Шереметьева диагностика психоречевого развития ребенка раннего возраста

Шереметьева диагностика психоречевого развития ребенка раннего возраста

8 (495) 227-49-30&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp8 (800) 302-49-40

Шереметьева диагностика психоречевого развития ребенка раннего возраста
интернет-магазин Книжная лавка логопеда: логопедические постановочные и массажные зонды, ортодонтические пластинки и трейнеры, книги и пособия по логопедии, подготовке детей к школе, детская и развивающая литература
Главная // Материалы для диагностики // Материалы для логопедического обследования // Шереметьева Е.В. Диагностика психоречевого развития детей раннего возраста. Книга + DVD

Шереметьева Е.В. Диагностика психоречевого развития детей раннего возраста. Книга + DVD

Издательство: 

Национальный книжный центр

Год издания: 2013 год

Комплект: Книга с методическими рекомендациями (112 страниц) + Компьютерная программа + Инструкция пользователя компьютерной программы

ISBN: 978-5-4441-0058-5

Тираж: 1000 экземпляров

Вес: 450 грамм

1 240
руб

Шереметьева диагностика психоречевого развития ребенка раннего возраста

Еще фото (чтобы увеличить — кликните по картинке):

Oписание товара

Комплект содержит методику диагностики процесса речестановления в раннем возрасте, позволяющую выявить задержку речевого развития, дифференцировать темповые варианты нормального речевого развития и типы нарушений в овладении речью.

Методика предполагает тщательное изучение четырех взаимосвязанных блоков: естественной речевой среды и некоторых аспектов микросоциальных условий; психофизиологических компонентов овладения речью в раннем возрасте; когнитивных компонентов; собственной языковой продукции ребенка в процессе коммуникации.

В комплект входит книга с методическими рекомендациями и компьютерная программа, помогающая обрабатывать и анализировать результаты диагностики. Программа состоит из последовательно заполняемых модулей, содержащих формы, справочные видеоматериалы, ссылки на книгу, подсказки, словарь терминов. Она позволяет построить индивидуальный коммуникативный профиль ребенка, сформировать примерные рекомендации специалистам и родителям, отследить динамику развития речи ребенка на протяжении года, сравнить результаты.

Комплект предназначен для логопедов, психологов, воспитателей групп раннего возраста, групп кратковременного пребывания, родителей, студентов дефектологических и психолого-педагогических факультетов.

← Вернуться
назад

С этим товаром часто покупают:

Наверх

Ваша корзина

Шереметьева диагностика психоречевого развития ребенка раннего возраста

НОВОСТИ

Шереметьева диагностика психоречевого развития ребенка раннего возраста
Изменения в графике работы

26.03.2020

В связи с объявлением дней с 28 марта по 5 апреля выходными, точка самовывоза интернет магазина «Книжная лавка логопеда» в эти дни работать не будет.

подробнее
Лидер продаж 2019 года

06.01.2020

Определился абсолютный лидер продаж 2019 года — пособие, которое чаще всего заказывали наши покупатели в прошлом году.

подробнее
ОСТОРОЖНО: КОНТРАФАКТ!

06.09.2019

В интернете можно легко найти трейнеры и миобрейсы по удивительно низким ценам. Будьте осторожны — это китайские подделки и их использование не только не эффективно, но и опасно для здоровья!

подробнее
Новинка в издательстве «Русская Речь»

19.06.2016

В издательстве «Русская Речь» вышла компьютерная программа «Найди лишнюю картинку», авторы — О.А. Безрукова и Е.В. Нурминский. Это прикладная обучающая программа, направленная на развитие мыслительных операций и систематизацию лексического запаса ребенка

подробнее

Публикация любых материалов сайта допустима только после согласования с администрацией.
© ООО «Август», 2011-2020
тел: +7 (495) 227-4930
e-mail: info@logopedkniga.ru

Источник

Выявить скрытые трудности в развитии ребёнка раннего возраста.
Определить тип речевого развития.
Разработать индивидуальную программу коррекции.
Научить родителей своевременно увидеть сложности в психоречевом развитии ребёнка и обратиться за помощью к специалистам к специалистам.

