Сенсорное развитие ребенка в онтогенезе

1.2 Развитие сенсорных процессов в онтогенезе

Исследования Н.Л. Фигурина, Н.М. Денисовой, Н.М. Щелованова, Н.М. Аксариной, Л.Г. Голубевой, М.Ю. Кистяковской и других позволяют проследить, как происходит сенсорное развитие в первые годы жизни ребёнка.

Так, О.В. Баженова указывает на то, что путь развития восприятия ребёнка сложен. Много интересных, больших изменений происходит в этот период, в первую очередь они относятся к развитию основных видов чувствительности.

Как отметила Г.А. Урунтаева, органы чувств новорождённого начинают функционировать с момента рождения [50]. Но развитие сенсорное и моторной активности младенца происходит не одновременно. Важнейшая особенность развития в этом возрасте состоит в том, что высшие анализаторы – зрение, слух – опережают развитие руки, как органа осязания и органа движения, что обеспечивает формирование всех основных форм поведения ребёнка, а значит, определяет ведущее значение условий жизни и воспитания в этом процессе [2].

Как показывают наблюдения В.С. Мухиной, к 3-4 месяцам, т.е. до овладения ползанием, хватанием и манипулированием, совершенствуется зрительное и слуховое сосредоточение. Зрение и слух, по мнению Мухиной, объединяются между собой: ребёнок поворачивает голову в ту сторону, откуда раздаётся звук, ищет глазами его источник [26]. Ребёнок не только видит и слышит, он стремится к зрительным и слуховым впечатлениям. Эксперименты, описанные Мухиной, проводившиеся с трёхмесячными детьми, показали, что младенцы хорошо различают цвета, формы объёмных и плоскостных геометрических фигур. Удалось установить, что разные цвета привлекают младенца в разной степени, причём, как правило, предпочтительными оказываются яркие и светлые. Обнаружилось так же, что дети этого возраста очень чувствительны к новизне: если рядом с предметами, на которые ребёнок часто смотрит поместить новый, отличающийся от них по цвету или форме, ребенок, заметив его целиком, переключается на новый предмет, надолго сосредотачивает на нём взор [26].

С освоением хватания в 4 месяца, как отмечает Г.А. Урунтаева, начинается развитие руки младенца, как анализатора. Все предметы младенец схватывает одинаково, прижимая пальцами к ладони. В 4-5 месяцев у ребёнка возникает новая потребность достать и взять игрушку, привлекшую его внимание. С 4-6 месяцев малыш учится точно направлять руку к игрушке, доставать или брать предметы лёжа на боку, животе [49]. Более точное движение руки к предмету складывается к 8 мес. Схватывание и удержание предмета пальцами формируется на 7-8 месяце и совершенствуется до конца года. Ребёнок начинает располагать пальцы на предмете в соответствии с его формой и величиной (круглый, квадратный или продолговатый) [35].

Как пишет Т. Бауэр, к 10-11 месяцам ребёнок, прежде чем взять какой-либо предмет заранее складывает пальцы в соответствии с его формой и величиной [3]. Значит зрительное восприятие ребёнком этих признаков в объектах теперь направляет его практическое действие. В процессе рассматривания и манипулирования с предметами складываются зрительно-двигательные координации [50].

Новым, по мнению Л.Н. Павловой, в сенсорном развитии 10-11 месячного ребёнка является умение соотносить между собой части предметов при снимании колец со стержня пирамиды и надевание их, открывать и закрывать дверцы шкафа, выдвигать и задвигать ящики стола [28]. К концу первого года на основе зрительного восприятия возникает понимание ребёнком речи. Зрительный поиск объектов управляется словом.

Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребёнка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий [41]. Малыш легко отличит свою маленькую ложку от большой, которой пользуются взрослые. Форма и величина предметов, по утверждению Башаевой, при необходимости выполнить практическое действие выделяется правильно. Цвет ребёнком воспринимается труднее, поскольку, в отличие от формы и величины, не оказывает большого влияния на выполнение действий [4].

На 3-м году жизни, как установил Л.А. Венгер, Э.И. Пилюгина, некоторые хорошо знакомые малышу предметы становятся постоянными образцами, с которыми ребёнок сравнивает свойства любых объектов, например треугольные объекты с «крышей», красные с помидором [29]. Ребёнок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов с меркой, которой выступает не только конкретный предмет, но и представление о нём [6].

Г.А. Урунтаева [50] выделила особенности сенсорного развития в раннем детстве:

— складывается новый тип внешних ориентировочных действий;

— примеривание, а позднее зрительное соотнесение предметов по их признакам;

— возникают представления о свойствах предметов;

— освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности.

