Сенсорное развитие ребенка третьего года жизни

Сенсорное развитие ребенка третьего года жизни thumbnail

В советской педагогике сенсорное воспитание
рассматривается как основа умственного,
эстетического, физического, трудового
воспитания ребенка.

Дошкольный возраст — это возраст, когда
складываются и развиваются сенсорные процессы.
Поэтому сенсорное воспитание в этот период
занимает важнейшее место.

Выдающиеся зарубежные и отечественные
педагоги Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И.
Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и
др. считали, что сенсорное воспитание,
направленное на обеспечение полноценного
сенсорного развития, является одной из основных
сторон дошкольного воспитания. Сенсорное
развитие, с одной стороны, составляет фундамент
когнитивного развития, с другой, имеет
самостоятельное значение, так как полноценное
восприятие необходимо для успешного обучения
ребенка в разных видах деятельности и адаптации
его в социуме.

Отечественные психологи А.Н. Леонтьев, С.Л.
Рубинштейн, Н.Н. Поддъяков и др. утверждали, что
нужно учить видеть, учить воспринимать предметы
и объекты нас окружающие, развивать
целенаправленное восприятие, развивать умение
направлять свое внимание на те, или иные стороны,
выделять в предметах и явлениях самое
существенные, характерные признаки и свойства.

Сенсорное развитие ребенка – буквально с
первых дней его жизни является залогом успешного
осуществления разных видов деятельности,
формирования различных способностей. Именно
поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание
планомерно и систематически включалось во все
моменты жизни малыша, прежде всего в процессы
познания окружающей жизни: предметов, их свойств
и качеств (форма, строение, величина, пропорции
цвет, положение в пространстве и т.п.).

Значение сенсорного развития в раннем и
дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно
этот возраст наиболее благоприятен для
совершенствования деятельности органов чувств,
накоплении представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие ребенка длится не один
год и условно делится на два этапа: сенсорное
развитие детей раннего
возраста и сенсорное развитие детей
дошкольного возраста. Первый этап длится с
рождения до трех лет, второй с трех до шести.

Особенности сенсорного развития детей раннего
возраста заключаются в том, что оно
тесно связано с мозгом, который активно
развивается в этот период. Движущей силой
познавательной деятельности ребенка является
растущий и развивающийся мозг. И наоборот, чем
больше малыш получает впечатлений, чем
разнообразнее ему предлагаются упражнения и
материалы для восприятия, тем быстрее идет
образование связей и развитие мозга. В этот
период особенно активны органы восприятия –
слух, зрение, обоняние, осязание и вкусовые
ощущения.

На третьем году жизни сенсорное воспитание
заключается в совершенствовании восприятия
детей, в формировании у них активного
использования осязания, зрения, слуха. В данный
возрастной период сенсорное воспитание
является, с одной стороны, как и прежде, основной
линией развития, а с другой стороны, все
остальные линии развития базируются на
сенсорной основе.

Ребенок третьего года жизни продолжает
интенсивно накапливать впечатления и
представления о важнейших признаках, свойствах
предметов.

Дети третьего года жизни уже могут выполнять
элементарные продуктивнее действия
(выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен,
складывание простейших предметов из
строительного материала). Но при этом они мало
учитывают свойства отображаемых вещей и
используемого материала, так как не понимают их
значения и не фиксируют внимания на них. Поэтому,
обучая малышей выполнять простейшие
продуктивные задания, необходимо добиваться
того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма,
величина, цвет – постоянные признаки предметов,
которые нужно учитывать при выполнении самых
различных действий.

На третьем году жизни ребенок начинает
обозначать сенсорные свойства и признаки
краткими пояснениями; белые пятна на голубом
фоне — это «снег идет», «зайчики прыгают»;
оранжевое пятно — это «солнышко светит»,
«колобок». Цветовыми пятнами он обозначает
траву, деревья, листья, крокодила и т.п. С помощью
цвета обобщает характерные признаки достаточно
широкого круга предметов и явлений.

Познавательная потребность, в той или иной мере
сформированная у ребенка третьего года жизни, в
основном направлена на обследование величины,
формы, фактуры предметов, издаваемых ими звуков,
соотнесения частей.

Дальнейшее сенсорное развитие ребенка
происходит, как и ранее, в ходе специальных
игр-занятий, но в значительно большей степени,
чем раньше, в повседневной жизни: в игре, на
прогулке, в быту, в процессе практических
действий с предметами и наблюдений. Действуя с
предметами, он учитывает их свойства, положение в
пространстве, пытаясь изобразить это доступными
ему средствами (элементы строительного набора,
мозаики, краски, фломастеры, карандаши и т.п.).

У ребенка на третьем году жизни появляется
стремление более четко следовать образцу,
который задан взрослым. Теперь малыш при
предъявлении дидактического материала с
удовольствием рассматривает его, слушает
пояснения взрослого, понимает, что от него хотят,
и только потом начинает действовать, следуя
инструкции взрослого.

К трехлетнему возрасту завершается
подготовительный этап сенсорного воспитания
ребенка, и далее начинается организация
систематического усвоения им сенсорной
культуры.

Начиная с 3 лет, основное место в сенсорном
воспитании детей занимает ознакомление их с
общепринятыми сенсорными эталонами и способами
их использования.

Основные задачи сенсорного воспитания

На третьем году жизни задачи сенсорного
развития существенно усложняются, что связано с
общим психофизическим развитием, прежде всего
началом формирования новых видов деятельности
(игровой, элементарной продуктивной и др.). В
связи с этим необходимо создавать условия для
интенсивного накопления разнообразных
представлений о цвете, форме, величине, фактуре,
удаленности предметов и явлений как в процессе
специально организованных игр-занятий, так и в
повседневной жизни. При этом важно, чтобы
представления о сенсорных свойствах и качествах
предметов были не только широкими, но и
систематизированными (ребенка необходимо
знакомить с восемью цветами: шесть цветов
спектра, кроме голубого, черный и белый; с такими
формами, как круг, квадрат, прямоугольник, овал,
треугольник).

В процессе совершенствования восприятия
(сравнения и сопоставления) ребенок начинает
узнавать предметы и явления по наиболее
характерным признакам и свойствам.

Необходимо также совершенствовать действия,
направленные на углубление восприятия: учитывая
различные свойства и качества предметов,
разбирать и собирать кубы-вкладыши, пирамиды,
матрешки; проталкивать предметы в
соответствующие отверстия коробок; подбирать к
коробкам разной величины, формы, цвета
соответствующие крышки; заполнять вкладышами
гнезда соответствующей величины и формы —
первоначально при выборе из двух разновидностей,
затем — из четырех.

Читайте также:  Определение пола ребенка внутриутробное развитие

2-3 год жизни: дети должны научиться
выделять, цвет, форму и величину как особые
признаки предметов, накапливать представления
об основных разновидностях цвета и формы и об
отношении между двумя предметами по величине.

3-4 год жизни: У детей формируют
сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в
речи представления о цветах, геометрических
фигурах и отношениях по величине между
несколькими предметами. Позднее следует
знакомить их с оттенками цвета, с вариантами
геометрических фигур и с отношениями по
величине, возникающих между элементами ряда,
состоящего из большего количества предметов.
Одновременно с формированием эталонов
необходимо учить детей способам обследования
предметов: их группировке по цвету и форме вокруг
образцов – эталонов, последовательному осмотру
и описанию формы, выполнению все более сложных
глазомерных действий. Наконец, в качестве особой
задачи выступает необходимость развивать у
детей аналитическое восприятие.

