Схема обследования ребенка с задержкой психического развития
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка____________________________________________________
Дата рождения __________________________________________________________
Домашний адрес_________________________________________________________
Из какого д/с поступил____________________________________________________
(№ д/с, район)
Дата поступления в группу ________________________________________________
Решение медико-педагогической комиссии от_________________________________
Протокол № ___________________ принят на срок____________________________
Заключение медико-педагогической комиссии
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Дата заполнения карты___________________________________________________
Дефектолог ____________________________________________________________
Решением РМПК от _____________________________________________________
выпускается с _________________________________________________________
в____________________________________________________________________
(вид школы, д/с)
Члены РМПК___________________________________________________________
(фамилии логопедов, место работы)
Анамнез
Сведения о родителях___________________________________________________
Наследственные заболевания ____________________________________________
От какой по счету беременности ребенок___________________________________
Характер беременности (падения, травмы, психозы, инфекции, хронические заболевания)__________________
Роды (срочные, досрочные, стремительные, обезвоженные, затяжные)______ Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)_______________
Когда закричал ребенок _________________________________________________
Наблюдалась ли асфиксия (синяя, белая)__________________________________
Резус-фактор (отрицат., положит.) _______________________________________
Вес и рост ребенка при рождении_________________________________________
Вскармливание (когда принесли кормить, как взял грудь, как сосал, срыгивал ли, поперхивание)______________
Выписался из роддома на_____день (причины задержки)
Раннее психомоторное развитие
(отметить, не было ли отклонений от нормы)_____________________________________
Перенесенные заболевания
(ушибы, травмы головы, инфекции, судороги при высокой температуре — до года, после года)
________________________________________________________________
Речевой анамнез
Первые слова ____________________________________________________
(с какого возраста)
Первые фразы____________________________________________________
(с какого возраста)
Прерывалось ли речевое развитие___________________________________
Неврологический статус ____________________________________________
Данные психолого-педагогического обследования
I. Общие сведения
1. Легко ли вступает в контакт при обследовании________________________
2. Представление ребенка о себе и ближайшем окружении ___________________
(точность представлений)
II. Характеристика интеллектуальной деятельности
Особенности восприятия:
1. Восприятие предмета, картинки (узнавание предмета в схематическом, пересекающемся изображении) ________________
2. Выделение в предмете существенных деталей, частей__________________
3. Умение дорисовывать предмет______________________________________
4. Восприятие величины______________________________________________
5. Восприятие цвета:
а) соотносит ли цвет_________________________________________________
(используя безречевую инструкцию, проверить)
б) различает ли цвета________________________________________________
в) различает и знает ли названия цветов_________________________________
6. Восприятие формы:
а) знает, дифференцирует основные геометрические фигуры _______________
б) узнает формы в рисунке, в предмете (задание: «Помоги маме и дочке развесить цветные платочки» и т.п.)______
7. Восприятие пространства:
а) различает правую и левую стороны на своем теле, на теле другого человека___
б) может сложить разрезную предметную картинку (по вертикали, горизонтали, диагонали)_________________
в) ориентируется в пространстве________________________________________
г) понимание предлогов (простых, сложных)_______________________________
8. Восприятие времени (части суток, времена года)_________________________
Уровень произвольного внимания, сенсомоторной координации, навыков мелкой историки
1. Срисовать картинку «Домик»:_________________________________________
2. Умение зрительно планировать выполнение задания («Лабиринт», «Проведи зайку к морковке»)______________
Особенности памяти
1. Быстрота запоминания, точность воспроизведения (запомнить и воспроизвести 10 слов в любом порядке 1—5 раз, затем через 50—60 минут; норма — воспроизведение 3—4 слов через час). ____________
