Сенсорное развитие ребенка в полтора года

Светлана Чекмарева
Сенсорное воспитание детей раннего возраста «Примерное планирование занятий по сенсорному восприятию от 1 года до 2-х лет»

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Период сенсорной активности начинается у ребенка с 3 – х месяцев.

От 3 – х месяцев до 4,5 месяцев у ребёнка возникает этап,который можно назвать подготовительным в освоении движений: появляются простые движения руки, направленные на непосредственный контакт с объектом (притягивание к себе случайно задетого предмета, ощупывание его). Однако, действия всё ещё носят рефлекторный, то есть случайный, характер и выполняются без целенаправленного волевого усилия. Ребёнок удерживает игрушку в руке, если взрослый вкладывает её в ладонь.В этот период малыш впервые познает объективные свойства предметов: тяжесть, протяженность, их положение в пространстве, звуковые свойства.

С 4,5 месяцев до 7 месяцев для ребёнка характерно активное обнаружение скрытых свойств объекта, умение привести предмет в движение с целью их обнаружения. Малыш повторно притягивает случайно схваченный предмет, а затем ощупывает, рассматривает, обследует его губами и языком. Он отбрасывает один предмет и берет другой. Может отбросить вещь в определенное место, например на пол, чтобы вызвать звучание.

С 7 до 10 месяцев у младенца появляется способность соотносить предмет с определённым местом в пространстве.Он выполняет двухактные действия: снимает со стержня крупные предметы, имеющие сквозное отверстие, а затем пытается нанизить их и т. п. ; перемещает предметы толчками в определенном направлении; захлопывает крышку коробочки и т. п. малыш берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие всей ладонью. Появляется привалирование функции одной руки, как правило, правой. Новым для этого периода является манипулирование двумя предметами, подражание предметным действиям взрослого.

С 10 месяцев до 1 года 3 месяцев у детей наблюдается появление так называемых функциональных действий, которые отличаются от манипулятивных тем, что выявляют целевое назначение предмета. Дети начинают употреблять предметы целенаправленно (из чашки пьют, машинку катают, куклу укачивают, из кубиков строят и т. п.). У них наблюдается совершенствование действий, выработанных ранее, а также отмечается обобщение и перенос действия на новые объекты.На протяжении этого периода совершенствуются действия руки малыша: кулачок «разжался», пальцы действуют более самостоятельно и автономно.

Основная задача сенсорного воспитания ребёнка первого года жизни состоит в предоставлении ему достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развития внимания к свойствам предметов. С момента формирования хватательных движений к этой задаче присоединяется ещё одна – развитие умения приспосабливать хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно это приведёт к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определённое значение.

На втором – третьем году жизни происходит усложнение задач сенсорного воспитания. Начинается постепенное накопление ребёнком представлений о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Окружающее должно обеспечивать разнообразие впечатлений. А это значит, что следует знакомить его со всеми основными разновидностями свойств – шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, т. к. дети плохо отличают его от синего, белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник. Доминирующим в сенсорном развитии становится восприятие предметов, а переход к предметному восприятию является следствием овладения простейшими действиями – хватанием и удерживанием предметов, манипулированием ими, передвижением в пространстве.

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПРИЯТИЮ

(от 1 года до 2 – х лет)

Ориентировка в величине

Занятия с матрешками

Первый этап (для детей от 1 года 1 месяца до 1 года 3 месяцев).

Занятие с двумя матрешками (одна матрешка раскрывается, другая — нет)

Цель занятия:

• развивать умение ориентироваться в 2 контрастных величинах;

• формировать целенаправленные действия детей (открывать, закрывать, вынимать, вкладывать) с матрешкой.

Материал: матрешка с одним нераскрывающимся вкладышем (контрастной величины, с разницей примерно 3 см).

Методические приемы:

Воспитатель вначале показывает, как открывается, вынимается, вкладывается, закрывается матрешка, сопровождая действия словом. Обращает внимание на величину матрешек, по-разному эмоционально окрашивая голос на словах «большая», «маленькая». При обучении использует кинестетический метод, т. е. действует рукой ребенка.

Второй этап (для детей от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев).

Занятие с двумя матрешками (обе раскрываются)

Цель занятия:

• развивать умение ориентироваться в 2 контрастных величинах;

• формировать целенаправленные действия детей (открывать, закрывать, вынимать, вкладывать) с матрешкой;

• учить детей правильно ставить головку матрешки около основания или сзади него;

• учить последовательно закрывать сначала матрешку маленькую, потом большую.

