Сенсорное развитие ребенка по методу монтессори

Сенсорное развитие ребенка по методу монтессори thumbnail

Сенсорное развитие дошкольников по методу М.Монтессори

                                                  «Способность ощущать и воспринимать

                                                      внешний мир, различать предметы                                                                                                                                    

                                              в зависимости от их качеств  является

                                         основой для развития мышления».

                                                                                       М. Монтессори

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их  цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе, целостности.

Сенсорное воспитание создает необходимые условия для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направленно на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

В дошкольном возрасте происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного).

Познание ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит в процессе практической (познавательно – исследовательской) деятельности. Усвоить сенсорный эталон – значит не просто правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделенных свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям. Чтобы познакомиться с каким – то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т.д.

В образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, по сенсорному развитию, мною ставятся  следующие задачи:

 -Формирование сенсорных способностей у детей посредством образовательной деятельности;

-Формирование у детей систем сенсорных эталонов;

-Формирование у детей умений самостоятельно применять системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

 Мария Монтессори считала, что сенсорное развитие тесно связано с эстетическим. Чем более человек способен ощущать тонкие различия цветовых оттенков и музыкальных тонов, изысканных ароматов и вкусов, тем более он склонен воспринимать и наслаждаться красотой окружающего мира и тем более развито его эстетическое чувство. Наоборот, если сенсорный опыт невелик, ощущения не утончены, необходимы грубые и сильные раздражители, которые позволят получать удовлетворение от восприятия – вспомните яркие, вульгарные, кричащие цвета рекламных щитов, зашкаливающие децибелы на концертах или в кино.

Мария Монтессори также отмечала связь сенсорного развития с развитием воображения. Ведь утонченные органы чувств могут выделять малозаметные свойства, детали объектов внешнего мира, которые послужат прекрасной основой для создания необычного образа.

Первые разработки М. Монтессори были направлены на развитие сенсорного восприятия и моторики ребёнка.  Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослых — просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно постигать мир.

Тщательно разработанные ею пособия несут в себе обучающую задачу и помогают  развиваться детям в самых разных направлениях. У каждого из этих материалов огромный потенциал и большие творческие возможности.

Учебные  «Монтессори-материалы» представляют собой нечто среднее между учебными пособиями, развивающими игрушками и бытовыми предметами.  Предметом  игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т.д. Но есть и специальные классические Монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши т.д.

 Такие игры всегда можно использовать с обучающими целями: это могут быть обычные прищепки для белья, канцелярские цветные скрепки, орешки каштанов в дидактических играх с детьми для развития тактильности, мышления, мелкой моторики рук, цветового восприятия, запоминания геометрических фигур; различные геометрические тела (кубики, цилиндры и т.д.), таблички, дощечки, рамки, имеющие различный цвет и фактуру; предметы с элементами застёжек,  шнуровок  —   для развития мелкой моторики и бытовых навыков.  Для трехлетних детей, которые подчас не могут ни  определить цвет, ни назвать его целесообразнее применять мягкие пособия, с помощью которых можно провести игры «Посади клумбу», «Собери фрукты». Детям предлагается задание: пристегнуть к пуговице желтого цвета желтый цветок, к пуговице голубого цвета голубой цветок и т. д. Таким образом сначала формируется понятие «такой же», затем идет запоминание цветов, их названий. Для более старших детей задание «Посади клумбу» можно усложнить: придумай цветам серединки другого цвета.

     Детям всегда интересны планшеты с закрепленными крышками от пластиковых бутылок. Маленьких детей увлекает откручивание, закручивание крышек, перемещение их по цвету, размеру в пределах планшета. После освоения детьми элементарных действий с крышками, можно усложнить задание, предложив ребенку закрепить крышки согласно схемам.  Задания способствуют развитию моторики пальцев,  ориентированию относительно углов, сторон планшета,  запоминанию  цветов, а также воспитывают усидчивость, сосредоточенность, самостоятельность. Также возможно использование планшета с обычными тонкими резиночками, которые ребенок натягивает по любому замыслу или с конкретным заданием. С помощью этой полезной игрушки малыш может  «нарисовать» резиночками цифры, буквы, геометрические фигуры, узоры и т.д. Ребенок получает уникальную возможность «прочувствовать пальцами» форму геометрических фигур, цифр и других изображаемых силуэтов.  Играя с планшетом, малыш разовьет внимание, логику и абстрактное мышление.

