Сенсорный опыт и познавательное развитие ребенка

Наталья Данькова
Проект «Познавательное развитие через сенсорное воспитание»

Аннотация.

Проект “ Познавательное развитие через сенсорное воспитание ” направлен на развитие представлений о образе мира: о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности, о мире предметов.

В рамках проекта разработаны конспекты совместных мероприятий родителей с детьми, конспекты занятий для дошкольников, с учетом их возраста и уровень развития. Занятия предусматривают постепенное усложнение представлений “о мире” через игры и упражнения.

Данный материал поможет педагогам ДОУ, используя окружающую обстановку, последовательно развивает ощущения и восприятия детей

Введение в проект

Актуальность проекта. Тема познавательного развития детей дошкольного возраста актуальна и перспективна, так как в ней решается одна из самых актуальных и значимых задач детского сада – происходит зарождение первичного образа мира у ребенка дошкольника.

Ведущим местом в работе с детьми младшей группы является сенсорное развитие, формирование у детей представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, необходимых для восприятия окружающего мира.

В период дошкольного детства познавательная активность ребенка имеет свою специфику на каждом возрастном этапе. В этот период образ мира формируется и находится на начальной стадии развития и функционирования познавательной сферы человека, которая обеспечивает ему нормальное и полноценное интеллектуальное и эмоциональное существование и развитие личности в нашем мире.

Вид проекта. Познавательно-творческий.

Участники проекта. Дети младшего дошкольного возраста, родители, педагоги.

Цель проекта. Создание условий для развития у детей младшего дошкольного возраста сенсорных эталонов через дидактические игры.

Задачи проекта:

1. Учить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных цветах и формах, и об отношении предметов по величине.

2. Познакомить детей с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине.

3. Учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов.

Развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Гипотеза реализации проекта.

В результате сенсорного воспитания ребенок овладевает способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением; происходит дальнейшее совершенствование всех видов детской деятельности, формируется относительная самостоятельность в познавательной и практической деятельности.

Накопленный опыт дети переносят на другие предметы и явления, используют его в повседневной жизни.

Этапы реализации проекта

Вводный

1. Сбор информации

-. И ндивидуальные беседы с детьми,

— Индивидуальные беседы с родителями

— Анкета»Выявление интересов и знаний родителей воспитанников первой младшей группы по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников«

2. Диагностика с целью изучения освоенных сенсорных эталонов

Диагностические игровые задания

3 Изучение учебно- методической литературы по проблеме

Сбор материала (иллюстрации, открытки, произведения)

4 Создание развивающей среды

Внесение игр по теме:

1сюжетно ролевых,

2 дидактических,

3 настольно- печатных

Основной

1. Осуществить отбор тем расширяющих сенсорные представления дошкольников

1 Д/игра «Разложи фигуры по цвету».

Цель: закреплять представления о шести цветах, закреплять названия цветов спектра.

2

Д/игра «Собери матрешку».

Цель: учить детей устанавливать отношение предметов по величине.

3 Д/игра «У кого такая же?».

Цель: закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии.

4 Д/игра «Собери фрукты по цвету».

Цель: учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, но имеющие одинаковый цвет.

5 Д/игра «Собери пирамидку».

Цель: закреплять представления об отношениях по величине, учить располагать в порядке убывания.

6 Д/игра «Собери бусы».

Цель: учить чередовать предметы по форме.

7 Д/игра «Найди предмет такой же формы».

Цель: учить детей выделять форму конкретных предметов окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами.

8Д/игра «Разложи собачек по росту».

Цель: учить детей располагать предметы по убывающей величине.

9 Д/игра «Чудесный мешочек».

Цель: продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы одной формы.

10 Д /игра «Большой маленький»

Цель: учить детей раскладывать предметы на две группы и др.

2. Организация и проведение консультаций для родителей и педагогов

1Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания

2 Активная консультация для педагогов ДОУ по теме: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста».

3 Создание папки передвижки:

а «Сенсорные эталоны»

1Эталоны цвета

2 Эталоны формы

3Эталоны велечины

4 Эталоны вкусового восприятия

б «Сенсорные игры»

Игры своими руками

4. Работа с родителями

1Семинар–практикум с родителями

«Сенсорное воспитание детей раннего возраста

5. Совместная деятельность

1Пальчиковые игры

2Дидактические игры

3 Настольные игры

4 Индивидуальная работа

6Чтение художественной литературы

1 В Сутеев

«Петух и краски».