это недоразвитие вербальных, интонационно-ритмических процессов в пределах психоречевой системы, обусловленное неадекватностью социальных условий
и, как следствие, незрелостью психофизиологических предпосылок речи

психофизиологические компоненты;
коммуникативные компоненты;
естественная речевая среда;
собственная языковая продукция ребенка

Логопед, родители, невролог, педиатр, при необходимости к обследованию привлекаются психолог, педагог группы, врачи узкой специализации

I этап – ориентировочный
II этап – диагностический
III этап – дифференциальный
IV этап прогностический

сбор анамнестических данных;
определение актуального соматического и неврологического статуса ребенка;
изучение микросоциальных условий развития ребенка

наиболее полное выявление наличия пренатальной, натальной и постнатальной патологии;
детальное изучение соматического и неврологического статуса ребенка;
изучение наследственной предрасположенности к речевым нарушениям

беседа с мамой;
изучение медицинской документации;
анкетирование родителей

изучение условий семейного воспитания;
изучение потребности общения с близким взрослым;
изучение естественной языковой среды;
исследование эмоционального реагирования ребенка

анкетирование родителей;
анкетирование воспитателей групп;
наблюдение за общением близких взрослых с ребенком при расставании в детском саду утром и при встрече вечером;
наблюдение за общением ребенка со взрослым в аналогичных ситуациях;
наблюдение за эмоциональным реагированием ребенка

Чтение детской литературы дома:
читают каждый день – +2;
читают несколько раз в неделю – +1;
читают редко: заняты взрослые – 1 балл;
ребёнок отказывается слушать – 2 балла.
Стимуляция речевого развития взрослыми:
оречевление совместных действий – +1;
учат имитировать речевые звуки в игровой форме — +1
просят повторить, сказать – + 1

Общение родителей с ребенком утром при расставании :
помогают ребенку раздеться и сложить одежду в шкафчик (этот вариант предполагает мотивацию общения через деловое сотрудничество) – +1.
раздевают, складывают одежду в шкафчик и уходят- -2;
оставляют ребенка и сразу уходят — -1;
Общение с ребенком при встрече вечером :
помогают ребенку одеться самому (вариант мотивации общения посредством делового сотрудничества) –+ 2;
интересуются у педагога, как прошел день – +2;
быстро одевают и забирают — -2;
не испытывают интереса — — 1

Общение ребенка с родителями утром при расставании
целует родителя и машет рукой «до свидания» -+2;
поплачет и успокаивается — +1;
никак не реагирует на расставание — -2;
истерически рыдает и держит за ноги — -1.
Общение ребенка с родителем при встрече :
радуется, «отвечает» на вопросы родителя — +2;
радуется, инициирует беседу — +2;
получает конфетку (или что-нибудь другое) и дает возможность себя одеть — -2;
не испытывает никаких эмоций — -2;
не хочет идти из группы и- — 1

простые нераспространенные предложения;
частые повторы, сопровождаемые перестановкой компонентов предложения;
отсутствие сложносочиненных (ССП) и сложноподчиненных (СПП) предложений, обособленных конструкций, длинных рядов однородных членов;
большая часть слов относится к разряду ономатопей;
богатая интонационная окраска;
включенность речи в ситуацию;
коррекция (шлифовка) речи ребенка

Реагирование на похвалу или порицание взрослого :
адекватно реагирует на похвалу/порицание — +1;
не реагирует/реагирует неадекватно на похвалу/порицание — -1;
проявляет эмпатию (сочувствует детям, делится игрушками и т.п.) — +2;
проявляет агрессию — -2.
Мимические проявления удовольствия или неудовольствия :
движения лицевой мускулатуры выразительны — +2;
снижена или отсутствует способность мимического выражения эмоционального состояния — -2.
Наличие или отсутствие самоуспокаивающих движений :
Самоуспокаивающие движения отсутствуют — +1;
Наличие самоуспокаивающих движений ( яктация, сосание пальцев, раскачивание и т.п.) — -1

Увлечённо и продуктивно играет простыми бытовыми предметами или сюжетными игрушками сам — +2;
играет игрушками только со взрослым (требует постоянного присутствия взрослого) — +1;
играет игрушками только по инициативе взрослого (сам не испытывает интереса к игрушкам) — -1;
не играет простыми игрушками (манипулирует игрушками или неадекватно применяет их) — -2.