Главный принцип системы Монтессори в работе с ребёнком — это научить основным приёмам исследовательско-поисковой деятельности познания окружающего мира.

Программа Монтессори предусматривает освоение детьми формы, цвета, величины предметов, развитие у них слухового, тактильного и других анализаторов, используя разнообразные дидактические игры.

Материалы для развития чувств

Эти материалы развивают различные сферы чувств, такие, как осязание, вкус, обоняние.

На этих материалах ребёнок учится слушать тишину и звуки, различать вес, цвет и форму предметов.

 •Определи предмет по запаху;

•        Вспомни, как они пахнут;

•        Коробочки с запахами;

•        “Тихо и громко”.

•        “Угадай, что звучит”.

•        “Шагаем и танцуем”.

•        Высокий и низкий звук”.

•        “Звоночки”.

•        “Шумящие коробочки”.

•        “Что слышно”.

•        “Чудесный мешочек”.

•        “Определи на ощупь”.

•        “Узнай фигуру”.

•        “Угадай, что внутри”.

Материал для различения размеров.

  • Розовая башня.

Материал:

Розовая башня состоит из 10 кубиков (тяжёлое дерево, розовый цвет) разных размеров. Длина ребра наименьшего кубика 1 см., длина ребра наибольшего кубика 10 см.

Прямая цель:

Формирование понятий «большой» — «маленький».

Косвенная цель:

Развитие моторики, координации движений, умения упорядочивать предметы.

Контроль над ошибками:

Если заданный порядок построения башни не соблюдён, то ошибка определяется зрительно или с помощью рук.

Дальнейшие упражнения:

-Вариации основного упражнения в вертикальном и горизонтальном направлениях;

-Кубики ставятся друг за другом по диагонали;

  • Коричневая лестница

Материал для различения цвета.

  • Цветные таблички.

Материал:

Ящик 1 содержит по 2 таблички жёлтого, красного и голубого цвета. Короткие стороны табличек снабжены планками.

Прямая цель:

Различение основных цветов.

Косвенная цель:

Развитие тонкой моторики.

•        “Найди цветок для бабочки”.

•        “Поставь цветы в вазу”.

•        “Ловись рыбка”.

•        “Собери бусы”.

Материал для различения структуры поверхностей и материалов.

  • Клавишная доска (шероховатый — гладкий)

Материал:

Доска (24 см. Х 12 см.), которая разделена на 2 квадрата. Один квадрат гладко отлакирован, другой обтянут шершавой бумагой. Доска(24см. Х 12 см.), которая разделена на 9 равных полос. Они поперечно отлакированы или обтянуты шершавой бумагой.

Прямая цель:

Развитие осязания. Узнать различные качества поверхностей.

Контроль над ошибками:

Различные качества шершавой и гладкой поверхностей.

Материал для различения вкусовых качеств.

  • Вкусовые банки.

Материал:

8 баночек, 8 пипеток, маленькая ложечка. Готовят 4 раствора: сладкий (раствор сахара), солёный (раствор соли), кислый (раствор уксуса или лимона), горький раствор.

Цель:

Дифференциация восприятия с помощью вкусовых ощущений, различение вкусовых качеств.

Контроль над ошибками происходит посредством повторного сравнения.

Проводятся также игры:

•        “Определи на вкус”.

•        “Вкусовые банки”.

•        “Назови вкус продуктов”.

Материал для восприятия температурных различий.

  • Тёплые кувшины.

Материал:

8 металлических кувшинов.

Цель:

Дифференциация восприятия температурных различий.

Контроль над ошибками:

Происходит через повторное сравнение.

Таким образом,  следует сделать вывод, что сенсорное воспитание является фундаментом гармоничного развития детей.  Монтессори — материалы служат важнейшим средством сенсорного воспитания детей, которое составляет основу обучения ребёнка в дошкольном и младшем школьном возрасте. Эти материалы устроены так, чтобы ребёнок мог с их помощью совершенствовать, прежде всего, свои практические умения и сенсорику.

Список используемой литературы

1.        Т.В.Башаева. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Ярославль,. 1998г.

2.        Л.А.Венгер. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Москва, 1989г.

3.        Горбун Н, Губенко А., Ким А. Упражнения с Монтессори материалами. Рига- Москва, 1998г.

4.        Морозова О.Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. — №5. — С. 54-55

5.        Плеханов А. Педагогическая теория и практика Марии Монтессори// Дошкольное воспитание. -1989. — №10. — С. 66-70

Источник

Аналитический отчет о выполнении плана по самообразованию на тему:

Развивающие игры по методике М. Монтессори.

Сенсорное развитие малышей в первой младшей группе.

Воспитатель Бабаянц М.А.

г. Новошахтинск

Целью моей работы – сенсорное развитие детей по методике Монтессори.

Основные задачи:

— создание развивающей среды;

— создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

— формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).

— воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).

Актуальность.

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: форма, цвет, величина, положение в пространстве, запах, вкус и так далее. Познание ребенка окружающего мира начинается с его восприятия.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. В младшем дошкольном возрасте у ребенка развиваются различные способности — обогащается сенсорный опыт посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Развитая сенсорика — основа для совершенствования практической деятельности современного человека.

Методика Марии Монтессори — это универсальная технология, обеспечивающая комплексное решение основных целей и задач дошкольного образования, ориентируемая на индивидуальность ребенка, личный рост, развитие способностей.

• развитие мелкой моторики рук;

• повышение эффективности учебно-образовательного процесса в детском саду.

Цель — развитие координации движения; помочь сориентироваться в окружающем мире, кнопки, банты, липучки, шнуровки, застежки из ремешков. Развитие моторики, координации движений.

Шумящие коробки. Восприятие и дифференциация шумовых различий; тренировка моторики, развитие слуховой памяти.

Развиваем мышление и тактильную память, доставая с волшебного мешочка воздушные шары наполненные различной крупой:рис, горох, манная, фасоль, гречка и др., а затем потрогать и рассмотреть крупу в блюдце, найти на ощупь в шарике. Незаменима для координации движения шнуровки, завязки, застежки.

Формирование восприятия ребенка о свойствах предметов происходит за счет сенсорного развития условием удачного освоения любыми практическими действиями является усовершенствование сенсорики у малышей, поскольку этот период когда происходит усиленное психическое и физическое совершенствование. Сенсорное воспитание является основой для умственного развития, формирования наблюдательности , развития эстетического чувства, фантазии и внимания и способствует расширению запаса слов,а также на совершенствование зрительной, моторной,слуховой, образной памяти. Средства сенсорного воспитания у дошколят используются дидактические упражнения и игры, конструирование, рисование.

Сентябрь.

Свою работу с детьми я начала с игр связанных с водой – это переливание воды, «Поймай совком мелкие игрушки», «Достань ракушку», «Сделаем фонтан», «Теплый и холодный», «Тонет, не тонет»  дидактическая игра «искупаем куклу Катю» помогают развивать общую и мелкую моторику рук, развитие у детей сенсомоторики, координации движения и зрительного внимания.

Октябрь.

Знакомство с книжной графикой «Веселые картинки»(потешки).Рассматривание картинок в детских книжках. с иллюстрациями Ю. Васнецова. Вызывание интереса к книжной графике. «Веселые игрушки» Продолжение знакомства с иллюстрациями Ю. Васнецова. Установление взаимосвязи между картинками и реальными игрушками. Узнавание животных в рисунках. Рисование пальчиками или ватными палочками «Дождик, чаще, кап-кап!»

Ноябрь.

Изучение ПДД -создание макета с правилами с атрибутами. Постройка гаражей из строительного конструктора. Работа с вкладышами — закрой окошко. Рисование на черной бумаге тема «Апельсин». Создание экспериментального уголка-бросовый материал шишки,ягоды,камушки,листья,каштаны,веточки. Изучение текстуры материала на ощупь

Декабрь.

Продолжение изучение литературы по данной теме.

Проведение консультации с родителями по теме «Какие игровые материалы и игрушки нужны деткам?»

Обыгрование сенсорного домика. Дидактическая игра «Тепло оденем куклу».Птицы зимой. Игра «Какие бывают птицы зимой» «Зимние забавы родителей и малышей» «Аппликация» «Праздничная елочка» «Лепка снежков для снеговика».Пальчиковые игры.