А.В. Запорожец указывал, что в дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность [31]. Л.А. Венгер обращает внимание на то, что главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов [37].

Исследование З.М. Богуславской показало, что на протяжении дошкольного возраста игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметами и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом. К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования [35].

Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих. Соотношения осязания и зрения в процессе обследования предметов неоднозначны и зависят от новизны объекта и стоящей перед ребёнком задачи. Так, при предъявлении новых предметов, по описанию В.С. Мухиной, возникает длительный процесс ознакомления, сложная ориентировочно-исследовательская деятельность [26]. Дети берут предмет в руки, ощупывают, пробуют на вкус, сгибают, растягивают, стучат об стол и пр. Таким образом, они сначала знакомятся с предметов в целом, а потом выделяют в нём отдельные свойства. В ходе выполнения разных видов деятельности при соответствующем педагогическом руководстве средние дошкольники учатся наблюдать, рассматривать объекты для выделения разных его сторон.

Читайте также:  Оригами для мозгов японская система развития интеллекта ребенка 8 игр и 5

Н.Н. Поддъяков выявил следующую последовательность действий ребёнка при обследовании предметов. Первоначально предмет воспринимается в целом. Затем вычленяются его главные части и определяются их свойства (форма, величина и пр.). На следующем этапе выделяются пространственные взаимоотношения частей относительно друг друга (выше, ниже, справа, слева). В дальнейшем вычленении более мелких деталей устанавливается их пространственное расположение по отношению к их основным частям. Завершается обследование повторным восприятием предметов[39].

В ходе обследовательской деятельности происходит как бы перевод свойств воспринимаемого объекта на знакомый ребёнку язык, каковым являются системы сенсорных эталонов [40]. Ознакомление с ними и способами их использования (начиная с 3-х лет) занимает основное место в сенсорном развитии ребёнка.

Освоение сенсорных эталонов не только значительно расширяет сферу познаваемых ребёнком свойств, но и позволяет отражать взаимосвязь между ними. Сенсорные эталоны – это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов. Эти представления характеризуются обобщённостью, так как в них закреплены наиболее существенные главные качества. Осмысленность эталонов выражается в соответствующем названии – слове. Эталоны не существуют отдельно друг от друга, а образуют определённые системы. Например, спектр цветов, шкала музыкальных звуков, система геометрических форм и пр., что составляет их системность.

Исследования под руководством Л.А. Венгера позволили проследить этапы усвоения эталонов.

Подводя итог развитию сенсорных способностей дошкольника можно выделить следующее:

— зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим;

— осваиваются сенсорные эталоны;

— возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;

— с установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется.

Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 79361
Количество таблиц: 2
Количество изображений: 8

… анкетирования. Так, подавляющее большинство родителей отметили, что их дети любят собирать пирамидки, играть с кубиками и с конструктором и т.д. 2. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста с нормальным слухом   2.1 Развитие сенсорного восприятия в онтогенезе   Новорождённый ребёнок реагирует на свет и звук, чувствует прикосновение, запах и многое другое. Однако деятельность …

… уровень развития. Следовательно, результаты констатирующего этапа исследования требуют проведения формирующего этапа эксперимента в соответствии с предложенной гипотезой. 2.2 Реализация педагогических условий развития детей раннего возраста В формирующем эксперименте приняли участие 10 человек экспериментальной группы. На формирующем этапе эксперимента мы попытались реализовать условия, …

… детей раннего дошкольного возраста 2.1 Организация эмпирического исследования С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе теоретического изучения проблемы «Особенности познавательного развития детей раннего возраста» было проведено эмпирическое исследование. Цель исследования: изучить особенности познавательного интереса у детей раннего возраста и определить основные пути …

… ­пенно и направляться на все стороны нервно — психического развития детей. Только при всестороннем развитии у них будет своевременно формироваться речь. §2. Социально-психологическая депривация как фактор нарушения развития детей раннего возраста Проблематика психических лишений представляет важную проблему в течение целых столетий. Мы узнаем о ней уже от древних летописцев. Так, …

Источник

                                   
Сенсорное развитие в онтогенезе.

Сенсорное развитие во все времена
было и остается важным и необходимым
для полноценного воспитания детей. Сенсорное
развитие ребенка — это развитие его восприятия
и формирования представлений о важнейших
свойствах предметов, их форме, цвете,
величине, положении в пространстве, а
также запахе и вкусе. Значение сенсорного
развития в раннем детстве
трудно переоценить, именно этот период
наиболее благоприятен для совершенствования
деятельности органов чувств, накопления
представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие, с одной
стороны, составляет фундамент общего
умственного развития ребенка; с другой
стороны, имеет самостоятельное значение.
Полноценное восприятие необходимо также
и для успешного обучения ребенка в детском
дошкольном учреждении, в школе и для многих
видов трудовой деятельности. От того,
как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает
мир осязательным путем, во многом зависит
его нервно-психическое развитие.

