Шкала развития ребенка по смирновой

Шкала развития ребенка по смирновой thumbnail

Шкалы оценки выраженности компонентов комплекса оживления

Компоненты комплекса оживления

Критерии оценки компонентов

Шкала развития ребенка по смирновой

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

  • Аудирование
  • Грамматика
  • Речь
  • Письмо

Проверить

Баллы

Сосредоточение

Отсутствует:рассеянный, блуждающий взгляд.

Слабое:кратковременное неполное замирание, взгляд на взрослого.

1

Шкала развития ребенка по смирновой

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут. Скидка на первый заказ 100 рублей!

Тема работы

Email для связи

Среднее:неполное замирание со взглядом на лицо или глаза взрослого.

2

Сильное: полное замирание, длительный сосредоточенный взгляд в глаза взрослого.

3

Улыбка

Отсутствует.

Слабая:кратковременная улыбка без размыкания губ, со спокойной мимикой.

1

Средняя: улыбка с размыканием губ, довольным выражением лица, но без оживленной мимики.

2

Яркая: длительная улыбка с размыканием губ, оживленной мимикой, радостным взглядом, смех.

3

Двигательное оживление

Отсутствует.

Слабое: поворот головы, слабые эпизодические движения ручками или ножками.

1

Среднее: вскидывание ручек, сгибание ножек, повороты на бок.

2

Сильное: энергичные многократные шагающие движения ногами, вскидывание ручек, вовлечение в движение корпуса.

3

Вокализации

Отсутствуют.

Тихий однократный голосовой звук.

1

Эпизодические голосовые звуки.

2

Многократные разнообразные голосовые звуки, радостные призывные вскрики.

3

Шкалы оценки параметров общения в первом полугодии жизни

Параметры общения

Критерии оценки параметров

Инициативность (определяется в ситуации «Пассивный взрослый»)

Отсутствует: ребенок не проявляет интереса ко взрослому или пассивно выжидает обращения.

Слабая: ребенок однократно проявляет комплекс оживления (КО), затем отвлекается и теряет интерес ко взрослому.

1

Средняя: ребенок эпизодически проявляет КО, в промежутках отвлекается.

2

Высокая: младенец многократно или непрерывно проявляет КО, отвлечения отсутствуют.

3

Чувствительность к воздействиям взрослого (определяется в ситуациях «Чистое общение» и «Общение на руках у взрослого», а также при сопоставлении комплекса оживления во всех 3 ситуациях)

Отсутствует: ребенок ни в одной из ситуаций не проявляет КО в ответ на воздействия взрослого.

Слабая: ребенок однократно проявляет КО, затем отвлекается и теряет интерес ко взрослому.

1

Средняя: ребенок изредка проявляет КО в ответ на обращения взрослого, некоторые воздействия оставляет без внимания.

2

Высокая: ребенок проявляет КО в ответ на каждое воздействие взрослого; интенсивность КО у младенца выше при пассивности взрослого, чем в период воздействия взрослого (ребенок затихает при воздействиях взрослого и оживляется во время каждой паузы); состав КО у ребенка различен в разных ситуациях общения.

3

Средства общения (определяются по характеристикам компонентов КО во всех ситуациях)

Отсутствуют: ребенок ни в одной пробе не проявляет КО.

Обедненный репертуар коммуникативных средств: в составе КО у ребенка стабильно отсутствует 1 и более компонентов во всех 3 пробах.

1

Недостаточное владение средствами общения: в составе КО у ребенка присутствуют все 4 компонента, по при этом максимальное значение выраженности 1 или более компонентов равно 1 баллу.

2

Достаточный уровень владения средствами общения: в составе КО у ребенка присутствуют все 4 компонента, но при этом каждый компонент достигает выраженности не менее 2 баллов.

3

Анализ результатов и составление заключения

На основании данных первичного протокола наблюдений и в соответствии с приведенными выше показателями производится оценка параметров общения, которая вносится в заключение об уровне развития общения у ребенка.