Значение сенсорного воспитания
заключается в том, что оно

– является основой для интеллектуального
развития;
– упорядочивает хаотичные представления
ребенка, полученные при взаимодействии с внешним
миром;
– развивает наблюдательность;
– готовит к реальной жизни;
– позитивно влияет на эстетическое чувство;
– является основой для развития воображения;
– развивает внимание;
– дает ребенку возможность овладеть новыми
способами предметно-познавательной
деятельности;
– обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
– обеспечивает освоение навыков учебной
деятельности;
– влияет на расширение словарного запаса
ребенка;
– влияет на развитие зрительной, моторной,
образной и др. видов памяти.

Методика сенсорного воспитания предусматривает
обу­чение детей обследованию предметов,
формирование пред­ставлений о сенсорных
эталонах
. Обучение обследованию проводится
как специально организованное восприятие
предмета в целях выявления тех его свойств, о
которых важно знать, чтобы успешно справиться с
предстоящей деятельностью. Один и тот же предмет
обследуется по-разному в зависимости от целей
обследования и самих обследуемых качеств. Но
существуют правила общие для всех видов
обследования: восприятие целостного облика
предмета; мысленное деление на основные части и
выявление их признаков (форма, величина, цвет и
другие); пространственное соотнесение частей
друг с другом (справа, слева, над, сверху и так
далее); вычленение мелких деталей, установление
их пространственного расположения по отношению
к основным частям; повторное целостное
восприятие предмета. Для обобщения сенсорного
опыта детей используют дидактические игры.
Многие из них связаны с обследованием предмета, с
различением признаков, требуют словесного
обозначения этих признаков («чудесный мешочек»,
«чем похожи и не похожи» и др.).

Особая роль в сенсорном воспитании детей
принадлежит природе. Познание природного
окружения вначале осуществляется чувственным
путём, при помощи зрения, слуха, осязания,
обоняния. Чем больше органов чувств
«задействовано» в познании, тем больше признаков
и свойств выделяет ребенок в исследуемом
объекте, явлении, а, следовательно, тем богаче
становятся его представления. На основе таких
представлений возникают мыслительные про­цессы,
воображение, формируются эстетические чувства.

Богатые возможности для сенсорного развития и
совершенствования ловкости рук таят в себе
народные игрушки: башенки, матрешки,
разнообразные шары, яйца и многие другие. Детей
привлекают красочность этих игрушек, забавность
действий с ними. Играя, ребенок приобретает
умение действовать на основе различения формы,
величины, цвета предметов, овладевает
разнообразными новыми движениями, действиями. И
все это своеобразное обучение элементарным
знаниям и умениям осуществляются в формах
увлекательных доступных ребенку.

В результате сенсорного воспитания ребенок
овладевает способами чувственного познания
мира, наглядно-образным мышлением; происходит
дальнейшее совершенствование всех видов детской
деятельности, формируется относительная
самостоятельность в поз и практической
деятельности. 

Источник

марина исагулова
Сенсомоторное и речевое развитие детей третьего года жизни

Сенсомоторное и речевое развитие ребенка третьего года жизни

Цель: Расширить знания в области сенсомоторного и речевого развития; ознакомление с играми-упражнениями на активизацию сенсорного восприятия.

Сенсомоторика состоит из двух слов (sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель.)

Задачи сенсомоторного развития:

· Развитие мелкой моторики рук;

· Развитие координации движения кистей рук;

· Формирование представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;

· Активизация сенсорного восприятия, стимулируя анализаторы зрительные, слуховые, осязания, обоняния и вкуса.

Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Ребёнок начинает познавать мир с самого раннего возраста, сначала с помощью ощущений (сенсорики, его жизнь окружает разнообразие звуков, красок, форм. И чем больше будет развито сенсорное восприятие у ребёнка, тем развитие ребёнка происходит более эффективно

Ребёнок растёт, начинает двигаться: ползать, ходить, бегать, и теперь уже крупная и мелкая моторика помогает ему познавать окружающий мир.

Особенности сенсомоторного развития в младенческом возрасте:

— Складывается акт рассматривания предметов;

— Формируется хватание, приводя к развитию руки, как органа движения;

— Устанавливаются зрительно-двигательные координации;

— Устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между восприятием предмета, действием с ним и его называнием.