Материал: матрешка с одним нераскрывающимся вкладышем (контрастной величины, с разницей примерно 3 см).

Методические приемы:

Воспитатель учит детей правильно ставить головку матрешки около основания или сзади него, последовательно закрывать сначала матрешку маленькую, потом большую. Торопиться сделать это за ребенка не следует, надо дать ему возможность самому справиться с заданием.

Третий этап (от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев)

Занятие с тремя матрешками (две матрешки раскрываются, третья — нет)

Цель занятия:

• развивать умение ориентироваться в 3 контрастных величинах предметов (разница примерно 3 см);

• формировать целенаправленные действия с матрешкой.

Материал: три матрешки – две раскрываются, третья – нет.

Методические приемы:

Воспитатель пользуется в основном методом показа, сопровождая его словом. Если дети легко справляются с заданием, его можно усложнить головки матрешек ставить не у их оснований, а около меньшего основания большую, а возле большого основания – маленькую. В этой ситуации ребенок должен правильно сориентироваться.

Четвертый этап (от 1 года 9 месяцев до 2 лет).

Занятие с тремя матрешками (все матрешки раскрываются)

Цель:

• Ориентировка в трех контрастных величинах предметов (разница примерно 3 см);

• Целенаправленные действия с матрешками;

• Учить выполнять словесные инструкции;

• Учить последовательно закрывать матрешки, учитывая величину.

Материал: три матрешки – все раскрываются.

Методические приемы:

Воспитатель пользуется в основном методом показа, сопровождая его словом.Затем задание усложняется: дается словесная инструкция, которую ребенок выполняет самостоятельно.

Занятия с пирамидкой

Первый этап: (от 1 года 1 месяца до 1 года 3 месяцев).

Занятия с пирамидкой (4 – 5 колец, у которой кольца одинаковые.

Цель:

• развивать координацию рук;

• совершенствовать целенаправленные действия с пирамидкой.

Материал: пирамидка из 4–5 колец одинаковой величины.

Методические приемы:

Показ, сопровождаемый словом, использование кинестетического метода (воспитатель рукой ребенка проводит по поверхности пирамидки, показывая, какая она ровная, гладкая).

Второй этап: (от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев)

Занятие с пирамидкой (4 кольца, кольца 2 контрастных величин.

Материал: пирамидка из 4 колец 2 контрастных величин (2 кольца больших и 2 поменьше).

Читайте также:  Детский центр развития ребенка василек

Методические приемы:

Воспитательинтонацией подчеркивает разницу в величине колец: «маленькое кольцо», «большое кольцо». Надев сначала большие кольца, затем маленькие, проводит рукой ребенка по поверхности пирамидки, показывая, какая теперь она неровная.

Третий этап (для детей от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев).

Занятие с пирамидкой (6 колец, кольца 3 контрастных величин

Цель занятия:

• развивать у ребенка ориентировку в предметах 3 контрастных величин;

• ввести понятие «поменьше».

Материал: пирамидка из 6 колец, из них 2 кольца большие, 2 средние и 2 маленькие.

Методические приемы:

Воспитатель вводит новое понятие – «поменьше», называя так среднее кольцо (большое, поменьше, маленькое). Надев сначала большие кольца, затем поменьше и, наконец, маленькие кольца, проводит рукой ребенка по поверхности пирамидки, показывая, какая она теперь неровная.

Четвертый этап (от 1 года 9 месяцев до 2 лет).

Занятие с пирамидкой, состоящей из 4–5 колец.

Цель:

• развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.

Материал: пирамидка из 4–5 колец.

Методические приемы:

Пирамидку собирают из большой пирамидки, состоящей из 8 — 10 колец. Для детей этого возраста такую пирамидку собирают через одно кольцо, т. е. разница в величине колец здесь более контрастная.

На занятиях, которые организуют с целью обучения детей ориентировке в форме предметов, предусматривается постепенное усложнение заданий. Рассмотрим это также поэтапно.

Ориентировка в форме

Первый этап (от 1 года 1 месяца до 1 года 3 месяцев).

Занятие на развитие ориентировки детей в двух контрастных формах предметов (шар – куб)

Цель занятия:

• учить детей ориентировке в форме предметов по образцу.

Материал: три шарика, три кубика одного цвета и одинаковой величины.

