Сферы развития ребенка 4 лет

Сферы развития ребенка 4 лет thumbnail

марина герасименко
Возрастные особенности детей 4–5 лет

Возрастные особенности развития детей 4-5 лет

Физические возможности детей возрастают: движения их становятся более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся капризными.

Игра.

Игра по-прежнему, ведущая деятельность дошкольника. В среднем дошкольном возрасте игры становятся совместными, в них включается все больше детей, появляются ролевые взаимодействия. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Игровые действия начинают выполняться не ради самих игр, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Дети уверенно действуют в соответствии со своей ролью. Детские ролевые игры имеют различные темы, с которыми ребенок знаком по собственному жизненному опыту. В центре внимания ребенка оказываются отношения людей, связанные с конкретными предметными действиями, благодаря которым дети усваивают человеческие взаимоотношения. Преобладает однополое игровое общение. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые сюжеты, игры в «принцесс». Мальчики интересны игры в «военных, строителей, моряков». Многие предметы в игре заменяются условными, возникает символическая игра. Например, простой кубик может представлять различные предметы, в зависимости от тематики игры. Действия в игре становятся свернутыми, короткими, уходят повторы, одно действие сменяется другим. Особая роль в игре отводится точному соблюдению правил, здесь впервые появляется лидерство.

Символической формой игровой индивидуальной деятельности дошкольников является изобразительная деятельность. В рисование постепенно все более активно включаются представления и мышление. От изображения того, что он видит, ребенок постепенно переходит к изображению того, что помнит, знает и придумывает сам. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения

Также появляются игры – соревнования, в которых наиболее привлекательным моментом для детей становится выигрыш или успех. В таких играх формируется и закрепляется мотивация достижения успеха.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

Восприятие.

Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Разбирают и складывают трехсоставную и четырехсоставную матрешку, пирамидку, складывают разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Память.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают 5-6 предметов или картинок. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение.

Мышление.

В среднем дошкольном возрасте наиболее характерно для ребенка формой мышления является наглядно-образное, которое определяет качественно новую ступень в его развитии. В этом возрасте ребенок уже может решать задачи не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на свои образные представления о предметах.

Наглядно-образное мышление в дошкольном детстве является основным и к старшему дошкольному возрасту становится более обобщенным. Дети могут понимать сложные схематические изображения, представлять на их основе реальную ситуацию и даже самостоятельно создавать такие изображения. На основе образного мышления в дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление, которое дает возможность ребенку решать задачи, усваивать более сложные элементарные научные знания. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если ребенку предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Примечательной особенностью детей является фантазирование. Яркость фантазий расширяет рамки умственных возможностей детей. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. К 4 — 5 годам в процесс воображения включается планирование. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет его, видит результат, а затем планирует следующий шаг. Можно сказать, что изменяется системное место воображения в общей структуре сознания ребенка. Ребенок дошкольного возраста становится способен действовать в плане общих представлений.

Внимание.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная. интересная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Речь.

Речь становится предметом активности детей, улучшается произношение звуков и дикция. Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Используют обобщенные слова, называют животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывают знакомые сказки с помощью взрослых. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной. Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник увлекательной и компетентной информации.

Общение со взрослыми и сверстниками.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес. Детей в возрасте 4-5 лет называют любознательными почемучками, они активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. Нередко ребенок многократно обращается с одним и тем же вопросом к взрослому, чтобы докопаться до волнующей его темы. У детей этого возраста пробуждается интерес к правилам поведения, о чем говорят многочисленные жалобы воспитателю, о том, что кто-то делает что-то не правильно или не выполняет какое-то требование. На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважительном отношении со стороны взрослого.

Активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Характерна избирательность в общении, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел.

В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность, что оказывает влияние на развитие образа Я ребенка.

Эмоциональная сфера.

Идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими перерастает в более сложное чувство симпатии и привязанности. Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Они радуются похвале, но на неодобрение и замечание часто реагируют очень эмоционально: вспышками гнева, слезами, воспринимая замечания как личную обиду. Ранимость ребенка 4-5 лет- это не проявление индивидуальности, а особенность возраста. На пятом году жизни дети проявляют интерес к вопросам пола, начинается осознание своей половой принадлежности.

Читайте также:  Развития ребенка в 2 года ютубе

Детские страхи.