Заключениеоб уровне развития коммуникативной деятельности состоит из трех частей. В первой части дается качественное описание параметров общения. Во второй — соотносится оценка параметров развития общения с возрастом ребенка и делается общее заключение об уровне развития общения. До 1,5 месяцев отсутствие или низкий уровень показателей параметров общения считается нормой. От 1,5 до 2,5 месяцев нормальными являются низкие и средние показатели После 2,5 месяцев отсутствие или низкие показатели какого-либо параметра общения свидетельствуют о задержке либо отклонении в развитии общения. Начиная с 3-3,5 месяцев для здорового ребенка, воспитывающегося в нормальных условиях, характерен высокий уровень всех параметров общения. В третьей части заключения психолог должен проанализировать причину задержки в развитии общения и дать родителям и воспитателям соответствующие рекомендации. Прогнозируя при выработке рекомендаций ход дальнейшего развития ребенка, следует учитывать соотношение различных параметров общения.

Читайте также:  Игры с годовалым ребенком дома для развития

Заключение психолог составляет с целью фиксации диагностических данных в процессе отслеживания развития ребенка. Такое заключение передается также специалистам, к которым в случае необходимости ребенок направляется.

Шкалы оценки параметров познавательной активности в первом полугодии жизни

Параметры познавательной активности

Критерии оценки параметров

Баллы

Интерес ребенка к предметам

Отсутствует: ребенок не ищет внешних впечатлений, не смотрит на игрушку или скользит по игрушке безразличным взглядом.

Слабый: ребенок время от времени посматривает на игрушку и снова отвлекается.

1

Средний: ребенок фиксирует взглядом или рассматривает игрушку без выражения сосредоточенности и интереса.

2

Сильный: смотрит сосредоточенно, пристально всматривается, замирает, выражает интерес или удивление, не отвлекается

3

Положительные эмоциональные проявления: улыбка

Двигательное оживление

Вокализации

Отсутствует.

Слабая: кратковременная улыбка без размыкания губ, со спокойнй мимикой.

1

Средняя: улыбка с размыканием губ, довольным выражением лица, но без оживленной мимики.

2

Яркая: длительная улыбка с размыканием губ, оживленной мимикой, радостным взглядом, смех.

3

 Отсутствует.

Слабое: поворот головы, слабые эпизодические движения ручками илиножками.

1

Среднее: вскидывание ручек, сгибание ножек, повороты на бок.

2

Сильное: энергичные многократные шагающие движения ногами, вскидывание ручек, вовлечение в движение корпуса.

3

Отсутствуют.

Тихий однократный голосовой звук.

1

Эпизодические голосовые звуки.

2

Многократные разнообразные голосовые звуки, радостные вскрики.

3

Познавательные действия

Оральные действия:

Мануальные действия:

Зрительные действия: Отсутствуют (ребенок не фиксирует взгляд на предмете).

Ребенок фиксирует взгляд на предмете.

1

Ребенок прослеживает взглядом движение предмета.

2

Ребенок рассматривает предмет с видимым передвижением взора по объекту, наблюдает за его перемещением.

3

Отсутствуют.

Ребенок ощупывает предмет губами и языком, кусает, захватывает деснами, лижет языком.

1

Отсутствие мануальных действий.

Ребенок прикасается к приложенному к руке предмету ладонью, пальцами, рефлекторно схватывает.

1

Ребенок ощупывает, похлопывает, охватывает, царапает предмет, приложенный к руке.

2

Ребенок протягивает руку к предмету, схватывает предмет, манипулирует игрушкой.

3

Анализ результатов и составление заключения

Заключение об уровне развития познавательной активности делается на основании обобщения показателей выраженности отдельных параметров.

Высокий уровень познавательной активности отмечается, если все показатели ее параметров имеют оценку 3 балла.

Средний уровень развития познавательной активности определяется, когда показатели параметров измеряются средними баллами или одни из них имеют высокие баллы, а другие — более низкие. Психолог должен проанализировать, по каким параметрам и показателям выявилось отставание, соотнести их с возрастом ребенка и сопоставить данные диагностики познавательной активности с данными диагностики развития общения.

Отсутствие и низкий уровень развития познавательной активности констатируются, если все или большинство ее параметров получили нулевую оценку, что свидетельствует о серьезной задержке в психическом развитии ребенка.

После анализа результатов диагностики психолог составляет заключение.

Источник

Параметры
и показатели общения

При
определении уровня развития
ситуативно-личностного общения
показательными являются следующие его
параметры: инициативность ребенка в
общении, чувствительность ребенка к
воздействиям взрослого и средства
общения.

Инициативность
ребенка

в общении характеризует стремление
младенца привлечь к себе внимание
взрослого и продлить общение. Инициативность
выражается в том, что ребенок проявляет
комплекс оживления, предвосхищая
воздействия взрослого, когда взрослый
пассивен в общении или прекращает
общение.

