Дидактическая игра как средство развития памяти ребенка дошкольного возраста

Галина Иванова
Дидактическая игра как средство развития произвольно образной памяти в старшей группе

Консультация для родителей на тему:

Дидактическая игра как средство развития произвольно образной памяти в старшей группе.

Воспитателя МБДОУ ДСКВ №102

Ивановой Галины Дмитриевны

г. Братска Иркутской области

В дошкольном возрасте интенсивно формируются образные формы познания. Среди них образная память занимает центральное место, обеспечивая взаимосвязь познавательных процессов, видов деятельности ребенка. Под образной памятью в психологии традиционно понимается память на все многообразие конкретного наглядного материала: предметов и их признаков, картин природы и жизни, запахов, вкусовых ощущений и пр. следует подчеркнуть, что образную память нельзя рассматривать как механическую, фиксирующую внешние случайные связи, как приходящую, начальную ступень в развитии словесно-логической памяти. В дальнейшем образная память перестраивается, усложняется, создавая предпосылки для развития словесно-логической памяти, вступает с ней в сложные взаимоотношения, во многом определяя ее эффективность. В конце дошкольного возраста в памяти ребенка происходит переход от непроизвольной к произвольной памяти.

Исследования З. М. Истоминой, показали, что развитие произвольной памяти проходит в три этапа. Первоначально не ставится цель запомнить; второй этап характеризуется наличием мнемической цели, но без применения способов; на третьем этапе используются способы запоминания. Это переход к сознательно управляемым мнемическим действиям включает такие этапы:

— ребенок принимает мнемическую цель неосознанно, относясь к ней как к обычному требованию взрослого (мнемоника – совокупность приемов, облегчающих запоминание);

— ребенок использует мнемические средства сначала неосознанно, а затем осознанно;

— ребенок самостоятельно ставит цель запомнить, используя для ее реализации мнемические средства, причем первоначально ребенок осознанно принимает цель от взрослого, т. е. осознает ее не как поручение, а как цель запоминания, а затем ставит такую цель самостоятельно.

Одним из средств развития произвольной образной памяти является дидактическая игра, поскольку детям легче усвоить задачу, запомнить, опосредованную игровым моментом. Дидактические игры, направленные на развитие произвольной образной памяти, отвечают следующим требованиям:

— процесс запоминания должен начинаться со специально организованного восприятия, направленного на выделение таких разнообразных признаков объекта, как цвет, форма, величина, пространственное расположение, частей объекта и объектов относительно друг друга, их количество и т. д.

— процесс запоминания должен опираться на мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, выделение существенных свойств объектов;

— должно быть предусмотрено усложнение дидактических игр, заключающееся в изменении количественных (уменьшение времени экспозиции, узнавания или воспроизведения) и качественных (усложнение содержания, увеличение деталей у запоминаемых объектов) показателей материала игры, ее правил, а следовательно, и самих показателей запоминания;

— в процессе игры необходимо обеспечивать рациональное сочетание руководства педагога и самостоятельной деятельности детей;

Необходимо обеспечивать развитие самоконтроля, состоящего в проверке результатов запоминания и анализе ошибок;

игра должна способствовать развитию произвольной памяти и поэтому строится с учетом выделенных этапов этого процесса.

Исходя из указанных требований, мною были применены дидактические игры, включая группы, соответствующие трем этапам становления произвольной образной памяти.

Игра «Магазин»

Материал: 6-10 игрушек, 20 карточек с изображением узоров из геометрических фигур и разрезанных на две половины.

Руководство: воспитатель предлагает детям поиграть в «Магазин», расставляет на полу игрушки и кладет возле каждой половину каточки, обращая внимание детей на то, что каждая игрушка обозначена определенной карточкой. Ребенок (покупатель) должен запомнить карточку желаемой приобрести игрушку и найти ее вторую половину. Если он правильно это сделает, то может, приобрети игрушку. Ребенок (продавец) запоминает туже самую часть карточки и проверяет правильность узнавания по памяти. Рослее этого продавец и покупатель составляют целое изображение из двух частей. Если покупатель не ошибся, то он забирает игрушку, если нет, то анализирует ошибки. Если продавец запомнил изображение правильно, то он продолжает выполнять эту роль.