Прежде чем мыслить ребёнок
начинает познавать окружающее с помощью
своих органов чувств (зрение, слух, осязание
и др.) Познание окружающей действительности
начинается с ощущений и восприятия, т.е.
чувственного отражения в мозге ребёнка
предметов и явлений окружающей действительности.
Отдельные ощущения, полученные от того
или иного предмета, на основе предыдущего
опыта суммируются в целостное восприятие
данного предмета.

В раннем возрасте восприятие
совершенствуется и к 3-м годам достигает
высокого уровня развития: ребёнок тонко
дифференцирует звуки и тембр человеческого
голоса, различает предметы по цвету, величине,
узнаёт знакомые мелодии, различает темп
музыки, получает первые числовые представления
(много, мало) и др. У него развиваются различные
сенсорные способности: видеть и рассматривать,
слышать и слушать, различать предметы
по отдельным их внешним признакам, подражать
видимым действиям и т.д.

Органы чувств новорожденного
начинают функционировать с момента рождения.
Но развитие сенсорной и моторной активности
младенца происходит не одновременно.
Важнейшая особенность развития в этом
возрасте состоит в том, что высшие анализаторы
— зрение, слух — опережают развитие руки
как органа осязания и органа движения,
что обеспечивает формирование всех основных
форм поведения ребенка, а значит, определяет
ведущее значение условий жизни и воспитания
в этом процессе.

Читайте также:  Влияние правильного питания на развитие ребенка

Новорожденность (0 — 2,5 месяца)
— первый, кризисный период в жизни ребенка.
Это переход от существования во внутриутробной
гомогенной среде, где все воздействия
сглажены, мягки, к среде воздушной, дискретной.
На ребенка обрушиваются ощущения, значительно
более разнообразные и интенсивные, чем
прежде.

Основными потребностями этого
возраста являются потребность в новых
впечатлениях, потребность в движениях,
потребность в общении со взрослыми.

Основная особенность новорожденного
— безграничные возможности усвоения нового
опыта, приобретения свойственных человеку
форм поведения.

Младенец, с момента рождения
которого прошло 1-2 дня, уже способен различать
вещества на вкус. Он предпочитает сладкие
жидкости другим и даже способен различать
степени сладости. Новорожденный ощущает
запахи, реагирует на них поворотом головы,
изменениями в частоте сердцебиения и
дыхания. Эти изменения аналогичны тем,
которые наблюдаются у более взрослых
людей при повышенном интересе и внимании
к чему-либо.

Зрение, по-видимому, является
наименее развитым чувством при рождении
ребенка. Хотя новорожденные в состоянии
следить глазами за движущимися объектами,
но до 2-4 — месячного возраста их зрение
слабое. В это время зрительная система
напоминает фотоаппарат с фиксированным
фокусом. Младенцев привлекают, прежде
всего, черно-белые объекты с выраженной
точкой. Зрительные реакции вызывает только
свет, находящийся вблизи, слуховые реакции
— только резкие звуки. На протяжении первых
недель и месяцев жизни зрение и слух быстро
совершенствуются. Ребенок начинает следить
глазами за движущимися предметами, а
потом останавливает взор на неподвижных
предметах.

Он начинает реагировать на
нерезкие звуки, в частности на голос взрослого.
В ответ на зрительные и слуховые раздражители
возникает пока еще кратковременная задержка
импульсивных движений ручек, ножек и
головы; прекращение плача свидетельствует
о зрительном и слуховом сосредоточении.

В возрасте около 1 недели ребенок
уже способен отличить голос своей матери
от голосов других людей.

Упражнение органов чувств
(анализаторов), поступление в мозг импульсов,
получаемых при помощи разнообразных
сигналов из внешнего мира — необходимое
условие нормального созревания мозга
в период новорожденности.

Если ребенок попадает в условия
сенсорной изоляции (отсутствия достаточного
количества внешних впечатлений) его развитие
резко замедляется.

Напротив, если ребенок получает
достаточно впечатлений, то происходит
быстрое развитие ориентировочных рефлексов
( что выражается в появлении зрительного
и слухового сосредоточения), создается
основа для последующего овладения движениями
и формирование психических процессов
и качеств.