«Ципленок и утенок»

«Под грибом»

2В. Степанов

«Разноцветные желания»

3 С. Маршак

«Мяч»

4Р. н. с. Колобок

Итоговый

Читайте также:  Что поможет ребенку в развитие связной речи

1. Презентация проекта, подведение итогов.

1Демонстрация сенсорной игры педагогам ДОУ

2 Диагностические задания для детей с целью выявления освоенных сенсорных эталонов

Источник

Галина Ведёхина
Опыт работы по теме «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через сенсорное воспитание»

На формирование моего опыта оказали влияние следующие факторы:

— изучение методической литературы

— изучение опыта коллег

— посещение занятий

— посещение районных семинаров методических объединений

Опыт сложился в МКДОУ: д/с №2 общеразвивающего вида г. Кимовска.

Учреждение работает по основной образовательной программе МКДОУ: д/с №2 общеразвивающего вида от 01.09.2015 г. Приказ №42

В своих «Размышлениях о гуманной педагогике» Амонашвили Ш. А. писал, что «… дети несут с собой заряд создания духовных и материальных ценностей, они в состоянии сотворить их, поэтому и рождаются, чтобы создавать и творить. Только надо помочь им раскрыться и еще надо, чтобы общество, общественные явления не исказили их судьбу».

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого служит чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического восприятия в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит и осязает окружающее.

Работая с детьми младшего возраста, я выбрала тему сенсорного воспитания детей как основу всего их дальнейшего развития. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений дети испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительной задержке психического развития.

Начиная с трех лет, основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Восприятие сенсорных эталонов сложный процесс, обеспечить их усвоение – значит сформировать у детей представление об основных разновидностях каждого свойства предмета. Поэтому обучение детей математике в данном возрасте, а так же лепке, аппликации, рисованию и другим видам деятельности напрямую зависит от знания сенсорных эталонов: цвета, формы, величины и т. д.

По результатам диагностики на начало учебного года было выявлено, что развитию восприятия детей нужно уделить особое внимание. Поэтому изучив необходимую литературу, составив план и систематизировав работу по сенсорному воспитанию детей, я включила в нее разные виды детской деятельности, способствующие усвоению сенсорных эталонов. Работу по данной теме веду совместно с психологом.

Появившись на свет, ребенок готов смотреть, слушать, воспринимать холд, тепло, различные прикосновения, мокрое и сухое – бесконечное разнообразие окружающей среды. Формированию полноценных ощущений, восприятию представлений служит сенсорное воспитание.

Зачем оно нужно, это сенсорное воспитание? Может, и без него можно обойтись? Речь идет о том, чтобы обычные способности ребенка видеть, слышать, с которыми он появился на свет, развивались бы своевременно, а не атрофировались бы с первых дней.

В любой семье испокон веков, так или иначе, порой совсем неосознанно, взрослые осуществляли сенсорное воспитание малышей. И прежде чем попасть в детский сад, ребенок приобретает определенный сенсорный опыт, более или менее значительный, который ему дают его родители. Воспитатели в детском саду продолжают работу, учитывая индивидуальные способности каждого ребенка.

Сенсорное воспитание – это передача накопленного человечеством богатства жизненного опыта подрастающему поколению. Взрослые развивают у детей их врожденные способности. Обеспечивают приток новых впечатлений, то есть осуществляют сенсорное воспитание, необходимое не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального психического и физического развития ребенка.

Сенсорное воспитание осуществляется через все виды детской деятельности: обучение, игру, труд и т. д., закрепляется в повседневной жизни детей. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах. В качестве сенсорных эталонов выступают: 7 цветов спектра и их оттенки, форма – геометрическое фигуры, величина – метрическая система мер. Усвоение сенсорных эталонов длительный и сложный процесс. С помощью дидактических игр, в доступной форме, дети начинают воспринимать цвет, форму и величину предметов.

Мой опыт работы базируется на концепциях отечественных психологов: Л. С. Выготского, С. А. Рубинштейна. Которые утверждали, что, тот, кто оторвал мышление с иного начала от аффекта, тот навсегда закрыл себе дорогу к объяснению причин самого мышления, потому что анализ мышления предпологает вскрытие движущих мотивов мысли, потребностей, интересов, побуждений и тенденций, которые направляют движение мысли в ту или иную сторону. Чтобы приблизится к мышлению в его конкретной реальности, нужно как бы выйти в новое содержание, рассмотреть мышление в личностном плане, как конкретную познавательную деятельность человека, личностную мотивацию.