2. Заучивание короткого стихотворения___________________________________
Особенности мышления
1. Невербальная классификация геометрических фигур: понимает ли безречевую инструкцию при раскладывании геометрических фигур по определенному признаку (цвет, форма) ______________________(используется 24—26 карточек с изображением геометрических фигур)
2. Способность к обобщению (по картинке) ________________________________
в том числе по назначению (что можно надеть, кушать)______________________
Подбор обобщающего слова ____________________________________________
3. Классификация обобщающих понятий (посуда, одежда) ___________________
4. Исключение лишнего предмета (4-й лишний) ____________________________
5. Понимание серии картинок, связанных единым сюжетом __________________
6. Придумывание начала и конца рассказа по серии картинок________________
7. Может ли объяснить смысл загадки____________________________________
9. Устанавливает ли причинно-следственные связи_________________________
10. Умение абстрагировать_____________________________________________
Особенности речи
1. Понимание словесной инструкции (регулирующая функция речи)_______________
2. Объем пассивного словаря ______________________________________________
(по предметным, сюжетным картинкам)
3. Объем активного словаря_______________________________________________
(по предметным, сюжетным картинкам)
4. Особенности фразовой речи ____________________________________________
(по предметным, сюжетным картинкам)
5. Связная речь:
а) составить рассказ по малосюжетной картинке _____________________________
б) составить рассказ по серии картинок_____________________________________
в) пересказ короткого текста______________________________________________
Развитие элементарных математических представлений
1. Пересчет предметов до 5—10 __________________________________________
2. Соотнесение данного количества предметов с количеством пальцев __________________
3. Выделение предметов из множества (1—5) по слову, образцу, показу_________
4. Сравнение множеств_________________________________________________
(больше, меньше, равно)
5. Счетные операции:
— :на конкретном материале — счет вслух_________________________________
— на конкретном материале — счет «про себя»____________________________
— отвлеченно (без конкретного материала)________________________________
6. Решение простых задач (6 лет)
— на конкретном материале ____________________________________________
— отвлеченно________________________________________________________
7. Придумывание простых задач (6 лет)
— на конкретном материале ____________________________________________
— отвлеченно ________________________________________________________
Конструктивная деятельность
1. Умение строить по образцу___________________________________________
2. Умение строить по графическому рисунку_______________________________
3. Умение строить самостоятельно_______________________________________
4. Умение зарисовать, обыграть постройку_________________________________
Особенности эмоционально-волевой сферы
1. Эмоциональная реакция ребенка на сам акт обследования_________________
2. Характер деятельности:
а) проявление интереса к заданию, стойкость интереса______________________
б) целенаправленность деятельности____________________________________
в) наличие самоконтроля в деятельности__________________________________
(нуждается ли в помощи, в какой мере)
3. Способность переноса показанного способа деятельности на аналогичные задания __________________
4. Критичность в оценке своей деятельности_______________________________
5. Понимание эмоционального смысла картинок, текстов _____________________
6. Эмоциональная устойчивость (неустойчивость) поведения________________
7. Контактность в общении со взрослыми, детьми __________________________
Консультации специалистов___________________________________________
Заключение дефектолога по результатам обследования _________________________________________
Автор:
Г.Н.Чуйкова, Л.Г.Богданова
Источник
Карта обследования детей с задержкой психического развития
(Авторы: Г.Н. Чуйкова, Л.Г. Богданова)
Фамилия, Имя ребенка________________________________
Дата рождения____________________
Домашний адрес____________________________________________________________
_________________________________________________________________
Из какого д/с поступил_________________________________________________________
Дата поступления в группу__________________________________________
Решение медико–педагогической комиссии от________________
ПРОТОКОЛ № _____________ ПРИНЯТ на срок___________
