых стаканчика (формочки) и
просят его запомнить их расположение.
Затем местоположение стаканчиков меняют
и предлагают ребенку определить, что
изменилось. Результаты этого и последующих
заданий фиксируются в сводной таблице
(таблица 2) с помощью условных обозначений.
Восприятие
цвета проверяется в ходе игры
«Разложи кружочки по коробочкам».
Перед ребенком раскладывают набор
кружочков диаметром 3 см, окрашенных в
основные цвета (по два на каждый цвет),
и коробочек соответствующего цвета.
Затем малышу предлагают разложить
кружочки по коробочкам в соответствии
с их цветом. (В процессе игры взрослый
не называет цвет кружочков).
Уровень
развития зрительной памятиисследуется
с помощью предметных
картинок.
Перед ребенком раскладывают семь
картинок с изображением знакомых
предметов. Дается инструкция без
установки на запоминание: «Внимательно
посмотри на картинки». Затем картинки
убирают (переворачивают) и ребенка
просят назвать те из них, которые он
запомнил.
Диагностику
мышления удобно проводить с помощью
игры
«Четвертый лишний»,
в ходе которой выявляется умение
производить анализ, синтез, делать
обобщения. Ребенку поочередно предлагают
три таблицы , на которых изображены
четыре геометрические фигуры: на первой
таблице фигуры отличаются величиной,
на второй – цветом, на третьей таблице
фигуры отличаются величиной и формой,
необходимо выделить форму [10].
Таблица
2
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Внимание | Восприятие | Память | Мышление и речь |
Остановимся
на другом типе индивидуальных тестов,
предназначенных для тех же целей, что
и шкала Стэнфорд—Бине. В 1939 г. была
опубликована первая форма шкал Дэвида
Векслера, известная как шкала интеллекта
Векслера—Белльвью.
Тест основан на иерархической модели
интеллекта Д. Векслера и диагностирует
общий интеллект и его составляющие —
вербальный и невербальный интеллекты.
Тест
Векслера состоит из 11 отдельных субтестов,
разделенных на 2 группы, — б вербальных
и 5 невербальных. Каждый тест включает
от 10 до 30 постепенно усложняющихся
вопросов и заданий. К вербальным субтестам
относятся задания, выявляющие общую
осведомленность, общую понятливость,
способности, нахождение сходства,
воспроизведения цифровых рядов и т. д.
К невербальным субтестам относятся
следующие: шифровка, нахождение
недостающих деталей в картине, определение
последовательности картин, сложение
фигур [9].
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник