Сенсорное развития ребенка в условиях инклюзивной практики
Елена Шиморянова
Консультация для педагогов «Актуальность сенсомоторного развития ребенка в условиях инклюзивной практики»
Консультация для воспитателей «Актуальность сенсомоторного развития ребенка в условиях инклюзивной практики»
Дети с ограниченными возможностями сильнее, чем мы думаем. Они сражаются в битвах, о которых большинство людей никогда не узнает. (Неизвестный)
Каждый ребенок — это разный вид цветка, но все вместе они делают этот мир прекрасным садом. (Неизвестный)
Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации, которую ребенок получает при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах и т. п. Развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира составляет основу сенсорного развития ребенка.
В процессе обучения ребенок овладевает своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, — сенсорными эталонами. Сенсорное развитие, которое является базой для развития всех психических функций, дети с ОВЗ часто отстают по срокам формирования и проходят неравномерно. Узость объема и общая пассивность восприятия, замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют знакомство с окружающим миром. Поисковые действия таких детей характеризуются импульсивностью, хаотичностью непостоянством. Отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия (слуховой, зрительный, тактильный и т. д.) ни использовался, а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность полученной информации.
В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всех детей, из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды
К категории детей с ограниченными возможностями здоровья относятся дети:
• с нарушением слуха (слабослышащие);
• с нарушением зрения (слабовидящие);
• с тяжелыми нарушениями речи;
• с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом (лёгкая форма);
• с задержкой психического развития;
• с нарушением интеллекта, а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в т. ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями).
Значение сенсомоторного воспитания
• является основой для интеллектуального развития
• упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
• развивает наблюдательность;
• готовит к реальной жизни;
• позитивно влияет на эстетическое чувство;
• является основой для развития воображения;
• развивает внимание;
• дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно
познавательной деятельности;
• обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
• обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
• влияет на расширение словарного запаса ребенка;
• влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти
Для ребенка с ОВЗ (вне зависимости от его диагноза) очень важно развивать свои телесные ощущения и двигательную активность. Ведущая деятельность дошкольников – это игра, поэтому педагогам необходимо использовать как можно больше игровых приемов в работе с детьми. Игры с сенсорными пособиями помогают заинтересовать, отвлечь, расслабить ребёнка, обеспечить наиболее успешное выполнение задания, развивают психические и речевые процессы. Успешность применения сенсорных игр и игровых упражнений в процессе работы с детьми с ОВЗ зависит от соблюдения определенных требований к их отбору и проведению.К числу основных требований относятся: доступность, связь с жизненным опытом и интересами ребенка, эмоциональность, вариативность, динамичность, готовность педагога к проведению занятия.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА
Игры и оборудование:
• для развития мелкой моторики и речи
• восприятия формы и величины
• для формирования цветового восприятия
• для слухового развития
• для развития тактильных ощущений и обоняния
• для художественно –творческого развития
• для элементарного экспериментирования
• для развития интеллектуальных и конструктивных
способностей
Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать
наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском
саду. Дети постепенно осваивают более сложные виды
деятельности: изобразительная, конструктивная, трудовая,
игровая, учебная и т. д.
1.Игры-шнуровки:
2. Игры-вкладыши
3. Игры с пуговицами
4. Мозаика
5. С массажным мячиком
6. Упражнения с прищепками
7. Пальчиковый бассейн
8. Пальчиковые игры.
Для развитиятелесных ощущения и двигательной активности детей можно воспользоваться следующими нехитрыми приемами:
• Раскачивание ребенка (в гамаке, в покрывале, на качелях и т. д.) с проговариванием стихов, потешек и песенок;
• Качание на гимнастическом мяче (лежа на спине, на животе, с упором на ноги, на руки, сидя);
• Ходьба по различным поверхностям (по камушкам, по песку, по губкам, по каштанам, гороху, массажным коврикам и т. д.);
• Развитие сенсорных ощущений руки (рисование на ладошке, отпечатками ладошки, ступни; лепка из соленого теста и пластилина);
• Игры с мячом (бросание мяча вверх, от себя, катание мяча друг другу, ловля мяча, удар по мячу ногой, при этом используя разную силу удара по мячу.) «Ударь как слон», «Ударь как мышонок»);
• Пальчиковые игры;
• Массаж рук до локтя и ног до колена с использованием контраста (Суджоку и резиновый колючий мячик, зубная щетка, макияжная кисть и т. д.).
