Развитие отношения ребенка ко взрослому

Содержание

Введение 3

1. Факторы определяющие отношение детей ко взрослым 5

2. Развитие общения ребенка со взрослыми 7

2.1. Формы общения 7

2.2. Ситуативно-деловое общение 10

3. Роль и влияние общения в семье на психическое развитие ребенка 12

3.1. Общение детей в семье 12

3.2. Негативное влияние конфликтов в семье 15

4. Роль отношений в общении ребенка со взрослыми 19

Заключение 23

Список использованной литературы 25

Введение.

Проблема общения детей раннего возраста со взрослыми очень актуальна . Исследованиями выдающихся отечественных психологов: Венгер Л. Я., Коломенский Я. П., Лисина М. И., Запорожец А. А. доказано, что общение – важнейший фактор психического развития ребенка. Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. Как нам известно, общение – это первая человеческая деятельность. Потребность в общении у детей является фундаментом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза. В процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между людьми.

Без человеческого общения не будет развития личности ребенка. Недостаток общения взрослого с ребенком, по мнению специалистов, ведет к различным нарушениям: во-первых, к возникновению задержки психического развития, во-вторых,– к педагогической запущенности, а в более тяжелых случаях – даже к гибели детей на ранних этапах развития(в младенческом и раннем возрасте). Отсутствие общения с детьми может привести к следующим результатам: как свидетельствуют многие факты, лишенным общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм вполне сохранен, остается биологическим существом в своем психическом развитии. Так же еще являются факты, говорящие о том, что недостаток общения или полное его отсутствие плохо сказывается на развитии детей. Например, из — за дефицита общения со взрослыми дети начинают резко отставать в развитии. Если бы с рождения ребенок был лишен возможности общаться со взрослыми и сверстниками, то он ни стал бы культурно и нравственно развитым человеком, и был бы до конца жизни обречен оставаться лишь внешне напоминающим человека.

Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию.

Общение — один из важнейших моментов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.

В настоящее время внимание многих специалистов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Так как считают, что первые годы жизни являются периодом очень интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. По этому, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.

Многие исследователи (Р. Спитц, Дж. Боулби) заметили, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывает нарушения в психическом развитии ребенка, это накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь. А. Джерсилд, описывая эмоциональное развитие детей, говорил, что способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он получил сам.

Л. С. Выготский считал, что отношение ребенка к миру — зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку.

Поэтому необходимо заложить основу доверительных отношений между ребенком и родителями, создав эмоционально и психологически благоприятные условия для развития ребенка.

На основе вышесказанного, хочется добавить, что общение должно занимать одно из первых мест, общаться с ребенком надо с самого младенчества, тем самым создаются условия для развития творческой, гармонической, всесторонне развитой личности.

Учитывая эти данные, тема курсовой работы является актуальной.

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе изысканий информации, определить роль и место общения ребенка со взрослыми в ходе его психического развития.

По этому целью данной работы, определяются следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по изучению и описанию роли общения детей раннего возраста с взрослыми.

Читайте также:  Ребенок с нарушениями развития в обществе

2. Раскрыть основные особенности общения детей с взрослыми.

Определить влияние общения на психическое развитие ребенка.

Факторы, определяющие отношения детей к взрослым.

Общение- информационное, эмоциональное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются межличностные взаимоотношения. В время общения происходят определенные взаимоотношения. От характера отношений ребенка с окружающим во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него. Отношения детей со взрослыми могут быть приязненными и доверчивыми, заинтересованными или равнодушными, спокойными и неспокойными.

Чем определяется отношение детей к взрослым! Что лежит в его основе! Эти вопросы являются до сих пор мало исследованными. Существует несколько подходов к их решению. Например, Дж. Боулби, Р. Спитц выделяю решающую роль в этом процессе матери, которая вскармливает младенца, тем самым удовлетворяет его “ оральную “ потребность. Однако чем объяснить случаи, когда разлученные с матерью дети развивались благоприятно! Почему описанные в научной литературе факты привязанности младенцев и детей более старшего возраста к взрослому, который только разговаривал и играл с ребенком, не осуществляя при этом никакого ухода за ним? Психоаналитический подход, не дает ответа на эти вопросы. Сторонники теории “импритинга” – запечатления также отводят первостепенную роль раннему опыту ребенка в формировании его отношений к окружающим. Сущность ее заключается в переносе механизма ”импритинга” без должных оснований и на поведение ребенка. Согласно гипотезе “импритинга”, у детей раннего возраста происходит запечатление особенностей, свойственных взрослому, ухаживающему за ними, — его внешности, голоса, одежды, запаха. Они и составляют образ, вызывающий у ребенка привязанность по аналогии с образом матери или другого взрослого, заменяющего ее.

Сторонники другого направления в современной психологии – необихевиористического – считают, что отношение ребенка к взрослому определяется тем, как и в какой степени этот взрослый удовлетворяет первичные, органические потребности ребенка (потребности в пище, тепле, комфорте). По мнению отечественных психологов, потребности ребенка не сводятся к его органическим нуждам, которые удовлетворяет взрослый. В первые недели жизни у детей начинает формироваться потребность в общении с людьми – особая потребность не биологического, а социального характера (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, М.И.Лисина, М.Ю.Кистяковская). Общение со взрослыми рассматривается как один из важнейших факторов развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте.

Исследования, совершенные под руководством М.И.Лисиной, показали, что на протяжении первых семи лет жизни последовательно возникают и сменяют друг друга несколько форм общения детей и взрослых. Главные из них: эмоциональное общение, деловое, внеситуативно – познавательное, внеситуативно – личностное.

2. Развитие общения ребенка со взрослыми на протяжении детства. 2.1. Формы общения.

Развитие общения ребенка со взрослым от рождения до 7 лет М. И. Лисина пред­ставляла как смену нескольких целостных форм общения.

Формой общения представлена коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, которая характеризуется сле­дующими параметрами:

В результате исследований были выявлен ычетыре формы общения, соответствующие для детей определенного возраста.

Первая форма – ситуативно-личностное общение –соответствует для младенчества. Общение в этом возрасте зависит от особенностей сиюминутного взаимодействия ребенка и взрослого, оно ограничено узкими рамками ситуации, в которой удовлетворяются потребности ребенка.

Непосредственно-эмоциональные контакты являются основным составляющим элементом общения, т.к. главное, что привлекает ребенка, — это личность взрослого, а все остальное остается на втором плане.

В раннем возрасте ребенок изучает мир предметов. Ему необходимы теплые эмоциональные контакты с мамой, но этого теперь ему мало. У него появляется потребность в сотрудничестве, которая, вместе с желаниями в новых впечатлениях и активности, может быть реализована в совместных действиях со взрослым. Ребенок и взрослый, выступающий как организатор и помощник, вместе манипулирует предметами, исполняют все более сложные действия с ними. Взрослый показывает, что можно делать с различными вещами, как их эксплоутировать, тем самым раскрывая перед ребенком их качества, которые ребенок не в состоянии обнаружить. Общение, развертывающееся в ситуации совместной деятельности, названо.

С возникновением первых вопросов ребенка: «почему?», «зачем?», «откуда?», «как?»,- начинается сдедующий этап в развитии общения ребенка и взрослого. Это внеситуативно — познавательное общение, побуждаемое познавательными мотивами. Ребенок выходит за рамки наглядной ситуации, в которой раньше были сосредоточены все его интересы. Теперь его интересует намного больше: как устроен мир природы и человеческих отношений? И главным источником информации становится для него взрослый человек.

Читайте также:  Моральное развитие ребенка 5 лет

В середине или в конце дошкольного возраста должна возникнуть еще одна форма – внеситуативно – личностное общение. Взрослый для ребенка –авторитет, чьи указания, замечания принимаются по-деловому, без обид, без капризов и отказа от трудных заданий. Этот вид общения важнен при подготовке к школе, и если она не сформировалась к 6-7 годам, ребенок будет психологически не готов к школьному обучению.

Позже, в младшем школьном возрасте, сохранится и упрочится авторитет взрослого, появится дистанция в отношениях ребенка и учителя в условиях формализованного школьного обучения. Сохраняя старые формы общения со взрослыми членами семьи, младший школьник учится деловому сотрудничеству в учебной деятельности. В подростковом возрасте ниспровергаются авторитеты, возникает стремление к независимости от взрослых, стремление к ограждению некоторых сторон своей жизни от их контроля. Общение подростка со взрослыми и в семье, и в школе чревато конфликтами. В то же время старшеклассники интересуются опытом старшего поколения и, нуждаются в доверительных отношениях с близкими взрослыми.

Общение с другими детьми, первоначально практически не влияет на развитие ребенка (если в семье нет близнецов или детей близкого возраста). Даже младшие дошкольники в 3-4 года еще не умеют по-настоящему общаться друг с другом. Как пишет Д. Б. Эльконин они «играют рядом, а не вместе». О полноценном общении ребенка со сверстниками можно говорить, только начиная со среднего дошкольного возраста. Общение, вплетенное в сложную ролевую игру, способствует развитию произвольного поведения ребенка, умения учитывать чужое мнение. Определенно влияние на развитие оказывает включение в коллективную учебную деятельность – групповая работа, взаимная оценка результатов и т. д. А для подростков, пытающихся освободиться от оценки взрослых, общение со сверстниками становится ведущей деятельностью. В отношениях с близкими друзьями они (так же, как и старшеклассники) способны на глубокое интимно-личностное, «исповедальное» общение.

Источник

Юлия Тимчина
Консультация «Взаимоотношение детей и взрослых: как можно и нельзя»

Не все в жизни у нас получается так, как хотелось бы, а порой обстоятельства оказываются сильнее нас. В минуты неудач нам хочется, чтобы близкие люди поняли нас, поддержали, не дали упасть духом. Так почему же ошибки и промахи ребенка вызывают у нас досаду и раздражение, почему мы первым делом торопимся отругать и наказать его, считая, что делаем это для его же блага? Убережет ли это его от неудач, научит ли противостоять жизненным трудностям?

Правильные взаимоотношения между детьми и взрослыми – важнейший фактор развития ребенка. При нарушении этих взаимоотношений ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.

Какие же взаимоотношения можно считать правильными? Это те, в которых взрослый:

— сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;

— помогает ребенку поверить в себя и свои способности;

— помогает ребенку избежать ошибок;

— поддерживает ребенка при неудачах.

Для того чтобы поддержать ребенка, родители сами должны испытывать уверенность, они не смогут оказывать поддержку ребенку до тех пор, пока не научатся принимать себя, и не достигнут самоуважения и уверенности.

Как поддерживать ребенка?

Существуют ложные способы, так называемые ловушки поддержки. Так, типичными для родителей способами поддержки ребенка являются гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности и требуют педагогической коррекции со стороны воспитателя и учителя.

Для того чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен пользоваться теми словами, которые работают на развитие положительной самооценки и чувства адекватности ребенка.

Читайте также:  Помощь ребенку в решении задач развития обучения

Слово – великая сила! Очень многое зависит от того, что Вы говорите ребенку. Есть фразы, которые поддерживают малыша, дают надежду, что он справится с делом, доведет его до конца, показывают ребенку, что родители его уважают как личность.

Говорите:

«Я знаю тебя и уверен, что ты все сделаешь хорошо».

«Я знаю твои способности и думаю, что ты смог бы сделать это лучше».

«Ты много сделал. Я думаю, вполне можно отдохнуть».

«Ты делаешь это очень хорошо».

«Это сложная задача, но я уверена, что ты с ней справишься».

«Думаю, пока этого делать не стоит».

«Со временем ты сможешь делать не только это».

Полезными могут оказаться следующие высказывания:

— Мне было очень приятно наблюдать за происходящим!

— Даже если что-то произошло не так, как тебе хотелось, для тебя это было хорошим уроком.

— Все мы люди, и все мы совершаем ошибки. В конце концов, исправляя свои ошибки, ты тоже учишься.

Таким образом, взрослый научится помогать ребенку в достижении уверенности в себе.

Не говорите:

«Тебе нельзя столько… Ложись, отдохни».

«Эта идея никогда не сможет быть реализована».

«Ты же понимаешь, что тебе этого делать нельзя».

«Мало ли что делают другие, а тебе этого нельзя».

«Ты мог бы сделать это лучше».

«Это для тебя слишком трудно, поэтому я сделаю сама».

Как взрослому показать свою веру в ребенка?

— Забыть о прошлых неудачах ребенка.

— Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей.

— Позволить ребенку начать «с нуля», опираясь на то, что родители верят в него, в его способность достичь успеха.

— Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом. Возможно, это потребует от взрослого некоторого изменения требований к ребенку, но дело того стоит. Например, создать такую ситуацию, которая может помочь ребенку выбрать задания, с которыми он, с точки зрения педагога, способен справиться, и затем дать ему возможность продемонстрировать свой успех.

Итак, для того чтобы поддержать ребенка,необходимо:

1. Опираться на сильные стороны ребенка.

2. Избегать подчеркивания его промахов.

3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.

4. Проводить больше времени с ребенком.

5. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

6. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

7. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

8. Принимать индивидуальность ребенка.

9. Проявлять веру в ребенка.

10. Демонстрировать оптимизм.

Общие рекомендации эффективного общения взрослого и ребенка:

1. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Для того чтобы воздействовать на ребенка, вы должны научиться сдерживать свой критицизм и видеть позитивную сторону общения с ребенком. Тон, которым вы обращаетесь к ребенку, должен демонстрировать уважение к нему как к личности.

2. Будьте одновременно тверды и добры. Выбрав способ действия, вы не должны колебаться. Будьте дружелюбными и не выступайте в роли судьи.

3. Снизьте контроль. Избыточный контроль над детьми обычно требует особого внимания взрослых и редко приводит к успеху. Более эффективным оказывается спокойное, отражающее реальность планирование способа действия.

4. Поддерживайте ребенка. Взрослый может поддержать ребенка, признавая его усилия и вклад, равно как и достижения, а также демонстрируя, что понимает его переживания, когда дела идут не очень хорошо. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда ребенок не достигает успеха.

5. Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения. Если какой-то подход окажется неудачным, не нужно отчаиваться, следует остановиться и проанализировать переживания и поступки как ребенка, так и свои. В результате в следующий раз будете лучше знать, как поступить в подобной ситуации.

Источник