Щитовидная железа и развитие речи ребенка

Щитовидная железа и развитие речи ребенка thumbnail

Ефремова Э.И. (Москва)

Среди эндокринных заболеваний детского возраста патология щитовидной железы занимает одно из первых мест, и эта проблема имеет социальное значение. За последние 5 лет число детей с заболеваниями щитовидной железы возросло более, чем в 4 раза, многие области России входят в состав йододефицитных территорий: в центре России — легкая и средняя степень йодной недостаточности, на востоке России – средняя и тяжелая степень йодной недостаточности.

Врожденный гипотиреоз — клинический синдром, обусловленный понижением или полным отсутствием функции щитовидной железы. Распространенность врожденного гипотиреоза, по результатам скрининга, в разных странах варьирует: в Японии 1:7000, в США 1:3600-5000, в Европе 1:4000, в России 1:3000-4000.

Известно, что из-за сниженной функции щитовидной железы дети растут слабыми, часто болеют, отстают в умственном развитии, имеют ряд сопутствующих заболеваний. Это дети не только из неблагополучных и социально неадаптированных семей, но и из семей благополучных.

Целью нашего исследования было выявление частоты нарушений речи и интеллекта у детей с врожденным гипотиреозом.

Нами было обследовано 65 пациентов с вышеуказанной патологией в возрасте от 3 до 18 лет, из них 37 девочек, 28 мальчиков. Больные получали адекватную заместительную терапию тироксином и находились в состоянии клинико-гормональной компенсации.

Исследования проводились в НКЦ оториноларингологии Минздрава РФ и Московском эндокринологическом диспансере. Для оценки речи и интеллекта применялись следующие методы: анализ анамнестических данных, изучение медицинской документации, наблюдение, констатирующий психолого-педагогический эксперимент, традиционное логопедическое обследование.

После проведенного исследования были получены следующие результаты: фонетико –фонематическое недоразвитие выявлено у 30,8% детей; общее недоразвитие речи (ОНР)- у 70,7%, в том числе: ОНР I уровня страдали 1,5% пациентов, ОНР II уровня -13,8%, у 3% детей речевое нарушение было осложнено дизартрией, ОНР III уровня — 26,2%, у 6,2% детей речевое нарушение было осложнено дизартрией, у 3,1% — заиканием; ОНР IV уровня — 29,2%, у 3,1% детей речевое нарушение было осложнено заиканием. Из общего числа пациентов в анамнезе имели задержку речевого развития –54,5%больных врожденным гипотиреозом. Кроме того, 49,2% детей на момент обследования были без речевой патологии, но ранее посещали логопеда. 18,5% обследованных занимаются с логопедом в настоящее время.

Наиболее манифестирующими при гипотиреозе являются симптомы, связанные с изменением функционального состояния центральной нервной системы. К этим симптомам относится замедление психической деятельности, заторможенность, задержка развития головного мозга, в некоторых случаях стойкие поражения с дегенеративными изменениями нервных клеток. В анамнезе задержку психического развития имели 48,5 % пациентов. Олигофрения была диагностирована у 9,75% больных врожденным гипотиреозом, из них у 9,1% детей отмечалась олигофрения в степени дебильности, у 0,65%- олигофрения в степени имбицильности. Пограничная интеллектуальная недостаточность на момент исследования отмечалась у 10,4% детей с врожденным гипотиреозом. Из общего числа обследованных пациентов, 1,3% детей ранее состояли на учете у невропатолога.

У детей выявлены характерные особенности в эмоционально-волевой сфере. Они пассивны, молчаливы, замкнуты, как бы погружены в свой мир. Интересы детей не по возрасту инфантильны. Астенический синдром выявлен у 3,9% пациентов, эмоциональная лабильность — у 9,2%, микроцефалия — у 0,65%, гидроцефалия — у 2,6%, и пирамидная недостаточность — у 3,9%.

Дети с врожденным гипотиреозом не всегда могут посещать массовые школы. Выполненная нами работа показала, что общеобразовательную школу посещают 43,1% обследованных, школу для детей с тяжелыми нарушениями речи 1,5%, школу для умственно отсталых детей 18,5%. 36,9% пациентов на момент исследования находились в дошкольном возрасте.

Подводя итог вышесказанному, можно говорить о том, что проблема интеллектуального развития детей с врожденным гипотиреозом имеет большую медицинскую, педагогическую и социальную значимость. Очень перспективным направлением является разработка ранней диагностики отклонений интеллектуального и речевого развития, а также поиск путей реабилитации и профилактики. Нельзя забывать о создании условий для улучшения психического, речевого развития ребенка – специальном педагогическом воздействии.

