Сенсорное развитие ребенка трех лет
Элнара Ханахмедова
Сенсорное развитие детей 2–3 лет
Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. В ряде работ отечественных и зарубежных психологов и физиологов (М. П. Денисова и К. Л. Фигурин, А. И. Бронштейн и Е. П. Петрова, Н. И. Касаткина и А. И. Левикова, М. О. Шрифтзетцер, Дж. Гибсон и др.) показана важная роль повышения тактильной чувствительности, слухового анализа в развитии восприятия. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем возрасте очень велико. Оно является основой для интеллектуального развития ребенка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность, влияет на расширение словарного запаса ребенка. Существуют следующие виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые. Сенсорные ощущения имеют разное значение для ребенка:
1. С помощью зрения ребенок воспринимает внешние признаки предметов окружающего мира, их удаленность друг от друга и расположение в пространстве.
2. С помощью слуха ребенок воспринимает и различает разнообразные звуки, определяет их источники и направление, слушает музыку и т. д.
3. Осязательное ощущения, обоняние и вкус также важен для ребенка, но они не являются доминантными. Обоняние дарит возможность насладиться приятными запахами; вкус позволяет ощутить разнообразные вкусовые качества пищевых продуктов.
Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Восприятие — непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаза, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа). Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае у ребенка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности. Научить ребенка обследовать предметы и различать их свойства еще недостаточно для полноценного развития восприятия. Необходимо уметь определить отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов. Для этого существуют мерки, с помощью которых можно сравнивать предметы. Поэтому, приступая к описанию этапов сенсорного развития ребенка, нельзя не остановиться на понятии «сенсорный эталон».
Сенсорные эталоны –это общепринятые образцы внешних свойства предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают цветовые спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, в качестве эталонов величины — метрическая система мер. В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения. Во вкусовом восприятии выделяют четыре основных вкуса (соленое, сладкое, горькое, кислое). В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие запахи. Закрепить образы предметов, сделать их более четкими ребенку помогают слова. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и через некоторые время после восприятия предмета.
Сенсорное развитие и воспитание ребенка 2 – 3 года. У ребенка начинаются накапливаться представление о цвете, форме, величине и других свойства предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. В этом возрасте продолжать знакомить ребенка с цветом (красный, синий, желтый, зеленый, формой предметов (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, набором геометрических форм (шар, куб, призма, цилиндр, кирпич, конус, звуками окружающего мира (музыкальные инструменты, музыкальные произведения, человеческая речь различной громкости). Но при этом не следует добиваться от малыша запоминания и употребления слов, обозначающих свойства предметов.
В раннем возрасте можно проводить специальные занятия по сенсорному развитию детей. Основная задача таких занятий – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях.
Знакомство с формой и цветом предметов – пирамидки, вкладыши с формами, куб с формами, набор «Грибочки на полянке», лабиринт, развивающий дом, развивающая улитка с формами, домик с вкладыши, рамки- вкладыши с формами. Внимание детей раннего возраста имеет непроизвольный характер. Малыши действуют спонтанно, их не возможно заставить слушать, смотреть, если им не интересно. В работе с детьми раннего возраста необходимо использовать такие игры, в процессе которых изучаемый признак предмета становится для них по – настоящему значимым. Этого можно добиться, проводя с ними дидактические игры по сенсорному развитию: «Вкладыши», «Посади бабочку», «Разноцветные зонтики», «Разложи палочки по баночкам», «Большой, поменьше, маленький», «Определи на ощупь», «Один – много», «Длинный – короткий», и т. д.
Знакомство с величиной предметов – Матрешки, ведерки (большое, маленькое, кубики, пирамидки, машинки, мячи.
Знакомство с цветами предметов – муляжи «овощи», «фрукты»; детская посуда, мозайки разного размера, конструкторы, шнуровки, машинки, мячи.
Целевые ориентиры сенсорного развития в возрасте 2-3 года
При нормальном развитии сенсорных способностей у детей 2-3 лет должны присутствовать следующие навыки и умения:
• выделение нужного предмета из группы по форме, цвету, величине и другим характеристикам;
• нахождение предмета, соответствующего образцу, из 4 различных объектов;
• сортировка предметов по различным характеристикам;
• определение объекта по силуэту или соответствующему цветовому пятну;
• обозначение одного или нескольких сенсорных признаков для каждого известного предмета;
• подбор предметов нужной формы или цвета при необходимости их использования в самостоятельной сюжетной игре.
К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного развития ребёнка. Начиная с трёх лет, основное место в сенсорном развитии детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Большая роль в формировании сенсорной культуры отводится окружающей среде.
Таким образом, сенсорное развитие детей дошкольного возраста включает в себя несколько важных компонентов: зрительное восприятие, ощущение, мышление, память, осязательные составляющие. Все они в совокупности представляют собой единую систему, благодаря которой ребенок продвигается в своем развитии, прогрессирует. Человек является частью природы, и сенсорное восприятие ребёнка — это часть данных ему природой возможностей вырасти и успешно адаптироваться в окружающей среде. Поощряйте желание ребёнка бегать босиком, подолгу возиться с водой, землёй и песком. Эти занятия не только разовьют сенсорную восприимчивость дошкольника, но и привьют ему любовь к природе, сформируют устойчивый интерес к её законам и событиям. Стремление активно познавать окружающий мир является частью жизненной программы любого живого существа, в том числе человека. Сенсорное развитие дошкольников, забота о создании у них целостной картины сенсорного восприятия мира – основная задача родителей и воспитателей, которые хотят, чтобы дети росли не только счастливым и здоровым, но и гармонично развитым.
План работы по сенсорному развитию детей 2-3 лет
СЕНТЯБРЬ 1. Адаптация Выявить представления детей о цвете, форме, размере посредством дидактического материала на начало года. Игрушки и игры с уголка сенсорного развития
2. «Наша группа» Знакомство со спальней, группой, туалетной комнатой. Обращать внимание на предметы индивидуального пользования. Кукла бибабо (Петрушка).
3. «Дети в детском саду» Воспитывать доверительное отношение к детскому саду Игрушки и игры с уголка сенсорного развития.
4. «Продолжать знакомить с дидактическими игрушками» Продолжать знакомить с игровыми пространствами группы Кубики, вкладыши, пирамидки, озвученные игрушки и т. д.
ОКТЯБРЬ
1.«Собираем пирамидку». Упражнять в точном попадании отверстием кольца на стержень. Одноцветная пирамидка из 3-5 колец
2. «Домик с большими и маленькими окошками». Формировать внимание детей на величину предметов (большой, маленький, такой, не такой) Силуэты окошек – дидактические картинка «Домик с маленькими большими окошками».
3. «Прыг – скок по дорожке». Закрепление знания цветов: красный, синий. Картонная дорожка 40 см длиной и 10 см шириной, а также полоски красного, синего цветов шириной 4 см, игрушки.
4. «Познакомить с кругом». Формировать у детей умение чередовать предметы по величине. Силуэты кругов (больших и маленьких)
5. «Какого цвета водичка». Использовать игровую ситуацию для ознакомления с такими свойствами воды, как возможность его окрашивания. Гуашь, специальные стаканчики, наполненные прозрачной водой, белая бумага, трафарет воздушного шарика.
6. «Угадай, что звенит». Учить по звучанию, называть предмет Колокольчики
7.«Разложи шарики». Развивать у детей восприятие предметов шарообразной формы, 2-х цветов (красный, синий) Шары разного цвета (красный, синий)
8. «Цветные машинки» Формировать у детей восприятие цветных предметов, выполнять действие с предметами, подбирать однородные предметы Три – четыре одноцветные машины разной величины (красный, синий)
НОЯБРЬ
1. «Какая машина уедет дальше» Организовать игру с машинками одного цвета, чтобы выяснить, какая машинка самая быстрая. 2 машинки цветные машинки (красный, синий)
2.«Познакомить с квадратом». Познакомить детей с геометрической фигурой- квадратом. Геометрические фигуры- квадраты
3. «Угости маленького и большого зайца морковкой». Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине. Игрушечные зайцы (большой и маленький) и морковка (большая и маленькая).
4. «Домик с большими и маленькими окошками» Формировать внимание детей на величину предметов (большой, маленький) Силуэты окошек – дидактические картинка «Домик с маленькими большими окошками».
5.«Домик с круглыми и квадратными окошками» Формировать у детей умение чередовать предметы по величине. Силуэты круга, квадрата (больших и маленьких, дидактические картинка «Домик с круглыми и квадратными окошками»
6. «Найди такую же» Формировать умение находить одинаковые предметы Мячи, машинки и т. д.
7.«Найди пару». Учить детей узнавать и правильно находить пару из плоскостных геометрических фигур. Дидактическая игра «Геометрическое лото».