Диагноз медико-педагогической комиссии
Дата заполнения карты______________________________________
Дефектолог________________________________________
Заведующая спец д/с________________________________________
Решением РМПК от__________________Выпускается с_____________
Члены РМПК (фамилии логопедов, место работы)_____________________________________
Сведения о родителях_______________________________________________________
Наследственные заболевания___________________________________________________
Анамнез
Какие по счету роды___________ от какой беременности ребенок ______________
Характер беременности ________ (падения, травмы, психозы, инфекции, хронические заболевания)
Роды___________________ (срочные, досрочные, стремительные, обезвоженные, затяжные) Стимуляция ___________ (механическая, химическая, электростимуляция)
Когда закричал ребенок _________________
Наблюдалась ли асфиксия (синяя, белая) _________________________
Резус-фактор (отриц., положит.) __________.________
Вес и рост при рождении___________________________________
Вскармливание________________________ (когда принесли кормить, как взял грудь, как сосал, срыгивал, поперхивание)________________________________________________________________
Выписался из роддома на день __________ (причины задержки) ______________________________
Раннее психомоторное развитие (отметить, не было ли отклонений от нормы) ____________________
Перенесенные заболевания
(ушибы, травмы головы, инфекции, судороги при высокой температуре — до года, после года) ______
_______________________________________________________________________________________
Речевой анамнез
Первые слова_______________________________ Первые фразы с ___________________________
Отношение к своей речи_______________________________________________________________
Прерывалось ли речевое развитие_______________________________________________________
Неврологический статус________________________________________________________________
Данные психолого-педагогнческого обследования
1. Легко ли вступает в контакт при обследовании ___________________________________________
2. Представление ребенка о себе и ближайшем окружении (точность представлений) _____________
Беседа:
1. Как тебя зовут?
2. Сколько тебе лет? (Сколько будет через год?)
3. Ты будешь дядей или тетей (мужчиной или женщиной), когда вырастешь?
4. Как зовут маму, папу?
5. Сейчас утро или вечер? (Чем отличается день от ночи?)
6. Что остается на земле после дождя?
7. Кто больше корова или собака?
8. Какого человека называют хорошим, плохим?
9. Сколько лап у петуха, кошки? (У кого больше лап – у кошки или собаки?)
10. Чем ты любишь заниматься?
II. Характеристика интеллектуальной деятельности
Особенности восприятия:
1. Восприятие предмета, картинки (узнавание предмета в схе¬матическом, пересекающемся изображении) __________________________________________________________
2. Выделение в предмете существенных деталей, частей ______________________________________
3. Умение дорисовывать предмет _________________________________________________________
4. Восприятие величины _________________________________________________________________
5. Восприятие цвета:
а) используя безречевую инструкцию, проверить, соотносит ли цвет __________________________
б) различает ли цвета ___________________________________________________________________
в) различает и знает названия цветов ______________________________________________________
6. Восприятие формы
— знает, дифференцирует основные геометрические фигуры __________________________________
— узнает формы в рисунке, в предмете (Задания «помоги маме и дочке развесить цветные платочки» и т.п.) _________________________________________________________________________________
7. Восприятие пространства
— различает правую и левую сторону на себе, на другом человеке __________________________
— сложить разрезную предметную картинку (по вертикали, горизонтали, диагонали)______________
— ориентируется в пространстве ___________________________________________________________
— понимание предлогов (простых, сложных) ________________________________________________
8. Восприятие времени (части суток, времена года) ___________________________________________
Уровень произвольного внимания, сенсомоторной координации, навыков мелкой моторики
1. Срисовать картинку «домик»:
Оценки: 1б – неправильное изображение элементов
1б – замена одного элемента другим
1б – отсутствие одного элемента
1б – разрыв между линиями
0б – воспроизведение без ошибок
Анализ результатов: 0б – достаточное внимание, сформирован навык моторики
1-2б – средний уровень внимания и навыка моторики больше 2б – низкий уровень внимания и навыка моторики.