Сенсомоторика – это умение управлять движением и эмоциями, это согласованность глаз и движения, согласованность слуха и движения.

Сенсомоторика работает на уровне рефлексов. Показательный пример: мы идём по улице, глаза увидели препятствие: лужу, камень, … мы или останавливаемся или делаем движение в сторону. Сработало сенсомоторное восприятие.

Ещё пример: мы услышали громкий звук, я не знаю, как именно отреагируете вы, но какие-то изменения в вашем движении будет, вы либо остановитесь, либо ускорите движения, либо посмотрите в сторону откуда доносится звук. Ещё пример: рисуем пейзаж – при помощи руки на лист переносим то, что видят глаза. (взаимодействия зрения и движения руки и пальцев)Теперь мы понимаем насколько важно развивать у ребёнка сенсомоторные качества. Уровень речевого развития играет существенную роль в развитии восприятия. В дошкольном возрасте активно совершенствуется двигательная сфера. Движения становятся координированными, ловкими, уверенными, что значительно расширяет круг практической деятельности дошкольника.

Читайте также:  Первая энциклопедия по развитию интеллекта ваш ребенок самый умный

Выдающиеся учёные в области дошкольной педагогике и психологии (А. В. Запорожец, А. П. Усова, Е. Т. Тихеева, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. Ребёнок открыт всему миру. Известно, что он усваивает огромный объём информации. «От пятилетнего возраста до меня один шаг, а от новорожденного до пяти огромное расстояние», — писал Л. Н. Толстой. Путь дошкольника очень ответственный: он трудный и радостный, он приносит много разных встреч и открытий. Чем больше дети познают, тем богаче будет их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику, и всё это позволит легче учиться.

Чтобы познакомиться с каким-то предметом, его нужно изучить: трогать руками, сжимать, гладить, то есть совершать какие-то действия, которые называются моторными. Чтобы взять предмет одной рукой, малыш должен быть уже моторно готов к этому. Если он не может схватить этот предмет, то не сможет и ощутить его. Значит, если мы научим руки ребёнка быть ловкими и умелыми, то он сможет многое познать с их помощью. И чем раньше мы дадим в его руки новое, неизученное, тем быстрее они станут умелыми. Всё это, безусловно, облегчает развитие и обучение детей. Важно, чтобы окружающий мир был обогащён развивающей средой: разработаны игрушки, игровые пособия, стимулирующие зрительные, тактильные, обонятельные ощущения. Учитывается сила цвета: при грамотно подобранной цветовой гамме снижается напряжение, оптимизируется эмоциональный настрой.

Каким образом открыть перед малышом мир, в который он пришёл, помочь не потеряться в нём, воспринять добро, красоту с трепетом и улыбкой – это то, что волнует педагогов. Важно, чтобы, вкладывая в руки малыша кусочек глины или выбирая для него формат бумаги, знакомя его с мягкой игрушкой или интересной книгой, мы не только пользовались интуицией и богатым педагогическом опытом, но и руководствовались знаниями по возрастной физиологии.

В раннем возрасте основной формой общения ребёнка со взрослым уже должно быть практическое, деловое сотрудничество, а действия с предметами – ведущей деятельностью.

Дети младшего дошкольного возраста должны уметь застёгивать и расстёгивать пуговицы, зашнуровывать и расшнуровывать обувь, завязывать шарф. Кроме того, они должны уметь завязывать и развязывать узелки, подбирать крышки по величине и по цвету, уметь пользоваться прищепкой, выполнять задания на развитие мускулатуры пальцев рук, подбирать колпачки к фломастеру по цвету, нанизывать колечки на леску по цвету и по величине, выкладывать изображения из пуговиц, мозаики, спичек (5-8 штук, из семян на пластилиновой основе и т. д. Люди давно заметили, что движение рук и пальцев благотворно действует на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

Для детей, имеющих отклонения в развитии, — отмечал Л. С. Выготский, — необходимо создание обходных путей. Необходимо подбирать комплекс игр-занятий которые помогают думать, запоминать, чувствовать. Ребёнок должен сам заниматься поиском решения задачи.

