Сензитивные периоды речевого развития ребенка

Сензитивные периоды речевого развития ребенка thumbnail

Этот сенситивный
период длится в среднем от 0 до 6 лет,
причем начи­нается еще до появления
ребенка на свет (вспомним естественную
потребность мате­рей разговаривать
со своим еще не родив­шимся ребенком,
петь ему песни).

Охарактеризуем
наиболее важные этапы внутри данного
периода с указанием приблизительного
возраста их наступления.

В возрасте от 0 до
4,5 месяца:

ребенок уже способен
ощущать речь как нечто особенное.
Напомним, что в этом воз­расте сознание
ребенка еще не может выде­лить в
отдельные картины образ мира, образ
себя и образ своего взаимодействия с
миром. Все впечатления ребенка об
окружающем его мире спутаны в единый
клубок, в котором, однако, ярко выделяется
красная нить – речь;

поэтому дети
способны смотреть на рот говорящего,
поворачивать голову к источнику звучания
речи. Если этого не происходит, су­ществует
вероятность того, что у младенца есть
проблемы со слухом, и этот симптом –
весьма веская причина для обращения к
врачу;

дети учатся
подражать звукам, в это вре­мя они
постоянно выплевывают что-нибудь,
надувают пузыри из слюней, что является
прекрасным свидетельством начала
трени­ровки мышц речевого аппарата;

ребенок самостоятельно
начинает рас­полагать произносимые
им звуки друг за другом, выстраивая их
разнообразные по­следовательности,
вслушиваясь в мелодию родного языка.

В возрасте около
1 года:

ребенок сознательно
выговаривает пер­вое слово, впервые
в его жизни происходит словесное
выражение мысли;

но одновременно
ребенок попадает в си­туацию фрустрации:
прекрасно представляя, что речь нечто
означает, он не может вос­пользоваться
этим «знанием» из-за нехватки слов. Он
хочет говорить, но пока не может.

Выход из данной
ситуации выглядит ес­тественным – с
указанного возраста и при­мерно до
2-2,5 лет происходит лавинообраз­ное
нарастание словаря ребенка.

В возрасте около
1,5 лет:

ребенок начинает
выражать свои чувст­ва, желания. Это
прекрасный возраст, когда он непосредственно,
без обиняков говорит о том, чего хочет
и чего не желает; говорит на языке чувств,
используя ориентационную механику
«приятно – неприятно» вместо «правильно
– неправильно». Первый способ ориентации
в мире является естественным для
человека, второй навязывается ребенку
в ходе «воспитания»;

ребенок в состоянии
воспринимать грамматические нормы
языка и способен грамматически точно
сформулировать пред­ложение. Лишь
из-за нехватки некоторых слов создается
ложное впечатление о нали­чии
специфического «детского» языка с
осо­быми грамматическими нормами.

Отсюда следуют
два важных вывода. Первый связан с
категорическим запретом на «сюсюканье»
взрослого с ребенком, на при­думывание
родителями для общения специ­ального
упрощенного «детского» языка. На­оборот,
в этом возрасте, когда ребенок наибо­лее
чувствителен к нормам языка, речь
взрос­лого должна быть грамотной,
ясной и четкой. Как никогда более ребенок
нуждается в том, чтобы ему как можно
больше рассказывали ис­торий, содержащих
все богатство и разнообра­зие слов и
грамматических конструкций родного
языка; историй, являющихся образцами
хорошего стиля и различных по жанру.

Второй вывод связан
с принципиальной возможностью дальнейшего
речевого разви­тия ребенка в двуязычной
среде, когда он имеет возможность
осваивать сразу два язы­ка. Причем
можно быть уверенным, что вну­тренней
путаницы с языками не произойдет и
русские слова в немецких грамматических
конструкциях использоваться не будут.

В возрасте 2,5-3 лет
ребенок часто раз­говаривает сам с
собой. Его так называемая эгоцентрическая
речь — прекрасная и единст­венная
возможность услышать в громкой ре­чи
ребенка логику, последовательность или
непоследовательность в его мыслях, ибо
все то, о чем он в настоящий момент
думает, сра­зу же проговаривается.
Это не слишком дли­тельный этап в
речевом развитии: постепен­но монологи
становятся внутренними, и об особенностях
мышления человека в даль­нейшем можно
будет судить лишь косвен­ным образом.