________________________________________________________
2. Умение зрительно планировать выполнения задания («Лабиринт», «Проведи зайку к морковке» и т.п.) ________________________________________________________________
Особенности памяти
1. Быстрота запоминания, точность воспроизведения (запомнить и воспроизвести 10 слов в любом порядке 1-5 раз, затем через 50-60 минут). _____________________________________
Норма – 3-4 слова через час __________________________________________________________
2. Заучивание короткого стихотворения. ___________________________________________________
Особенности мышления
1. Невербальная классификация геометрических фигур:
— понимает ли безречевую инструкцию при раскладывании геометрических фигур по определенному признаку (цвет, форма) __________________________________________________________________
(используются 24-26 карточек с изображением геометрических фигур)
2. Способность к обобщению (по картинке)
а) по назначению (что можно надеть, кушать) _____________________________________________
б) название обобщающего слова __________________________________________________________
3. Классификация обобщающих понятий (посуда, чашка) ____________________________________
4. Исключение лишнего предмета (4-й лишний) ____________________________________________
5. Понимание серии картинок, связанных единым сюжетом __________________________________
6. Придумывание начала и конца рассказа по серии картинок ________________________________
7. Может ли объяснить смысл загадки ___________________________________________________
8. Устанавливает ли причинно-следственные связи ________________________________________
9. Умение абстрагировать ______________________________________________________________
Особенности речи
1. Понимание словесной инструкции (регулирующая функция речи) ___________________________
2. Объем пассивного словаря (по предметным, сюжетным картинкам) __________________________
3. Объем активного словаря (по предметным, сюжетным картинкам) ____________________________
4. Особенности фразовой речи (вопросно-ответная, самостоятельная) ___________________________
5. Связная речь;
а) составить рассказ по малосюжетной картинке _____________________________________________
6) по серии картинок __________________________________________________________________
в) пересказ короткого текста ____________________________________________________________
Развитие элементарных математических представлений
1. Пересчет предметов до 5-10 ___________________________________________________________
2. Соотнесение данного количества с количеством пальцев _________________________________
3. Выделение из множества (1-5) по слову, образцу, показу ___________________________________
4. Сравнение множеств (больше, меньше, равно) ___________________________________________
5. Счетные операции:
— на конкретном материале — открытый результат __________________________________________
— на конкретном материале — закрытый результат по представлению__________________________
— отвлеченно (без конкретного материала) __________________________________________________
6. Решение простых задач (6 лет) _________________________________________________________
7. Придумывание простых задач (6 лет)
— открытый результат ___________________________________________________________________
— закрытый результат ___________________________________________________________________
— отвлеченный результат __________________________________________________________________
Конструктивная деятельность
1. Умение строить по образцу _____________________________________________________________
2. Строит по графическому рисунку ________________________________________________________
3. Строит самостоятельно ________________________________________________________________
4. Умение зарисовать, обыграть постройку __________________________________________________
Особенности эмоционально-волевой сферы
1. Эмоциональная реакция ребенка на сам акт обследования __________________________________
2. Характер деятельности:
а) проявление интереса к заданию, стойкость интереса ________________________________________
_______________________________________________________________________________________
б) целенаправленность деятельности _______________________________________________________
в) наличие самоконтроля в деятельности ____________________________________________________
( нуждается ли в помощи, а какой мере)
3. Способность переноса показанного способа деятельности на аналогичные задания ______ _______________________________________________________________________________________
4. Критичность в оценке своей деятельности ________________________________________________
5. Понимание эмоционального смысла картинок, текстов ______________________________________
6. Эмоциональная устойчивость (неустойчивость) поведения _________________________________
7. Контактность в общении со взрослыми, детьми ____________________________________________
_______________________________________________________________________________________
—
Источник
Карта обследования детей с задержкой психического развития
(Авторы: Г.Н. Чуйкова, Л.Г. Богданова)
Фамилия, имя ребенка_________________________________________________________
Дата рождения________________________________________________________________