Взаимодействуя с ребенком, говорите простыми короткими фразами. Сопровождайте все бытовые ситуации показом предмета и короткой фразой, с добавлением естественного жеста.Например: «Это тарелка. Будем кушать» (жест – рука ко рту) или «Это мыло. Будем мыть руки» (жест – рука трет руку).Одним из самых простых и эффективных приемов является подключение к играм ребенка (а именно: стараться поддержать его игру и включаться в нее) – повторять за ним то, что он делает, ждать его реакции, вырабатывать эмоциональный отклик и очередность в играх. Постепенно, после того, как совместное внимание к игре уже есть, необходимо включать игры с правилами.
Рекомендации по проведению
•Если ребенок не включается в игру, -не настаивать. Повторить
попытку в следующий раз. Следует радоваться самому минимальному участию ребенка в игре.
•Помнить о том, что ребенка могут испугать те новые яркие
впечатления, которые вы ему предлагаете.
•Понравившаяся ребенку игра потребует некоторого количества
повторений.
•Если ребенок чего-то очень захотел и старается выразить свое
желание, постарайтесь найти адекватную возможность это
желание удовлетворить.
•Развивая сюжет игры, осторожно и ненавязчиво предлагать
различные варианты. Они будут зависеть от предпочтений
ребенка, а также от педагогической интуиции.
• При обучении новому знанию (введение новых понятий)можно использовать систему трехступенчатого урока:
• Четко, медленно называем (даем потрогать, попробовать и т. д., т. е. вызываем как можно больше ощущений).
•Например: сначала ребенку показывают лимон: «Это лимон».
• Действуем с предметом (дай, спрячь, найди, положи и т. д.).
•Например: «Давай потрогаем лимон ручкой, щечкой, лобиком? Лимон гладкий? Понюхай лимон. Ароматный. Попробуй лимон. Кислый. Покати лимон. Катится. Положи лимон на тарелку. Дай лимон мне».
•Задаем вопрос: «Что это?» (ребенок отвечает).
Заключение
Очевидно, что использование сенсорного материала в коррекционной работе с детьми с ОВЗ имеет ряд преимуществ,которые делают их применение максимально востребованным:
— педагог имеет возможность заинтересовать дошкольников с ОВЗ, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным;
— многообразие материалов позволяет активизировать ощущения, восприятие, зрительно – двигательную координацию детей с особыми потребностями;
Использование сенсорного оборудования позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка. Организация системы работы по сенсорному развитию детей в ДОУ поможет преодолеть трудности в освоении ими учебной деятельности в дальнейшем.
Сенсомоторное развитие, в широком понятии этого слова, способствует интеллектуальному развитию детей, успешной готовности детей к обучению в школе,
овладение детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное их психоэмоциональное благополучие.
Источник
людмила яновская
Актуальность сенсорного развития ребёнка в условиях инклюзивной практики
Перед нашим обществом стоит острейшая проблема вовлечения наших
сограждан, имеющих некоторые особенности физического развития в
социум, проблема их активной адаптации, социализации и развития в рамкахобщества и на благо общества.
Одним из вариантов решения этой проблемы является развитие в России
института инклюзивного образования,нацеленного на:
— вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный
процесс;
— социализация детей-инвалидов в современном обществе;
— создание активной поведенческой установки у детей-инвалидов на
уверенное позиционирование себя в современном обществе;
— умение превращать свои недостатки в достоинства;
— изменение отношения современного общества к людям с
ограниченными возможностями через вышеуказанное вовлечение
детей с ограниченными возможностями в наше общество.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения
среднего, профессионального и высшего образования. Её целью является
создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке
людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер
подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, таки разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся,направленных на их работу и развитие взаимодействия с людьми с
ограниченными возможностями, развитие толерантности и изменения
установок. Кроме этого необходимы специальные программы, направленныена облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями вобщеобразовательном учреждении.