Методические приемы:

Воспитатель предлагает детям, играя, найти предметы такой же формы, отличив их от других предметов, контрастной формы; показывает, как прокатить шарик по доске, желобку. Затем просит детей сделать это с другими шариками. Далее демонстрирует, как из кубиков сделать башню. Оставляя один кубик как образец, предлагает одному из детей найти в материале такие же и самому построить башню.

Второй этап (от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев).

Занятие по упражнению детей в соотнесении формы предмета с формой отверстия

Цель:

• упражнять в соотнесении формы предмета с формой отверстия.

Материал: «почтовый ящик»,на крышке которого вырезаны две знакомые формы предметов: круг – квадрат (треугольник — прямоугольник);предметы: шар, куб, кирпичик, призма.

Методические приемы:

Игра «Почтовый ящик».На крышке ящика вырезаны две знакомые формы предметов: круг – квадрат (треугольник – прямоугольник, которые точно соответствуют размерам шара, куба, кирпичика, призмы. Шар не должен входить в квадрат, а куб – в круг, только при этом условии ребенок сможет проверить правильность выполнения своих действий.

Третий этап (от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев)

Занятие – игра «Найди коробке крышку»

Цель:

• учить ориентироваться в 4 – х формах предметов.

Материал: коробки разных форм (четырехугольная, круглая, прямоугольная, треугольная) и соответствующие им крышки.

Методические приемы:

Организуется игра. Воспитатель, держа руку ребенка, его пальчиком обводит форму отверстия коробки. Затем показывает предмет, сопровождая действие словом. На глазах у детей опускает предмет в соответствующее отверстие. Далее предлагает детям самим выполнить это задание (повторяется 2–3 раза).

В играх с коробками разной формы детям предлагают выбрать крышку из имеющихся у них в наборе к коробке. Действуя с крышками, малыши подбирают к коробке подходящую.

Четвертый этап (от 1 года 9 месяцев до 2 лет)

Занятие на развитие у ребенка ориентировки в предметах, близких по форме

Цель занятия:

• учить подбирать предметы, близких по форме.

Материал: шар, яичко, матрешки, грибочки, флажки разной формы и др.

Методические приемы:

Подобрать предметы по образцу, отличая от других, близких по форме.

Ориентировка в цвете

Первый этап (от 1 года 9 месяцев до 2 лет)

Дидактическая игра «Оденем кукол»

Цель:

• подбор к образцу парных предметов одного цвета.

Материал: кукла, варежки красного и синего цветов.

Методические приемы:

Воспитатель предлагает ребенку одеть кукле варежки. Кладет перед ребенком 4 варежки (две красного и две синего цвета). Надевает на одну руку варежку красного цвета, а на другую предлагает одеть ребенку. Если ребенок справился с заданием, игру повторяют, используя варежки синего цвета. Также можно подобрать и другие парные предметы двух контрастных цветов (желтый — зеленый).

Источник

Элнара Ханахмедова
Сенсорное развитие детей 2–3 лет

Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. В ряде работ отечественных и зарубежных психологов и физиологов (М. П. Денисова и К. Л. Фигурин, А. И. Бронштейн и Е. П. Петрова, Н. И. Касаткина и А. И. Левикова, М. О. Шрифтзетцер, Дж. Гибсон и др.) показана важная роль повышения тактильной чувствительности, слухового анализа в развитии восприятия. Сенсорное развитие ребенка – это развитиеего восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем возрасте очень велико. Оно является основой для интеллектуального развития ребенка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность, влияет на расширение словарного запаса ребенка. Существуют следующие виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые. Сенсорныеощущения имеют разное значение для ребенка:

1. С помощью зрения ребенок воспринимает внешние признаки предметов окружающего мира, их удаленность друг от друга и расположение в пространстве.

2. С помощью слуха ребенок воспринимает и различает разнообразные звуки, определяет их источники и направление, слушает музыку и т. д.

3. Осязательное ощущения, обоняние и вкус также важен для ребенка, но они не являются доминантными. Обоняние дарит возможность насладиться приятными запахами; вкус позволяет ощутить разнообразные вкусовые качества пищевых продуктов.

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Восприятие — непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаза, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа). Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае у ребенка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности. Научить ребенка обследовать предметы и различать их свойства еще недостаточно для полноценного развития восприятия. Необходимо уметь определить отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов. Для этого существуют мерки, с помощью которых можно сравнивать предметы. Поэтому, приступая к описанию этапов сенсорного развития ребенка, нельзя не остановиться на понятии «сенсорный эталон».