Главной целью образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. Необходимо передать детям такие знания и воспитать в них такие качества, которые позволили бы им успешно адаптироваться к любым изменениям. Поиск эффективных дидактических средств развития логического мышления дошкольников я рассматриваю как неотъемлемую часть данного процесса.

Читайте также:  Методы диагностики психического развития ребенка дошкольного возраста

Окружающий мир, в который входит ребенок, с каждым годом ставит все более сложные задачи, для решения которых недостаточно просто видеть, слышать, чувствовать — необходимо уметь выделять связи, отношения между явлениями. Мышление соотносит данные ощущений и восприятия, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями.

Известные на сегодняшний день исследования в области развития сенсорики, мышления у дошкольников в основном направлены на развитие отдельных его компонентов, а не логического мышления как целостной структуры. Остается открытым вопрос о наиболее приемлемых и действенных формах обучения дошкольников, позволяющих решать проблему формирования сенсорных эталонов, развития логического мышления.

В последние годы происходит активная реформация системы дошкольного воспитания, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методики, материалы. Поэтому особое значение приобретает познавательное развитие ребенка, которое определяется научно-техническим прогрессом, расширением объема знаний в науке, технической культуре. Дети дошкольного возраста находятся у истоков познания. Именно в эти годы у ребенка формируются первичные представления об окружающем, он овладевает речью, способами умственной деятельности, проявляется познавательный интерес, отношение к окружающим.

Лев Николаевич Толстой справедливо указывал на то, что в ранние годы ребенок усваивает огромное количество знаний: «Разве не тогда я приобретал всё то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрёл и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня — только миг. А от новорожденного до пятилетнего огромное расстояние».

Если эти годы детства не используются для познавательного развития, ему наносится серьёзный, а иногда и невосполнимый в последующие годы ущерб. Поэтому, я считаю, что необходимо заботиться о том, чтобы дети не только усваивали посильные знания и способы умственной деятельности, но и чтобы у них формировался интерес к знаниям, желание и потребность думать, размышлять, искать и находить правильное решение той или иной задачи, применять для этого наиболее разумные способы, чтобы у них формировалась способность переживать радость, интеллектуальное удовлетворение от умственной деятельности.

Познавательное отношение не является врожденным, а формируется в процессе воспитания и обучения, усвоения детьми общественного опыта, обобщенного в системе знаний, умений и навыков. Процесс воспитания любознательности и познавательных интересов сочетает целенаправленное обучение, руководство воспитателя и самостоятельность деятельности ребенка. На формирование познавательных процессов большое влияние оказывает жизнь в коллективе, усвоение опыта взрослых и сверстников, накопление личного опыта.

К. Д. Ушинский интерес к познанию называл «интересом, полным мысли». Тем, что вызывает интерес, ребенок занимается с увлечением и особым подъемом, переживая чувства удовлетворения и радости. Интерес, работоспособность ребенка, делает увлекательным самое трудное и даже скучное занятие.

Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленные «зачем?», «почему», «как?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации, пытаться найти возможный путь для ответа на вопросы.

Мой опыт позволит направить усилия коллектива ДОУ на развитие познавательной активности детей, формирование мыслительных способностей через интеграцию игровой, проблемно-поисковой деятельности и самостоятельной мыслительной деятельности дошкольников. В нем решаются противоречия: между пассивным получение знаний и необходимостью активного творческого поиска, между низкой активностью и необходимостью глубокого освоения материала и низкой активностью воспитанников, между превосходящим влиянием родителей на развитие ребенка и их низкой педагогической грамотностью.

Эту работу я осуществляю в общей системе умственного воспитания: в организованной образовательной деятельности, в игре, в труде, в общении. Основное условие – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и развитие активного, заинтересованного отношения к ним, основным приемом — математическое моделирование (новизна моего опыта).

Опыт может быть использован другими воспитателями, как опытными, так и молодыми.

Трудоемкость опыта: для внедрения моего опыта в работу необходимо большое количество дидактических пособий, дидактических игр, упражнений. В тоже время его может использовать любой воспитатель, педагог, родитель, который интересуется проблемами познавательного развития детей, в частности сенсорного воспитания и мышления ребенка.