Период новорожденности заканчивается
с появлением комплекса оживления — положительной
эмоциональной реакции на склонившееся
над ребенком человеческое лицо. Ребенок
улыбается, рассматривает лицо, наблюдает
за действиями взрослого, издает звуки,
двигает ручками и ножками. Если взрослый
отходит, младенец пытается вновь привлечь
к себе внимание. Это дает основание говорить
о появлении актов общения между ребенком
и взрослым.

Период младенчества имеет
возрастные границы от 2,5 месяцев до 1 года.

Жизнь младенца целиком зависит
от взрослого. Взрослый удовлетворяет
органические потребности ребенка — кормит,
купает, переворачивает его с одной стороны
на другую. Взрослый удовлетворяет и растущую
потребность в разнообразных впечатлениях:
младенец заметно оживляется, когда его
берут на руки. Перемещаясь в пространстве
благодаря взрослому, ребенок имеет возможность
видеть большее количество предметов,
дотрагиваться до них, а затем и схватывать.
От взрослого исходят такие основные слуховые
и осязательные впечатления.

При правильных методах воспитания
непосредственное общение (общение ради
общения), характерное для начала младенчества,
скоро уступает место общению по поводу
предметов, игрушек, перерастающему в
совместную деятельность взрослого и
ребенка. Взрослый как бы вводит ребенка
в предметный мир, привлекает его внимание
к предметам, наглядно демонстрирует всевозможные
способы действия с ними, часто непосредственно
помогает ребенку выполнять действие,
направляя его движения.

В развитии двигательной активности
ребенок проходит ряд этапов: научается
держать голову, переворачиваться с живота
на спину и со спины на живот, сидеть, ползать,
делать первые шаги.

К началу младенчества происходит
известное уточнение работы зрительного
и слухового аппаратов, связанное с их
упражнением, возникает зрительное и слуховое
сосредоточение.

Зрительное восприятие в младенчестве
значительно менее развито, чем у взрослого,
но интенсивно развивается. В состоянии
бодрствования 3-х месячный ребенок постоянно
рассматривает объекты, отслеживает их
взором в любом направлении, с различной
скоростью и на любом расстоянии; возрастает
длительность фиксации взора (до 25 секунд
и дольше). Возникают так называемые инициативные
движения глаз — перевод взора с одного предмета
на другой без всякой внешней причины.
Младенец хорошо различает цвета, формы
объемных и плоскостных геометрических
фигур. В это время он уже способен предугадывать
события: увидев бутылочку, реагирует
радостным возбуждением (раньше кричал
от голода, пока сосок не оказывался во
рту). Бутылочка, на которую он смотрит,
— не просто зрительный образ, а предмет,
который должен оказаться у него во рту
и утолить чувство голода. Можно отметить
постепенную дифференциацию слуховых
и зрительных психических процессов. Так,
если новорожденный удерживал внимание
на матери, когда она с ним разговаривала,
то теперь малыш встречает появление матери
улыбкой, даже если она не произносит ни
слова. Зрительные образы ребенка до конца
младенчества лишены константности. Знакомый
предмет, по-новому ориентированию пространства,
расположенный в новом месте, воспринимается
как необычный. Дети обычно не узнают свою
мать, если видят ее в новом платье.

Читайте также:  Ребенок три года отстает в развитии

Слуховое сосредоточение тоже
становится длительным. Его вызывают любые
негромкие звуки, чем-либо привлекающие
младенца. Зрение и слух начинают координировать:
ребенок поворачивает голову в ту сторону,
откуда раздается звук, ищет глазами его
источник.

Ребенок не только видит и слышит.
Он стремится к зрительным и слуховым
впечатлениям, получает от них удовольствие.
Его взор привлекает блестящие, красочные,
движущиеся предметы, слух — звуки музыки,
человеческой речи. Все это заметно и при
простом наблюдении. Но наблюдение не
может ответить на вопрос, что именно видит
ребенок, как он разбирается в получаемых
впечатлениях. Здесь на помощь приходит
эксперемент. Эксперементы показали, что
трехмесячные дети хорошо различают цвета,
формы объемных и плоскостных геометрических
фигур. Удалось установить, что разные
цвета привлекают младенца в разной степени,
причем, как правило, предпочтительными
оказываются яркие и светлые (хотя это
правило нельзя считать всеобщим: сказываются
индивидуальные вкусы младенцев). Обнаружилось
также, что дети этого возраста очень чувствительны
к новизне: если рядом с предметами, на
которые ребенок части смотрит, поместить
новые, отличающиеся от них по цвету или
форме, ребенок, заметив его, целиком переключается
на новый предмет, надолго сосредотачивает
на нем взор.