В возрасте 3,5-4 лет:

ребенок начинает
употреблять речь це­ленаправленно и
осознанно. Это означает, что с помощью
речи он решает свои пробле­мы и может,
например, попросить закрыть окно. Ребенок
осознает силу собственной мысли, грамотно
выраженной с помощью речи и поэтому
понятной окружающим;

дети этого возраста
живо интересуются символическим
обозначением звуков – буквами, с
удовольствием обводят буквы из шершавой
бумаги и т.д.;

они могут работать
с подвижным алфа­витом, выкладывая
друг рядом с другом бук­вы, обозначающие
отдельные звуки, их соче­тания — вплоть
до простых слов.

Читайте также:  Детский центр развития ребенка зельва

Поэтому в возрасте
4-4,5 лет выглядит совершенно естественным
следующий серь­езный шаг в речевом
развитии ребенка: он начинает спонтанно
писать отдельные слова, целые предложения
и короткие рассказики. И это при том,
что его никто не учил письму. Шла косвенная
подготовка его интеллекту­альных и
двигательных способностей (по­дробнее
об этом – в следующем разделе).

Наконец, в возрасте
около 5 лет ребе­нок без принуждения
и самостоятельно учится читать: к этому
ведет его логика ре­чевого развития.
Поскольку процесс пись­ма – это
выражение особым образом собст­венных
мыслей, а процесс чтения предпо­лагает
помимо различения букв и умения складывать
их в слова еще и понимание мысли других
людей, которая стоит за эти­ми словами.
А это сложнее, чем выражать собственные
мысли.

Отметим
основную мысль М. Монтессори, которую
необходимо постоянно иметь в виду: если
детям приходится де­лать что-то вне
рамок соответствующе­го сенситивного
периода, т.е. под принуж­дением
(учиться
читать, писать и пр.), то
к результату они приходят позже или не
приходят совсем.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

    Сензитивный период — период наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики.
     Сензитивный период развития речи длится в среднем от 0 до 6 лет, причем начинается еще до появления ребенка на свет (вспомним естественную потребность матерей разговаривать со своим еще не родившимся ребенком, петь ему песни).

Охарактеризуем наиболее важные этапы внутри данного периода.

Развитие ребенка от 0 до 1,5 месяцев жизни

     В этот период интенсивно интонационно обогащается крик. Развиваются динамические изменения тонуса мышц всего тела.

Речевое развитие от 1,5 до 2,5 месяцев жизни

     Начинают проявляться специфические голосовые реакции в виде гуления. Ребенок начинает вертикально удерживать головку. У малыша появляется возможность разжимать и зажимать кисть. Ребенок учится удерживать вложенный в ручку предмет.

     Гуление не похоже на речевые звуки русского языка, но в нем можно различить гласные звуки, которые наиболее легки для артикулирования (А, Э, У, О). Мышцы, участвующие в акте сосания, обеспечивают произнесение губных согласных (П, Б, М). Мышцы, обеспечивающие акт глотания, участвуют в произнесении заднеязычных звуков (К, Г, Х). Дольше всего дети гулят в состоянии эмоционально-физического комфорта (после еды, во время купания, в моменты общения с близкими людьми). Особенно ярко гуление выражается во время эмоционального общения со взрослыми. Ребенок пристально всматривается в лицо говорящего, повторяет его голосовые реакции (эхолалия) и мимические движения (эхопраксия).

Речевое развитие на 5-м месяце жизни

     У большинства детей появляются лепетные звуки. В этот период также формируется функция сидения. Гуление начинает «распадаться» на слоги.

Речевое развитие ребенка в 7 месяцев

     В течении 2-4 минут малыш может повторять в определенном ритме один и тот же слог (га-га-га, ба-ба-ба и др.). При этом он как бы вслушивается в издаваемые им звуки — выражение лица ребенка очень сосредоточенное.

8 — 9 месяцев

     В этот период у ребенка появляются новые звуки, соответствующие фонемам родного языка. Подавляющее большинство детей в этом возрасте произносят некоторые лепетные звукосочетания, употребляют их особенно часто, используют их для выражения своих желаний. Например, малыш требует бутылочку и просится на ручки, произнося одни и те же слоги: »Га-га-га».

9 — 12 месяцев

     У большинства детей появляются первые слова. В этот же период они учатся первым шагам, пробуют ходить без поддержки. Кроме того, интенсивно развивается манипулятивная деятельность рук.

     Ребенок понимает гораздо больше слов, чем может сам произнести. Пытаясь произнести свои первые слова, малыш сопровождает их мимикой и жестами. При этом у него получается воспроизвести лишь их общий звуковой облик. Примерно у 80% детей в этом возрасте наблюдается очень высокая речевая активность. Поток слов часто прерывается дыхательными паузами.