Общепринятым является тот факт, что целесообразнее развивать логическое мышление в русле математических знаний. Объекты математических умозаключений и принятые в математике правила их конструирования способствуют формированию у ребенка умения формулировать четкие определения, обосновывать суждения, развивать логическую интуицию.

Основные этапы в моей работе по развитию мыслительной деятельности в дошкольном возрасте:

Читайте также:  Упражнения на развитие психических процессов ребенка

— формирование произвольности в поведении и познавательных процессах;

развитие способности действовать по образцу и инструкции;

— умение оценивать работу — свою и других;

развитие способности подчиняться требованиям и правилам ситуации;

развитие способности находить общий способ действия в условиях решения определенного типа задач;

развитие способности осуществлять контроль за собственными действиями;

— ТРИЗ

Математика, как ни одна другая наука дает возможность глубокого и осмысленного перехода от наглядно-действенного к образному, а затем и к логическому мышлению, а потому особое место в процессе развития логического мышления отводится именно ей. Математические знания предполагают изучение в «чистом виде» процессов анализа и синтеза через классификацию, группирование, сравнение, что дает ребенку возможность самому выводить новые знания из уже известных ему или вновь узнаваемых в различных областях науки.

Общеизвестно, что математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность его обучения в начальной школе. В современных программах начальной школы большое значение придается логической составляющей.

Однако не следует думать, что развитое логическое мышление — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует мириться. Исследования подтверждают, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься. Использование заданий, активно развивающих мелкую моторику (т. е. заданий логико-конструктивного характера, повышает эффективность процесса усвоения ребенком знаний. Логическое развитие ребенка предполагает также формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и выстраивать на их основе простейшие умозаключения.

Потребность в целенаправленном формировании логических приемов мышления отчетливо осознается психологами и педагогами, но вопрос о путях такого формирования остается открытым. Психологический аспект развития логического мышления предполагает целенаправленную деятельность по выявлению побудительных мотивов, целей, индивидуальных особенностей мышления, а также анализ мыслительных операций с позиции осознания субъектом лежащих в их основе логических приемов.

В современной науке широко используется метод моделирования. Он является составной частью проектной деятельности и методом исследования объектов по их моделям. Моделирование имеет два аспекта: содержание, которое воспитанники должны усвоить, и учебное действие, без которого невозможно полноценное обучение. С помощью моделирования можно свести изучение сложного к простому, т. е. сделать объект более доступным для понимания.

Развитие мышления дошкольника основывается на развитии ориентировочных действий с образными средствами, продвижении от непроизвольного к произвольному, а к концу дошкольного периода — и на осознанном отношении к собственной деятельности.

Ребенку будет проще овладеть текстовой учебной задачей в том случае, если у него будет опыт построения вспомогательных моделей. При этом используются такие операции мышления, как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.

Освоение модели сопряжено с активными познавательными действиями, способностью к замещению предметов условными знаками, символами. Хотелось бы подчеркнуть, что действие моделирования — средство перевода мышления детей на более высокий уровень, позволяющее в значительной мере избежать формализма знаний. Обучая детей способам построения модели некоторого явления, а затем и работы с ней, я формирую в сознании воспитанников соответствующие абстракции, подвожу их к операции обобщения.

Каждая задача для ребенка — это сложная система, состоящая из набора различных связанных и не связанных между собой факторов. Ее можно разложить на ряд более «мелких» задач, приближенных к предметным, но даже «мелкая» задача содержит большое количество данных. Среди них есть несколько основополагающих, которые и необходимо выделять при ее решении.

Я считаю, что построение образовательного процесса на основе моделирования обеспечивает комплексное воздействие на эмоциональную, когнитивную, мотивационную сферы ребенка. Решение логических задач позволяет успешно развивать мышление дошкольников.

Целенаправленная работа с дошкольниками по развитию мыслительных способностей в конечном результате — союзник волевого усилия в достижении цели, в преодолении трудностей, на его основе возникает и развивается творческая инициатива, поиск самостоятельного решения той или иной умственной задачи, применения известного или нового способа действия. Множество самых разных вопросов, которые задает ребенок, суть не что иное, как естественное сопровождение его взросления. Чтобы самостоятельно отвечать на них, ребенок должен овладеть процессом мышления: с его помощью мы получаем знания, которые не могут дать органы чувств.

В своей работе я придерживаюсь концепции Сухомлинского, который пишет в книге «Сердце отдаю детям»: «Я буду так вводить детей в окружающий мир, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый мой питомец рос щедрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю».

Источник