Домашний адрес______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Из какого д/с поступил_________________________________________________________
Дата поступления в группу______________________________________________________
Решение медико–педагогической комиссии от_____________________________________
ПРОТОКОЛ № _____________ ПРИНЯТ на срок___________________________________
Заключение медико-педагогической комиссии
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата заполнения карты_________________________________________________________
Дефектолог___________________________________________________________________
Заведующая спец д/с___________________________________________________________
Решением РМПК от____________________________________________________________
выпускается с_________________________________________________________________
Члены РМПК (фамилии логопедов, место работы)__________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анамнез
Сведения о родителях__________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Наследственные заболевания____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Какие по счету роды___________ от какой беременности ребенок ____________________
Характер беременности ________ (падения, травмы, психозы, инфекции, хронические заболевания)__________________________________________________________________
Роды (срочные, досрочные, стремительные, обезвоженные, затяжные) _________________
_____________________________________________________________________________
Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция) _______________________
_____________________________________________________________________________
Когда закричал ребенок ________________________________________________________
Наблюдалась ли асфиксия (синяя, белая) __________________________________________
Резус-фактор (отриц., положит.) _________________________________________________
Вес и рост при рождении________________________________________________________
Вскармливание (когда принесли кормить, как взял грудь, как сосал, срыгивал, поперхивание) ________________________________________________________________
Выписался из роддома на день __________ (причины задержки) ______________________
_____________________________________________________________________________
Раннее психомоторное развитие (отметить, не было ли отклонений от нормы)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перенесенные заболевания
(ушибы, травмы головы, инфекции, судороги при высокой температуре — до года,
после года)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________Речевой анамнез
Первые слова (с какого возраста)_________________________________________________
Первые фразы (с какого возраста) ________________________________________________
Прерывалось ли речевое развитие________________________________________________
Неврологический статус________________________________________________________Данные психолого-педагогнческого обследования
1. Легко ли вступает в контакт при обследовании __________________________________
2. Представление ребенка о себе и ближайшем окружении (точность представлений) ____
_____________________________________________________________________________
Беседа:
1. Как тебя зовут?
2. Сколько тебе лет? (Сколько будет через год?)
3. Ты будешь дядей или тетей (мужчиной или женщиной), когда вырастешь?
4. Как зовут маму, папу?
5. Сейчас утро или вечер? (Чем отличается день от ночи?)
6. Что остается на земле после дождя?
7. Кто больше корова или собака?
8. Какого человека называют хорошим, плохим?
9. Сколько лап у петуха, кошки? (У кого больше лап – у кошки или собаки?)
10. Чем ты любишь заниматься?II. Характеристика интеллектуальной деятельности
Особенности восприятия:
1. Восприятие предмета, картинки (узнавание предмета в схематическом, пересекающемся изображении) _________________________________________________________________
2. Выделение в предмете существенных деталей, частей _____________________________
_____________________________________________________________________________
3. Умение дорисовывать предмет ________________________________________________
4. Восприятие величины ________________________________________________________
5. Восприятие цвета:
а) используя безречевую инструкцию, проверить, соотносит ли цвет ___________________
б) различает ли цвета ___________________________________________________________
в) различает и знает названия цветов______________________________________________
6. Восприятие формы
— знает, дифференцирует основные геометрические фигуры __________________________
— узнает формы в рисунке, в предмете (Задания «помоги маме и дочке развесить цветные платочки» и т.п.) ______________________________________________________________
7. Восприятие пространства
— различает правую и левую сторону на себе, на другом человеке _____________________
— сложить разрезную предметную картинку (по вертикали, горизонтали, диагонали)______
— ориентируется в пространстве __________________________________________________
— понимание предлогов (простых, сложных) _______________________________________
8. Восприятие времени (части суток, времена года) _________________________________
Уровень произвольного внимания, сенсомоторной координации, навыков мелкой моторики