Игра «Кто быстрее»

Материал: игровое поле с изображением 4 домиков, к каждому из которых ведет дорожка из пяти клеток, наборы из 15 карточек с изображением геометрических фигур, разрезанные на две половины.

Руководство: воспитатель предлагает детям посоревноваться: каждый играющий выбирает себе домик, до которого он хотел бы добежать по дорожке. Затем воспитатель показывает каждому ребенку по очереди половину карточки, предлагает ее запомнить и найти другую ее половину. Если ребенок правильно составит картинку, то он закрывает ее пустую клеточку на дорожке игрового поля. Выигрывает тот, кто первым добежит до домика, закрыв се клеточки на дорожке. Игра проводится несколько раз. Выигрывает тот, кто получил больше флажков.

Игра «Составь картинку»

Материал: изображение различных предметов – дома, деревья, цветы и т. д. – на магнитной доске. Каждому изображению соответствует несколько вариантов, отличающихся цветом, формой, величиной, деталями.

Руководство: игра походит в три этапа. На первом после формулировки игровой задачи «Я нарисую картинку, а затем ее спрячу и загадаю о ней загадки» — воспитатель предлагает подумать детям, что нужно сделать, чтобы отгадать загадки. После ответов детей он говорит, что нужно запомнить о предметах. Затем воспитатель выкладывает картинку на доске, сопровождая свои действия объяснениями, выделяя признаки предметов. После этого изображение закрывается и детям предлагается выложить точно такое же. На втором этапе воспитатель выкладывает изображение без объяснений. На третьем этапе предлагается детям самим выложить картинку и придумать вопросы к ней. При повторных проведениях игры целесообразно заменять не все детали картинки, а лишь некоторые из них или изменять расположение деталей относительно друг друга.

Читайте также:  Психологические условия для социального развития ребенка

Источник

Ия Иванова
Развитие памяти у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений

Дидактические игры и упражнения, как средство развития памяти.

О. Голецова под дидактической игрой подразумевает такую деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки. Дидактические игры, следовательно, это игры, предназначенные для обучения.

Дидактические игры по сравнению с другими имеют одну характерную особенность: цель этих игр – учить детей, тренировать и развивать их умственные способности и прививать им положительные черты характера.

Система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф. Фребелем. Он высоко ценил игру, считая ее важнейшим средством воспитания и обучения ребенка.

Главная особенность дидактической игры состоит в том, что задание предполагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие – то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Для того чтобы дидактические игры выполняли свои функции и назначение, они должны иметь специальную структуру. Своеобразная структура дидактической игры является одновременно самым типичным признаком, который отличает ее от другой детской деятельности или игры, направленной воспитательницей.

Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений, на разном материале, что немаловажно для развития памяти детей.

Практическая часть.

Цель – продумать и апробировать последовательность дидактических игр и упражнений на развитие памяти у детей среднего дошкольного возраста.

Эксперимент проводился в «МАДОУ №35 Детский сад общеразвивающего вида». Детский сад работает по программе нового поколения для дошкольных образовательных учреждений «Развитие», автор Л. А. Венгер. (список детей группы № 4, см. приложение №1).

Мы проводили эксперимент в средней группе №4 «Подсолнухи», воспитатели данной группы Ия Владимировна и Ольга Евгеньевна. Они являются специалистами своего дела.

Практическая часть состоит из 3 этапов:

1. Констатирующий

2. Формирующий

3. Контрольный.

Констатирующий эксперимент

Цель констатирующего эксперимента – выявить исходный уровень развития памяти у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Выявление уровня развития кратковременной памяти у детей среднего дошкольного возраста.

2. Выявление уровня развития произвольной образной памяти детей среднего дошкольного возраста.

3. Выявление уровня развития долговременной памяти у детей среднего дошкольного возраста.

Перед проведением эксперимента мы определили уровневые показатели развития памяти в среднем дошкольном возрасте.

Для реализации задач мы подобрали методики

1. Йозефа Шванцара. «Диагностика психического развития».

Цель методики — Выявление уровня развития кратковременной памяти у детей среднего дошкольного возраста.