     Чаще всего малыши говорят в присутствии взрослых, но не всегда наблюдается явное обращение к ним. Ребенок «говорит», не обращаясь ни к кому конкретно, взгляд устремлен на окружающую обстановку, перебегает с предмета на предмет. Звуковой поток малыша интонационно напоминает повествование о зрительных впечатлениях.

Читайте также:  Критерии развития ребенка в четыре года

16 — 20 месяцев жизни

     В этом возрасте особенно интенсивно пополняется словарь ребенка. Многие слова передаются только ударным слогом. Например, «Па» означает и «упал», и «папа», и «палка». Иногда дети произносят слова так, что последний ударный слог становится первым.

18 — 22 месяца жизни

     Формируется элементарная фразовая речь. Самые первые фразы состоят из 2-3 слов. Каждое слово произносится на своем выдохе и иногда сопровождается отдельным жестом. Фраза из 2 слов быстро начинает произноситься на одном выдохе.

     Синтагма — это отрезок высказывания, объединенный смысловым и интонационным значением. Синтагма произносится на едином речевом выдохе.

     Таким образом, в этом возрастном периоде малыш физиологически еще не способен объединить слова фразы в синтагму.

28 — 32 месяца жизни

     Фразовая речь интенсивно усложняется и активно употребляется. Грамматические формы постепенно становятся правильными, нормативными. Фразы начинают организовываться иерархически: слова объединяются не только синтаксическими и семантическими связями, но и очень важным психофизиологическим механизмом — речевым выдохом. То есть все слова во фразе произносятся на едином речевом выдохе. Это — период формирования истинной синтагмы.

     Но сначала такой сложнейший психофизиологический механизм крайне неустойчив. У ребенка могут наблюдаться паузы в середине фразы и даже в середине слов. Малыш может проговаривать часть фразы на вдохе, задерживать дыхание на вдохе или на выдохе.

     Наряду с паузами наблюдаются повторения слов, слогов, словосочетаний. Это называется физиологической итерацией. В такие моменты у малышей могут наблюдаться выраженные вегетативные реакции: лицо краснеет, дыхание учащается, мышцы лица, рук и ног напрягаются. Чаще всего эти явления возникают при развернутых ответах на вопросы взрослого.

     Параллельно с развитием фразовой речи в этот возрастной период происходит интенсивное развитие моторики ребенка. Он учится бегать, прыгать, лазать. Особенно интенсивно развивается мелкая моторика пальцев рук.

     Примерно у 7% детей формирование фразовой речи происходит позднее, чем у большинства. Элементарная фраза из 2 слов появляется у них к 2 годам. Интенсивное формирование и усложнение фразы происходит в возрасте 3 — 3,5 лет. Одновременно с этим у них отмечается ограниченный словарный запас. Наблюдается также недостаточное развитие общей и мелкой моторики.

     С такими детьми, как правило, мало общались в семье, не поощряли речевую активность, речевые контакты были ограничены ситуативной диалогической речью. В данном случае можно говорить о задержке речевого развития, обусловленной педагогической запущенностью.

     Итак, сензитивные периоды указывают на качественное своеобразие отдельных этапов развития и на огромные возможности детства. Индивидуальное развитие психических процессов и свойств будет протекать тем успешнее, чем больше возможностей для него получит ребенок в соответствующий сензитивный период. Окружающие его взрослые должны помнить о том, что в первую очередь они сами создают социально-педагогические условия, в которых наиболее полно может осуществиться развитие индивидуальности ребенка. Не упустить время, помочь полностью раскрыться индивидуальным свойствам в наиболее благоприятный для этого момент — задача и родителей, и педагогов.

     Повлиять на сроки и длительность сензитивных периодов нельзя, но знать о них необходимо, чтобы не идти против природы. Если ребенку приходится делать что-либо по принуждению, вне рамок соответствующего сензитивного периода, то к соответствующему результату он приходит позже или не приходит совсем. Зная о том, какой сензитивный период предстоит пройти вашему малышу, вы сможете лучше подготовиться к нему и пройти его с максимальной пользой.

Источник

Стр. 14

Сензитивный период и гиперсензитивные фазы речевого развития

Весь период речевого развития от 1 до 6 лет считается сензитнвным, т.е. особо чувствительным как к восприятию речи окружающих, так и к влиянию разных факторов внешней и внутренней среды. Именно в этот период дети могут особо продуктивно освоить устную речь.

Хорошее здоровье ребенка и благоприятная речевая среда способствует формированию высокоразвитой речи.