Чувствительность
ребенка

к коммуникативным воздействиям взрослого
характеризует готовность младенца
воспринять проявления внимания и
доброжелательности со стороны взрослого
(ласковый разговор, улыбки, поглаживания
и т.д.). Показателями чувствительности
к воздействиям взрослого являются:

Читайте также:  Игры для развития воображение ребенка 2 х лет

§
внимание и интерес к ним ребенка
(замирание и сосредоточенность на
взрослом);

§
положительное отношение (ответные
положительные эмоциональные проявления
— улыбки, двигательное оживление,
вокализации);

§
перестройка состава комплекса оживления
в зависимости от поведения взрослою
(более интенсивное двигательное оживление
при дистантном общении и менее интенсивное
на руках у взрослого; замирание и
сосредоточение в момент воздействий
взрослого и активизации комплекса
оживления в период паузы).

Средства
общения.

Этот параметр характеризует степень
овладения младенцем коммуникативными
средствами. Показателями данного
параметра являются количество и
выраженность компонентов комплекса
оживления, используемых ребенком в
целях общения. Состав комплекса оживления
в силу тех или иных причин иногда бывает
неполным. Например, у воспитанников
Дома ребенка отмечается отсутствие
вокализаций, если взрослые мало
разговаривают с детьми. В отдельных
случаях комплекс оживления может быть
полным по составу, но при этом все его
компоненты выражены слабо. У ребенка с
некоторыми органическими нарушениями
центральной нервной системы наблюдается
отсутствие или слабая выраженность
двигательного оживления.

Чувствительность
к воздействиям взрослого появляется в
онтогенезе первой и нарастает постепенно.
Сначала у младенца обнаруживаются
внимание и интерес к воздействиям
взрослого, затем ответные положительные
реакции на них и вскоре отмечаются
инициативные проявления. О сформированности
у ребенка потребности в общении можно
говорить лишь при наличии следующих
четырех признаков: взгляда в глаза
взрослого, ответных и инициативных
улыбок, двигательного оживления и
вокализаций, стремления продлить
эмоциональный контакт со взрослым.

Описание
диагностических ситуаций

Поведение
младенца первого полугодия жизни
спонтанно и неустойчиво, его активная
и реактивная составляющие трудно
различимы, поэтому судить об уровне
развития общения у ребенка на этом этапе
можно лишь по совокупности характеристик
комплекса оживления в ситуациях,
различающихся «коммуникативной задачей»,
которая возникает перед младенцем. Чем
пассивнее взрослый, тем активнее ведет
себя младенец, побуждаемый потребностью
в общении. Соответственно процедура
диагностики включает следующие три
ситуации, различающиеся по степени
коммуникативной активности взрослого.

Ситуация
1. «Пассивный взрослый»

Цель:
выявление параметров общения при
наименьшей коммуникативной активности
взрослого.

В
ситуации пассивности взрослого основная
«коммуникативная задача» ребенка
заключается в том, чтобы привлечь к себе
его внимание и побудить к общению,
поэтому здесь ярче всего проявляется
инициативность ребенка.

Процедура
проведения диагностической пробы.
Ребенок находится в кроватке пли па
пеленальном столе. Младенца нужно
распеленать или одеть так, чтобы одежда
не стесняла его движений. Взрослый
становится или садится рядом, повернув
лицо к младенцу, но не смотрит ему в
лицо, делая вид, что его внимание
привлечено к чему-то другому. В течение
20—30 секунд он не вступает в общение с
ребенком, не смотрит на него, не улыбается
и не разговаривает, выжидая, когда
младенец проявит инициативу. Поведение
ребенка фиксируется в протоколе. (Форма
протокола приводится ниже.) Если ребенок
сразу начал проявлять комплекс оживления
с нарастающей интенсивностью (все
сильнее размахивая ручками, громче
вскрикивая и др.), следует отметить этот
факт в протоколе и, не дожидаясь истечения
30 секунд, ответить на призыв малыша
улыбкой и ласковыми словами, тем самым
переходя к следующей диагностической
ситуации.

