Сферы социального развития ребенка инвалида

Сферы социального развития ребенка инвалида thumbnail

Распоряжением Правительства России от 6 июля 2018 года №1375-р утвержден план основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства.

Документ подготовлен Минтрудом России при широком участии заинтересованных органов власти и общественных организаций.

Минтруд России определен ответственным исполнителем по ряду мероприятий, связанных с совершенствованием социальной поддержки семей с детьми, а также детей, имеющих инвалидность.

Повышение благосостояния семей с детьми

В частности, запланировано, что в 2019 году Минтруд России подготовит предложения по совершенствованию комплекса мер социальной поддержки семей, имеющих детей, в том числе многодетных семей.

Министерство также займется совершенствованием механизма оказания государственной социальной помощи семьям с детьми на основе социального контракта. Уже сейчас социальная помощь на основании социального контракта оказывается практически во всех регионах страны.

Социальный контракт – соглашение, которое заключается между малообеспеченным гражданином и органом социальной защиты населения и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, а гражданин – реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации. Это может быть поиск работы, прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, ведение личного подсобного хозяйства или любое другое мероприятие, направленное на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации (устройство ребенка в школу и т.п.).

Продолжится работа по созданию условий для совмещения обязанностей по воспитанию детей с трудовой деятельностью и организации профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Ежегодно регионами реализуется более 500 программ переобучения и 300 программ повышения квалификации для данной категории населения. В 2017 году за предоставлением государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию в органы службы занятости обратилось 17,8 тыс. женщин.

Также к 2021 году будут подготовлены предложения по совершенствованию направлений использования средств материнского (семейного) капитала.

Социальная защита детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их интеграция в современное общество

В 2018 году в структуре Федерального бюро медико-социальной экспертизы будет создан Федеральный центр комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, основными задачами которого являются разработка и внедрение научных подходов и инновационных методов комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, детей-инвалидов, и оценка их эффективности, а также оказание методической помощи регионам.

Внимание будет уделено и вопросу обучения членов семей с детьми-инвалидами, предусматривающего психолого-педагогическое и правовое обучение, обучение подбору и использованию технических средств реабилитации, реабилитационным навыкам, а также навыкам ухода за детьми-инвалидами и общению с ним. Цель – обеспечение развития и воспитания детей-инвалидов, в том числе детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, в семье.

Получит дальнейшее распространение технология самостоятельного или сопровождаемого проживания детей-инвалидов и инвалидов молодого возраста. Мероприятие направлено на развитие у детей-инвалидов навыков самостоятельного проживания после выхода из стационарных организаций социального обслуживания, организацию для инвалидов молодого возраста по окончании их проживания в стационарных организациях социального обслуживания учебного (тренировочного) проживания, сопровождаемого проживания.

Особое внимание будет уделено вопросу внедрения эффективных практик оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам, а также детям с ранним детским аутизмом, расстройствами аутистического спектра.

Продолжится распространение лучших региональных практик по развитию стационарозамещающих технологий предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания детям-инвалидам и их семьям.

Также будут подготовлены предложения по рациональному подбору технических средств реабилитации (ТСР) детям-инвалидам, включая инновационные ТСР.

В 2019 году запланирована проработка предложений по совершенствованию классификаций и критериев, используемых учреждениями медико-социальной экспертизы при освидетельствовании граждан в возрасте до 18 лет, а также порядка уточнения индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида.

В субъектах Российской Федерации будут разработаны программы по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов. Программы будут софинансироваться из средств федерального бюджета в рамках госпрограммы «Доступная среда» с 2019 года.

Источник

Со стороны государства, а также частных благотворительных организаций детям с инвалидностью и их семьям оказывается всесторонняя помощь. Социальная работа – неотъемлемая составляющая подобной поддержки.

Социальная работа с детьми-инвалидами

Согласно определению законодательства РФ, «ребенок-инвалид» – несовершеннолетнее (т.е. не достигшее 18 лет) лицо, имеющее стойкое (врожденное, либо приобретенное) нарушение здоровья.