ДЕКАБРЬ
1.«Волшебный контейнер». Учить детей выполнять задание правильно, развивать мелкую моторику рук. Контейнер с фасолью, горохом
2.«Шарики». Учить детей подбирать предметы одинаковой окраски; называть цвета. Шарики основных цветов.
3.«Подбери по форме». Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат. Блоки-вкладыши на каждого ребёнка.
4. Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик) Развивать у детей мелкую моторику рук. Бельевые прищепки (разных цветов, Силуэты: солнышко, елка, ежик, тучка, ягодка.
5. «Приготовь салат» (кубики и шарики) Формировать умение находить кубики и шарики. Бусы с разными геом. формами.
6. «Забавные ленточки» Продолжать обогащать сенсорный опыт, развитие мелкой моторики рук Цветные ленточки
7. «Пирамидка высокая и низкая». Закреплять знания о цвете предметов. Высокая пирамидка и низкая.
ЯНВАРЬ
1. «Кто скорее соберет игрушки». Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине Дидактическая игра «Игрушки».
2. «Счетные палочки». Учить детей группировать счетные палочки по цвету. Счетные палочки.
3. «Золушка». Учить детей сортировать предметы (фасоль) по цвету, развивать мелкую моторику рук. Фасоль, тарелочки.
4. «Мячи трех цветов». Формировать внимание детей на цвета предмета; развивать понимание слов «цвет», «большие», «маленькие». Дидактические картинки с мячами (красный, синий, желтый)
5. «Найди куклу по цвету» Формировать внимание детей на цвет одежды куклы, развивать умение различать цвета (красный, синий, желтый) Дидактические картинка
6. «Разрезные картинки» Формировать сенсорные способности (умение по части восстановить целое) Предметные картинки два набора.
7. «Пирамидка» Формировать умение последовательно собирать пирамидку Разноцветные пирамидки
ФЕВРАЛЬ
1. Подбери варежку Формировать умение подбирать по образцу однородные парные предметы- варежки Варежки трех цветов- красный, синий, желтый
2. Пальчиковые игры с массажными шариками: вращение между ладонями, катание по столу в разные стороны. Развивать у детей мелкую моторику рук. Массажные шарики.
3. Окрашивание воды. Формирование представлений об оттенках цветов (светлый, темный). Вода в прозрачных емкостях, краски светлых и темных оттенков.
4. «Поможем зайке разложить игрушки». Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат Игрушки: зайцы, сенсорный куб с геометрическими фигурами: круг, квадрат.
5. «Большой — маленький» Формировать умение ориентироваться в величине предметов (большой, маленький) Кубики разных размеров
6. «Что потеряли котятки?» Формировать умение действовать с разноцветными предметами. Игрушка кошка, дидактические пособия «Котятки» (котята, нарисованные на картинке по контору. У каждого котенка бантики и сапожки определенного цвета.
7. «Подарим куклам бусы» Формировать умение детей на цвет одежды куклы, развивать умение детей выбрать предметы заданного тона из четырех возможных, формировать умение группировать предметы по цвету. Дидактические разрезные картинки «Бусы», Дидактическая картинка «Кукла».
МАРТ
1. «Ткани». Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей. Пары одинаковых на ощупь тканей.
2. «Воздушные шары». Закрепить знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый. Дидактическая игра «Воздушные шары».
3. «Строим башню». Обучение соотнесению по величине трех предметов. Строительный материал: кубики, кирпичики, призмы разного размера (большой, поменьше, маленький).
4. «Что лежит в мешочке?».Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами. Дидактическая игра «Волшебный мешочек» (круг, квадрат, треугольник)
5. «Подбери петушку перышко» Учить различать и называть основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый). Дидактическая игра «Подбери петушку перышко».
6. «Большая, средняя, маленькая матрешка» Формировать умение у детей в сопоставлении предметов по величине. Дидактические картинки с матрешками, три контрастные раскрывающиеся матрешки.
7. Подбери варежку Формировать умение подбирать по образцу однородные парные предметы- варежки Варежки 4 цветов (красный, синий, желтый, зеленый)
8. «Достань колечко» Формировать предметно – орудийные действия (с помощью палочки подвигать к себе разноцветные предметы). Палочки с круглым сечением, цветные кольца основных цветов.
9. «Какого цвета водичка» Использовать игровую ситуацию для ознакомления с такими свойствами воды, как возможность его окрашивания. Гуашь, специальные стаканчики, наполненные прозрачной водой, белая бумага. (основные цвета + белый, черный, коричневый и розовый цвета).
АПРЕЛЬ
1. «Сделаем куклам бусы». Закреплять умение группировать предметы по цвету, продолжать учить нанизывать бусы на нитку. Шнурки или веревочки, разноцветные бусины основных цветов (по количеству детей в подгуппе).
2. «Спрячь мышку». Закреплять у детей представления о основных цветах. Дидактическая игра «Спрячь мышку».
3. Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по образцу. Развивать у детей мелкую моторику рук. Счетные палочки основных цветов, образцы предметов.
4. «Волшебная вода» Развивать представления детей о вкусовых качествах воды (сладкая — соленая) Вода, сахарный песок, соль.
5. «Найди по цвету платочек и платье для куклы» Формировать умение детей находить по цвету необходимые предметы одежды (платочек, платье, развивать умение различать цвета (красный, синий, желтый, красный) Дидактическая игра «Подбери кукле платочек и платье».
6. «Паровозик с круглыми треугольными, квадратными окошками» Формировать у детей умение находить предметы данной формы Формы треугольников и кругов, квадраты, дидактические картинка «Паровозик с круглыми и треугольными окошками».
МАЙ
Диагностика. Выявить знания детей в области сенсорного развития посредством дидактического материала на конец года. Игрушки и игры с уголка сенсорного развития.
Источник
Что мы знаем о сенсорном развитии детей и почему так важно приступать к нему, когда ребёнку 3-4 года? Начнём с того, что сенсорное развитие — это активное совершенствование восприятия и представлений как об отдельных элементах, так и о целом окружающем мире.
Что нужно знать о сенсорном воспитании
С раннего детства кроху нужно обучать вслушиваться в звуки, всматриваться в происходящие явления, ощупывать предметы, таким образом формируя у него перцептивные действия.
Стоит понимать, что научить ребёнка обследовать предмет путём визуального и осязательного знакомства с ним недостаточно. Чтобы понять особенности предмета до конца, ему нужно будет научиться соотносить его качества и свойства с качествами и свойствами других предметов.
Для того чтобы ребёнок научился выявлять качества и соотносить их с качествами других предметов, ему понадобятся мерки — так называемые эталоны, сложившиеся исторически.
В рамках сенсорного воспитания будет происходить активное сенсорное развитие, кроме того, ребёнок научится познавать мир через личный чувственный опыт. Во многом эффективность физического и умственного воспитания связана с уровнем сенсорного развития ребёнка, то есть зависит от его способности слышать, осязать и видеть всё вокруг.
Почему нужно начинать заниматься с младшими дошкольниками
В каждом возрасте дети проявляют большую или меньшую чувствительность к разного рода воздействиям. Чем младше ребёнок, тем важнее для него чувственный опыт. В раннем дошкольном возрасте для малышей очень важно научиться знакомиться с основными свойствами предметов. Именно этот возраст считается самым подходящим для активного сенсорного развития.
Специалисты уверены, что сенсорное развитие с совершенствованием функциональности органов чувств и накоплением сведений об окружающей среде в раннем возрасте имеет наиболее благоприятные прогнозы.
Можно даже сказать более: сенсорное развитие детей в возрасте 3-4 лет с целью повышения уровня интеллектуального развития — это неотъемлемая часть дошкольного воспитания. Ещё Л.А. Венгером была разработана программа по сенсорному воспитанию младших дошкольников с использованием дидактических игр, о которых подробнее будет сказано ниже. Большая часть этих игр направлена на совершенствование навыков восприятия предметов с учетом их свойств.
О пользе дидактических игр
В основе дидактических игр лежат сформированные представления о действиях с предметами и игрушками. Можно отметить, что игры помогают в обучении детей и строятся на применении всевозможных игровых приёмов.
В качестве игрового метода обучения дидактическая игра может быть рассмотрена как игровое занятие либо непосредственно игра. Главное отличие вариантов заключается в ведущей роли воспитателя: в первом случае он активно использует разнообразные игровые приёмы и хитрости для поддержания интереса детей, сопровождаемые указаниями, вопросами, демонстрацией, а в рамках игры у воспитателя появляется возможность донести до детей знания, сформировать представления, а также увлечь их игрой и научить простым игровым действиям.