обследование психофизиологических компонентов овладения речью;
изучение когнитивных компонентов речевого развития ребенка;
обследование доступных ребенку средств общения (логопед)

лицевой гнозис, как способность и умение определять реальные лица или их изображения;
предметный гнозис, как способность и умение определять предметы реального мира или их изображения;
симультанный гнозис, как способность и умение целостно воспринимать сюжет, изображённый на картинке;
цветовой гнозис, как способность и умение различать цвета по их названию

Наблюдение за ребёнком в процессе беседы;
Предъявление изображений лиц на картинках (не более двух картинок одномоментно)
Предъявление изображений простых сюжетов (зайка кушает, мишки идёт и т.п.)
Предъявление изображения сложного сюжета по тексту знакомой ребёнку сказки

в ыполнение ребёнком заданий на восприятие лиц, реальных предметов, предметов изображённых на предметных картинках, простых сюжетов оценивается как +1 балл,
невыполнение данных проб оценивается как — 2 балла;
выполнение проб восприятие лиц, изображённых на картинке, восприятие сложных сюжетов оценивается как +2 балла,
невыполнение этих проб оценивается как – 1 балл.
Выполнение задания на определение цвета оценивается как + 2 балла,
невыполнение данного задание оценивается как 0 баллов

Ребёнок смотрит в глаза говорящему с ним взрослому
Ребёнок показывает простой сюжет на картинке

Фонематический слух
дифференциация звуков [и]-[о ]; дифференциация звуков [у]-[о ]; дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков; дифференциация наличия и отсутствия согласного звука ; дифференциация звуков [р]-[д ], дифференциация звуков [м]-[б ]; дифференциация звуков [л]-[н ]; дифференциация звуков [р]-[л ]; дифференциация звуков [л]-[з ]; дифференциация передне — и заднеязычных звуков; дифференциация лабиальных и переднеязычных звуков [б]-[ д]; дифференциация лабиальных и заднеязычных звуков [б]-[г ]; дифференциация переднеязычных звуков [з]-[д]; дифференциация заднеязычных звуков [к]-[х ]; дифференциация звонких и глухих согласных, дифференциация звуков [ш]-[с ] ; дифференциация звуков [р]-[й ]

Предъявление парных картинок с изображениями предметов, обозначаемых словами, близкими по звучанию, но различными по значению
Обязательное условие: предметы, изображённые на картинке, должны быть хорошо известны ребёнку. В случае, если ребёнок не знает значения слова, надо провести предварительную работу по ознакомлению со значением слова

кит-кот (дифференциация звуков [и]-[о]); стул-стол (дифференциация звуков [у]-[о]);

мышка-мишка, лук-люк, галка-галька (дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков); Ваня-Аня, Коля-Оля, дудка-утка (дифференциация наличия и отсутствия согласного звука) ;

Основные методы – выполнение заданий:
Что звучит ?
Кто как говорит ?
Где звучит ?

Понимание прочитанного
Понимание одноступенчатой, двухступенчатой и трёхступенчатой инструкции

рама-дама (дифференциация звуков [р]-[д]),
мак-бак (дифференциация звуков [м]-[б]);
ложка-ножка (дифференциация звуков [л]-[н]);
лак-рак, рожки-ложки (дифференциация звуков [р]-[л ]);
лайка-зайка (дифференциация звуков [л]-[з]);
робот-хобот, салат-халат, Гаша -Даша, (дифференциация передне — и заднеязычных звуков);
бочка-дочка (дифференциация лабиальных и переднеязычных звуков [б]-[д]);
град-брат, грош-брошь (дифференциация лабиальных и заднеязычных звуков [б]-[г]);
зверь-дверь (дифференциация переднеязычных звуков [з]-[д];
мука-муха, макать-махать (дифференциация заднеязычных звуков [к]-[х]);

букет-пакет, удочка-уточка, сова-софа, коза-коса (дифференциация звонких и глухих согласных),
мишка-миска, крыша-крыса (дифференциация звуков [ш]-[с]) ;
марка-майка, галка-гайка, маяк-моряк (дифференциация звуков [р]-[й]).