В возрасте 4-5 лет многие дети боятся сказочных персонажей (Бабу Ягу, Кощея, воображаемых чудовищ). Это возрастные страхи и носят временный характер.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения. Развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, ранимости, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

Источник

В период дошкольного детства ребенок активно развивается, исследует мир и изучает себя в нем. К 4 годам интересы детей делаются более устойчивыми, совершенствуются уже полученные умения и навыки, а также происходят значительные изменения в физическом и познавательном развитии. Можно сказать, что четырехлетний ребенок – это вполне самостоятельная личность, с которой интересно как взрослым, так и детям.

Физическое развитие ребенка 4 лет

К четырем годам дети приобретают следующие моторные навыки:

  • Уверенно прыгать с места и с разбега;
  • Бегать, быстро меняя направление;
  • Стоять на одной ноге;
  • Взбираться по веревочной лестнице;
  • Преодолевать препятствия;
  • Ходить и стоять на цыпочках;
  • Кувыркаться вперед;
  • Ездить на самокате и велосипеде с боковыми колесами.

У четырехлетнего ребенка достаточно хорошо развиты координация движения и равновесие, благодаря чему малышу становятся более доступны различные виды физической активности, такие как танцы, гимнастика, езда на велосипеде.

Физическое развитие ребенка 4 лет

Особенности умственного развития ребенка в 4 года

Интеллектуальное развитие четырехлетних детей во многом зависит от их окружения. Малыши в этом возрасте любят играть с конструктором, собирать пазлы, а также с радостью принимают всевозможные дидактические игры, с помощью которых можно развивать память, внимание и мышление крохи. В детском центре «Созвездие» для детей специально создана Монтессори-среда, в которой есть все, что нужно для развития малышей в соответствии с возрастом и их потребностями.

К 4 годам обычно становится понятно, какой канал восприятия мира развит у ребенка лучше всего: зрительный (визуальный), слуховой (аудиальный) или тактильный (кинестетический). Так, к примеру, некоторые дети обожают слушать музыку и сказки, другие любят рассматривать иллюстрации, а третьи – лепить. Знание о том, в какой форме ребенок лучше воспринимает информацию, позволяет способствовать гармоничному развитию малыша.

Особенности умственного развития ребенка в 4 года

Итак, интеллектуальное развитие ребенка в 4 года характеризуется следующими умениями и навыками:

  • Считать до 5;
  • Знать некоторые цифры и буквы;
  • Знать основные геометрические фигуры;
  • Сравнивать предметы;
  • Определять положение в пространстве (перед, за, над, под, справа, слева, спереди, сзади, сбоку, посередине);
  • Собирать пазлы;
  • Выполнять задания по образцу;
  • Находить лишнее, исправлять ошибки;
  • Знать времена года и их признаки;
  • Знать названия домашних и диких животных, деревьев, овощей и фруктов, транспорта, мебели, посуды, одежды.

Развить интеллект ребенка и также весело провести время в кругу семьи помогут различные игры.

  • Мышление детей 4 лет является образным. Чтобы думать о предмете, им не обязательно видеть его. Для этого четырехлетки используют образы, сохраненные в памяти.
  • Память дошкольников тесно связана с эмоциями: дети лучше запоминают то, что произвело на них впечатление.
  • В этом возрасте внимание малышей становится избирательным и целенаправленным, но четырехлетки все еще не могут подолгу концентрироваться на одной деятельности. Именно поэтому умственный труд должен обязательно чередоваться с физической активностью.
  • К 4 годам у ребенка обычно формируется ведущая рука. Ей он рисует, пишет, держит ложку и т.д. Однако по-прежнему нужно развивать мелкую моторику обеих рук.

Развить интеллект ребенка

Развитие речи у детей 4 лет

В 4 года у ребенка активно совершенствуется фразовая речь, он может разговаривать предложениями от 4 до 8 слов. Словарный запас малыша составляет уже около тысячи слов. Чаще всего употребляются существительные, чуть реже – глаголы и прилагательные. Также обычно в возрасте 4 лет дети уже умеют согласовывать части речи друг с другом (например, существительное и прилагательное) и правильно ставить ударения, поэтому их речь звучит более грамотно, чем у младших детей. Однако сложные лексические конструкции даются четырехлеткам с трудом, поэтому часто они избегают союзы «если», «хотя», «иначе» и т.д.