В основу дидактической игры ложатся сформированные представления о построении игрового сюжета, о всевозможных игровых действиях с использованием предметов. Крайне важно, чтобы со временем были созданы условия для транспортировки представлений и знаний в игры без участия взрослых.
Что нужно знать о сенсорных эталонах
Нет никакой необходимости прививать детям навыки работы с сенсорными эталонами раньше 3-4 лет. Определённая подготовительная работа в этом направлении может вестись, но не более. Главное, чтобы при достижении младшего дошкольного возраста дети были способны усваивать основные сенсорные эталоны, группируя свойства предметов.
Сенсорное и эстетическое развитие тесно связаны между собой. Ребёнку, с лёгкостью разбирающемуся в звуках, цветах и запахах, доставит удовольствие наблюдать за особенностями окружающего мира, получая заряд бодрости и энергии от процесса. Если опыт сенсорного развития минимален, то и воображение окажется весьма скудным. Гармоничное интеллектуальное развитие не может проходить без развития восприятия, и это нормально.
Что касается роли сенсорного развития в судьбе каждого ребёнка, то она настолько значима, что средствам и методам сенсорного воспитания младших дошкольников в детском саду стоит уделить особое внимание.
В дошкольном возрасте дети познают явления природы, обучаются азам грамоты и математики. Результатов в этом процессе можно будет достичь исключительно после овладения знаниями о свойствах предметов, причём как внутренних, так и внешних. Так, например, чтобы срисовать обычный предмет с картинки, малышу нужно будет проанализировать его размеры, форму, цвет и прочие признаки.
То же касается и конструирования. Конструировать у детей 3-4 лет получится только после того, как они научатся исследовать признаки предметов, соотносить свойства материала для работы со свойствами образца. Неумение ориентироваться во внешних свойствах предметов станет основной причиной неспособности получения объективных представлений о природе, как живой, так и неживой.
Дети младшего дошкольного возраста учатся усваивать сенсорные эталоны в течение длительного времени, и результатом вовсе не будет считаться способность называть свойства предметов или объектов. Говорить о том, что процесс усвоения прошел гладко, можно будет лишь в том случае, когда ребёнок научится пользоваться чёткими представлениями об особенностях каждого свойства и сможет их применять для анализа.
Задачи сенсорного воспитания
Дошкольника 3-4 лет нужно обучать действиям, которые помогут ему понять простую истину: умение определять внешние признаки напрямую влияет на итоговую деятельность. Именно поэтому так важно, чтобы работа с дошкольниками была построена на практических действиях, позволяющих изучить форму предметов с называнием её и выявлением.
Со временем малыши 3-4 лет научатся справляться с вычленением формы зрительно, делая всё больше и больше успехов, пользуясь методом примеривания. Продолжительное использование метода примеривания позволит малышу отточить навык зрительного восприятия формы с возможностью её вычленения из предметов и последующим соотношением с формой остальных предметов.
Конструирование для дошкольников 3-4 лет — одна из наиболее продуктивных деятельностей, стимулирующих сенсорное развитие. Осуществлять сенсорные процессы в этом случае можно будет в рамках самой деятельности, а не за её границами, таким образом раскрывая новые возможности для развития сенсорики дошкольников без ограничений.
В процессе конструирования малыши учатся выделять не только внешние признаки предметов, но и совершенствуют практические и познавательные действия. У малышей, с которыми в возрасте 3-4 лет регулярно занимаются конструированием, хорошо развита способность зрительного восприятия предмета с возможностью его разбора на детали и последующего сбора в модель.
Как уже упоминалось выше, основной вид деятельности детей до 3-4 лет — это игра. Именно игра ускоряет познавательное и сенсорное развитие. Важно, чтобы взрослые поработали над расширением кругозора дошкольника, создавая условия для его развития. Игры, направленные на сенсорное воспитание, должны быть увлекательными для дошкольников, позволяющими незаметно для них усваивать нужный материал и получать богатый чувственный опыт.
Как развивать двигательную и зрительную память
В возрасте 3-4 лет концентрация внимания у детей становится заметно выше. Малыши удерживают внимание на определённой деятельности нужное время, способны запоминать названия геометрических форм, данные о растениях, животных, насекомых и птицах. Это означает, что дидактические игры, направленные на развитие сенсорики, должны стать более продуктивными.
- Интересный вариант игры — с тремя (со временем можно увеличить до пяти) предметами. Лучше будет взять мелкие предметы или игрушки. Например, это может быть грецкий орех, кофейное зерно и конфета. Каждый из предметов нужно будет поместить в три разные ёмкости, например в чашки разной расцветки и формы, в носки, в шкатулки или коробочки. Задача для ребёнка — спустя несколько минут вспомнить, какой предмет находится в какой ёмкости. В процессе игры будет развиваться не только зрительная память, но и мелкая моторика рук.
- Необычный вариант игры — на основе картонной заготовки и прищепок. Например, вместе с малышом можно вырезать круг из жёлтого картона (либо из белого, после чего закрасить его жёлтым цветом). В качестве образца крохе нужно будет предложить солнце с 7-8 лучами. Имея прищепки под рукой, ребёнок должен будет прикрепить к импровизированной основе для солнца такое же количество лучей, как и на образце. В ходе игры будут развиваться понятие интервала, моторика, зрительная память и навыки счёта.
- Простой и интересный вариант игры для развития сенсорики ребёнка 3-4 лет — кегли. Если есть игрушечные кегли — это отлично. Если нет, сделать их можно своими руками из подручных предметов, например пластиковых бутылок, банок или пакетов из-под сока.
Как развивать слуховую и словесно-логическую память
В 3-4 года речь детей становится более совершенной, словарный запас из пассивного переходит в активный, поэтому использовать разные новые слова в общении доставляет им особое удовольствие. В этом же возрасте малыши увлекаются книгами, ежедневно упрашивая родителей почитать им любимые сказки и рассказы. Учитывая такие изменения в развитии крохи, следует подобрать соответствующие дидактические игры, способствующие развитию сенсорики:
- Интересная игра — «Закончи слово». Ребёнку предлагают несколько слов из определённой категории, которые он должен будет закончить. Так, например, в категории «фрукты» это могут быть слова «ябло(ко)», «вино(град)», «ар(буз)» и пр. Таким же образом можно предложить дошкольнику закончить слова из категории «птицы», «животные», «игрушки» и пр. В процессе игры будет совершенствоваться внимательность и логическое мышление ребёнка. Кроме того, дошкольник научится разделять слова на слоги.
- Сенсорное развитие слуховой памяти стимулирует игра, построенная на извлечении звуков из разных предметов. Для того чтобы начать игру, потребуется собрать 5-7 предметов из разных материалов, после чего постучать по ним в присутствии ребёнка чайной ложечкой. Суть задания заключается в том, чтобы кроха научился определять источник звука не только с открытыми, но и с закрытыми глазами.
- Для младших дошкольников подойдёт игра с использованием парных сочетаний гласных и согласных звуков. Для того чтобы начать играть, нужно будет подготовить карточки с парными буквами, уложенные в непрозрачный мешок. Ребёнку предлагают вытаскивать карточки по одной, после чего придумывать пары слов на каждую из букв. Если кроха пока не знаком с буквами, озвучивать ему их может ведущий игры.
Как и для чего расширять кругозор у детей
В 3-4 года ребёнок, сенсорное развитие которого проходит нормально, уже должен иметь чёткие представления об основных природных явлениях. Так, например, малыш должен понимать, чем весна отличается от лета, а зима от весны. Малыш должен знать и различать фрукты и овощи, называть деревья и животных, разбираться во времени суток.
Добиться расширения кругозора можно только путём постоянного общения с ребёнком в возрасте 3-4 лет. Во время прогулки, дома, в гостях взрослые должны разговаривать с крохой, объясняя ему суть простых и сложных явлений природы, делая акценты на времени суток, на поведении людей в разное время дня, на типе трапезы (завтрак, обед или ужин) и пр.
Кроме того, в возрасте 3-4 лет уже можно практиковать с малышом, в том числе и во время прогулки, развитие навыков счёта, считая всё, что попадается на пути, начиная от деревьев и заканчивая вагонами в трамвае или лапами у щенка.
В заключение отметим, что дидактические игры, направленные на сенсорное развитие ребёнка, могут быть разными, как простыми, так и более сложными, и совсем не обязательно для того, чтобы играть с крохой и развивать его основные способности, понадобятся дорогие и редкие игрушки.
Использовать для игр можно подручные предметы, главное — это мотивация и интерес малыша, которые взрослые должны будут поддерживать на протяжении всего познавательного возраста личной заинтересованностью процессом и адекватной похвалой. Нельзя отпускать на самотёк процесс развития малыша с раннего возраста. Важно уделять крохе внимание каждый день и каждый час.
Источник