Система инклюзивного образования только начинает своё развитие в нашейстране, однако мы уже можем привести некоторые примеры её успешноговнедрения.
Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на содержательных и организационных подходах, способах, формах и создания адаптивной образовательной среды.
Идея инклюзии родилась в рамках масштабных изменений в понимании прав человека, его достоинства, а также механизмов социальных и культурных процессов, определяющих его статус и влияющих на обеспечение его прав. Перемена в отношении к людям с инвалидностью стала лишь одним из проявлений этих изменений.
Инклюзивное образование – это первая инновация в российской образовательной практике, инициированная родителями детей-инвалидов и теми педагогами, психологами, кто верит в ее необходимость не только для детей с ограниченными возможностями, но для всего образования в целом.
Идея инклюзия основана на концепции «включающего общества». Она означает изменение общества и его институтов таким образом, чтобы они благоприятствовали включению другого (человека другой расы, вероисповедания, культуры, человека с ограниченными возможностями здоровья). Готовность общества к изменениям навстречу другому – важная предпосылка успешной инклюзии, и она должна воспитываться.
Сегодня инклюзивным или включающим образованием называют совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с нормативно развивающимися сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети.
Идея состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или в здоровье. Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего принципиально расширить возможности социализации детей с инвалидностью.
Инклюзивное образование ориентировано на изменение самого общего образования, условий для обучения разных детей с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
Согласно статистическим данным каждый двадцатый житель нашей страны относится к категории инвалидов. В их число входит и почти полмиллиона детей, по отношению к которым по Закону Российской Федерации «Об образовании» (п. 6, ст. 5) «государство обязано создавать гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов». Следует отметить, что число детей, официально получающих пособия по инвалидности, в нашей стране постоянно возрастает.
Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы», в которой подчеркивается, что в Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. «Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество». Стратегия предусматривает Законодательное закрепление правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование).
Основные критерии соответствия:
— наличие и исполнение в стране соответствующего законодательства;
— системные преобразования учебно-воспитательного процесса, его организационных форм и ценностных установок;
— наличие индивидуальной системы поддержки и специальных образовательных условий для нуждающихся детей;
— налаженная система ранней комплексной помощи;
— наличие в школах психолого-педагогических консилиумов и специалистов сопровождения, в тчтьюторов;
— методическая поддержка массового учителя со стороны коррекционных педагогов;
— и последнее — ИО сможет достичь своей цели только тогда, когда оно будет реализовано на всех ступенях образования — от детского сада до вуза.
Формирование модели инклюзивного образования детей с ОВЗ – это создание для них безпрепятственной среды обучение, приспособление среды к их нуждам и обеспечение необходимой поддержки в целях совместного обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений. При этом необходимо иметь в виду, что инклюзивное образование представляет собой набор ценностей, принципов и методов, направленных на обеспечение целевого, эффективного и качественного образования для всех учащихся, в рамках которого в первую очередь принимается во внимание Система образования страны ориентирована на увеличение количества инклюзивных школ в разнообразие условий обучения и образовательных потребностей не только детей с ОВЗ, но и всех учащихся.
Инклюзивный подход к образованию детей с ОВЗ вызван к жизни социальным заказом общества и государства и предполагает решения целого ряда вопросов, связанных, в частности, с подготовкой кадров, изменением отношения общества к проблеме, законодательным обеспечением адаптивности и вариативности услуг, и условий общеобразовательного учреждения.
Решение данных проблем во многом зависит от территориальной специфики каждого региона, обусловленной эволюционными процессами в общем и специальном образовании, а также от имеющихся ресурсов и опыта реализации инклюзивного подхода.
Задачи целостной системы развития инклюзивного образования определяются, в первую очередь, тем, что имеющиеся в настоящий момент дефицит научно-методического обеспечения развития инклюзивных процессов в образовании, дефицит кадрового обеспечения, организации подготовки и повышения квалификации специалистов в области психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования позволяют ставить вопрос о необходимости создания ресурсной базы для поддержки инклюзивного процесса в системе общего образования.
Все это заставляет искать новые принципы и формы организации системы образования в целом, психолого-педагогического сопровождения образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов в любых образовательных учреждениях города, повышения эффективности коррекционной и развивающей работы, поиска новых форм, методик и технологий образовательной деятельности, оказания принципиально новых видов помощи лицам с ОВЗ и их семьям.
Источник
Светлана Титова
Консультация для воспитателей «Актуальность сенсомоторного развития ребенка в условиях инклюзивной практики»
Консультация для воспитателей
«Актуальность сенсомоторного развития ребенка в условиях инклюзивной практики»
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. Индивидуальный подход, который применяется к детям с ОВЗ, важен каждому ребенку, но с другой стороны выделение особых классов в школах и в детских садах ведет к исключению детей с ограниченными возможностями здоровья из социальной жизни и создает определенные барьеры во взаимодействии и общении детей. Поэтому идеи интеграции стали переходить к идее инклюзии. Инклюзивное образование — это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по федеральным государственным стандартам с учетом его особых образовательных потребностей. Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми.
Сенсомоторное развитие ребенка — это развитие его двигательной сферы за счёт развития восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов (форма, цвет, величине, положении в пространстве, запах, вкус и т. п.) с использованием двигательного анализатора. Сенсомоторное развитие – это база умственного развития, поскольку познание начинается именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира. Значение сенсомоторного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно в дошкольном возрасте считается наиболее благоприятным формирования всех видов моторики и накопления представлений об окружающем мире. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Мышление, запоминание, воображение строятся на основе образов восприятия.
В традиционной системе воспитания ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, овладевает танцем, пением, музицированием, различными спортивными навыками, во время посильного труда рядом с взрослыми знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Во время этих занятий учится разнообразным видам движений. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. И все сенсорные раздражители заставляют обучаться новым видам движения и развивают моторную сферу.
Усвоение сенсорных эталонов означает иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства. И уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. А моторные реакции продвигают ребёнка к овладению умениями.
Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможнос-тями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспита-ния и обучения.
К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся:
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3. Дети с нарушением речи (логопаты);
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5. Дети с умственной отсталостью;
6. Дети с задержкой психического развития;
7. Дети с нарушением поведения и общения;
8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Нарушения слуха.
К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота). Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми. Глухота – наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети – это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным.
Нарушения речи.
К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и познавательной функции речи. От других категорий детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития.
Нарушения зрения.
Невидящие дети. К ним относятся дети с остротой зрения от 0% до 4% на лучше видящем глазу с коррекцией очками, дети с более высокой остротой зрения вплоть до 100%, у которых границы поля зрения сужены до 10 – 15 градусов или до точки фиксации. Слепые дети практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности. Слабовидящие дети – это дети с остротой зрения от 5% до 40% на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Дети с пониженным зрением, или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, — это дети с остротой зрения от 50% до 80% на лучше видящем глазу с коррекцией.
Нарушения опорно-двигательного аппарата.
Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического и периферического типа. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений.
Задержка психического развития (ЗПР).
Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. Задержка психического развития рассматривается, как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»,так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости. Данное отклонение у ребенка может быть обусловлено как биологическими, так и социальными факторами, а также различными вариантами их сочетания. В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и тонкой моторики, страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация, выявляются недостатки психомоторики, слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, затруднено формирование графомоторных навыков. Для таких детей характерна рассеянность внимания, они не могут быстро переключать внимание при смене деятельности, быстро отвлекаются, особенно на словесный раздражитель. Дети часто действуют импульсивно, быстро утомляются, истощаются. Сенсорное развитие также отличается качественным своеобразием. У детей с ЗПР зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия несколько затруднен — снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых, могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Основная проблема в том, что их сенсорный опыт долго не обобщается и не закрепляется в слове. Эталонные представления не формируются своевременно. У детей с ЗПР замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно моторной и слухо-зрительно-моторной координации. В дальнейшем эти недостатки также будут препятствовать овладению чтением и письмом. Так же у детей с ЗПР ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. Выраженность этого дефекта зависит от происхождения ЗПР. При правильном подходе к обучению, дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания. Значительное своеобразие отмечается в развитии мыслительной деятельности. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений. Отмечается подражательный характер деятельности детей с ЗПР, несформированность способности к творческому созданию новых образов, замедлен процесс формирования мыслительных операций.
К старшему дошкольному возрасту у детей с ЗПР еще не сформирован соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления — дети не выделяют существенных признаков при обобщении, а обобщают либо по ситуативным, либо по функциональным признакам. Отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций типа «Коля старше Миши», «Береза растет на краю поля». Дети плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом. Затруднен процесс восприятия и осмысления их содержания. Дети имеют ограниченный словарный запас. В их речи редко встречаются прилагательные, наречия, сужен глагольный словарь. Затруднены словообразовательные процессы. Грамматический строй речи также отличается рядом особенностей. Ряд грамматических категорий дети практически не используют в речи. Ребенку трудно воплотить мысль в развернутое речевое сообщение, хотя ему и понятно смысловое содержание картины или прочитанного рассказа, и на вопросы педагога он отвечает правильно. Основные проблемы касаются формирования связной речи. Дети не могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии сюжетных картин, описать наглядную ситуацию, им недоступно творческое рассказывание. У детей с ЗПР снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры. Ролевое поведение отличается импульсивностью. Дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, коллективная игра не складывается. У детей с ЗПР, в сравнении с нормой, уровень развития игровой деятельности достаточно низкий и требует коррекции. По уровню коммуникативной деятельности дети отстают от нормально развивающихся детей. Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы — дети не готовы к «эмоционально теплым» отношениями со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. При задержке психического развития затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление — формирование самосознания, самооценки, системы «Я». В старшем дошкольном возрасте такой ребенок безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения.
Умственная отсталость.
Умственно отсталые дети — дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза вследствие органической недостаточности ЦНС.
Множественные нарушения.
К множественным нарушениям детского развития относят сочетания двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи.
Детский аутизм.
Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения.
Таким образом, имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредствования, искажению познания окружающего мира, бедности социального опыта, изменениям в становлении личности. Наличие первичного нарушения оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития ребенка.
Вышеперечисленные возрастные и индивидуальные особенности детей с ОВЗ доказывают актуальность их сенсорного развития. Одним из важнейших условий психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования является сенсорная комната. Предметно-развивающая среда сенсорной комнаты позволит решить вопросы овладения способами чувственного познания мира и наглядно-образным мышлением с целью последующего успешного усвоения многих учебных предметов в школе.
Сенсорная комната призвана дарить ощущение безопасности и безмятежность, спокойствие и радость. Комплексное воздействие на нервную систему и чувства так необходимо для детей с проблемами в развитии. Нарушения слуха или зрения обедняет восприятие ребенка, в обычной среде. Такие дети могут получить здесь полноценное стимулирование замещающих ресурсов организма. Активные и гиперактивные дети легко успокаиваются в релаксационной зоне, могут посидеть в тихом темном уголке внутри мерцающего светодиодного фонтана. Релаксационные упражнения на водяном матрасе снимают стресс, мягкое освещение и успокаивающая мелодия расслабляют.
Дети, страдающие потерей внимания и сниженным интересом, в активном блоке сенсорной комнаты получают заряд энергии, активизируют эмоциональный фон. Веселые упражнения и занятия в окружении ярких красок и меняющихся картинок, веселых игровых консолей пробуждают интерес к познанию и обучению.
Аутичные дети начинаются заинтересованно играть с водой и песком, слушают разнообразные звуки, что помогает найти ниточку контакта с таким ребенком, заключенным в самом себе. Многие занятия в сенсорных комнатах требуют совместного действия детей или ребенка со взрослым, вызывая положительные эмоции.
Источник