Данные исследования указывают на необходимость учета интеллектуальных возможностей детей с врожденным гипотиреозом при разработке коррекционных логопедических программ.

Источник

Нарушение речи при умственном недоразвитии и гормональных нарушениях

Почти у 90% умственно недоразвитых детей имеют место нарушения речи. В зависимости от этиологических факторов, симптомов и локализации патологических изменений в речевом аппарате принято различать следующие клинические формы нарушений речи при умственном недоразвитии:

1) немота при идиотизме,

2) задержка развития речи,

3) дизлалия,

4) нарушения в расстановке ударений, а также неправильное грамматическое и синтаксическое оформление речи,

5) заикание.

Тяжелые случаи умственного недоразвития сопровождаются немотой (alalia idiotica). Речь ограничивается несколькими нечётко произносимыми словами. У такого рода больных часто слух бывает почти нормальным. Они могут правильно воспроизводить услышанную мелодию. К совершенно особой группе заболеваний относится немота, возникшая вследствие юношеского слабоумия (dementia praecox). Это заболевание начинается обычно в 3-лстнем возрасте и, постепенно прогрессируя, приводит к идиотизму. Первыми симптомами речевых расстройств являются заикание и дизлалия, а в конечном итоге развивается немота.

нарушения речи при умственном недоразвитии

Задержка в развитии речи в одних случаях представляет собой одно из проявлений общего недоразвития, в других периоды задержки в развитии речи чередуются с периодами быстрого её развития.

Нарушения артикуляции иногда бывают настолько значительными, что звуки, а следовательно и речь, становятся совершенно, непонятными.

Умственное недоразвитие является причиной неправильного грамматического и синтаксического оформления речи, а также неумения правильно ставить ударения.

Органическое заикание очень часто встречается в случаях умственного недоразвития и обуславливается поражением экстрапирамидной системы и в особенности полосатого тела и бледного шара.

Среди желез внутренней секреции, играющих роль в развитии речи у детей и некоторых нарушений речи у взрослых, в первую очередь следует отметить гипофиз и щитовидную железу. Половые железы и надпочечники влияют больше на развитие и функцию голосового аппарата, на чём мы останавливались в первой части настоящего руководства. Функциональные расстройства коры надпочечников и недостаточное выделение гликокортикоидов являются причиной ослабления мышечного тонуса, вследствие чего возникает неполноценность замыкающего глоточного кольца, а как результат — небные дисглоссии. Поражение центрального отдела речевого аппарата вследствие нарушения функции надпочечников до настоящего времени не было описано.

Гипофиз оказывает влияние на развитие речи, т.к. он связан с гипоталямическим отделом мозга. Гииофизарно-гипоталямическая система контролирует функцию остальных желез внутренней секреции. При ослаблении функции передней доли гипофиза речь замедляется и появляются расстройства речи, характеризующиеся неправильными динамическими и мелодическими ударениями. Речь становится монотонной и часто нечёткой. Задержка в развитии речи, инфантилизм, а также недоразвитие периферического отдела речевого аппарата тесно связаны с состоянием гипофизарно-гипоталямической системы.

— Также рекомендуем «Нарушение речи при гипофункции щитовидной железы и болезни Дауна»

Оглавление темы «Нарушения речи у детей и взрослых»:

  1. Немота и запоздалое развитие речи у ребенка
  2. Слухонемота. Ребенок не может говорить при совершенно нормальном слухе
  3. Функциональная дизлалия. Причины нарушения произношения артикуляционных звуков и пропуска букв
  4. Носовая шепелявость — причины и методы коррекции
  5. Синтактические нарушения речи. Проблемы речи при заболеваниях ЦНС
  6. Врожденная словесная глухота. Выработка словесно-слуховых рефлексов
  7. Нарушение речи при умственном недоразвитии и гормональных нарушениях
  8. Нарушение речи при гипофункции щитовидной железы и болезни Дауна
  9. Нарушение речи при болезни Tay-Sachs, синдромах Hornig, Little, фенилкетонурии и токсоплазмозе
  10. Нарушение речи при мозговых дисплазиях и после прививок

Источник

Нарушение речи при гипофункции щитовидной железы и болезни Дауна

При гипофункции щитовидной железы у взрослых возникают трудности во время процесса речеобразования и голосовые расстройства вследствие отёка слизистой оболочки ротовой полости, языка и гортани. В некоторых случаях к описанным симптомам присоединяются и нарушения слуха.

