Сенсорное развитие ребенка в среднем дошкольном возрасте

Русакова Дарья
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста.

Сенсорное развитие ребенка — это развитиеего восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Существует пять сенсорных систем,с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца, его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно было бы возвести в n-ную степень.

Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.

На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детейспособам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детейаналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей складываются представления о соотношениях по величине между тремя предметами (большой — меньше — самый маленький). Ребенок начинает определять знакомые ему предметы как большие или как маленькие независимо от того, сравниваются ли они с другими. Например, четырехлетний ребенок может расставить «по росту» игрушки от самой большой к самой маленькой. Может утверждать, что «слон большой», а «муха маленькая», хотя он их и не видит в данный момент.

В старшем дошкольном возрасте у детейскладываются представления об отдельных измерениях величины: длине, ширине, высоте, а также о пространственных отношениях между предметами. Они начинают обозначать, как предметы располагаются относительно друг друга (за, перед, сверху, снизу, между, слева, справа и т. п.). Важно, чтобы дети овладели так называемыми глазомерными действиями. Это происходит, когда дошкольники овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту, форму, объем предметов. После этого они переходят к решению задач «на глаз». Развитие этих способностей тесно связано с развитием речи, а также с обучением детей рисованию, лепке, конструированию, то есть продуктивным видам деятельности. Продуктивная деятельность предполагает умение ребенка не только воспринимать, но и воспроизводить особенности цвета, формы, величины предметов, их расположение относительно друг друга в рисунках и поделках. Для этого важно не только усвоение сенсорных эталонов, но и развитие уникальных в своем роде действий восприятия.

Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения, которые помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, обогатят его эмоциональный мир.

Осязание. Развить тактильные ощущения,помогут следующие игры:

«Поймай киску»

Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска.По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

«Чудесный мешочек»

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»

Ребенку предлагают на ощупь определить,из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить,какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

«Узнай фигуру»

На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

«Узнай предмет по контуру»

Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

«Догадайся, что за предмет»

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др., которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

«Найди пару»

Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.

Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

«Что внутри?»

Ребенку предлагают воздушные шарики,содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль,различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

Дополнительно можно небольшое количество каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т. е. определить, что находится внутри шариков.

«Отгадай цифру» (букву)

На спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву). Ребенок должен определить, что это за символ.

«Что это?»

Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

«Собери матрешку»

Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку — кто быстрее.

«Золушка»

Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

«Угадай, что внутри»

Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек,наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

Зрение.

Дети очень наблюдательны. Учите детейпо-разному смотреть на один и тот же объект: через стекло, воду, целлофан, цветное стекло, лупу;с различного расстояния и под разным углом зрения: издалека, вблизи, в перевернутом виде, снизу вверх и сверху вниз. Например, возьмите любой комнатный цветок в горшке. Сначала предложите ребенку нарисовать его, бросив лишь беглый взгляд. Второй рисунок сделаем после пристального изучения этого растения. Третий — нарисуем свои ощущения после ощупывания цветка с закрытыми глазами. Четвертый получается после рассматривания объекта через увеличительное стекло, пятый — через банку с цветной водой, и т. д. Разложите на столе или на полу серию этих рисунков, и пусть малыш расскажет вам о своих ощущениях. Так он учится запоминать эти ощущения и уметь пользоваться ими в жизни.

Слух.

Научите ребенка распознавать звуки. Сделать это можно, например, при помощи такой игры.В одинаковые непрозрачные бутылочки положите самые разные предметы: рис, фасоль, перец, речной песок, камушки, канцелярские кнопки, пуговицы, горох и др. Предложите малышу потрясти каждый пузырек и нарисовать то, что он услышал.

А можно организовать занятие совсем по-иному. Включите зажигающую своим ритмом и темпераментом музыку, например этническую.Предложите ребенку взять импровизированные музыкальные инструменты: банки с водой; бутылки с горохом; металлическую бумагу, наждачную бумагу, деревянные ложки, металлические ложки, бубны, колокольчики, расчески, резиновые шары, пластмассовые бусы. Пусть он дополнит новыми звуками мелодию, уловив ее настроение.

Вкус.

«Вкусное путешествие».

Попросите ребенка закрыть глаза, чтобы зрительные образы не мешали работе мышления и воображения. Предложите попробовать какой-нибудь съедобный предмет с необычным вкусом, желательно такой, который он раньше не пробовал. Пусть теперь ребенок нарисует свое ощущение и возникший внутренний образ. Другими словами, ощущения от вкуса могут преломляться в изобразительный мотив.Дети любят дополнять полученное изображение интересной историей: в данной истории главным героем будет вкусовой образ.