Игры по познавательному развитию детей.

«Угадай-ка» — создание проблемной ситуации.

«Подумай-ка» — дискуссия, обсуждение, ведущие к «открытию» нового знания.

«Узнавай-ка» — решение проблемы самими детьми, формирование поисковых способов ориентировки при выполнении задания.

«Делай-ка» — знакомство с алгоритмом действий, общепринятой терминологией.

«Запоминай-ка» — проговаривание вслух установленных алгоритмом действий.

«Упражняй-ка» — тренировочные упражнения.

Игры-упражнения, в начале которых малыш уже видит положительную оценку своей деятельности – «маленький приз», но получить его сможет тогда, когда разрешит очередную проблемную ситуацию. Игры — занятия по познавательному развитию лучше проводить индивидуально либо подгруппой из 2-3 человек.

Игра: «Найди шарик»развитие тактильных ощущений. Малышу предлагают поиграть с крупой, которая находится в банке. В крупе ребёнок находит шарик, с которым ему также предлагают поиграть.

Упражнения с шариком (Фридриха Фрёбеля) Развитие зрительного внимания и стимуляция активных и направленных движений кистей рук («Туда-сюда», «Вверх-вниз», «Скок-скок», «Спрячь в ладошку», «Спрячь в коробочку»). Упражнения выполняются как правой, так и левой рукой.

Ручная моторика тесно связана с речевым, психологическим и личностным развитием ребёнка. Одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка является дидактическая игра. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: обучающую, которую преследует взрослый, и игровую, ради которой действует ребёнок. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения детей к заданию, что очень важно при развитии ручной моторики у дошкольников.

Читайте также:  Внутриутробное развитие ребенка интересные факты

Игра «Весёлые крышки»

Цели: — учить детей производить откручивание и закручивание крышек разного диаметра, зрительно определять по схеме их заданное местоположение и цвет.

— воспитывать интерес к обучению, усидчивости.

Игра «Цветные шарики»

Цели: — учить детей нанизывать шарики с отверстием на стержень, зрительно определять по схеме местоположение и цвет шариков;

развивать мелкую ручную моторику зрительное восприятие, внимание, мышление, память;

— воспитывать учебные навыки.

Игра «Будь внимателен»

Цели: — учить детей выполнять соотносящие действия, согласовывать движения обеих рук, анализировать план-схему, подбирать по цвету шарики или фишки, соблюдать последовательность их выкладывания;

— закреплять знания цветов, развивать точность движений рук, зрительно- двигательную координацию.

Игра «Забавные прищепки»

Цели: — учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить её местоположение по цвету;

развивать мелкие движения рук, соотносящие действия, координацию действия обеих рук, зрительное восприятие, внимание, память.

— воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение.

Занятия по сенсорному воспитанию направлены на развитие зрительного восприятия и внимания, подражания, формирование целостного образа предметов, на развитие тактильно-двигательного восприятия, на развитие слуховой памяти и внимания и т. д. В задачи обучения и воспитания входит:

— учить выделять и называть основные цвета и формы;

— учить детей обследовать предметы зрительно-тактильно (при обследовании объёмных предметов) и зрительно-двигательного (при восприятии плоскостных форм или объектов). Игры с прищепками – прекрасная форма работы для закрепления знаний о цвете, форме, величине, умения ориентироваться в пространстве, счётных навыков, развития мышления, внимания, воображения. В процессе игр дети развивают конструктивный праксис, создавая из частей целые предметы – человечков, домики, растения – из различных по форме, цвету и величине геометрических фигур. Дети учатся помогать друг другу, сопереживать.