Гипофункция щитовидной железы в детском возрасте может быть врожденной или приобретенной характерные признаки этого заболевания заключаются в задержке роста (карликовость), умственного развития и развития речи. Лечение производится препаратами щитовидной железы.

Специфической формой гипофункции щитовидной железы является эндемический кретинизм (cretinismus endemicus), который характеризуется нарушениями умственного и физического развития, а также нарушением развития речи. Причиной нарушений речи и задержки умственного развития является поражение определенных нервньгх путей в центральной нервной системе. Такого рода изменения в центральной нервной системе являются необратимыми, и поэтому лечение препаратами щитовидной железы в таких случаях бывает неэффективным. Способность понимать речь выражена очень слабо. Часто отмечается эхолалия, дизлалия, а в некоторых случаях речь бывает настолько изменена (hottentottismus), что слова, которые произносит больной, становятся совершенно непонятными для окружающих.

Согласно Luchsinger нарушения речи у кретинов возникают вследствие патологических изменений в центральном отделе слухового аппарата, а также умственной отсталости (умственное развитие взрослых кретинов соответствует умственному развитию 4-лстнего ребенка). Упомянутый автор на основании собранного им материала схарактеризовал нарушения речи, как результат пороков в развитии двигательных путей в головном мозгу и поражения слухового аппарата центрального происхождения. При этом наблюдается неправильная расстановка мелодических (монотонная речь), динамических (отсутствие различия в произношении отдельных фонем) и ритмических ударений, растягивания гласных (bradylalia) или же ускорение темпа речи (tachylalia).

При поражении полосатого тела появляется органическое заикание. Объём употребляемых слов бывает небольшим, построение предложений — неправильным, что проявляется в неправильной грамматической и синтаксической их форме.

Лечение заключается в применении в раннем детстве препаратов щитовидной железы, восстановлении же речи производится под руководством логопедов.

Однако, лечение в большинстве случаев приводит лишь к незначительному улучшению состояния больного.

нарушение речи при болезни дауна

Нарушение речи при болезни Дауна

При этом заболевании, которое является врожденным, имеют место весьма характерные физические изменения, умственное недоразвитие, а также нарушения речи.

Физические изменения при болезни Дауна настолько хорошо известны в медицине, что их диагностика не представляет никакого труда. Однако, иногда встречаются стертые формы заболевания, которые могут буть причиной диагностических ошибок.

Умственное недоразвитие при данном заболевании не бывает таким глубоким, как при гипофункции щитовидной железы. Уровень умственного развития у монголоидов, лечение которых было начато довольно-таки рано, бывает ниже, чем у нормально развитых детей, однако, является достаточным для того, чтобы учиться в специальных школах. В начальном периоде возникают трудности при установлении контакта с таким ребенком, позднее благодаря определенному лечению состояние ребенка заметно улучшается. Дети с болезнью Дауна бывают обычно очень сердечными по отношению к окружающим их людям, речь у них, как правило, характеризуется односложностью: Аня — а, кукла — ку или кук, лежит — ле и т.д.

Построение слов, состоящих из двух, трёх и более слогов, представляет для них очень большую трудность. Составление длинных фраз является невозможным. В то же время у них может быть достигнуто развитие словесного мышления и помощью графических символов. Некоторых из этих детей легче бывает научить писать, чем читать, Дети с болезнью Дауна относительно быстро могут научиться выполнять жестовые приказания.

При исследовании слуха кривая пороговой слышимости является нормальной. Исследование не является легким делом, т.к. выработка рефлекса на тоны аудиометра методом игры или посредством предварительной реакции на световой раздражитель (peepshow) происходит чрезвычайно медленно. Реакция появляется с некоторым опозданием, рефлексы бывают непрочные, а генерализация рефлексов отмечается, как исключение; реакцию на каждый тон приходится вырабатывать с самого начала. Однако, несмотря на всё сказанное выше, можно произвести аудиометрическое исследование. Во время исследования слуховой чувствительности по отношению к интенсивности, тембру и ритму акустических раздражителей с помощью ударных инструментов, а также но отношению к высоте — с помощью губной гармошки, ксилофона и т.п. обнаруживается, что реакция монголоидов является несколько иной, чем у других умственно недоразвитых больных.