Обоняние.

Поговорите с ребенком о том, насколько обогащают и оживляют нашу жизнь запахи. Обсудите самые приятные и неприятные запахи. Обращайте внимание на разные запахи, совершая прогулку.

«Что нам подскажет запах?».В пустые не прозрачные бутылочки поместите вещества с характерными запахами: духи, ванилин, мыло, лепестки розы, лук, чеснок, кофе, апельсиновая корка, мята и т. д.Научите ребенка правильно нюхать вещества: держа емкость с запахом на небольшом расстоянии от носа, втягивая ноздрями воздух, нагоняя запах из пузырька к носу ладонью руки. Ребенок должен понюхать все пузырьки и выбрать запах, который ему больше всего понравился. Приятный запах притягивает ребенка и ненавязчиво провоцирует на раскрытие и обретение новых чувственных ощущений.

Попросите ребенка закрыть глаза и впитывать аромат, общаться с ним.После чего можно начать работу над созданием чувственного образа: нарисовать рисунки с помощью кистей и красок, а возможно, и пальцев рук. Это могут быть сказочные картины природы, фантастические существа, инопланетные жители, цветы, пейзажи, люди. Если ребенок сочинит историю к рисунку, это усилит и конкретизирует выраженный на бумаге чувственный образ.

Совершая путешествие в волшебный мир музыки, звуков, мир вкуса, обоняния и осязания, вы не только будете способствовать гармоничному развитию ребенка, но и откроете для себя все многообразие окружающего и внутреннего мира.

Источник

Евгения Леднева
Развитие сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста

В ФГОС определены основные принципы дошкольного образования: полноценное проживание ребенком всех этапов детства, индивидуализация дошкольного образования, обогащение детского развития, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Одной из задач ФГОС является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства. Задачи познавательного развития по ФГОС предполагают развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира. Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание. Сенсорное развитие ребенка — это развитиеего восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве достаточно велико. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Следует отметить, что совершенствование и развитие сенсорных процессов непосредственно в ходе деятельности, как правило, затруднено. Детям сложно одновременно решать несколько задач восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами, что является доминирующим в сенсорном развитии. Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируются сами собой в ходе той или иной деятельности, для этого необходимо выработать систему обучения, согласно которой ребёнок самостоятельно сможет решать практические задачи, которые выделяет ФГОС. Основная задача воспитателя здесь состоит не в том, чтобы научить ребенка правильному способу действий, показать или подсказать правильное решение, а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию.

На территории нашего детского сада организован сенсорный маршрут. Дети знакомятся с ним в начале осени и каждую неделю посещают одну из станций. Каждый маршрут развивает определенный вид восприятия в большей степени и разработан с учетом возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детей.

Вся территория детского сада поделена на тематические площадки. Любой объект, расположенный там, способствует развитию нескольких видов восприятия. Например, на одной из станций, есть уголок леса, фитоклумба с лекарственными растениями (развитие обонятельного восприятия, фонтан, подвесные звучащие мобили (развитие слухового восприятия, спилы деревьев, шезлонги для сеансов релаксации, солнечных и воздушных ванн (развитие тактильных ощущений).

Воспитанники, в теплое время года ходят по дорожке босыми ногами, определяют ее поверхность, ощущая прикосновение песка, травы, гравия. Так же с ними проводятся сеансы релаксации с получением солнечных, воздушных ванн и водных процедур, где дети ощущают тепло солнечных лучей или прохладу ветерка, брызги воды.

В группе детского сада, где занимаются дети, организован сенсорный центр. Здесь организуется самостоятельная деятельность (различные игры по желанию детей) и совместная деятельность детей и взрослого. Время игр в сенсорном центре не регламентируется.

Сенсорный центр разделён на три зоны:

1. «Солнышко» (развитие зрительного восприятия) содержит игры – экспериментирования со светом, водой, стеклом.

2. «Угадай-ка» (развитие осязания, обоняния и вкуса) содержит пособия по развитию тактильных ощущений, обонятельных чувств; пособия для развития мелкой моторики рук, коробочки с различными запахами. Игры-экспериментирования «Попробуй на вкус», «Угадай, что это?».

3. «Шум-Гам» (развитие слухового восприятия) содержит музыкальные инструменты, изготовленные своими руками. Видео, диски с музыкой. Звучащие коробочки, мячи, шумелки и шуршалки.