Возможны
другие варианты поведения ребенка.
Бывает, что ребенок слишком сосредоточился
на своих внутренних ощущениях или его
внимание привлечено к чему-то другому,
и он не замечает взрослого. Тогда нужно
попытаться привлечь его внимание
движением, голосом, покашливанием (но
не адресоваться к малышу лично) и
подождать каких-либо действий с его
стороны после того, как он обратит
внимание на взрослого. Регистрация
поведения ребенка производится с этого
момента. Малыш может проявить недовольство
пассивностью взрослого — хмуриться,
отворачиваться, хныкать. Тогда следует
зафиксировать эти проявления в примечании,
прекратить пробу до истечения 30 секунд
и вступить с ребенком в общение, успокоить.
В этом случае ситуацию «Пассивный
взрослый» можно повторить после ситуации
«Чистое общение».

Читайте также:  Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста 1978

Ситуация
2. «Чистое общение»

Цель:
выявление параметров общения при
коммуникативной активности взрослого.

В
этой ситуации основная «коммуникативная
задача» ребенка заключается в том, чтобы
выразить отношение к воздействиям
взрослого, побудить его к выражению
отношения к себе и тем самым продлить
общение. Поэтому здесь выявляется в
основном чувствительность ребенка к
воздействиям взрослого, умение чередовать
инициативное и ответное поведение.

Процедура
проведения диагностической пробы.
Проба «Чистое общение» представляет
собой чередование периодов активных
воздействии взрослого и пауз. В период
активных воздействий взрослый обращается
к ребенку с улыбкой, глядя в глаза,
ласково называет его по имени, произносит
нежные слова, побуждает улыбнуться,
сказать «агу»и т. д.. Во время паузы
взрослый воспринимает ответ ребенка и
ожидает воздействий с его стороны.

Ребенок
находится в кроватке или на пеленальном
столе. Взрослый склоняется над ним,
пытается встретиться взглядом и в
течение примерно 15 секунд с улыбкой
ласково разговаривает с ним, хвалит,
побуждает к общению. (Например: «Мишенька,
агу! Скажи, Мишенька, „агу»! Молодец,
Мишенька, умница, вот какой хороший
малыш!» Затем: «Это Мишенька у нас такой
красивый, веселый, румяный? Какие у
Мишеньки замечательные глазки, какие
ручки, а какие ножки! Вот как ты хорошо
умеешь ручками размахивать, а как хорошо
ножками „бегать»! Вот так, вот так,
какой молодец!» и т. п.) Речь взрослого
должна быть негромкой, отчетливой,
неторопливой, с паузами. Поведение
ребенка фиксируется в протоколе. Это
период активных воздействий взрослого.

Затем
взрослый делает паузу: слегка отстранясь,
с улыбкой смотрит на ребенка. В период
паузы также регистрируется выраженность
компонентов комплекса оживления.
Чередование активных воздействий и
пауз следует осуществить несколько раз
в течение 1—2 минут, фиксируя в протоколе
поведение младенца в каждый период.
Временные интервалы жестко не задаются,
так как темп общения у разных детей
может существенно отличаться.

Как
правило, для диагностики уровня развития
общения у младенцев старше 2 месяцев
этих двух ситуаций бывает достаточно.
Для более маленьких детей или в тех
случаях, когда ребенок не реагирует на
воздействия взрослого, необходимо
организовать ситуацию «Общение на руках
у взрослого».

Ситуация
3. «Общение на руках у взрослого»

Цель:
выявление параметров общения при
максимальной коммуникативной активности
взрослого.

В
этой ситуации основная «коммуникативная
задача» ребенка достигнута, его
потребность во внимании и доброжелательности
взрослого удовлетворяется, он спокойно
выражает свое удовольствие от общения.
Здесь, в основном, выявляется
чувствительность ребенка к воздействиям
взрослого.

Процедура
проведения диагностической пробы.
Ребенок находится на коленях у взрослого
или на руках в позе «под грудью». Взрослый
смотрит в глаза младенцу и тихим ласковым
голосом обращается к нему, слегка
приближая и удаляя свое лицо. Если
ребенок остается пассивным, следует
усилить воздействия, стараясь вызвать
у малыша сосредоточение и улыбку: слегка
потормошить, пощекотать щечку или
подбородок, погладить. Проба длится в
течение 1 минуты. Поведение ребенка
фиксируется в протоколе так же, как в
ситуации «Чистое общение».

В
процессе проведения каждой диагностической
пробы психолог отмечает в соответствующих
графах протокола баллами выраженность
наблюдаемых компонентов комплекса
оживления (форма протокола см. приложение
1).

Соседние файлы в папке Психодиагностика

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник