Сенсорное развитие ребенка средствами игровых технологий
Чаусова Надежда
Мастер-класс «Игровые технологии в развитии сенсорных способностей детей»
Мастер-класс
«Игровые технологии в развитии сенсорных способностей детей».
Подготовила воспитатель Чаусова Надежда Владимировна
Основной принцип мастер-класса:
«Я знаю, как это делать, и я покажу вам».
Цель мастер класса – обучение участников мастер-класса применению игровых технологий для развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Дать определение понятию игровая технология.
2. Познакомить участников мастер — класса с использованием игровой технологии в образовательном процессе.
3. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использования в своей практике современных игровых технологий.
Ход:
— Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я приглашаю Вас стать активными участниками мастер – класса на тему «Игровые технологии в развитии сенсорных способностей детей».
Большинство педагогов и психологов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую развитие ребенка. Уже в раннем возрасте ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре быть самостоятельным, выбирать игрушки или использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности
В раннем возрасте игровые технологии используются как отдельные игровые моменты. Их задача в этом возрасте – это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умение видеть взрослого как интересного партнера в игре.
Как известно, в раннем возрасте начинается усвоение ребенком сенсорных эталонов. Дети знакомятся с цветом, формой, величиной. Усвоение данных понятий происходит наиболее успешно если педагог умеет организовывать увлекательные игры, вовлекаясь в сюжет которых, дети усваивают необходимый программный материал.
В своей работе по развитию сенсорных способностей детей я использую различные дидактические игры и пособия,как готовые так и сделанные своими силами. Но сегодня на мастер-классе,я хотела бы уделить внимание логическим блокам Дьенеша, всемирно-известного венгерского профессора, математика, специалиста по психологии, создателя прогрессивной авторской методики обучения детей – «Новая математика».
Почему я взяла для работы именно эти блоки? Потому что во-первых они понятны и доступны детям,во –вторых они универсальны, их можно использовать в работе с детьми как раннего возраста,так и с детьми подготовительной к школе группы.
Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников блоков Дьенеша имеет большое значение для всестороннего развития детей:
1. Блоки Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине.
2. Блоки Дьенеша способствуют развитию у малышей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.
3. Блоки Дьенеша помогают развивать у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойствам, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства предмета, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.
4. Блоки Дьенеша дают детям первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.
5. Блоки Дьенеша способствуют развитию речи: малыши строят фразы с союзами «И», «ИЛИ», частицей «НЕ» и т. д.
6. Блоки Дьенеша помогают развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение, интеллект.
7. Блоки Дьенеша развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить.
Теперь я предлагаю Вам перейти к практической части мастер-класса «Игры с блоками Дьенеша». Все представленные игры могут быть использованы в любой общеобразовательной программе, как на занятии,так и в любом режимном моменте.
Как вы все знаете, пособие состоит из 48 элементов, которые различаются четырьмя свойствами:
Толщиной – тонкие и толстые.
Цветом – желтые, красные, синие.
Формой – круглые, треугольные, прямоугольные, квадратные.
Размером – маленькие и большие.
С логическими блоками ребенок выполняет много действий: меняет местами, убирает, выкладывает, ищет, делит, сравнивает.
В своей работе я начинаю заниматься с детьми уже в группе раннего возраста. Для работы мне достаточно сначала 24 элемента пособия. В игре остаются только тонкие или только толстые фигуры. Малыши учатся различать предметы по свойствам,а так же осваивают понятия «такой же как», позже «не такой как» по таким признакам как форма, цвет, размер.
Теперь я предлагаю вам познакомится с играми в которые мы играем. Игры очень просты,поэтому не вызовут у вас трудностей.
В нашей группе есть цветные фигурки-человечки, которые живут в Цветной стране, и в играх мы отправляемся к ним в гости.
Для начала я провожу цикл игр,в которых дети знакомятся с основными свойствами.
Игра «Посади на свою скамеечку»
1 вариант: (конверт 1)
Цель: Учить детей классифицировать фигуры по размеру.
Ход: Достаньте из 1 конверта 2 полоски — скамеечки: широкую и узкую.
Наши фигурки гуляли и устали. Давайте из посадим на скамеечки отдохнуть: большие — на широкую, а маленькие — на узкую.
2 вариант: (конверт 2)
Цель: Учить детей классифицировать фигуры по цвету.
Ход: Достаньте из 2 конверта 3полоски — скамеечки: желтую, красную, синюю.
Наши фигурки гуляли и устали. Давайте их посадим на скамеечки отдохнуть: красные – на красную скамеечку и т. д.
3 вариант: (конверт 3)
Цель: Учить детей классифицировать фигуры по форме.
Ход: Достаньте из 3 конверта 4 полоски – скамеечки, с нарисованными на них кругом, квадратом, треугольником и прямоугольником.
Наши фигурки гуляли и устали. Давайте их посадим на скамеечки отдохнуть.
Игра «Подбери фигуру» (конверт 4)
Цель: Закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. Продолжать закреплять основные цвета, развивать у детей память, мышление, сообразительность.
Материал: карточки с 4 нарисованными фигурами, блоки Дьенеша
Ход:
В Цветной стране появился злой волк. Фигурки-человечки его очень боятся и просят спрятать их. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались. Прошу детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывать (прятать) её на нарисованную фигуру. В конце игры еще раз закрепить знания геометрических фигур.
Игра «Цветные паровозики» (конверт 5)
Цель: закреплять знания об основных цветах
Ход:
1 вариант: Наши фигурки хотят прокатиться на поезде. Рассади их в свои вагончики (красные на красные, и т. д.)
2 вариант (с усложнением): Наши фигурки хотят прокатиться на поезде. Рассади их в свои вагончики (красный круг,желтый треугольник, и т. д.)
По окончанию игры необходимо проверить, правильно ли разложены фигурки.
Игра «Что изменилось».
Цель:
Ход:
Наши фигурки любят играть в прятки. Перед детьми выкладывают несколько фигур (начиная от 3-4 до 5-6 к концу года, прошу внимательно рассмотреть и запомнить их. Потом считалочкой «Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки закрывать!» прошу закрыть глаза и убираю одну из фигур. Произношу считалочку: «Раз, два, три, четыре, пять, можно глазки открывать!» и прошу сказать, какой фигуры не стало. Когда дети уже хорошо справляются с заданием, усложняю его: фигурки не убираются, а меняются местами.
Игра «Какая фигурка лишняя».
Цель:
Ход:
Выкладываю три фигурки – две со схожими свойствами, а одна – отличающаяся. Например: два круга и один треугольник; две красные фигуры и одна – желтая; две большие и одна – маленькая. Прошу назвать, какая фигура лишняя и почему.
Игра «Дорожки»
Цель:
Ход:
Наши фигурки ждут в гости друзей. Но они не могут к ним добраться. Фигурки решили им помочь- построить дорожку.
Дети выкладывают дорожку из блоков одного цвета, формы.
Игра «Угостим гостей печеньем»
Цель:
Ход: К детям приходят гости и мы предлагаем им печенье,но Мишка, любит квадратные печенья с малиной (т. е. красные, обезьянка круглые печенья с бананом, лисичка треугольные печенья с ежевикой, и дети угощают зверей их любимыми печеньями.
Игра «Магазин»
Цель:
Ход:
2-3 фигуры раскладываются на «витрине». Это магазин, где продается самое вкусное «печенье». Дети по очереди выступают в роли продавца. Взрослый говорит: «Здравствуйте! Я хотела бы купить большое красное круглое печенье. Продай мне его, пожалуйста». Ребенок-продавец должен найти и «продать» именно то печенье, которое просит «покупатель».
Серия игр «Выложи картинку».
Для этих игр использую готовый альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких» при выкладывании которых используются все фигуры комплекта. Накладывая цветные блоки на изображения, дети испытывают радость созидателя, наблюдая, как под их руками плоскостные изображения превращаются в объемные предметы.
Уважаемые педагоги!
Закончить нашу встречу мне хотелось бы следующими словами:
В. А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без того он – засушенный цветок.
— Благодарю вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо!
Источник
Елена Зыкова
Использование игровых технологий в процессе сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста
Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Игра — это огромное светлое окно, через которое духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Лев Семёнович Выготский полагал, что игра — это прекрасный метод развивающего обучения.
В руках педагога игра может стать инструментом воспитания, приобщения ребенка к жизни природы и общества, развития его физических, интеллектуальных и эмоциональных качеств. Этому отвечают и возрастные особенности дошкольников — их эмоциональность и легкая утомляемость от однообразия видов деятельности, тяга к творчеству, переключаемость внимания. Таким образом, игра, методика ее использования должна стать органической частью образования дошкольников.
Я в своей работе активно использую игровые технологии, так как именно игровые технологии — фундамент всего дошкольного образования.
Что такое игровая технология, и какова её роль для дошкольника?
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Цель игровой технологии — не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию образовательной деятельности, помогает активизировать процесс познания, осваивать новые навыки и умения.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, сенсорных процессов, творческих способностей.
Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. Мною подобран комплекс интересных, доступных и познавательных для детей игр для сенсорного развития и разработана система педагогической работы, направленная на сенсорное развитие у детей младшей возрастной группы посредством дидактических игр.
1. Дидактическая игра «Птицы прилетели. Геометрические фигуры». Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образцу. Изучаем геометрические фигуры, развиваем внимание и логику. Задача ребенка — расселить всех птиц по скворечникам.
Материал: карточки с изображением скворечников с отверстием в виде геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, и карточки с изображением птиц разной формы.
Ход игры: воспитатель рассматривают вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением птиц нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, квадратная, прямоугольная, овальная, треугольная). В игре принимают участие несколько детей. Выигрывает тот, кто быстрее подберёт все карточки к геометрическому образцу.
2. Дидактическая игра «Подбери пару». Цель: умение подбирать пары на основе сходного сенсорного признака; развивать зрительное восприятие. Игра направлена на изучение и закрепление цветов, развитие внимания и моторики.
Задача ребенка – подобрать каждой машине в подходящую по цвету дорогу.
Ход: Воспитатель показывает детям, например, машину жёлтого цвета и спрашивает, какой это цвет и предлагает детям подобрать дорогу такого же цвета. Затем показывает машину зелёного цвета, дети называют цвет и также подбирают дорожку.
3. Дидактическая игра «Вышли совушки гулять».
Цель: развивать восприятие формы предметов у детей, а также развивать мелкую моторику рук. Комплект подходит для развития внимания, моторики, изучения и закрепления геометрических фигур.
Оборудование: лист бумаги (игровое поле) с нарисованными фигурами, набор фигур совушек белого цвета, идентичных фигурам на листе бумаги.
Задача ребенка: расположить совят на поле, правильно подобрав форму.
Ход: Предложить детям закрыть фигурками сов фигуры на игровом поле.
4. Дидактическая игра: Ищем «домик» для цыпленка.
Цель: продолжать учить простым действиям с предметами (приему наложения, сравнения, обогащать зрительно – осязательный опыт малышей.
Задачи ребенка: Расположить цыплят и яйца по размеру в порядке возрастания (убывания). Подобрать каждому цыпленку «домик» — яичко соответствующего размера.
Дидактический материал: цыплята и яйца различной величины.
Методические приемы: на столе все яйца раскладывают в порядке увеличения (уменьшения). Затем подбираются в соответствующем порядке цыплята. Взрослый поясняет: «Вот самое большое яйцо, вот поменьше, это еще меньше, а вот самое маленькое».
5. Дидактическая игра «Цветовой сортировщик».
Цель: продолжать закреплять умение группировать по цвету однородные предметы.
Задача ребёнка — правильно назвать цвет конверта и найти соответствующий данному конверту почтовый ящик.
Дидактический материал: разноцветные конверты, почтовые ящики.
Вариант игры 1:
Разложите перед ребёнком почтовые ящики (количество зависит от возраста и от того, сколько цветов уже знает ребенок или какие цвета вы собираетесь изучать) и дайте ребенку конверты (начинайте с 1-2 конвертов каждого цвета, постепенно можно усложнять задания, увеличивая количество конвертов).
Вариант игры 2:
Распределите почтовые ящики по комнате (комнатам, вручите ребенку сумку с конвертами. Юный почтальон разносит письма по цветным адресам, не забыв правильно назвать цвет почтового ящика.
Вариант игры 3:
Задача ребёнка – опустить конверт в подходящий по размеру почтовый ящик.
Учимся соотносить размеры, закрепляем понятия: «большой, средний, маленький», «самый маленький», «больше», «еще больше», «самый большой» и наоборот (большой, меньше, еще меньше, самый маленький).
Совет 1:
Если наклеить почтовые ящики на коробки (например, из-под каш) и сделать прорези, ребенок сможет опускать конверты непосредственно в почтовый ящик.
Совет 2:
Если приклеить магнит к каждому ящику и конверту, то играть можно будет на любой магнитной поверхности, например, холодильнику.
Подводя итоги сказанного, хочу сделать вывод, что применение игровых технологий в моей педагогической работе помогает влиять на качество образовательной деятельности с детьми и позволяет осуществлять текущую коррекцию её результатов. Игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, и я стараюсь организовать ее так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю
жизнь.
Источник
Татьяна Черепанова
Семинар-практикум для педагогов «Современные игровые технологии в процессе сенсорного развития детей раннего возраста»
Содержание
1. Игра, как способ познания
2. Что такое игровая технология и ее роль для дошкольника
3. Сенсорное развитие ребенка
4. Игровые технологии:
Блоки Дьенеша;
Квадрат Воскобовича;
Прозрачный квадрат;
Математический планшет;
Палочки Кюизенера;
конструкторы фирмы LEGO DACTA.
5. Вывод
6. Библиография
7. Практическая часть
Игра, как способ познания
«Игра — это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества. В игре, в этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства.» С. Т. Шатцкий
В. А. Сухомлинский предлагает такую метафору: «Игра — это огромное светлое окно, через которое духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Выготский полагал, что игра — это прекрасный метод развивающего обучения.
В руках педагога игра может стать инструментом воспитания, приобщения ребенка к жизни природы и общества, развития его физических, интеллектуальных и эмоциональных качеств. Этому отвечают и возрастные особенности дошкольников — их эмоциональность и легкая утомляемость от однообразия видов деятельности, тяга к творчеству, переключаемость внимания. Таким образом, игра, методика ее использования должна стать органической частью образования дошкольников.
Что такое игровая технология и ее роль для дошкольника
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной деятельностью.
Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, сенсорных процессов, творческих способностей.
Вывод: использование игровых технологий в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения положительно влияет на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования, как говорит М. М. Поташник.
Сенсорное развитие ребенка
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия цвета, формы, величины, пространства, целостности. Сенсорное воспитание является основой для формирования у ребенка всех психических процессов — внимания, памяти, сферы образов-представлений, мышления, речи и воображения. С другой стороны, оно выступает фундаментальной предпосылкой для становления всех видов детской деятельности: предметной, игровой, продуктивной, трудовой.
На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет огромную роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Л. А. Венгер разработал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, которая была направлена на обучение детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, величина, расположение в пространстве). Основой для таких игр служат сформированные представлении о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Игры — занятия, поэтому и относятся к прямому обучению детей с использованием разнообразных игровых приемов.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Игровые технологии, которые можно применить в группе
1. Логические блоки Дьенеша – это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной, использовать можно с 2-х лет. Эти свойства можно варьировать, однако чаще всего на практике используются три цвета (красный, желтый, синий, четыре формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, по две характеристики величины (большой и маленький) и толщины (тонкий и толстый). Для работы с детьми одной группы на протяжении всего дошкольного детства требуется один-два набора объемных логических фигур – блоков и набор плоских логических фигур на каждого ребенка. Наборы плоских логических фигур можно сделать из картона или пластика по примеру логических блоков. Отличительная особенность таких наборов – одинаковая толщина всех фигур.
Наряду с логическими блоками применяются символические обозначения их признаков: цвет, форма, толщина (тонкая, толстая).
В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д., несколько позже – по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине).
Логические блоки также помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане пред математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. Используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
Основные задачи использования логических блоков в работе с детьми по развитию мыслительной активности детей:
— Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
— Развивать пространственные представления.
— Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование).
— Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
— Развивать знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных задач.
— Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
— Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
— Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
2. «Квадрат Воскобовича»
Его можно сравнить с оригами, использовать можно с 2-х летнего возраста, но только 2-х цветный квадрат. «Игровой квадрат» представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных на гибкую основу с двух сторон. Благодаря своей конструкции квадрат легко трансформируется, позволяя конструировать как плоскостные, так и объемные фигуры.
Игры с «Квадратом Воскобовича» развивают мелкую моторику рук, сенсорные способности (форма, цвет, ориентировка, пространственное мышление, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество.
3. «Прозрачный квадрат»
Работая с «Прозрачным квадратом» развивает у своих детей такие сенсорные способности как восприятие формы, величины. Используется с 3-х лет. Ребенку даётся схема для выкладывания заданной формы, заданного размера. Наложением прозрачных квадратов друг на друга (используя перевороты, поворачивания) дошкольник развивает навыки ориентировки, у него развивается логическое мышление, творческие способности. «Прозрачный квадрат» использую как в свободной деятельности детей, так и на различных занятиях по математике, развитию речи, окружающего мира, конструировании.
4. «Математический планшет»
Использовать можно с 2-х лет. Математический планшет позволяет научить детей ориентироваться на плоскости. Сначала дети учатся строить из цветных резинок геометрические фигуры, далее составление из геометрических фигур более сложных объектов, далее работа по схемам. У детей развивается мелкая моторика, зрительное восприятие. В старшей и подготовительной группе можно использовать математические словесные диктанты (по типу игры «морской бой», что способствует развитию слухового внимания и ориентировке на плоскости).
5. Палочки Кюизенера.
Палочки хороший материал для развития творческих способностей, логического мышления, внимания, памяти, способности моделировать и конструировать. Используются с 2-х лет.
В младшей группе выстраивать палочками по образцу (дорожки, поезд, заборчик, ворота и др., далее выкладывать, обращая внимание на цвет, а затем на размер и цвет одновременно (строить одинаковые по высоте и цвету заборы, высокие, низкие домики, широкую дорогу, узкую).
С детьми постарше выкладывать цветные коврики по образцу, моделировать по рисунку, потом по схеме. Сначала давать схемы в натуральную величину палочек (дети накладывали на схему палочки заданного цвета и величины, а затем выкладывать на столе, опираясь зрительно на схему. Моделируя геометрические фигуры, дети постигают их свойства, сходства и различия
В старшем возрасте моделировать произвольно, перенося самостоятельно эти модели на бумагу, т. е. создавая схему. Кроме того палочки помогают детям усвоить понятие числа, счета, состава чисел из двух меньших, операций с числами.
6. Конструктор фирмы LEGO DACTA
Обладает большим диапазоном возможностей, многофункциональностью, современными техническими и эстетическими характеристиками, использованием их в различных игровых и учебных целях.
Психофизические характеристики развиваются у детей раннего дошкольного возраста в процессе обучения с использованием технологии LEGO DACTA:
1. Развитие психических процессов:
– памяти (дидактическая игра «Вспомни и собери»);
– внимания (дидактическая игра «Что изменилось»);
2. Развитие сенсорных эталонов:
– цвет (дидактическая игра «Змейка»);
– форма (дидактическая игра «Двойняшки»);
– величина (дидактические игры «Крути волчок и выбирай», «Башни»);
3. Развитие речи:
– дидактические игры «Спина к спине», «Небольшие проекты», «Угадай мою модель», «Выдумки»;
4. Знакомство с окружающим миром:
– дидактические игры «Знакомство с правилами дорожного движения», «Знакомство со стилями архитектуры и конструирование зданий».
В результате деятельности с использованием конструктора данного типа дети учатся соединять детали конструктора различными способами, читать схемы-сборки и работать по ним, представлять и защищать свою модель.
Вывод
Совершенствование деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире детей раннего возраста является результатом целенаправленного применения современных технологий для сенсорного развития.
Таким образом, использование современных технологий содействует сенсорному развитию детей раннего возраста и способствует повышению эффективности развивающих процессов.
Библиография
1. Хохрякова Ю. М. Методика развития предметной деятельности в раннем возрасте. Пермь, 2001.
2. Хохрякова Ю. М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста. М.: ТЦ Сфера, 2014.
3. Петрова И. В. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие. М: ТЦ Сфера, 2012.
Практическая часть
1. Предложить воспитателям поиграть в игру с блоками Дьенеша «Найди свой домик». Используя сюрпризный момент, я предлагаю «чудесный мешочек», в котором находятся «ключики» (геометрические фигуры). По цвету «ключика» педагоги могут найти свой дом.
2. Игра с двумя обручами. На полу два обруча (синий и красный, обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть. Ведущий предлагает расположить блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча – все красные.
3. Сделать квадрат Воскобовича:
• приготовьте цветной картон ярких цветов;
• нарежьте его на треугольники произвольного, но вместе с тем одинакового размера (треугольников каждого цвета должно быть 16 штук);
• склейте их между собой широким скотчем, оставляя в нужных местах промежутки шириной не более 0,5—1 см (в зависимости от размера большого квадрата).
Источник