Чем раньше будет начато лечение, тем лучше будут его результаты. Несмотря, однако, на заметное физическое и умственное развитие, этого типа больные умирают сравнительно рано; смерть наступает обычно между 10—20 годами жизни, причина смерти до настоящего времени остается невыясненной.

Лечение. Долголетние наблюдения свидетельствуют о том, что лечение вытяжкой из щитовидной железы в данном случае является мало эффективным, состояние больных почти не улучшается и после лечения полигормональными препаратами. Хорошие результаты были нами получены благодаря облучению рентгеновскими лучами черепа и трансцеребральной ионизации по Bourguignon склеролитическими ионами и способствующими регенерации нервной ткани ионами Са, J, К, Na.

— Также рекомендуем «Нарушение речи при болезни Tay-Sachs, синдромах Hornig, Little, фенилкетонурии и токсоплазмозе»

Оглавление темы «Нарушения речи у детей и взрослых»:

  1. Немота и запоздалое развитие речи у ребенка
  2. Слухонемота. Ребенок не может говорить при совершенно нормальном слухе
  3. Функциональная дизлалия. Причины нарушения произношения артикуляционных звуков и пропуска букв
  4. Носовая шепелявость — причины и методы коррекции
  5. Синтактические нарушения речи. Проблемы речи при заболеваниях ЦНС
  6. Врожденная словесная глухота. Выработка словесно-слуховых рефлексов
  7. Нарушение речи при умственном недоразвитии и гормональных нарушениях
  8. Нарушение речи при гипофункции щитовидной железы и болезни Дауна
  9. Нарушение речи при болезни Tay-Sachs, синдромах Hornig, Little, фенилкетонурии и токсоплазмозе
  10. Нарушение речи при мозговых дисплазиях и после прививок

Источник

Щитовидная железа и развитие речи ребенкаЩитовидная железа у детей является основным органом гуморальной регуляции, отвечающим за формирование всего организма, в частности, умственной и психологической сферы. В момент её неправильной работы развивается множество тяжелых патологий, в том числе происходит отставание в физическом и умственном развитии, которое перерастает в тяжёлое заболевание — кретинизм. Заболевания щитовидной железы возможно полностью вылечить на ранних этапах, в этом случае не произойдёт необратимых изменений и болезнь будет остановлена.

Влияние эндокринного органа на рост ребёнка

От работы щитовидной железы зависит продуктивность функций множества органов: сердца, кишечника, почек и других. Гормон, вырабатываемый железой, играет ведущую роль в процессе роста и развития детского организма. Под влиянием тиреоидина формируется опорно-двигательный аппарат, половые органы, нервная и дыхательная система. От баланса гормонов зависят функции мозга, режим сна, поведенческие процессы.

Если щитовидка увеличивается, это приводит к проблемам со здоровьем в любом возрасте, начиная с самого раннего. Заболевания щитовидной железы у детей развиваются под влиянием целого ряда факторов.

Причины заболеваний

При развитии патологического процесса происходит изменение размера органа, его массы и состава ткани. Заболевания щитовидной железы у детей занимают первое место среди гормональных нарушений.

Основной причиной неполноценной работы железы является дефицит йода во внутриутробном развитии. Критичным периодом считается момент закладки гуморальной системы у плода. Если в этот период у матери наблюдался недостаток микроэлементов, за ребёнком необходимо клиническое наблюдение как сразу после рождения, так и несколько лет после него.

Основополагающими факторами для изменений в ткани органа являются:

  • Частый стресс, переутомление нервной системы
  • Проживание в экологически неблагоприятных районах, вблизи крупных промышленных предприятий
  • Дефицит йода в воде и почве приводит к эндемическому зобу — заболевание распространено в некоторых высокогорных регионах и требует массовой профилактики среди населения
  • Наследственная предрасположенность
  • Неправильное питание

Из-за недостатка йода щитовидная железа наращивает размеры и массу, пытаясь компенсировать возникшую гормональную недостаточность. Чаще это случается у девочек, у детей мужского пола проблема наблюдается реже.

Какие заболевания могут развиться?

Основные заболевания щитовидной железы у детей младшего возраста:

  • Гипертиреоз — повышение активности щитовидной железы;
  • Гипотиреоз — недостаточность щитовидной железы с падением выработки гормонов;
  • Воспаление железы, называющееся тиреоидитом;
  • Узловой зоб;
  • Опухоли, возникающие из гормонпродуцирующей ткани;
  • Гипоплазия железы и деградация её тканей.

Для уточнения диагноза необходимо выполнить ряд диагностических процедур:

  • Сдать кровь на гормоны и антитела: антироглобулин и антипероксидазу
  • Пройти узи-обследование

При подозрении на злокачественную опухоль применяются дополнительные методы исследования: сканирования при помощи радио-изотопов, биопсия ткани железы с последующим её изучением.

Степени увеличения массы и объёма щитовидной железы

Диагностика щитовидной железы у детей включает определение степени роста тканей и изменения их массы. Рост зоба из тканей щитовидной железы подразделяется на степени в зависимости от выраженности изменений.

Степень увеличенияХарактерные особенности
0Здоровая щитовидная железа без изменения размеров.
1Изменения незначительные. Выявляются при пальпации, не определяются на глаз.
2Изменения заметны, если голову откинуть назад, отчетливо пальпируются.
3Изменение заметно, когда голова находится в обычном положении.
4-5Под влиянием зоба ощутимо меняется контур шеи.

Щитовидная железа и развитие речи ребенка

Масса железы для детей различного возраста представлена в таблице ниже.

ВозрастСредняя масса, г
Новорожденный1,5
1 месяц1,4
6 месяцев2,0
1 год2,6
2 года3,9
4 года5,3
10 лет9,6
14-18 лет14,2

Какие заболевания щитовидной железы свойственны детскому возрасту

Из-за нехватки йода в продуктах питания и ухудшения экологического климата, заболевания щитовидной железы среди детей сейчас встречаются все чаще. Щитовидная железа и развитие речи ребенка

Йод играет роль основного микроэлемента, необходимого для синтеза тиреоидных гормонов, его недостаток приводит к нарушениям развития. При нехватке йода у женщины в период вынашивания ребёнка может произойти преждевременное рождение, спонтанный аборт или же разовьются тяжёлые уродства.

Симптомы заболевания щитовидной железы у детей зависят от причины болезни. Чаще всего развиваются те же патологии, что встречаются во взрослом возрасте:

  1. Гипотиреоз встречается у одного из четырёх тысяч новорождённых, причём у девочек процент заболевших в два раза выше, чем у мальчиков. Причиной заболевания является недоразвитие ткани железы и её функциональная несостоятельность. Как следствие, развивается нехватка тиреоидных гормонов, что влияет на работу всех органов и систем, особенно подвержен патологическим изменениям головной мозг. Нарушения интеллектуального развития ребёнка можно купировать, если терапия врождённого гипотиреоза была начата сразу же, если заболевание на начальной стадии выявить не удалось, прогноз будет неблагоприятным.
  2. Гипертиреозом называется патология щитовидной железы, при которой возникает переизбыток гормонов, приводит к ускорению метаболизма и потере мышечной массы. Кроме того, наблюдается тахикардия, учащение дыхания, артериальной гипертензии. Повышается потливость, возникает тремор конечностей, нервный тик. Среди поведенческих расстройств выделяют тревожность, плаксивость, повышенную раздражительность и бессонницу.
  3. Тиреоидит Хашимото возникает под влиянием аутоимунного конфликта, в результате которого иммунные клетки организма начинают атаковать клетки железы. Рост ребёнка и его развитие замедляются, при этом возникает характерный зоб. С таким типом заболевания в анамнезе отмечаются: снижение работоспособности, хроническая усталость, сухость кожи, сонливость, вялость, спонтанный набор веса. Пациентам с тиреоидитом Хашимото показано лечение гормональными препаратами пожизненно — это поможет снизить выраженность симптомов и улучшить качество жизни.

В случаях, когда заболевание вызвано переизбытком гормона, удаляется часть щитовидной железы для нормализации обмена веществ.

Эндемический зоб

В регионах, где в воде и пище постоянно не хватает йода, у детей развивается эндемический зоб, проявляющий себя различными нарушениями:

  • чувством слабости
  • утомляемостью выше. Чем у здорового ребёнка
  • дискомфорт, чувство сдавления за грудиной
  • частые затяжные головные боли, принимающие со временем постоянный характер

Так же развиваются нарушения в работе сердечно-сосудистой и нервной систем.

Во время хронического дефицита йода щитовидная железа медленно разрастается, сдавливая трахею и кровеносные сосуды. Ребёнок жалуется на «комок в горле», причём неприятные ощущения усиливаются в положении  лёжа. Наблюдается затруднённое глотание, чувство удушья и сухой кашель. Если патология  чрезмерно разрастётся, возможна асфиксия пациента.