Чтобы словарный запас ребенка постоянно пополнялся, чаще читайте малышу книги, играйте с ним и просто разговаривайте.

Развитие речи происходит активно, так как дети в этом возрасте стремятся к общению со сверстниками. Они задают взрослым и друг другу вопросы, учатся слушать и не перебивать собеседника. Ребенок 4 лет может рассказать о том, как прошел его день, поделиться впечатлениями о мультике, пересказать сюжет сказки. При этом интонации малыша могут быть очень разнообразными, а речь подкрепляется мимикой и жестами.

Если вы замечаете у своего четырехлетнего ребенка дефекты речи, рекомендуется обратиться к логопеду. Специалист поставит малышу звуки, поработает над артикуляцией и даст советы, как помочь ребенку в домашних условиях.

Развитие речи у детей 4 лет

Развитие мальчиков и девочек в 4 года: есть ли различия?

Многие замечают, что девочки в 4 года разговаривают лучше мальчиков, у них более развит артикуляционный аппарат, шире словарный запас и меньше дефектов речи. Однако так бывает далеко не всегда. Мальчики в этом возрасте также могут говорить развернутыми предложениями и обладать прекрасной дикцией. Кроме того мальчишки обычно, физически более развиты, а также лучше ориентируются в пространстве и обладают хорошей памятью.

В среднем, мальчики четырех лет выше своих ровесниц (средний рост — мальчиков от 99 до 105,5 см, средний рост девочек – 97 – 103 см). У мальчишек более развиты мышцы, поэтому по весу они обычно тоже немного больше девочек (средний вес мальчиков – 16-18 кг, а девочек – 14-17 кг).

Выводы

Итак, 4 года — это период открытий, как для малыша, так и для его родителей. Четырехлетний ребенок активно познает себя и мир, у него проявляются способности и таланты. Навыки, полученные ранее, продолжают совершенствоваться. Происходит интенсивное физическое, умственное и личностное развитие ребенка: малыш учится управлять своим телом и эмоциями, развивается память, внимание, мышление, речь и воображение. Четырехлеткам просто необходимо общение со сверстниками, ведь развитие малышей происходит, в основном, именно в сюжетно-ролевой игре.

Развитие мальчиков и девочек в 4 года: есть ли различия?

Заключение

В детском Монтессори-центре «Созвездие» есть множество увлекательных занятий, посещая которые Ваш малыш сможет в полной мере раскрыть свои врожденные таланты и способности, а также справиться с трудностями, возникающими в ходе развития. Для детей 4 лет в нашем клубе проводятся общеразвивающие занятия, занятия по подготовке к школе, английскому языку, логопедические занятия, фитнес, художественная и танцевальная студии и многое другое. А в мини детском саде или группе полного дня малыш не только сможет узнать много нового и интересного, но и в полной мере насладиться общением со сверстниками, которое столь важно в этом возрасте. Ждем Вас в нашем центре!

Читайте также:  Что влияет на развитие будущего ребенка

Рассказ о Детском Клубе «Созвездие»

Рассказ о Детском Клубе «Созвездие»

Приглашаем малышей в гости в Детский Клуб «Созвездие» У нас занимаются детки в возрасте от 8 месяцев до 7 лет.

Источник

Ребенок на пятом году жизни разительно отличается от того, каким он был год назад. И это связано не только с совершенствованием физических навыков и умений. Возрастные особенности развития детей в возрасте 4 – 5 лет характеризуются, прежде всего, тем, что дошкольник уже пришел в себя после недавнего кризиса, поэтому способен более плодотворно развиваться в психоэмоциональном, творческом плане. Малыш становится намного мудрее, прогрессируют его аналитические способности.

Общая картина возраста

Возраст 4–5 лет для родителей пора относительного штиля: «войны за власть и территорию» завершены, теперь ребенок более спокоен, собран, послушен. Он уже не нуждается в постоянной опеке со стороны взрослых и стремится к внешней самостоятельности (хотя психологическая близость с родителями, особенно с матерью, будет важна для ребенка на протяжении, как минимум, всей школьной жизни).

Одной из главных отличительных черт этого возраста является то, что ребенок начинает любить родных. Не просто говорить «люблю», потому что так принято выражать чувства среди его ближайшего окружения, а по-настоящему любить, понимая всю глубину этой привязанности. Это ценное чувство важно не утратить, не разрушить неправильными действиями взрослых.