С разнообразными свойствами
предметов — их формой, величиной, весом,
плотностью, устойчивостью и т.д. — младенец
знакомиться в процессе хватания и манипулирования.
К 10 — 11 месяцам ребенок, прежде чем взять
какой-либо предмет, заранее складывает
пальцы в соответствии с его формой и величиной.
Значит, зрительное восприятие ребенком
этих признаков в объектах теперь направляет
его практические действия.

Ребенок исследует предметы,
чтобы открыть их свойства. Прежде чем
начать действовать с незнакомым предметом,
он ощупывает поверхность, переворачивает
предмет, медленно двигает его, и только
затем применяет привычные формы манипулирования.
Действия ребенка, по определению Ж. Пиаже
становятся инструментальными, т.е. одни
объекты начинают использоваться для
достижения других. Например, ребенок
тянет скатерть со стола, чтобы достать
объект, стоящий на ней.

Получаемые впечатления «от
исследовательской деятельности» превращаются
в образы восприятия, отражающие устойчивые
свойства предметов, с которыми ребенок
знакомится в своих действиях. Это создает
почву для использования таких свойств
при решении возникающих перед ребенком
новых задач — для элементарных форм мышления.

На основе зрительного восприятия
возникает понимание речи ребенком. Взрослый
показывает предмет и спрашивает: «где
то -то?» (называют его словом). В результате
такого обучения складывается связь между
предметом, действие с ним и словом взрослого.
Возникшая в 10 месяцев начальная форма
понимания речи строится на основе зрительной
ориентировки. И в то же время зрительный
поиск объектов управляется словом. В
конце первого года жизни появляются первые
слова ребенка, которые относятся к предмету.

Все это свидетельствует о том,
что к концу младенчества у ребенка формируется
мыслительная деятельность, которая носит
главным образом наглядно-действенный
характер. И на основе организуемых взрослыми
движений и действий ребенка у него складываются
первоначальные представления об окружающем
мире и возникают элементарные формы восприятия
и мышления, позволяющая ориентироваться
в этом мире и составляющие необходимую
предпосылку для перехода к усвоению разных
видов общественного опыта, которые происходят
в раннем детстве.

После младенчества начинается
новый этап развития человека — раннее
детство (от 1 года до 3 лет). Он связан с
кризисом первого года. Младенчество вооружило
ребенка умением смотреть, слушать. Ребенок
начинает овладевать телом, управлять
движениями рук. На первом году жизни у
младенца сформировались начальные формы
психических действий, свойственных человеку.
Следующие два года — период раннего детства
— приносят ребенку новые принципиальные
достижения такие как: овладение телом,
овладение речью, развитие предметной
деятельности. Эти достижения проявляются:
в телесной активности, координированности
движений и действий, прямо хождении; в
развитии соотносящих и орудийных действий;
в бурном развитии речи; в развитии способности
к замещению, символическим действиям
и использованию знаков; в развитии наглядно
— действенного, наглядно — образного и
знакового мышления; в развитии воображения
и памяти; в чувствовании себя источником
воображения и воли; в выделении своего
«я» и в появлении так называемого чувства
личности.

Восприятие в раннем возрасте
остается синкретическим и расплывчатым.

Ребенок не может последовательно
осмотреть предмет и выделить разные его
стороны. Он выхватывает какой-то наиболее
яркий признак и, реагируя на него, узнает
предмет. Именно поэтому на втором году
жизни малыш с удовольствием рассматривает
картинки, фотографии, не обращая внимания
на пространственное расположение изображенных
предметов, например, когда книжка лежит
вверх ногами. Он одинаково хорошо опознает
окрашенные и контурные объекты, а также
объекты, раскрашенные в необычные цвета.
То есть цвет не стал еще для ребенка важным
признаком, характеризующим предмет.

Восприятие развивается по
мере овладения ребенком предметной деятельностью,
в ходе которой он учится ориентироваться
на цвет, форму, размеры предметов ( например,
при подборе колец пирамидки, частей матрешки,
застегивании пуговиц т.д.). Постепенно
ребенок переходит от внешне орудийной
ориентировки в свойствах предметов к
зрительной.

Например, если в начале второго
года дети подбирают вкладыши к отверстиям
в игре методом прикладывания, то на третьем
году уже действуют на основе зрительного
соотнесения. В памяти ребенка сохраняются
представления воспринятых им ранее предметов,
которые в дальнейшем выступают в качестве
эталонов при восприятии новых предметов
( зеленый «как огурец»; круглый «как шарик»
и т.д.)

Источник