пищевое поведение ребёнка;
двигательные возможности губных мышц;
двигательных возможностей мышц языка;
двигательные возможности нижнечелюстных мышц

Характер пищи предпочитаемой ребёнком:
ест разнообразные по твёрдости продукты — +2;
отказывается от мясного гуляша, сырых твёрдых овощей — -1;
предпочитает измельченные до однородного состояния массы — -1.
Время выполнения жевательных движений:
тщательно пережевывает твердую пищу и глотает — +2.
быстро устает при пережевывании, выплевывает — — 1;
вообще не приступает к самостоятельному приему пищи — — 1.

Участие губных мышц в захвате жидкой пищи:
объем движений губных мышц достаточный — +1;
объем движений губных мышц не достаточный — -1.
Участие губных мышц в захвате твёрдой пищи
губные мышцы принимают активное участие (принимают положение откусываемого продукта) — +1;
губные мышцы не принимают участие (остаются в нейтральном положении) — -1.
Участие губных мышц в удержании пищевого комка в полости рта:
в процессе жевания губы сомкнуты — +1;
в процессе жевания губы разомкнуты — -1.

носогубная складка парная — +1;
носогубная складка односторонняя — -1;
носогубная складка отсутствует — -2.

Рефлекторное облизывание губ языком в процессе питания :
ребёнок облизывает губы широким языком — +2;
ребёнок облизывает губы выраженным кончиком языка — +1;
ребёнок облизывает кончиком языка только уголки губ — — 1;
ребёнок пытается облизать верхнюю губу спинкой языка с невыраженным кончиком языка — -1;
ребёнок не облизывает испачканные губы — -2.
Положение языка в свободной деятельности :
язык находится в полости рта и его не видно — +1;
ребёнок «помогает» себе языком при затруднениях — +1;
язык постоянно находится в межзубном положении — -2

Объем жевательных движений
достаточно широко открывает рот при откусывании — +1;
недостаточно открывает рот при откусывании — — 1;
рот закрыт в процессе свободной деятельности — +1;
рот приоткрыт в процессе свободной деятельности — -1.
Время выполнения жевательных движений :
тщательно пережёвывает твёрдую пищу — +2;
быстро устает при жевании твёрдой пищи — — 1;
не жуёт твёрдую пищу — — 2

предметная деятельность ребенка;
игровые действия;
оречевление игровых действий

моет руки: самостоятельно без помощи взрослых намыливает и смывает мыло с рук — + 1;
самостоятельно берет полотенце и старательно вытирает руки — + 1;
самостоятельно чистит зубы — +1;
показывает, как надо чистить зубы (без зубной щётки), у ребёнка сформирован символический уровень произвольного движения — +2;
самостоятельно ест, держит ложку или в правой или в левой руке — +1;
хорошо пьет из чашки — + 1;
собирает пирамидку, можно без учета величины — + 1;

не моет руки самостоятельно или делает это крайне неловко (мыло выскальзывает, не умеет тереть рука об руку) — — 1;
руки или не вытирает совсем или ждет, когда ему вытрет взрослый, иногда даже не знает, где висит его полотенце — — 1;
чистят ребенку зубы взрослые — — 1;
не понимает инструкцию «покажи, как ты чистишь зубы» без наличия зубной щётки – 0;
не умеет самостоятельно есть ложкой/вилкой; без вмешательства взрослого перекладывает ложку/вилку то в правую, то в левую руку — — 2;
все еще сосет соску или пьет из поильника — — 2;
сам не может собрать пирамидку, не попадает на стержень — — 1;

процессуальные игровые действия (ребенку важен сам процесс выполнения, без завершения: водит утюгом по гладильной доске, водит туда-сюда машинку и т.п.) +1 балл;
процессуальные игровые действия с элементами замысла (процесс завершается: машина едет в гараж и там останавливается, кладет салфетку на гладильную доску и водит утюгом, потом складывает салфетку или кладёт её на стол и т.п.) +1 балл;
сюжетно- отобразительные игровые действия (строит гараж, прежде чем поставить туда машину; варит суп, прежде чем покормить куклу и т.п.) +2 балл;
игровые действия соответствуют сюжету игры (организованные задания-игры выполняет) +1 балл;
использование предметов-заменителей (ребенок использует брусок как сотовый телефон: нажимает кнопки, подносит к уху и т.п.) +2 балл.