Игры с прищепками помогают установить контакт с детьми, вызвать доверительные отношения к взрослым и сверстникам. В ходе таких игр развивается эмоционально-волевая сфера детей, ведь прищепки в форме «крокодилов» умеют широко открывать «пасть» и могут «укусить» за пальчик.

Данные игры помогают активизировать речь, обогатить её новыми словами. Игры с прищепками можно использовать с раннего возраста, делая поделки совместно или по показу и сопровождая работу чтением стихов или беседой, с учётом способностей каждого ребёнка.

Игра «Солнышко»

— Смотрит солнышко в окошко,

— Смотрит в нашу комнату.

— Мы похлопаем в ладошки, Очень рады солнышку.

Вариант игры: ребёнку даются круг жёлтого цвета и прищепки двух цветов. Предлагается по образу выбирать только жёлтые прищепки и прикреплять их к кругу.

— Детям старшего дошкольного возраста можно предложить сделать «солнышко в разные времена года». Для этого предлагаются круги жёлтого и красного цветов, но разные по величине. Например, солнышко зимой светит, но не греет. Ребёнок выбирает маленький круг желтого цвета и короткие прищепки такого цвета. Весной солнышко светит ярче, от его тепла тает снег, поэтому для солнышко мы выбираем круг большего размера и длинные прищепки. Летом солнце печёт, оно очень тёплое, люди загорают. Для летнего солнышко можно выбрать большой красный круг и чередовать желтые и красные прищепки. Осенью солнышко не такое жаркое, поэтому можно взять желтый круг и чередовать желтые длинные и короткие прищепки.

Игра «Ёжик»

Ель на ёжика похожа:

Ёж в иголках, ёлка тоже.

Вариант игры: ребёнку предлагаются плоскостные изображения ёжика и ёлки (из картона, фанеры и т. д.) на подставке. Дети прикрепляют прищепки к ёлки зелёного цвета, к ёжику – прищепки другого цвета. Можно предложить чередование прищепок по величине, по цвету, например ёлка зимой — чередование зелёных и белых прищепок. Ёжик осенью несет на иголках разноцветные листики – предлагаются прищепки жёлтого, красного, оранжевого цветов. Можно предложить детям прикрепить необходимое количество прищепок или на ёлку прикрепить две прищепки, а на ёжика – на одну больше и т. д.

Игра «Змея в траве» — Дети по образу прикрепляют к прищепке два круга – это глаза змеи. Далее к этой прищепки прикрепляются все остальные друг за другом в длину, зигзагообразно. К картону зелёного цвета любой формы дети прикрепляют зелёные прищепки, так получается трава. В заключении можно «положить змею в траву», послушать, как она шипит (дети произносят звук (ш) громко и тихо, долго и кратко, придумать про змею сказку и т. д.

Учитывая особенности наших воспитанников, необходимо:

Больше проводить индивидуальных занятий, осуществлять предварительную работу по развитию тонкой и глубокой моторики, предлагать небольшое количество материала, неоднократно повторять показ действий с тем или иным материалом, заканчивать упражнение при достижении первого результата, так как ребёнок быстро истощается, не может долго работать.

Опыт показывает, что дети с нарушениями в развитии выбирают упражнения, которые могут выполнить, а упражнения, вызывающие затруднения, игнорируют, хотя иногда и испытывают интерес. Важно не упустить этот момент интереса и помочь ребёнку в овладении упражнением: достижение успеха приводит к самоуважению и возникновению дальнейшей потребности в развитии. Но ведь можно несколько видоизменить упражнение, чтобы ребёнок мог выполнять его самостоятельно!

На современном этапе проблемы сенсорного и моторного воспитания обсуждаются в педагогической теории. Авторы отмечают, что сенсорное и моторное развитие не являются врождёнными, а развиваются в процессе.

Список используемой литературы:

Э. Джин Айрис. Ребенок и сенсомоторная интеграция. Теревинф 2009

Е. Янушко. Игры с аутичным ребенком. Теревинф, 2007

Источник