По-прежнему огромное влияние на общее развитие ребенка оказывает развитие психическое. При этом характеристика возрастных особенностей периода 4–5 лет включает следующие аспекты.

  • Демонстрация самостоятельности и инициативы для повышения собственной значимости в глазах родителей. Это значит, ребенок стремится завоевать уважение и высокую оценку взрослых своим поступкам, ждет от них похвалы за достижения и добрые дела. Не получив похвал, малыш отреагирует обидой.
  • Внимание к своему здоровью и самочувствию. Малыш уже довольно точно может описать свое состояние и старается сообщить маме или воспитателю, если самочувствие ухудшилось.
  • Этическое становление. Малыш начинает понимать ощущения и чувства других людей (не только себя или сверстников), учится сопереживать чужому горю, находить выход из конфликтных ситуаций при общении с окружающими.
  • Активная социализация. Круг отношений только внутри семьи для ребенка окончательно разрывается. Дошкольник все больше погружается в мир сверстников, все больше нуждается не только в их внимании, но и в одобрении, поддержке, уважении. Дети пятилетнего возраста не просто играют вместе – они делятся впечатлениями о произошедших событиях, покупках, о том, как прошел их день.
  • Развитие воображения, повышение роли сказок. На пятом году жизни у ребенка активно развиваются творческие способности и воображение. Малыши часто живут в придуманном мире, где они играют главную роль, побеждают зло, обладают силой, мудростью, добиваются признания своих достижений, которые недостаточно реализованы в реальности. К тому же, обычная сказка сейчас помогает ребенку найти решение многих его насущных психологических проблем, предлагая систему образов, среди которых малыш выбирает более импонирующие. Он учится различать добро и зло, быть положительным.
  • Неуемная любознательность. Дошкольнику этого возраста интересно все на свете. Он задает самые разнообразные вопросы и ждет полных ответов от взрослых. Если в этот момент он не будет удовлетворять потребность в такой информации, у него может навсегда пропасть тяга к познанию!
  • Ранимость и чувствительность. На пятом году жизни дошкольники болезненно реагируют на замечания, наказания. Неловко брошенная фраза взрослого может зародить в ранимой детской душе букет комплексов, которые помешают ему успешно реализоваться во взрослой жизни.
  • Страхи и кошмары. Бурное развитие фантазии может не всегда положительно сказываться на эмоциональном состоянии ребенка, порождая самые разные страхи и «плохие сны».
  • Значительное усложнение игровой деятельности. Игра в этом возрасте у детей становится гораздо более сложной, сюжетно-ролевой. Дети играют в магазин, в дочки-матери, больницу, войнушки. Во время игр малыши развивают способности взаимодействия, проявляя всю гамму эмоций: ссорятся, мирятся, помогают, ревнуют, дружат.
  • Различие людей по половому признаку становится намного глубже. Теперь дети могут разделять по половому признаку не только одежду или прическу, но и, например, поведение, профессии, черты характера, манеру поведения, родственные связи (девочка – сестра, дочь, внучка, мальчик – сын, брат, внук).
  • Повышенная склонность к запоминанию. Хотя память еще непроизвольна, именно на пятом году ребенок склонен запоминать множество самых разных вещей с такой интенсивностью, которой он уже не достигнет в последующие годы.

Совет

В этом возрасте недостатки воспитания могут привести к тому, что вредные привычки или черты характера ребенка закрепятся на всю дальнейшую жизнь, исправить это будет очень сложно. Правильно реагируйте на поведение ребенка, своевременно «гасите» все «горячие точки». Прививайте ему нормы и правила поведения, чтобы избегать конфликтов и непослушания. При необходимости обратитесь к профессиональному детскому психологу.

Что ж, вполне благополучная картина, если не считать страхов. Но в том и заключается важная обязанность родителей – вовремя реагировать на происходящее с их малышом. Направляя фантазию в нужное русло, увлекая ребенка интересной беседой или веселой игрой, переключая малыша на позитив, они могут блокировать страхи.