Если в сензитивный период развития речи организм ребенка претерпевает влияние каких-либо вредоносных воз-. действий (факторы риска),то нормальный процесс речевого развития нарушается. Это происходит либо вследствие устранения ряда необходимых условий для формирования речи (нарушение речевого общения со взрослыми, потеря слуха и т.п.), либо вследствие появления новых “вредоносных” факторов (резкое увеличение сенсорной информации, постоянное шумовое окружение, обилие новых людей в окружении ребенка, смена языковой среды и т.п.). В любом случае, овладение устной речью в период воздействия вредоносных факторов затрудняется. Соматические и особенно нервно-психические заболевания, а также эмоциональная депривация, ограничение речевого общения могут вести к задержке, искажению и патологии речевого развития.

Читайте также:  Виды нарушений развития ребенка реферат

Помимо того, что весь период от 1 до 6 лет считается сензитивным для развития речи, на этом фоне отмечаются достаточно ограниченные по времени гиперсензитивные фазы.

Первая из них относится к периоду накопления первых слов. Условно это период от 1 до 1,5 лет. Гиперсензитивность этой фазы сводится, с одной стороны, к тому, что адекватное речевое общение взрослого с ребенком позволяет ребенку достаточно быстро накапливать слова, являющиеся основой для дальнейшего нормального развития фразовой речи, с другой стороны, недостаточное речевое общение со взрослым, соматические и психические стрессы легко приводят к разрушению формирующейся речи. Это может проявляться в задержке появления первых слов, в “забывании” тех слов, которыми ребенок уже владел, и даже в остановке речевого развития.

Вторая гиперсензитивная фаза в развитии речи относится в среднем к периоду трех лет (2,5-3,5 года). Это период, когда ребенок активно овладевает развернутой фразовой речью. То есть, в это время ребенок делает переход от несимволической к символической вербализации (от конкретных к отвлеченно-обобщенным формам общения), от односложных фраз к комплексным и иерархически организованным синтаксическим и семантическим структурам. Именно в этот период резко усложняется внутреннеречевое программирование.

Реализация ребенком речевого замысла на этом этапе сопровождается не только психическим, но и эмоциональным напряжением. Все это отражается на характере устной речи. В речи ребенка появляются паузы, которые могут возникать не только между отдельными фразами, но и в середине фраз и даже слов (дизритмия речевого высказывания). Появление пауз внутри слов как между слогами, так и внутри слогов т.е. онтогенетические паузы хезитации, характерны только для детей в период формирования фразовой речи. Эти паузы свидетельствуют об интенсивном формировании внутриречевого программирования.

Помимо пауз, появляются повторения слогов, слов или словосочетаний — физиологические итерации. Этот период сопровождается определенными особенностями речевого дыхания. Ребенок может начинать речевое высказывание в любую из фаз дыхательного акта: на вдохе, выдохе, в паузу между выдохом и вдохом. Нередко речевые высказывания детей этого возраста сопровождаются выраженными вегетативными реакциями: покраснение, учащение дыхания, общее мышечное напряжение.

В этот период речь самого ребенка становится средством его интеллектуального и речевого развития. У ребенка трех лет появляется повышенная потребность в речевой активности. Он говорит постоянно, обращается к взрослому с вопросами, инициативно подключая взрослого в общение с собой.

Любые, главным образом, психические стрессы в этот период, а также любые виды сенсорных деприваций могут не только изменить темп речевого развития (задержку речевого развития), но и привести к патологии речи (заикание).

Третий гиперсензитивный период наблюдается в 5-6 дет, когда в норме формируется контекстная речь, т.е. самостоятельное порождение текста. В этот период у ребенка интенсивно развивается и существенно усложняется механизм перехода внутреннего замысла во внешнюю речь. Как и в возрасте трех лет, центральная нервная система детей 5-б дет испытывает особое напряжение в процессе речи.

И это время можно наблюдать “сбои” речевого дыхания в момент произнесения сложных фраз, увеличение количества и длительности пауз, связанных с затруднениями лексико-грамматического оформления высказывания.

Ребенок в этом возрасте, с одной стороны, крайне чувствителен к качеству речевых образцов контекстной речи взрослых, с другой стороны, психические стрессы могут привести к возникновению речевой патологии (заиканию), а ограничение речевого общения, низкий уровень речевого окружения приводят к недостаточной сформированности монологической речи. В дальнейшем эта недостаточность плохо компенсируется и требует специальной помощи.

Таким образом, возрастные особенности устной речи, свидетельствующие о неустойчивости речевой функциональной системы в дошкольном возрасте, делают понятной причину ее избирательной непрочности при воздействии различных вредоносных факторов.

Знание закономерностей речевого онтогенеза в дошкольном возрасте и особенностей протекания гиперсензитивных периодов позволяет глубже понять причину появления заикания в дошкольном возрасте.

Источник