Читайте также:  Креативное развитие ребенка 5 лет

Сенсорные эталоны –это общепринятые образцы внешних свойства предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают цветовые спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, в качестве эталонов величины — метрическая система мер. В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения. Во вкусовом восприятии выделяют четыре основных вкуса (соленое, сладкое, горькое, кислое). В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие запахи. Закрепить образы предметов, сделать их более четкими ребенку помогают слова. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и через некоторые время после восприятия предмета.

Сенсорное развитие и воспитание ребенка 2 – 3 года. У ребенка начинаются накапливаться представление о цвете, форме, величине и других свойства предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. В этом возрасте продолжать знакомить ребенка с цветом (красный, синий, желтый, зеленый, формой предметов (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, набором геометрических форм (шар, куб, призма, цилиндр, кирпич, конус, звуками окружающего мира (музыкальные инструменты, музыкальные произведения, человеческая речь различной громкости). Но при этом не следует добиваться от малыша запоминания и употребления слов, обозначающих свойства предметов.

В раннем возрасте можно проводить специальные занятия по сенсорному развитию детей. Основная задача таких занятий – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях.

Знакомство с формой и цветом предметов – пирамидки, вкладыши с формами, куб с формами, набор «Грибочки на полянке», лабиринт, развивающий дом, развивающая улитка с формами, домик с вкладыши, рамки- вкладыши с формами. Внимание детей раннего возраста имеет непроизвольный характер. Малыши действуют спонтанно, их не возможно заставить слушать, смотреть, если им не интересно. В работе с детьми раннего возраста необходимо использовать такие игры, в процессе которых изучаемый признак предмета становится для них по – настоящему значимым. Этого можно добиться, проводя с ними дидактические игры по сенсорному развитию: «Вкладыши», «Посади бабочку», «Разноцветные зонтики», «Разложи палочки по баночкам», «Большой, поменьше, маленький», «Определи на ощупь», «Один – много», «Длинный – короткий», и т. д.

Знакомство с величиной предметов – Матрешки, ведерки (большое, маленькое, кубики, пирамидки, машинки, мячи.

Знакомство с цветами предметов – муляжи «овощи», «фрукты»; детская посуда, мозайки разного размера, конструкторы, шнуровки, машинки, мячи.

Целевые ориентиры сенсорного развития в возрасте 2-3 года

При нормальном развитии сенсорных способностей у детей2-3 лет должны присутствовать следующие навыки и умения:

• выделение нужного предмета из группы по форме, цвету, величине и другим характеристикам;

• нахождение предмета, соответствующего образцу, из 4 различных объектов;

• сортировка предметов по различным характеристикам;

• определение объекта по силуэту или соответствующему цветовому пятну;

• обозначение одного или нескольких сенсорных признаков для каждого известного предмета;

• подбор предметов нужной формы или цвета при необходимости их использования в самостоятельной сюжетной игре.

К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного развития ребёнка. Начиная с трёх лет, основное место в сенсорном развитии детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Большая роль в формировании сенсорной культуры отводится окружающей среде.

Таким образом, сенсорное развитие детейдошкольного возраста включает в себя несколько важных компонентов: зрительное восприятие, ощущение, мышление, память, осязательные составляющие. Все они в совокупности представляют собой единую систему, благодаря которой ребенок продвигается в своем развитии, прогрессирует. Человек является частью природы, и сенсорное восприятие ребёнка — это часть данных ему природой возможностей вырасти и успешно адаптироваться в окружающей среде. Поощряйте желание ребёнка бегать босиком, подолгу возиться с водой, землёй и песком. Эти занятия не только разовьют сенсорную восприимчивость дошкольника, но и привьют ему любовь к природе, сформируют устойчивый интерес к её законам и событиям. Стремление активно познавать окружающий мир является частью жизненной программы любого живого существа, в том числе человека. Сенсорное развитие дошкольников, забота о создании у них целостной картины сенсорного восприятия мира – основная задача родителей и воспитателей, которые хотят, чтобы дети росли не только счастливым и здоровым, но и гармонично развитым.

План работы по сенсорному развитию детей 2-3 лет

СЕНТЯБРЬ 1. Адаптация Выявить представления детей о цвете, форме, размере посредством дидактического материала на начало года. Игрушки и игры с уголка сенсорного развития

2. «Наша группа» Знакомство со спальней, группой, туалетной комнатой. Обращать внимание на предметы индивидуального пользования. Кукла бибабо (Петрушка).