2. Г. А. Урунтаевой «Развитие памяти детей дошкольного возраста».

Цель — выявить уровень развития произвольной памяти ребенка среднего дошкольного возраста.

3. С. А. Банков «Исследование особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности»

Мы выявили, что 10 детей находятся на высоком уровне, 4 человека находятся на среднем уровне, 1 ребенок находится на низком уровне.

Формирующий эксперимент.

Целью нашего исследования на формирующем этапе — апробировать на практике последовательность дидактических игр и упражнений.

Для эффективности формирующего эксперимента мы реализовали следующие условия:

— подобрали дидактические игры и упражнения на развитие кратковременной памяти у детей среднего дошкольного возраста и продумали последовательность их проведения. («Запомни словечко», «Слушай и запоминай», «Непослушные картинки», «Создай целое», «День рожденье куклы Маши»).

— подобрали дидактические игры и упражнения на развитие произвольной образной памяти у детей среднего дошкольного возраста и продумали последовательность их проведения. («Беспорядок на кухне», «Винни Пух, Пятачок и Заяц», «Осенние листья», «Рассеянный крокодил», «Полянка»).

— подобрали дидактические игры и упражнения на развитие долговременной памяти у детей среднего дошкольного возраста и продумали последовательность их проведения. («Снежки», «Найди предмет», «Любимый мультфильм», «У кого сколько»)

— пополнили развивающую среду материалом к дидактическим, сюжетно — ролевым и подвижным играм.

Провели родительское собрание на тему «Значение памяти в интеллектуальном развитии дошкольника».

Контрольный эксперимент.

Для проверки эффективности проделанной работы был проведен контрольный эксперимент, целью которого является – выявить итоговый уровень развития памяти у детей среднего дошкольного возраста после проведенной работы.

Для реализации задач использовались те же методики, что и в констатирующем эксперименте.

Для проверки эффективности проведения последовательности дидактических игр и упражнений, мы решили сравнить результаты. Мы выявили, что по данным констатирующего эксперимента на высоком уровне – 7 человек, что составило 47%, а на контрольном стало 12, что составило 80%. На среднем уровне было – 5 человек, что составило 33%, а на контрольном стало 3 человека, что составило 20%. На низком уровне было – 3 человека, что составило 20%, а на контрольном детей на низком уровне не оказалось

Читайте также:  План развития ребенка до года

Проведенная нами работа показала, что гипотеза подтвердилась, и дидактические игры и упражнения являются средством повышения уровня развития памяти у детей среднего дошкольного возраста.

Заключение

Изучив весь материал, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день проблема развития памяти является актуальной и социально значимой. Без нее невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие.

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, именно она дает богатейшие возможности для развития психики ребенка. Поэтому предметом нашего исследования мы выбрали дидактические игры и упражнения. Для рассмотрения эффективности дидактических игр и упражнений, как средств развития памяти, мы провели практическую работу нашего исследования.

Следовательно, можно сказать, что гипотеза подтвердилась. Уровень развития памяти детей среднего дошкольного возраста можно повысить, если проводить работу систематически и последовательно, используя дидактические игры и упражнения.

Игры и упражнения на развитие кратковременной памяти.

«Запомни словечко»

Цель – развитие кратковременной памяти.

Ход: Каждый из играющих по очереди называет одно слово и прибавляет его к названному до него. Далее играющие по очереди повторяют все названные слова, прибавляя к ним новое слово.

«Слушай и запоминай»

Цель – развитие кратковременной памяти.

Ход: Взрослый зачитывает 10 пар слов, связанных по смыслу. Ребенок должен запомнить их. Затем взрослый произносит одно (первое) слово, а ребенок, вспомнив втрое слово, называет его. Взрослый подтверждает правильность ответа и переходит к следующей паре, называет первое слово из пары – ребенок вспоминает соответствующее слово и называет его и т. д.

Например, зима – снег, ночь – луна, мама – ребенок, елка – праздник, краски – альбом, велосипед — дорога, зоопарк – жираф и т. д.

«Непослушные картинки»

Игра проводится индивидуально с каждым ребенком.

Цель – развитие кратковременной памяти.

Материал: разные предметы для создания сюжетной картины.