неадекватные действия с игрушкой (игровые действия ребенка не соответствуют функциональным назначениям игрушки) -1 балл;
манипуляции с предметами (возьмет в руки игрушку/предмет и тут же поставит, чтобы взять следующую) – 2 балла;
игровые действия не соответствуют сюжету игры (кормит из чашки, поит из тарелки, не использует столовые приборы) – 2 балла;
отказывается выполнять задания-игры – 1 балл.

Положительные характеристики оречевления игровых действий ребенка:
оречевляет свои игровые действия +2;
инициирует «разговор» по телефону +1;
сопровождает свои игровые действия постоянными фонациями + 1.
Отрицательные характеристики оречевления игровых действий ребенка:
редкие фонационные возгласы эмоционального характера — 1;
ждет молча обращения к себе по телефону — 2;
играет молча -1.

неречевые средства коммуникации: взгляд на лицо, в глаза говорящего, коммуникативные жесты,
голосовые средства коммуникации: вокабулы, умение модулировать голосом,
первичные языковые средства коммуникации: звукоподражания, ритмическая организация первичной речевой продукции, слова, фразы.

Положительные характеристики неречевых средств коммуникации:
смотрит на лицо говорящего взрослого в процессе общения — +1 балл;
смотрит в глаза говорящего в процессе общения — +2 балла;
протягивает ладонь по направлению к предмету и сжимает и разжимает пальцы — +1;
протягивает ладонь по направлению к взрослому и сжимает и разжимает пальцы – +2;
протягивает руку для приветствия (для рукопожатия) — +2;
машет рукой при прощании «пока» — +1.

Посчитайте общее количество слов ребёнка (100 %).
Посчитайте количество слов с ударением на первом слоге ( хореически организованные).
Определите, сколько процентов хореически организованных слов в начальном лексиконе ребёнка.
Посчитайте количество слов с ударением на втором слоге ( ямбически организованые слова).
Определите сколько процентов ямбически организованных слов в начальном детском лексиконе.

Положительные характеристики начальных языковых средств общения ребенка:
наличие вокабул для голосового обозначения предметов или объектов — +1;
подражает голосовым модуляциям взрослого в игре «Уложи куклу спать» — +1;
самостоятельные голосовые модуляции в игре «Уложи куклу спать» — +2;
хореически организованные слова и ямбически организованные слова в начальном лексиконе ребёнка соотносятся от 40% до 50% (хореев) и соответственно от 60% до 50% (ямбов) — +2;
хореически организованные слова и ямбически организованные слова в начальном лексиконе ребёнка соотносятся от 60% до 70% (хореев) и соответственно от 40% до 30% (ямбов) — +1.

разграничение отклонений речевого развития и задержки речевого развития темпового характера;
определение типа отклонений речевого развития с помощью графического изображения коммуникативного профиля ребёнка

резко выраженные отклонения в овладении речью или резко выраженные отклонения речевого развития ( Рв ООР / РвОРР )
выраженные отклонения в овладении речью или выраженные отклонения речевого развития (В ООР / В ОРР)
не резко выраженные отклонения в овладении речью или нерезко выраженные отклонения речевого развития ( Нрв ООР / Нрв ОРР)

отклонения в овладении речью, обусловленные недоразвитием психофизиологических компонентов (ООР Пф генеза)
отклонения в овладении речью, обусловленные недоразвитием когнитивных компонентов (ООР К генеза)

составление индивидуального коммуникативно-языкового профиля ребёнка;
составление плана коррекционно-предупредительного воздействия;
определение круга специалистов, необходимых для работы с ребёнком

Источник

Читайте также:  Речевое развитие детей 3 4 лет современного ребенка