В работе с детьми по развитию всех видов восприятия было выделено четыре этапа (рассмотрим их на примере развития зрительного восприятия у детей).

Диагностический этап. Цель – определение уровня сформированности зрительного восприятия детей среднего дошкольного возраста.Для этого ребенку предлагались диагностические задания: «Найди одинаковые по цвету (форме, размеру, предметы», «Покажи то, что я назову», «Назови то, что я покажу» и др.

Обучающий этап. Цель – обучение ориентировки на собственном теле.

Разработан цикл занятий «Помощники, которые всегда с тобой». На этих занятиях воспитанники приобретают ценные сведения об органах чувств и практические умения по уходу за ними. Воспитатель объясняет значение зрения для человека, как зрение может помогать познавать окружающий мир. У детей формируются представления о гигиенических основах организации деятельности (в частности, необходимость достаточной освещенности в помещении). Одно из условий успешного развития зрительного восприятия – соблюдение гигиенических и эргономических требований в работе с детьми. Поэтому объекты для развития зрительного восприятия, находящиеся в функциональных зонах маршрута «Сенсорного сада«, должны быть подобраны с соблюдением нормативов цветосветового фона, быть достаточно крупными по размеру.

Формирующий этап. Цель – формирование познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста. Ведущей деятельностью дошкольника является игра.На формирующем этапе детям предлагаются игры — экспериментирования с различным материалом:

1. Игры со светом («Пускаем солнечные зайчики», «Подаем сигналы фонариками», «Цветные сигналы» (придумать, с помощью каких средств можно изменить цвет сигнала фонарика, «Теневой театр»);

2. Игры с водой (окрашивание воды и получение нового цвета путем смешивания разных цветов в различных пропорциях);

3. Игры со стеклом («Мир в цветном стекле» (рассматривание окружающего через стекла разного цвета); игры с увеличительным стеклом);

4. Игра «Кто быстрее?» (за определенный промежуток времени, например за две минуты, найти в комнате 10 предметов одинаковой формы и назвать их);

5. Игра «Попробуй на вкус» (узнать на вкус овощ или фрукт). Важно, чтобы дети самостоятельно применяли полученные знания в организации собственной деятельности.

Итоговый этап. Цель – развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста. На заключительном этапе в сенсорном центре организованы различные коллекции, такие как «Гора самоцветов», где дошкольники тонко дифференцируют оттенки цвета, подбирая разные материалы (фантики от конфет, кусочки ткани и т. д.); «Книжное царство» (раскладывание книг по порядку в детской библиотеке (от самой толстой до самой тонкой); «Дизайн кукольного домика» (подбор широких и узких занавесок, ковриков; больших и маленьких полок, шкафчиков и др.); «Причёска для куклы» (ленты (короткие, длинные, узкие, широкие) для прически куклам с разной длиной волос). В сенсорном центре дети полностью раскрепощаются, могут проявить все свои творческие способности, чувствуют себя намного увереннее и безопаснее.

Продолжая осваивать и закреплять слова, обозначающие более тонкое дифференцирование цвета (розовый, бежевый, серо ­ голубой и т. д., формы, размеры и другие признаки объекта, дети совместно с воспитателем составляют словарики с подбором этих слов. Знакомство с цветовыми оттенками даёт ребёнку возможность сопоставить цвета и установить их различие, а также ребенок учится воспринимать цвет конкретных предметов («Цветной мир»). При помощи усвоения эталонов формы дети узнают соответствующую фигуру, умеют её называть и находить ей применение («Математический словарик»). Когда сенсорные эталоны усвоены, дети учатся применять их в качестве образцов («Следопыты»). Наиболее сложной задачей для детей оказалась оценка сочетания цветов, форм и величин у предметов со сложной структурой. Например, Антон С. «На ощупь кора твердая, теплая, коричневая». Также дети учатся выступать в роли экскурсовода. Например, воспитатель видит, что дети не могут договориться, как необходимо ухаживать за животными, а затем предлагает им игру «Экскурсия в зоопарк», распределяет роли или становится наблюдателем.

При организации сенсорного центра большое внимание было уделено его внутреннему наполнению, поэтому многие пособия изготовлены самостоятельно и с использованием бросового материала. Все игры побуждают детей к активному взаимодействию друг с другом. Дошкольники узнают о создании и назначении предмета, играют и экспериментируют с представленными в сенсорном уголке пособиями и в процессе игры обогащают свой чувственный опыт. Сенсорное воспитание необходимо осуществлять в единой связи с разнообразной повседневной деятельностью детей.

Источник