Ход: Взрослый из различных предметов строит сюжетную картинку, например, дом с цветником, садом и домашними животными. Ребенок, рассматривая картинку, должен запомнить ее первоначальный вид. Затем малыш на минуту выходит из комнаты (или отворачивается). Взрослый, поменяв расположение предметов, зовет ребенка, предлагая ему догадаться, что изменилось, и вернуть все предметы на прежние места.

«Создай целое»

Цель – развитие кратковременной памяти.

Материал: Цветная картинка, с изображением законченного предмета разрезанная на несколько частей.

Ход: Ребенок должен собрать из этих частей картинку так, чтобы она выглядела целой.

«День рожденье куклы Маши»

Цель – развитие кратковременной памяти.

Материал: 4 – 5 игрушек.

Ход: Сообщаем ребенку, что у куклы Маши наступил день рожденье и скоро придут гости поздравить ее. А как зовут гостей, он узнает позже. Достаем 4 – 5 игрушек и называем ребенку их имена. Затем все гости усаживаются за стол и начинается чаепитие. Ребенок должен всех угощать чаем, обращаясь к каждому по имени.

Игры и упражнения на развитие произвольной образной памяти.

«Беспорядок на кухне»

Цель – развитие произвольной образной памяти.

Материал: Картинка с изображением беспорядка на кухне, листок бумаги, карандаши.

Ход: Показываем ребенку картинку с изображением беспорядка на кухне. Ребенок должен на листе бумаги нарисовать, где все эти предметы расставлены и разложены по своим местам.

«Винни Пух, Пятачок и Заяц»

Цель – развитие произвольной образной памяти.

Материал: Картинка, на которой изображены Винни Пух, Пятачок и Заяц, части тела, у которых перепутаны.

Ход: Показываем ребенку картинку, на которой изображены Винни Пух, Пятачок и Заяц, но части тела у них перепутаны. Объяснить ребенку, что художник, рисуя этих персонажей, сделал много ошибок. Ребенку необходимо перечислить все ошибки, которые допустил художник, не глядя на рисунок.

«Осенние листья»

Игра проводится индивидуально с каждым ребенком.

Цель – развитие произвольной образной памяти.

Материал: Листочки любых деревьев, два одинаковых листочка.

Ход: Показать ребенку лист, попросить запомнить его. Далее этот лист надо закрыть и попросить ребенка отыскать точно такой же среди остальных.

«Рассеянный крокодил»

Цель – развитие произвольной образной памяти.

Материал: Картинка с изображением рассеянного крокодила, листок бумаги, карандаши.

Ход: Попросить ребенка внимательно посмотреть на картинку с изображением «неаккуратного» крокодила. Далее попросить нарисовать то, что ребенок запомнил. Ребенок должен нарисовать точно такой же рисунок. Сравнить рисунок ребенка с картинкой.

«Полянка»

Цель – развитие произвольной образной памяти.

Материал: Картинка с изображением полянки.

Ход: Показать ребенку картинку с изображением полянки, попросить запомнить ее (1 минуту). Попросить рассказать, что было нарисовано на картинке (какие деревья нарисованы на ней, какие цветы, что еще было нарисовано).

Читайте также:  Как определить насколько ребенок развитие

Иры и упражнения на развитие долговременной памяти.

«Снежки»

Цель – развитие долговременной памяти.

Ход: В – ль: «Представь снег. Вспомни, какого цвета снег. Всегда ли он белый? Вспомни, как хрустит снег под нашими ногами. Представь, что ты держишь в руках снег. Представь, что ты делаешь из него шарик, что ты чувствуешь?». Ребенок должен рассказать все, что он представил.

«Найди предмет»

Игра проводиться индивидуально с каждым ребенком.

Цель – развитие долговременной памяти.

Материал: Две башенки из спичечных коробков, пуговица.

Ход: Склеить несколько спичечных коробков, сделать из них две башенки. Спрятать в один из них пуговицу так, чтобы ребенок видел, куда вы ее кладете. На следующий день ребенок должен показать, куда вы положили предмет, выбрав башенку и ее отделение.

«Любимый мультфильм»

Игра проводиться индивидуально с каждым ребенком.