Узловой зоб

Узловой зоб представляет собой доброкачественные новообразования в тканях щитовидной железы и у детей наблюдается в крайне редких случаях. Под узелковым зобом подразумевают:

  • лимфоцитарное воспаление тканей железы
  • доброкачественную опухоль железистой ткани
  • патологическое расположение нормальной ткани органа
  • киста щитоязычного протока
  • кистозное поражение одной из долей щитовидной железы с гипертрофией соседних долей
  • абсцесс

В большинстве случаев болезнь никак себя не проявляет и становится заметной только тогда, когда узлы достигают крупных размеров и виднеются через кожу. Чаще всего происходит уплотнение передней части зоба. Часто новообразования имеют неправильную или асимметричную форму.

Если болезнь прогрессирует, то появляются симптомы, вызванные механическим сдавлением органов, расположенных в области шеи:

  • Из-за сдавления трахеи и гортани возникает чувство инородного тела в горле
  • охриплость голоса, как при простудных заболеваниях
  • приступы удушья, затруднённое дыхание, частые приступы мучительного сухого кашля

У ребёнка при данной патологии появляются трудности с глотанием, так как узлы давят на стенки пищевода. Ухудшается кровоснабжение головного мозга, возникает шум в ушах, головокружение, могут развиваться обморочные состояния.

Боль в области зоба появляется, если узлы начинают быстро расти, также существует риск развития внутреннего кровотечения.

Диагностика и лечение

Заболевание легче всего поддаётся лечению на ранней стадии, если болезнь запустить, возможно наступление необратимых изменений, а начавшиеся осложнения повлекут за собой риск здоровью ребёнка, его развитию и жизни.

Диагностика проводится поэтапно:Щитовидная железа и развитие речи ребенка

  • Врач проводит осмотр, собирает анамнез, опрашивает родителей, анализирует полученные результаты;
  • Назначаются анализы на уровень тиреотропных гормонов, их активность;
  • Биохимический анализ позволяет выявить нехватку йода в организме;
  • Используются инструментальные исследования: ультразвуковое исследование щитовидной железы, магнитно-резонансная или компьютерная томография, при необходимости выполняется биопсия тканей железы и их изучение на клеточном уровне

Анализ данных позволяет определить не только степень изменения массы, формы и объёма органа, но и выяснить причину развития патологии. Современная программа здравоохранения предусматривает выявление патологии щитовидной железы у новорождённых непосредственно в роддоме, для того, чтобы избежать умственных и физических отклонений на ранней стадии болезни. Если терапия начата с первых дней жизни, ребёнок имеет шанс на нормальное развитие и формирование интеллекта.

Терапия строится на компенсации йододефицита, назначаются йодосодержадие препараты и биологические добавки. Дозировку препаратов, их комбинацию и длительность терапии определяет лечащий врач на основе данных обследования. Заниматься самолечением или самостоятельно отменять препараты запрещено!

При гипотиреозе назначаются препараты, стимулирующие выработку гормонов или препараты, выполняющие заместительную функцию

В период гипертиреоза показаны средства, снижающие активность железы и ликвидирующие избыток гормонов. Врождённая гиперактивность щитовидной железы не подлежит лечению: гормоны, полученные с кровью матери, самостоятельно покидают организм, в тяжёлом случае их можно вывести при помощи медикаментов

Базедова болезнь легкой и средней степени тяжести лечится дома, при наблюдении врача, при тяжёлых формах заболевания рёбенка отправляют в стационар

Если консервативное лечение не даёт результатов и железа продолжает увеличиваться, показано хирургическое вмешательство с иссечением увеличенного участка органа.

Резюме для родителей

С целью получения цельной клинической картины и подробного плана лечения при дисфункции щитовидной железы, следует обращаться к педиатру по месту жительства. Терапевт направит к специалисту по эндокринным нарушениям у детей, который назначит квалифицированное лечение на основании жалоб и пройденного обследования.

Заболевания щитовидной железы можно профилактировать, включив в рацион ребенка йодосодержащие продукты, а так же витамины. При нехватке йода в воде и пище специалист в профилактических целях назначает медикаменты с содержанием йода — это многократно снижает риск заболеваний как щитовидной, так и других видов желез.

Самостоятельно давать такие препараты не следует, так как легко превысить необходимую дозу йода в организме, что может привести к появлению различных нарушений щитовидки, спровоцировать гипертиреоз и различные патологии со стороны гормональной системы.

Источник