Подобные расстройства приводят к ограничению жизнедеятельности, что выражается в полной или частичной утрате возможности (в зависимости от конкретной патологии):

  1. Самообслуживания;
  2. Социального взаимодействия с окружением;
  3. Контроля собственного поведения;
  4. Самостоятельного:
  • Передвижения;
  • Пространственного ориентирования;
  • Осуществления трудовой или иной деятельности.

Несовершеннолетние граждане, страдающие от подобных патологий, подпадают под действие многочисленных государственных программ материальной и социальной поддержки. Нормы же социальной защиты в рассматриваемом случае определены Федеральными законами № 181-ФЗ («О социальной защите инвалидов в РФ») и № 124-ФЗ («Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»).

девочка в инвалидной коляске

Согласно положениям данных законов, социальная работа с детьми инвалидами включает:

  1. Содействие физическому, психическому, интеллектуальному, духовно-нравственному развитию;
  2. Оказание всесторонней поддержки в целях реабилитации, а также интеграции в общество в качестве его полноценного члена.
Читайте также:  Книга жуковой о развитие ребенка

Т.о., объект работы – непосредственно несовершеннолетний инвалид. Субъект – работник сферы социального обслуживания.

Работа с отдельными группами

Степени инвалидности несовершеннолетних:

  1. Критическое нарушение жизненно важных функций организма, требующее постоянной помощи со стороны (например, патологии центральной нервной системы, полная или частичная утрата зрения, отсутствие обеих ног);
  2. Значительное нарушение функций организма, допускающее минимальное самообслуживание (например, паралич обеих ног, значительное нарушение зрения, легочная недостаточность II степени);
  3. Умеренное нарушение функций организма, возникновение которого обусловлено перенесением болезней или получением травм (например, нарушение слуха, зрения или работы опорно-двигательного аппарата).

Программа работ с каждым ребенком разрабатывается индивидуально – в зависимости от присвоенной группы, равно как и тяжести патологии.

Например (характер отклонения и мера реабилитации соответственно):

  • Нарушения сенсорного восприятия – развитие сохранных органов чувств, а также способности ориентироваться в пространстве;
  • Нервно-психические заболевания – нивелирование влияния патологии при помощи специализированных психологических, медикаментозных, физиотерапевтических или иных методик;
  • Анатомические дефекты – минимизация влияния патологии на повседневную жизнедеятельность, оказание психологической помощи ребенку и его семье.

Основные направления

Основные направления рассматриваемой деятельности включают:

  1. Коррекционно-развивающие занятия;
  2. Консультативную помощь родителям;
  3. Меры социальной адаптации ребенка.

Коррекционные занятия

Основная цель занятий – коррекция влияния патологии на жизнедеятельность ребенка. В зависимости же от характера расстройства его негативное воздействие может быть преодолено полностью или частично, либо компенсировано иным образом.

Подобные занятия могут включать соответствующие упражнения по:

Развитию:

  • Навыков моторики (общей, мелкой, артикуляционной);
  • Зрительного и слухового восприятия;
  • Речи, памяти, внимания;
  • Наглядно-образного, а также словесно-логического мышления;

Формированию:

  • Общих представлений об окружающем мире и навыков ориентирования в нем;
  • Навыков анализа (визуального, звукового, относительного);
  • Умения воспринимать информацию на вербальном уровне;
  • Навыков базовых мыслительных операций (в частности, планирования и комбинирования).

Консультативная помощь

Основное направление консультационной помощи родителям (опекунам, попечителям) детей-инвалидов – информационно-разъяснительная работа.

Соцзащита детей

Возможные варианты:

  1. Соответствующие лекции, тематические собрания;
  2. Личные или групповые беседы с педагогами;
  3. Доведение информации до заинтересованных лиц путем распространения соответствующих материалов (например, рассылка печатной продукции, оформление информационных стендов).