Стремительное развитие речи

Как видно, возрастные особенности развития ребенка пятого года жизни характеризуются ростом навыков социализации (особенно – в детском коллективе), эмоциональных проявлений, настоящим буйством воображения. Все это приводит к активному совершенствованию речевых навыков:

  • малыш уже употребляет от одной до трех тысяч слов, относящихся к разным частям речи;
  • строит предложения из 6–10 слов;
  • понимает значение предлогов и правильно их применяет в речи;
  • правильно употребляет множественное число;
  • использует в речи сравнительные и оценочные суждения;
  • правильно называет свой возраст, имя, фамилию, адрес проживания;
  • может поддержать беседу – развернуто отвечает на вопросы, правильно строит собственные вопросительные конструкции;
  • учит наизусть детские стихи, песенки, потешки;
  • знает названия и суть нескольких профессий.

Совет

Если ребенок значительно отстает от приведенных здесь ориентиров развития, займитесь выравниванием положения. Оттачивайте мелкую моторику, координацию, больше читайте ребенку, окружите активной речевой средой – проговаривайте с ним все, что происходит или планируется, обсуждайте его чувства, впечатления. Добавьте эмоции: хвалите, радуйтесь вместе с ребенком, восхищайтесь его достижениями. Ведь речь – главный инструмент человеческой коммуникации, показатель зрелости мышления, уровня развития интеллекта, готовности к общению с преподавателями в школе (а до нее осталось не так много).

Логика, математические способности

Возрастная любознательность и стремление показать степень своей «взрослости» на этом этапе роста и развития вместе с совершенствованием процессов развития головного мозга не могут не повлиять на уровень интеллекта в целом и на расширение палитры логически-математических навыков в частности. Сейчас быстро увеличивается объем памяти, внимание способно концентрироваться на более длительное время. Это период, когда в память дошкольника можно вложить самые разнообразные знания, которые пригодятся ему в дальнейшем.

Читайте также:  Роль игрушки в развитии ребенка презентация

Мышление ребенка этого возраста – наглядно-образное, причем на первом месте по-прежнему стоит наглядность, поэтому его действия, в том числе мыслительные, отличаются практическим характером. Лишь к концу пятого года мышление постепенно перейдет в словесно-логическое, построенное на логическом рассуждении. Ребенок освоит сложные умственные операции обобщения, сравнения, анализа, синтеза, классификации, сможет делать логические выводы. Это будет говорить не только об уровне общего развития, но и о степени готовности ребенка к обучению в школе.

Сейчас идет активная подготовка к переходу на новый тип мышления. Ребенок этого возраста уже многое знает и умеет:

  • ориентируется в расположении предметов (спереди, сзади, в середине, сверху, снизу);
  • знает основные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник);
  • считает до 9, сопоставляя количество предметов с конкретной цифрой;
  • может расположить цифры от 1 до 5 в прямой и обратной последовательности;
  • при сравнении предметов понимает понятия «меньше», «поровну» («равно»), «больше»;
  • может найти сходства и различия на изображении;
  • складывает картинку, разрезанную на 2–6 частей;
  • собирает по образцу конструкции без посторонней помощи (сложной формы пирамиду, фигуры из конструктора);
  • вставляет недостающие фрагменты изображения (пазла);
  • находит пары предметов, лишний предмет в цепочке, может объяснить свое решение;
  • подбирает противоположные слова, понимая их значение;
  • может объяснить несоответствие картинки действительности, найти лишние детали;
  • в состоянии собирать буквы в слоги – можно начинать обучение чтению.

Другие навыки, кругозор, физическое развитие

В промежутке между 4 и 5 годами малыш достаточно уверенно ориентируется в предметах и событиях окружающего мира. Сейчас он может:

  • назвать группы животных (птиц, насекомых, рыб и т. д.), назвать их представителей и основные отличия (лапы, крылья, усы);
  • назвать группы фруктов, ягод, овощей, деревьев, цветов, кустарников, различает их виды и характеристики;
  • различает домашних и диких животных, знает их названия;
  • различает культурные и дикие растения;
  • понимает разницу между продуктами и блюдами из них;
  • ориентируется во времени суток (сейчас утро, день, вечер, ночь);
  • знает основные особенности строения человека, отличает его части тела от животных (лапы и ноги, волосы и шерсть, ногти и когти);
  • знает, как выглядят времена года, каковы их особенности, какие бывают осадки в разное время года, холодно или тепло.

В плане самообслуживания ребенок этого возраста уже вполне самостоятелен. Он не только умеет пользоваться средствами гигиены и туалетом, вилкой, ложкой, но и в состоянии сам завязывать шнурки, застегивать кнопки, липучки, молнии, пуговицы. Уже не путает правый ботинок с левым.