3. «Дети в детском саду» Воспитывать доверительное отношение к детскому саду Игрушки и игры с уголка сенсорного развития.

4. «Продолжать знакомить с дидактическими игрушками» Продолжать знакомить с игровыми пространствами группы Кубики, вкладыши, пирамидки, озвученные игрушки и т. д.

ОКТЯБРЬ

1.«Собираем пирамидку». Упражнять в точном попадании отверстием кольца на стержень. Одноцветная пирамидка из 3-5 колец

2. «Домик с большими и маленькими окошками». Формировать внимание детей на величину предметов (большой, маленький, такой, не такой) Силуэты окошек – дидактические картинка «Домик с маленькими большими окошками».

3. «Прыг – скок по дорожке».Закрепление знания цветов: красный, синий. Картонная дорожка 40 см длиной и 10 см шириной, а также полоски красного, синего цветов шириной 4 см, игрушки.

4. «Познакомить с кругом». Формировать у детей умение чередовать предметы по величине. Силуэты кругов (больших и маленьких)

5. «Какого цвета водичка». Использовать игровую ситуацию для ознакомления с такими свойствами воды, как возможность его окрашивания. Гуашь, специальные стаканчики, наполненные прозрачной водой, белая бумага, трафарет воздушного шарика.

6. «Угадай, что звенит». Учить по звучанию, называть предмет Колокольчики

7.«Разложи шарики». Развивать у детей восприятие предметов шарообразной формы, 2-х цветов (красный, синий) Шары разного цвета (красный, синий)

Читайте также:  Здоровье ребенка это его гармоничное развитие

8. «Цветные машинки» Формировать у детей восприятие цветных предметов, выполнять действие с предметами, подбирать однородные предметы Три – четыре одноцветные машины разной величины (красный, синий)

НОЯБРЬ

1. «Какая машина уедет дальше» Организовать игру с машинками одного цвета, чтобы выяснить, какая машинка самая быстрая. 2 машинки цветные машинки (красный, синий)

2.«Познакомить с квадратом». Познакомить детей с геометрической фигурой- квадратом. Геометрические фигуры- квадраты

3. «Угости маленького и большого зайца морковкой». Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине. Игрушечные зайцы (большой и маленький) и морковка (большая и маленькая).

4. «Домик с большими и маленькими окошками» Формировать внимание детей на величину предметов (большой, маленький) Силуэты окошек – дидактические картинка «Домик с маленькими большими окошками».

5.«Домик с круглыми и квадратными окошками» Формировать у детей умение чередовать предметы по величине. Силуэты круга, квадрата (больших и маленьких, дидактические картинка «Домик с круглыми и квадратными окошками»

6. «Найди такую же» Формировать умение находить одинаковые предметы Мячи, машинки и т. д.

7.«Найди пару». Учить детей узнавать и правильно находить пару из плоскостных геометрических фигур. Дидактическая игра «Геометрическое лото».

ДЕКАБРЬ

1.«Волшебный контейнер». Учить детей выполнять задание правильно, развивать мелкую моторику рук. Контейнер с фасолью, горохом

2.«Шарики». Учить детей подбирать предметы одинаковой окраски; называть цвета. Шарики основных цветов.

3.«Подбери по форме».Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат. Блоки-вкладыши на каждого ребёнка.

4.Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик) Развивать у детей мелкую моторику рук. Бельевые прищепки (разных цветов,Силуэты: солнышко, елка, ежик, тучка, ягодка.

5. «Приготовь салат» (кубики и шарики) Формировать умение находить кубики и шарики. Бусы с разными геом. формами.

6. «Забавные ленточки» Продолжать обогащать сенсорный опыт, развитие мелкой моторики рук Цветные ленточки

7. «Пирамидка высокая и низкая». Закреплять знания о цвете предметов. Высокая пирамидка и низкая.

ЯНВАРЬ

1. «Кто скорее соберет игрушки». Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине Дидактическая игра «Игрушки».

2. «Счетные палочки». Учить детей группировать счетные палочки по цвету. Счетные палочки.

3. «Золушка». Учить детей сортировать предметы (фасоль) по цвету, развивать мелкую моторику рук. Фасоль, тарелочки.