Цели оказания подобной помощи:

  1. Разъяснение возникающих у родителей вопросов, связанных с проблематикой образовательного процесса;
  2. Выбор оптимальной (для конкретного ребенка) стратегии реабилитации;
  3. Обучение родителей (и/или других членов семьи):
  • Основам социально-медицинских и педагогических знаний для осуществления реабилитационных процедур на дому;
  • Прикладным навыкам ухода за тяжелобольными лицами на дому.

Обучение социальным навыкам

Комплексный подход к организации социальной работы требует проведения занятий, направленных на развитие у детей прикладных навыков взаимодействия с социумом.

В частности, к подобным занятиям относятся:

Обучение использованию:

  • Средств ухода (в т.ч. средств личной гигиены);
  • Технических реабилитационных средств (например, кресла-каталки или протеза отсутствующей конечности);

инвалидность

Выработка навыков:

  • Самообслуживания (например, самостоятельного ориентирования и передвижения без посторонней помощи);
  • Общественно-приемлемого поведения;
  • Трудовой или творческой деятельности.

Работа в комплексных центрах

Основные вопросы работы в комплексных центрах социального обслуживания включают:

  • Выявление характерных проблем, препятствующих нормальному развитию или социальной адаптации ребенка;
  • Разработка и внедрение технологий педагогического воздействия, способствующих:
  • Преодолению или компенсации выявленных недостатков;
  • Всестороннему развитию сохранных функций организма;
  • Проведение мероприятий по вышеозначенным направлениям:
  • Повышение уровня общего развития (психоэмоционального, физиологического);
  • Коррекция отдельных отклонений;
  • Формирование (либо развитие уже сформированных) механизмов волевой регуляции;
  • Развитие социально-коммуникативных и иных навыков, необходимых в повседневности.

Принципы деятельности:

  1. Соблюдение интересов ребенка;
  2. Планомерность (проведение занятий строго на основании предварительно составленного плана);
  3. Комплексный подход к формированию программы (единство диагностических, коррекционных и развивающих процедур);
  4. Систематичность и непрерывность занятий;
  5. Вариативность содержания коррекционных и обучающих программ (индивидуализация подхода).

Специфика работы в учреждениях здравоохранения

Главные направления рассматриваемой деятельности в здравоохранительных учреждениях (например, в муниципальных или региональных больницах) – социальная профилактика и реабилитация.

Цели профилактики:

  1. Выявление детей-инвалидов, живущих на подведомственных территориях;
  2. Последующее курирование, в т.ч.:
  • Координация взаимодействия семей с организациями социальной направленности;
  • Оказание консультативной помощи.

Цели реабилитации:

  1. Предупреждение развития имеющихся патологий;
  2. Минимизация влияния патологий на жизнь ребенка.

Средства реабилитации – специализированные терапевтические методики, применяемые в условиях полного или частичного стационара (медикаментозное лечение, различные физиотерапевтические процедуры и т.д.).

Ситуационная помощь

Базовый алгоритм включает (для каждого уполномоченного сотрудника соответственно):

Охранник:

  • Сопровождение пациента (до стойки администратора, до выхода с территории);
  • Оказание помощи при передвижении (для инвалидов-колясочников – ведение коляски, для незрячих – поддержка под локоть и т.д.);
  • Открытие дверей по пути;
  • Уведомление персонала о прибытии посетителя;

Администратор (либо работник с аналогичными полномочиями):

  • Ознакомление с целью визита;
  • Сопровождение до регистратуры и кабинета специалиста;
  • Оказание иной требующейся помощи (по ситуации);

мальчик инвалид

Медсестра (либо иной уполномоченный работник):

  • Оказание помощи непосредственно на приеме;
  • Сопровождение между кабинетами (при необходимости).

Означенный порядок действий подразумевает самостоятельную явку пациента. Если его сопровождают взрослые, то ситуационное содействие оказывается лишь по просьбе сопровождающего лица.