Активно развивается мелкая моторика, что также свидетельствует о подготовке рук к обучению письму. Малыш может самостоятельно:

  • нанизывать крупные бусины на нить;
  • проводить линии без отрыва карандаша от бумаги;
  • штрихует рисунок прямыми линиями, не вылезая за границу;
  • раскрашивает, не вылезая за край, обводит по контуру.

В плане физического развития ребенок на пятом году жизни уже более скоординирован, легче держит равновесие. Все его действия становятся более уверенными, малыш становится быстрым, ловким, нуждается в постоянном движении.

Физиология детей этого возраста требует от взрослых внимания к осанке ребенка, дозирования нагрузок, чередования их с отдыхом.

Основные физиологические особенности ребенка пятого года жизни:

  • быстрый, но неравномерный рост мышечной массы, что приводит к быстрой утомляемости;
  • гибкость, поскольку окостенение скелета еще не завершено (поэтому силовых упражнений следует избегать);
  • развитие детской дальнозоркости из-за того, что хрусталик приобретает плоскую форму;
  • увеличивается объем легких, брюшной тип дыхания уступает место грудному, из-за чего потребность в кислороде у детей этого возраста резко возрастает;
  • повышается чувствительность к резким звукам и сильному шуму.

Родитель, помни!

Итак, на пятом году жизни все сферы развития маленького человека в большей части зависят от детской психологии. Именно психологические аспекты – любовь, забота, понимание, ощущение собственной ценности, авторитета у сверстников, чувство гармонии и благополучия, уверенность в своих силах – определяют то, насколько успешным вырастет человек.

Поэтому родителям важно обеспечить своему чаду необходимые психологические условия для закладки фундамента успешной личности.

  • Позаботиться о развитии игровой фантазии малыша. Разрешайте ему пользоваться для игр не только «готовыми» игрушками. Пусть играет вашими сломанными вещами, палками, камнями – всем, что вам кажется хламом.
  • Прививать малышу трудолюбие, вовлекать во все домашние дела. При этом выполняйте их совместно, демонстрируя ребенку свою увлеченность и удовлетворение.
  • Оптимизировать количество необходимых для выполнения законов, правил, а главное – запретов. Если их будет слишком много, ребенок не сможет все усвоить и начнет открыто протестовать. По возможности запрет заменяйте альтернативой (на паркете рисовать нельзя, а на ватмане – пожалуйста).
  • Контролировать свою реакцию, если ребенок справедливо обиделся. Не срывайтесь на малыша, не раньте его психику. Умейте признавать перед ним свою неправоту и просить прощения. Помните: он учится на вашем примере.
  • Делиться с малышом собственными чувствами. Это научит его понимать не только вас, но и окружающих.
  • Анализировать с ребенком все межличностные конфликты, в которые он попадает в детском коллективе.
  • Чрезмерно не давить на совесть малыша. Постоянное чувство вины может привести к неуверенности, замкнутости, страхам, комплексам.
  • Ограждать от разговоров или фильмов, повествующих о страшных историях, не говорить с ним о смерти, тяжелых болезнях. С его уровнем развития фантазии это только навредит.
  • Интересоваться всяческими проявлениями творчества ребенка, хвалить его за успехи, но не ругать, не критиковать и не укорять за неудачи. Помогайте ему, поддерживайте.
  • Всегда отвечать на вопросы ребенка. Подогревайте в нем тягу к познанию. Показывайте, что вам важно его мнение.
  • Обеспечить максимальное игровое пространство. Разрешайте малышу много играть со сверстниками, играйте с ним дома, решайте сложные проблемы и занимайтесь домашними делами в игровой форме.
  • Читайте побольше детских книг. Интересуйтесь мнением о прочитанном, просите рассказать, что особенно понравилось, охарактеризовать, оценить персонажей.

Возраст 4–5 лет – пограничный между кризисом 3 лет и подготовкой к обучению в школе. От того, как пройдет этот период, во многом будет зависеть и успешность ребенка в освоении навыков, необходимых для обучения. Поэтому развитию малыша нужно уделять постоянное внимание.

Главный редактор проекта «Развивашка Онлайн» по раннему развитию детей

Об эксперте

Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.

@razvivaem_zanimaem

Поделитесь записью в социальных сетях!

Источник