Январь.

Опыты экспериментирования со снегом «Цветные льдинки» «»Снег и снежинки состояние на улице и в группе. Создание уголка с дикими животными зимой, обыгрывание на макете, настольные игры с животными- с правилами. Разучивание комплекса утренней гимнастики со снежками. Настольные игры с вкладышами. Классификация овощей и фруктов. Найди пару шнуровки. Работа «Снеговик-Великан»-работа с салфетками.

Февраль.

Театрализованная деятельность.

Показ сказки «Три медведя»

Складывание пирамидок. Изучение и закрепление цвета основных, формы.

Собери разрезные картинки. Игры с ведерками с крышкой (большие и маленькие предметы. Коллективное аппликация «Лоскутное одеяло(целое и части), лепка «Баранки-калачи». Узнали что такое кормушка для птиц.

Поделки папам на 23 февраля.

Март.

Сенсорные коробочки-камешки,шишки,мелкие игрушки,фасоль,музыкальные инструменты,создали огород на подоконнике. Поделки мамам. Показ сказки «Колобок». Д/упражнение, пересыпаем ложкой крупу стр 115. опыт с водой и яйцами стр138.

Развитие точных движений рук; определять предметы на ощупь благодаря которому он упорядочивает и учится осознавать свои впечатления о мире. С их помощью ребенок врастает в культуру и современную цивилизацию. На собственном опыте учится понимать природу и ориентироваться в ней.

Через самостоятельное обращение с материалом ребенок приобретает различные навыки. Он учится ставить цели и находить пути ее достижения.  Монтесори- материалы отвечают спонтанному и ненасытному стремлению ребенка к движению. Направленная на дидактические цели – мелкая и крупная моторика влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.

Важнейший элемент педагогики  Монтессори — это развивающая среда.

Но  Монтессори- материалы очень дороги и, конечно же, не каждый детский сад имеет возможность их приобрести. Выход здесь один — создать специальную развивающую среду для детей, изготовленную своими руками, заменив  Монтессори–материалы на аналоги доступные в условиях детского сада, при этом проявив свои умения и фантазию.

Главный принцип системы  Монтессори — «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку самому найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть заложенные в него природные способности.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:

• Фронтальная (групповая) форма

• По подгруппам — основная форма работы на занятиях

• Игровая форма

• Индивидуальная деятельность

• Развивающие игры

• Интегрированная форма

Индивидуальные занятия проводят во время самостоятельной деятельности, преимущественно с детьми, отстающими в развитии, с каждым ребенком 2—3 раза в неделю.

Ожидаемые результаты:

• саморазвитие детей;

• получать социальный опыт, соответствующий зоне ближайшего развития;

• выбирать рациональный способ работы с материалом, знать алгоритм действия с ним;

Рамки с застежками — пуговиц

Выводы:

Дети стали более самостоятельными и уверенными в себе. Использование дидактической игры помогло мне повысить уровень сенсорного воспитания,сформировать знание по сенсорному развитию. Овладение способами обследования предметов. Научились воспринимать свойства предметов, сравнивать. Стали усидчивыми во время игр, поддерживают дружеские взаимоотношение. Обыгрывают ситуативные игры. Любят книжечки разных видов, слушать и повторять песенки, стихи. Сложно запоминать цвета.

Используемая литература

Методика раннего развития В. Дмитриева 2015г Моска.

Воспитание сенсорной культуры ребенка Л.А. Венгер 1988г Москва

пальчиковые игры Т.П. Трясорукова

Пластилинография для малышей Г.Н. Давыдова 2012г Москва

Программа художественного воспитания И.А. Лыкова 2007г Москва

учебно-методическое пособие И.А. Лыкова 2012г Москва

.

hello_html_75661843.jpg

hello_html_33b65712.jpg

hello_html_386db479.jpg

hello_html_3e0d02b0.jpg

hello_html_m53de9ddf.jpg

hello_html_20c3287a.jpg

hello_html_6d7e1f20.jpg
hello_html_79507777.jpg

hello_html_5d39d0de.jpg
hello_html_2aa20171.jpg

hello_html_386db479.jpg

Источник