Т.о., чаще всего помощь сопровождающим оказывается при:

  1. Ориентировании на территории учреждения (поиске нужного корпуса, кабинета и т.д.);
  2. Получении доступа к информации о работе учреждения (либо отдельных специалистов);
  3. Заполнении сопутствующих документов.
Читайте также:  Инн муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка

Требования к соцработнику

Ключевые качества, которыми должен обладать соцработник:

1. Профессиональная компетентность, обусловленная наличием:

  • Профильного образования (приоритетные направления – педиатрия, психиатрия, психология, педагогика);
  • Соответствующих знаний и навыков, необходимых при индивидуальной и групповой работе с детьми (независимо от их состояния здоровья);
  • Практического опыта реабилитационной работы;

2. Высокая психологическая устойчивость и тактичность;

3. Способности к:

  • Наблюдению;
  • Ситуационному анализу;
  • Усвоению новых профессиональных знаний и умений;
  • Внедрению приобретенных знаний на практике;
  • Нахождению индивидуального похода к каждому подопечному.

Также важно осознание собственной ответственности, позитивное отношение и мотивация. Независимо от тяжести патологий, либо иных особенностей подопечных.

Основные направления рассмотренной категории социальных работ – совершенствование показателей развития ребенка и формирование им универсальных моделей получения и усвоения знаний. Последующая же выработка познавательных, коммуникативных и регулятивных навыков способствует «безболезненной» интеграции в социум.

Источник

Наталья Юрьевна
Из опыта работы социального педагога по теме «Социализация детей-инвалидов в ДОУ»

Автор: Шульгина Любовь Николаевна, социальный педагог МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 15 «Берёзка», г. Коряжма.

Описание материала: предоставляю вам материал из опыта работы по теме «Социализация детей-инвалидов в ДОУ»

Социализация — это процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек усваивает общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.

В настоящее время во многих странах мира одним из главных средств социальной интеграции считается социализация личности, т. е. «развитие личности человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды, обусловленное конкретными социальными факторами».

Процесс социализации (по Л. М. Шипицыной)осуществляется на протяжении всей жизни человека и проходит в трех сферах:

в деятельности – у человека развиваются задатки и способности, и происходит их реализация;

в общении, которое возникает во всех сферах жизнедеятельности, развиваются коммуникативные способности, способности взаимодействия с окружающими;

в самосознании, сознании и понимании самого себя, в развитии правильной самооценки;

Для детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития основной задачей является социальная адаптация.

Уже с первых дней жизни ребёнок является существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека. Социализация, или усвоение ребёнком общечеловеческого опыта, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребёнок овладевает речью, новыми знаниями и умениями, у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер. Особое внимание следует уделять социализации детей-инвалидов. Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Это одинаково важно для всех детей, так как позволит каждому максимально раздвинуть границы мира, в котором ребенок может реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал.

Социальная адаптация детей-инвалидов на сегодняшний день одна из наиболее важных и трудных задач ДОУ. Рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, – все это предопределяет важность социальной адаптации детей-инвалидов.

Цель: создание условий для успешной социализации детей-инвалидов в ДОУ.

Задачи:

1. Способствовать социально-личностному развитию детей-инвалидов;

2. Повышать компетентность родителей в вопросах социализации, через использование активных форм сотрудничества с семьей.

На протяжении 10 лет в нашем детском саду работает группа компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом. Возраст детей от 4 до 7 лет. Дети, поступающие в нашу группу, совершенно разные и по своим личностным характеристикам, и по умственному, и по физическому развитию, это дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья с разными, порой очень сложными дефектами в развитии.

В ходе педагогической деятельности одна из главных задач, это включение детей-инвалидов в систему социальных отношений по средствам детских видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, вовлечение детей в массовые мероприятия, а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей. Вовлечения детей-инвалидов в массовые мероприятия (праздники, развлечения и т. д., проводимые в образовательном учреждении).

Задача социализации детей-инвалидов является одной из важных в деятельности коррекционной группы. Она может быть решена при одновременной реализации таких условий, как создание благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов группы, специалистов и родителей.

От успешной социализации в дошкольном возрасте зависит дальнейшее развитие индивида, раскрытие его способностей, становление личности, поэтому задача педагогов нашего ДОУ направить свои усилия на создание условий для успешной социализации детей-инвалидов и социально-личностного развития ребёнка. Именно социально-личностное развитие, целенаправленное, систематическое, помогает сформировать нравственные личностные качества.