1. Срисовать картинку «домик»:
Оценки: 1б – неправильное изображение элементов
1б – замена одного элемента другим
1б – отсутствие одного элемента
1б – разрыв между линиями
0б – воспроизведение без ошибок
Анализ результатов: 0б – достаточное внимание, сформирован навык моторики
1-2б – средний уровень внимания и навыка моторики больше 2б – низкий уровень внимания и навыка моторики___________________________________________________
2. Умение зрительно планировать выполнения задания («Лабиринт», «Проведи зайку к морковке» и т.п.) ______________________________________________________________Особенности памяти
1. Быстрота запоминания, точность воспроизведения (запомнить и воспроизвести 10 слов в любом порядке 1-5 раз, затем через 50-60 минут). _________________________________
Норма – 3-4 слова через час _____________________________________________________
2. Заучивание короткого стихотворения ___________________________________________Особенности мышления
1. Невербальная классификация геометрических фигур:
— понимает ли безречевую инструкцию при раскладывании геометрических фигур по определенному признаку (цвет, форма) ___________________________________________
(используются 24-26 карточек с изображением геометрических фигур)
2. Способность к обобщению (по картинке)
а) по назначению (что можно надеть, кушать) ______________________________________
б) название обобщающего слова _____________________________________________________________________________
3. Классификация обобщающих понятий (посуда, чашка) ____________________________
4. Исключение лишнего предмета (4-й лишний) ____________________________________
5. Понимание серии картинок, связанных единым сюжетом __________________________
6. Придумывание начала и конца рассказа по серии картинок _________________________
7. Может ли объяснить смысл загадки ____________________________________________
8. Устанавливает ли причинно-следственные связи _________________________________
9. Умение абстрагировать _______________________________________________________
Особенности речи
1. Понимание словесной инструкции (регулирующая функция речи) __________________
2. Объем пассивного словаря (по предметным, сюжетным картинкам) _________________
3. Объем активного словаря (по предметным, сюжетным картинкам) __________________
4. Особенности фразовой речи (вопросно-ответная, самостоятельная) __________________
5. Связная речь;
а) составить рассказ по малосюжетной картинке ____________________________________
6) по серии картинок ___________________________________________________________
в) пересказ короткого текста ____________________________________________________Развитие элементарных математических представлений
1. Пересчет предметов до 5-10 ___________________________________________________
2. Соотнесение данного количества с количеством пальцев ___________________________
3. Выделение из множества (1-5) по слову, образцу, показу ___________________________
4. Сравнение множеств (больше, меньше, равно) ___________________________________
5. Счетные операции:
— на конкретном материале — открытый результат __________________________________
— на конкретном материале — закрытый результат по представлению__________________
— отвлеченно (без конкретного материала) _________________________________________
6. Решение простых задач (6 лет) _________________________________________________
7. Придумывание простых задач (6 лет)
— открытый результат _________________________________________________________
— закрытый результат _________________________________________________________
— отвлеченный результат ________________________________________________________Конструктивная деятельность
1. Умение строить по образцу ___________________________________________________
2. Строит по графическому рисунку ______________________________________________
3. Строит самостоятельно _______________________________________________________
4. Умение зарисовать, обыграть постройку ________________________________________
Особенности эмоционально-волевой сферы
1. Эмоциональная реакция ребенка на сам акт обследования __________________________
2. Характер деятельности:
а) проявление интереса к заданию, стойкость интереса ______________________________
_____________________________________________________________________________
б) целенаправленность деятельности _____________________________________________
в) наличие самоконтроля в деятельности __________________________________________
( нуждается ли в помощи, а какой мере)
3. Способность переноса показанного способа деятельности на аналогичные задания ___ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Критичность в оценке своей деятельности ______________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Понимание эмоционального смысла картинок, текстов ___________________________
____________________________________________________________________________
6. Эмоциональная устойчивость (неустойчивость) поведения ________________________
_____________________________________________________________________________
7. Контактность в общении со взрослыми, детьми __________________________________
_____________________________________________________________________________
Заключение дефектолога по результатам обследования__________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Источник