Цель – развитие долговременной памяти.

Материал: Запись любимого мультфильма ребенка.

Ход: Суть этой игры состоит в том, чтобы озвучить по памяти знакомый мультфильм. Он должен быть не очень длинным (1 – 2 минуты). Посмотрев его, попросите ребенка пересказать вам содержание этого мультфильма как можно подробнее, желательно с точным цитированием слов основных персонажей. Если он затрудняется, то можно задать ему наводящие вопросы.

«У кого сколько»

Цель – развитие долговременной памяти.

Ход: Попросить ребенка вспомнить и сказать что бывает на 2 ногах; на 3 ногах; на 4 ногах? Можно называть любые варианты.

Примерные варианты:

2 ноги — человек, тележка на 2 колесах, зайчик, когда стоит вертикально, мотоцикл и т. д. ;

3 ноги — человек с тростью, кошка с больной лапкой, тележка на 3 колесах;

4 ноги — машина (ее разновидности тоже считаются, человек с тележкой на 2 колесах, собака, кошка и т. д.

Родительское собрание.

4 группа.

Воспитатель: Иванова Ия Владимировна.

Секретарь: Лаптева Наталья Евгеньевна.

«Значение памяти в интеллектуальном развитии дошкольника«

Без памяти человек не может ничего изобрести,

не может скомбинировать и двух идей.

Вольтер.

Задачи собрания:

1. Показать родителям методы и приемы развития памяти детей.

Ход собрания.

Вступительное слово воспитателя.

— Какое сегодня число? – спрашивает у своего друга товарищ.

— Не знаю, — отвечает тот.

— Ну, как же ты не знаешь, если у тебя в руках газета.

— А она – вчерашняя!

Это разговор об очень важном мыслительном процессе – памяти, существование человека как человека, без него невозможно.

I. Память можно и нужно развивать.

Очень часто обращения родителей к психологу или педагогам связаны со сложностями в обучении ребенка, возникающими из – за плохой памяти. Ребенок плохо запоминает учебный материал, быстро забывает все выученное, не может толком воспроизвести то, что выучил, увидел или услышал.

Основу памяти составляет генетически обусловленная способность запечатлевать информацию, говоря научным языком, природная пластичность нервно – мозговой ткани (“мнема”). Такую память называют природной (или механической, непосредственной). В наибольшей степени возможности природной памяти проявляются в дошкольном возрасте. Скорее всего, природная память созревает именно в этот период (до 7 лет) и в дальнейшем может и не развивается.

Психологи утверждают следующее:

Память можно и нужно развивать;

• что может делать каждый человек самостоятельно или под чьим – либо руководством;

• Основу эффективной памяти составляет сильная природная память;

• Природную память можно тренировать;

• Культурную память можно развивать в течение всей жизни, формируя способы запоминания;

Развитая (сильная, эффективная, обширная) память способствует регуляции человеком своего поведения.

II. Способы развития памяти с помощью мнемических приемов.

Необходимость использования мнемических приемов.

Психика человека устроена таким образом, что любая новая информация помимо нашей воли “цепляет”, затрагивает старую, уже известную. Такие процессы, присущие всем людям, называют ассоциациями.

III. Упражнения для тренировки памяти детей дома.

Упражнение 1. Предложите ребенку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем пусть он откроет глаза и проверит, верно ли были им названы предметы.

Упражнение 2. Разложите на столе спички в виде своеобразного узора. Ребенок должен внимательно посмотреть на узор, затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.

Упражнение 3. Прочитайте текст вслух один раз. Затем прочитайте его, допуская в каждом предложении неточности. Попросите ребенка вас исправить. Пусть он перескажет весь текст без допущенных вами ошибок.

Упражнение 4. Предложите ребенку ряды слов, между которыми смысловые связи отсутствуют. Вы зачитываете пару слов, а ребенок должен запомнить второе слово пары, стараясь при этом установить между словами какую–нибудь смысловую связь.

Через 10 минут после первого прочтения вы читаете слова из первого столбика, а ребенок называет второе слово этой пары. Чем больше слов воспроизводит ребенок, тем лучше у него развито умение устанавливать смысловые связи.

Источник