4. «Мячи трех цветов». Формировать внимание детей на цвета предмета; развивать понимание слов «цвет», «большие», «маленькие». Дидактические картинки с мячами (красный, синий, желтый)

5. «Найди куклу по цвету» Формировать внимание детей на цвет одежды куклы, развивать умение различать цвета (красный, синий, желтый) Дидактические картинка

6. «Разрезные картинки» Формировать сенсорные способности (умение по части восстановить целое) Предметные картинки два набора.

7. «Пирамидка» Формировать умение последовательно собирать пирамидку Разноцветные пирамидки

ФЕВРАЛЬ

1. Подбери варежку Формировать умение подбирать по образцу однородные парные предметы- варежки Варежки трех цветов- красный, синий, желтый

2.Пальчиковые игры с массажными шариками: вращение между ладонями, катание по столу в разные стороны. Развивать у детей мелкую моторику рук. Массажные шарики.

3. Окрашивание воды. Формирование представлений об оттенках цветов (светлый, темный). Вода в прозрачных емкостях, краски светлых и темных оттенков.

4. «Поможем зайке разложить игрушки».Закрепление знания геометрических фигур: круг,квадрат Игрушки: зайцы, сенсорныйкуб с геометрическими фигурами: круг, квадрат.

5. «Большой — маленький» Формировать умение ориентироваться в величине предметов (большой, маленький) Кубики разных размеров

6. «Что потеряли котятки?» Формировать умение действовать с разноцветными предметами. Игрушка кошка, дидактические пособия «Котятки» (котята, нарисованные на картинке по контору. У каждого котенка бантики и сапожки определенного цвета.

7. «Подарим куклам бусы» Формировать умение детей на цвет одежды куклы, развивать умение детей выбрать предметы заданного тона из четырех возможных, формировать умение группировать предметы по цвету. Дидактические разрезные картинки «Бусы», Дидактическая картинка «Кукла».

МАРТ

1. «Ткани». Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей. Пары одинаковых на ощупь тканей.

2. «Воздушные шары».Закрепить знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый. Дидактическая игра «Воздушные шары».

3. «Строим башню». Обучение соотнесению по величине трех предметов.Строительный материал: кубики, кирпичики, призмы разного размера (большой, поменьше, маленький).

4. «Что лежит в мешочке?».Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами. Дидактическая игра «Волшебный мешочек» (круг, квадрат, треугольник)

5. «Подбери петушку перышко» Учить различать и называть основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый). Дидактическая игра «Подбери петушку перышко».

6. «Большая, средняя, маленькая матрешка» Формировать умение у детей в сопоставлении предметов по величине. Дидактические картинки с матрешками, три контрастные раскрывающиеся матрешки.

7. Подбери варежку Формировать умение подбирать по образцу однородные парные предметы- варежки Варежки 4 цветов (красный, синий, желтый, зеленый)

8. «Достань колечко» Формировать предметно – орудийные действия (с помощью палочки подвигать к себе разноцветные предметы). Палочки с круглым сечением, цветные кольца основных цветов.

9. «Какого цвета водичка» Использовать игровую ситуацию для ознакомления с такими свойствами воды, как возможность его окрашивания. Гуашь, специальные стаканчики, наполненные прозрачной водой, белая бумага. (основные цвета + белый, черный, коричневый и розовый цвета).

АПРЕЛЬ

1. «Сделаем куклам бусы». Закреплять умение группировать предметы по цвету, продолжать учить нанизывать бусы на нитку. Шнурки или веревочки, разноцветные бусины основных цветов (по количеству детей в подгуппе).

2. «Спрячь мышку». Закреплять у детей представления о основных цветах. Дидактическая игра «Спрячь мышку».

3.Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по образцу. Развивать у детей мелкую моторику рук. Счетные палочки основных цветов, образцы предметов.

4. «Волшебная вода» Развивать представления детей о вкусовых качествах воды (сладкая — соленая) Вода, сахарный песок, соль.

5. «Найди по цвету платочек и платье для куклы» Формировать умение детей находить по цвету необходимые предметы одежды (платочек, платье, развивать умение различать цвета (красный, синий, желтый, красный) Дидактическая игра «Подбери кукле платочек и платье».

6. «Паровозик с круглыми треугольными, квадратными окошками» Формировать у детей умение находить предметы данной формы Формы треугольников и кругов, квадраты, дидактические картинка «Паровозик с круглыми и треугольными окошками».

МАЙ

Диагностика. Выявить знания детей в области сенсорного развития посредством дидактического материала на конец года. Игрушки и игры с уголка сенсорного развития.

Источник