Читайте также:  Развитие мышечной системы ребенка школьного возраста

Эмоциональное благополучие ребенка – это, прежде всего, комфорт в душе ребенка (ориентация на успех в достижении целей, наличие положительных эмоций.). Создание атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности.

Развитие коммуникативной компетентности ребенка – способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции.

Развитие социальных навыков детей. Социальные навыки помогают установить доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться.

Обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой представляет ребёнку возможность для саморазвития.

Ещё одним важным условием является профессионализм воспитателей и специалистов дошкольного учреждения, способных оказывать влияние на эмоциональное развитие такого ребёнка.

Основные критерии профессионализма педагогов:

— понять и помочь

— позитивное отношение к жизни;

— стремление к лучшему;

— формирование творческой активности;

— доброжелательное отношение;

— обогащение внутреннего мира ребенка впечатлениями;

— грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса;

В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие,ими являются:

— семья

— детский сад

Но, ни для кого не секрет, что родители детей-инвалидов – одна из самых сложных категорий родителей, что, несомненно, накладывает отпечаток на формирование личностных качеств детей. Некоторые родители не принимают своего ребенка, не могут или не хотят признать его особенность, научиться с этим, жить. Другие воспринимают дефект ребенка как некую кару, видят свое предназначение в служении ему, что приводит к гиперопеке, не позволяет ребенку становиться самостоятельным, сильным, он надолго остается зависимым, у него не развиваются стойкость, характер, уверенность в себе. Постоянная работа с родителями, привлечение специалистов, позволяет родителям иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию. Детский сад становится социальным центром помощи семье в воспитании таких детей.

Главным педагогическим условием успешной социальной адаптации ребёнка-инвалида к условиям воспитания в детском саду является единство требований к малышу в семье и детском саду. С этой целью родителей знакомят с условиями жизни детей в такой группе, а также воспитатели узнают об условиях воспитания малыша в семье, его индивидуальных особенностях, привычках.

Семья как основной агент социализации и социальной адаптации детей,отсюда главная задача: создать условия для эффективного взаимодействия с семьями воспитанников этой группы.

Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения ребёнка-инвалида в социальный мир.

Формы и методы взаимодействия используемые с родителями:

Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для нас.

Дни открытых дверей– родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.

Наглядная информация – родители просвещаются о ходе педагогического процесса непосредственно без контакта педагога.

Анкетирование, тестирование, опросы – проводятся с целью изучения потребностей родителей. При помощи анкетирования можно узнать особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей и их трудности, ошибки, отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться об особенностях воспитания ребёнка.

Памятки, информационные письма – это мини-пособие по проблемам воспитания, обучения таких детей.

Групповые дискуссии – повышают грамотность родителей, они позволяют выявить индивидуальные приёмы воспитания.

Проведение совместных праздников, где родитель может видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком (мама рядом).

Совместное творчество детей и родителей (концерты, соревнования, выставки и т. п.)

Посещение семей. Семья как общественный институт осуществляет функцию социализации ребенка. А в семьях, которые воспитывают детей –инвалидов, необходимо тщательное их изучение.

Опыт работыпозволяет сделать следующие выводы: что включение детей-инвалидов в систему социальных отношений по средствам детских видов деятельности, создание благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов группы, специалистов и родителей принесли результаты.

Я думаю, что предложенный опыт работы по созданию условий для успешной социализации детей-инвалидов будет полезен многим ДОУ воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Не так важно быть «нормальным»,

как научиться принимать нас такими,

какие мы есть: мы хотим жить и

любить в полную меру…

Дэвид Вернер

Литература:

Подколзина Е. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения. Методическое пособие. Москва, 2009.

Ткачева В. В. Семья ребенка с отклонениями в развитии. Диагностика и консультирование. Москва, 2007.

Давыдова О. И., Богославец Л. Г. Работа с родителями в детском саду. Москва, 2005.

Данилина Т. А., Степина Н. М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. Москва, 2004.

Источник